Научная статья на тему 'Роль педагогической деятельности в экологическом образовании детей'

Роль педагогической деятельности в экологическом образовании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ФОРМИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FORMATION PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насибуллина Эльмира Раильевна

В статье актуализируется тенденция экологизации российского социума. Обоснована важность экологического воспитания и образования на всех ступенях, включая дошкольное, школьное и послешкольное образование. Отмечена возрастающая роль экологической культуры и необходимость ее воспитания с самого раннего возраста. В настоящей статье автор определяет роль педагогической деятельности в экологическом образовании детей. В статье выявлены основные педагогические условия экологического образования детей. Представлены принципы моделирования педагогической деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Определены компоненты модели педагогического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pedagogical activity in the environmental education of children

In the article the tendency of ecologization of the Russian society is actualized. The importance of ecological education and education at all levels, including pre-school, school and post-secondary education is substantiated. The increasing role of ecological culture and the need for its upbringing have been noted from an early age. In the present article determines by the author a role of pedagogical activity in ecological education of children. In article the main pedagogical conditions of ecological education of children are revealed. The principles of modeling of pedagogical activities for ecological education of children of preschool age are presented. Components of model of pedagogical ensuring ecological education of children of preschool age are defined.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической деятельности в экологическом образовании детей»

Педагогика

УДК 373.2; 373.3

аспирант Насибуллина Эльмира Раильевна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье актуализируется тенденция экологизации российского социума. Обоснована важность экологического воспитания и образования на всех ступенях, включая дошкольное, школьное и послешкольное образование. Отмечена возрастающая роль экологической культуры и необходимость ее воспитания с самого раннего возраста. В настоящей статье автор определяет роль педагогической деятельности в экологическом образовании детей. В статье выявлены основные педагогические условия экологического образования детей. Представлены принципы моделирования педагогической деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Определены компоненты модели педагогического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое воспитание, педагогические условия, формирование дошкольного образования.

Annotation. In the article the tendency of ecologization of the Russian society is actualized. The importance of ecological education and education at all levels, including pre-school, school and post-secondary education is substantiated. The increasing role of ecological culture and the need for its upbringing have been noted from an early age. In the present article determines by the author a role of pedagogical activity in ecological education of children. In article the main pedagogical conditions of ecological education of children are revealed. The principles of modeling of pedagogical activities for ecological education of children of preschool age are presented. Components of model of pedagogical ensuring ecological education of children of preschool age are defined.

Keywords: Ecological education, ecological culture, ecological education, pedagogical conditions, formation preschool education.

Введение. Современное образовательное пространство находится в процессе трансформационных изменений, связанных с экологизацией российского социума. Вектор экологического образования с одной стороны дает возможности прогрессирующего развития личности для природоохранной деятельности, а с другой стороны предвосхищает предпосылки реализации экологоориентированных методологических аспектов в образовании. Этот факт подтолкнул педагогическое сообщество к разработке стратегии сохранения равновесия экологической обстановки путем разработки моделей, подразумевающей такое развитие личности ребенка, который бы в будущем был способным удовлетворить все возрастающие потребности населения без ущерба оставляемым в наследство возможностям будущих поколений. Таким образом, процесс экологизации российского социума намечен на всех ступенях образования. Он востребовал необходимость повышения значимости роли культурных ориентиров личности ребенка на различных этапах ее социализации. Это обозначило приоритет фундаментальных теоретических исследований заданного направления в системе дошкольного, школьного и послешкольного образования, а также практического решения проблем его прикладной основы.

В настоящее время становится актуальной педагогическая деятельность, направленная на становление бережного отношения к природе у детей, которую можно позиционировать как целостный процесс прогрессивного формирования и развития личности, что выражается в потенциале опыта взаимодействия ребенка с социоприродным пространством, а также развитии умений и навыков осуществления экологически направленную целесобразную деятельности, в основе чего лежат систематически усваиваемых в дошкольном возрасте представлений и элементарных понятий. В контексте данной деятельности реализуется потребность ребенка в гуманном отношении ко всему живому.

Целенаправленная педагогическая детальность как процесс обусловлена соответствующими педагогическими условиями.

Изложение основного материала статьи. Авторы ряда исследований, посвященных проблеме организации необходимых педагогических условий, призывают рассматривать их как специфические обстоятельства или причины, которые обусловливают формирование образовательной среды, образовательных процессов, явлений (М. В. Бутакова, Н. И. Быкова). Некоторые исследователи рассматривают данные условия в качестве особых обстоятельств, делая акцент на обстановке, в рамках которой происходит развитие ребенка (Б. Г. Ананьев).

Другие в то же время понимают под условием обстоятельство воспитательно-образовательного процесса, которое представляет собой результат креативной деятельности педагога по сопровождению процесса формирования у детей специфических интегральных качеств [1].

Таким образом, если под условием понимать результат деятельности, то оно, естественно, и должно рассматриваться не только как некая данность, но и как нечто целенаправленно, преднамеренно создаваемое, что дает нам возможность рассматривать их как специально сконструированные (смоделированные) педагогические процедуры, взаимосвязь совокупности объективных и субъективных факторов, реализация которых позволяет педагогам успешно продвигаться в решении определенного класса педагогических задач.

Под педагогическими условиями экологического образования детей мы понимаем условия, способствующие реализации следующих задач экологического образования [2]:

-формирование системы элементарных научных знаний, которые являлись бы доступным для понимания детьми дошкольного и младшего школьного возраста и выступать как средства развития экологически осознанного отношения к окружающей действительности;

-формирование познавательного интереса к окружающей природе;

-формирование первоначальных умений и навыков экологически ориентированного поведения по отношению к природе;

-формирование бережного, гуманного, заботливого отношения как к природе, так и к окружающему миру в целом;

-формирование умений и навыков трудового характера при взаимодействии с животным и растениями, а также навыков наблюдения за объектами природы;

-формирование первоначальных ценностно-смысловых ориентации, осознания себя как части природы, понимание ценностей взаимосвязи человека и природы;

-формирование элементарных норм поведения во взаимодействи с природой, а также навыков рационального природопользования и сбережения ресурсов в процессе жизнедеятельности;

-формирование желания беречь и сохранять природные ресурсы;

-формирование умений оценивать возможные последствия собственных действий в отношении окружающей среды.

Мы согласны с мнением Н. А. Соколова [3] о том, что важнейшими из условий являются:

• Правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (экологическая тропа, экологическая комната, уголки природы, озелененный участок с насаждениями, привлекающими насекомых и птиц).

• Создание системы работы педагогического коллектива, включающей следующие взаимосвязанные компоненты: экологическое просвещение родителей, экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, оценка окружающей среды, подготовка и переподготовка кадров, координация работы педагогического коллектива.

• Наличие педагога-эколога, координирующего работу других педагогов с детьми.

Особое внимание следует уделять организации среды, которая, с точки зрения экологического образования детей, должна обеспечить как познавательное, так и эколого-эстетическое развитие ребенка, его оздоровление, формирование нравственных качеств и экологически грамотного поведения, а также способствовать экологизации различных видов деятельности (изобразительная, математическая, развитие речи и др.) и реализации всех компонентов содержания образования (познавательный, нравственный, ценностный и деятельностный) [4].

Немаловажное значение в создании педагогических условий экологического образования детей имеет методическое оснащение педагогического процесса, заинтересованность и экологическая грамотность педагогического коллектива образовательного учреждения.

Педагогическая деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста, как и любое педагогическое явление, может быть смоделировано.

Обращаясь к этимологии понятия «модель» (от лат. modulus - мера, стандарт, образец, эталон) необходимо отметить, что данное понятие было введено в область научных исследований Г. Лейбницом, ассоциирующим его как специфическую форму совокупности знаний об окружающем мире, а также как своеобразный эквивалент конструируемого в контексте определенных практических целей объекта.

С точки зрения В. А Штофф, модель может быть рассмотрена как конечная система или единичный объект, существующий независимо [5].

Моделирование в педагогических исследованиях всегда предвосхищает конечную цель, рассматриваемую как результат обучения, планирование промежуточных исследовательских результатов на каждом их этапов, определение методологического инструментария, коррекция трудностей. При этом модель необходимо рассматривать как искусственно созданный схематично представленный объект, наделенный свойствами, структурой, функциями, соотношениями элементов, отражающих объект в реальном виде.

Разрабатывая модель педагогического обеспечения экологического образования детей, мы опирались на модель педагогического обеспечения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста П. Г. Федосеевой [6]. Эта модель, на наш взгляд, является наиболее подходящей и отражает все необходимые блоки педагогического обеспечения. Мы адаптировали её к экологическому образованию и включили некоторые компоненты моделей, предложенных другими авторами.

Культурологический подход в экологическом образовании предполагает отражение двух аспектов: «образование в культуре» и «культура в образовании»; конструирование содержания, технологий, требований к результатам образовательного процесса и способов их оценки с точки зрения многообразия взаимосвязей в системе «экологическое образование - экологическая культура» [7].

Личностно-ориентированный подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности.

Деятельностный подход один из ведущих подходов экологического образования дошкольников. Экологические представления, которые ребенок усваивает в процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, становятся основой формирования мотивации его участия в качестве субъекта посильных видов деятельности по сохранению окружающей природы.

Следующим элементом модели педагогического обеспечения экологического образования дошкольников выступают группы принципов: общепедагогические (гуманизма, научности, систематичности и др.); специфические принципы экологического образования (принцип природособразности, принцип позитивного прогнозирования, принцип непрерывности) и специфические принципы экологического образования дошкольников (целостности, конструктивизма, регионализма и др.).

Наиболее эффективным, по нашему мнению, педагогическое обеспечение экологического образования детей дошкольного возраста будет при соблюдении следующих условий: экологизация различных видов деятельности детей, экологическая компетентность педагогов и родителей; учет региональных традиций и природных особенностей родного края; обогащение эколого-развивающей предметной среды; осуществления социального партнерства [8].

Следующим компонентом модели педагогического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста является структура педагогического обеспечения, представленная мониторингом экологического образования, анализом и прогнозированием результатов, консультированием субъектов образовательного процесса в ходе реализации самого обеспечения, коррекцией деятельности и условий как во время реализации модели, так и после.

Следующими компонентами модели педагогического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста, мы выделили: процессуальное обеспечение экологического образования, включающее в себя организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность и совместную деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах, и содержательное обеспечение.

Предполагаемым результатом реализации представленной нашей модели будет:

1. Повышение уровня сформированное™ экологической культуры детей дошкольного возраста: «возможные достижения ребенка» в общении с природой на этапе завершения дошкольного образования, которые сформулированы в Стандарте следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире...; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

2. Экологическая компетентность педагогов и родителей.

3. Экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

Представленная модель педагогической деятельности по экологическому образованию детей характеризуется целостностью, вариативностью, взаимодополняемостью, функциональностью, открытостью для использования накопленного опыта наукой и практикой.

Выводы. Таким образом, роль педагогической деятельности экологического образования детей дошкольного возраста заключается в обеспечении как познавательного, так и эколого-эстетического развитие ребенка, его оздоровлении, формировании нравственных качеств и экологически грамотного поведения, а также способствует экологизации различных видов деятельности (изобразительная, математическая, развитие речи и др.) и реализации всех компонентов содержания образования.

Литература:

1. Берзина, Р. Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) / Р. Ф. Берзина // Символ науки. - 2016. - № 2-1. - С. 65-66.

2. Боровикова, С. В. Развитие экологической культуры у дошкольников [Электронный ресурс] / С. В. Боровикова. - 2017. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/28/razvitie-ekologicheskoy-kultury-u-doshkolnikov

3. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - С. 51.

4. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е. Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2000. - С. 77.

5. Мы. Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. С-Пб: Детство-пресс, 2012. - С. 168.

6. Тарасюк, В. Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / В. Н. Тарасюк. - Карачаевск, 1997. - С.8.

7. Штофф, В. А. Роль модели в познании / В. А Штофф. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1963. - С. 91.

8. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / Сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей». - С.44.

9. Тюмасева, 3. И. Методические рекомендации по экологическому образованию / 3. И. Тюмасева. -Челябинск: Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей, 1989. - С. 16.

10. Урсул, А. Д. Концепция опережающего образования в России / А. Д. Урсул // Вестник высшей школы. - 2015. - №1. - С. 41.

11. Чуйкова, Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации / Л. Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1. - С. 7-19.

Педагогика

УДК: 371. 01 Н 34

кандидат педагогических наук, доцент Науменко Наталья Михайловна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Шаврыгина Ольга Сергеевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования рефлексивных умений обучающегося на современном уроке; дана характеристика видов рефлексии; систематизированы рефлексивные приемы сообразно видам рефлексии и этапам урока; описаны эффективные приемы формирования рефлексивных умений обучающегося, апробированные студентами в период педагогической практики.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала, рефлексивный прием.

Annotation. The article substantiates the necessity of developing students' reflexive skills in modern classes; gives the characteristic of the types of reflection; systematizes reflexive methods in accordance with the types of reflection and stages of the class; describes effective methods of developing students' reflective skills that are tested by students during their pedagogical practice.

Keywords: reflection, a reflection of mood and an emotional state, a reflection of the activity, a reflection of the content of the material, a reflexive method.

Введение. Модернизация системы образования России повлекла за собой изменение целей и содержания образования, появление новых средств, методов, форм и технологий обучения. Тем не менее основной формой организации процесса обучения в общеобразовательной организации был и остается урок. Тогда в чем же новизна урока сегодня? Анализ научной литературы по проблеме позволил сформулировать основные характеристики современного урока: ориентация на личностные особенности обучающегося; многообразие видов деятельности; стимулирование познавательной активности ребенка и развитие его креативного мышления; сотрудничество, соучастие, сотворчество; активное и обоснованное использование информационно-коммуникационных технологий.

История развития человечества (особенно события первой половины XX века) неопровержимо доказала, что основным и решающим фактором социальной жизни являются «динамичные силы» (А.Г. Щедровицкий)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.