Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
великий русский педагог / наследие Ушинского / образование / воспитание / семья / great Russian teacher / Ushinsky legacy / education / upbringing / family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чинякова А.А.

Раскрываются фундаментальные идеи наследия великого русского педагога К.Д. Ушинского и их востребованность в современной теории и практике образования. Показан потенциал наследия К.Д. Ушинского в подготовке педагогических кадров, во взаимодействии семьи и школы, а также в формировании русского общественно-педагогического самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF K.D. USHINSKY'S PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE MODERN THEORY AND PRACTICE OF PRESCHOOL CHILDREN'S DEVELOPMENT

The fundamental ideas of the legacy of the great Russian teacher K.D. Ushinsky and their relevance in modern theory and practice of education are revealed. The potential of K.D. Ushinsky's legacy in the training of teaching staff, in the interaction of family and school, as well as in the formation of Russian socio-pedagogical self-consciousness is shown.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Чинякова А.А.

преподаватель психолого-педагогических дисциплин и методик дошкольного и специального дошкольного образования Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

(г. Стерлитамак, Россия)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: раскрываются фундаментальные идеи наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского и их востребованность в современной теории и практике образования. Показан потенциал наследия К. Д. Ушинского в подготовке педагогических кадров, во взаимодействии семьи и школы, а также в формировании русского общественно-педагогического самосознания.

Ключевые слова: великий русский педагог, наследие Ушинского, образование, воспитание, семья.

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.» - К.Д. Ушинский

Константин Ушинский - является прославленным педагогом-демократом, писателем, автором научной педагогики в России. Также является автор многочисленных научных трудов и произведений для детей - «Два плуга», «Ветер и солнце», «Жалобы зайки», «Лиса и козел», «Плутишка кот».

Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Великий педагог

считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций -либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.

Своей деятельностью К.Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово».

К.Д. Ушинский считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду знание к народной культуре, родного языка, произведений устного народного творчества)

Константин Дмитриевич создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра - деятельность свободная, самостоятельная на ее содержание влияет среда воспитатель не должен вмешиваться большое значение имеют игрушки важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного.

К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Идеи Ушинского в настоящее время нашли отражение в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Константин Дмитриевич дал ценнейшие советы и обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения. Эти советы не утратили своего значения и в наше время. Принципы обучения педагоги используют в организации и проведении образовательного процесса.

Сегодня ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Этот принцип созвучен с идеями великого педагога. И сегодня мы строим

образовательную деятельность с детьми так, чтобы в ней сочетались несколько образовательных областей («Физическое развитие» - двигательная деятельность «Социально-коммуникативное развитие» - игровая деятельность «Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность).

В развитии речи детей дошкольного возраста Константин Дмитриевич придавал большое значение рассказыванию по картинкам, произведениям народного творчества: пословицам, прибауткам и загадкам. В настоящее время мы используем сказки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, как одну из современных технологий, направленных на развитие речи. Читаем русские народные сказки в обработке Ушинского, например, такие как «Репка», «Мужик и медведь» и т. д., сказки собственного сочинения К. Д. Ушинского. С помощью сказки ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать добро и зло. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм в ребёнке, уверенность в преодолении любых трудностей.

Учёный разработал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Например:

- не надо переутомлять детей «сидячими занятиями», больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности

- преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, влияет неуверенность в свои силы

- запаздывание в обучении обуславливает в отставании в развитии детей

- считал необходимым разработать: учебные занятия детей, «предшествующие книжному обучению» неучебные занятия, которые примыкают к игре.

Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а

также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.

Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, -приготовить из своих детей полезных для общества граждан одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание».

Согласно календарю, Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наше время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белозерцев Е. П. Русская школа и К.Д. Ушинский: беседы о великом педагоге: (лекции) / Е. П. Белозерцев и др. М. : Пересвет, 2007. - 303 с.;

2. Богуславский М. В. Константин Дмитриевич Ушинский / М. В. Богуславский // Перемены, М. : Эврика, 2005, № 3. С. 77-103.;

3. Гвоздецкий М.Ю. Развитие иден К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования / М.О. Гвоздецкий. Ярославль: ЯГНУ, 2011. - 187 с.

Chinyakova A.A.

Sterlitamak Multidisciplinary Professional College (Sterlitamak, Russia)

THE ROLE OF K.D. USHINSKY'S PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE MODERN THEORY AND PRACTICE OF PRESCHOOL CHILDREN'S DEVELOPMENT

Abstract: the fundamental ideas of the legacy of the great Russian teacher K. D. Ushinsky and their relevance in modern theory and practice of education are revealed. The potential of K. D. Ushinsky's legacy in the training of teaching staff, in the interaction of family and school, as well as in the formation of Russian socio-pedagogical self-consciousness is shown.

Keywords: great Russian teacher, Ushinsky legacy, education, upbringing, family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.