Научная статья на тему 'НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ'

НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
великий русский педагог / наследие К. Д. Ушинского / педагогическая антропология / педагогика как наука / образование / воспитание / учитель / подготовка педагогов / семья / личность / гуманизм / great Russian teacher / legacy of K. D. Ushinsky / pedagogical anthropology / pedagogy as a science / education / upbringing / teacher / teacher training / family / personality / humanism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко О. В.

Раскрываются фундаментальные идеи наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского и их востребованность в современной теории и практике образования. Показана суть требования классика «…как приведение образования в соответствие с потребностями страны и народа…» применительно к вызовам и социокультурным реалиям. Представлен научный диалог с наследием К. Д. Ушинского в ракурсе преломления его идей в решении нынешних проблем воспитания личности и развития наук об образовании. Показан потенциал наследия К. Д. Ушинского в подготовке педагогических кадров, во взаимодействии семьи и школы, а также в формировании русского общественно-педагогического самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGACY OF K. D. USHINSKY AND MODERNITY

The fundamental ideas of the heritage of the great Russian teacher K. D. Ushinsky and their relevance in modern theory and practice of education. The essence of the requirement of the classic “…as bringing education in line with the needs of the country and the people…” is shown in relation to challenges and socio-cultural realities. A scientific dialogue with the legacy of K. D. Ushinsky in the perspective of refraction of his ideas in solving the current problems of personality education and the development of the sciences of education. The potential of the legacy of K. D. Ushinsky in the training of teaching staff, in the interaction of the family and the school, as well as in the formation of Russian social and pedagogical self-consciousness.

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 37-50. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 2 (92). P. 37-50.

Научная статья УДК 37.01

doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-37-50

НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ольга Владимировна Гукаленко

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, olga_gukalenko@mail.ru

О. В. Гукаленко

Аннотация. Раскрываются фундаментальные идеи наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского и их востребованность в современной теории и практике образования. Показана суть требования классика «...как приведение образования в соответствие с потребностями страны и народа.» применительно к вызовам и социокультурным реалиям. Представлен научный диалог с наследием К. Д. Ушинского в ракурсе преломления его идей в решении нынешних проблем воспитания личности и развития наук об образовании. Показан потенциал наследия К. Д. Ушинского в подготовке педагогических кадров, во взаимодействии семьи и школы, а также в формировании русского общественно-педагогического самосознания.

Ключевые слова: великий русский педагог, наследие К. Д. Ушинского, педагогическая антропология, педагогика как наука, образование, воспитание, учитель, подготовка педагогов, семья, личность, гуманизм

Для цитирования: Гукаленко О. В. Наследие К. Д.Ушинского и современность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 37-50. аок 10.24412/2224-0772-2023-92-37-50

© Гукаленко О. В., 2023

Original article

THE LEGACY OF K. D. USHINSKY AND MODERNITY

Olga V. Gukalenko

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, olga_gukalenko@mail.ru

Abstract. The fundamental ideas of the heritage of the great Russian teacher K. D. Ushinsky and their relevance in modern theory and practice of education. The essence of the requirement of the classic "...as bringing education in line with the needs of the country and the people..." is shown in relation to challenges and socio-cultural realities. A scientific dialogue with the legacy of K. D. Ushinsky in the perspective of refraction of his ideas in solving the current problems of personality education and the development of the sciences of education. The potential of the legacy of K. D. Ushinsky in the training of teaching staff, in the interaction of the family and the school, as well as in the formation of Russian social and pedagogical self-consciousness.

Keywords: great Russian teacher, legacy of K. D. Ushinsky, pedagogical anthropology, pedagogy as a science, education, upbringing, teacher, teacher training, family, personality, humanism

For citation: Gukalenko O. V. The legacy of K. D. Ushinsky and modernity. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(2):37-50. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-37-50

Введение. Наследие Константина Дмитриевича Ушинского трудно переоценить. Он принадлежит к числу немногих педагогов мира, которые соединяют в своем творчестве все ипостаси педагогической деятельности: методолог и теоретик, дидакт и философ образования, блестящий воспитатель, автор фундаментальных трудов и замечательных учебников, практик образования, основатель отечественной научной педагогики, сравнительной и гендерной педагогики.

Сегодня классик русской педагогики предстает как наш современник — великий социальный мыслитель и выдающийся реформатор отечественного образования на началах гуманизма и социальной справедливости. Центральной социально-педагогической задачей наследия Ушинского выступает требование приведения образования в соответствие с потребностями страны и народа.

Ушинский заложил научный фундамент отечественной педагогики и сделал ее наукой, что позволило России войти в число стран с развитой педагогической наукой. Наследие К. Д. Ушинского принадлежит не только прошлому, но и настоящему и будущему.

Остановимся на ключевых идеях педагогического наследия К. Д. Ушинского, реализуемых в педагогической науке и практике современного образования.

1. Идеи К. Д. Ушинского в развитии педагогической антропологии

К. Д. Ушинский по праву является основоположником научной педагогики и педагогической антропологии в России и за рубежом. Его фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» закладывает ценностные, философско-педа-гогические основы педагогики, обучения и воспитания как социокультурных процессов [16; 17].

Великий педагог раскрывает коренную особенность функционирования педагогического знания — зависимость прогресса педагогики от глубины постижения ею закономерностей развития человека. Человек как предмет воспитания и развития находится в центре педагогической доктрины К. Д. Ушинского.

Педагогическая антропология К. Д. Ушинского являет собой научное осмысление человеческой природы, природы личности во взаимосвязи биологического, психического и социального. Суть педагогического научного знания раскрывается через принципы природосообразности и культуросообразности развивающейся личности, показана значимость образования как сферы общественной инициативы, обоснована педагогическая деятельность как гражданское поприще.

На основе педагогической антропологии разрабатывались и продолжают развиваться основы дидактики, заложившие идеи гуманизма в обучении. Теоретические основы процесса обучения и теория содержания образования составляют суть фундаментальности современного образования, определяют научно-дидактические аспекты преподавания различных дисциплин и в настоящее время.

Перечислим отдельные направления и современные подходы в развитии наук об образовании, которые опираются на антропологические идеи Ушинского.

• Человек как предмет воспитания. Необходимость познания человека. Идея физического, психического и духовно-нравственного развития личности на основе системного вовлечения физических, умственных и нравственных сил учащихся. Гармоническое целостное развитие личности. Развитие элементов теории детской игры. Идея

взаимосвязи языка, истории и культуры народа, искусства, трудовой деятельности в образовании и воспитании [15; 16].

• Идеи К. Д. Ушинского в современном образовании. Культурологический и личностно-развивающий подходы в педагогике. Педагогика развития. Гуманная педагогика. Учет возрастных и психологических особенностей развития личности. Системный подход в педагогике [3].

• Приложение наследия К. Д. Ушинского к развитию педагогической теории других научных дисциплин: анатомии, психологии, физиологии, логики, филологии, географии, статистики и др. Обоснование связи педагогики с другими науками [2].

• Преломление идей К. Д. Ушинского к практике современного образования. Принцип междисциплинарности и системный подход в педагогике. Концепция целостного подхода. Применение метапред-метного подхода в системе общего образования. Просветительская направленность педагогического процесса [12].

2. Наследие К. Д. Ушинского в решении проблем современного

образования

Ушинский обосновал целостную дидактическую систему как теорию обучения и определил ее дидактические принципы: единство обучения и воспитания, природосообразность, учет возрастных и психологических особенностей детей; наглядность обучения; последовательность и преемственность в обучении; самостоятельность в обучении и др. Педагогическая система Ушинского основана на психологическом анализе и заботе о ребенке, на идеях о том, что обучение должно быть ориентировано на особенности развития человека. И это блестяще он демонстрирует в своих трудах (на примере начальной школы) и организуя школьное дело в Гатчине [17; 18].

Классик педагогики последовательно выступал за культуросообразное и культурно-развивающее назначение языка в обучении и воспитании ребенка. Показал значимость русской словесности как основы культуры, языка как народного наставника. В знаменитых книгах «Детский мир» и «Родное слово» кроется секрет настоящей педагогики, которая захватывает и притягивает как учителя и ученика, так и родителя.

Неоценим вклад Ушинского в создание русской национальной школы. Необходимость преобразований русской школы он увязывал как

с общими проблемами школьного строительства, так и с вопросами содержания образования и методами обучения. Социальным стержнем этих преобразований были требования приведения школы в соответствие с потребностями развития страны, демократизации образования и привлечения общества к управлению школьным делом [18].

Эти идеи как никогда актуальны применительно к сегодняшним процессам обновления системы российского образования всех уровней. Так, идеи личностно ориентированного образования, учет возрастных особенностей обучающихся, культуросообразный и системно-деятельностный подходы положены в основу стандартов, программ и технологий современного образования, что позволяет не только давать знания, но и развивать индивидуальность, творческие личностные качества обучающихся.

К. Д. Ушинский. Разработка целостной дидактической системы как теории обучения. Принципы: Единство обучения и воспитания. «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Природосообразность, учет возрастных и психологических особенностей детей. Наглядность обучения. Последовательность и преемственность в обучении. Самостоятельность в обучении [16].

Наследие К. Д. Ушинского и современная дидактика. Системный подход в образовании. Деятельностный подход в образовании, воспитании и обучении. Практически все дидактические принципы системы К. Д. Ушинского нашли отражение во ФГОС общего образования второго поколения. Самообразование. Самообучение. Самообразовательная деятельность. Мастерство и творчество педагога [2].

К. Д. Ушинский об изучении родного языка, родного слова. Язык как народный наставник. Идея обучения на родном языке. Значимость русской и национальной словесности как основы культуры. Язык как инструмент создания мысли. Ушинский выступал как теоретик начальной школы (первоначальное образование). Обучение детей грамоте на родном языке, развитие речи дошкольников и младших школьников. Опора на русское народное творчество, народные сказки, пословицы, загадки; привлечение детской игры как средства обучения и воспитания. Эстетическое воспитание посредством рисования, живописи. Физическое воспитание на природе [17].

Современное преломление идей К. Д. Ушинского в теории и практике образования. Лингвокультурологический подход в педагогике. Личностно

ориентированный, культурологический и антропоцентристский подходы в образовании. Поликультурное и этнокультурное образование. Экологическое воспитание. Физическое развитие личности. Ценности здоровья и здорового образа жизни [4; 7].

3. Воспитание в наследии К. Д. Ушинского

Ушинский был блестящим воспитателем национального масштаба. Он стал первым ученым-педагогом, который всесторонне осветил проблемы воспитания и концептуально обосновал его принципы: гуманизма, народности, гражданственности и патриотизма, природосообразности, учета возрастных особенностей, социокультурный характер воспитания. Главную цель воспитания К. Д. Ушинский видел в духовном развитии человека. Он сам был педагогом с Богом в душе. В его педагогическом творчестве разностороннее развитие получили идеи гуманизма, нравственные, социальные и этические ценности. Идеи ценности человеческой личности становятся ведущим принципом гуманной педагогики К. Д. Ушинского.

Великий педагог твердо заявил об ответственности педагогики перед обществом и об ответственности общества за дело образования. Он заложил идеи общественного воспитания и основы социальной значимости русской педагогики и народности воспитания. В педагогическом наследии ученого народность воспитания переплетается с основными идеями философии образования, требованиями сделать образование доступным для всех слоев общества, для всего народа. К. Д. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как детский писатель. Много внимания он уделял роли родителей в деле воспитания детей.

К. Д. Ушинский утверждал, что в основе воспитания заложен особый идеал человека, национальный идеал, в котором выражены требования общества к подрастающему поколению. У каждого народа этот идеал соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, выражает собой степень самосознания народа. Поэтому педагогическое наследие К. Д. Ушинского, его социальные и педагогические идеалы основаны на идеях гуманизма, истории и культуре русского народа, его менталитета и мировоззрения.

Сегодня, основываясь на идеях педагогического наследия Ушинского, российская школа выстраивает современную систему воспитания де-

тей и молодежи с опорой на историко-культурные и педагогические традиции страны. В Стратегии и Федеральной программе воспитание рассматривается как процесс развития и социализации личности в новых социокультурных условиях.

Принципы воспитания в наследии К. Д. Ушинского. Природо-сообразность воспитания в единстве телесного, психического («душевного») и нравственного развития. Изучение «душевной природы» личности. Преднамеренное и непреднамеренное воспитание. Гармония звуков, цвета, фигур, движений, слов и поступков. Идея народности воспитания. Общественная организация образования. Народное образование и просвещение, становление русской народной школы. Демократические реформы школы. Идеи сравнительной педагогики. Народность в воспитании и образовании в странах Западной Европы. Воспитание в интересах народа. Требования к демократизации образования и обучения. Признание права народа на образование (родное слово, народность, общественное воспитание, реформы школы) [17].

Наследие К. Д. Ушинского и совершенствование воспитательного процесса в современной школе. Реализация природосообразности и других принципов системы К. Д. Ушинского во ФГОС общего образования второго поколения и ФОП. Идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания. Анализ системных проблем в процессе модернизации образования. Разработка образовательных технологий, реализация просветительских проектов по созданию действенного общественного влияния в деле воспитания детей и молодежи («Бессмертный полк», волонтерство, всероссийское движение школьников) [1; 6].

К. Д. Ушинский о гражданственности и патриотизме. Национальное самосознание. Любовь к Родине. Гражданственность, патриотизм. Учет особенностей русского менталитета в воспитании. Гуманность, честность, трудолюбие, дисциплинированность, скромность, долг как важные качества личности. Исключение шовинизма. Воспитание гражданского долга. Призыв к учащимся выступать против гнета и насилия [17].

Идеи К. Д. Ушинского и формирование ценностных основ воспитания в современной России. Указ № 809 от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Проектный и систем-но-деятельностный подходы к воспитанию. Патриотическое воспитание становится сверхважной задачей, многое делается с тем, чтобы развивать

у детей и молодежи гражданскую позицию, нравственность и патриотизм («Разговоры о важном», акции, эстафеты, уроки исторической правды, государственная символика, конкурсы, проекты, игры, экскурсии) [8].

К. Д. Ушинский о подготовке личности к жизни в обществе. Семейное воспитание. Подготовка к физическому и умственному труду. Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека. Воспитание в семье «граждан, полезных для общества». Развитие природных задатков и склонностей детей в семье. Нацеленность родителей на педагогическое саморазвитие и просвещение. Общественное значение воспитательной роли матери в семье [17].

Преломление идей К. Д. Ушинского в практике социализации и воспитания детей и молодежи. Идеи социализации в педагогике. Развитие социального и эмоционального интеллекта. Кванториумы, «Сириус», «Артек», «Молодая гвардия», социальные проекты, волонтерство, олимпиады, фестивали и др. Важность семейного воспитания детей. Совершенствование форм семейного воспитания на основе закона «Об образовании» (2012). Индивидуализация общего образования. Взаимодействие семьи и школы находит отражение в современных практиках воспитания (родительские университеты, всероссийское родительское собрание, просветительские проекты, родительские форумы, родительские субботы и т. д.) [4; 5].

4. Потенциал наследия К. Д. Ушинского в развитии современного педагогического образования

К. Д. Ушинский — идейный наставник учительства, поистине «Учитель русских учителей». Классик утверждал, что «Дело учителя, скромное по наружности,— одно из величайших дел в истории...». Он высоко ценил социальную значимость, нравственную и духовную сущность деятельности педагога, который, по его убеждению, всегда должен стоять вровень с задачами своего времени. «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим»,— говорил К. Д. Ушинский.

Он считал, что учитель должен быть не только знатоком своего предмета, но и обладать высокой моральной культурой, нравственностью, профессиональной этикой, быть мастером своего дела. Ушинский убежден, что педагог должен быть не только учителем, но и психологом, он призван научить учеников учиться, его должны отличать широкая

теоретико-методическая и практическая подготовленность, он должен уметь создавать атмосферу сотрудничества, уважать и любить детей.

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского выходит далеко за пределы школы, учителя и педагогики, его влияние проникает в область национальной культуры, выступает ведущей силой формирования русского общественно-педагогического самосознания, сливается с общенациональными задачами и идеалами.

Эти идеи являются основополагающими в признании роли и миссии учителя в развитии общества, личности и государства. Они призваны найти отражение в создании целостной системы непрерывного педагогического образования в России, в разработке обновленных профессиональных и образовательных стандартов подготовки современного педагога.

Перекличка с идеями К. Д. Ушинского позволит более полно адаптировать наследие великого русского педагога к современным задачам российского общества, образования и просвещения.

Приведем отдельные направления и примеры, как идеи педагогического наследия К. Д. Ушинского реализуются применительно к подготовке современного учителя.

Педагог в идеале должен быть не только учителем, но и психологом (К. Д. Ушинский). Идея во многом нашла отражение во ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», в профессиональном стандарте «Педагог». Психопедагогика развития как учебный предмет по педагогическим направлениям подготовки. Сегодня на идеях К. Д. Ушинского осуществляется модернизация и обновление психолого-педагогического знания [9].

Педагог призван научить учеников учиться. «Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». Опора на неучебные занятия, особенно в дошкольном воспитании (шитье, рисование, лепка, плетение и др.). Данная идея нашла отражение в современных образовательных и профессиональных стандартах в подготовке педагогов, во ФГОС общего образования второго поколения (учить учиться, развивать универсальные учебные действия, в том числе навыки автономного обучения, метакогнитивные навыки, умение планировать время и т.д.) [17].

«Педагог должен способствовать формированию атмосферы сотруд-

ничества в классе, проповедовать идею любви к ближнему». Настоящая идея К. Д. Ушинского реализуется в практике современного образования путем внедрения гуманистической парадигмы в образовании, личностно ориентированного, культуросообразного подходов, педагогики сотрудничества и творчества [13].

Широкая теоретическая, методическая и практическая подготовка педагогов, в особенности для дошкольных образовательных организаций (подготовка «детской садовницы») и народной школы. Воспитание личностных качеств педагогов (педагогические склонности и таланты, высокие нравственные качества — доброта, скромность; твердый характер, любовь к детям, индивидуальный подход к ребенку и т.д.). В настоящее время особо востребованы в подготовке педагогических кадров практи-ко-ориентированный подход в подготовке педагогов системы дошкольного образования; педагогическое творчество и мастерство; общекультурная и метапредметная компетенции; функциональная грамотность и способность работать в условиях цифровой трансформации образования [14].

Стремление учителя к постоянному расширению общего и педагогического образования, к получению энциклопедических знаний, знаний по психологии и другим гуманитарным наукам и др. Гендерный подход в образовании, становление женского педагогического образования. Восприятие педагогики как науки и как искусства. Подготовка современного учителя с позиции педагогической антропологии К. Д. Ушинского реализуется путем концепции непрерывного образования и непрерывного педагогического образования; формирование навыков самоанализа и саморефлексии при подготовке будущих педагогов в вузе; решение проблем гендерного подхода в профессиональном педагогическом образовании на основе идей К. Д. Ушинского и принципов социологии образования [12].

5. Пути и условия трансформации педагогического наследия К. Д. Ушинского в современной педагогической науке и практике

К. Д. Ушинский, несомненно, является педагогическим лидером своего времени, а во многом и педагогом-новатором. Поэтому пришло время в полной мере реализовать наследие К. Д. Ушинского в соответствии с требованиями современности и запросами постиндустриального общества.

И сегодня понятно, что наряду с совершенствованием непрерывной

системы подготовки будущих педагогов и формированием профессионально-педагогических компетенций требуется широкая общепедагогическая подготовка учителей-предметников. Важны общекультурная и социокультурная направленность подготовки педагогов. Мы призваны стремиться к реализации и развитию идей К. Д. Ушинского в направлении формирования русского общественно-педагогического самосознания.

Системные идеи непрерывной подготовки педагогов в педагогическом наследии К. Д. Ушинского призваны найти отражение в проектировании концепции и моделей совершенствования системы повышения квалификации учителей, педагогов вузов. Идеи и принципы природосообраз-ного воспитания и развития личности детей дошкольного возраста. Совершенствование, гуманизация и фундаментализация подготовки воспитателей и педагогов для начальной школы призваны опираться на принципы организации подготовки учительства и педагогических кадров в педагогическом наследии К. Д. Ушинского.

Совершенствование системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания в современной России и впредь должно опираться на истоки и ключевые принципы гражданского воспитания, народности и нравственного развития в наследии К. Д. Ушинского.

Дальнейшее развитие теории и практики образования, обучения, воспитания и развития как целостной системы призвано найти отражение в современной педагогической практике. Здесь очень важно опираться на идеи К. Д. Ушинского о «воспитательном влиянии учения и образовательном влиянии воспитания» и на реализацию идей о развитии применительно к воспитанию и образованию личности. Развитие методологии современной педагогики и наук об образовании призвано развиваться на междисциплинарном подходе с опорой на идеи, заложенные в теоретическом наследии К. Д. Ушинского в области теории воспитания, истории педагогики, сравнительной педагогики, школоведения, дидактики начального и общего образования и др. [17].

Заключение. Следует отметить, что педагогическое наследие К. Д. Ушинского, став национальным достоянием России, достоянием российской науки и культуры, еще не полностью освоено и тем более использовано отечественной школой и педагогикой. Практика показывает, что современные студенты и уже работающие педагоги недостаточно хорошо знакомы с классическим наследием педагогической науки, в том числе с наследием К. Д. Ушинского. Эти пробелы

в знаниях необходимо восполнять.

В год 200-летия со дня рождения великого русского педагога и в Год педагога и наставника в Российской Федерации проходит много событий, мероприятий, которые посвящены наследию К. Д. Ушинского. Звучит много интересных мыслей и конструктивных идей о том, как новое прочтение педагогического наследия К. Д. Ушинского может помочь нам в решении насущных проблем воспитания современной личности и в развитии наук об образовании в целом.

У каждого из нас свой К. Д. Ушинский: для детей и родителей — это воспитатель, детский писатель, для педагогов — наставник, учитель русских учителей, для ученых — философ, мыслитель, основатель научной русской педагогики. И для всех нас вместе — «это наш действительно народный педагог.», которым по праву гордится каждый учитель и каждый образованный гражданин нашей страны.

«Ушинский велик, а все мы — его должники...». Педагогическое наследие К. Д. Ушинского — это наше национальное достояние, из которого мы призваны вновь и вновь черпать идеи гуманизма и народной педагогики, идти навстречу ученику, создавать новую школу и будущее России.

Список источников

1. Азизова Н. Р., Бочарова В. Г., Гукаленко О. В. и др. Социально-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей в поликультурном пространстве: научно-методическое пособие. М: Изд-во «Современное образование», 2015. 180 с.

2. Белозерцев Е. П. Русская школа и К. Д. Ушинский: беседы о великом педагоге: [лекции] / Е. П. Белозерцев и др. М.: Пересвет, 2007. 303 с.

3. Богуславский М. В. Константин Дмитриевич Ушинский / М. В. Богуславский // Перемены. М.: Эврика, 2005. № 3. С. 77-103.

4. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. Поликультурное воспитательное пространство вуза как среда формирования гражданственности и патриотизма // Педагогика. 2018. № 2. С. 44-51.

5. Василевская В. Учение Ушинского о воспитании (отр. из ст.) / В. Василевская // Учительская газета. 1994. № 121. С. 22.

6. Галицина Л. В. Духовное начало в педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Л. В. Галицина // Вестник образования России. 2014. № 1. С. 64-73.

7. Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования / М. Ю. Гвоздецкий. Ярославль: ЯГПУ 2011. 187 с.

8. Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В. Приобщение обучающихся к ценностям культуры и культурного наследия российского народа в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Серия изданий «Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»). Издание № 3. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. 27 с.

9. Гукаленко О. В., Иванова С. В., Селиванова Н. Л. и др. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: Монография. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2020. 612 с.

10. ДацковскаяН. А. История образования: аксиологические идеи К. Д. Ушинского: учебное пособие / Н. А. Дацковская; ИПК ГОУ ОГУ. Оренбург, 2006. 184 с.

11. КовалеваН. А. История образования: развивающее обучение в педагогическом наследии К. Д. Ушинского: учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности 030401.65 История / Н. А. Ковалева. Оренбург, 2010. 280 с.

12. Пефтиев В. И. К. Д. Ушинский — российский энциклопедист XIX в.: [очерки для преподавателей и студентов] / В. И. Пефтиев. Ярославль: ЯГПУ, 2006. 189 с.

13. Принципы народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования: Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (г. Курск, 20-21 февр. 2001 г.). В 2 ч. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та. Ч. 1. Принципы народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования. 2001. 178 с.

14. Русская школа и К. Д. Ушинский. Беседы о великом педагоге. М.: Пересвет, 2007. 303 с.

15. Ушинский К. Д. Собраше педагогическихъ сочиненш. С.- Петербургъ. Типограф1я А. М. Котомина. У Обуховскаго моста, д. № 93. 1875. 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Том 1. Человек как предмет воспитания. Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1950. 776 с.

17. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1989. 528 с.

18. Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 688 с.

References

1. Azizova N. R., Bocharova V. G., Gukalenko O. V. i dr. Social'no-pedagogicheskaja podgotovka roditelej k vospitaniju detej v polikul'turnom prostranstve: nauchno-metodicheskoe posobie. M: Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2015. 180 s. [In Rus].

2. Belozercev E. P. Russkaja shkola i K. D. Ushinskij: besedy o velikom pedagoge: [lekcii] / E. P. Belozercev i dr. M.: Peresvet, 2007. 303 s. [In Rus].

3. Boguslavskij M. V. Konstantin Dmitrievich Ushinskij / M. V. Boguslavskij // Peremeny. M.: Jevrika, 2005. № 3. C. 77-103. [In Rus].

4. Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Pustovojtov V. N. Polikul'turnoe vospitatel'noe prostranstvo vuza kak sreda formirovanija grazhdanstvennosti i patriotizma // Pedagogika. 2018. № 2. S. 44-51. [In Rus].

5. Vasilevskaja V. Uchenie Ushinskogo o vospitanii (otr. iz st.) / V. Vasilevskaja // Uchitel'skaja gazeta. 1994. № 121. S. 22. [In Rus].

6. Galicina L. V. Duhovnoe nachalo v pedagogicheskom nasledii K. D. Ushinskogo / L. V. Galicina // Vestnik obrazovanija Rossii. 2014. № 1. S. 64-73. [In Rus].

7. Gvozdeckij M. Ju. Razvitie idei K. D. Ushinskogo o narodnosti vospitanija v teorii i praktike otechest-vennogo obrazovanija / M. Ju. Gvozdeckij. Jaroslavl': JaGPU, 2011. 187 s. [In Rus].

8. Gukalenko O. V., Serikov V. V., Uskova I. V. Priobshhenie obuchajushhihsja k cennostjam kul'tury i kul'turnogo nasledija rossijskogo naroda v kurse vneurochnoj dejatel'nosti «Razgovory o vazhnom» (Serija izdanij «Psihologo-pedagogicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniju kursa vneu-rochnoj dejatel'nosti «Razgovory o vazhnom»). Izdanie № 3. M.: FGBNU «ISRO RAO», 2022. 27 c. [In Rus].

9. Gukalenko O. V., Ivanova S. V., Selivanova N. L. i dr. Social'no-vospitatel'noe prostranstvo peda-gogicheskogo obrazovanija: opyt stanovlenija i proektirovanie budushhego. Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: strategicheskie orientiry razvitija: Monografija. Rostov-na-Donu: Juzhnyj federal'nyj universitet, 2020. 612 s. [In Rus].

10. Dackovskaja N. A. Istorija obrazovanija: aksiologicheskie idei K. D. Ushinskogo: uchebnoe posobie / N. A. Dackovskaja; IPK GOU OGU. Orenburg, 2006. 184 s. [In Rus].

11. Kovaleva N. A. Istorija obrazovanija: razvivajushhee obuchenie v pedagogicheskom nasledii K. D. Ushinskogo: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 030401.65 Istorija / N. A. Kovaleva. Orenburg, 2010. 280 s. [In Rus].

12. Peftiev V. I. K. D. Ushinskij — rossijskij jenciklopedist XIX v.: [ocherki dlja prepodavatelej i studentov] / V. I. Peftiev. Jaroslavl': JaGPU, 2006. 189 s. [In Rus].

13. Principy narodnosti i pravoslavija v pedagogicheskoj sisteme K. D. Ushinskogo i razvitie sovremen-

nogo obrazovanija: Materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Kursk, 20-21 fevr. 2001 g.). V 2 ch. Kursk: Izd-vo Kursk. gos. ped. un-ta. Ch. 1. Principy narodnosti i pravoslavija v pedagogicheskoj sisteme K. D. Ushinskogo i razvitie sovremennogo obrazovanija. 2001. 178 c. [In Rus].

14. Russkaja shkola i K. D. Ushinskij. Besedy o velikom pedagoge. M.: Peresvet, 2007. 303 s. [In Rus].

15. UshinskijK.D. Sobranie pedagogicheskih# sochinenij. S.-Peterburg#. Tipografija A. M. Kotomina. U Obuhovskago mosta, d. № 93. 1875. 624 s. [In Rus].

16. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij. Tom 1. Chelovek kak predmet vospitanija. Izdatel'stvo akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1950. 776 s. [In Rus].

17. UshinskijK.D. Sobranie sochinenij v 6 tomah. M.: Pedagogika, 1989. 528 s. [In Rus].

18. Ushinskij K. D. Russkaja shkola / Sost., predisl., komment. V. O. Gusakovoj / Otv. red. O. A. Platonov. M.: Institut russkoj civilizacii, 2015. 688 s. [In Rus].

Информация об авторе

О. В. Гукаленко — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент, главный научный сотрудник ФГБНУ«ИСРО»

Information about the author

O. V. Gukalenko — Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding member, Chief researcher of the Institute for Strategy of Education Development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.