Научная статья на тему 'Бесценный вклад К. Д. Ушинского в создание отечественной учебной литературы'

Бесценный вклад К. Д. Ушинского в создание отечественной учебной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10145
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ШКОЛА / КНИГИ НОВОГО ТИПА / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Индрисова Р. А.

В статье охарактеризован вклад К.Д. Ушинского в педагогическую науку, в прогрессивное преобразование русской народной школы, в создание первых учебных книг нового типа, ставших на десятилетия эталоном учебных пособий по русскому языку для начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бесценный вклад К. Д. Ушинского в создание отечественной учебной литературы»

БЕСЦЕННЫЙ ВКЛАД К.Д. УШИНСКОГО В СОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

PRICELESS CONTRIBUTION OF K.D. USHINSKY TO THE CREATION OF RUSSIAN NATIONAL EDUCATIONAL LITERATURE

Индрисова Р.А.

Методист ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

E-mail: [email protected]

Indrisova R.A.

Methodologist at the Adygea Republican Institute of Higher Qualification.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье охарактеризован вклад К.Д. Ушинского в педагогическую науку, в прогрессивное преобразование русской народной школы, в создание первых учебных книг нового типа, ставших на десятилетия эталоном учебных пособий по русскому языку для начальных классов.

Annotation. The article describes the contribution of K.D. Ushinsky to pedagogical science, to the progressive reformist transformation of the Russian national school, to the creation of the first textbooks of the new type, which became the standard for elementary school Russian language textbooks for decades.

Ключевые слова: народная школа, книги нового типа, учебная литература, детская педагогическая литература.

Keywords: people's school, books of the new type, educational literature, founder, pioneer, scientific pedagogy, children's educational literature, teacher and philosopher.

Мудрые мысли умных людей, пересекая века, остаются кладезем знаний человечества. В ряду таких личностей стоит и гений педагогической мысли Константин Дмитриевич Ушинский. Это великий русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России.

К.Д. Ушинский, родившийся и начавший свой жизненный путь в 1824 и закончивший его в 1871 г., стал одним из самых знаменитых и значимых личностей, внесших бесценный вклад в русскую педагогическую науку. Прогрессивность взглядов помогла Ушинскому по-новому взглянуть на педагогику как науку. Он был глубоко убежден, что педагогике нужна прочная научная база, опирающаяся на знания о человеке, на данные антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др.

Свою точку зрения относительно целей, средств и методов воспитания знаменитый ученый обосновывал тем, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей, так как люди не могут быть одинаково всесторонни, умны и умелы. Константин Дмитриевич считал, что общественное положение людей неодинаково, что также определяет различия в постановке воспитательных целей. К.Д. Ушинский развил оригинальное педагогическое учение, построенное на глубоком анализе психологии ребенка, человека вообще.

Великий педагог оставил после себя громадное наследие, значение которого сложно переоценить. Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке и тем самым поднял педагогику на качественно новый уровень. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике» [8]. Самого ученого называли «отцом русской педагогической науки». Учение Ушинского о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось знаковым для русской педагогической мысли и получило всестороннее развитие в русской педагогической науке.

В 1948-1950 гг. было издано Полное собрание сочинений Ушинского в 11 томах. Эти 11 томов являются результатом его наблюдений, умозаключений, исследований. Впоследствии педагогические и философские идеи К.Д. Ушинского нашли отражение в трудах таких великих педагогов, как Петр Федорович Каптерев и Антон Семенович Макаренко нашли отражение педагогические и философские идеи К.Д. Ушинского.

Многие ученые изучали и изучают его книги и методику обучения, на основе которых писали и пишут свои книги. Так появились «Педагогическое учение К.Д. Ушинского» Д.О. Лордкипанидзе [1]; «Дидактика К.Д. Ушинского» М.А. Данилова [2]; «Основы и система дидактики К.Д. Ушинского» В.Я. Струминского [3] и другие работы. Система обучения, разработанная Ушинским, является настолько уникальной и полезной, что многие педагоги и родители пользуются ею и сегодня.

К.Д. Ушинский составил руководство по педагогике, явившееся результатом изучения состояния женского образования, начального обучения в ряде стран Европы (Швейцария, Германия, Франция, Бельгия, Италия) в ходе заграничной командировки в 1862 г. Заметки, наблюдения и письма этого периода были объединены им в статье «Педагоги-

ческая поездка по Швейцарии» [11]. В течение пятилетнего пребывания за границей подготовка к составлению «Педагогической антропологии» (т. 1-2. 1867-1869 гг.) преобладала над всеми другими его занятиями. Кроме двух томов «Педагогической антропологии», сво -его главного психолого-педагогического сочинения, К.Д. Ушинский планировал написать еще и третий том, посвященный практическому применению теоретических оснований воспитания и обучения, изложенных в первых двух томах. Но ему не удалось завершить этот важный научный труд, в котором ученый хотел дать руководство по педагогике. Он также составил замечательную книгу для классного чтения - «Родное слово» (1864-1870 гг.) и методическое руководство к ней [4].

К.Д. Ушинский был универсален и как педагог:

• выступал как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественно-научном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающей развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания;

• как теоретик воспитания отличался глубиной проникновения в сущность педагогических явлений, стремлением выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека;

• как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущности процесса обучения, принципы, частные методики обучения. В методических руководствах для учителей рассмотрел основы методики начального обучения. Ушинский внес значительный вклад во внедрение в школу нового, аналитико-синтетическо-го звукового метода обучения грамоте, который позже применялся и в советской школе [6];

• создал замечательные учебники по педагогике «Родное слово» и «Детский мир», которые стали эпохальными в детской педагогической литературе. В этих книгах обучение родному языку, литературе и истории К.Д. Ушинский выдвигает на первое место. Кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил в пособие так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, соответствовал задачам нравственного и эстетического воспитания. В пособиях дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений;

• как педагог-психолог разработал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли);

• выступал и как «школовед», разработал программу преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования;

• наконец, как историк педагогики изучал труды таких представителей мировой педагогики, как Д. Локк, Ж.-Ж. Русс, И.Г. Песталоцци, Г. Спенсер и др. [12]. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих

наблюдений и педагогического опыта Константин Дмитриевич создал свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания» (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).

Благодаря книгам К.Д. Ушинского народная школа была преобразована: было разработано новое содержание обучения, стали использоваться новые педагогические методы и приемы, рекомендованные их автором. У К.Д. Ушинского появилось много последователей, использовавших его теоретические идеи и создавших свои книги: Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Н.А. Корф, Д.. Тихомиров и многие другие. Его педагогическое учение во многом опередило время и используется в современной педагогике. Современная школа России многое черпает из теоретических идей К.Д. Ушинского, опирается на открытые им методы обучения. Он оказал огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран.

К.Д. Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим целостную программу подготовки народного учителя. В своих трудах он высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки, тем самым сделав огромный вклад в педагогику.

В формировании личности народного учителя К. Д. Ушинский возлагал большие надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки учителя. Он предъявлял высокие требования к педагогу, считая, что он должен: иметь глубокие специальные педагогические знания, проникнутые духом народности, и твердые убеждения; сочетать разум и чувства; быть примером для подражания; любить детей и свою профессию, быть и учителем, и воспитателем; обладать педагогическим тактом; активно участвовать в народной жизни; постоянно совершенствовать свое мастерство, свою культуру.

Бесценным является вклад К.Д. Ушинского в создание отечественной учебной литературы. Книги, написанные гениальным педагогом, и сегодня не утратили своей актуальности. В них изложены его основные философские, научные, педагогические мысли и идеи.

При составлении учебных книг К.Д. Ушинский руководствовался своей научно-педагогической системой; в этом смысле его детские книги можно назвать первыми в России, основанными на научном, психолого-педагогическом фундаменте. Материалы книг автор располагал по принципу возрастания трудности, каждая часть книги органично связывалась с предшествующей и последующей, учитывались возрастные и психологические особенности детей.

К.Д. Ушинский в своих книгах остается верен заветам педагогики Я. Коменского, Д. Локка и И. Песталоцци, несмотря на довольно существенное место, отводимое естественно-научному материалу. Подобно И. Песталоцци, Ушинский разработал для родителей и учителей особое руководство к своему «Родному слову», имевшее огромное влияние на русскую народную школу. Основная идея учебника «Родное слово» состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта.

В обширном руководстве по работе с книгой для начального обучения «Родное слово» (1864) Ушинский осветил вопросы, связанные с начальным обучением: организацией,

содержанием и методикой преподавания изучаемых предметов, дидактическими принципами, приемами обучения; развитием учащихся с опорой на их психофизиологические особенности и др. «Книга для учащихся» была первой в России содержательной работой по дидактике первоначального обучения, заложившей ее основы и получившей претворение в практике начальной школы. В этом труде четко, ясно, конкретно представлены задачи и методы обучения, даны основополагающие педагогические правила. Особая ценность этой работы Ушинского состоит и в освещении в ней задач воспитания, вопросов взаимоотношений наставника и ученика.

Учебные книги К.Д. Ушинского энциклопедичны по охвату и многообразию включенных материалов. Он закладывал в своих учебно-методических и учебных книгах не только образовательную, но и художественные цели.

Поэтому основные труды великого педагога и талантливого писателя привлекают и учащихся, и родителей, и педагогов, и научных деятелей. Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных. Они признаны классическими образцами детской литературы. Родители тоже обращаются к книгам К.Д. Ушинского, находят в них ответы на интересующие их вопросы.

Книги К.Д. Ушинского и в наше время сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. В системе педагогической подготовки учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была оценена потомками по достоинству. Ежегодно проводятся педагогические чтения, научно-практические конференции, издано Полное собрание сочинений К. Д. Ушинского, его именем названа улица в городе Ярославле. В его честь Министерством образования и науки Российской Федерации была учреждена официальная награда - Медаль К.Д. Ушинского, ею награждаются педагогические работники и деятели науки за огромный вклад в отечественное образование, в педагогическую науку.

Книги Константина Дмитриевича Ушинского уже более полутора веков остаются актуальными, интересными и незаменимыми.

Список литературы:

1. Лордкипанидзе, Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского / Д. О. Лордкипа-нидзе. - 3-е изд. - М., 1954.

2*. Данилов, М. А. Дидактика К. Д. Ушинского / М. А. Данилов ; под ред. Е. Н. Медынского ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.-Л., 1948.

* В электронном виде издание доступно в Научной педагогической электронной библиотеке: http://elib.gnpbu.ru.

3. Струминский, В. Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского / В. Я. Стру-минский. - М., 1957.

4*. Струминский, В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского / В. Я. Струминский. - М., 1960.

5*. Гончаров, Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. - М., 1974.

6. Советская педагогика. - 1974. - № 2.

7. История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989.

8. История педагогики /под ред. М. Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.

9. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики. - М.: Академия, 2001.

10. Константинов, Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов, М. Ф. Шабаева. -М.: Просвещение, 1974.

11. Ушинский Константин Дмитриевич // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. - М., 1999.

12. Смирнова, И. С. Методологические основания педагогической антропологии в трудах К. Д. Ушинского и его последователей / И. С. Смирнова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2009. - № 1. - С. 131-135.

Spisok literatury:

1. Lordkipanidze, D. O. Pedagogicheskoe uchenie K. D. Ushinskogo / D. O. Lordkipan-

idze. - 3-e izd. - M., 1954.

2**. Danilov, M. A. Didaktika K. D. Ushinskogo / M. A. Danilov ; pod red. E. N. Medyn-

skogo ; Akad. ped. nauk RSFSR. In-t teorii i istorii pedagogiki. - M.-L., 1948.

3. Struminskij, V. Ja. Osnovy i sistema didaktiki K. D. Ushinskogo / V. Ja. Struminskij.

- M., 1957.

4**. Struminskij, V. Ja. Ocherki zhizni i pedagogicheskoj dejatel'nosti K. D. Ushinskogo / V. Ja. Struminskij. - M., 1960.

5**. Goncharov, N. K. Pedagogicheskaja sistema K. D. Ushinskogo / N. K. Goncharov. - M., 1974.

6. Sovetskaja pedagogika. - 1974. - № 2.

7. Istorija doshkol'noj pedagogiki / pod red. L. N. Litvina. - M.: Prosveshhenie, 1989.

8. Istorija pedagogiki/pod red. M. F. Shabaevoj. - M.: Prosveshhenie, 1982.

9. Egorov, S. F. Vvedenie v istoriju doshkol'noj pedagogiki. - M.: Akademija, 2001.

10. Konstantinov, N. A. Istorija pedagogiki / N. A. Konstantinov, M. F. Shabaeva. - M.: Prosveshhenie, 1974.

* В электронном виде издание доступно в Научной педагогической электронной библиотеке: http://elib.gnpbu.ru.

** The edition is available in the Scientific Educational Electronic Library: http://elib.gnpbu.ru.

11. Ushinskij Konstantin Dmitrievich II Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija. V 2 t. T. 2. - M., 1999.

12. Smirnova, I. S. Metodologicheskie osnovanija pedagogicheskoj antropologii v tru-dah K. D. Ushinskogo i ego posledovatelej I I. S. Smirnova II Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Pedagogika i psihologija». - 2009. - № 1. - S. 131-135.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.