Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. Д. УШИНСКОГО'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Д. Ушинский / история педагогики и образования / научно-педагогическое мировоззрение / K. D. Ushinsky / history of pedagogy and education / scientific and pedagogical outlook

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский М. В.

В статье в целостном виде рассматривается комплекс положений, в своей совокупности характеризующих научно-педагогическое мировоззрение К. Д. Ушинского. Характеризуются источники формирования научно-педагогического мировоззрения, и представлены основные этапы его генезиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORLD VIEW OF K. D. USHINSKY

The article considers in its entirety a complex of provisions, which in its entirety characterizes the scientific and pedagogical worldview of K. D. Ushinsky. The sources of the formation of the scientific and pedagogical worldview are characterized and the main stages of its genesis are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. Д. УШИНСКОГО»

ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 30-36. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 2 (92). P. 30-36.

Научная статья УДК 37.01

doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-30-36

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

К. Д. УШИНСКОГО

М. В. Богуславский

Михаил Викторович Богуславский

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Россия, Москва, hist2001@mail.ru

Аннотация. В статье в целостном виде рассматривается комплекс положений, в своей совокупности характеризующих научно-педагогическое мировоззрение К. Д. Ушинского. Характеризуются источники формирования научно-педагогического мировоззрения, и представлены основные этапы его генезиса.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, история педагогики и образования, научно-педагогическое мировоззрение

Для цитирования: Богуславский М. В. Формирование научно-педагогического мировоззрения К. Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 30-36. doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-30-36

Original article

FORMATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORLD VIEW OF K. D. USHINSKY Mikhail V. Boguslavsky

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, hist2001@mail.ru

Abstract. The article considers in its entirety a

© Богуславский М. В., 2023

complex of provisions, which in its entirety characterizes the scientific and pedagogical worldview of K. D. Ushinsky. The sources of the formation of the scientific and pedagogical worldview are characterized and the main stages of its genesis are presented.

Keywords: K. D. Ushinsky, history of pedagogy and education, scientific and pedagogical outlook

For citation: Boguslavsky M. V. Formation of scientific and pedagogical world view of K. D. Ushinsky. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(2):30-36. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-30-36

Константина Дмитриевича Ушинского правомерно называли «патриархом русской педагогики», «учителем русских учителей», «другом русского ребенка», «основателем русской начальной школы» и, наконец, «отцом русской педагогической науки» [2; 3]. Емкую оценку ему дал видный историк педагогики Л. Н. Модзалевский: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор» [6, с. 152].

Именно такая категория, как «мировоззрение», позволяет целостно выразить авторское понимание сущности научной педагогики самим К. Д. Ушинским. Мировоззренческая основа педагогики К. Д. Ушинского — система теоретических и аксиологических установок, выраженная в виде «идеи народности, выступающей смысловым центром научно-педагогического творчества ученого и определяющая логику его рассуждений и доказательств понимания педагогики как средства, способствующего реализации народом плана национального духа» [1; 7].

Системообразующим компонентом мировоззрения К. Д. Ушинского выступало христианско-антропологическое представление о сущности человека, его месте и назначении в мире.

К. Д. Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, обладающий сформированным мировоззрением и глубокими научными знаниями о состоянии педагогического знания в различных европейских странах. Ученый-педагог свободно владел английским, французским и немецким языками.

Созданная К. Д. Ушинским педагогическая теория базируется на прочном фундаменте философии. По его убеждению, «основанием воспитания должна служить и руководить философская идея» [7].

В социально-философских, философско-педагогических, этических

взглядах К. Д. Ушинского воплотилось влияние его великих предшественников и современников. Разрабатывая свое педагогическое учение, мыслитель основательно и последовательно освоил труды всех знаменитых философов: Аристотеля, философии Нового времени, философии Позднего французского Просвещения.

Но, безусловно, наибольшее влияние на его общественное и научное мировоззрение оказала немецкая классическая философия И. Канта, Г. Гегеля, И.-Г. Фихте [1]. Определяющее воздействие имела теория культуросообразности воспитания, продуцированная из немецкой философии романтизма и позитивизма.

В студенческие годы существенное влияние на становление молодого ученого оказал профессор Московского императорского университета, оригинальный педагогический мыслитель П. Г. Редкин, который являлся приверженцем философии Гегеля и посвящал свой курс очерку истории немецкой философии и обзору гегелевской мировоззренческой системы.

Среди направлений русской общественно-политической мысли первой половины XIX века наибольшее влияние на формирующееся мировоззрение К. Д. Ушинского оказали идеологии западничества, славянофильства, почвенничества, отстаивавших народно-самобытные традиции воспитания. Известно его уважительное отношение к взглядам консервативно-государственного крыла российского общества, особенно к теории официальной народности С. С. Уварова [4].

Именно научное обобщение и творческое переосмысление самим ученым данных мировоззрений, теорий и концепций помогло создать ему впоследствии собственную относительно стройную психолого-педагогическую теорию [9]. При этом, безусловно, в мировоззрении мыслителя присутствовал определенный эклектизм, что отмечалось всеми исследователями его научной деятельности. Добавим, что сам Константин Дмитриевич не скрывал, что прагматично брал различные идеи у разных ученых и применял их на практике.

Вместе с тем К. Д. Ушинский вводил в научный оборот собственные философские и мировоззренчески значимые идеи, характеризуя их как основы, без которых невозможно решить многие проблемы в науке, в частности в педагогике. Уже в своей первой педагогической статье «О пользе педагогической литературы» (1857) он доказывал необходимость единства теории и практики. Педагогика должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами.

Ученый совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно «усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае» [7].

По его убеждению, «овладение педагогической наукой — мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца, созидателя, художника своего дела» [7].

Педагогическую практику без теории он уподобил «знахарству в медицине». По его убеждению, «пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли» [7].

Отвергая умозрительное построение педагогической теории, К. Д. Ушинский вместе с тем предостерегал против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что «педагогу недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы» [7].

На протяжении всей научно-педагогической деятельности К. Д. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании знаний из философии, истории, анатомии, физиологии и психологии.

Формирование научно-педагогической системы К. Д. Ушинского прошло ряд взаимосвязанных этапов:

- вторая половина 1850-х годов — исследование проблем народности, общественности и трудового начала в образовательной деятельности.

- первая половина 1860-х годов — обоснование комплекса научно-педагогических проблем: дидактика и методика преподавания русского языка, компаративистика, женское образование.

- вторая половина 1860-х годов — культурно-антропологическая концепция, исследование проблем андрогогики.

Представим научный аппарат педагогики К. Д. Ушинского.

Различение социального формирования человеческой личности и воспитания как целенаправленной деятельности привело К. Д. Ушинского к трактовке объекта в двух измерениях: воспитательная действительность и человек как предмет воспитания.

Предмет — научное изучение развития человеческого организма во

всей его сложности.

Цель — изучение человека во всех отношениях на основе междисциплинарного подхода.

Для современных педагогов непривычно и вызывает вопросы употребление К. Д. Ушинским понятия «человек». Дело в том, что понятие «личность» как системообразующее появилось в психологии и педагогике уже после смерти Ушинского, в начале XX века. По сути, везде, где у ученого стоит «человек», это можно трактовать как «личность».

Методологический инструментарий К. Д. Ушинского можно представить в следующем виде:

Преобладала фактическая методология, поскольку К. Д. Ушинский принимал за основу своих рассуждений педагогические явления как научные факты с последующей их систематизацией по присущим им общим основаниям и внутренним взаимосвязям. Ученый подчеркивал, что «мы шли везде за фактами и насколько вели нас факты: где факты переставали говорить, там мы ставили гипотезу — и останавливались, никогда не употребляя гипотезу, как признанный факт» [7].

Использовалось самонаблюдение, основывающееся «на врожденной человеку способности сознавать и помнить свои душевные состояния» [7].

Доминировало применение метода сравнения объектов, процессов и состояний, что позволяло ученому делать выводы о качественном своеобразии рассматриваемых объектов и процессов.

Использовались методы классификаций и типологий.

Осуществлялось использование аналогии в построении педагогического знания (отношений, функций, содержания, структур), которое сопровождалось методологической рефлексией.

Ученый применял мысленный эксперимент, представляя себе, что произойдет с интересующим его педагогическим явлением в тех или иных условиях при взаимодействии с другими объектами.

В качестве приема выявления смысла содержания цитируемого текста Ушинский часто прибегал к использованию иронии. Иронический характер имели метафоры, эмоционально окрашенные оценочные суждения, а вот использование им самоиронии не зафиксировано.

В целом разработка ученым теории образования поставила на прочный научный фундамент систему общего образования, став основой как для последующего создания школьных учебников, так и для формирующейся системы методов учебно-воспитательной работы [5].

Наряду с бесспорными достижениями в развитии основ национальной школы дидактики, методики русского языка, педагогической антропологии более 150 лет назад ученый предвосхитил появление ряда новых областей педагогики.

Сравнительная педагогика, которая еще широко не была известна в российской педагогической науке. Ученый интенсивно исследовал эту область знаний, о чем свидетельствует его обширный сопоставительный анализ западноевропейской школы и состояния образования в России.

Теория образования взрослых как специальная отрасль педагогики, что, в частности, выразилось в создании воскресных школ.

Теория и практика женского образования. В то время было широко распространено предубеждение против образования женщин, особенно высшего, однако К. Д. Ушинский правомерно полагал, что женщины должны получать такое же образование, как и мужчины, иметь равные права в сфере университетского образования.

В заключение подчеркнем, что К. Д. Ушинский оставил богатое научно-педагогическое наследие, которое для современной российской педагогической науки и системы образования бесценно. Его педагогические идеи правомерно находятся в центре внимания и обсуждения ученых, а в практике обучения и воспитания подрастающих поколений они заслуживают дальнейшего глубокого изучения, теоретического осмысления и творческого использования.

Настало время в полной мере обосновать и ввести в научный оборот мировоззренчески значимые научно-педагогические идеи Ушинского, связав их с современным методологическим осмыслением сущности и перспектив построения отечественной педагогики и российского образования на национальной основе.

Список источников

1. БельскийВ. Ю. Философия образования К. Д. Ушинского: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2004. 49 с.

2. Богуславский М. В. Педагогическое мировоззрение К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 2 (30). С. 27-35.

3. Богуславский М. В., Милованов К. Ю. Педагогическая судьба К. Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2. С. 6-18.

4. Дементьева М. Н. Методологические основания наследия К. Д. Ушинского и их роль в становлении отечественной научной педагогики XIX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2002. 24 с.

5. Исаев Л. Н. К. Д. Ушинский — основатель русской дидактической и методической школы: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Пятигорск, 2001. 28 с.

6. Модзалевский Л. О. О народности в воспитании по Ушинскому // Памяти Константина

Дмитриевича Ушинского: по случаю 25-тилетия со дня кончины К. Д. Ушинского: (21-го декабря 1870 г.— 21-го декабря 1895 г.). СПб.: Обществ. польза, 1896. 212 с.

7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988-1990.

8. Френкель Ш. А. Мировоззрение и психолого-педагогическая система К. Д. Ушинского: ав-тореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1968. 44 с.

9. Шашков А. В. «Педагогическая антропология» в контексте мировоззренческой парадигмы педагогических взглядов К. Д. Ушинского: автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 24 с.

References

1. Bel'skij V. Ju. Filosofija obrazovanija K. D. Ushinskogo: avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk. M., 2004. 49 s. [In Rus].

2. Boguslavskij M. V. Pedagogicheskoe mirovozzrenie K. D. Ushinskogo // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2014. № 2 (30). S. 27-35. [In Rus].

3. Boguslavskij M. V., Milovanov K. Ju. Pedagogicheskaja sud'ba K. D. Ushinskogo // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2014. № 2. S. 6-18. [In Rus].

4. Dementeva M. N. Metodologicheskie osnovanija nasledija K. D. Ushinskogo i ih rol' v stanovlenii otechestvennoj nauchnoj pedagogiki HIH v.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rjazan', 2002. 24 s. [In Rus].

5. Isaev L. N. K. D. Ushinskij — osnovatel' russkoj didakticheskoj i metodicheskoj shkoly: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. Pjatigorsk, 2001. 28 s. [In Rus].

6. Modzalevskij L. O. O narodnosti v vospitanii po Ushinskomu // Pamjati Konstantina Dmitrievicha Ushinskogo: po sluchaju 25-tiletija so dnja konchiny K. D. Ushinskogo: (21-go dekabrja 1870 g.— 21-go dekabrja 1895 g.). SPb.: Obshhestv. pol'za, 1896. 212 s. [In Rus].

7. UshinskijK.D. Pedagogicheskie sochinenija: V 6 t. M.: Pedagogika, 1988-1990. [In Rus].

8. Frenkel' Sh. A. Mirovozzrenie i psihologo-pedagogicheskaja sistema K. D. Ushinskogo: avtoref. dis. . dokt. ped. nauk. L., 1968. 44 s. [In Rus].

9. Shashkov A. V. «Pedagogicheskaja antropologija» v kontekste mirovozzrencheskoj paradigmy peda-gogicheskih vzgljadov K. D. Ushinskogo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Majkop, 2007. 24 s. [In Rus].

Информация об авторе

М. В. Богуславский — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики

Information about the author

M. V. Boguslavsky—Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher of the Laboratory for Comparative Education and the History of Pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.