Научная статья на тему '«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» К. Д. УШИНСКОГО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ И ПОИСКА САМОБЫТНОСТИ'

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» К. Д. УШИНСКОГО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ И ПОИСКА САМОБЫТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Д. Ушинский / наследие К. Д. Ушинского / история педагогики / сравнительная педагогика / методология сравнительной педагогики / K. D. Ushinsky / legacy of K. D. Ushinsky / history of pedagogy / comparative education / methodology of comparative education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неборский Е. В.

В статье на основе работы К. Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» (1856) проанализирован исследовательский подход педагога-исследователя в области сравнительной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“COMPARATIVE EDUCATION” BY K. D. USHINSKY AS A TOOL FOR FIXING DIVERSITY AND SEARCHING FOR INDIVIDUALITY

In the article on the basis of the work of K. D. Ushinsky “On nationality in public education” (1856) the research approach of a teacherresearcher in the field of comparative pedagogy is analyzed.

Текст научной работы на тему ««СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» К. Д. УШИНСКОГО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ И ПОИСКА САМОБЫТНОСТИ»

ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Е. В. Неборский

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 90-95. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 2 (92). P. 90-95.

Научная статья УДК 37.013

doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-90-95

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» К. Д. УШИНСКОГО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ И ПОИСКА САМОБЫТНОСТИ

Егор Валентинович Неборский

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ev.neborskii@mpgu.su

Аннотация. В статье на основе работы К. Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» (1856) проанализирован исследовательский подход педагога-исследователя в области сравнительной педагогики.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, наследие К. Д. Ушинского, история педагогики, сравнительная педагогика, методология сравнительной педагогики

Для цитирования: Неборский Е. В. «Сравнительная педагогика» К. Д. Ушинского как инструмент фиксации разнообразия и поиска самобытности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 90-95. ао1: 10.24412/2224-0772-2023-92-90-95

"COMPARATIVE EDUCATION" BY K. D. USHINSKY AS A TOOL FOR FIXING DIVERSITY AND SEARCHING FOR INDIVIDUALITY

Egor V. Neborsky

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, ev.neborskii@mpgu.su

© HefiopcKMH E. B., 2023

Abstract. In the article on the basis of the work of K. D. Ushinsky "On nationality in public education" (1856) the research approach of a teacher-researcher in the field of comparative pedagogy is analyzed.

Keywords: K. D. Ushinsky, legacy of K. D. Ushinsky, history of pedagogy, comparative education, methodology of comparative education

For citation: Neborsky E. V. "Comparative education" by K. D. Ushinsky as a tool for fixing diversity and searching for individuality. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(2):90-95. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-90-95

Введение

Наследие К. Д. Ушинского до сих пор востребовано современниками в различных отраслях образования и педагогической науки [1]. К. Д. Ушинский, без преувеличения, Моцарт отечественной народной педагогики. Как в свое время композитор стал писать оперы для немецкоязычной публики на родном, а не итальянском языке, так и К. Д. Ушинский стал поборником национального языка и национальной системы образования в России. Его смело можно назвать создателем русской национальной педагогики [3]. Это и национальный язык в обучении (книги для обучения чтению «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), и наука на национальном языке для народного воспитания («Человек как предмет воспитания». Том I (1867); Том II (1869). При этом К. Д. Ушинский, развивая свои идеи в рамках антропологического подхода, разработал уникальную педагогическую систему [2]. Но, как отмечает отечественный историк педагогики М. В. Богуславский, К. Д. Ушинский в действительности заложил не только научные основы педагогики и воспитания в России, но и сразу несколько областей научно-педагогических исследований, среди которых, в частности, сравнительная педагогика. Именно эта область научного наследия мало исследовалась на данный момент. Среди работ в области сравнительной педагогики К. Д. Ушинского: «О народности в общественном воспитании» (1856) (в которой им изучался опыт Германии, Англии, Франции и США), «Три элемента школы» (1857) (о соотношении воспитания и обучения, анализ опыта школ Великобритании, Германии и Франции), «Школьные реформы в Северной Америке» (1858), «Внутреннее устройство североамериканских школ» (1858).

Методология и методы исследования

«Сравнительная педагогика» К. Д. Ушинского как инструмент ... I

С целью изучения методологии сравнительной педагогики К. Д. Ушинского, особенностей его исследовательского подхода был осуществлен анализ механизма реализации сравнительного исследования на примере его работы «О народности в общественном воспитании» (1856) [8].

Результаты исследования и обсуждение

В качестве методологического конструкта реализации замысла сравнительного исследования К. Д. Ушинский выстраивает «пирамиду»: общие основы европейского воспитания («корни» — как отмечает сам автор), государственное устройство и общественное воспитание («ствол» и «ветви»). Используя такой методологический конструкт в своем сравнительно-педагогическом исследовании, он выявляет истоки воспитания, в основе которых лежит христианство как общая для всех европейцев традиция. Государственное устройство в таком методологическом конструкте позволяет К. Д. Ушинскому обнаружить разнообразие в воспитательных практиках разных стран. Государственное устройство становится фактором, оказывающим влияние на воспитание, что раскрывается и детализируется в работе К. Д. Ушинского. Общественное воспитание как третий уровень «пирамиды» выступает элементом государственной и общественной жизни, что усиливает разнообразие воспитательных практик не только на уровне государств, но и местных сообществ.

Исследовательскую формулу К. Д. Ушинского можно представить следующим образом: народный характер + история народа (как условие изменений среды) = особенное характеристическое понятие «национальное воспитание». Ведущая идея его исследования: «...каков характер народа, таков и характер его воспитания» [8]. Иными словами, характер народа, или, говоря языком К. Д. Ушинского, «характеристические черты» народа, которые сформировались под влиянием трех факторов — христианства, государства и общественной жизни,— становятся своего рода способом удовлетворения потребности в воспитании, а история народа определяет непосредственно сами потребности в воспитании и цели воспитания.

К. Д. Ушинским предпринята попытка реализации сравнительного исследования с учетом сложности самой системы образования. Образовательное пространство включает в себя не только систему образования, но и различные подструктуры и подсистемы [5]. С некоторым

допущением можно утверждать, что педагог-исследователь предпринял попытку анализа систем образования с учетом его пространства — например, анализа нормативных документов, научных и методических трудов, структуры организации системы образования и т.д.

К. Д. Ушинский не принимает слепо на веру те или иные постулаты, которые в связи с академической модой проникают в умы его современников в сфере образования из Германии. Он прибегает к использованию критического мышления, как его охарактеризовали современные философы-методологи, как единству логики и антропологии [4]. Слишком уж разнообразны исторические условия и культурные грани народов Европы, чтобы эта печать разнообразия не легла и на воспитание.

Фиксация разнообразия становится возможной за счет методологического конструкта, который в ходе сравнительного анализа позволяет выявить как схожие черты в народных системах образования в Германии, Англии, Франции и США, так и различные черты. Так, например, К. Д. Ушинский раскрывает характеристические черты европейцев: страсть к абстракции и системе (Германия); полезность, практичность знания, а также характер, привычка владеть собой (Англия); внешний блеск, тщеславие и материальная, техническая польза (Франция); независимость, свобода выбора, поиск выгоды и пользы от обстоятельств, активная жизненная позиция (Новая Англия в США).

Фиксация разнообразия позволяет осуществлять и поиск самобытности через определение тех черт, которыми не обладают представители славянского народа, как бы методом от обратного. В чем же самобытность характеристических черт народа России? К. Д. Ушинский выявляет следующее: славянская размашистая природа, в отличие от холодного характера англичанина; русскому человеку будет скучно и неуютно посреди всеобщего комфорта и посреди самой развитой американской жизни, где все так хорошо, так полезно устроено; славянская восприимчивость и непоследовательность, в отличие от педантичности немца, спасает в сложные времена.

В своем сравнительно-педагогическом исследовании К. Д. Ушинский приходит к выводам:

- общей системы народного воспитания для всех народов нет ни в теории, ни на практике;

- у каждого народа своя особая национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных

«Сравнительная педагогика» К. Д. Ушинского как инструмент ... I

систем невозможно;

- опыт в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех народов, но в том понимании, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам;

- наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она обща для всех народов, но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни [8].

Такие выводы становятся возможными благодаря специфике исследовательского подхода К. Д. Ушинского, который он реализовал в рамках сравнительной педагогики. Этот подход в дальнейшем получил название релятивистского подхода, когда некое явление или объект исследуются в контексте его специфической уникальной среды в связи с его культурно-историческим контекстом.

Заключение

К. Д. Ушинского можно охарактеризовать не только как основоположника научной педагогики в России, но и как педагога-компаративиста, который заложил в нашей стране основы релятивистского подхода в сравнительной педагогике, позволяющего фиксировать разнообразие и через него осуществлять поиск самобытности.

Развитие современных исследований в области сравнительной педагогики все больше принимают междисциплинарный характер [7], и такую попытку в своих исследованиях уже предпринимал К. Д. Ушинский. Исследования национальных систем образования от детского сада до университета до сих пор составляют приблизительно треть всех исследований в области сравнительной педагогики [6], и релятивистский подход К. Д. Ушинского в этом ракурсе представляется одним из интересных подходов, исследования в рамках которого позволили бы раскрыть потенциал и уникальность отдельных образовательных и воспитательных феноменов, воспроизводимость которых если и возможна в других локальных средах, то может требовать учета специфики локальной среды и, как следствие, необходимости поиска иного способа разворачивания феномена.

Список источников

1. Богуславский М. В. К. Д. Ушинский: классик на все времена // Вестник образования России. 2014. № 81. С. 4-10.

2. Богуславский М. В., Милованов К. Ю. Педагогическая система К. Д. Ушинского // Открытая

школа. 2014. № 3 (134). С. 56-62.

3. Богуславский М. В. Создатель русской национальной педагогики К. Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения) // Вестник образования России. 2023. № 2. С. 72-80.

4. Грифцова И. Н., Сорина Г. В. Критическое мышление против псевдонауки // Человек. 2022. Т. 33, № 1. С. 7-30.

5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 5. С. 70-82.

6. Неборский Е. В. Сравнительная педагогика: обзор диссертационных исследований 20112020-х гг. // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 1 (45). С. 77-83.

7. Тагунова И. А. Компаративистика и западные междисциплинарные исследования в сфере образования // Педагогика. 2017. № 8. С. 106-114.

8. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. М.: АПН СССР, 1948. С. 69-166.

References

1. Boguslavsky M. V. K. D. Ushinskiy: klassik na vse vremena // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2014. № S1. S. 4-10. [In Rus].

2. Boguslavsky M. V., Milovanov K. Yu. Pedagogicheskaya sistema K. D. Ushinskogo // Otkrytaya shkola. 2014. № 3 (134). S. 56-62. [In Rus].

3. Boguslavsky M. V. Sozdatel' russkoy natsional'noy pedagogiki K. D. Ushinskiy (k 200-letiyu so dnya rozhdeniya) // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2023. № 2. S. 72-80. [In Rus].

4. Griftsova I. N., Sorina G. V. Kriticheskoye myshleniye protiv psevdonauki // Chelovek. 2022. T. 33, № 1. S. 7-30. [In Rus].

5. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Metodologiya issledovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh parametrov obrazovatel'nogo prostranstva // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2022. № 5. S. 70-82. [In Rus].

6. Neborsky E. V. Sravnitel'naya pedagogika: obzor dissertatsionnykh issledovaniy 2011-2020-kh gg. // Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye. 2021. T. 12, № 1 (45). S. 77-83. [In Rus].

7. Tagunova I. A. Komparativistika i zapadnyye mezhdistsiplinarnyye issledovaniya v sfere obrazovaniya // Pedagogika. 2017. № 8. S. 106-114. [In Rus].

8. Ushinskiy K. D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii // Sobraniye sochineniy. T. 2. Pedagogicheskiye stat'i 1857-1861 gg. M.: APN SSSR, 1948. S. 69-166. [In Rus].

Информация об авторе

Е. В. Неборский — доктор педагогических наук, профессор кафедры иноязычного образования Information about the author

E. V. Neborsky — Dr. Sc. (Education), Professor of the Foreign Language Department

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.