Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Д. УШИНСКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ / НАРОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова Александра Эдуардовна

В статье рассматриваются основные педагогические идеи великого русского педагога, основоположника отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Обосновывается актуальность педагогических идей классика в современном обществе. Особое внимание уделяется идее воспитания нравственности, которая является ядром в формировании патриотических чувств и качеств подрастающего поколения. Цель статьи заключается в трансляции опыта применения основных педагогических идей К. Д. Ушинского в современном обществе в ходе организации образовательного процесса на этапе теоретической и практической подготовки будущих учителей в системе среднего профессионального образования на основе учета выявленных характеристик идеи формирования патриотических чувств и качеств подрастающего поколения. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды А. Я. Данилюка, П. А. Лебедева, А. А. Серова. Методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта. Основные результаты исследования. Раскрыто смысловое содержание педагогических идей классика в современном обществе, особое внимание уделено идее воспитания нравственности, которая является ядром в формировании патриотических чувств и качеств будущих учителей начальных классов. Научная новизна. Конкретизирована сущность идей педагогического наследия К. Д. Ушинского, обоснована актуальность их применения в образовательном процессе при подготовке будущих учителей на современном этапе. Практическая значимость. Представленный подход к применению идей исторического становления и развития педагогической науки и практики в ходе организации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования послужил основой для организации образовательного процесса (освоения междисциплинарных курсов и практики), в том числе для целенаправленно организованного мониторинга сформированности готовности специалистов среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности по профилю специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF UPDATING THE LEGACY OF K. D. USHINSKY IN THE TRAINING OF A MODERN TEACHER

The article discusses the main pedagogical ideas of the great Russian teacher, the founder of Russian pedagogy Konstantin Dmitrievich Ushinsky. The relevance of the pedagogical ideas of the classic in modern society is substantiated. Special attention is paid to the idea of moral education, which is the core in the formation of patriotic feelings and qualities of the younger generation Purpose. The purpose of the article is share the experience of applying the main pedagogical ideas of K. D. Ushinsky in modern society in the course of organizing the educational process at the stage of theoretical and practical training of future teachers in the system of secondary vocational education based on the identified characteristics of the idea of forming patriotic feelings and qualities of the younger generation. Methodology and methods. The methodological basis of the article is the works of A. Ya. Danilyuk, P. A. Lebedev, A. A. Serov. Methods: retrospective analysis of scientific and pedagogical literature; system-functional analysis of pedagogical experience. The main results of the study. The semantic content of the pedagogical ideas of the classic in modern society is revealed, special attention is paid to the idea of moral education, which is the core in the formation of patriotic feelings and qualities of future primary school teachers. Scientific novelty. The essence of the ideas of the pedagogical heritage of K. D. Ushinsky, the relevance of the application in the educational process of the idea of K. D. Ushinsky in the process of training future teachers at the present stage. Practical relevance. The presented approach to the application of the ideas of the historical formation and development of pedagogical science and practice in the course of organizing the educational process in the system of secondary vocational education served as the basis for organizing the educational process (mastering interdisciplinary courses and practice), including for purposefully organized monitoring of the formation of the readiness of mid-level specialists to implementation of professional activities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

УДК: 371; 373

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.5.6

А. Э. Удалова^)

W Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация E-mail: udalovaae@mgpu.ru

К вопросу об актуализации наследия К. Д. Ушинского в подготовке современного педагога

Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические идеи великого русского педагога, основоположника отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Обосновывается актуальность педагогических идей классика в современном обществе. Особое внимание уделяется идее воспитания нравственности, которая является ядром в формировании патриотических чувств и качеств подрастающего поколения.

Цель статьи заключается в трансляции опыта применения основных педагогических идей К. Д. Ушинского в современном обществе в ходе организации образовательного процесса на этапе теоретической и практической подготовки будущих учителей в системе среднего профессионального образования на основе учета выявленных характеристик идеи формирования патриотических чувств и качеств подрастающего поколения.

Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды А. Я. Данилюка, П. А. Лебедева, А. А. Серова. Методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта.

Основные результаты исследования. Раскрыто смысловое содержание педагогических идей классика в современном обществе, особое внимание уделено идее воспитания нравственности, которая является ядром в формировании патриотических чувств и качеств будущих учителей начальных классов.

Научная новизна. Конкретизирована сущность идей педагогического наследия К. Д. Ушинского, обоснована актуальность их применения в образовательном процессе при подготовке будущих учителей на современном этапе.

Практическая значимость. Представленный подход к применению идей исторического становления и развития педагогической науки и практики в ходе организации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования послужил основой для организации образовательного процесса (освоения междисциплинарных курсов и практики), в том числе для целенаправленно организованного мониторинга сформированности готовности специалистов среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности по профилю специальности.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский; педагогические идеи К. Д. Ушинского; народная педагогика; воспитание; воспитание нравственности; народность.

© Удалова А. Э., 2023

A. E. Udalova«

w Moscow City University, Moscow, Russian Federation E-mail: udalovaae@mgpu.ru

On the issue of updating the legacy of K. D. Ushinsky in the training of a modern teacher

Abstract. The article discusses the main pedagogical ideas of the great Russian teacher, the founder of Russian pedagogy Konstantin Dmitrievich Ushinsky. The relevance of the pedagogical ideas of the classic in modern society is substantiated. Special attention is paid to the idea of moral education, which is the core in the formation of patriotic feelings and qualities of the younger generation

Purpose. The purpose of the article is share the experience of applying the main pedagogical ideas of K. D. Ushinsky in modern society in the course of organizing the educational process at the stage of theoretical and practical training of future teachers in the system of secondary vocational education based on the identified characteristics of the idea of forming patriotic feelings and qualities of the younger generation.

Methodology and methods. The methodological basis of the article is the works of A. Ya. Danilyuk, P. A. Lebedev, A. A. Serov. Methods: retrospective analysis of scientific and pedagogical literature; system-functional analysis of pedagogical experience.

The main results of the study. The semantic content of the pedagogical ideas of the classic in modern society is revealed, special attention is paid to the idea of moral education, which is the core in the formation of patriotic feelings and qualities of future primary school teachers.

Scientific novelty. The essence of the ideas of the pedagogical heritage of K. D. Ushinsky, the relevance of the application in the educational process of the idea of K. D. Ushinsky in the process of training future teachers at the present stage.

Practical relevance. The presented approach to the application of the ideas of the historical formation and development of pedagogical science and practice in the course of organizing the educational process in the system of secondary vocational education served as the basis for organizing the educational process (mastering interdisciplinary courses and practice), including for purposefully organized monitoring of the formation of the readiness of mid-level specialists to implementation of professional activities.

Keywords: K. D. Ushinsky; pedagogical ideas of K. D. Ushinsky; folk pedagogy; education; moral education; nationality.

Проблемы общества всегда находят свое отражение в процессе формирования подрастающего поколения. Так было во все времена, и современная действительность не является исключением. Словарь «Социальная философия» трактует понятие «общество» как сумму связей, совокупность или систему отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и транслируемых их деятельностью [6, с. 32].

Соответственно, все общественные процессы оказывают непосредственное влияние, как положительное, так и отрицательное, на систему воспитания, систему норм и ценностей, на которых базируется воспитательный процесс.

В свое время американский социолог, один из основателей современной социологии Роберт Кинг Мертон, рассматривая социальную структуру, говорил о социальной аномии, трактуя ее как ситуацию в обществе, характеризующуюся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие [3, с. 299-313]. Такая ситуация может привести к разрушению традиционных социальных ценностей, к невозможности общества создать необходимые условия для гармоничного воспитания детей. Поэтому актуальность педагогического наследия К. Д. Ушинского является неоспоримой, так как в нем заложены основные идеи гуманности, народности, патриотизма, духовности.

Следует отметить, что современная система образования уделяет большое внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, что находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и вступившем в силу с сентября 2022 года обновленном стандарте. А именно в основе стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторами которой являются А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков и В. А. Тишков. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации с целью обеспечения условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [2]. Кроме того, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года1 приоритетной задачей в сфере воспитания также является развитие высоконравственной личности.

В федеральном государственном образовательном стандарте2 определено, что векторы сформированности личностных результатов освоения образовательной программы обучающимися уровня основного общего образования находят отражение в проявлении чувства уважения и долга перед Отечеством, осознании принадлежности к истории, культурному наследию народа, его языку. То есть формирование высоконравственной личности, отвечающей за свои поступки и действия, воспитанной в традиции глубокого уважения к своей Родине, культуре, языку, является актуальным требованием современности и предполагает наличие соответствующего воспитательного потенциала в обществе.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского созвучны современным проблемам воспитания. Обращение к ним позволяет создать фундамент для решения педагогических проблем. Среди основных педагогических идей К. Д. Ушинского необходимо назвать идею народности в общественном воспитании. Согласно трактовке

1 Распоряжение от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd. ru/document/420277810 (дата обращения: 13.12.2022).

2 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 17.12.2022).

К. Д. Ушинского, народность является единственным источником исторической жизни государства. Нельзя отказываться от своей истории, какой бы она не была. «Общественное воспитание есть для народа его семейное воспитание» [1, с. 41-44].

Идея народности воспитания признает творческую силу трудового народа в историческом процессе, его право на образование. Народность в воспитании предполагает воспитание, основанное на глубоком проникновении в историческую самобытность и культуру каждого народа — в этом его ценность. Идея народности воспитания актуальна и для современного общества, которому необходимо сохранить историческую память, чтобы продолжать гармонично развиваться и приумножать свои культурные ценности.

Идея реформирования народной школы также актуальна для современного общества и системы образования как института социализации. Процессы, происходящие в обществе, влияют на ситуацию в образовании в политическом, экономическом планах и, безусловно, влияют на его содержание. Именно на этот факт обращает внимание К. Д. Ушинский, определяя главный критерий научной педагогики и практики [8; 9]. Поэтому актуальной является идея К. Д. Ушинского о том, что «народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на "общественном почине" и "общественной деятельности" в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе» [1, с. 41-44]. Содержание воспитания должно быть созвучно идеям народа, его культуре, истории. Личность должна формироваться в условиях воспитания глубокого уважения к истинным духовным традициям.

Идея труда как основы воспитания не теряет своей актуальности. Труд, трудовое воспитание — основа воспитания личности. По мнению К. Д. Ушинского, человек обязательно должен трудиться, так как истинный труд приносит счастье, сохраняет нравственность, воспитывает. И с этим нельзя не согласиться. Идее труда отвечает реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу федерального государственного образовательного стандарта. Обучающийся должен не просто получать знания, а должен научиться учиться. В этом и заключается идея умственного труда детей.

Идея сохранения традиций и родного языка звучит как лозунг современного дня. Россия — многонациональная страна, и важно сохранить самобытность каждого народа, его культуру и традиции, исторические особенности. Воспитание, основанное на истинной народной культуре, развивает у детей патриотизм и уважение к родному языку и родной истории, формирует чувство долга перед Отечеством, чувство национальной гордости. К. Д. Ушинский говорит, что язык помогает поддерживать взаимосвязь между поколениями, является живым инструментом передачи традиций и культурных ценностей3.

3 Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=22826587 (дата обращения: 17.12.2022).

Идея взаимосвязи теории и практики, сформулированная К. Д. Ушин-ским, по-прежнему актуальна в современном образовании. Собственный опыт, безусловно, играет важную роль, но основываться только на нем в педагогической деятельности нельзя. По мнению К. Д. Ушинского, любое искусство требует и теории, и практики. Проблема искусства воспитания состоит в том, что многие считают это занятие понятным и простым. На самом деле, это мнение ошибочно. Целенаправленный, организованный процесс воспитания требует серьезного научного подхода к его планированию, организации и реализации.

Идея гуманности как основы воспитания является центральной в современной педагогике. К. Д. Ушинский резко критиковал физическое наказание и слепое повиновение учеников в школе. Он считал, что пережитки старой школы должны заменить идеи гуманности, уважительного отношения к ребенку. Сегодня мы не мыслим процесс образования в ином контексте.

Воспитание нравственности, по мнению К. Д. Ушинского, представляет собой процесс создания гармоничной личности. Воспитание нравственности — одна из важнейших педагогических задач. Можно быть гениальным человеком, но отсутствие нравственной культуры, нравственных ценностей может направить гениальную природу человека против общества, и история знает немало таких примеров (Наполеон, Адольф Гитлер). В свою очередь, воспитание нравственности направлено на комплексное решение ряда важнейших задач формирования личностных качеств, среди которых особый акцент сделан на проявлении гуманистической направленности личности, трудолюбия, порядочности. По мнению К. Д. Ушинского, лучшим средством такого воспитания является личный пример учителя, педагогический такт.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что педагог должен понимать детскую душу во всех ее проявлениях. Для педагога, по мнению великого классика, важнейшей чертой является стремление продумывать и четко определять цели, предмет и средства воспитания. Необходимо отметить тот факт, что на современном этапе профессиональной подготовки специалистов данные качества не теряют своей актуальности. Сегодня учитель с учетом природных, индивидуально-типологических, возрастных свойств обучающихся на различных уровнях организации образовательного процесса выстраивает траекторию развития и продвижения ребенка вперед, фиксирует его успехи и достижения, трудности и ошибки, обязательно определяет пути дальнейшего развития и динамики. При этом достижение поставленной цели возможно при четкой и грамотной постановке цели, планировании собственных действий, определении ресурсов и средств, способствующих достижению планируемых результатов. Личность воспитателя, педагога — центральное звено в воспитательном процессе. От готовности педагога осуществлять задачи воспитания зависит результат. Педагог должен быть живым источником педагогических идей, иметь неиссякаемую энергию в реализации своего непростого, но такого необходимого, созидательного труда по формированию будущего общества. Эти задачи стоят и перед педагогами современного общества. Известно, что плоды педагогического труда становятся очевидными

спустя годы. Но в этом и состоит сложность данной деятельности и ответственность педагога перед обществом, о которой в свое время говорил К. Д. Ушинский.

Следует также сказать о роли классика в становлении женского образования в России. В первую очередь подход К. Д. Ушинского к этому вопросу основывался на равноправном отношении к женщине, в том числе и в получении образования. Женщина является проводником научных достижений в жизнь общества. И если общество считает себя прогрессивным, то в нем должны осуществляться демократические принципы. Именно так трактовал К. Д. Ушинский понимание педагогики как науки о воспитании. Демократизация системы образования и обучения должна представлять собой основу педагогики, ее стержень. Он рассматривал педагогику в непосредственной взаимосвязи с такими науками, как философия, психология, анатомия и физиология. Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского в этом направлении позволяли говорить о педагогике как о науке и искусстве.

Идеи К. Д. Ушинского являлись источником вдохновения для педагогов прошлого. Они актуальны и для современной системы образования, для неравнодушных учителей, находящихся в постоянном процессе педагогического поиска и творчества.

В целях определения приоритетных направлений организации работы с будущими учителями начальных классов по применению системы сформированных представлений об историческом наследии К. Д. Ушинского в педагогической деятельности была проведена беседа со студентами 3-го курса (на базе основного общего образования), обучающимися по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», в количестве 241 человек. Данные, полученные в результате обобщения типовых ответов студентов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значение знания истории педагогики в становлении и развитии будущего учителя (итоги беседы)

Вопрос Типовые варианты ответов Количество выборов типового варианта ответа, %

1. На ваш взгляд, есть ли необходимость будущему учителю начальных классов знать историю педагогики? Да, конечно 93,1

Нет необходимости -

Затрудняюсь с ответом 6,9

2. Если да, то в чем вы видите значение знания истории педагогики для становления и развития будущего учителя начальных классов? Учитель может опираться на исторический опыт и применять идеи в современной трактовке с учетом тенденций развития теории ипрактики 68,3

Сохранение исторически сложившихся педагогических традиций важно 12,8

Вопрос Типовые варианты ответов Количество выборов типового

варианта ответа, %

История педагогики 18,9

расширяет круг пред-

ставлении учителя,

делает его более

грамотным и образо-

ванным в выбранной

области профессио-

нальной деятельности

3. Какие идеи К. Д. Ушинского вам Идея народности 15,1

кажутся наиболее востребованными воспитания

на современном этапе организации Идея реформирования 5,9

образовательного процесса в началь- народной школы

ной школе? Идея труда как основы воспитания 7,2

Идея сохранения 34,8

традиций и родного

языка

Идея взаимосвязи 24,4

теории и практики

Идея гуманности как 12,6

основы воспитания

Таким образом, обобщение типовых ответов будущих учителей уровня начального общего образования позволило сделать вывод о том, что преобладающее большинство студентов (93,1 %) считают необходимостью знание истории педагогики для личностного и профессионального становления и развития будущего учителя. При этом 68,3 % студентов справедливо заметили, что знание исторических фактов развития педагогической науки и практики позволяет учителю опираться на исторический опыт и применять идеи в современной трактовке с учетом тенденций развития теории и практики. В примерно равном соотношении распределились ответы о сохранении традиций науки и практики, а также вариант, раскрывающий значение знания истории педагогики для повышения образованности и общего уровня культуры специалиста. Среди идей наследия К. Д. Ушинского наиболее востребованными, по мнению будущих учителей, являются идея сохранения традиций родного языка и идея взаимосвязи теории и практики.

По мнению О. П. Чозгиян, на современном этапе подготовки специалистов на уровне среднего профессионального образования особый акцент сделан на формировании общих и профессиональных компетенций студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», освоении ими образовательной программы в рамках профессиональных модулей по профилю специальности, включающих междисциплинарные курсы и практику, развитие критического

мышления на основе освоения истории становления и развития педагогики как науки путем включения студентов в активное участие в научно-практических конференциях, отражение стиля профессиональной педагогической деятельности и кредо в публикациях статей педагогической проблематики в студенческом журнале [10]. В данном контексте освоение идей педагогического наследия К. Д. Ушинского служит основой для включения в содержание образовательной программы, в том числе для иллюстрирования положений теории практико-ориен-тированными примерами и формулировки аргументов, доказывающих собственную позицию по вопросу в решении педагогических задач.

В современном мире существует много проблем разного характера, в том числе и в вопросах образования и воспитания. Поэтому очень важно иметь правильное понимание происходящих процессов, хорошую профессиональную подготовку и неиссякаемое желание приносить пользу обществу в процессе своего труда. Все это возможно только в том случае, если педагог является целеустремленной личностью, если он готов к решению педагогических задач, берет на себя ответственность за результаты своего труда, осознает, что от него зависит будущее общества. Наследие К. Д. Ушинского пронизано этими идеями и составляет основу для подготовки будущих педагогов.

Список источников

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / АПН СССР; [Вступ. ст., с. 5-37, биогр. очерки, сост. и коммент. П. А. Лебедева]. М.: Педагогика, 1990. 603 с.

2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 30 с.

3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории): сб. ст. / пер. с англ. А. С. Никифорова и А. М. Яковлева; под ред. Б. С. Никифорова; вступ. ст. В. Н. Кудрявцева и Б. С. Никифорова [с. 5-24]. М.: Прогресс, 1966. C. 299-313.

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 20.12.2022).

5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 20.12.2022).

6. Социальная философия: словарь / сост. и ред.: В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов; под ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. М.: Акад. Проект, 2003. 556 с.

7. Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=22826587 (дата обращения: 20.12.2022).

8. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1971. Т. 1. 581 с.; 1974. Т. 2. 437 с. (Педагогическая библиотека).

9. Ушинский К. Д. Избр. произв. Вып. 4. Кн. 1. Человек как предмет воспитания / под ред. В. Я. Струминского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. 329 с. (Приложение к журналу «Советская педагогика»).

10. Чозгиян О. П. Формирование когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции будущих учителей // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 1 (1). С. 51-69.

References

1. APN USSR. (1990). Anthology of pedagogical thought of Russia in the second half of the XIX - early XX century (Intro. art., p. 5-37, bio. essays, comp. and comment. P. A. Lebedev). Moscow: Pedagogy. 603 p. (In Russ.).

2. Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., & Tishkov, V. A. (2009). The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project. Russian Academy of Sciences. Moscow: Prosveshchenie. 30 p. (In Russ.).

3. Merton, R. (1966). Social structure and anomie. Sociology of Crime (Modern bourgeois theories). Collection of articles (translated from the English A. S. Nikiforov and A. M. Yakovlev; edited by B. S. Nikiforov; Intro. article by V. N. Kudryavtsev and B. S. Nikiforov, p. 5-24). Moscow: Progress. Pp. 299-313. (In Russ.).

4. Documents of the GARANT system. (2015, May 29). Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r «On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025». (In Russ.). Retrieved from https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

5. Electronic fund of legal and regulatory documents. (2021, May 31). Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 G. No. 286 «On approval of the Federal state educational standard of primary general education». (In Russ.). Retrieved from https://docs.cntd.ru/document/420277810

6. Social Philosophy. Dictionary (comp. and ed.: V. E. Kemerov, T. H. Kerimov; edited by V. E. Kemerov, T. H. Kerimov). (2003). Moscow: Akad. Project. 556 p. (In Russ.).

7. Serova, A. A. (2009). K. D. Ushinskiy on the role of the Russian language in human education. Knowledge. Understanding. Skill, 2. (In Russ.). Retrieved from https://www. elibrary.ru/item.asp?id=22826587

8. Ushinskiy, K. D. (1971, 1974). Selected pedagogical works: in 2 vols. Moscow: Pedagogy. Vol. 1. 581 p.; Vol. 2. 437 p. Series «Pedagogical Library». (In Russ.).

9. Ushinskiy, K. D. (1946). Selected works. Vyp. 4. Kn. 1. Man as a subject of education (edited by V. Yа. Struminsky). Moscow: Izd-vo APN RSFSR. Appendix to the magazine «Soviet redagogics». (In Russ.).

10. Chozgiyan, O. P. (2022). Formation of the cognitive-activity component of the subjective professional position of future teachers. MCU Journal of Modern College, 1 (1), 51-69. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.