Научная статья на тему 'ЦЕЛОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К. Д. УШИНСКОГО: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЦЕЛОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К. Д. УШИНСКОГО: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Анна Германовна

В статье предпринята попытка систематизировать и обобщить основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским. Автором проведен краткий исторический анализ основополагающих постулатов ученого. Затронут вопрос духовно-нравственного воспитания, а также системы развивающего обучения. Отмечается значение неразрывности обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития ребенка. Подчеркивается роль педагогической теории и практики в концепции К. Д. Ушинского. Обозначена актуальность идей К. Д. Ушинского в современном образовании. Цель исследования - проведение историко-педагогического анализа педагогической системы К. Д. Ушинского для обоснования необходимости развития его идей в современной педагогической науке. Методы и методология исследования. В основу настоящего исследования положена методология историко-педагогического анализа, в соответствии с которой нами были использованы методы анализа ряда научных публикаций, монографий, пособий. В исследовании также применены хронологический, ретроспективный и сравнительный методы. Основные результаты исследования. В статье систематизированы и обобщены основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским. Научная новизна. Автор предлагает целостную систему рассмотрения основополагающих идей К. Д. Ушинского в контексте неразрывности воспитания и обучения, а также педагогической теории и практики. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в конструировании содержания и технологий работы с обучающимися на основе идей К. Д. Ушинского на уровне школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования в процессе подготовки современных педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K. D. USHINSKY'S HOLISTIC PEDAGOGICAL SYSTEM: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

The article attempts to systematize and generalize the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky. A brief historical analysis of the fundamental postulates of the scientist is carried out. The issue of spiritual and moral education, as well as the system of developmental education, is touched upon. The article notes the importance of the continuity of education and upbringing as the basis for the comprehensive development of the child. The role of pedagogical theory and practice in the concept of K. D. Ushinsky is also noted. The author made an attempt to indicate the relevance of the ideas of K. D. Ushinsky in modern education. The purpose of this study is the historical and pedagogical analysis of the concept of K. D. Ushinsky and substantiate the relevance of his ideas in modern pedagogical science. Methodology and methods. The present study is based on the methodology of historical and pedagogical analysis, in accordance with which we used the methods of analyzing a number of scientific publications, monographs, manuals. Our study also used the method of generalization, chronological, retrospective and comparative methods. The main results of the study: the article systematizes and summarizes the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky. The main results of the study: the article systematizes and summarizes the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky. Scientific novelty: the author gives his assessment of the fundamental postulates of K. D. Ushinsky, analyzes the issue of the continuity of pedagogical theory and practice, as well as education and training. Practical relevance: the integral system of pedagogical knowledge and principles developed by K. D. Ushinsky does not lose its relevance today. The ideas proposed by K. D. Ushinsky have a significant impact on the modern education system: both at the level of school and secondary and higher professional education. The results of the study can be used by practicing teachers in designing the content and technologies of working with students based on the ideas of K. D. Ushinsky.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К. Д. УШИНСКОГО: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

СПО: история и современность

SPO: History and Modernity

УДК 37.01

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.5.5

А. Г. Ерофеева^

(1) Ярославский педагогический колледж, Ярославль, Российская Федерация Е-таП: erofeeva-anneta@mail.ru

Целостная педагогическая система К. Д. Ушинского: историко-педагогический анализ

Аннотация. В статье предпринята попытка систематизировать и обобщить основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским. Автором проведен краткий исторический анализ основополагающих постулатов ученого. Затронут вопрос духовно-нравственного воспитания, а также системы развивающего обучения. Отмечается значение неразрывности обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития ребенка. Подчеркивается роль педагогической теории и практики в концепции К. Д. Ушинского. Обозначена актуальность идей К. Д. Ушинского в современном образовании.

Цель исследования — проведение историко-педагогического анализа педагогической системы К. Д. Ушинского для обоснования необходимости развития его идей в современной педагогической науке.

Методы и методология исследования. В основу настоящего исследования положена методология историко-педагогического анализа, в соответствии с которой нами были использованы методы анализа ряда научных публикаций, монографий, пособий. В исследовании также применены хронологический, ретроспективный и сравнительный методы.

Основные результаты исследования. В статье систематизированы и обобщены основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским.

Научная новизна. Автор предлагает целостную систему рассмотрения основополагающих идей К. Д. Ушинского в контексте неразрывности воспитания и обучения, а также педагогической теории и практики.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в конструировании содержания и технологий работы с обучающимися на основе идей К. Д. Ушинского на уровне школьного, среднего

© Ерофеева А. Г., 2023

профессионального и высшего профессионального образования в процессе подготовки современных педагогических кадров.

Ключевые слова: педагогика; воспитание; обучение; история педагогики.

^ G. Erofeeva«

w Yaroslavl Pedagogical College, Yaroslavl, Russian Federation E-mail: erofeeva-anneta@mail.ru

K. D. Ushinsky's holistic pedagogical system: historical and pedagogical analysis

Abstract. The article attempts to systematize and generalize the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky. A brief historical analysis of the fundamental postulates of the scientist is carried out. The issue of spiritual and moral education, as well as the system of developmental education, is touched upon. The article notes the importance of the continuity of education and upbringing as the basis for the comprehensive development of the child. The role of pedagogical theory and practice in the concept of K. D. Ushinsky is also noted. The author made an attempt to indicate the relevance of the ideas of K. D. Ushinsky in modern education.

The purpose of this study is the historical and pedagogical analysis of the concept of K. D. Ushinsky and substantiate the relevance of his ideas in modern pedagogical science.

Methodology and methods. The present study is based on the methodology of historical and pedagogical analysis, in accordance with which we used the methods of analyzing a number of scientific publications, monographs, manuals. Our study also used the method of generalization, chronological, retrospective and comparative methods. The main results of the study: the article systematizes and summarizes the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky.

The main results of the study: the article systematizes and summarizes the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky.

Scientific novelty: the author gives his assessment of the fundamental postulates of K. D. Ushinsky, analyzes the issue of the continuity of pedagogical theory and practice, as well as education and training.

Practical relevance: the integral system of pedagogical knowledge and principles developed by K. D. Ushinsky does not lose its relevance today. The ideas proposed by K. D. Ushinsky have a significant impact on the modern education system: both at the level of school and secondary and higher professional education. The results of the study can be used by practicing teachers in designing the content and technologies of working with students based on the ideas of K. D. Ushinsky.

Keywords: pedagogy; education; training; history of pedagogy.

Константин Дмитриевич Ушинский — выдающийся русский педагог XIX века. Его вклад в развитие и становление отечественной педагогики, безусловно, огромен. В феврале 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения К. Д. Ушинского, автора идеи русской народной школы, одного из основателей научной педагогики в России. Говоря об актуальности идей К. Д. Ушинского в современном образовании, нужно признать, что, с одной стороны, они признаны его краеугольным камнем, но, с другой стороны, далеко не все аспекты его теории полностью (и не формально!) реализованы в практике современного отечественного образования. Здесь нельзя не отметить слова выдающегося педагога, психолога и философа П. П. Блонского: «Вполне ли использовало потомство наследие Ушинского? Приходится сказать, что нет... что Ушинский еще жив для будущего ... Ушинский велик, а мы — его должники.» [2, с.78].

В ходе анализа мы попытались выяснить, как основные идеи К. Д. Ушинского реализуются в современном образовании. Чтобы охватить весь спектр педагогических воззрений К. Д. Ушинского, нужно понимать ту историческую эпоху, в которой жил и трудился великий педагог.

В основу настоящего исследования положена методология историко-пе-дагогического анализа, в соответствии с которой нами были использованы методы анализа ряда научных публикаций, монографий, пособий. В исследовании использовалось обобщение теоретического наследия К. Д. Ушинского на основе хронологического, ретроспективного и сравнительного подходов [6]. В процессе работы мы опирались на фундаментальные исследования научного творчества К. Д. Ушинского в области педагогики и антропологии, среди которых можно выделить работы Э. Д. Днепрова, Д. О. Лордкипанидзе, А. В. Па-леева, А. Г. Смирнова, В. Я. Струминского [5, 10], а также на исследования, касающиеся системы развивающего обучения, вопросов, связанных с педагогическими принципами и системой К. Д. Ушинского. Здесь мы можем выделить работы Л. Н. Беленчук, В. Ф. Вдовиной, Т. М. Бедновой, Е. В. Овчинниковой, Л. И. Тихвинской и ряда других исследователей [1, 4, 7].

Как известно, в истории России 60-е годы XIX века характеризуются как период проведения великих реформ правительством императора Александра II. В частности, нельзя не сказать об отмене крепостного права в Российской империи в 1861 году, а также о земской, судебной реформах (1864 г.) [10]. Весьма значимые преобразования касались системы образования и просвещения. Так, в 60-е годы XX века заметно расширялась и совершенствовалась система образования всех уровней, однако среднее и высшее образование оставалось недоступным для всех слоев населения. Нельзя отрицать влияние проводимых реформ на формирование педагогических взглядов К. Д. Ушинского. В своих книгах и статьях он раскрывает смысл народности педагогики как области научного знания и пути его практического применения. По его словам, в основе подлинно народной педагогики лежит «своеобразие

каждого народа, обусловленное его историческими, географическими и культурными условиями, и учет этого своеобразия в воспитании детей» [8, с. 10]. Принцип народности обучения и воспитания близок идее «общественного блага: на педагогику возлагается ответственность за общественную нравственность и интеллектуальный прогресс общества» [3, с. 24]. Среди общественных деятелей 60-х годов XIX века достаточно мало тех, кто придавал идеям народности такое значение, как К. Д. Ушинский. Нельзя не согласиться с С. Л. Па-ладьевым в том, что К. Д. Ушинский «многолик, разнообразен, что не помешало ему создать целостную педагогическую систему, оказавшую существенное влияние на развитие и становление отечественной педагогики» [8, с. 12].

По замечанию Э. Д. Днепрова, «до К. Д. Ушинского Россия, по существу, не знала какой-либо стройной научной педагогической теории, страна жила преимущественно зарубежными заимствованиями и лишь изредка излучала проблески собственной педагогической мысли, множество людей в России занимались практической педагогической деятельностью, не имея отчетливого представления о ее научных основах. Ушинский раскрыл эти основы, заложил прочный научный фундамент русской педагогики, сделал ее наукой. После К. Д. Ушинского Российская империя равноправно вошла в число стран с развитой педагогикой» [5, с. 7-8]. Согласимся с данной точкой зрения, поскольку, по замечаниям современника К. Д. Ушинского М. Л. Пековского, «до момента вступления на педагогическое поприще Ушинского... в русском обществе не проявлялось сколько-нибудь заметного интереса к учебно-воспитательному делу» [9, с. 38-39].

С. Л. Паладьев в статье «Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского» [9] справедливо отмечает феноменальность его идей, которые заключаются в гуманистической направленности, системности, дидактических взглядах и др. В нашем исследовании мы проанализируем данные концепции и попытаемся дать им объективную оценку.

Гуманистическая направленность, по мнению С. Л. Паладьева, заключается в «воспитании совершенного человека» [9, с. 9]. Речь идет, прежде всего, о гуманном, трудолюбивом, образованном — одним словом, о разносторонне развитом человеке. В современной системе образования, особенно при подготовке будущего педагога, идеи гуманизма активно развиваются и лежат в основе личностно ориентированного подхода, индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому необходимо уже с первых курсов знакомить студентов с идеями великого педагога.

К. Д. Ушинский придавал огромное значение нравственному становлению и развитию человека и общества, что также на сегодняшний день крайне важно, особенно учитывая возрастающую роль воспитания подрастающего поколения. Разрабатывая программы воспитания, надо опираться на взгляды Ушинского. В своих работах Л. Н. Беленчук справедливо отмечает, что «одной из важнейших задач нравственного воспитания К. Д. Ушинский

считал воспитание в национальном, народном духе» [1, с. 111]. По замечанию С. Л. Паладьева, «реализация идеи народности воспитания предполагает, прежде всего, создание народных школ, в которых могли бы учиться все дети независимо от пола и сословия; главным предметом в ней должен быть родной язык; особое внимание надо уделять изучению отечественной литературы, отечественной истории и географии; воспитание должно опираться на традиции народной культуры» [9, с. 10].

К. Д. Ушинский подчеркивает значимость прогресса, результатом которого в первую очередь является совершенствование личности человека, его духовный и нравственный рост. Важное место в его трудах отводится воспитанию чувства патриотизма, поскольку это, по замечанию Л. Н. Беленчук, «важнейший оплот нравственности» [1, с. 113]. Говоря о нравственном воспитании личности, К. Д. Ушинский в своем труде «О нравственном элементе в воспитании» отмечает: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [12, с. 431].

Говоря о феномене нравственности, К. Д. Ушинский утверждает, что нравственное воспитание напрямую затрагивает и национальное воспитание, и духовный, и социальный аспекты. Педагог ставит во главу угла воспитание человека, его нравственной основы. По мнению Константина Дмитриевича, значительную роль в воспитании личности ребенка играет религия, поскольку благодаря ей в обществе сформировано понятие человечности, гуманности, добродетели [1, 7].

Если говорить о системе обучения, предложенной К. Д. Ушинским, она действительно является прототипом многих современных образовательных новаций и традиций. Он стал одним из теоретиков развивающего обучения, положенного в основу современной дидактики. Конечно, изначально в своих дидактических взглядах К. Д. Ушинский опирался на труды Я. А. Ко-менского, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Ф. В. А. Дистервега, дополняя и развивая идеи зарубежной педагогики. Но в конкретизации и детализации принципиальных аспектов построения подлинно народной системы обучения и воспитания подрастающего поколения он продвинулся гораздо дальше. Нельзя не согласиться с мнением С. Л. Паладьева о том, что в системе дидактических взглядов Ушинский является одним из новаторов и первопроходцев [8]. Ученый одним из первых сформировал целостный системный подход к дидактике, расширил ее сферу. Согласно взглядам К. Д. Ушинского, дидактическая система должна быть направлена на психическое развитие ребенка, а также формирование у него нравственности, морали, ценностных установок. К. Д. Ушинский утверждал, что все формы и приемы обучения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их развития. Он постоянно подчеркивал неразрывность субъектного развития ребенка и обучения и полагал, что «в процессе обучения ученики должны начинать с первичных суждений, наблюдений и фактов, на которых основывается

наука, постепенно идти к обобщению, формированию понятий, осмыслению их системы, постепенно воссоздавать систему науки» [7, с. 139]. В современной практике (впрочем, этот подход начал активно развиваться еще в начале прошлого века) именно активная субъектная позиция учащегося становится приоритетной точкой отсчета в построении педагогического процесса на всех уровнях образования. Неслучайно, например, мы заново открываем для себя обучающие и развивающие ресурсы педагогического проектирования, погружения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность или использование метода коллективных творческих дел. Ученик должен стать субъектом образовательного процесса — и эта современная идеология образовательной политики, по сути, далека от инновации — это идея Ушинского.

Здесь же полем для технологического развития в практике современной школы остается поиск реализации сформированного К. Д. Ушинским теоретического подхода необходимости взаимодействия внешних и внутренних факторов развития, суть которого в том, что обучение и воспитание являются важнейшими факторами всестороннего развития личности ребенка [7].

В своих исследованиях К. Д. Ушинский ведет заочный диалог с педагогическим сообществом о творческой субъектной диалектике теории и практики: они не могут существовать параллельно, а только во взаимосвязи [13]. Это диалог через поколения: педагогика — живая наука, и каждый современный преподаватель, учитель, воспитатель должен, пропуская через себя теоретическое знание, создавать новые практические решения на каждом уроке или занятии. Именно об этом говорил классик, и мы полагаем, что, например, в системе повышения квалификации современных учителей и в подготовке педагогических кадров необходимо изучение наследия Ушинского именно в формате творческого преломления в современность, и даже в школьную повседневность. В подтверждение этого приведем высказывание русского педагога: «Спор между теорией и практикой — очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, сознавая свою неосновательность... Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Часто педагог-теоретик, принимаясь за свое сочинение, отвлекает свою мысль от бессмысленной пестроты жизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания. Педагог-практик смеется над педагогом-теоретиком, чувствует всю неприложимость его стройной теории, берет в одну руку учебник своего предмета, в другую ферулу, — и дело идет у него как по маслу... Но это две крайности. Середину между ними занимают все педагоги, теоретики и практики. Нет такого педагога-практика, который бы не имел своей, хотя крошечной, хотя туманной, теории воспитания, и нет такого смелого теоретика, который бы по временам не оглядывался на факты» [11, с. 284-285].

Подводя итоги вышеизложенному, хочется еще раз подчеркнуть, что К. Д. Ушинский — величайший педагог XIX века — создал целостную систему педагогических знаний, развил и внедрил идею народности обучения и воспитания, доказал неразрывность процессов обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития личности ребенка — и эти аспекты его учения должны стать реальной основой развития современной системы образования. Идеи К. Д. Ушинского в настоящее время приобретают особую актуальность и должны занять свое место в развитии профессионализма отечественных педагогов — не в качестве мертвой теории, а как система ценностных ориентиров и векторов приложения творческих усилий современного учителя.

Список источников

1. Беленчук Л. Н. Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 2 (33). С. 111-118.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 696 с.

3. Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в отечественной педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С.23-27.

4. Горячева И. А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Артефакт, 2020. 304 с.

5. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 232 с.

6. Ерофеева А. Г. Генезис и становление идей наставничества в отечественной и зарубежной педагогике // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ч. 1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 51-57.

7. Овчинникова Е. В. Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2018. № 4. С. 136-142.

8. Паладьев С. Л. Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 8-13.

9. Песковский М. Л. Значение чествования К. Д. Ушинского, его заслуги и труды // Памяти К. Д. Ушинского. По случаю 25-летия со дня кончины К. Д. Ушинского. СПб.: Типография Высочайше утвер. Товарищества «Общественная Польза», 1896. С.38-39.

10. Смирнов А. Г., Палеев А. В. Эпоха «великих реформ» 60-х гг. XIX века в вопросах историографии // Власть. 2012. № 9. С. 175-178.

11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974.

12. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр. соч.: в 11 т. / К. Д. Ушинский. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. Т. 2. 656 с.

13. Чомаев Т. М. Взгляды К. Д. Ушинского на педагогическое творчество // Концепт. 2013. № 8. С. 51-55.

References

1. Belenchuk, L. N. (2014). Actual problems of moral education in pedagogy of K. D. Ushinsky (to the 190th anniversary of his birth). Bulletin of the PSTSU. Series 4: Pedagogy. Psychology, 2 (33), 111-118. (In Russ.).

2. Blonsky, P. P. (1961). Selected pedagogical works. Moscow: Publishing House of the APN RSFSR, 696 p. (In Russ.).

3. Gvozdetsky, M. Yu. (2010). The development of the idea of K. D. Ushinsky about the nationality of education in Russian pedagogy. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1, 23-27. (In Russ.).

4. Goryacheva, I. A. (2020). K. D. Ushinsky's educational books as an example of pedagogical classics. 3rd ed., ispr. and add. Yekaterinburg: Artifact. 304 p. (In Russ.).

5. Dneprov, E. D. (2007). Ushinsky and modernity. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. 232 p. (In Russ.).

6. Erofeeva, A. G. (2022). Genesis and formation of mentoring ideas in domestic and foreign pedagogy. Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice. Materials of the scientific and practical conference «Readings of Ushinsky». Part 1. Yaroslavl: RIO YAGPU, 51-57. (In Russ ).

7. Ovchinnikova, E. V. (2018). The implementation of the principle of nationality in the system of developmental education K. D. Ushinsky. Bulletin of the Pushkin State University, 4, 136-142. (In Russ.).

8. Paladyev, S. L. (2016). The phenomenon of the pedagogical heritage of K. D. Ushinsky. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1, 8-13. (In Russ.).

9. Peskovsky, M. L. (1896). The significance of honoring K. D. Ushinsky, his merits and works. In memory of K. D. Ushinsky. On the occasion of the 25th anniversary of the death of K. D. Ushinsky. Saint Petersburg: Printing House of the Highest quality. Partnerships «Public Benefit», 38-39. (In Russ.).

10. Smirnov, A. G., & Paleev, A. V. (2012). The epoch of the «great reforms» of the 60s of the XIX century in questions of historiography. Power, 9, 175-178. (In Russ.).

11. Ushinsky, K. D. (1974). Selected pedagogical works: in 2 vols. Vol. 1. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).

12. Ushinsky, K. D. (1948-1950). On the moral element in education. Sobr. soch.: in 11 vol. (K. D. Ushinsky). Vol. 2. Moscow; Leningrad: Publishing House of the APN RSFSR. 656 p. (In Russ.).

13. Chomaev, T. M. (2013). K. D. Ushinsky's views on pedagogical creativity. Concept, 8, 51-55. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.