Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО'

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / К. Д. УШИНСКИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Антон Андреевич

Введение. Вопреки трендам глобализации и технологизации многих сфер общественной жизни для системы образования характерна линия индивидуализации и персонификации, важная для всех уровней образования, а значит, и для процесса подготовки будущих педагогических кадров. Теоретический анализ. В статье рассмотрена система ценностных ориентаций, названы ключевые компетенции, формируемые в процессе подготовки педагогов к воспитательной деятельности. Эмпирический анализ. Интерпретируя педагогические идеи основоположника отечественной научной педагогики К. Д. Ушинского применительно к системе профессионально-педагогического образования в части воспитания личности будущего педагога профессионального образования, определены следующие ключевые ценностные ориентиры данного процесса, представлены в настоящей статье: идеальный, профессиональный, созидательный, социальный. Названы уровни формирования готовности будущего педагога профессионального образования к реализации воспитательной деятельности: теоретический, практический, личностный. Заключение. Комплексное формирование ключевых ценностных ориентиров и освоение всех уровней готовности будущего педагога к реализации профессионально-педагогической деятельности составляют содержание процесса воспитания личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS UPBRINGING ON THE BASIS OF K.D. USHINSKY’S PEDAGOGICAL IDEAS

Introduction. Contrary to the globalization and technologization trends of many spheres of social life, the education system is characterized by a line of individualization and personification, which is important for all levels of education, and hence for the future teachers’ training process. Theoretical analysis. The article considers the system of value orientations and names the key competences that are formed in the process of preparing vocational education teachers. Empirical analysis. Interpreting the pedagogical ideas of the founder of Russian scientific pedagogy K. D. Ushinsky in relation to the system of vocational education in terms of educating the personality of the future teacher of vocational education, the key value orientations of this process were identified and presented in this article. Among them, there are ideal, professional, creative, and social value orientations. The readiness formation levels (theoretical, practical and personal) of the future vocational education teacher to implement educational activities are given. Conclusion. Complex development of the key value orientations and all readiness levels of the future teacher to implement professional and pedagogical activities constitute the future vocational education teachers upbringing.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 231-235 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 231-235

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-231-235, EDN: HTJOOJ

Научная статья

УДК [377.112:371.13]:[37.011.33.022]

Воспитание личности будущего педагога профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского

А.А.Коновалов

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Россия, 620043, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11

Коновалов Антон Андреевич, кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, anton-andreevi4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X

Аннотация. Введение. Вопреки трендам глобализации и технологизации многих сфер общественной жизни для системы образования характерна линия индивидуализации и персонификации, важная для всех уровней образования, а значит, и для процесса подготовки будущих педагогических кадров. Теоретический анализ. В статье рассмотрена система ценностных ориентаций, названы ключевые компетенции, формируемые в процессе подготовки педагогов к воспитательной деятельности. Эмпирический анализ. Интерпретируя педагогические идеи основоположника отечественной научной педагогики К. Д. Ушинского применительно к системе профессионально-педагогического образования в части воспитания личности будущего педагога профессионального образования, определены следующие ключевые ценностные ориентиры данного процесса, представлены в настоящей статье: идеальный, профессиональный, созидательный, социальный. Названы уровни формирования готовности будущего педагога профессионального образования к реализации воспитательной деятельности: теоретический, практический, личностный. Заключение. Комплексное формирование ключевых ценностных ориентиров и освоение всех уровней готовности будущего педагога к реализации профессионально-педагогической деятельности составляют содержание процесса воспитания личности будущего педагога.

Ключевые слова: воспитание личности, ценностные ориентиры, педагог профессионального образования, воспитательная деятельность, профессионально-педагогическое образование, К. Д. Ушинский

Для цитирования: Коновалов А. А. Воспитание личности будущего педагога профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 231-235. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-231-235, EDN: HTJOOJ Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Future vocational education teachers upbringing on the basis of K. D. Ushinsky's pedagogical ideas A. A. Konovalov

Russian State Vocational Pedagogical University, 11 Mashinostroiteley St., Yekaterinburg 620043, Russia Anton A. Konovalov, anton-andreevi4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X

Abstract. Introduction. Contrary to the globalization and technologization trends of many spheres of social life, the education system is characterized by a line of individualization and personification, which is important for all levels of education, and hence for the future teachers' training process. Theoretical analysis. The article considers the system of value orientations and names the key competences that are formed in the process of preparing vocational education teachers. Empirical analysis. Interpreting the pedagogical ideas of the founder of Russian scientific pedagogy K. D. Ushinsky in relation to the system of vocational education in terms of educating the personality of the future teacher of vocational education, the key value orientations of this process were identified and presented in this article. Among them, there are ideal, professional, creative, and social value orientations. The readiness formation levels (theoretical, practical and personal) of the future vocational education teacher to implement educational activities are given. Conclusion. Complex development of the key value orientations and all readiness levels of the future teacher to implement professional and pedagogical activities constitute the future vocational education teachers upbringing. Keywords: upbringing, value orientations, vocational education teacher, educational activity, vocational education, K. D. Ushinsky For citation: Konovalov A. A. Future vocational education teachers upbringing on the basis of K. D. Ushinsky's pedagogical ideas. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 231-235 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-231-235, EDN: HTJOOJ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Коновалов А. А., 2023

200-летию со дня рождения основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского посвящается

Введение

«Общественное воспитание только тогда оказывается действенным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого» [1, с. 131]. Сегодня эта истина педагога-философа К. Д. Ушинского приобретает небывалую популярность. Подтверждением тому служит, в частности, утверждение Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в феврале 2023 г. концепции преподавания истории в вузах [2], целью которой становится воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории страны. Этот шаг является лишь одним из инструментов на пути к обозначенной цели, поскольку процесс воспитания строится, прежде всего, на взаимодействии обучающихся и педагога, а также понимании нравственной основы их отношений, что и обеспечивает, по утверждению М. И. Рожкова, формирование ценностных смыслов воспитываемого [3].

В настоящее время исследователи вынуждены констатировать некоторые уязвимые в части решения задач воспитания места: осуществление индивидуального подхода и создание условий для самоактуализации личности обучающегося [4]; организация мероприятий, обеспечивающих поддержку личностного и профессионального самоопределения обучающихся, их развития и адаптации [5]. Данный перечень дефицитов педагогов, связанных с осуществлением воспитательной деятельности, может быть продолжен.

Вышесказанное позволяет прийти к выводу о том, что процесс подготовки и воспитание личности самого педагога, на плечи которого и ложится воспитательный процесс подрастающего поколения, также требует переосмысления и определения векторов обновления его содержания.

В год празднования 200-летия со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского стоит вновь обратиться к его фундаментальным идеям и принципам, в которых «сквозь года» отражаются основополагающие начала воспитания личности педагога. Интерпретация идей педагога-философа применительно к системе профессионально-педагогического образования

в части воспитания личности будущего педагога профессионального образования - цель настоящего исследования.

Теоретический анализ

Методологическая основа и методы исследования

В основу процесса воспитания личности педагога ложится система ценностных ори-ентаций, с чем соглашаются В. А. Беляева [6], В. И. Блинов [7], Т. Г. Сумина [8], М. В. Мякише-ва [9] и другие ученые. Нами принята ключевая идея В. А. Беляевой, заключающаяся в том, что профессионально-педагогическая компетентность педагога основывается не только на внешнем признании коллегами уровня профессионализма, но и на личностных результатах собственной рефлексии педагогической деятельности.

В. И. Блинов с соавторами ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе подготовки педагогов к воспитательной деятельности, называет связанные с оказанием помощи обучающимся в различных аспектах, начиная с профессионального самоопределения и выявления их склонностей, интересов и заканчивая преодолением трудностей в учебной деятельности и общении как со сверстниками, так и педагогами, родителями [7].

В этой связи важными становятся направления в воспитательной работе, которые в своих трудах определила Т. Г. Сумина: создание условий для духовного развития личности; воспитание патриотизма; реализация педагогики сотрудничества и принципа гуманизации [8].

Готовность педагога профессионального образования к реализации воспитательной деятельности, как справедливо отмечает М. В. Мя-кишева, должна определяться на трех уровнях: личностном, теоретическом и практическом [9].

В системе профессионально-педагогического образования при воспитании будущего педагога профессионального обучения наиболее актуальным становится восстановление образа идеального выпускника, способного развить в себе собственный идеал с целью дальнейшего распространения ценностных ориентиров в своей профессиональной деятельности.

Ключевым методом исследования стал ретроспективный анализ избранных трудов выдающегося ученого К. Д. Ушинского [1, 10], предметом которых является содержание личностных качеств и профессиональных компетенций педагога.

Эмпирический анализ

Рассмотрев педагогический поиск К. Д. Ушинского и проследив траекторию его научной мысли (таблица), были определены ценностные ориентиры в изложении воспитательного процесса личности.

Рассмотрев ключевые педагогические идеи К. Д. Ушинского и их интерпретацию применительно к системе профессионально-педагогического образования в части воспитания личности будущего педагога профессионального образования, были определены ключевые ценности (рисунок), формирование которых в процессе

Ценностные ориентации воспитания личности будущего педагога профессионального образования

на основе педагогических идей К. Д. Ушинского Table. Methodological foundations of vocational and pedagogical training based on K. D. Ushinsky's

pedagogical ideas

Педагогическая ценность в идее К. Д. Ушинского Цитата Отражение в системе профессионально-педагогического образования

Главная цель процесса образования, в том числе профессионального, - подготовка человека к самостоятельной жизни и труду «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда» [1, с. 24] «Назначение педагогики ... в открытии средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [1, с. 17-18] Воспитание личности будущего педагога профессионального образования непременно должно ориентироваться на осмысление и принятие тех образовательных результатов (сформированных компетенций будущих выпускников профессиональных образовательных организаций), которых в каждодневной реализации будущей профессионально-педагогической деятельности нужно достигать

Педагогическое мастерство - главный дидактический инструмент, которым должен в процессе подготовки овладеть будущий педагог профессионального образования «Для самого учителя недостаточно знать, чему учить, но должно ещё знать, как учить, и не только теоретически, но уметь практически» [1, с. 211] Основополагающая роль в процессе профессионально-педагогической подготовки должна отводиться изучению методики профессионального обучения, в содержание которой заложены методы и педагогические технологии, эффективность которых обоснована научно, а проектирование и внедрение в будущую образовательную практику является педагогическим творчеством

Ценность личности и чуткость к духовному миру обучающегося «От педагога нужно требовать, чтобы он стремился приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, каков он есть в действительности» [10, с. 22-23] Социальное назначение преподавателя - помочь студенту сформировать потребность к постоянному саморазвитию и созиданию окружающей действительности через усвоение и воспроизводство существующих культурных и национальных норм

Личность педагога профессионального образования есть авторитет для обучающихся и источник уважения коллег «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [10, с. 49] В процессе профессионально-педагогической подготовки необходимо сформировать у будущих педагогов понимание, что собственный личный пример сознательно или бессознательно является ключевым в последующей воспитательной деятельности по отношению к студентам

Ценностные ориентиры при воспитании личности педагога профессионального образования Value orientations in the vocational education teacher upbringing

воспитания личности будущего педагога профессионального образования должно пронизывать всю систему профессионально-педагогической подготовки.

Процесс профессионально-педагогической подготовки будущего педагога профессионального образования, ориентированный на воспитание личности, должен быть направлен на развитие следующих ценностных ориентиров: 1) идеальный, 2) профессиональный, 3) созидательный, 4) социальный.

Подготовка педагогов к реализации в последующем воспитательной деятельности в системе профессионального образования на теоретическом уровне осуществляется в процессе освоения содержания учебных дисциплин как общепрофессионального, так и профильно-специализированного характера. Практический уровень такой готовности, очевидно, формируется в процессе прохождения различных видов практик, прежде всего, педагогической. Наконец, личностный уровень готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности формируется в комплексе в процессе освоения образовательной программы, что также обеспечивается и андра-гогическим сопровождением профессионального выбора будущего выпускника в области педагогических профессий.

Выдерживание вышеперечисленных ориентиров в процессе формирования готовности будущих педагогов профессионального образования к воспитательной деятельности на всех названных уровнях и обеспечивает целостный процесс воспитания личности такого педагога.

Заключение

Обратившись в результате ретроспективного анализа трудов выдающегося ученого К. Д. Ушинского к выдвинутым им более по-

лутора веков назад педагогическим идеям и основополагающим положениям, нами были определены следующие ценностные ориентиры в воспитании личности будущего педагога профессионального образования в процессе его профессионально-педагогической подготовки: идеальный, устанавливающий цель профессионально-педагогической деятельности в воспитании личности; профессиональный, подчеркивающий значимость дидактико-методической подготовки будущего педагога; созидательный, обращающий фокус внимания на индивидуальный подход к восприятию личности и внутреннего мира каждого обучающегося; социальный, подтверждающий, что личность педагога сама по себе является авторитетом для обучающихся, а также источником уважения со стороны педагогического сообщества.

Список литературы

1. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики. М. : Дрофа, 2005. С. 54-131.

2. Минобрнауки утвердило концепцию преподавания истории в вузах // Ведомости: сайт. URL: https:// www.vedomosti.ru/society/articles/2023/02/03/961517-minobrnauki-utverdilo-kontseptsiyu-prepodavaniya-istorii (дата обращения: 15.03.2023).

3. Рожков М. И. Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека: сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию М. И. Рожкова / науч. ред. Л. В. Байбородова, Т. В. Макеева, М. И. Рожков. Ярославль : Издательство Ярославского государственного педагогического университета, 2021. С. 11-14.

4. Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Сумина Т. Г. Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического об-

разования, решать задачи воспитания? // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 13-22.

5. Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций компетентностных дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 9-26. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-9-26

6. Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в отечественной педагогической культуре // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2007. № 2 (15). С. 3-9.

7. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 4-14. https://d0i.0rg/10.52944/P0RT.2021.45.2.001

8. Сумина Т. Г. Психолого-педагогические аспекты в решении задач социально-профессионального воспитания // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2015. № 4. С. 233-240. https://doi.org/10.17853/2312-3281-2015-4-233-240

9. Мякишева М. В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 56-60.

10. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / сост., статья, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М. : Дрофа, 2005. 557 с.

References

1. Ushinskij K. D. On nationality in public education. Izbrannye trudy: v 4 kn. Kn. 1: Problemy pedagogiki [Selected works: in 4 books. Book 1: Problems of Pedagogy]. Moscow, Drofa Publ., 2005, pp. 54-131 (in Russian).

2. The Ministry of Education and Science approved the concept of teaching history in universities. Vedomosti. Website. Available at: https://www.vedomosti.ru/soci-ety/articles/2023/02/03/961517-minobrnauki-utverdilo-kontseptsiyu-prepodavaniya-istorii (accessed 15 March 2023) (in Russian).

3. Rozhkov M. I. The value-semantic foundations of the education of a free person. In: Tsennostno-smyslovye osnovaniya vospitaniya svobodnogo cheloveka: sbornik

statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii, posvyashchennoy 75-letiyu M. I. Rozhkova [Value-semantic foundations for the upbringing of a free person: Collection of articles of the international scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of M. I. Rozhkov]. Yaroslavl', Yaroslavskiy gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., 2021, pp. 11-14 (in Russian).

4. Andryukhina L. M., Venkov S. S., Dneprov S. A., Sumina T. G. Can vocational institution teacher without pedagogical education perform the tasks of upbringing? Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2017, no. 1, pp. 13-22 (in Russian).

5. Konovalov A. A., Sharov A. A. Intercorrelation analysis of vocational education teachers' competency deficits. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademi-cheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAJT) [Innovative Scientific Modern Academic Research Trajectory (INSIGHT)], 2022, no. 2 (10), pp. 9-26 (in Russian). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-9-26

6. Belyaeva V. A. Spiritual and moral education of the teacher's personality in the domestic pedagogical culture. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina [Bulletin of S. A. Yesenin Ryazan State University], 2007, no. 2 (15), pp. 3-9 (in Russian).

7. Blinov, V. I., Esenina, E. Y., Rodichev, N. F., Sergeev I. S. What is formative education in modern secondary vocational education? Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational Education and Labour Market], 2021, no. 2, pp. 4-14 (in Russian). https://doi.org/10.52944/ P0RT.2021.45.2.001

8. Sumina T. G. Psychological and pedagogic aspects in solving problems of social and professional upbringing. Sociokul'turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh'ya: obshchestvo, obrazovanie, yazyk [Sociocultural Space of Russia and Abroad: Society, Education, Language], 2015, no. 4, pp. 233-240 (in Russian). https://doi. org/10.17853/2312-3281-2015-4-233-240

9. Myakisheva M. V. Preparing teachers for educating a child's personality of a safe type of behavior. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2014, no. 1 (38), pp. 56-60 (in Russian).

10. Ushinskij K. D. Izbrannye trudy: v 4 kn. Kn. 3: Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj an-tropologii [Selected Works: in 4 books. Book 3: Man as a Subject of Education. Experience of Pedagogical Anthropology]. Moscow, Drofa Publ., 2005. 638 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 22.03.2023; принята к публикации 27.03.2023 The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 22.03.2023; accepted for publication 27.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.