Научная статья на тему 'ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ'

ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ / ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ / РЫБИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копотюк Ирина Геннадьевна, Пугачева Ольга Валентиновна

В статье рассмотрены подходы К. Д. Ушинского к педагогике как к науке и искусству. Описаны его идеи по подготовке педагогов с учетом принципа природосообразности, с обязательным изучением антропологических наук и овладением искусством практического преподавания. Обозначена роль патриотизма и народности в воспитании будущих поколений. Проведены параллели между идеями К. Д. Ушинского и системой подготовки будущих учителей в Рыбинском профессионально-педагогическом колледже. Цель статьи заключается в проведении параллели между идеями К. Д. Ушинского и системой подготовки будущих учителей в современном колледже. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды К. Д. Ушинского. Методы: анализ научно-педагогической литературы, сравнение, обобщение. Основные результаты исследования. Авторами проведен анализ идей К. Д. Ушинского, используемых в системе подготовки будущих учителей в Рыбинском профессионально-педагогическом колледже. Сделан вывод об актуальности идей Константина Дмитриевича в подготовке современных учителей и о его весомом вкладе в современную многоуровневую систему подготовки педагогических кадров в России. Научная новизна. Рассмотрены идеи К. Д. Ушинского, используемые в подготовке будущих педагогов в системе среднего профессионального образования. Практическая значимость. Результаты исследования об актуальности и востребованности педагогических идей К. Д. Ушинского в современном обществе могут быть использованы в становлении будущих педагогов, а также в деятельности всех специалистов, которые связаны с педагогикой и которым интересна актуальная и гуманистическая модель личностного и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF K. D. USHINSKY IN THE DEVELOPMENT OF A MODERN MULTILEVEL SYSTEM OF TEACHER TRAINING IN RUSSIA

The article considers the approaches of K. D. Ushinsky to pedagogy as a science and art. The ideas of Konstantin Dmitrievich on the training of teachers, taking into account the principle of natural conformity with the obligatory study of anthropological sciences and mastering the art of practical teaching, are described. The role of patriotism and nationality in the education of future generations is indicated. Parallels are drawn between the ideas of K. D. Ushinsky and the system of training future teachers in the Rybinsk Vocational and Pedagogical College. The purpose of the article is to draw a parallel between the ideas of K. D. Ushinsky and the system of training future teachers in a modern college. Methodology and methods. The methodological basis of the article is the works of K. D. Ushinsky. Methods: analysis of scientific and pedagogical literature, comparison, generalization. The main results of the study. The authors analyzed the ideas of K. D. Ushinsky used in the system of training future teachers in the Rybinsk Vocational Pedagogical College. The conclusion is made about the relevance of Konstantin Dmitrievich's ideas in the training of modern teachers and about his significant contribution to the modern multi-level system of teacher training in Russia. Scientific novelty. The ideas of K. D. Ushinsky used in the training of future teachers in the system of secondary vocational education are considered. Practical significance . The results of the study on the relevance and relevance of the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky in modern society can be used in the development of future teachers, as well as the activities of all specialists who are associated with pedagogy and who are interested in the actual and humanistic model of personal and professional development.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ»

УДК 37.01

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.5.7

И. Г. Копотюк^), О. В. Пугачева^

(1, 2 Рыбинский профессионально-педагогический колледж, Рыбинск, Российская Федерация

(1) E-mail: rppk.rybinsk@yarregion.ru, ORCID 0000-0002-9479-781X

(2) E-mail: jem.23@mail.ru, ORCID 0000-0002-4903-8371

Идеи К. Д. Ушинского в развитии современной многоуровневой системы подготовки педагогических кадров в России

Аннотация. В статье рассмотрены подходы К. Д. Ушинского к педагогике как к науке и искусству. Описаны его идеи по подготовке педагогов с учетом принципа природосообразности, с обязательным изучением антропологических наук и овладением искусством практического преподавания. Обозначена роль патриотизма и народности в воспитании будущих поколений. Проведены параллели между идеями К. Д. Ушинского и системой подготовки будущих учителей в Рыбинском профессионально-педагогическом колледже.

Цель статьи заключается в проведении параллели между идеями К. Д. Ушинского и системой подготовки будущих учителей в современном колледже.

Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды К. Д. Ушинского. Методы: анализ научно-педагогической литературы, сравнение, обобщение.

Основные результаты исследования. Авторами проведен анализ идей К. Д. Ушинского, используемых в системе подготовки будущих учителей в Рыбинском профессионально-педагогическом колледже. Сделан вывод об актуальности идей Константина Дмитриевича в подготовке современных учителей и о его весомом вкладе в современную многоуровневую систему подготовки педагогических кадров в России.

Научная новизна. Рассмотрены идеи К. Д. Ушинского, используемые в подготовке будущих педагогов в системе среднего профессионального образования.

Практическая значимость. Результаты исследования об актуальности и востребованности педагогических идей К. Д. Ушинского в современном обществе могут быть использованы в становлении будущих педагогов, а также в деятельности всех специалистов, которые связаны с педагогикой и которым интересна актуальная и гуманистическая модель личностного и профессионального развития.

Ключевые слова: Год педагога и наставника; педагогика; педагогическое искусство; принцип природосообразности; воспитание; антропологические науки; народный учитель; принцип народности; Рыбинский профессионально-педагогический колледж; педагогические специальности.

© Копотюк И. Г., Пугачева О. В., 2023

I. G. Kopotyuk«, O. V. Pugacheva^

(!. 2) Rybinsk Vocational Pedagogical College,

Rybinsk, Russian Federation

(1) E-mail: rppk.rybinsk@yarregion.ru

ORCID 0000-0002-9479-781X

(2) E-mail: jem.23@mail.ru

ORCID 0000-0002-4903-8371

Ideas of K. D. Ushinsky in the development of a modern multilevel system of teacher training in Russia

Abstract. The article considers the approaches of K. D. Ushinsky to pedagogy as a science and art. The ideas of Konstantin Dmitrievich on the training of teachers, taking into account the principle of natural conformity with the obligatory study of anthropological sciences and mastering the art of practical teaching, are described. The role of patriotism and nationality in the education of future generations is indicated. Parallels are drawn between the ideas of K. D. Ushinsky and the system of training future teachers in the Rybinsk Vocational and Pedagogical College.

The purpose of the article is to draw a parallel between the ideas of K. D. Ushinsky and the system of training future teachers in a modern college.

Methodology and methods. The methodological basis of the article is the works of K. D. Ushinsky. Methods: analysis of scientific and pedagogical literature, comparison, generalization.

The main results of the study. The authors analyzed the ideas of K. D. Ushinsky used in the system of training future teachers in the Rybinsk Vocational Pedagogical College. The conclusion is made about the relevance of Konstantin Dmitrievich's ideas in the training of modern teachers and about his significant contribution to the modern multi-level system of teacher training in Russia.

Scientific novelty. The ideas of K. D. Ushinsky used in the training of future teachers in the system of secondary vocational education are considered.

Practical significance. The results of the study on the relevance and relevance of the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky in modern society can be used in the development of future teachers, as well as the activities of all specialists who are associated with pedagogy and who are interested in the actual and humanistic model of personal and professional development.

Keywords: Year of the teacher and mentor; pedagogy; pedagogical art; education; anthropological sciences; folk teacher; principle of nationality; Rybinsk Vocational and Pedagogical College; pedagogical specialties.

В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Такой указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Символично, что 2 марта 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения одного из основателей русской педагогики — Константина Дмитриевича Ушинского.

В международной и отечественной педагогике имени и идеям К. Д. Ушин-ского принадлежит совершенно исключительная позиция. Один из исследователей его наследия — С. Ф. Егоров — отмечает: «По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие российской школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных» [7, с. 115].

Константин Дмитриевич Ушинский был и остается одним из самых выдающихся педагогов, идеи и опыт которого до сих пор широко используются в подготовке современных педагогов. В настоящей статье мы проведем параллель между идеями К. Д. Ушинского и системой подготовки будущих учителей в Рыбинском профессионально-педагогическом колледже1.

Начиная с 2019 года колледж ежегодно становится лауреатом национального конкурса «Лучшие колледжи РФ», что является показателем его высокой эффективности в плане подготовки квалифицированных педагогов и объективно подтверждает тот факт, что опора на педагогические идеи К. Д. Ушинского в подготовке будущих педагогов актуальна и в наши дни.

В своей книге «Человек как предмет воспитания» Константин Дмитриевич рассматривал педагогику как педагогическое искусство и науку в единстве, как два аспекта сложного процесса воспитания: «Педагогика — не наука, а искусство, самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» [9, с. 32].

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что следует разграничивать общий и специфический контексты педагогики: «как собрание наук, направленных к одной цели» и «как теорию искусства, выведенную из этих наук» [9, с. 14]. В «Педагогической антропологии» он рассматривает педагогику в широком контексте как свод знаний, необходимых педагогу, а в прикладном смысле — как свод норм и правил воспитания [9, с. 66]. Среди различных сторон воспитания на первое место он ставил воспитание нравственности и духовности человека. Для К. Д. Ушинского воспитание — это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Он рассматривал процесс воспитания как широкий круг социальных процессов и целостное общественное явление, которое подчиняется ряду объективных законов. И любой человек, занятый воспитанием будущего поколения, должен знать эти законы и постоянно учиться применять их в своей педагогической или родительской деятельности.

1 История [Электронный ресурс] // Официальный сайт Рыбинского профессионально-педагогического колледжа. URL: https://www.gou-rpk.ru/life/history/ (дата обращения: 05.12.2022).

Константин Дмитриевич придавал особое значение подготовке педагогов. Он указывал на необходимость создания факультета для педагогов: «А почему же и не быть педагогическому факультету? Если в университетах существуют факультеты медицинские и даже камеральные, и нет педагогических, то это показывает только, что человек до сих пор более дорожит здоровьем своего тела и своего кармана, чем своим нравственным здоровьем, и более заботится о богатстве будущих поколений, чем о хорошем их воспитании» [9, с. 23].

Мы видим, что идеи К. Д. Ушинского о необходимости педагогических факультетов претворились в жизнь: они появились в России и существуют по сей день не только в высших учебных заведениях страны, коих насчитывается 319, но и в 328 колледжах с педагогическими специальностями.

В основу дидактики Константина Дмитриевича Ушинского положен принцип природосообразности. Для педагогических работников прошлого, настоящего и будущего подлинным девизом стали его слова: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [9, с. 23].

К. Д. Ушинский часто повторял, что знание не только конкретного предмета или образовательной области, но и методики его преподавания является для учителя одним из самых важных качеств: «Знания и способность преподавать и действовать, обучая умственному и нравственному развитию детей, могут быть переданы молодым людям, которые не обладают особыми способностями» [6, с. 207].

В Рыбинском профессионально-педагогическом колледже студенты, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах», изучают русский язык, математику, естествознание и методику преподавания каждого предмета, овладевают методикой физического и музыкального воспитания младших школьников. Если говорить о будущих учителях физической культуры, то, несомненно, стоит сделать акцент на таких учебных дисциплинах, как гимнастика, плавание, лыжный спорт и множество других дисциплин, неотъемлемой частью которых является методика тренировки. О таком подходе к подготовке учителей и говорил К. Д. Ушинский. Будущие педагоги не только получают знания о науках, которые будут преподавать, но и осваивают методики обучения.

К. Д. Ушинский заострял внимание на особой методической подготовке учителя, которая помогла бы педагогу поставить четкую цель и правильно организовать процесс воспитания, опираясь на знания антропологических наук: «Самые противоположные страсти и стремления излагаются очень часто рядом; педагогические советы излагаются без всяких антропологических оснований, и потому всякое правило сопровождается неопределенным количеством исключений, так же мало опирающихся на какое-нибудь основание, как и само правило» [8, с. 317].

По мнению К. Д. Ушинского, к циклу антропологических наук относятся такие науки, как «анатомия, физиология и патология человека, психология,

логика, филология, география, изучающая землю, как жилище человека, и человека, как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека» [9, с. 22].

В современной практике подготовки педагогических кадров система антропологических областей знания, обозначенных Константином Дмитриевичем в его трудах, включена в содержание образования будущих педагогов. Если обратиться к программам подготовки специалистов в Рыбинском профессионально-педагогическом колледже, мы увидим, что будущие педагоги изучают такие обязательные учебные дисциплины, как «Основы философии», «Психология общения», «История», «Анатомия», «Физиология», «Эффективное поведение на рынке труда». Список изучаемых в колледже дисциплин практически полностью совпадает с перечнем антропологических наук Константина Дмитриевича.

При этом самыми важными среди этих наук он считал физиологию и психологию: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» [9, с. 55]. Именно Константин Дмитриевич сумел правильно определить связь педагогики с данными науками, избежав при этом односторонности И. Ф. Гербарта и Ф. Э. Бенеке, превративших педагогику в прикладную психологию [3]. Константин Дмитриевич также поставил своей целью изучение физиологических и психологических процессов, «которые имеют наибольшее значение для педагогической деятельности», подчеркивая необходимость «объяснить, сколь возможно, те психические и психофизические явления, с которыми имеет дело воспитатель» [9, с. 22].

В Рыбинском профессионально-педагогическом колледже особое внимание уделяется изучению анатомии, физиологии и психологии как одним из важнейших общепрофессиональных дисциплин. По окончании сроков изучения данных дисциплин студенты сдают экзамены, определяющие степень их готовности объяснять психологические процессы и анатомо-физиологические особенности воспитанников с учетом их возраста и развития. Это подтверждает идею К. Д. Ушинского о важности изучения антропологических наук, которые остаются актуальными и востребованными в подготовке современных учителей.

Однако одних теоретических знаний, по мнению К. Д. Ушинского, недостаточно. Учителю необходимо овладеть искусством учительства: «Теория может быть односторонняя, и эта односторонность ее даже бывает очень полезна, освещая особенно ту сторону предмета, которую другие оставляли в тени;

но практика должна быть по возможности всесторонняя» [9, с. 41]. Константин Дмитриевич делал особый акцент на практике в своем «Проекте учительской семинарии». Он писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременной практикой» [10, с. 518].

Вся история развития среднего профессионального педагогического образования показывает, что никакая теоретическая подготовка будущих педагогов не заменит практических навыков, которые можно приобрести только методом проб и ошибок. В Рыбинском профессионально-педагогическом колледже учебная и производственная практика на педагогических специальностях имеет длительный и непрерывный характер, начиная с учебной практики на 2-м курсе и заканчивая преддипломной практикой на 4-м курсе: этот логически выстроенный комплекс видов и содержаний практики обеспечивает всесторонние условия для развития профессиональных педагогических умений и навыков обучающихся, а также основ их профессионального творчества. Кроме того, при изучении теоретических дисциплин предусмотрены практические занятия в мастерских, где студенты моделируют различные педагогические ситуации и применяют теоретические знания в практической деятельности. В колледже предусмотрено оптимальное соотношение теоретической и практической подготовки будущих педагогов, которое составляет 40 % теории и 60 % практики. В преддверии государственных экзаменов все студенты четыре недели работают на преддипломной практике в качестве школьного учителя и воспитателя детского сада.

Теория и практика, несомненно, важны в подготовке педагогов, но Константин Дмитриевич также считал, что будущему учителю необходимо овладеть дополнительными педагогическими навыками: «Сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны. Он должен иметь познание не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь» [10, с. 517].

Являются ли вышеперечисленные познания актуальными для подготовки современных педагогов? Более чем! В Рыбинском профессионально-педагогическом колледже будущие педагоги учатся художественной обработке материалов и изобразительному искусству, пению, хореографии. И мы согласимся с Константином Дмитриевичем, что данные умения необходимы в профессии любого учителя.

Мы рассмотрели вопросы фундаментальной подготовки будущих педагогов в идеях К. Д. Ушинского. А что же говорил Константин Дмитриевич о морально-духовных качествах педагога?

К. Д. Ушинский в своем труде «О пользе педагогической литературы» (1857) обратил особое внимание на то, что педагог является важнейшим звеном процесса воспитания: «...влияние личности воспитателя на молодую душу

составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [10, с. 29].

К. Д. Ушинский лаконично и мощно описал и миссионерскую роль учителя в обеспечении эволюции социума и преемственности поколений: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения» [10, с. 32].

Одним из важнейших аспектов овладения искусством воспитания Константин Дмитриевич называл дар убеждения. Он особо указывал, что педагог должен иметь собственное мировоззрение, иначе воспитать у своих учеников определенные взгляды он не сможет: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности» [10, с. 28].

Принцип народности является главным в педагогической системе Константина Дмитриевича. Исходя из этого принципа, он выдвигал такие требования, как развитие сети начальной народной школы, которая, по его мнению, должна стать основой всей системы образования в России; создание своей национальной системы воспитания и образования с учетом опыта западных моделей образования; формирование у подрастающего поколения таких нравственных качеств, как народность и патриотизм, а также широкое использование в учебно-воспитательном процессе народной педагогики [2].

В работе «О нравственном элементе в русском воспитании» К. Д. Ушинский выделил одну из самых важных черт русского человека — его патриотизм, который проявляется «с истинно львиною силой», трепетную любовь к своей родине, гордость за героическую историю русского народа [10, с. 474]. И именно патриотизму Константин Дмитриевич отвел главное место в системе нравственного воспитания учеников. «Любовь к родине, писал Ушинский, — это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [4, с. 54]. И именно педагог должен являться носителем нравственности, быть примером для своих воспитанников.

Актуальна ли идея патриотизма и народности в современном обществе? Безусловно, да. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 (в редакции от 31.07.2020 № 304-Ф3) для каждой педагогической специальности Рыбинского профессионально-

2 Из: Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 05.12.2022).

педагогического колледжа разработана рабочая программа воспитания. Данная программа призвана формировать у будущих учителей чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Кроме того, согласно указу Министерства просвещения России с 5 сентября 2022 года в колледже проводятся «Разговоры о важном»3. Они проходят по понедельникам во всех без исключения учебных группах после обязательных линеек с торжественным поднятием флага и хоровым исполнением гимна России. Цикл внеурочных занятий направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников и студентов.

В заключение статьи отметим, что Константин Дмитриевич Ушинский, живший и создававший фундаментальные труды о педагогике более 150 лет назад, был и остается уникальнейшим педагогом, чьи идеи действительно являются актуальными и востребованными в современном обществе, чей опыт позволил создать современную многоуровневую систему подготовки педагогических кадров в России. Кроме этого, нам хотелось бы привести своего рода напутствие Константина Дмитриевича Ушинского, которое, мы уверены, найдет отклик в душе любого педагога: «Мы советуем педагогам изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, изучать историю различных педагогических мер, которые не всегда могут прийти на мысль, выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к достижению этой цели, руководствуясь приобретенным знанием и своим собственным благоразумием» [9, с. 22]. Педагогам необходимо постоянно изучать и перечитывать труды К. Д. Ушинского в подлиннике, чтобы понять и принять глубоко гуманистичные взгляды великого русского педагога.

Список источников

1. Рыбинский профессионально-педагогический колледж. История [Электронный ресурс] // Официальный сайт Рыбинского профессионально-педагогического колледжа. URL: https://www.gou-rpk.ru/life/history/ (дата обращения: 02.12.2022).

2. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 232 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2001. 512 с.

3 По всей России стартовал цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» [Электронный ресурс] // Официальный канал Министерства просвещения России. URL: https://edu. gov.ru/press/5727/po-vsey-rossii-startoval-cikl-vneurochnyh-zanyatiy-razgovory-o-vazhnom (дата обращения: 08.12.2022).

4. Песковский М. Л. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1893. 80 с.

5. По всей России стартовал цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» [Электронный ресурс] // Официальный канал Министерства просвещения России. URL: https://edu.govm/press/5727/po-vsey-rossii-startoval-cikl-vneurochnyh-zanyatiy-razgovory-o-vazhnom (дата обращения: 05.12.2022).

6. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 2: Русская школа / сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. 447 с.

7. Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное / сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. М.: Карапуз, 2000. 255 с.

8. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 10 т. / отв. ред. и сост. А. М. Еголин. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. Т. 10. 669 с.

9. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 8 т. / отв. ред. и сост. А. М. Еголин. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т. 8. 777 с.

10. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 8 т. / отв. ред. и сост. А. М. Еголин. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т. 2. 659 с.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 05.12.2022).

References

1. State Professional Educational Autonomous Institution «Rybinsk Vocational Pedagogical College». (2022). History. Official website of Rybinsk Vocational Pedagogical College. (In Russ.). Retrieved from https://www.gou-rpk.ru/life/history

2. Dneprov, E. D. (2007). Ushinsky and modernity. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. 232 p. (In Russ.).

3. Piskunov, A. I. (Ed.) (2001). History of pedagogy and education. From the origin of education in primitive society to the end of the XX century. Textbook for pedagogical educational institutions. 2nd ed., ispr. and supplement. Moscow: Sphere. 512 p. (In Russ.).

4. Peskovsky, M. L. (1893). K. D. Ushinsky. His life and pedagogical activity. St. Petersburg: Type. Yu. N. Ehrlich. 80 p. (In Russ.).

5. The official channel of the Ministry ofEducation ofRussia. (2022). A cycle of extracurricular activities «Conversations about important things» has started throughout Russia. (In Russ.). Retrieved from https://edu.gov.ru/press/5727/po-vsey-rossii-startoval-cikl-vneu-rochnyh-zanyatiy-razgovory-o-vazhnom

6. Ushinsky, K. D. (2005). Selected works: in 4 books. Book 2: Russian school (comp., intro. art., note. and comment. E. D. Dneprova). Moscow: Bustard. 447 p. (In Russ.).

7. Ushinsky, K. D. (2000). Human education. Favorites (comp. and auth. introductory article S. F. Egorov). Moscow: Karapuz. 255 p. (In Russ.).

8. Ushinsky, K. D. (1950). Sobr. op.: in 10 vols. (Ed. and comp. A. M. Egolin). Moscow; Leningrad: Publishing House of the APN of the RSFSR, 10, 669 p. (In Russ.).

9. Ushinsky, K. D. (1948). Sobr. op.: in 8 vols. (Ed. and comp. A. M. Egolin). Moscow; Leningrad: Publishing House of the APN of the RSFSR, 8, 777 p. (In Russ.).

10. Ushinsky, K. D. (1948). Sobr. op. : in 8 vols. (Ed. and comp. A. M. Egolin). Moscow; Leningrad: Publishing House of the APN of the RSFSR, 2, 659 p. (In Russ.).

11. Official Internet representation of the President of Russia. (2012, December 29). Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 «On Education in the Russian Federation». (In Russ.). Retrieved from http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.