Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ К ВНЕДРЕНИЮ ЯДРА СППО'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ К ВНЕДРЕНИЮ ЯДРА СППО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЯДРО СППО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимнухова Татьяна Юрьевна, Фридман Светлана Олеговна

В статье раскрываются вопросы обновления профессиональной подготовки будущих педагогов. Авторы провели анализ исторических предпосылок и методологических основ модернизации среднего профессионального педагогического образования. Особое внимание уделено вопросам преемственности практико-ориентированной подготовки специалистов на уровне педагогического колледжа и вуза в соответствии с запросом общества и государства. Цель статьи заключается в анализе и сравнении исторических предпосылок с современной практикой подготовки педагогов, а также в трансляции опыта реализации отдельных направлений работы по совершенствованию системы профессионального педагогического образования в условиях внедрения Ядра СППО. Методология и методы. Методологической основой работы являются исследования К. Д. Ушинского, А. И. Пискунова, Е. И. Пургиной. Авторы использовали следующие методы: ретроспективный анализ научной-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта по обновлению подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов; моделирование содержания и организации подготовки специалистов в педагогических колледжах. Основные результаты исследования раскрываются в предлагаемых направлениях развития профессиональных образовательных организаций в части внедрения Ядра СППО. Научная новизна. Предложены элементы модели профессиональной подготовки выпускников колледжа в условиях синхронизации программ высшего и среднего педагогического образования. Практическая значимость. Представленный анализ методологических основ профессионального педагогического образования может быть полезен в исследовательской деятельности; предлагаемые пути обновления содержания и организации подготовки будущих педагогов могут использоваться при конструировании модели совершенствования работы колледжа в условиях внедрения Ядра СППО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимнухова Татьяна Юрьевна, Фридман Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF IDEAS РROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION: FROM THE PROJECT OF THE TEACHER'S SEMINARY TO THE IMPLEMENTATION OF THE CORE OF SPPO

The article reveals the issues of updating the professional training of future teachers. The authors analyzed the historical prerequisites and methodological foundations of modernization of secondary vocational pedagogical education. Special attention is paid to the issues of continuity of practice-oriented training of specialists at the level of pedagogical college and university in accordance with the request of society and the state. The purpose of the article is to analyze and compare historical prerequisites with the modern practice of teacher training, as well as to broadcast the experience of implementing certain areas of work to improve the system of professional pedagogical education in the context of the introduction of the Core of SРРО. Methodology and methods. The methodological basis of the work is the research of K. D. Ushinsky, A. I. Piskunov, E. I. Purgina. The authors used the following methods: retrospective analysis of scientific and pedagogical literature, system-functional analysis of pedagogical experience on updating approaches to professional training of future teachers, modeling of the content and organization of training of specialists in pedagogical colleges. The main results of the study are revealed in the proposed directions of development of professional educational organizations in terms of the introduction of the Core of the SPРO. Scientific novelty. The elements of the model of professional training of college graduates in the conditions of synchronization of programs of higher and secondary pedagogical education are proposed. Practical significance . The presented analysis of the methodological foundations of professional pedagogical education can be useful in research activities; the proposed ways of updating the content and organizing the training of future teachers can be used in designing a model for improving the work of the college in the conditions of the introduction of the Core of the SРРО.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ К ВНЕДРЕНИЮ ЯДРА СППО»

Обновление содержания СПО

Content Update SPO

УДК 377

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.5.1.1

l(2)

Т. Ю. Зимнухова^, С. О. Фридман

(!. 2) Московский педагогический колледж,

Москва, Российская Федерация

(1) E-mail: zimnuhovaty@mpkl0.ru

(2) E-mail: FridmanSO@mpklO.ru

Преемственность идей профессионального педагогического образования: от проекта учительской семинарии к внедрению Ядра СППО

Аннотация. В статье раскрываются вопросы обновления профессиональной подготовки будущих педагогов. Авторы провели анализ исторических предпосылок и методологических основ модернизации среднего профессионального педагогического образования. Особое внимание уделено вопросам преемственности практико-ориентированной подготовки специалистов на уровне педагогического колледжа и вуза в соответствии с запросом общества и государства.

Цель статьи заключается в анализе и сравнении исторических предпосылок с современной практикой подготовки педагогов, а также в трансляции опыта реализации отдельных направлений работы по совершенствованию системы профессионального педагогического образования в условиях внедрения Ядра СППО.

Методология и методы. Методологической основой работы являются исследования К. Д. Ушинского, А. И. Пискунова, Е. И. Пургиной. Авторы использовали следующие методы: ретроспективный анализ научной-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта по обновлению подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов; моделирование содержания и организации подготовки специалистов в педагогических колледжах.

Основные результаты исследования раскрываются в предлагаемых направлениях развития профессиональных образовательных организаций в части внедрения Ядра СППО.

Научная новизна. Предложены элементы модели профессиональной подготовки выпускников колледжа в условиях синхронизации программ высшего и среднего педагогического образования.

© Зимнухова Т. Ю., Фридман С. О., 2023

Практическая значимость. Представленный анализ методологических основ профессионального педагогического образования может быть полезен в исследовательской деятельности; предлагаемые пути обновления содержания и организации подготовки будущих педагогов могут использоваться при конструировании модели совершенствования работы колледжа в условиях внедрения Ядра СППО.

Ключевые слова: модернизация; профессиональная подготовка; Ядро СППО; преемственность; практико-ориентированность; конкурентоспособность; учительская семинария; педагогический колледж; вуз.

T. Yu. Zimnukhova«, S. O. Fridman2)

(1, 2) Moscow Pedagogical College,

Moscow, Russian Federation

(1) E-mail: zimnuhovaty@mpk10.ru

(2) E-mail: FridmanSO@mpklO.ru

Continuity of ideas рrofessional pedagogical education: from the project of the teacher's seminary to the implementation of the Gore of SPРO

Abstract. The article reveals the issues of updating the professional training of future teachers. The authors analyzed the historical prerequisites and methodological foundations of modernization of secondary vocational pedagogical education. Special attention is paid to the issues of continuity of practice-oriented training of specialists at the level of pedagogical college and university in accordance with the request of society and the state.

The purpose of the article is to analyze and compare historical prerequisites with the modern practice of teacher training, as well as to broadcast the experience of implementing certain areas of work to improve the system of professional pedagogical education in the context of the introduction of the Core of SPPO.

Methodology and methods. The methodological basis of the work is the research of K. D. Ushinsky, A. I. Piskunov, E. I. Purgina. The authors used the following methods: retrospective analysis of scientific and pedagogical literature, system-functional analysis of pedagogical experience on updating approaches to professional training of future teachers, modeling of the content and organization of training of specialists in pedagogical colleges.

The main results of the study are revealed in the proposed directions of development of professional educational organizations in terms of the introduction of the Core of the SPPO.

Scientific novelty. The elements of the model of professional training of college graduates in the conditions of synchronization of programs of higher and secondary pedagogical education are proposed.

Practical significance. The presented analysis of the methodological foundations of professional pedagogical education can be useful in research activities; the proposed ways of updating the content and organizing the training of future teachers can be used in designing a model for improving the work of the college in the conditions of the introduction of the Core of the SPPO.

Кeywords: modernization; professional training; the Core of the SPPO; continuity; practice orientation; competitiveness; teachers' seminary; pedagogical college; university.

Образование является тем социальным феноменом, который способствует развитию государства, создает условия для роста его благосостояния, социального, экономического и политического лидерства в мировом масштабе. Образование объединяет общество, обеспечивает преемственность научных идей и развитие достижений науки. Таким образом, образование — это стратегическая сфера развития государства, одно из условий национальной безопасности. Вот почему кадровое обеспечение системы образования является важнейшей задачей, ориентированной на приоритеты социально-экономического развития государства.

Этот тезис был ключевым с древнейших времен: еще Аристотель в своем труде «Политика» провозглашал образование делом государственным и считал, что государство должно осуществлять контроль за его содержанием и организацией: «забота об этом ... должна быть заботою государственною, а не делом частной инициативы» [3, с. 57].

В период Средневековья происходило ожесточенное противостояние религиозного и светского образования: церковь стремилась сохранить ведущие позиции и монополизировать образование, используя знание как инструмент влияния, составляя политическую конкуренцию государственной власти.

Все это свидетельствует о необходимости серьезного стратегического подхода к подготовке педагогических кадров.

Одной из первых работ, посвященных научному обоснованию построения системы профессиональной педагогической подготовки в России, стала статья К. Д. Ушинского «Проект учительской семинарии»1 (1861). В ней был проведен анализ опыта подготовки будущих учителей в России и за рубежом, на основании чего автор предложил использовать лучшие отечественные и зарубежные практики для создания модели подготовки педагогов сельских народных школ. К. Д. Ушинский считал также, что открытие педагогических факультетов в университетах способствовало бы повышению качества подготовки педагогов как для начального образования, так и для средней школы.

«Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий»2, — писал К. Д. Ушинский, при этом он подчеркивал важность энциклопедического подхода к подготовке специалистов.

Важнейшую роль в педагогической деятельности ученый отводил личности педагога, глубокому пониманию учителем сущности воспитательного

1 Из: Биография.Ру. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/103.html (дата обращения: 25.12.2022).

2 Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии [Электронный ресурс] // Собр. соч. / К. Д. Ушинский. М., 1974. | Биография.Ру. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/103.html (дата обращения: 25.12.2022).

процесса: «...В классах малолетних детей и в народных школах больше влияния оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая здесь.»3.

Следует отметить, что можно обнаружить много параллелей в идеях К. Д. Ушинского и практике работы современного педагогического колледжа. Так, в настоящее время вновь становится актуальной ориентированность на усиление воспитательного потенциала содержания профессиональной подготовки будущих педагогов. Этому способствует включение личностных результатов в состав требований к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) в соответствии с Примерной программой воспитания для профессиональных образовательных организаций4.

Воспитательная работа всегда была и остается значимой частью профессиональной подготовки будущих педагогов, позволяя расширить и углубить ее содержание. В Московском педагогическом колледже особое внимание уделяется становлению корпоративной культуры и приобщению студентов к ценностям московского образования. Обучающиеся включаются в работу по формированию и развитию гибких навыков, выступают в роли волонтеров на городских мероприятиях, участвуют в городских образовательных проектах и социокультурных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и т. п. [5].

Подчеркивая значение практической подготовки, К. Д. Ушинский отмечал, что «метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременной практикой»5. Безусловно, здесь прослеживается вектор к практико-ориентированности, свойственной современной системе подготовки выпускников педагогических колледжей.

Практическая направленность в программе подготовки будущих учителей, по мнению К. Д. Ушинского, заключается в том, что «главная деятельность семинаристов должна состоять в практических занятиях. Первоначально эти практические занятия будут состоять в том, что воспитанники семинарии, посылаемые поочередно или в малолетнюю школу, или в элементарное училище, будут помогать учителям в выслушивании уроков, а ученикам — в приготовлении их. Когда из представляемых письменных работ или излагаемых изустно уроков наставники семинарии убедятся, что тот или другой семинарист может быть уже допущен к пробному преподаванию, тогда следует, по предварительному соглашению с учителями малолетней школы

3 Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии.

4 Программа воспитания для профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института изучения детства, семьи и воспитания. URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitamya/spo/pшgramma-vospitamya/ (дата обращения: 25.12.2022).

5 Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии.

и элементарного училища, назначать семинаристу сюжет и день пробного урока»6.

Проводя параллели с современной системой среднего профессионального образования будущих педагогов, излишне говорить, что педагогический колледж отличается объемом и качеством организации практической подготовки, что делает выпускника колледжа востребованным специалистом на рынке труда. Результативность этой деятельности в Московском педагогическом колледже оценивается по следующим показателям:

- количество трудоустроенных студентов, совмещающих обучение с работой в образовательных организациях;

- количество участников проекта «Учитель на замену»;

- количество трудоустроенных по профилю подготовки выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу;

- количество выпускников колледжа, закрепившихся на рабочих местах в образовательных организациях города Москвы.

Для достижения этих результатов педагогическая практика студентов Московского педагогического колледжа проходит в общеобразовательных организациях города Москвы. У обучающихся появляется возможность познакомиться с различными школами и детскими садами: особенностями материально-технического обеспечения, уклада и традиций образовательных учреждений, условий реализации инклюзивного подхода и др. В ходе практики они включаются в реальные производственные условия, где получают возможность применить освоенные знания, отработать умения и формируемые компетенции в основных видах профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ отдельных исторических предпосылок и особенностей современной системы подготовки будущих педагогов показал, что в работе педагогического колледжа прослеживается преемственная связь с идеями весьма детально проработанной модели педагогического образования, предложенной К. Д. Ушинским в XIX веке.

Современные векторы развития подготовки будущих педагогов указывают на тенденцию к реализации преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. Следует отметить, что идея двухступенчатой подготовки будущих педагогов не нова — еще в конце XX века была предпринята попытка разработки так называемых сквозных учебных планов педагогических колледжей и вузов, преемственных друг другу [6]. Осуществление такого подхода позволяло сократить сроки освоения программы профессиональной подготовки высшего образования для выпускников педагогических колледжей. Вместе с тем этот подход был воплощен в жизнь как локальное сетевое взаимодействие и согласование на уровне конкретных образовательных организаций, вследствие чего не получил развития

6 Проект учительской семинарии (продолжение) [Электронный ресурс] // Биография.Ру. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/103.html (дата обращения: 25.12.2022).

и не приобрел системного характера, т. е. не стал методологически обоснованной и востребованной моделью подготовки педагогов. Тем не менее работа по модернизации среднего профессионального педагогического образования продолжилась.

В течение последующих десятилетий обновлялись требования к уровню и качеству подготовки выпускников педагогических колледжей в части требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО), велись поиски возможностей оптимизировать ресурсы обеспечения работы колледжей, в результате чего образовательные организации были объединены в крупные комплексы, реализующие образовательные программы разных уровней и направлений7.

Обновление содержания и организации среднего профессионального педагогического образования в наши дни стало актуальной повесткой в связи с задачами, поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»8.

В соответствии с национальными целями были определены стратегические направления развития нашей страны, а также организационные механизмы — национальные проекты (программы), в том числе были названы целевые ориентиры в области образования:

«- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»9.

Осмысление поставленных задач и стратегии их решения привело научное и профессиональное педагогическое сообщество к выводу о необходимости пересмотра концептуальных подходов к подготовке специалистов — будущих учителей начальных классов и воспитателей детей дошкольного возраста.

Актуальным стал вопрос о преемственности программ подготовки на уровне среднего и высшего профессионального педагогического образования по укрупненной группе специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Не менее остро стоит вопрос реализации единого подхода к подготовке и оценке качества предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров в условиях функционирования

7 Колледж будущего [Электронный ресурс] // Официальный канал информационно-аналитического журнала «Аккредитация в образовании». URL: https://akvobr.ru/kolledzh_bu-duschego.html (дата обращения: 25.12.2022).

8 Из: Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.12.2022).

9 Там же.

разнообразных моделей подготовки педагогов на уровне субъектов РФ и в масштабах всей страны.

Важнейшей задачей становится обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности специалистов на рынке труда, соответствие их профессиональных компетенций запросам работодателей, требованиям профессионального стандарта «Педагог»10.

В контексте этой повестки был сформулирован запрос на создание принципиально новой концепции профессионального педагогического образования, получившей название «Ядро среднего профессионального педагогического образования»11 (далее — Ядро СППО).

Ядро СППО12 ориентировано на реализацию компетентностного подхода к разработке образовательных программ, в документе отражены требования профессионального стандарта «Педагог», предусмотрены единые подходы к подготовке и оценке качества профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля. Отдельного внимания заслуживает идея преемственности программ среднего и высшего профессионального педагогического образования.

Московский педагогический колледж принимал участие в разработке Ядра СППО и в настоящее время ведет активную работу по его внедрению. В соответствии с изменяющимися требованиями и в целях совершенствования подготовки специалистов пересмотрена ОПОП: увеличен объем практической подготовки до 70-80 %; за счет вариативной части учебного плана включены учебные курсы «Soft-skills в профессиональной деятельности» и «Современные цифровые образовательные технологии в профессиональной деятельности». Необходимые будущим педагогам гибкие навыки, такие как коммуникация, критическое мышление, командная работа, креативность, способствуют развитию мобильности и адаптивности выпускников, а знания и умения в области использования цифровых образовательных технологий в профессиональной деятельности позволяют осуществлять обучение, воспитание, заниматься

10 Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 27.12.2022).

11 Ядро среднего профессионального педагогического образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института развития профессионального образования. URL: https://firpo.ru/activities/projects/yadro-sppo.html (дата обращения: 27.12.2022).

12 Письмо Минпросвещения России от 28.04.2022 № АБ-1197/05 «О направлении документов «Ядро среднего профессионального педагогического образования» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро среднего профессионального педагогического образования»)) [Электронный ресурс] // Юридическая информационная система «Легалакт». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-min-prosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/ (дата обращения: 27.12.2022).

самосовершенствованием в условиях цифровизации [5]. Эта работа не завершена. Она продолжается в связи с обновлением ФГОС СПО по укрупненной группе специальностей 44.00.00, которые являются механизмом реализации положений Ядра СППО. В частности, Московский педагогический колледж принял участие в разработке проекта ФГОС СПО по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании и учебно-методического сопровождения для его реализации».

Очевидно, что обновление содержания и организации профессиональной подготовки будущих педагогов будет продолжаться по таким направлениям, как:

1. Формирование корпоративной культуры педагогического колледжа, осуществляемое в педагогическом коллективе через проведение форсайт-сессий, мастер-классов, мозговых штурмов, совместных творческих проектов, а также приобщение студентов к ценностям системы образования страны и регионов через включение во все разделы основной образовательной программы требований к личностным результатам, в том числе к инклюзивным компетенциям, как компонентам программы воспитания будущего педагога с опорой на требования профессионального стандарта педагога и с учетом запросов работодателей.

2. Усиление практико-ориентированности профессиональной подготовки: увеличение доли практических видов деятельности в образовательных программах; включение элементов дуального образования в учебно-воспитательный процесс колледжа; участие студентов в социально значимых практиках и мероприятиях; усиление роли неформального образования в процессе освоения основных образовательных программ колледжа; освоение дополнительных специальностей в период получения основного образования.

3. Ориентация на запросы работодателей через механизмы согласования содержания подготовки будущих педагогов, а также включение педагогов и директоров школ в качестве экспертов по формированию критериев и оцениванию качества профессиональных компетенций выпускников в рамках демонстрационного экзамена, итоговой государственной аттестации, профессиональных конкурсов.

4. Построение непрерывного педагогического образования: реализация программ профессионального обучения школьников; проведение профессиональных проб, педагогических каникул и профильных смен, в том числе в дистанционном формате.

5. Создание системы профессиональной навигации в педагогическом колледже — разработка индивидуальной образовательной траектории подготовки будущих специалистов на основе работы Центра содействия трудоустройству выпускников, в том числе через механизм целевой подготовки специалистов.

6. Разработка преемственных основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального педагогического образования, оптимизация системы подготовки педагогических кадров.

Указанные положения являются стратегическими векторами совершенствования работы образовательной организации, которые нашли отражение в Программе развития Московского педагогического колледжа на 20222025 годы.

Таким образом, развитие системы среднего профессионального педагогического образования в России, начавшееся еще в XIX веке, получает продолжение в связи с изменяющимися потребностями общества и государства. Развивая и совершенствуя систему подготовки будущих педагогов, мы обеспечиваем кадровый потенциал страны, который является важнейшим условием развития государства.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.12.2022).

2. Письмо Минпросвещения России от 28.04.2022 № АБ-1197/05 «О направлении документов «Ядро среднего профессионального педагогического образования» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро среднего профессионального педагогического образования»)) [Электронный ресурс] // Юридическая информационная система «Легалакт». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/ (дата обращения: 27.12.2022).

3. История педагогики и образования: учебник для вузов / А. И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А. И. Пискунова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 452 с.

4. Колледж будущего [Электронный ресурс] // Официальный канал информационно-аналитического журнала «Аккредитация в образовании». URL: https://akvobr. ru/kolledzh_buduschego.html (дата обращения: 25.12.2022).

5. Курачёва И. М. Особенности формирования основной профессиональной образовательной программы педагогического колледжа в условиях внедрения «Ядра среднего педагогического образования» (из опыта работы) // «Ядро среднего профессионального педагогического образования» как инструмент обеспечения системы единых требований к подготовке педагогов в среднем профессиональном образовании: материалы Всерос. конф., 31 мая 2022 г. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО: Лань, 2022. С. 67-71.

6. Организация образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: сб. метод. рекомендаций. М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012. 136 с.

7. Примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии наук. URL: https://институтвоспитания.рф/ programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/ (дата обращения: 26.12.2022).

8. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)"» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 25.12.2022).

9. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии [Электронный ресурс] // Собр. соч. / К. Д. Ушинский. М., 1974. | Биография.Ру. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/103. html (дата обращения: 25.12.2022).

10. Ядро среднего профессионального педагогического образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института развития профессионального образования. URL: https://firpo.ru/activities/projects/yadro-sppo.html (дата обращения: 26.12.2022).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Official Internet representation of the President of Russia. (2018, May 5). Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05.2018 «On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024». (In Russ.). Retrieved from http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2. Legal information system «Legalact». (2022, April 28). Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 04.28.2022 N AB-1197/05 «On the direction of the documents «Core of secondary vocational pedagogical education» (together with «Methodological recommendations for training personnel in secondary vocational pedagogical education programs based on unified approaches to their structure and content («Core of secondary vocational pedagogical education»)). (In Russ.). Retrieved from https:// legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii

3. Piskunov, A. I. (2023). History of pedagogy and education. Textbook for universities. (Piskunov, A. I., Ed.). 4th ed., reprint. and additional. Moscow: Yurayt. 452 p. (In Russ.).

4. College of the future. (n. d.). The official channel of the information and analytical journal «Accreditation in Education». (In Russ.). Retrieved from https://akvobr.ru/ kolledzh_buduschego.html

5. Kuracheva, I. M. (2022). Features of the formation of the main professional educational program of a pedagogical college in the conditions of the introduction of the «Core of secondary pedagogical education» (from work experience). Core of secondary vocational pedagogical education as a tool for ensuring a system of uniform requirements for the training of teachers in secondary vocational education. Materials of the All-Russian Conference on May 31, 2022 (pp. 67-71). Moscow: FGBOU DPO IRPO: Lan. (In Russ).

6. Organization of the educational process in the context of the implementation offederal state educational standards of secondary vocational education. Collection method. recommendations. (2012). Moscow: GBOU UMTS PO DOgM. 136 p. (In Russ.).

7. An approximate program of education for professional educational organizations. (n. d.). Official website of Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.). Retrieved from https://институтвоспитания. rf/programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya

8. Documents of the GARANT system. (2022, January 31). Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation «On approval of the professional

standard "Teacher (pedagogical activity in the field of primary general, basic general, secondary general education) (teacher)"» (prepared by the Ministry of Labor of Russia 31.01.2022). (In Russ.). Retrieved from https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/

9. Ushinsky, K. D. (1974). Teacher's Seminary project. Sobr. op. (Ushinsky, K. D). Moscow. | Biografia.Ru. (In Russ.). Retrieved from http://www.biografia.ru/arhiv/103. html

10. The core of secondary vocational pedagogical education. (n. d.). Official website of Institute of Professional Education Development. (In Russ.). Retrieved from https://firpo. ru/activities/projects/yadro-sppo.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.