Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОЕКТ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна

В статье раскрываются проблемы подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, обозначены противоречия и ключевые подходы к реализации программ подготовки педагогов. Сформулированы принципы проектирования образовательных программ для системы подготовки кадров среднего звена. В статье актуализируются вопросы влияния изменений в современной образовательной системе на необходимость построения концептуальной основы подготовки современного педагога в системе среднего профессионального образования. Цель исследования заключается в выявлении различных подходов к подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта. Методологической основой исследования является структурно-системный подход к анализу и рассмотрению вопросов, касающихся подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования. В работе раскрываются проблемы подготовки будущих учителей на уровне СПО, обозначены возможные пути трансформации системы среднего педагогического образования. В работе на основании анализа трудов российских исследователей выявлены и описаны проблемные аспекты, имеющиеся в подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, пути решения этих проблем, обоснованы подходы к подготовке педагогических кадров с учетом современной образовательной парадигмы. Предлагаемые автором подходы к подготовке педагогов обеспечивают возможность проектирования программ, технологий, моделей на основе современных тенденций развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE TRAINING OF TEACHERS AT THE LEVEL OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article reveals the problems of training teachers at the level of secondary vocational education, identifies the contradictions and key approaches to the implementation of teacher training programs. The principles of designing educational programs for the system of training middle-level personnel are formulated. The article actualizes the issues of the influence of changes in the modern educational system on the need to build a conceptual basis for the training of a modern teacher at the level of secondary vocational education. Purpose is to identify different approaches to the training of teaching staff at the level of secondary vocational education. Methodology and methods: The study used methods such as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience. The methodological basis of the research is a structural-systematic approach to the analysis and consideration of issues related to the training of teaching staff at the level of secondary vocational education. The main results of the study. The work reveals the problems of training future teachers at the level of secondary vocational education, outlines the ways of transforming the system of secondary pedagogical education. Scientific novelty. Based on the analysis of the works of Russian researchers, the paper identifies and describes problematic aspects in the training of pedagogical personnel at the level of secondary vocational education, ways of solving these problems, substantiates approaches to the training of pedagogical personnel, taking into account the modern educational paradigm. Practical relevance. The approaches proposed by the author to the training of teachers at the level of secondary vocational education provide the possibility of designing programs, technologies, models based on modern trends in the development of education.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Обновление содержания СПО

Content Update SPO

УДК 37.01

Н. А. Воробьева

(1)

(1) Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация E-mail: vorobevana@yandex.ru ORCID: 0000-0002-3833-8491

Трансформация подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования

Аннотация. В статье раскрываются проблемы подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, обозначены противоречия и ключевые подходы к реализации программ подготовки педагогов. Сформулированы принципы проектирования образовательных программ для системы подготовки кадров среднего звена. В статье актуализируются вопросы влияния изменений в современной образовательной системе на необходимость построения концептуальной основы подготовки современного педагога в системе среднего профессионального образования.

Цель исследования заключается в выявлении различных подходов к подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования.

В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта.

Методологической основой исследования является структурно-системный подход к анализу и рассмотрению вопросов, касающихся подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования.

В работе раскрываются проблемы подготовки будущих учителей на уровне СПО, обозначены возможные пути трансформации системы среднего педагогического образования.

В работе на основании анализа трудов российских исследователей выявлены и описаны проблемные аспекты, имеющиеся в подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, пути решения этих проблем, обоснованы подходы к подготовке педагогических кадров с учетом современной образовательной парадигмы.

© Воробьева Н. А., 2022

Предлагаемые автором подходы к подготовке педагогов обеспечивают возможность проектирования программ, технологий, моделей на основе современных тенденций развития образования.

Ключевые слова: педагог; среднее профессиональное образование; педагогическое образование; федеральные государственные образовательные стандарты; подходы к реализации программ подготовки педагогов; образовательная программа; субъектная позиция; проект; общие компетенции; профессиональные компетенции.

N. A. Vorobyeva w

c Moscow City University, Moscow, Russia E-mail: vorobevana@yandex.ru ORCID: 0000-0002-3833-8491

Transformation of approaches to the training of teachers at the level of secondary vocational education

Abstract. The article reveals the problems of training teachers at the level of secondary vocational education, identifies the contradictions and key approaches to the implementation of teacher training programs. The principles of designing educational programs for the system of training middle-level personnel are formulated. The article actualizes the issues of the influence of changes in the modern educational system on the need to build a conceptual basis for the training of a modern teacher at the level of secondary vocational education.

Purpose is to identify different approaches to the training of teaching staff at the level of secondary vocational education.

Methodology and methods: The study used methods such as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience.

The methodological basis of the research is a structural-systematic approach to the analysis and consideration of issues related to the training of teaching staff at the level of secondary vocational education.

The main results of the study. The work reveals the problems of training future teachers at the level of secondary vocational education, outlines the ways of transforming the system of secondary pedagogical education.

Scientific novelty. Based on the analysis of the works of Russian researchers, the paper identifies and describes problematic aspects in the training of pedagogical personnel at the level of secondary vocational education, ways of solving these problems, substantiates approaches to the training of pedagogical personnel, taking into account the modern educational paradigm.

Practical relevance. The approaches proposed by the author to the training of teachers at the level of secondary vocational education provide the possibility of designing programs, technologies, models based on modern trends in the development of education.

Keywords: teacher; secondary vocational education; pedagogical education; federal state educational standards; approaches to the implementation of teacher training programs; educational program; subject position; project; general competences; professional competencies.

Система среднего профессионального образования находится в центре образовательной политики большинства стран. Большое количество проектов в рамках профессионального образования провозгласил Европейский центр по развитию профессионального образования (СЕДЕФОП); в странах БРИКС, США, Японии и многих других странах активно внедряются практико-ориентированные программы обучения [5, 16].

Однако в современных реалиях в большинстве стран мира все же отсутствуют современные инструменты стратегического управления системой профессионального образования. Как отмечают в своем исследовании В. И. Блинов, И. С. Сергеев, А. И. Сатдыков, Е. Ю. Есенина, Л. Н. Куртеева, вопросы прогнозирования, планирования состояния системы профобразования все еще находятся на базовом уровне [2, 3].

В исследованиях Е. В. Ломтевой, Е. Ю. Бедаревой отмечается, что в последнее время наблюдается тенденция перераспределения потока обучающихся высшего и среднего профессионального образования. Сегодня мы наблюдаем рост числа поступающих на программы СПО [9].

Обозначим ключевые проблемы при реализации программ педагогического образования на уровне подготовки специалистов среднего звена.

Во-первых, несмотря на увеличение интереса абитуриентов к обучению в колледжах, вопросы развития системы среднего профессионального образования требуют глубокого научного осмысления. До сих пор, в отличие от общего и высшего образования, у системы среднего профессионального образования отсутствует научно-методологическая база, а это приводит к тому, что будущее системы СПО остается неясным. Поэтому научные исследования различных аспектов развития системы среднего профессионального образования становятся все более актуальными.

Во-вторых, возникает проблема семантического разрыва между регулированием и проектированием, которую обозначили К. А. Баранников и И. М. Ремо-ренко, когда то, что декларируется в стандарте, в реальности отличается от практики конкретной образовательной организации. Подобную ситуацию можно наблюдать при подготовке педагогических кадров, когда непонимание нормативного документа ведет к искаженному пониманию смыслов [1].

В-третьих, наблюдается разрыв между федеральными государственными стандартами разных уровней образования. Примером может служить стандарт дошкольного образования и стандарт среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование». Кроме того, практически отсутствует синхронизация этих документов с профессиональным стандартом «Педагог». Как отмечает Е. А. Ямбург, стандарт является инструментом в реализации стратегии образования [16]. Поэтому синхронизация стандартов — это одна из главных задач, нуждающихся в оперативном решении.

В-четвертых, переосмысление вопросов подготовки педагогов опирается также на то, что современное общество требует от молодых людей владения

такими качествами, как умение ориентироваться в любых ситуациях, умение критически смотреть на проблемы, устойчивость в психологическом плане. Однако современная образовательная система на всех уровнях подготовки, и среднее профессиональное образование здесь не исключение, в первую очередь нацелена на углубление и расширение интеллектуального уровня обучающегося, зачастую не развивая дивергентное мышление, умения создавать проекты и реализовывать их, умения работать в команде, умения справляться со сложными жизненными ситуациями и т. д. В этой связи к подготовке педагогических кадров предъявляются новые требования и возникают вопросы: какой учитель, воспитатель нужен современной системе образования? Знающий и умеющий, грамотный, владеющий методикой в соответствующей области? Конечно, это все очень важно, но не менее важно, чтобы педагог обладал компетенциями, которые позволят ему развиваться самому и развивать своих будущих воспитанников, следуя за стремительно развивающимися технологиями и новыми вызовами. При этом достижение профессионального успеха и для опытного, и для начинающего педагога, а также для студента будет напрямую зависеть от их желания постоянно совершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане [14].

Опираясь на вышесказанное, можно говорить о разработке и внедрении новых моделей в подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, построенных на переходе от репродуктивной алгоритмической подготовки кадров к развитию общих и профессиональных компетенций на основе проектного подхода при реализации образовательных программ. Касаясь вопроса развития профессиональных компетенций, следует отметить, что они должны быть направлены на опережающую подготовку кадров, которая основана на анализе системы образования, современных трендов в образовании, а также социального и экономического состояния страны [4].

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения открывают возможность строить различные образовательные модели подготовки педагогических кадров с учетом современных тенденций в образовании, а также региональных запросов. В разных регионах модели могут различаться в зависимости от их специфики, а также от потребностей работодателей в специалистах, обладающих определенными компетенциями.

Можно выделить проблемный контекст развития педагогического образования в организациях среднего профессионального образования, который связан со следующими противоречиями.

Первое противоречие. Современный рынок труда ориентирован на мобильного специалиста, а традиционная система зачастую готовит операторов, выполняющих усвоенные алгоритмы профессиональной деятельности. К сожалению, это в некоторой степени касается и подготовки педагогов. В погоне педагогов за лучшими результатами все чаще можно наблюдать у них проявления

алгоритмизации, четкого следования инструкциям, в то время как элементы творчества уходят на задний план. В качестве примера можно привести демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс», где часто наблюдается шаблонность выполнения выпускниками определенных действий. При этом основой для такой подготовки служат действия преподавателей колледжей, которые натаскивают обучающихся на получение лучшего, на их взгляд, результата [7].

Второе противоречие заключается в том, что, несмотря на то что в федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования инициируется тесная взаимосвязь профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК), на практике можно наблюдать смещение акцента в сторону развития профессиональных компетенций, а это совершенно неоправданно на уровне среднего профессионального образования. Развитие общих компетенций должно быть базой для профессионального становления обучающегося, служить основой для развития академической и трудовой мобильности выпускника.

К третьему противоречию можно отнести выявленный факт, что в условиях многообразия педагогических систем и технологий необходимы специалисты, готовые гибко адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, творчески и критически мыслящие. Однако репродуктивный унифицированный подход к подготовке педагогических кадров не позволяет получить такого специалиста. Далеко не все педагоги способны быстро ориентироваться в изменяющихся реалиях, многообразии подходов, программ и т. д.

Наличие малого количества исследований в этой области можно отнести к четвертому противоречию. Несмотря на большой практический опыт подготовки педагогических кадров в системе СПО, найдется очень мало исследований, касающихся обоснования эффективности различных подходов к подготовке педагогов.

В связи с обозначенными проблемами можно выделить два ключевых подхода к реализации программ подготовки педагогов на уровне среднего профессионального образования.

1. Преемственность разных уровней педагогического образования: школа (предпрофессиональные классы) — среднее профессиональное образование — высшее образование. В этом случае составляется гибкая образовательная программа, которая может подстраиваться под индивидуальные потребности обучающегося. При освоении образовательных программ обучающиеся имеют возможность выбора ряда дисциплин из вариативной части. Выбранные обучающимися дисциплины становятся обязательными для освоения в рамках его индивидуальной траектории и включаются в индивидуальный образовательный план. Такие образовательные программы с выбором контента могут быть разработаны на уровне среднего профессионального образования, но лучше, если они будут выбраны из программ бакалавриата с прицелом на то, что,

если студент продолжит обучение на уровне бакалавриата, эти дисциплины будут зачтены. При подобном подходе к реализации преемственности образовательных программ повышается мотивация обучающихся на продолжение обучения на уровне высшего образования.

Подобный опыт конструирования формы и содержания образовательных программ имеется в Институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ. Учебные планы института синхронизированы с профильными программами бакалавриата. Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин реализуется совместно с преподавателями высшей школы МГПУ В учебные планы внесены дисциплины, которые преподаются на первых курсах бакалавриата МГПУ. Это такие дисциплины, как «Мышление и письмо», «Основы проектирования и технологии презентации», «Организация, контроль и оценка образовательной деятельности», «Московская система образования», «Основы социального проектирования» и т. д.

2. Модернизация содержания обучения внутри системы среднего профессионального образования с учетом современных требований работодателей. Одним из эффективных подходов к такой модернизации является создание профессиональных модулей по выбору, разрабатываемых специально для уровня среднего профессионального образования и направленных на формирование и расширение спектра компетенций обучающихся. Эти модули могут быть реализованы в рамках вариативных модулей, дополнительного образования или дополнительного профессионального образования, а также профобуче-ния. Например, обучаясь в колледже, учащийся может получить специальность «Няня» или «Вожатый». Данный подход предполагает вариативный выбор профессиональных модулей, позволяющих осваивать современные технологии педагогической деятельности в соответствии с запросами работодателей и родителей. Таким образом осуществляется адаптация содержания профессионального образования к требованиям рынка труда. В этом случае индивидуальная траектория вариативной части образовательной программы для каждого обучающегося выстраивается с участием всех заинтересованных сторон: самого обучающегося, образовательной организации и работодателей, которые в лице школы, детского сада или других образовательных организаций непосредственно участвуют в образовательном процессе на разных этапах обучения. Такой подход к модернизации содержания среднего профессионального образования повышает конкурентоспособность выпускников колледжей на рынке труда и обеспечивает качественное мотивированное обучение на уровне высшего образования.

Оба подхода предполагают, что к числу ключевых моментов в реализации программ подготовки педагогических кадров можно отнести:

- необходимость учета новых образовательных трендов (в том числе внедрение инновационных образовательных технологий, введение новых дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик);

— необходимость обеспечения вариативности содержания образовательных программ;

— возможность и перспективность реализации модулей и дисциплин по выбору, развития новых компетенций обучающихся (в том числе выходящих за рамки классического стандарта и позволяющих им стать мобильнее, конкурентоспособнее на современном рынке труда).

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения дают возможность более интенсивно внедрять в программу подготовки модули по выбору обучающихся, которые позволят им осваивать компетенции в соответствии с их интересами и запросами.

Подобные подходы требуют обновления программ обучения, что возможно через трансформацию моделей образовательной программы из статичной в мобильную путем создания дополнительных профессионально востребованных модулей в рамках вариативной части. Необходимо введение комплекса учебных дисциплин по выбору по каждому направлению подготовки специалистов среднего звена, предусматривающих углубление общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с их интересами, образовательными потребностями и осознаваемыми образовательными дефицитами;

— привлечение представителей работодателей и сотрудников вуза к разработке содержательного наполнения модулей вариативной части образовательной программы;

— включение в ядро образовательной программы компонентов, разработанных с целью преодоления затруднений, возникших из-за пробелов в общем образовании;

— оптимизацию формата проведения учебных занятий за счет таких форм организации обучения, как тренинги, проективные и моделирующие игры, разработка и представление заданий, выполненных кейс-методом, дистанционные формы обучения; также необходимо усилить акцент на проектном подходе в ходе организации практических занятий и обеспечить методологическую поддержку студенческих проектов [11];

— создание условий для формирования современной образовательной среды, ориентированной на практическую самостоятельную деятельность обучающегося, его личностный и профессиональный рост, а также развитие субъектной позиции. Эти вопросы освещаются в работах О. П. Чозгиян, Л. И. Еремеевой [12]. Авторы считают, что формирование субъектной позиции будущих педагогов происходит в ходе погружения обучающихся в процесс принятия решений в практических ситуациях, в процессе учебной и педагогической практики, рефлексивных бесед и т. д.;

— создание условий для прохождения практики, связанной с формированием осознанности в профессиональном выборе той педагогической системы, программы, технологии, которая будет соотноситься с принципами, мотивами, установками обучающегося. В концепции практико-ориентированного

профессионального образования в педагогических колледжах, выработанной под редакцией Н. Н. Михайловой, изложены основные подходы к построению подобной модели [10].

Эти подходы требуют обозначения принципов проектирования образовательных программ. В их числе:

- свобода выбора программ, режима их освоения;

- вариативность содержания, гибкость и мобильность процесса реализации программ;

- соответствие программ и форм образования возрасту и потребностям обучающихся;

- деятельностный подход к реализации содержания программ;

- модульный принцип построения образовательных программ.

В качестве одного из механизмов реализации образовательных программ на уровне среднего профессионального образования можно предложить проектный подход к обучению. Об использовании проектных технологий в подготовке будущих педагогов на этом уровне писали М. М. Шевцова [13], М. М. Воронова [6], И. В. Лаврентьева [8] и др. Рассматривая проектные технологии как одни из основных деятельностных технологий, следует отметить, что в проектирование необходимо погружать обучающихся уже на первых курсах учебы, причем цели, задачи, формы, содержание проектов будут кардинально отличаться. Если на первых курсах проектирование будет осуществляться в русле индивидуального проекта по учебному предмету, основной целью которого становится развитие общих компетенций обучающихся, то при проектировании на старших курсах, на практике, акценты будут постепенно смещаться на саморазвитие, построение индивидуальной личностной и профессиональной траектории развития. Только в этом случае у обучающихся происходит осознание и мотивированный выбор стратегий собственного развития, появляется возможность участия в различных проектах социальной или бизнес-направленности и, главное, развития компетенций, необходимых для успешности в личностном и карьерном планах.

В качестве результата трансформации подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования можно рассматривать готовность каждого обучающегося к продолжению обучения на уровне высшего образования или к качественной конкурентоспособной профессиональной деятельности.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что современные тенденции подготовки педагога в организациях среднего профессионального образования ставят новые задачи переосмысления подходов, принципов подготовки специалистов, учета новых трендов в образовании. Вместе с тем здесь следует опираться на тот немалый опыт, который имеется в России и в образовательных системах развитых стран как на уровне среднего, так и высшего образования.

Список источников

1. Баранников К. А., Реморенко И. М. Семантика стандартов: как разные страны формулируют смыслы содержания образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. № 5 (44). С. 45-56.

2. Блинов В. И. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, А. И. Сатдыков и др., 2021. 73 с. [Электронный ресурс]. URL: https://firo. ranepa.ru/files/docs/spo/scenarii_razvitiya_spo/part1.pdf (дата обращения: 30.11.2021).

3. Блинов В. И., Сергеев И. С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020-2035 // Образовательная политика. 2020. № 1(81). С. 76-86.

4. Бондаренко Н. В. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.

5. Воробьева Н. А. Система подготовки квалифицированных кадров в России, Японии, Индии, ЮАР, Бразилии: модели профессионального самоопределения и профессиональной ориентации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 5 (80). С. 73-78. DOI: https://doi.org/10.51904/2306-8329_2021_80_5_73

6. Воронова М. М. Опыт применения в учебном процессе СПО-технологий проектной деятельности при формировании общих компетенций // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 4. С. 52-56.

7. Курдюмов С. С. Проблемы демонстрационного экзамена как инструмента определения уровня готовности к профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 4 (85). С. 246-248.

8. Лаврентьева И. В. Использование проектной технологии в педагогическом колледже // Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 23 июля 2021 г. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2021. С. 62-64.

9. Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Особенности мотивации молодежи к обучению: перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 8. С. 58-62.

10. Михайлова Н. Н., Рудой О. Ф., Воробьева Н. А. Концепция практико-ориентированного профессионального образования в педагогических колледжах. М.: Академия профессионального образования, 2011. 68 с. (Инновации в профессиональной школе: приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица».)

11. Сапожникова О. Б. Использование «интерактивной песочницы» в образовательном процессе для формирования готовности студентов педагогических направлений к решению профессиональных задач // Высшее образование сегодня. 2020. № 12. С. 30-36.

12. Чозгиян О. П., Еремеева Л. И. Практико-ориентированная образовательная среда как фактор формирования субъектной профессиональной позиции у специалистов педагогического профиля // Среднее профессиональное образование. 2019. № 11. С. 6-11.

13. Шевцова М. М. Использование ресурсов проектной технологии в подготовке педагогов в системе среднего профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 1 (29). С. 102-112. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-1-102-112

14. Ширяева В. В. Профессиональный рост педагога как необходимо условие профессионального долголетия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 5 (80). С. 38-48. DOI: https://doi.org/10.51904/2306-8329-2021-80-5-38

15. Ямбург Е. А. Внедрение профстандарта педагога: необходимость второго шага // Директор школы. 2016. № 7 (210). С. 56-65.

16. OECD (2019), Trends Shaping Education 2019, OECD Publishing, Paris. DOI: https://doi.org/10.1787/trends-edu-2019-en

References

1. Barannikov, K. A., & Remorenko, I. M. (2017). Semantics of standards: how different countries formulate the meanings of the content of education. Domestic and foreign pedagogy, 5 (44), 45-56.

2. Blinov, V. I., Sergeev, I. S., Satdykov, A. I., Yesenin, E. Yu., & Kurteeva, L. N. (2021). The structure and parameters of scenarios for the development of secondary vocational education in the Russian Federation until 2035. Moscow. 73 p. (In Russ.). Retrieved from https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/scenarii_razvitiya_spo/part1.pdf (accessed: 30.11.2021).

3. Blinov, V. I., & Sergeev, I. S. (2020). Fan of Opportunities: Professional Education 2020-2035. Educational Policy, 1 (81), 76-86. (In Russ.).

4. Bondarenko, N. V., Gokhberg, L. M., Kovaleva, N. V., et al. (2019). Education in Figures: 2019: A Brief Statistical Book. Moscow: NRU HSE. 96 p. (In Russ.).

5. Vorobyeva, N. A. (2021). The system of training qualified personnel in Russia, Japan, India, South Africa, Brazil: models of professional self-determination and vocational guidance. Municipal education: innovation and experiment, 5 (80), 73-78. (In Russ.). https://doi.org/10.51904/2306-8329_2021_80_5_73

6. Voronova, M. M. (2021). Experience of application in the educational process of open source technologies of design activities in the formation of general competences. Journal of pedagogical research, 6 (4), 52-56. (In Russ.).

7. Kurdyumov, S. S. (2019). Problems of the demonstration exam as a tool for determining the level of readiness for professional activity. Scientific notes of the Oryol State Universi, 4 (85), 246-248. (In Russ.).

8. Lavrentieva, I. V. (2021). Use of design technology in a pedagogical college. Pedagogical experience: from theory to practice: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Cheboksary, 2021, July 23. Cheboksary: Center for Scientific Cooperation Interactive Plus, 62-64. (In Russ.).

9. Lomteva, E. V., & Bedareva L. Yu. (2021). Features of youth motivation for learning: redistribution of demand from higher to secondary vocational education. Economic development of Russia, 28 (8), 58-62. (In Russ.).

10. Mikhailova, N. N., Rudoy, O. F., & Vorobieva, N. A. (2011). The concept of practice-oriented vocational education in pedagogical colleges. Moscow: Academy of vocational education. 68 p. (Innovations in a vocational school: Supplement to the magazine "Professional Education. Capital".) (In Russ.).

11. Sapozhnikova, O. B. (2020). The use of an "interactive sandbox" in the educational process to form the readiness of students of pedagogical directions to solve professional problems. Higher education today, 12, 30-36. (In Russ.).

12. Chozgian, O. P., & Eremeeva, L. I. (2019). Practice-oriented educational environment as a factor in the formation of a subject professional position among pedagogical specialists. Secondary vocational education, 11, 6-11. (In Russ.).

13. Shevtsova, M. M. (2020). The use of design technology resources in the training of teachers in the system of secondary vocational education. Scientific and pedagogical review, 1 (29), 102-112. (In Russ.). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-1-102-112

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Shiryaeva, V. V. (2021). Professional growth of a teacher as a necessary condition for professional longevity. Municipal education: innovation and experiment, 5 (80), 38-48. (In Russ.). https://doi.org/10.51904/2306-8329-2021-80-5-38

15. Yamburg, E. A. (2016). Implementation of the professional standard of a teacher: the need for a second step. Director of the school, 7 (210), 56-65. (In Russ.).

16. OECD (2019), Trends Shaping Education 2019, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/trends-edu-2019-en

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.