Научная статья на тему 'НОВЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С "ЯДРОМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"'

НОВЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С "ЯДРОМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / "ЯДРО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ирина Сергеевна, Миньяр-Белоручева Евгения Юлиановна, Емельяненко Марина Станиславовна, Герасименко Светлана Викторовна, Воробьева Наталья Александровна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования компетенций при проектировании образовательных программ, раскрывается понятие «образовательные результаты» в контексте реализации компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров. Поскольку образовательные программы среднего профессионального педагогического образования и высшего образования характеризуются как преемственные, то и заданные образовательные результаты можно рассматривать как целостное единство компетенций и трудовых функций, распределенных по уровням педагогического образования в виде этапов достижения заданных образовательных результатов. В связи с чем в статье описаны инструменты достижения образовательных результатов при проектировании преемственных образовательных программ подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования. Цель. В статье представлено описание направлений новых моделей образовательных результатов при проектировании образовательной программы СПО на основе преемственности среднего профессионального и высшего образования. Методологическую основу статьи составляют труды А. В. Хуторского, Б. В. Авво, А. Г. Бермуc М. Н. Гладкова, О. И. Ваганова и др. о компетентностном подходе в образовании и образовательных результатах. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта. Основные результаты исследования. В статье раскрываются новые подходы к проектированию образовательных результатов при реализации «Ядра среднего профессионального педагогического образования». Научная новизна заключается в том, что обозначены направления построения новых моделей проектирования образовательных результатов на основе компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании, а также определены принципы преемственности образовательных результатов на уровнях среднего профессионального и высшего образования. Практическая значимость. Предлагаемая структура построения основной образовательной программы на основе реализации «Ядра среднего профессионального педагогического образования» позволяет реализовывать новые подходы к проектированию образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ирина Сергеевна, Миньяр-Белоручева Евгения Юлиановна, Емельяненко Марина Станиславовна, Герасименко Светлана Викторовна, Воробьева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MODELS FOR DESIGNING EDUCATIONAL OUTCOMES IN ACCORDANCE WITH THE CORE OF SECONDARY VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The article discusses the issues of improving competencies in the design of educational programs, reveals the concept of «educational outcomes» in the context of the implementation of a competency-based approach to the training of teaching staff. Since the educational programs of secondary vocational pedagogical education and higher education are characterized as successive, the set educational results can be considered as an integral unity of competencies and labor functions, distributed over the levels of pedagogical education in the form of stages for achieving the given educational results. In this connection, the article describes the tools for achieving educational results in the design of successive educational programs for the training of teaching staff in the system of secondary vocational education. The purpose. The article presents a description of the directions of new models of educational results in the design of the educational program of secondary vocational education based on the continuity of secondary vocational and higher education. The methodological basis of the article is the works of A. V. Khutorsky, B. V. Avvo, A. G. Bermus, M. N. Gladkov, O. I. Vaganova and others about the competence-based approach in education and educational outcomes. The study used such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience. The main results of the study. The article reveals new approaches to designing educational outcomes in the implementation of the Core of Secondary Vocational Pedagogical Education. The scientific novelty lies in the fact that approaches to the construction of new models for the design of educational results based on the competence-based approach in secondary vocational education are outlined, as well as the principles of continuity of educational results at the levels of secondary vocational education and higher education. Practical significance. The proposed structure for building the main educational program based on the implementation of the SPPO Core allows implementing new approaches to designing educational results.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С "ЯДРОМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"»

СПО: история и современность

SPO: History and Modernity

УДК 377.1

DOI: 10.25688/2782-6597.2022.4.4.6

И. С. Казакова^1), Е. Ю. Миньяр-Белоручева^2), М. С. Емельяненко^3), С. В. Герасименко^4), Н. А. Воробьева^5), Э. К. Никитина^6)

(1, 2, 3) Институт развития среднего профессионального образования, Москва, Российская Федерация Волгоградский социально-педагогический колледж, Волгоград, Российская Федерация Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

(1) E-mail: i.kazakova@firpo.ru

(2) E-mail: enbelorucheva@gmail.com

(3) E-mail: m.emelyanenko@firpo.ru

(4) E-mail: gerasimenko-sv@yandex.ru

(5) E-mail: vorobevana@yandex.ru ORCID: 0000-0002-3833-8491

(6) E-mail: NikitinaEK@mgpu.ru

(4)

(5, 6)

Новые модели проектирования образовательных результатов в соответствии с «Ядром среднего профессионального педагогического образования»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования компетенций при проектировании образовательных программ, раскрывается понятие «образовательные результаты» в контексте реализации компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров. Поскольку образовательные программы среднего профессионального педагогического образования и высшего образования характеризуются как преемственные, то и заданные образовательные результаты можно рассматривать как целостное единство компетенций и трудовых функций, распределенных по уровням педагогического образования в виде этапов достижения заданных образовательных результатов. В связи с чем в статье описаны инструменты достижения образовательных результатов при проектировании преемственных образовательных программ подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования.

© Казакова И. С., Миньяр-Белоручева Е. Ю., Емельяненко М. С., Герасименко С. В., Воробьева Н. А., Никитина Э. К., 2022

Цель. В статье представлено описание направлений новых моделей образовательных результатов при проектировании образовательной программы СПО на основе преемственности среднего профессионального и высшего образования.

Методологическую основу статьи составляют труды А. В. Хуторского, Б. В. Авво, А. Г. Бермус, М. Н. Гладкова, О. И. Ваганова и др. о компетентностном подходе в образовании и образовательных результатах. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта.

Основные результаты исследования. В статье раскрываются новые подходы к проектированию образовательных результатов при реализации «Ядра среднего профессионального педагогического образования».

Научная новизна заключается в том, что обозначены направления построения новых моделей проектирования образовательных результатов на основе компетент-ностного подхода в среднем профессиональном образовании, а также определены принципы преемственности образовательных результатов на уровнях среднего профессионального и высшего образования.

Практическая значимость. Предлагаемая структура построения основной образовательной программы на основе реализации «Ядра среднего профессионального педагогического образования» позволяет реализовывать новые подходы к проектированию образовательных результатов.

Ключевые слова: образовательные результаты; «Ядро среднего профессионального педагогического образования»; основная профессиональная образовательная программа; компетенции; компетентностная модель выпускника.

I. S. Kazakova W, E. Yu. Minyar-Belorucheva (2), M. S. Yemelyanenko (3), S. V. Gerasimenko (4), N. A. Vorobyeva (5), E. K. Nikitina (6)

(u 2 3) institute for the Development of Secondary Vocational Education, Moscow, Russian Federation Volgograd Social and Pedagogical College, Volgograd, Russian Federation Moscow City University, Moscow, Russian Federation

E-mail: i.kazakova@firpo.ru E-mail: enbelorucheva@gmail.com E-mail: m.emelyanenko@firpo.ru E-mail: gerasimenko-sv@yandex.ru E-mail: vorobevana@yandex.ru ORCID: 0000-0002-3833-8491 E-mail: NikitinaEK@mgpu.ru

New models for designing educational outcomes in accordance with the core of secondary vocational pedagogical education

Abstract. The article discusses the issues of improving competencies in the design of educational programs, reveals the concept of «educational outcomes» in the context of the implementation of a competency-based approach to the training of teaching staff.

(4) (5 6)

(1) (2) (3) (4)

(5)

(6)

Since the educational programs of secondary vocational pedagogical education and higher education are characterized as successive, the set educational results can be considered as an integral unity of competencies and labor functions, distributed over the levels of pedagogical education in the form of stages for achieving the given educational results. In this connection, the article describes the tools for achieving educational results in the design of successive educational programs for the training of teaching staff in the system of secondary vocational education.

The purpose. The article presents a description of the directions of new models of educational results in the design of the educational program of secondary vocational education based on the continuity of secondary vocational and higher education.

The methodological basis of the article is the works of A. V. Khutorsky, B. V. Avvo, A. G. Bermus, M. N. Gladkov, O. I. Vaganova and others about the competence-based approach in education and educational outcomes. The study used such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience.

The main results of the study. The article reveals new approaches to designing educational outcomes in the implementation of the Core of Secondary Vocational Pedagogical Education.

The scientific novelty lies in the fact that approaches to the construction of new models for the design of educational results based on the competence-based approach in secondary vocational education are outlined, as well as the principles of continuity of educational results at the levels of secondary vocational education and higher education.

Practical significance. The proposed structure for building the main educational program based on the implementation of the SPPO Core allows implementing new approaches to designing educational results.

Keywords: educational results; core of secondary vocational pedagogical education; basic professional educational program; competencies; competence model of a graduate.

В настоящее время в педагогическом образовании наблюдаются процессы модернизации, основной целью которых является обеспечение нового качества подготовки педагогов, происходит корректировка подходов к построению образовательных программ как в содержательном, так и в технологическом плане.

При построении образовательной программы учет компетентностной модели подготовки кадров становится важнейшей составляющей. Причем компетентностная модель подготовки специалиста важна не только в учебной, но и в воспитательной, и во внеучебной деятельности1.

Вопросам компетенций и компетентностного подхода посвящено много исследований, например И. А. Агапова и С. Е. Шишова [17] понимали под компетенциями готовность и способность обучающегося к осуществлению профессиональной деятельности, которая основана на знаниях и опыте, приобретенном в процессе освоения профессии, а также на самостоятельном обучении студентов.

1 Методические рекомендации о реализации «Ядро среднего профессионального педагогического образования» в образовательных организациях, ведущих подготовку педагогических кадров / И. С. Казакова, М. С. Емельяненко, С. В. Герасименко, Н. А. Воробьева,

Э. К. Никитина, А. С. Бахтов. М.: ИРПО, 2022. 36 с.

В свою очередь, Б. В. Авво, А. Г. Бермус, А. В. Хуторской рассматривают компетентность как индивидуальный уровень освоения культурно значимых норм [1; 15].

Согласно «Ядру среднего профессионального педагогического образования» (далее — Ядро СППО) под компетенциями понимается динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимых для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников, которые они обязаны освоить и продемонстрировать после освоения части или всей образовательной программы [4].

Компетенции определяются видами профессиональной деятельности, также они связаны с задачами, которые должен выполнять обучающийся в процессе обучения, и именно уровень освоения компетенций определяет степень готовности выпускника к дальнейшей профессиональной деятельности.

В основе любой программы подготовки специалиста лежат образовательные результаты. Такие понятия, как «результаты обучения», «образовательный результат», описаны в работах О. И. Ребрина, Е. Н. Перевозчиковой и других ученых [7; 13]. О. И. Ребрин под результатами обучения подразумевал то, что необходимо знать, понимать и демонстрировать обучающемуся в конце обучения или по итогам прохождения промежуточного освоения программы [13]. Результатами обучения могут быть полученные знания, сформированные умения и навыки (в традиционной системе), личностные качества, поведенческие установки, компетенции.

Понятие «образовательный результат» определяется через следующие формулировки:

- образовательные результаты — ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников: знания, умения, навыки, компетенции (М. Н. Гладкова, О. И. Ваганова, Л. И. Кутепова) [2];

- образовательные результаты — совокупность выраженных количественно и качественно профессионально значимых достижений обучающегося (Н. П. Шитякова, И. В. Верховых) [16].

В Ядре СППО образовательный результат определяется как «ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся, выраженные на языке знаний, способностей, компетенций; они описывают, что должен будет в состоянии делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы, а также уровня(ей) образования» [4, с. 8].

Вся профессиональная деятельность педагога поставлена в рамки проектирования, планирования, достижения и оценки образовательного результата. В профессиональном стандарте «Педагог»2 обозначены две обобщенные трудовые функции (ОТФ):

2 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f-7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 03.10.2022).

1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.

2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

И та и другая ОТФ практико-ориентированные.

В статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как процесс и как результат:

«Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»3.

С 2020 г. статья 12.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает включение в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы [14]. Это определяет наличие образовательных результатов в форме личностных результатов, характеризующих мотивацию к обучению и познанию; готовность и способность к саморазвитию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции.

Из множества определений, характеризующих понятие «образовательные результаты в подготовке педагога», наиболее емким, на наш взгляд, является определение доктора педагогических наук Е. Н. Перевощиковой, которая определила образовательные результаты как результат освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) или ее части в период обучения, представленный в виде совокупности действий, которые может продемонстрировать обучающийся при выполнении профессионально ориентированной деятельности на определенном этапе освоения ОПОП, и позволяющий количественно оценить степень освоения знаний, умений, навыков, компетенций и опыта деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и профессионального стандарта «Педагог» [7]. Существует необходимость согласования компетенций и соответствующих трудовых действий педагога. Этот принцип построения учтен разработчиками в новых ФГОС СПО и в Ядре СППО [4].

В качестве примера обратимся к ФГОС СПО педагогической специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в его актуализированной версии и проанализируем заданные образовательные результаты.

3 КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.10.2022).

В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции (9 общих компетенций — ОК, и 21 профессиональная компетенция — ПК) в соответствии с видами профессиональной деятельности. Требования в виде ПК сформированы на основе профессионального стандарта «Педагог»4:

- педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании;

- педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся;

- воспитательная деятельность, в том числе классное руководство;

- преподавание дисциплины (по выбору).

Образовательные результаты в освоении ФГОС задают разработчикам ориентиры для формирования основного содержания образовательной программы, а также служат ориентиром при выборе технологий, методов, средств обучения, разработки оценочных средств и процедур оценивания.

ФГОС СПО содержит рекомендации для образовательной организации дополнить перечень ПК по выбранным видам деятельности с учетом региональных требований и требований конкретных работодателей, требований стандартов «Ворлдскиллс» и т. д. Образовательная организация с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП) самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения программы и направлены на освоение всех компетенций, установленных во ФГОС СПО.

В ПООП по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» образовательный результат можно рассматривать через достижение ОК. Знаниевый образовательный результат содержит описание единиц содержания образования: знать алгоритмы, методы, порядок и др. Планируемые умения описываются через выполнение действий, которые должен уметь выполнять обучающийся: анализировать, определять, выявлять, оформлять, использовать, организовать, взаимодействовать.

Образовательный результат в виде ПК описывается через показатели освоения компетенций: практический опыт, умения и знания обучающихся. Личностные результаты формируются в рамках целостного образовательного процесса: общие (универсальные), отраслевые и определяемые региональными особенностями и традициями конкретной образовательной организации. Понятие «личностный результат» имеет свою специфику, пока не полностью осмыслено с педагогических позиций и требует дальнейшей проработки.

Важной характеристикой образовательных результатов является их изме-ряемость, поскольку конкретные достижения обучающихся и выпускников предполагают проведение оценочных процедур. Следовательно, необходимо создавать базы оценочных средств и материалов.

URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 03.10.2022).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в основной образовательной программе должны быть предусмотрены формы аттестации, оценочные материалы для текущего контроля, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации (ГИА). Образовательная организация осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, устанавливает их формы, периодичность и порядок проведения. Для ГИА образовательной организацией разрабатывается программа ГИА и фонды оценочных средств.

Согласно приказу от 8 ноября 2021 г. № 800 и письму Минпросвещения от 7 сентября 2022 г. № 05-1556 «О направлении информации по вопросам организации и проведения ГИА в 2023 г.» для оценивания результатов освоения ОПОП выпускниками проводится ГИА в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы)5. С 2023 г. вводится два уровня демонстрационного экзамена: профильный и базовый.

Демонстрационный экзамен базового уровня проводится исключительно на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО. Демонстрационный экзамен профильного уровня проводится на основе требований к результатам освоения образовательных программ СПО, установленных ФГОС СПО, с учетом положений стандартов «Ворлдскиллс», устанавливаемых АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», а также с учетом квалификационных требований, заявленных организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке кадров.

Согласно Ядру СППО перспективным направлением развития системы педагогического образования в целях обеспечения преемственности и непрерывности обучения становятся сформированные на ступени СППО образовательные результаты (общие и профессиональные компетенции), которые служат основанием для продолжения обучения на следующей ступени.

Необходимость реагировать на глобальные вызовы современности, обусловленные глубокими социально-экономическими изменениями и цифровой трансформацией общества, требует новых компетенций людей, и как следствие, задает потребность реформирования педагогического образования, актуализирует появление новой дидактики и новых форматов педагогического образования.

Педагогическое образование, реализуемое на уровне среднего профессионального и высшего образования, в своем ядре использует результаты прогнозирования социокультурного и технологического развития общества, приобретая качества цельности и единства [5; 12]. В документах «Ядро среднего профессионального педагогического образования»6 и «Ядро высшего педагогического образования»7 педагогическое образование стремится учитывать выявленные

5 Электронный справочник «Информио». URL: https://suz.informio.ru/files/directory/docu-ments/2022/09/05_1566_ot_07_09_2022.pdf (дата обращения: 03.10.2022).

6 ЮИС «Легалакт». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 03.10.2022).

7 Там же.

тенденции для подготовки педагогических кадров, что в первую очередь выражается в закладываемых требованиях к образовательным результатам, которые формулируются путем соотнесения трудовых функций и действий профессионального стандарта педагога и компетенций ФГОС. Если образовательные программы среднего профессионального педагогического образования и высшего образования характеризуются как преемственные, то и заданные образовательные результаты можно рассматривать как целостное единство компетенций и трудовых функций, распределенных по уровням педагогического образования в виде этапов достижения заданных образовательных результатов.

Для разработки образовательных программ педагогического образования преемственные образовательные результаты обеспечиваются соблюдением следующих принципов: связь ОПОП ВО и СППО с профессиональными стандартами, проектирование программ и процессов от образовательного результата, индивидуализация образовательных маршрутов обучающихся на каждом уровне педагогического образования с учетом сформированных компетенций на каждом этапе (табл. 1).

Таблица 1

Этапы достижения образовательных результатов

Этапы Индикаторы

Пороговый уровень Проявлена способность к самостоятельным и правильным действиям при решении типовых профессиональных задач в стандартных ситуациях

Базовый уровень Проявлена способность к самостоятельным и правильным действиям при решении типовых профессиональных задач в аналоговых ситуациях

Продвинутый уровень Проявлена способность к самостоятельным и правильным действиям при решении профессиональных задач в нетипичных ситуациях; проявлена способность решать сложные профессиональные задачи

Для обеспечения преемственности образовательных результатов по образовательной программе, представленных в форме компетенций и результатов обучения по дисциплинам или модулям, осуществляется декомпозиция компетенций и профессиональных действий, что может быть зафиксировано в технологической карте компетенций, где устанавливаются индикаторы достижения образовательных результатов, которая строится в виде матрицы, в столбцах которой представлены результаты освоения образовательной программы, а строки относятся к отдельным дисциплинам, практикам и модулям образовательной программы. Отметки на пересечении строк и столбцов свидетельствуют о связи дисциплины или модуля с конкретным результатом освоения образовательной программы.

Инструменты измерения поэтапного достижения преемственных образовательных результатов можно представить следующим перечнем [19]:

- индикативная таблица уровней национальной рамки квалификаций;

- тестовые задания текущего, промежуточного и итогового контроля;

- имитационные профессиональные задачи и кейсы, используемые в аудиторной работе со студентами;

- педагогические проекты, выполняемые на практике и в групповой самостоятельной работе.

Данные инструменты представлены в фонде оценочных средств, который создается по образовательной программе и позволяет оценить результаты реализации дисциплины, модуля, образовательной программы.

Преемственность образовательных результатов определяет компетент-ностную модель, заложенную в основание образовательной программы педагогического образования, и используется для определения формы проведения итоговой аттестации, разработки оценочных средств и материалов для рубежных, промежуточных аттестаций и рекомендации по их применению, а также с учетом преемственности и последовательности освоения компетенции создаются программы вступительных испытаний по основным образовательным программам высшего профессионального образования для выпускников программ среднего профессионального образования.

Цель при подготовке будущего педагога колледжа с опорой на компетентностью модель можно обозначить как разработка и внедрение модели колледжа, построенной на переходе от репродуктивной алгоритмической подготовки кадров к развитию общих и профессиональных компетенций на основе включения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий и методов при реализации образовательных программ среднего профессионального образования [3; 18].

Обозначим направления реализации компетентностного подхода:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Создание устойчивой системы взаимодействия уровней среднего профессионального и высшего образования.

2. Создание устойчивой системы взаимодействия с работодателями.

3. Трансформация модели образовательной программы.

4. Совершенствование воспитательной системы.

Модель ОПОП, которая основана на компетентностном подходе, предполагает изменения по сравнению с действующими ОПОП в структурном, технологическом и содержательном аспектах ее построения и реализации на основе новых ФГОС СПО, Ядра СППО.

Новая модель ОПОП СПО основана:

- на вариативности выбора образовательной траектории;

- принципах независимой оценки;

- использовании в учебно-воспитательном процессе практико-ориентированных технологий, в том числе проектных.

Структурно ОПОП состоит из базовой и вариативной частей.

Базовая часть ОПОП реализуется в формате аудиторных теоретических и практических занятий, а также учебных и производственных практик.

Перечень дисциплин, профессиональных модулей (ПМ) и входящих в них междисциплинарных курсов и практик, а также рабочие программы разрабатываются на основе актуализированных ФГОС СПО и соответствующих профессиональных стандартов. При реализации дисциплин и ПМ, входящих в базовую часть ОПОП, используются методы и технологии, которые способствуют развитию общих и профессиональных компетенций с применением практико-ориентированных технологий — технологий проектной работы, кейс технологий и т. д. Решение данной задачи необходимо начинать с 1-го курса, формируя на учебных дисциплинах общие компетенции, которые будут лежать в основе формирования профессиональных компетенций. Например, на 1-м курсе есть такая дисциплина, как «Индивидуальный учебный проект», где обучающихся учат основам проектирования, которое может стать ведущей технологией на всем протяжении обучения. Также на первых курсах закладываются компетенции в области компьютерной грамотности, возможно, умения работать в виртуальной реальности, которые будут служить основой для развития профессиональных компетенций, например, в области цифровой дидактики и т. д. (ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности).

Коммуникативные компетенции (ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде) развиваются в ходе организации дискуссий, работы над проектами, разборе кейсов и т. д.

Таким образом, на 1-м и 2-м курсах закладываются основы развития профессиональных компетенций на основе формирования и развития общих компетенций.

Вариативная часть ОПОП включает в себя обязательные дисциплины, расширяющие спектр общих и профессиональных компетенций обучающихся (это могут быть курсы по выбору, вариативные модули, элективные курсы). Например, с введением элективов будет прослеживаться и связь с образовательной программой высшего образования.

В качестве примера можно привести опыт Института среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета по включению в образовательные программы дисциплин бакалавриата по педагогическому направлению. К их числу относятся такие дисциплины, как: «Мышление и письмо», «Основы проектирования и технологии презентации», «Организация, контроль и оценка образовательной деятельности», «Московская система образования», «Технологии профессиональной коммуникации и сценическое мастерство педагога», «Основы социального проектирования», «Проектирование основного и дополнительного образования». Кроме этого, вариативная часть может быть представлена дисциплинами, которые восполняют ту или иную потребность обучающихся.

В качестве одного из примеров рассмотрим опыт реализации элективных курсов. Электив — это часть образовательной программы студента, обладающая

определенной содержательной целостностью, которая выбирается студентом целиком. Средний объем одного электива — 360-390 аудиторных часов; средний объем входящих в электив междисциплинарных курсов (далее — МДК) / дисциплин — 48-60 аудиторных часов. Задача дисциплин или элективных курсов — углубление и/или расширение теоретической подготовки студента в содержательной области электива. Профессиональный модуль каждого электива обеспечивает овладение выпускником определенным видом деятельности, не предусмотренным ФГОС СПО. МДК и дисциплины выбранного обучающимся электива становятся обязательными для изучения.

Специфика вариативной части ОПОП заключается в использовании дисциплин, модулей или элективных курсов для расширения возможностей построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Содержательно и тематически каждая дисциплина или модуль ориентированы на одну из альтернатив выбора обучающихся:

1. Возможность расширения построения индивидуальной траектории в выборе образовательного маршрута на ступени высшего образования в ходе освоения содержания дисциплин и МДК, интегрированных с программами бакалавриата. В том числе возможно построение сопряженных учебных планов по образовательным программам СПО и ВО (за счет реализации программ элективов).

2. Формирование дополнительных профессиональных компетенций и освоение новых видов деятельности на основе анализа запросов работодателей в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований цифровой экономики и обеспечения конкурентоспособности выпускника в сфере основной профессиональной деятельности (например, в таких направлениях, как «Преподавание английского языка в дистанционном формате», «Информатика в начальной школе», «Музейная педагогика», «Организация игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста», «Методика использования современных цифровых и информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми» и т. д.).

Выбор обучающимися дисциплин или профессиональных модулей:

- осуществляется из перечня дисциплин или профессиональных модулей, предусмотренных учебным планом в соответствии с установленной процедурой и в установленные сроки;

- проводится обучающимися добровольно в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями;

- ежегодно обновляется с учетом современных достижений науки, техники и культуры, требований современного рынка образовательных услуг.

Содержательные аспекты ОПОП предполагают обновление подходов к формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся за счет выделения трех блоков:

1. Теоретический блок предполагает:

- обновление содержания дисциплин и МДК базовой части ОПОП за счет ознакомления студентов с постоянно меняющимися инновационными практиками в современной системе образования;

- разработку и реализацию дисциплин и модулей, направленных на ознакомление студентов с динамикой развития современных педагогических технологий и инновационных образовательных практик;

- разработку и реализацию дисциплин и модулей, направленных на ознакомление студентов со смежными видами профессиональной деятельности (например, позволяющими вести новый вид деятельности в рамках своей специальности) или непрофильными видами профессиональной деятельности (например, видов деятельности, относящихся к иному профессиональному стандарту или ФГОС).

2. Практический блок предполагает:

- модернизацию программ практик базовой части ОПОП на основе включения в реализацию разнообразных образовательных программ дошкольного, начального общего образования и реализации собственных педагогических проектов и инициатив;

- разработку и реализацию дисциплин и модулей, направленных на усиление самостоятельности и разнообразия форм работы студентов на педагогической практике в образовательных организациях в разных видах профессиональной деятельности.

При этом одним из основных видов и контекстом образовательной деятельности студента на протяжении всего обучения при освоении содержания образовательной программы и внеурочной деятельности будет являться проектная деятельность.

На 1-м курсе проектный подход используется при реализации как общеобразовательных, так и общепрофессиональных дисциплин. Ключевая роль в развитии проектного мышления первокурсников отводится дисциплине «Индивидуальный учебный проект».

На 2-м курсе проектная деятельность студентов организуется в рамках как базовых и вариативных дисциплин, так и общепрофессиональных дисциплин.

На основе проектного подхода на 3-м и 4-м курсах реализуются ПМ и ряд вариативных дисциплин.

Технологические аспекты ОПОП в теоретическом блоке предполагают использование таких методов, технологий организации образовательного процесса, как открытые онлайн-курсы, педагогические гостиные, мастер-классы от ведущих специалистов системы образования и т. д. А в практическом блоке основными технологиями будут технологии дуального обучения, наставничество, социальное партнерство с работодателями, обеспечивающее апробацию проектных продуктов обучающихся [6].

Здесь можно выделить несколько ключевых моментов:

- развитие системы наставничества обучающихся, в том числе с применением практик взаимообучения и привлечения специалистов-практиков;

- создание сети базовых профильных организаций в рамках проведения практик на основе проведения отборочных конкурсов;

- обеспечение психолого-педагогической адаптации студентов к условиям прохождения практики под руководством наставника, сотрудника профильной организации.

Таким образом, новая компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога на основе единых подходов к их структуре и содержанию (Ядро СППО) позволяет оперативно реагировать на новые запросы рынка труда и предоставляет новые преимущества выпускникам педагогических колледжей и вузов, привлекает лучших абитуриентов на программы педагогического образования, что в целом способствует повышению качества подготовки педагогов.

Список источников

1. Бермус, А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2003. 430 с.

2. Ваганова, О. И., Кутепова, Л. И., Гладкова, М. Н., Гладков, А. В., Дворникова, Е. И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-1. С.134-136.

3. Воробьева, Н. А. Трансформация подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 1 (1). С. 8-18.

4. Казакова, И. С., Миньяр-Белоручева, Е. Ю., Емельяненко, М. С., Калинин, А. С., Герасименко, С. В., Воробьева, Н. А., Никитина, Е. К. Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 2 (2). С. 6-17.

5. Методические рекомендации о реализации «Ядро среднего профессионального педагогического образования» в образовательных организациях, ведущих подготовку педагогических кадров / И. С. Казакова, М. С. Емельяненко, С. В. Герасименко, Н. А. Воробьева, Э. К. Никитина, А. С. Бахтов. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. 36 с. URL: https://firpo.ru/netcat_files/26/75/h_5f207bc24d021c1b593c97d99674e8c9 (дата обращения: 03.10.2022).

6. Концепция практико-ориентированного профессионального образования в педагогических колледжах / Н. Н. Михайлова, О. Ф. Рудой, Н. А. Воробьева, Н. Н. Михайлова. М.: Академия профессионального образования, 2011. 68 с. (Инновации в профессиональной школе: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица».)

7. Перевощикова, Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38). С. 1-19.

8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего

педагогического образования»)») // ЮЖ Легалакт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 03.10.2022).

9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2022 г. № АБ-1197/05 «О направлении документов "Ядро среднего профессионального педагогического образования" (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования")») // ЮИC Легалакт. URL: https:// legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/ (дата обращения: 03.10.2022).

10. Приказ от 8 ноября 2021 г. № 800 и письмо Минпросвещения от 7 сентября 2022 г. № 05-1556 «О направлении информации по вопросам организации и проведения ГИА в 2023 г.» // Электронный справочник «Информио». URL: https://suz.informio.ru/files/ directory/documents/2022/09/05_1566_ot_07_09_2022.pdf (дата обращения: 03.10.2022).

11. Профессиональный стандарт педагога // КонсультантПлюс. URL: https:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 03.10.2022).

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» // КонсультантПлюс. URL: https://www. consultant.ru/law/hotdocs/76083.html/ (дата обращения: 03.10.2022).

13. Ребрин, О. И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ. Екатеринбург: Ажур, 2013. 31 с.

14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 13 июля 2021 г. и с 1 сентября 09.2021 г.); (ред. от 16 апреля 2022 г.) // КонсультантПлюс. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.10.2022).

15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориенти-рованной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). C. 58-64.

16. Шитякова, Н. П., Верховых, И. В. Определение образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы как условие объективной оценки качества образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. ^рия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 3. C. 15-23.

17. Шишов, C. Е., Агапов, И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования — образование в мире. 2005. № 4 (20). C. 41-45.

18. Dugin, M. A. The transformation of secondary vocational educational system — modern requests and needs // Вестник МГПУ. ^рия: ^временный колледж. 2022. № 2 (2). P. 18-27.

19. Nikitina, E. K., Gakova, E. V. Competency-based approach to effective performance of future competent and creative translators of professionally oriented texts // European Scientific Journal. 2014. Vol. 10. № 8. P. 259-264.

References

1. Bermus, A. G. (2003). Quality management ofprofessional and pedagogical education. Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. Rostov-on-Don. 430 p. (In Russ.).

2. Vaganova, O. I., Kutepova, L. I., Gladkova, M. N. Gladkov, A. V., & Dvornikova, E. I. (2016). Development of means for assessing educational results of university students. International Journal of Applied and Fundamental Research, 11-1, 134-136. (In Russ.).

3. Vorobyeva, N. A. (2022). Transformation of approaches to teacher training at the level of secondary vocational education. MCU Journal of Modern College, 1 (1), 8-18. (In Russ.).

4. Kazakova, I. S., Minyar-Belorucheva, E. Yu., Emelianenko, M. S., Kalinin, A. S., Gerasimenko, S. V., Vorobyeva, N. A., & Nikitina, E. K. (2022). The core of secondary professional pedagogical education in the structure of teacher training. MCU Journal of Modern College, 2 (2), 6-17. (In Russ.).

5. Kazakova, I. S., Emelianenko, M. S., Gerasimenko, S. V., Vorobyova, N. A., Nikitina, E. K., & Bakhtov, A. S. (2022). Methodological recommendations on the implementation of the «Core of secondary professional pedagogical education» in educational organizations leading the training of teaching staff. Moscow: FSBEI DPO IRPO. 36 p. https://firpo.ru/ netcat_files/26/75/h_5f207bc24d021c1b593c97d99674e8c9 (accessed: 03.10.2022).

6. Mikhailova, N. N., Rudoy, O. F., Vorobyova, N. A., & Mikhailova, N. N. (2011). The concept ofpractice-oriented professional education in pedagogical colleges. Moscow: Academy of Vocational Education. 68 p. (Innovations in vocational school: Appendix to the journal «Vocational Education. Capital».) (In Russ.).

7. Perevoshchikova, E. N. (2022). Educational results in the preparation of a future teacher and means of assessing their achievement. Bulletin of Mininsky University, 10, 1 (38), 1-19. (In Russ.).

8. UIS Legalact (2022, October 10). Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation No. AZ-1100/08 dated 2021, December 14 «On the direction of information» (together with «Methodological recommendations for training personnel in pedagogical bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content ("The core of higher pedagogical education")»). (In Russ.). Retrieved October 10, 2022 from https:// legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii

9. UIS Legalact (2022, October 3). Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation No. AB-1197/05 dated 2022, April 28 «On the direction of the documents «Core of secondary vocational pedagogical Education» (together with «Methodological recommendations for training personnel in secondary vocational pedagogical education programs based on unified approaches to their structure and content ("Core of secondary vocational pedagogical education")»). (In Russ.). Retrieved October 3, 2022 from https://legalacts.ru/ doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/

10. Electronic reference book «Informio» (2022, October 3). Order No. 800 dated 2021, November 8 and Letter of the Ministry of Education No. 05-1556 dated 2022, September 7 «On sending information on the organization and conduct of the GIA in 2023». (In Russ.). Retrieved October 3, 2022 from https://suz.informio.ru/files/directory/docu-ments/2022/09/05_1566_ot_07_09_2022.pdf

11. ConsultantPlus (2022, October 3). Professional standard of a teacher. (In Russ.). Retrieved October 3, 2022 from https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf

12. ConsultantPlus (2022, October 3). Decree of the Government of the Russian Federation No. 1688-r of 2022, July 24. The concept of training pedagogical personnel for the education system for the period up to 2030. (In Russ.). Retrieved October 3, 2022 from https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.html

13. Rebrin, O. I. (2013). The use of learning outcomes in the design of educational programs. Ekaterinburg: Azhur. 31 p. (In Russ.).

14. ConsultantPlus (2022, October 3). Federal Law «On Education in the Russian Federation» No. 273-FZ of 2012, December 29 (with amendments and additions, which entered into force from 2021, July 13 and from 2021, September 1); (ed. from 2022, April 16). (In Russ.). Retrieved October 3, 2022 from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174

15. Khutorskoy, A. V. (2003). Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education. Public education, 2 (1325), 58-64. (In Russ.).

16. Shityakova, N. P., & Verkhovykh, I. V. (2018). Determination of educational results of the main professional educational program as a condition for an objective assessment of the quality of education. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, 10, 3, 15-23. (In Russ.).

17. Shishov, S. E., & Agapov, I. G. (2005). Competence-based approach to education as a necessity. World of education — education in the world, 4 (20), 41-45. (In Russ.).

18. Dugin, M. A. (2022). Transformation of the secondary vocational education system — modern demands and needs. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Modern College, 2 (2), 18-27. (In English).

19. Nikitina, E. K., & Gakova, E.V. (2014). Competence-based approach to the effective activity of future competent and creative translators of professionally oriented texts. European Scientific Journal, 10, 8, 259-264. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.