Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО-ВО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО-ВО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Яковлева Елена Викторовна, Виноградова Мария Аполлинарьевна

В статье представлен сравнительный анализ моделей построения единого пространства непрерывного педагогического образования на основе интеграции деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования. Выделены и охарактеризованы модели: интеграции педагогического среднего профессионального образования в систему университетского образования; сетевого взаимодействия «педколледж - вуз»; ассоциации образовательных организаций; образовательный центр. Описан опыт Череповецкого государственного университета по реализации для выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования образовательных программ высшего образования в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Яковлева Елена Викторовна, Виноградова Мария Аполлинарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INTEGRATION MODELS FOR THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SVE-HE TO BUILD A COMMON SPACE OF CONTINUING PEDAGOGICAL EDUCATION

The article presents a comparative analysis of models for building a common space of continuing pedagogical education based on the activity integration of secondary vocational education and higher education institutions. The following models are singled out and characterized: integration of pedagogical secondary vocational education into the system of university education; network interaction "pedagogical college - university"; associations of educational organizations; Education Centre. The authors describe the experience of Cherepovets State University in the implementation of educational programs of higher education for graduates of educational institutions of secondary vocational education in a shorter period of time compared to the period for acquiring higher education according to the educational program established by the organization in accordance with the educational standard.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО-ВО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 2 (113). С. 178-190. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 2 (113), pp. 178-190.

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-15

Анализ моделей интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО для построения единого пространства непрерывного педагогического образования

Наталия Витальевна Иванова113, Елена Викторовна Яковлева2, Мария Аполлинарьевна Виноградова3

1 2 3 Череповецкий государственный университет, Череповец, Российская Федерация 1 Hnvivanova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3012-5579 2eviakovleva@chsu.ru, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178 3mavinogradova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2243-7820

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ моделей построения единого пространства непрерывного педагогического образования на основе интеграции деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования. Выделены и охарактеризованы модели: интеграции педагогического среднего профессионального образования в систему университетского образования; сетевого взаимодействия «педколледж - вуз»; ассоциации образовательных организаций; образовательный центр.

Описан опыт Череповецкого государственного университета по реализации для выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования образовательных программ высшего образования в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, интеграция деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования - высшего образования

Благодарность. Исследование выполнено при поддержке Минобрнауки, государственное задание на выполнение работы «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» на 2022 г. на тему «Разработка и внедрение механизма реализации межуровневой сетевой модели бесшовного педагогического образования Вологодской области «Учитель школы будущего», реестровый номер - 850000Ф.99.1.БН66АА00000. Для цитирования: Иванова Н. В., Яковлева Е. В., Виноградова М. А. Анализ моделей интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО для построения единого пространства непрерывного педагогического образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (113). С. 178-190. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-15.

' Иванова Н. В., Яковлева Е. В., Виноградова М. А., 2023

интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

для построения единого пространства непрерывного педагогического НАУКИ

образования

Analysis of the integration models for the activities of educational organizations of SVE-HE to build a common space of continuing pedagogical education

Natalia V. Ivanova1H, Elena V. Yakovleva2 , Maria A. Vinogradova 3

1 2' 3 Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

1Hnvivanova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3012-5579 2eviakovleva@chsu.ru, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178 3mavinogradova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2243-7820

Abstract. The article presents a comparative analysis of models for building a common space of continuing pedagogical education based on the activity integration of secondary vocational education and higher education institutions. The following models are singled out and characterized: integration of pedagogical secondary vocational education into the system of university education; network interaction "pedagogical college - university"; associations of educational organizations; Education Centre. The authors describe the experience of Cherepovets State University in the implementation of educational programs of higher education for graduates of educational institutions of secondary vocational education in a shorter period of time compared to the period for acquiring higher education according to the educational program established by the organization in accordance with the educational standard.

Keywords: continuing pedagogical education, integration of educational organizations of secondary vocational education and educational organizations of higher education

Acknowledgments. The study was carried out with the support of the Ministry of Education and Science, the state task for the implementation of the work "Scientific, methodological and resource support of the education system" for 2022 on the topic "Development and implementation of the mechanism for the interlevel network model of seamless pedagogical education in Vologda region "Teacher at school of the future", registered number - 850000F.99.1.BN66AA00000. For citation: Ivanova N. V., Yakovleva E. V., Vinogradova M. A. Analysis of the integration models for the activities of educational organizations of SVE-HE to build a common space of continuing pedagogical education. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 2 (113), pp. 178-190. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-15.

Введение

На современном этапе вопросам становления и развития системы непрерывного профессионального педагогического образования уделяется достаточно много внимания.

Необходимость интегративного подхода в организации работы учреждений среднего и высшего педагогического образования актуализирована в исследованиях П. В. Лизунова1, Е. А. Гнатышиной, А. В. Савченкова, Е. В. Евпловой2 и др.

1 Лизунов П. В. Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений СПО и вузов как ведущая проблема профессионального образования // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 3(16). С. 81-84.

2 Гнатышина Е. А., Савченков А. В., Евплова Е. В. Реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего Вестник Череповецкого государственного университета • 2023 • № 2

Cherepovets State University Bulletin ^2023 • No. 2 (print)

ISSN 1994-0637 179

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Н. В. Иванова, Е. В. Яковлева, М. А Виноградова. Анализ моделей

НАУКИ интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО

для построения единого пространства непрерывного педагогического

образования

Вместе с тем, исследователи В. В. Афанасьев, М. В. Новиков1, И. Ю. Тарханова, А. М. Ходырев2 и др. отмечают, что сложность интеграции связана с отсутствием согласования между ценностно-смысловыми позициями, разницей в трактовке профессиональных ролей субъектов. Отсюда следует неэффективность взаимодействия.

Организационные и управленческие инструменты, имеющиеся в распоряжении вуза, позволяют задействовать практики ускоренного обучения для выпускников среднего профессионального образования (СПО). При этом составление индивидуальной траектории подготовки для выпускников СПО предполагает большой объем трудозатрат: сравнение учебных планов, определение возможностей для перезачета по дисциплинам и т. п. Для того, чтобы унифицировать подходы СПО и высшего образования (ВО) к подготовке педагогов, организациям необходимо согласовать содержание основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

В качестве главных противоречий, затрудняющих реализацию межуровневых программ СПО-ВО, можно выделить следующие:

- с одной стороны, есть документы, которые определяют основные положения ускоренного обучения по индивидуальному плану, организуют и осуществляют образовательную деятельность по ОПОП ВО - программам бакалавриата, специалите-та, магистратуры с сокращенным сроком освоения, а с другой стороны, отсутствуют регламентирующие понятия, которыми необходимо оперировать при проектировании межуровневых образовательных программ СПО-ВО;

- с одной стороны, в вузах есть опыт реализации для выпускников СПО образовательных программ с сокращенным сроком обучения с помощью механизмов переаттестации и перезачета, а с другой стороны - отсутствуют единые подходы к проектированию межуровневых ОПОП СПО-ВО на основе преемственности подготовки педагогических кадров, не представлено организационное, содержательное, методическое наполнение объективных механизмов, обеспечивающих и поддерживающих ускоренные формы обучения в вузе и плавный переход выпускников СПО в систему ВО.

Исходя из выделенных противоречий, целью нашего исследования стал сравнительный анализ апробированных моделей единого пространства непрерывного педагогического образования на основе интеграции деятельности образовательных организаций СПО и ВО.

Основная часть

В ходе анализа мы выделили следующие модели непрерывного педагогического образования в системе СПО и ВО:

образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 41-46.

1 Афанасьев В. В., Новиков М. В. Региональная модель непрерывного педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008. № 1. С. 70-79.

2 Тарханова И. Ю., Ходырев А. М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «колледж - вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 186-190._

интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

для построения единого пространства непрерывного педагогического НАУКИ

образования

- интеграция среднего профессионального образования в систему университетского образования;

- сетевое взаимодействие «педколледж - вуз»;

- ассоциация образовательных организаций;

- образовательный центр.

Модель интеграции среднего профессионального образования в систему университетского образования

В образовательном пространстве Российской Федерации насчитывается более двухсот педагогических колледжей.

В основном педколледжи находятся в ведении региональных органов управления образованием. Небольшая часть из них является структурными подразделениями вузов.

Приведем примеры образовательных организаций, в которых колледж входит в структуру вуза:

- Университетский колледж в структуре Омского государственного педагогического университета (специальности: дошкольное образование, преподавание в начальных классах);

- Колледж Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (специальности: дошкольное образование, преподавание в начальных классах, музыкальное образование и др.);

- Отделение среднего профессионального образования (Арзамасский политехнический колледж им. В. А. Новикова) при национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского (специальности: дошкольное образование, преподавание в начальных классах);

- Колледж Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института (специальности: дошкольное образование, преподавание в начальных классах);

- Институт среднего профессионального образования Кубанского государственного университета (специальности: дошкольное образование, преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования и др.);

- Колледж Российского государственного социального университета (специальности: дошкольное образование, преподавание в начальных классах).

Преподаватели университета активно участвуют в образовательном процессе колледжа, что способствует преемственности в реализации ОПОП. Таким образом, обуславливается целесообразность выбора форм, методов и приемов.

Учащиеся колледжа включаются в научно-исследовательскую работу наравне со студентами вуза, транслируя первичные исследовательские компетенции на совместных конференциях, а также в процессе внеучебной деятельности.

Данный формат взаимодействия позволяет усилить методическую и практическую составляющие в рамках вузовской программы.

Преподаватели колледжа, традиционно сильные методисты, могут работать в качестве ассистентов на образовательных программах уровня ВО.

Организация таких совместных мероприятий, как: тренинги и участие в турнирах WORLDSKILLS RUSSIA, профессионально-деловые игры, командное решение про-

НАУКИ интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО

для построения единого пространства непрерывного педагогического

образования

фессиональных кейсов, позволяет путём совместной квазипрофессиональной деятельности студентов колледжа и вуза показать все этапы профессионального роста, определить зоны своего развития.

Следовательно, расширяются возможности организации производственной (педагогической) практики: университетский колледж может стать площадкой для практики студентов университета.

Колледж, встроенный в структуру вуза, выполняет ещё одну важную функцию -выпускники СПО готовятся не только к эффективной работе, но и к поступлению в вуз. Такая преемственность даёт возможность, с одной стороны, использовать потенциал ранней профессиональной направленности студентов СПО, а с другой стороны, обеспечить освоение учащимися фундаментальных теоретических знаний, которые будут актуализированы на этапе вузовской подготовки.

Поэтому образовательную программу университетских педагогических колледжей можно рассматривать как целевую программу профессиональной социализации будущего педагога.

Интеграция СПО и ВО возможна и с помощью модели сетевого взаимодействия «педколледж - вуз».

Синергетические эффекты в научно-образовательной деятельности, поддерживаемые сетевыми форматами взаимодействия, обеспечивают не только качество образовательного процесса, но и позволяют повысить эффективность работы организаций через оптимизацию затрат и ресурсов.

За последние пятнадцать лет в образовательных организациях накоплен преемственный опыт в процессе разработки учебных планов по близкородственным направлениям подготовки будущих педагогов на этапе СПО-ВО.

Разработаны Рекомендации по разработке содержания образования и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также регламентируются права обучающихся (граждан) на ускоренное обучение2.

Вариант реализации программы в сетевом формате представлен Сибирским федеральным университетом (СФУ) совместно с КГОУСПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. А.М. Горького»3.

В 2014 г. была разработана программа сетевого взаимодействия СПО-ВПО (Казанский педагогический колледж - Казанский федеральный университет, Институт

1 Письмо Министерства образования России от 09.03.2004 №03-23ин/42-03 URL: https://base.garant.ru/6149988/ (дата обращения: 21.01.2022).

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата об-ращения:17.01.2023)

3 Опыт, проблемы и перспективы в прикладном бакалавриате психолого-педагогического направления: Коллективная монография / ответственный редактор О. Г. Смолянинова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 157 с.; Осяк С. А. и др. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 945.

интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

для построения единого пространства непрерывного педагогического НАУКИ

образования

педагогики и психологии) по подготовке кадров для дошкольных образовательных организаций и начальной общеобразовательной школы с сокращением сроков обучения в вузе до 3 лет 2 месяцев на заочной форме обучения; также создана материально-техническая база для подготовки практико-ориентированного специалиста в области дошкольного и начального общего образования на базе колледжа.

Реализация сетевого взаимодействия в системе «колледж - вуз» позволяет улучшить качество образования. Вуз, за счёт использования методических ресурсов СПО, может повысить качество практической подготовки. Колледжи, в свою очередь, улучшат качество теоретической подготовки студентов.

Ещё одной моделью взаимодействия «СПО-ВО» является ассоциация образовательных организаций. Модель «Ассоциация» предполагает актуализацию и развитие связей между образовательными организациями на горизонтальном уровне. Такая модель предполагает консолидированное использование ресурсов, коллегиальное принятие решений и совместный поиск стратегий и тактик при решении организационных и методических вопросов.

В качестве примера выступает ассоциация региональных колледжей с профильным вузом (Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского) и организации среднего профессионального образования, входящие в состав межрегиональной ассоциации «Непрерывное педагогическое образование». Подобная форма взаимодействия способствует интеграции учебных планов и программ, общению и совместной научной работе педагогических коллективов, а также позволяет использовать ресурсы дополнительного профессионального образования университета как центра непрерывного педагогического образования, в формировании профессионального сообщества преподавателей Ассоциации1.

В рамках модели «образовательный центр» проектируется единое пространство с учётом запросов работодателей и потребностей региона.

Сквозная преемственность осуществляется не только на этапах СПО-ВО, но и предполагает включение в систему общеобразовательных школ, которые реализуют программы предпрофильной подготовки, а также учреждений поствузовского образования, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров.

Подобный опыт есть в Нижегородской области, где под эгидой местного Департамента образования и науки на базе Нижегородского государственного педагогического университета был создан Учебно-научно-педагогический комплекс2.

Также был проанализирован опыт Череповецкого государственного университета по реализации для выпускников организаций среднего профессионального образования программ высшего образования в более короткий срок.

1 Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 132-135; Новиков М. В., Литвинов А. В. Становление и перспективы развития системы непрерывного профессионального образования в Ярославле // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 8 (123). С. 17-21.

2 Наумов С. В. УНПК как функциональная модель сетевого сообщества // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 35-39.

НАУКИ интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО

для построения единого пространства непрерывного педагогического

образования

Мы выделили следующие модели подготовки педагогических кадров в системе СПО-ВО на основе следующих определений:

- совпадение направленностей подготовки - основная профессиональная образовательная программа высшего образования (один профиль) совпадает с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования (например, Дошкольное образование - Дошкольное образование, Преподавание в начальных классах - Начальное образование),

- близкородственное совпадение направленности подготовки - основная профессиональная образовательная программа высшего образования (один профиль) совпадает с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования по возрастной специфике сферы подготовки в СПО и ВО (например, 44.02.01 Дошкольное образование (СПО) - 44.03.02. Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования (ВО)),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- близкородственное несовпадение направленностей подготовки - основная программа высшего образования (два профиля) - один из профилей совпадает с основной программой среднего профессионального образования, другой не совпадает с данной программой (например, Дошкольное образование - Дошкольное образование. Дополнительное образование).

В соответствии с данными определениями были проанализированы 5 моделей подготовки педагогических кадров в Череповецком государственном университете и в 5 колледжах (организаций - партнеров сетевого взаимодействия), реализующих педагогические программы на территории Вологодской области, а именно:

Модель 1. Совпадение направленности подготовки СПО и ВО;

Модель 2. Близкородственное совпадение направленности подготовки (сохраняется возрастная специфика сферы подготовки в СПО и ВО);

Модель 3. Смена направленности подготовки СПО в ВО (сохраняется возрастная специфика сферы подготовки);

Модель 4. Смена направленности подготовки СПО в ВО (без сохранения возрастной специфики сферы подготовки);

Модель 5. Совпадение направленности подготовки СПО и ВО с дополнительной профилизацией в ВО.

Предметом анализа в системе «СПО-ВО» (организаций - партнеров сетевого взаимодействия) выступили следующие компоненты моделей подготовки педагогических кадров

- целевой: варианты учета образовательных результатов и анализ прироста компетенций выпускника СПО в условиях вузовского обучения;

- содержательный: сравнительная характеристика учебных планов для определения преемственности программ подготовки специалистов педагогической направленности в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования на основе сравнения трудоемкости учебных дисциплин и практик, форм аттестации учебных дисциплин;

- результативный: предлагаемый срок освоения ОПОП ВО и механизмы, обеспечивающие сокращение сроков освоения ОПОП ВО, выполнение требований ФГОС ВО и качество процесса подготовки;

интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

для построения единого пространства непрерывного педагогического НАУКИ

образования

- организационный: нормативно-правовая документация, регламентирующая сетевое взаимодействие университета и колледжей, реализующих образовательные программы педагогической направленности; форматы сетевого взаимодействия ПОО СПО и ОО ВО.

Сравнительный анализ указанных моделей подготовки педкадров в Череповецком государственном университете и колледжах представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ моделей подготовки педагогических кадров в Череповецком государственном университете и колледжах, реализующих образовательные программы педагогической направленности на территории Вологодской области (на примере подготовки педагогических кадров для сферы дошкольного образования)

Компоненты подготовки Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5

Целевой ком- Прирост ком- Прирост компе- Прирост ком- В связи с тем, Преемствен-

понент петенций тенций выпуск- петенций вы- что меняется ность в учеб-

выпускника ника СПО в пускника СПО объект про- ных планах

ПОО СПО в условиях вузов- в условиях фессиональ- СПО-ВО до-

условиях ского обучения вузовского ной деятель- стигается за

вузовского связан с блоками обучения свя- ности, у вы- счет преем-

обучения общепрофессио- зан с блоками пускника ВО ственности в

связан с бло- нальных (ОПК) общепрофесси- увеличивает- формировании

ками обще- и профессио- ональных ся количество всех трех групп

профессио- нальных (ПК) (ОПК) и про- новых про- компетенций:

нальных компетенций. фессиональных фессиональ- ОК, ОПК и ПК.

(ОПК) и про- Отличительные (ПК) компе- ных компе- Несмотря на

фессиональ- особенности: тенций. Отли- тенций, осу- сохранение

ных (ПК) значительное чительные ществляется объекта про-

компетенций. увеличение доли особенности: преемствен- фессиональной

Появление новых компе- значительное ная подготов- деятельности

новых компе- тенций по дан- увеличение ка в рамках (дети до-

тенций в пе- ным блокам доли новых группы «по- школьного

риод обучения (например, ком- компетенций по могающих» возраста),

в вузе связано петенции, свя- данным блокам профессий предмет и

с подготовкой занные с органи- (например, профессио-

будущих педа- зацией психоло- компетенции, нальные задачи

гогов к управ- го- связанные с полностью

ленческой педагогического организацией изменяются. В

деятельности сопровождения психолого- процессе обу-

детей в образо- педагогическо- чения в вузе

вательной орга- го сопровожде- студенты осва-

низации и др.) ния детей в ивают 2 про-

образователь- филя: «до-

ной организа- школьное» и

ции и др.) «дополнитель-

ное» образова-

ние

НАУКИ интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО

для построения единого пространства непрерывного педагогического

образования

Компоненты подготовки Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5

Содержатель- Наибольший Наибольший Наибольший Наибольший Преемствен-

ный компо- процент пре- процент преем- процент преем- процент ность содержа-

нент емственности ственности ственности преемствен- ния осуществ-

содержания содержания содержания ности содер- ляется как за

проявляется в присутствует в имеется в дис- жания прояв- счет дисци-

дисциплинах, дисциплинах, циплинах, ляется в дис- плин гумани-

связанных с связанных с связанных с циплинах, тарного цикла,

освоением освоением до- освоением связанных с так и в пред-

дошкольной школьной педа- дошкольной освоением метном цикле.

педагогики и гогики и мето- педагогики и дисциплин Усложнение

методик до- дик дошкольно- методик до- гуманитарно- содержания

школьного го образования школьного го цикла. производ-

образования образования Усложнение содержания производственных практик в вузе ориентировано на освоение компетенций, связанных с профессиональной деятельностью педагога с разными возрастными группами воспитанников ственных практик в вузе ориентировано на освоение компетенций, связанных с профессиональной деятельностью педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста

Результатив- Нормативный Нормативный Нормативный Нормативный Нормативный

ный компо- срок обучения срок обучения в срок обучения срок обуче- срок обучения

нент в вузе - 5 лет вузе - 5 лет - 4 года 6 меся- ния - 4 года 6 - 5 лет 6 меся-

(ЗФО) (ЗФО) цев месяцев цев

Ускоренное Ускоренное Ускоренное Ускоренное Ускоренное

обучение обучение - 3 обучение обучение - 3 обучение

- 3 года 6 года 6 месяцев - 3 года 6 меся- года 6 меся- - 4 года 6 ме-

месяцев (ЗФО) (ЗФО) цев цев сяцев

Общее коли- Общее количе- Общее количе- Общее коли- Общее количе-

чество переза- ство перезачи- ство перезачи- чество пере- ство перезачи-

читываемых тываемых часов тываемых часов зачитывае- тываемых

часов - 2592, 2592, что со- - 1728, что мых часов - часов - 3204,

что составляет ставляет 72 з.е. составляет 48 1512, что что составляет

72 з.е. з.е. составляет 42 з.е. 89 з.е.

Сокращение сроков освоения ОПОП высшего образования при ускорении обучения может быть реализовано:

- посредством перезачтения или переаттестации той или иной дисциплины (мо-

интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

для построения единого пространства непрерывного педагогического НАУКИ

образования

дуля), а также практик, освоенных учащимися предыдущей образовательной программы (СПО, ВО, ДПО);

- посредством оптимизации времени для освоения программы за счёт более быстрого темпа изучения дисциплин (модулей) и практик.

Проведенный анализ моделей подготовки педагогических кадров в системе «СПО-ВО» на территории Вологодской области позволил выделить следующие особенности:

- преобладающий выбор выпускников СПО заочной формы обучения в вузе;

- основными механизмами сокращения сроков освоения ОПОП ВО выступают механизмы перезачета и переаттестации;

- трудности построения индивидуальных учебных траекторий в связи с вариативностью учебных планов в СПО и вузе,

- преемственность содержания осуществляется за счёт дисциплин гуманитарного и профессионального модулей;

- прирост компетенций выпускника СПО в условиях вузовского обучения связан с блоками общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

- необходимость проектирования вузом нескольких образовательных маршрутов с разным вариантом прохождения дисциплин или модулей в связи с тем, что способности и подготовка студентов заочной формы обучения неоднородны;

- нормативно-правовые документы вуза в полном объеме регламентируют обучение студентов-выпускников СПО по ОПОП ВО с сокращением сроков освоения программы, но отсутствуют документы, регламентирующие сетевое взаимодействие при реализации межуровневых образовательных программ;

- основными форматами сетевого взаимодействия выступают организация стажировок и курсы повышения квалификации для преподавателей СПО, участие студентов СПО в профориентационных мероприятиях вуза, совместные научные мероприятия для преподавателей и студентов (конференции, форумы и т. д.).

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ существующих моделей интеграции организаций СПО и ВО показал, что их основой является ресурсный подход к определению содержания непрерывного педагогического образования. Данный подход предполагает управление средовыми, институциональными и личностными ресурсами образовательных организаций, участвующих в процессе интеграции.

Ресурсный подход предполагает консолидацию в управлении такими ресурсами, как методическое обеспечение ОПОП, кадры и развивающая образовательная среда.

Вне зависимости от типа интеграции основным условием эффективности является объединение следующих ресурсов:

- кадровые ресурсы (опыт профессиональной деятельности преподавателей организаций СПО и ВО);

- институциональные ресурсы (реализуемые образовательные программы вузов и педагогических колледжей, научно-исследовательская компетентность преподава-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Н. В. Иванова, Е. В. Яковлева, М. А Виноградова. Анализ моделей

НАУКИ интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО

для построения единого пространства непрерывного педагогического

образования

телей вуза и методическая компетентность преподавателей СПО, используемые технологии обучения, традиции организации совместной деятельности и др.);

- ресурсы среды (партнерские отношения с другими образовательными, социальными, общественными организациями, административными органами, используемые для повышения качества образования и профессионального уровня выпускников при освоении программ СПО и ВО).

Ключевыми несоответствиями, определяющими направленность и содержание дальнейшей работы по проектированию моделей взаимодействия организаций СПО-ВО, выступают:

- сложность объединения разноуровневых и разноподчиненных организаций;

- отсутствие детализированного функционала субъектов сетевого взаимодействия;

- несовершенство нормативной базы взаимодействия СПО-ВО, осложняющей преемственный переход с одной образовательной ступени на другую;

- непроработанность финансовых механизмов, позволяющих эффективно использовать сетевые ресурсы внутри региона и за пределами одного региона.

Таким образом, в сложившейся ситуации назрела необходимость разработки новой модели межуровневых программ (СПО и ВО) подготовки педагогических кадров в формате сетевого взаимодействия.

Список источников

Афанасьев В. В., Новиков М. В. Региональная модель непрерывного педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008. № 1. С. 70-79.

Гнатышина Е. А., Савченков А. В., Евплова Е. В. Реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 41-46.

Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 132-135.

Лизунов П. В. Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений СПО и вузов как ведущая проблема профессионального образования // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 3(16). С. 81-84.

Наумов С. В. УНПК как функциональная модель сетевого сообщества // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 35-39.

Новиков М. В., Литвинов А. В. Становление и перспективы развития системы непрерывного профессионального образования в Ярославле // Вестник ТГПУ. 2012. № 8 (123). С. 17-21.

Опыт, проблемы и перспективы в прикладном бакалавриате психолого-педагогического направления: Коллективная монография / ответственный редактор О. Г. Смолянинова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 157 с.

Осяк С. А. и др. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 945.

интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

для построения единого пространства непрерывного педагогического НАУКИ

образования

Письмо Министерства образования России от 09.03.2004 № 03-23ин/42-03. URL: https://base.garant.ru/6149988/ (дата обращения: 25.12.2022).

Тарханова И. Ю., Ходырев А. М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «колледж - вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С.186-190.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 17.01.2023).

References

Afanas'ev V. V., Novikov M. V. Regional'naia model' nepreryvnogo pedagogicheskogo obra-zovaniia [Regional model of continuous teacher education]. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriia 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [The Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical Education]. 2008, no. 1, pp. 70-79.

Gnatyshina E. A., Savchenkov A. V., Evplova E. V. Realizatsiia printsipa preemstvennosti v usloviiakh setevogo vzaimodeistviia organizatsii srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniia [Implementation of the continuity principle in the conditions of network interaction of organizations in secondary professional and higher education]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2017, no. 5, pp. 41-46.

Koriakovtseva O. A., Tarkhanova I. Iu. Nepreryvnoe obrazovanie kak sredstvo sotsializatsii vzroslogo cheloveka [Continuing education as means of adult socialization]. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Vyatka State Humanitarian University], 2015, no. 8, pp. 132-135.

Lizunov P. V. Preemstvennost' podgotovki spetsialistov na osnove setevogo vzaimodeistviia uchrezhdenii SPO i vuzov kak vedushchaia problema professional'nogo obrazovaniia [Continuity of specialist training through networking of professional and higher education institutions as the core problem of vocational education]. ANI: pedagogika ipsikhologiia [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology], 2016, vol. 5, no. 3 (16), pp. 81-84.

Naumov S. V. UNPK kak funktsional'naia model' setevogo soobshchestva [The teaching scientific industrial complex as a functional model of the network community]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2011, no. 7, pp. 35-39.

Novikov M. V., Litvinov A. V. Stanovlenie i perspektivy razvitiia sistemy nepreryvnogo profes-sional'nogo obrazovaniia v Iaroslavle [Formation and development prospects of continuous vocational education system in Yaroslavl]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2012, no. 8 (123), pp. 17-21.

Opyt, problemy i perspektivy v prikladnom bakalavriate psikhologo-pedagogicheskogo naprav-leniia [Experience, problems and prospects in the applied bachelor degree course of the psychological and pedagogical direction: ed. by O. G. Smolyaninova]. Krasnoyarsk: Sibirskii federal'nyi uni-versitet, 2011. 157 р.

Osiak S. A., Gazizova T. V., Kolokol'nikova Z. U., Lobanova O. B., Khramova L. N., Korshunova V. V. Setevoe vzaimodeistvie v pedagogicheskom obrazovanii [Networking in teacher education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-1, pp. 945.

Pis'mo Ministerstva obrazovaniia Rossii ot 09.03.2004 № 03-23in/42-03 [Letter of the Ministry of Education of Russia dated 09.03.2004 No. 03-23in/42-03]. Available at: https://base.garant.ru/6149988/ (accessed: 25.12.2022).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Н. В. Иванова, Е. В. Яковлева, М. А Виноградова. Анализ моделей

НАУКИ интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО

для построения единого пространства непрерывного педагогического

образования

Tarkhanova I. Iu., Khodyrev A. M. Organizatsionnye modeli nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia v sisteme «kolledzh - vuz» [Organizational models of continuing pedagogical education in the system "College - University"]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Loba-chevskogo. Seriia: Sotsial'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 2019, no. 2 (54), pp.186-190.

Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ] [as amended and supplemented, in force from 01.01.2023]. Available at: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (accessed: 17.01.2023).

Сведения об авторах

Наталия Витальевна Иванова - доктор педагогических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0003-3012-5579, nvivanova@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, проспект Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Natalia V. Ivanova -Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, https://orcid.org/0000-0003-3012-5579, nvivanova@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Елена Викторовна Яковлева - доктор педагогических наук, профессор, evia-kovleva@chsu.ru, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178, Череповецкий государственный университет (д. 5, проспект Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Elena V. Yakovleva - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, eviakovleva@chsu.ru, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Мария Аполлинарьевна Виноградова - кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-2243-7820, mavinogradova@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, проспект Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Maria A. Vinogradova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-2243-7820, mavinogradova@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.01.2023; одобрена после рецензирования 15.02.2023; принята к публикации 27.02.2023.

The article was submitted 18.01.2023; Approved after reviewing 15.02.2023; Accepted for publication 27.02.2023.

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 2 (113). С. 191-201. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 2 (113), pp. 191-201.

Научная статья УДК 337.12

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-16

Технологии, трудовые навыки и изменение структуры среднего профессионального образования

Александр Анатольевич Листвин1н, Марина Аарисовна Гарт2

1 2 Череповецкий государственный университет, Череповец, Российская Федерация 1Halistvin.54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0445-3598 2garmara@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-1825-3598

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема идентификации актуальных и востребованных в будущем навыков выпускников средних профессиональных учреждений на российском рынке труда. Обосновывается концепция о том, что, происходящие структурные и технологические изменения требуют от работников обновленных навыков, компетенций и знаний. Следовательно, это повлечет пересмотр структуры среднего профессионального образования. Авторы акцентируют внимание на вовлечении отраслей (предприятий) в партнерское управление и функционирование профессиональных образовательных организаций, которое повлияет на качество подготовки выпускников СПО, а также изменит набор навыков и компетенций будущего специалиста. Авторы приходят к выводу, что реализация федеральной программы «Профессионалитет», нацеленная на формирование профессиональных компетенций, внесет качественные изменения в структурную систему СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, трудовые навыки, ключевые квалификации, компетенции, профессионалитет

Благодарность. Статья подготовлена с использованием материалов Европейского центра по профессиональному образованию и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Для цитирования: Листвин А. А., Гарт М. А. Технологии, трудовые навыки и изменение структуры среднего профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. №. 2 (113). С. 191-201. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-16

е Листвин А. А., Гарт М. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.