Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ, ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ И ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ, ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ И ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ / КЛЮЧЕВЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич, Гарт Марина Аарисовна

В данной статье рассматривается проблема идентификации актуальных и востребованных в будущем навыков выпускников средних профессиональных учреждений на российском рынке труда. Обосновывается концепция о том, что, происходящие структурные и технологические изменения требуют от работников обновленных навыков, компетенций и знаний. Следовательно, это повлечет пересмотр структуры среднего профессионального образования. Авторы акцентируют внимание на вовлечении отраслей (предприятий) в партнерское управление и функционирование профессиональных образовательных организаций, которое повлияет на качество подготовки выпускников СПО, а также изменит набор навыков и компетенций будущего специалиста. Авторы приходят к выводу, что реализация федеральной программы «Профессионалитет», нацеленная на формирование профессиональных компетенций, внесет качественные изменения в структурную систему СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич, Гарт Марина Аарисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES, LABOR SKILLS AND CHANGES IN THE STRUCTURE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

This article discusses the problem of determining the relevant and in-demand skills of graduates in secondary vocational institutions. The authors emphasize that structural and technological changes taking place in the Russian labor market require an updated set of skills, competencies and knowledge from employees, which entails a revision in secondary vocational education. The authors focus on the involvement of industries (enterprises) in partner management and functioning of professional educational organizations, which will contribute to the quality of graduates’ training at vocational schools, changes the skills and competencies of the future specialist. The authors come to the conclusion that the implementation of the federal program "Professionalitet (vocationality)", aimed at the development of professional competencies, will make qualitative changes to the structural system of vocational education and training.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ, ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ И ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Technologies, labor skills and changes in the structure of secondary vocational education

Alexander A. Listvin1H, Marina A. Garth2

1 2Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

1alistvin.54@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-0445-3598 2garmara@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-2664-4843

Abstract. This article discusses the problem of determining the relevant and in-demand skills of graduates in secondary vocational institutions. The authors emphasize that structural and technological changes taking place in the Russian labor market require an updated set of skills, competencies and knowledge from employees, which entails a revision in secondary vocational education. The authors focus on the involvement of industries (enterprises) in partner management and functioning of professional educational organizations, which will contribute to the quality of graduates' training at vocational schools, changes the skills and competencies of the future specialist. The authors come to the conclusion that the implementation of the federal program "Professionalitet (vocationality)", aimed at the development of professional competencies, will make qualitative changes to the structural system of vocational education and training.

Keywords: secondary vocational education, labor skills, key qualifications, competencies, professionalitet (vocationality) Acknowledgments. The article was prepared using materials from the European Center for vocational education and the National Research University "Higher school of economics".

For citation: Listvin A. A., Garth M. A. Technologies, labor skills and changes in the structure of secondary vocational education. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 2 (113), pp. 191-201. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-16.

Введение

Вхождение России в число крупнейших экономик мира, создание высокотехнологичных предприятий, цифровизация экономической деятельности предъявляют новые требования к кадровому потенциалу страны. Удовлетворение этих требований невозможно без повышения качества рабочей силы. Главные вызовы в развитии квалификаций в Российской Федерации связаны с внедрением современных технологий и возникновением новых отраслей, появлением новых профессий и рабочих мест. При этом существующая система профессионального образования не обеспечивает нужного и адекватного изменениям в подготовке квалифицированных кадров, дефицит которых к концу 2030 года может составить около 3 млн. человек1. Кроме того, механизмы обновления номенклатуры и содержания профессий и квалификаций не соответствуют темпам изменений потребностей экономики в кадрах. Существуют проблемы и в том, чтобы оценить подготовку студентов в организациях среднего

1 Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 г. (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537/ (дата обращения: 17.09.2022).

профессионального образования (СПО). Зачастую такая подготовка носит формальный характер. В условиях широкого распространения технологических инноваций и изменений в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы наблюдается унификация требований к навыкам и квалификации персонала. Данная тенденция отмечается в международных и отечественных исследованиях, в которых указывается на необходимость разработки надежных методов прогнозирования навыков и инструментов их анализа для отслеживания развития рынка труда и рабочих мест1.

Отмеченная тенденция предполагает наличие надёжной и эффективной обратной связи между спросом и предложением на рынке труда, между системой профессионального образования, отраслями экономики и конкретными предприятиями, что в конечном итоге будет способствовать становлению и обновлению отечественной системы воспроизводства квалифицированных кадров.

Инициированный Правительством России в 2021 г. проект «Профессионалитет» можно рассматривать как начало структурных изменений в отечественной системе профессионального образования.

Цель статьи заключается в анализе и обобщении опыта прогнозирования навыков и ключевых квалификаций, налаживании механизмов обратной связи между актуальными технологическими изменениями в отраслях экономики и возможными изменениями в структуре отечественной системы СПО.

Теоретико-методологической основой является интегративная теория многоуровневого непрерывного профессионального образования (А. П. Беляева2, А. М. Новиков3), новые технологии и рынок труда (Я. Gillett., A. Kiersz4).

В работе применялись методы сравнительного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, контент-анализа сайтов учреждений СПО.

Основная часть

К настоящему времени российский рынок труда претерпел существенные изменения структуры, которая быстро становится иной как в квалификационном, так и отраслевом измерении. Как следствие, наблюдается повышение требований к профессиональной квалификации рабочей силы, а также её отток из первичных секторов экономики в сферу услуг. В отечественных и зарубежных исследованиях отмечается значительный рост численности руководителей, специалистов высшего и

1 Cedefop. Understanding technological change and skill needs: technology and skills foresight. Cedefop practical guide. URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/307925 (дата обращения: 17.09.2022).

2 Беляева А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербург: Институт профтехобразования РАО, 2002. 240 с.

3 Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

4 Gillett R., Kiersz A. 41 Jobs That Are Quickly Disappearing in The Us // Business Insider. June 19. 2018. URL: https://www.businessinsider.com/jobs-that-are-quickly-disappearing-from-the-us-2016-1#39-structural-metal-fabricators-and-fitters-3 ( дата обращения:18.11.2022).

ISSN 1994-0637 193 (print)

среднего уровней квалификации, а также работников предприятий сферы обслужи-вания1.

Повсеместное внедрение технологических новшеств существенно меняет характер и содержание трудовой деятельности не только в инновационных секторах экономики, но и в традиционных отраслях, что требует от работников других навыков, компетенций и знаний. В сложившихся условиях в системе воспроизводства кадров важно учитывать как изменение объемов подготовки в профессиональных образовательных организациях, так и скорость изменений профессионально-квалификационной структуры. Данный фактор заставляет современного работодателя становиться одним из основных субъектов образовательной политики, способным оказывать влияние на содержание образования и его результаты.

Обратимся к опыту СССР в вопросах подготовки квалифицированных кадров. Советская система профессионально-технического и среднего специального образования считалась наиболее массовым институтом после школьного образования2. При этом следует заметить, что это не удовлетворяло в полной мере потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах. Эта проблема во многом решалась за счёт подготовки на базе учебно-курсовых комбинатов, входивших в крупные предприятия. Таким образом, подготовка рабочих кадров была неотъемлемой частью советской плановой экономики. В профессионально-технических училищах, техникумах, учебно-курсовых комбинатах готовили квалифицированных рабочих для нужд народного хозяйства. На уровне базовых предприятий (в них входили и представители учреждений СПО) через советы наставников и мастеров подразделений решались проблемы качества профессиональной подготовки и внесения изменений в квалификации и образовательные программы. В условиях индустриальной экономики и парадигмы «образование на всю жизнь» советская система профессиональной подготовки была достаточно эффективной.

В настоящее время формируется иная профессионально-квалификационная структура; характер многих профессий изменился. Наблюдается процесс отмирания одних профессий, зарождение и становление других. В центре внимания Международной организации труда (МОТ) находится поддержка экономического роста, включающего стремление к устойчивой занятости и социальному развитию. В экономически развитых странах в области подготовки кадров во главу угла ставят те же приоритеты. Для экономического роста важно сократить разрыв между рынком труда и системой образования. Таким образом, подготовка кадров направлена на развитие профессиональных навыков. Существуют обширные исследования того, как изменились и могут измениться рабочие места и организация труда, а также необходимые трудовые навыки. В них отмечается, что с дальнейшим развитием самообу-

1 Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда? Москва: Высшая школа экономики, 2018. 44 с.

2 Анисимов П. Ф., Коломенская А. Л. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический сборник. Москва: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. С. 12-15.

194 ISSN 1994-0637 (print)

чающихся машин и алгоритмов усилятся процессы замещения навыков среднего и более высокого уровня квалификации1.

Другим эффектом цифровизации является возникновение так называемой платформенной экономики, которая способствует тому, что рабочие процессы и предметное (дисциплинарное) содержание профессионального образования, характерные для индустриальной экономики, теряют свою значимость. От всех этих изменений зависит востребованность определенных навыков на рынке труда.

Цифровизация многих видов экономической деятельности усиливает переход от «материальной» к «знаниевой» экономике, что требует смены методологии в рамках исследования рынка труда. Сегодня лидирующие позиции приобретает изучение универсальных компетенций, умений и навыков, необходимых для повышения профессиональной мобильности работников в условиях меняющихся технологических процессов. Именно эти навыки и компетенции становятся на этапе технологического перехода ведущим фактором экономического роста, а также источником производственных и социальных инноваций. В данном случае проявляется и срабатывает логика технологического перехода. Технологии, требующие высокой квалификации, способствуют увеличению количества рабочих мест и экономической конкурентоспособности. Тем самым технологии стимулируют экономический рост, оказывая положительное влияние на занятость, изменяют структуру спроса.

В связи с развитием технологий рабочие средней квалификации также сталкиваются с изменением обязательных навыков. К числу таких навыков относятся: способность решать проблемы, способность к эффективной коммуникации, способность действовать в команде, добросовестное выполнение своих должностных обязанностей. В самых последних проектах структурированной и последовательной терминологии, касающейся сквозных навыков и компетенций, предлагаются следующие категории:

- языковые навыки и компетенции: техническое владение языком в отношении правил и условностей использования языка таких, как порядок, значение, грамматика и выражение;

- навыки мышления и компетенции: они позволяют индивиду работать с абстрактными когнитивными концепциями;

- навыки и компетенции самоуправления, которые позволяют человеку размышлять о своих способностях, их потенциале, и возможности наилучшим образом их использовать;

- социальные и коммуникативные навыки и компетенции, позволяющие индивиду взаимодействовать с другими людьми;

- жизненные навыки и компетенции: они позволяют человеку справляться с условиями жизни в современном обществе2.

1 Sudakov D. et al. Skills technology foresight guide. Geneva: ILO. Waverley consultants. The futres toolkit. London: Government Office for Science. 2017. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/up-loads/system/uploads/attachment_data/file/ 674209/futures-toolkit-edi- tion-1.pdf/ (дата обращения: 24.11.2022)

2 Cedefop. The future of vocational education and training in Europe. Vol. 1: the changing content and profile of VET: epistemological challenges and opportunities. Luxembourg: Publications

Российские работодатели также проявляют интерес к тенденции изменения спроса на общие навыки и универсальные компетенции. Степень соответствия этим требованиям выпускников вузов и организаций СПО находится в зоне внимания Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Национального агентства развития квалификаций (НАРК). Анализ исследований показывает, что российские компании единодушны во мнении о том, что большинство выпускников не готовы к работе в команде, не способны преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной деятельности.

В числе наиболее востребованных компетенций представители государственных корпораций и российского бизнеса называют гибкость, готовность работников к принятию нестандартных решений, ответственность и инициативность, клиентоори-ентированность, открытость новому и ориентация на развитие, нацеленность на конечный результат, готовность и способность к дальнейшему обучению и освоению новой техники.

При этом, по мнению большинства отечественных работодателей, развивать у молодых специалистов соответствующие качества и навыки должны именно образовательные организации. Отмеченная институциональная особенность российского рынка труда удерживает многие предприятия от серьёзных инвестиций в развитие системы СПО. Для учреждений СПО приоритетом является формирование профессиональных компетенций и обеспечение эффективного перехода выпускника от учёбы к работе. При таком взаимодействии формирование общих навыков и универсальных компетенций остаётся вне зоны внимания каждой из сторон.

Очевидна потребность в обратной связи между профессиональным образованием и рынком труда. Это специально подчёркивается в последних исследованиях Европейской комиссии по профессиональному образованию и обучению. Механизм обратной связи поможет внести существенный вклад в пересмотр и обновление квалификаций. Также рассматриваются методы сбора таких данных. Особое внимание уделяется:

- уже существующим данным в тех странах, которые дают возможность получить представление об актуальности квалификаций для работников, работодателей и других заинтересованных сторон на рынке труда;

- разработке методологии опроса для систематического учета опыта и оценок работодателей в отношении содержания и профиля квалификаций, условиям ограничений тестирования и масштабируемости методологии.

Исследования показали, что в развитых странах существуют различные механизмы обратной связи для анализа соответствия между программами профессиональных образовательных организаций (ПОО), квалификациями и спросом на рынке труда1:

Office of the European Union. Cedefop research paper; 2022. № 83. URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/215705 (дата обращения: 23.09.2022).

1 Cedefop. The future of vocational education and training in Europe: vol. 2: delivering IVET: institutional diversification and/or expansion? Luxembourg: Publications Office. Cedefop research paper. 2022. № 84. URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/780431 (дата обращения: 24.09.2022).

- неформальный механизм, который заключается в том, что поставщики ПОО имеют прямые контакты с работодателями, связанные с трудоустройством, стажировкой или ученичеством;

- механизм согласования спроса и предложения интегрирован в структуру управления ПОО, заинтересованные стороны рынка труда несут ответственность за систему ПОО и поэтому систематически размышляют над содержанием этих программ;

- применение конкретных исследовательских подходов для сбора информации о востребованных навыках, квалификациях и содержании программ ПОО.

Информация, полученная благодаря обратной связи, используется для обновления квалификаций и программ профессионального образования и обучения, а также для предоставления студентам сведений о том, какие изменения в карьере рекомендуют в связи с внедрением новых и перспективных технологий.

Понимание тенденций и способность действовать в соответствии с технологическими изменениями означает объединение источников и подходов: опросов, прогнозирования и предвидения навыков, что дает директивным органам возможность получения верных сигналов и помогает работодателям и гражданам принимать решения в соответствии с новыми реалиями. Чтобы понять, в какой степени технологии трансформируют рынок труда, необходимо измерить их масштабы и влияние на спрос и на профессиональные навыки.

Выделим наиболее важные методы, которые используются в международной практике для сбора информации о потребностях в тех или иных навыках:

- анкетирование ключевых заинтересованных сторон (потребности работодателей и работников в навыках и опыте технологических изменений);

- проведение количественных оценок будущих потребностей в навыках путем экстраполяции прошлых тенденций и моделирования ожидаемых изменений;

- получение больших данных о новых технологиях и навыках из различных он-лайн-источников;

- использование неколичественных методов для сбора подробной информации о состоянии текущего и будущего спроса и предложения на профессиональные навыки.

В отечественной практике применяется ежегодный мониторинг рынка труда, проводимый НАРК совместно с советами по профессиональным квалификациям и РСПП, направленный на определение потребности работодателей в кадрах, оценку содержания квалификаций и их дефицитов, описание практик преодоления и восполнение дефицита квалифицированных кадров. По результатам последних монито-рингов материально-технической базы учреждений СПО предполагается кардинальное обновление инфраструктуры перспективных колледжей во всех регионах. Учитывая довольно высокую инертность системы образования, потребуется немало времени и усилий на программные и структурные изменения. Общемировая практика показывает, что данная проблема решается через организацию тесного взаимодействия между системой образования и бизнеса, особенно в формировании стандартов и программ, а также через создание образовательных платформ.

Общим во всех исследованиях является вывод о том, что устранить дисбаланс,

известный как «кадровый разрыв», можно, кардинально изменив систему подготовки кадров и пересмотрев отношения между нанимателем и сотрудниками. По расчётам экспертов, Россия относится к группе стран, где уровень несоответствия квалификации работников запросам рынка составляет от 45 до 75%1.

Основной фактор появления квалификационной ямы - это несоответствие системы образования и подготовки кадров, функционирующей в парадигме «образование на всю жизнь», рынку труда, претерпевшему серьёзные изменения. Анализ статистических данных показывает, что в России не по специальности работает 29% выпускников вузов и 40% специалистов, окончивших учреждения СПО2. Существующая система подготовки кадров сохраняет нацеленность на достижение вершин в одной профессии, с которой человек связывает свою профессиональную деятельность.

За последние десятилетия стоимость образования существенно выросла, а средняя продолжительность обучения увеличилась в 1,9 раза в развитых странах и в 3,6 раза - в развивающихся. При этом главная проблема в том, что увеличение затрат на образование стало неэффективным. Например, в отечественной системе СПО подготовка по некоторым программам специалистов среднего звена имеет три уровня: основной, повышенный и углублённый. Таким образом, срок обучения по углублённому уровню увеличивается до 5 лет. За период с 2005 года по настоящее время в количественном отношении структура СПО существенно изменилась. Так, в Вологодской области число учреждений СПО с 52 сократилось до 26, наблюдается их отраслевая специализация. Инициирование федеральной программы «Професси-оналитет» предполагает качественные структурные изменения системы СПО, что возможно при тесном взаимодействии государства, бизнеса и системы образования.

Очевидно, что программа «Профессионалитет» нацелена на формирование сугубо профессиональных компетенций для выполнения трудовых функций на конкретном рабочем месте, что способствует сокращению квалификационного разрыва. Вместе с тем, в данной программе видится потенциал перехода от массовой стандартизации подготовки к её персонализации. Это позволяет взглянуть на работника не как на обобщенный экономический ресурс, а как на личность со своими потребностями и мотивами, т. е. перейти к человекоцентричному подходу в профессиональном образовании. Реализация этого направления потребует более высокого уровня взаимодействия между общим и профессиональным образованием, государством, системой СПО и бизнесом в налаживании механизмов отслеживания и формирования востребованных трудовых навыков и ключевых квалификаций с учётом технологических изменений в отраслях экономики.

1 Анализ востребованных в современном мире профессиональных компетенций работающего населения. Казанский федеральный университет. 2021. 18 с. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1071960395/2..Analiz.vostr.komp.pdf (дата обращения: 03.11.2022).

2 Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы) 2022. Статистический сборник. Москва, 2022. 15 c. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2022.pdf (дата обращения: 03.11.2022).

198 ISSN 1994-0637

(print)

Выводы

Сегодня необходимы системные меры, которые позволят решить застарелые проблемы не только в системе СПО, но и в системе высшего образования. Российское бизнес-сообщество осознаёт серьёзность проблемы и совместно с государством готово включиться в работу по трансформации технологических изменений в структуру профессионального образования. Прежде всего, это ускоренное создание производственно-образовательных кластеров, налаживание механизмов отслеживания и предвидения изменений в трудовых навыках и ключевых квалификациях, а также обратной связи для трансформации этих изменений в образовательные программы СПО.

Для структурных изменений в системе СПО и повышения качества подготовки квалифицированных кадров важно вовлечение отраслей (предприятий) в партнерское управление и функционирование профессиональных образовательных организаций, внесение соответствующих изменений в трудовое и налоговое законодательство РФ.

В процессе реализации программы «Профессионалитет» целесообразен интегра-тивный подход. Данный подход позволяет сформировать содержание образования и дифференцировать профессиональную подготовку и квалификации обучающихся, что соответствует человекоцентричной концепции в профессиональном образовании и его персонализации.

Список источников

Анализ востребованных в современном мире профессиональных компетенций работающего населения. Казанский федеральный университет. 2021. 18 с. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1071960395/2..Analiz.vostr.komp.pdf (дата обращения: 03.11.2022).

Анисимов П. Ф., Коломенская А. Л. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический сборник. Москва: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. 147 с.

Беляева А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербург: Институт профтехобразования, 2002. 240 с.

Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда? Москва: Высшая школа экономики, 2018. 44 с.

Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы) 2022. Статистический сборник. Москва, 2022. 15 c. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2022.pdf (дата обращения: 03.11.2022).

Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 г. (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537/ (дата обращения: 17.09.2022).

Шохин А. Н. Приоритеты развития кадрового потенциала экономики. Москва: Национальная система квалификации России. 2022. № 1-2(105). С. 4-9.

Cedefop. The future of vocational education and training in Europe. Volume 1:the changing content and profile of VET: epistemological challenges and opportunities. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop research paper. 2022. № 83. URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/215705 (дата обращения: 23.09.2022).

Cedefop. The future of vocational education and training in Europe: volume 2: delivering IVET: institutional diversification and/or expansion? Luxembourg: Publications Office. Cedefop research paper. 2022. № 84. URL: http://data.europa.eu/doi/10.2801/780431 (дата обращения: 24.09.2022).

Cedefop. Understanding technological change and skill needs: technology and skills foresight. Cedefop practical guide. Luxembourg: Publications Office. 2021. URL:

http://data.europa.eu/doi/10.2801/307925 (дата обращения:17.09.2022).

Gillett R., Kiersz A. 41 Jobs That Are Quickly Disappearing in The Us // Business Insider. June 19. 2018. URL: https://www.businessinsider.com/jobs-that-are-quickly-disappearing-from-the-us-2016-1#3 9-structural-metal-fabricators-and-fitters-3. (дата обращения: 18.11.2022).

Sudakov D. et al. Skills technology foresight guide. Geneva: ILO. Waverley consultants. The futres toolkit. London: Government Office for Science. 2017. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/up-loads/system/uploads/attachment_data/file/ 674209/futures-toolkit-edi- tion-1.pdf (дата обращения: 24.11.2022)

References

Analiz vostrebovannykh v sovremennom mire professional'nykh kompetentsii rabotaiushchego naseleniia [Analysis of the professional competencies of the working population in demand in the modern world]. Kazan: Kazanskii federal'nyi universitet, 2021. Available at: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1071960395/2 Analiz.vostr.komp.pdf (accessed: 03.11.2022).

Anisimov P. F., Kolomenskaia A. L. Srednee professional'noe obrazovanie v Rossiiskoi Feder-atsii. Statisticheskii sbornik [Secondary vocational education in the Russian Federation. Statistical compendium]. Moscow: Institut problem razvitiia srednego professional'nogo obrazovaniia Mino-brazovaniia Rossii, 2002, pp. 12-15.

Beliaeva A. P. Integral'naia teoriia i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Integral theory and practice of multilevel continuing vocational education]. St Petersburg: Institut proftekhobrazovaniia, 2002, 240 p.

Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I. Sistema professional'nogo obrazovaniia: kak nauchit'sia slyshat' signaly rynka truda? [Vocational education system: how to learn and hear signals from the labor market?]. Moscow: Vysshaia shkola ekonomiki, 2018. 44 p.

Novikov A. M. Postindustrial'noe obrazovanie [Postindustrial education] Moscow: Egves, 2008. Available at: http://www.anovikov.ru/books/post_obr.pdf (accessed: 03.11.2022).

Rabochaia sila, zaniatost' i bezrabotitsa v Rossii (po rezul'tatam vyborochnykh obsledovanii rabochei sily) 2022. Statisticheskii sbornik [Workforce, employment and unemployment in Russia (according to the results of sample surveys of workforce) 2022. Statistical compendium]. Moscow, 2022. 15 p. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2022.pdf (accessed: 03.11.2022).

Strategiia razvitiia natsional'noi sistemy kvalifikatsii Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda (odobrena Natsional'nym sovetom pri Prezidente RF po professional'nym kvalifikatsiiam (protokol ot 12 marta 2021 g. N 51) [Strategy for the development of the national qualification system of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the National Council for Professional Qualifications under the President of the Russian Federation (Protocol of March 12, 2021, no. 51)]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537/ (accessed: 17.09.2022).

Shokhin A. N. Prioritety razvitiia kadrovogo potentsiala ekonomiki [Priorities for the development of the personnel potential of the economy]. Natsional'naia sistema kvalifikatsii Rossii [Russian National Qualification System], 2022, no. 1-2 (105), pp. 4-9.

Cedefop. Understanding technological change and skill needs: technology and skills foresight.

Cedefop practical guide. Luxembourg: Publications Office. 2021. Available at: http://data.europa.eu/doi/10.2801/307925 (accessed: 17.09.2022.)

Cedefop. The future of vocational education and training in Europe. Volume 1:the changing content and profile of VET: epistemological challenges and opportunities. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop research paper; 2022, no. 83. Available at: http://data.europa.eu/doi/10.2801/215705 (accessed: 23.09.2022.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cedefop. The future of vocational education and training in Europe: volume 2: delivering IVET: institutional diversification and/or expansion? Luxembourg: Publications Office. Cedefop research paper, 2022, no. 84. .Available at: http://data.europa.eu/doi/10.2801/780431 (accessed: 24.09.2022r.)

Gillett R., Kiersz A. 41 jobs that are quickly disappearing in the US. Business Insider. June 19. 2018. Available at: https://www.businessinsider.com/jobs-that-are-quickly-disappearing-from-the-us-2016-1#39-structural-metal- fabricators-and-fitters-3. (accessed: 18.11.2022.)

Sudakov D. et al. Skills technology foresight guide. Geneva: ILO. Waverley consultants. The futures toolkit. London: Government Office for Science. 2017. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/up-loads/system/uploads/attachment_data/file/ 674209/futures-toolkit-edi- tion-1.pdf. (accessed: 24.11.2022.)

Сведения об авторах

Александр Анатольевич Листвин - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-0445-3598, alistvin.54@mail.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Alexander A. Listvin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-0445-3598, alistvin.54@mail.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia)

Марина Аарисовна Гарт - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-1825-3598. garmara@rambler.ru Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Marina A. Garth - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-1825-3598, garmara@rambler.ru Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia)

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 24.01.2023; принята к публикации 01.02.2023.

The article was submitted 29.12.2022; Approved after reviewing 24.01.2023; Accepted for publication 01.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.