Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алашеев Сергей Юрьевич, Кутейницына Татьяна Григорьевна, Посталюк Наталья Юрьевна, Прудникова Виктория Аркадьевна

Введение. Уровень ориентации региональных систем среднего профессионального образования (далее - СПО) на потребности территорий, в которых они расположены, существенно влияет на экономические параметры развития субъектов Российской Федерации (далее - РФ), динамические характеристики кадрового спроса и предложения на региональном рынке труда. Разработанная авторами технология и инструментарий исследования степени соответствия систем СПО задачам развития экономики и социальной сферы реализована в трех субъектах РФ с различным уровнем социально-экономического развития: Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Ингушетия. Материалы и методы. Использован методологический подход, учитывающий современную ситуацию неопределенности внешнего окружения региональных систем СПО. Отсюда эффективным инструментом стимулирования регионально-ориентированного развития системы СПО становится такая компоновка ее образовательных ресурсов, которая обеспечивает свойства самоорганизующейся системы. Достижение соответствия системы СПО внешним запросам определяется параметрами ее адаптационного потенциала. Методы исследования: анкетирование, метод экспертных оценок, контент-анализ, шкалирование. Результаты исследования. Для реализации цели исследования сформированы критерии соответствия, а также показатели и индикаторы, отражающие свойства организации образовательных ресурсов системы, которые отвечают принципам адаптивных систем. Установлено, что достигнутые значения соответствия в каждом регионе формируются различными наборами факторов и условий организации образовательных ресурсов. Выявлены общие для регионов тенденции: а) снижение платежеспособного спроса работодателей на программы СПО; б) не достаточное использование образовательных технологий и форм организации обучения, которые оптимизируют ресурсное обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций, в том числе сетевых форматов реализации образовательных программ с использованием образовательных ресурсов предприятий реального сектора экономики. В среднем в 20% профессиональных образовательных организаций пилотных регионов практикуется сетевой формат реализации программ СПО (как правило, без использования ресурсов работодателей). При этом только 6% контингента студентов обучаются по таким программам. Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования определяется возможностями применения результатов оценки уровня соответствия системы СПО задачам социально-экономического развития для выработки и реализации эффективной региональной образовательной политики в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY AND RESEARCH RESULTS OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING SYSTEMS IN THE CONTEXT OF REGION SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Introduction. The level of orientation of regional secondary vocational education systems to the needs of the territories in which they are located significantly affects the economic parameters of the development of the constituent entities of the Russian Federation, the dynamic characteristics of personnel demand and supply in the regional labor market. The technology and tools developed by the authors for studying the degree of compliance of vocational education and training systems with the tasks of economic and social development has been implemented in three subjects of the Russian Federation featuring different levels of socio-economic development: the Samara region, the Khanty-Mansi Autonomous District and the Republic of Ingushetia. Methodology and methods. A methodological approach was used that considers the current situation of uncertainty in the external environment of regional secondary vocational education systems. Hence, the arrangement of its educational resources, which provides the properties of a self-organizing system, becomes an effective tool for stimulating the regionally oriented development of the vocational education and training system. Achieving the compliance of the VET-system with external requests is determined by the parameters of its adaptive potential. Research methods: survey (questioning), expert evaluation method, content analysis, scaling. Results. To achieve the goal of the research, the compliance criteria were formed, as well as indicators that reflect the properties of the organization of educational resources of the system, corresponding to the principles of adaptive systems. It is established that the achieved compliance values in each region are formed by various sets of factors and conditions for the organization of educational resources. The following trends are identified for the regions: a) a decrease in employers' effective demand for vocational education programs; b) insufficient use of educational technologies and forms of training organization that optimize the resource support of the activities of professional educational organizations, including network formats for the implementation of educational programs using educational resources of enterprises in the real sector of the economy. On average, 20% of professional educational organizations in pilot regions practice a network format for implementing open source programs (as a rule, without using employers' resources). At the same time, only 6% of the student contingent are trained in such programs. Discussion and conclusion. The practical significance of the study is determined by the possibilities of applying the results of assessing the level of compliance of the VET-systems with the tasks of socio-economic development to work out and implement effective regional educational policy in the sphere of vocational education.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 377.5: 37.014

С. Ю. алашеев, Т. Г. КУТЕйНИЦЫНА, Н. Ю. ПостАлюк, В. А. ПрудниковА

Технология и результаты исследования систем среднего профессионального образования в контексте социально-экономического развития регионов

Введение. Уровень ориентации региональных систем среднего профессионального образования (далее - СПО) на потребности территорий, в которых они расположены, существенно влияет на экономические параметры развития субъектов Российской Федерации (далее - РФ), динамические характеристики кадрового спроса и предложения на региональном рынке труда. Разработанная авторами технология и инструментарий исследования степени соответствия систем СПО задачам развития экономики и социальной сферы реализована в трех субъектах РФ с различным уровнем социально-экономического развития: Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Ингушетия.

Материалы и методы. Использован методологический подход, учитывающий современную ситуацию неопределенности внешнего окружения региональных систем СПО. Отсюда эффективным инструментом стимулирования регионально-ориентированного развития системы СПО становится такая компоновка ее образовательных ресурсов, которая обеспечивает свойства самоорганизующейся системы. Достижение соответствия системы СПО внешним запросам определяется параметрами ее адаптационного потенциала. Методы исследования: анкетирование, метод экспертных оценок, контент-анализ, шкалирование.

Результаты исследования. Для реализации цели исследования сформированы критерии соответствия, а также показатели и индикаторы, отражающие свойства организации образовательных ресурсов системы, которые отвечают принципам адаптивных систем. Установлено, что достигнутые значения соответствия в каждом регионе формируются различными наборами факторов и условий организации образовательных ресурсов. Выявлены общие для регионов тенденции: а) снижение платежеспособного спроса работодателей на программы СПО; б) не достаточное использование образовательных технологий и форм организации обучения, которые оптимизируют ресурсное обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций, в том числе сетевых форматов реализации образовательных программ с использованием образовательных ресурсов предприятий реального сектора экономики. В среднем в 20% профессиональных образовательных организаций пилотных регионов практикуется сетевой формат реализации программ СПО (как правило, без использования ресурсов работодателей). При этом только 6% контингента студентов обучаются по таким программам.

Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования определяется возможностями применения результатов оценки уровня соответствия системы СПО задачам социально-экономического развития для выработки и реализации эффективной региональной образовательной политики в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: критерии соответствия, показатели, система профессионального образования, регион, социально-экономические развитие

Ссылка для цитирования:

Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Технология и результаты исследования систем среднего профессионального образования в контексте социально-экономического развития регионов // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 474-490. сМ: 10.32744^.2020.6.36

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 21 September 2020 Published: 31 December 2020

N. Yu. POSTALYUK, S. Yu. ALASHEEV, T. G. KUTEINITSYNA, V. A. PRUDNIKOVA

Technology and research results of vocational education and training systems in the context of region socio-economic development

Introduction. The level of orientation of regional secondary vocational education systems to the needs of the territories in which they are located significantly affects the economic parameters of the development of the constituent entities of the Russian Federation, the dynamic characteristics of personnel demand and supply in the regional labor market. The technology and tools developed by the authors for studying the degree of compliance of vocational education and training systems with the tasks of economic and social development has been implemented in three subjects of the Russian Federation featuring different levels of socio-economic development: the Samara region, the Khanty-Mansi Autonomous District and the Republic of Ingushetia.

Methodology and methods. A methodological approach was used that considers the current situation of uncertainty in the external environment of regional secondary vocational education systems. Hence, the arrangement of its educational resources, which provides the properties of a self-organizing system, becomes an effective tool for stimulating the regionally oriented development of the vocational education and training system. Achieving the compliance of the VET-system with external requests is determined by the parameters of its adaptive potential. Research methods: survey (questioning), expert evaluation method, content analysis, scaling.

Results. To achieve the goal of the research, the compliance criteria were formed, as well as indicators that reflect the properties of the organization of educational resources of the system, corresponding to the principles of adaptive systems. It is established that the achieved compliance values in each region are formed by various sets of factors and conditions for the organization of educational resources. The following trends are identified for the regions: a) a decrease in employers' effective demand for vocational education programs; b) insufficient use of educational technologies and forms of training organization that optimize the resource support of the activities of professional educational organizations, including network formats for the implementation of educational programs using educational resources of enterprises in the real sector of the economy. On average, 20% of professional educational organizations in pilot regions practice a network format for implementing open source programs (as a rule, without using employers' resources). At the same time, only 6% of the student contingent are trained in such programs.

Discussion and conclusion. The practical significance of the study is determined by the possibilities of applying the results of assessing the level of compliance of the VET-systems with the tasks of socio-economic development to work out and implement effective regional educational policy in the sphere of vocational education.

Keywords: compliance criteria, indicators, vocational education and training (VET) system, region, socio-economic development

For Reference:

Postalyuk, N. Yu., Alasheev, S. Yu., Kuteinitsyna, T. G., & Prudnikova, V. A. (2020). Technology and research results of vocational education and training systems in the context of region socio-economic development. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 48 (6), 474-490. doi: 10.32744/pse.2020.6.36

_Введение

региональные системы профессионального образования выступают ]важным фактором социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Их вклад в экономику и социальную сферу регионов включает в себя:

• эффективное кадровое обеспечение организаций экономики и социальной сферы на основе выявленных актуальных и перспективных кадровых потребностей региона посредством программ основного и дополнительного профессионального образования;

• формирование предпринимательской культуры молодежи и взрослого населения региона;

• содействие социально-экономическому развитию субъектов РФ посредством включения в региональные программы и проекты [1-4].

От того, в какой мере региональные системы профессионального образования ориентированы на потребности территорий, в которых они расположены, существенно зависят экономические параметры субъектов РФ, динамические характеристики кадрового спроса и предложения на региональном рынке труда и связанные с этим проблемы занятости. Именно поэтому диагностика уровня направленности систем профессионального образования на требования рынков труда является необходимым условием реализации соответствующих приоритетов государственной (региональной) политики в области образования.

Этот эффект экономического развития признается важным Правительством Российской Федерации. В перечне поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2020 года, акцентирована проблема повышения роли субъектов РФ в подготовке кадров для отраслей экономики и социальной сферы.

Анализируя готовность профессионального образования к регионально-ориентированному развитию, эксперты отмечают, что существующие образовательные институты «...не готовы следовать за изменившимися запросами общества, государства и бизнеса и больше ориентируются на воспроизводство своих прошлых практик» [5, с. 7]. Неудовлетворенность уровнем соответствия подготовки специалистов требованиям рабочих мест в экономике характерна для многих стран мира [6-8].

Исследователи НИУ «Высшая школа экономики» формулируют главный вопрос научного обеспечения стимулирования нацеленности систем профессионального образования на потребности внешней среды: «... каким должно быть образование, чтобы оно становилось не просто одной из областей социальных обязательств государства, а двигателем социального и экономического развития страны?» [2, с. 9].

Таким образом, задачи создания инструментария и проведения оценки соответствия региональных систем профессионального образования запросам экономики и социальной сферы с целью корректировки процессов организации их взаимодействия с внешним окружением могут быть квалифицированы как актуальные и практически значимые.

_Обзор литературы

В современном исследовательском дискурсе обсуждаются различные аспекты проблематики создания инструментария и реализации исследований, устанавливающих уровень ориентации систем профессионального образования на потребности регионального развития. Большинство экспертов единодушны в признании решающей роли человеческого капитала в совокупности факторов социально-экономического развития регионов [9-12].

Как доказано в работах Д. Биллса, связь между обучением и экономическим развитием территории не однозначна и не линейна. Она зависит от периода времени, страны (региона), а также уровня и типа образования [13].

По оценкам М.Л. Аграновича, в России наиболее заметное влияние на величину валового регионального продукта оказывает такой фактор как доля населения с третичным образованием, что соответствует уровню среднего профессионального образования (далее - СПО). При этом наибольший вклад в экономическое развитие (валовый региональный продукт на душу населения) вносит средняя продолжительность образования в регионе, включая программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала) [14]. В исследованиях Л. Вессмана и Э. Ханушека, показано, что качество образования влияет на экономические показатели стран и регионов в большей степени, нежели охват населения образованием [15].

Однако в современной мировой практике из-за статистических сложностей расчета не выработан признаваемый всеми комплексный показатель достоверной оценки уровня социально-экономического развития регионов и субрегионов [16; 17], как, впрочем, и единый агрегированный показатель качества профессионального образования.

Рассмотрим, какие результаты образования влияют на социально-экономическое развитие регионов. Исследователи указывают, прежде всего, на прямые результаты деятельности системы СПО. Это, например, полнота и своевременность кадрового

Г- V V V л

обеспечения действующих предприятий и организаций региона. Существуют и непрямые (неявные) и чаще всего отсроченные результаты (экстерналии), которые образование не может контролировать в полной мере [18; 19].

Проблема подбора показателей и индикаторов оценки результативности профессионального образования многие десятилетия выступает предметом дискуссий. Если для работников с прикладными квалификациями определение результативности образования посредством индекса трудоустройства выпускников по профессии/специальности обучения приемлемо [20], то по отношению, например, к выпускникам программ бакалавриата, которые часто продолжают обучение на следующей ступени образования, использовать данный показатель как единственный или основной нецелесообразно.

_Материалы и методы

Объектом исследования выступали региональные практики систем СПО в трех субъектах РФ с различным экономическим статусом (Самарская область, Ханты-Ман-

сийский автономный округ - Югра и Республика Ингушетия) в контексте социально-экономического развития территорий их присутствия.

Цель исследования - разработка технологии и выявление степени соответствия региональных систем СПО запросам социально-экономического развития субъектов РФ, в которых они расположены.

Понятие «соответствие» в отношении таких сложных и развивающихся феноменов как рынок труда, социальные и экономические потребности региона фиксирует одномоментное состояние соразмерности. В реальной практике это, скорее, «динамический баланс», который меняется непрерывно, заставляя систему профессионального образования перестраиваться и подстраиваться в соответствии с изменением внешних запросов. Поэтому значимой характеристикой организации образовательных ресурсов региональной системы СПО является ее ориентация (направленность) на потребности социально-экономического развития региона, для того чтобы оперативно восстанавливать утраченное соответствие.

Степень соответствия региональной системы профессионального образования потребностям экономики и социальной сферы субъекта РФ, в котором она расположена, может быть идентифицирована на основе прямого «измерения» объемов и структуры подготовки и качества подготовки выпускников, освоивших образовательные программы СПО (основные и дополнительные). Сопоставляя эти значения с актуальными и перспективными запросами регионального рынка труда, можно в некотором приближении оценить релевантость результатов деятельности системы профессионального образования потребностям региона на данном конкретном отрезке жизнедеятельности общества и экономического развития.

Однако такой подход имеет ряд ограничений и рисков, которые не позволяют использовать его на практике. Прежде всего, необходимо учесть период «запаздывания» между кадровым спросом и предложением. Студенты, завершающие освоение основных образовательных программ СПО, по количеству и качеству подготовки в лучшем случае соответствуют потребностям экономики и социальной сферы пятилетней давности (примерно столько времени проходит от формирования «заказа» на подготовку кадров и его отражения в программно-методических комплексах до полной готовности «продукта» системы образования). При динамичных рынках труда, высокой степени неопределенности развития экономики и социальной сферы, волатильности квалификаций невозможно заранее (заблаговременно) спрогнозировать все параметры кадрового потенциала, который будет востребован даже в среднесрочной (а тем более в долговременной) перспективе.

Во-вторых, идентифицировать качество профессионального образования как меры достижения требуемого результата можно только в условиях внешней независимой системы оценивания посредством оценочных материалов, сформированных на основе достоверных и надежных исследований квалификационных требований актуальных и перспективных рабочих мест. Оценки образовательных результатов в процедурах промежуточной и итоговой аттестации системы СПО являются фактом внутреннего оценивания, когда идентификация качества подготовки осуществляется теми, кто обучал.

В настоящее время риски недостоверных оценок качества профессионального образования частично снимаются в центрах оценки квалификаций Национальной системы квалификаций РФ, в которых готовность к выполнению трудовых функций специалистов идентифицируется на основе требований профессиональных стандартов. Однако эта практика пока еще находится в стадии становления. В настоящее время она

не охватывает выпускников региональных систем профессионального образования. В 2020 году в порядке эксперимента в отдельных регионах России по ряду профессий и специальностей СПО оценочные процедуры государственной итоговой аттестации выпускников колледжей и техникумов были совмещены с профессиональными экзаменами в сети центров оценки квалификаций.

В то же время, нельзя не признать, что и профессиональные стандарты, которые в настоящее время разработаны по многим (хотя и далеко не всем) актуальным видам профессиональной деятельности, отражают во многом устаревшие требования рабочих мест. А новейшие виды профессиональной деятельности, модернизированные трудовые функции и, соответственно, требования к квалификации работников в них фактически не содержатся. Таким образом, при оценке соответствия результатов деятельности региональной системы СПО потребностям экономики и социальной сферы прямые оценки такого соответствия практически невозможны (хотя отдельные показатели и критерии могут быть использованы).

Методологический подход. Использованный в настоящем исследовании методологический подход отличается от существующих в мировой исследовательской практике [21-22] тем, что для оценок соответствия отбираются показатели и индикаторы, выступающие предикторами ориентации систем СПО на потребности экономики и социальной сферы субъекта РФ на региональном и локальном уровне (уровне отдельных учебных заведений).

В силу того, что непредсказуемость внешнего окружения региональных систем СПО усиливается, а постоянная изменчивость современной ситуации в самых различных сферах социума и развития производства становится неизбежным фоном жизнедеятельности общества, условия вариативности и неопределенности выступают как обязательный контекст профессионализации человека [23-26]. Исходя из этого, одним из возможных направлений стимулирования регионально-ориентированного развития системы СПО становится такая компоновка ее образовательных ресурсов, которая обеспечивает оперативную перестройку с учетом «слабых сигналов» рынка труда. Иначе говоря, система СПО должна обладать свойствами саморегулируемой, самоорганизующейся системы (в понимании таких систем в соответствии с синергетическим подходом [27]). И тогда достижение соответствия системы внешним запросам будет определяться параметрами ее адаптационного потенциала. В определенном смысле это даже не адаптация как пассивное приспособление системы к трансформациям в ее внешнем контуре, а преадаптация к неопределенности, которая в современных исследованиях трактуется как готовность системы к разнообразным изменениям и эффективному ответу на это [28].

В рамках данного методологического подхода критерии соответствия1 системы СПО запросам социально-экономического развития фиксируют достижение определенных значений параметров организации ее образовательных ресурсов, в том числе формирования специальных структур, которые связывают образование с экономикой региона и обуславливают оперативное реагирование на возможные трансформации квалификационного «заказа» со стороны рынка труда и социума.

Реализуется квалиметрический подход, с позиции которого любое качество (а уровень ориентации системы - это качественное понятие) интегрально. Измерить его в целостном виде, как комплексный феномен - практически невозможно. Поэтому це-

1 Термин «критерий» в настоящем исследовании используется в значении основания для принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявляемым требованиям.

лесообразна процедура декомпозиции его на более простые (составляющие) элементы и проектирование своеобразного «дерева свойств».

Технология оценки соответствия представляет собой совокупность процедур идентификации уровня ориентации региональных систем СПО на потребности социально-экономического развития и включает в себя следующую последовательность действий:

• разработка критериев оценивания;

• декомпозиция критериев на субкритерии, необходимые и достаточные для оценки соответствия критерию;

• формирование системы показателей и индикаторов, фиксирующих степень соответствия критериям и субкритериям, установление источников информации по каждому из них и определение алгоритмов расчета их значений;

• установление пороговых уровней (значений) показателей и групп показателей для вынесения экспертных оценок;

• апробация инструментария и проведение исследования.

Реализуемые оценки основаны на метрологическом принципе сопоставления значений показателей с «нормативом», в качестве которого используются пороговые значения, установленные методом экспертных оценок либо по средним значениям показателя в актуальных российских мониторинговых исследованиях. Путем сравнения выявленных в исследовании значений показателей с пороговыми значениями формируется оценка состояния по шкале «полное соответствие/частичное соответствие/не соответствие» в отношении каждого субкритерия, критерия, группы критериев. Полученные оценки по отдельным показателям агрегируются в рамках модулей и блоков показателей, и далее формируется итоговая оценка уровня ориентации региональной системы СПО на запросы социально-экономического развития субъекта РФ.

Технология оценки соответствия предполагает использование информации следующих типов и видов:

• фактологическая база открытых источников: сайты Правительства субъекта РФ, органов исполнительной власти в сфере управления образованием, инфраструктурных единиц сети СПО и непосредственно профессиональных образовательных организаций;

• экспертные оценки специалистов региональных органов исполнительной власти в сфере образования;

• статистические данные: формы федерального государственного статистического наблюдения № СПО-1, № СПО-2, № 1-ПК, № ПО № 1-Т (трудоустройство) и др.

Аккумуляция и обобщение информации осуществлялись посредством технических и аналитических форм, предназначенных для сбора первичных данных, вспомогательных операций, формирования индикаторов, в том числе:

• Бланк для анализа Интернет-сайтов профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО;

• Бланк фиксации используемых статистических показателей (экономическая, отраслевая, ведомственная статистика);

• Запрос в региональные органы исполнительной власти в сфере образования (Анкета);

• Бланк контент-анализа документов;

• Форма сбора данных и порядок расчета показателей.

_Результаты

Для установления соответствия системы СПО потребностям экономики и социальной сферы региона сформированы критерии соответствия, а также показатели и индикаторы, отражающие определенные свойства организации образовательных ресурсов системы СПО, которые отвечают принципам адаптивных систем. Обоснование критериев приведено в нашей работе [29], а их перечень включает в себя:

Критерий 1. Заявленные стратегические приоритеты развития региональной системы СПО и созданные организационно-финансовые механизмы нацеливают на достижение соответствия результатов ее деятельности запросам социально-экономического развития субъекта РФ.

Критерий 2. Структура и объемы подготовки кадров с прикладными квалификациями соответствуют актуальным и перспективным потребностям развивающейся экономики региона.

Критерий 3. Качество профессионального образования и обучения, полученных в региональной системе СПО, соответствует актуальным и перспективным требованиям рабочих мест в экономике региона.

Критерий 4. Квалификации персонала предприятий (организаций) в экономике региона актуализируются посредством дополнительных профессиональных программ СПО.

Критерий 5. Обеспечена адаптивность региональной системы СПО и профессиональных образовательных организаций как способность корректировать параметры своего развития в соответствии с изменениями в экономике и социальной сфере субъекта РФ.

Критерий 6. В региональной системе СПО и профессиональных образовательных организациях обеспечено развитие адаптационного потенциала выпускников региональной системы СПО.

Критерий 7. Масштабы и формы участия работодателей в управлении и организации деятельности системы СПО (на региональном, отраслевом и локальном уровне) обеспечивают ее ориентацию на потребности социально-экономического развития региона.

Как показали результаты обработки данных, ни в одном пилотном регионе не было установлено полное соответствие систем СПО запросам экономики и социальной сферы. Достигнутые значения соответствия в каждом регионе формируются различными наборами факторов и условий организации образовательных ресурсов. То есть образовательные ресурсы систем СПО организованы по отношению к задачам социально-экономического развития регионов их присутствия по-разному (диаграмма 1).

При этом общий итог оценки может быть схожим: одного и того же итогового значения оценки соответствия можно добиться разными наборами средств (свойство эк-вифинальности системы).

В наибольшей степени нацеленность условий и результатов деятельности системы СПО требованиям экономики выражена в Самарской области, менее всего - в Республике Ингушетия.

В Самарской области соответствие системы СПО потребностям социально-экономического развития территорий в большей степени обусловлено такими параметрами как качество профессионального образования и обучения (критерий 3), успешная практика развития адаптационного потенциала студентов (критерий 6) и масштабы

реализации программ дополнительного профессионального образования для персонала предприятий региона (критерий 4). В системе СПО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО) нацеленность на требования рынка труда в значительное мере сформирована посредством такой организации образовательных ресурсов, которая обеспечивает свойство ее адаптивности (критерий 5), а также масштабами участия работодателей в управлении системой СПО (критерий 7).

Критерий 1

Стратегические приоритеты развития системы СПО

Критерий 7

Масштабы участия работодателей в управлении системой СПО

Критерий 6

Развитие адаптационного потенциала студентов

Критерий 2

Структура и объемы подготовки кадров с прикладными квалификациями

Критерий 3

Качество профессионального образования и обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий 5

Адаптивность региональной системы СПО и профессиональных образовательных организаций

Критерий 4

Актуализация квалификации персонала предприятий региона

^^»Ингушетия ^^»Самарская область ^^»ХМАО

Диаграмма 1 Сравнение комплексных оценок ориентации системы СПО Республики Ингушетия, Самарской области и Ханты-Мансийского автономного округа на потребности экономики и социальной сферы (данные 2019 г.)

п " ^

В условиях высокой динамики морального старения технологий и актуального знания (а значит видов деятельности и приемов труда), формирующих неопределенность уже в ближней перспективе, оперативная реакция на смену условий деятельности требует адаптивного организационно-управленческого устройства отдельной образовательной организации и системы образования в целом. Адаптивная система - это система, являющаяся работоспособной (то есть производящая продукт требуемого качества) при преобразованиях внешней среды [2; 10; 25; 27].

На примере критерия 7 рассмотрим, с помощью каких организационных и управленческих инструментов в системе СПО ХМАО достигается более высокий уровень соответствия запросам социально-экономического развития округа, чем в других пилотных регионах.

Работодатели как заказчики профессионального образования абсолютно необходимы при выработке приоритетов, формировании целевых установок освоения профессий, специальностей СПО и в процедурах оценки образовательных результатов. Непосредственное их участие в учебном процессе также способствует усилению на-

правленности профессионального образования на требования рынков труда. В практике региональных систем СПО России эти направления деятельности реализуются посредством сочетания различных инструментов и подходов:

• путем открытия на предприятиях (в организациях) экономики региона структурных подразделений колледжей и техникумов;

• непосредственным участием специалистов-производственников в проведении занятий, практикумов, руководстве курсовыми и дипломными работами студентов, осуществлении наставничества в период профессиональных практик;

• путем усиления практической составляющей учебного плана образовательных программ СПО;

• посредством реализации дуальной модели организации образовательного процесса;

• привлечением представителей предприятий к рецензированию и экспертизе программно-методических комплексов и оценочных средств образовательных программ СПО.

На диаграмме 2 представлены значения показателей по четырем субкритериям, составляющим критерий 7, который характеризует масштабы и формы участия работодателей в управлении и организации деятельности системы СПО (на региональном, отраслевом и локальном уровне) в интересах развития экономики и социальной сферы субъекта РФ.

Полностью соответствует

Частично соответствует

Не

соответствует

100

75

50

25

75

60

56

38 38

40

Л ■■

44

13

Субкритерий 7.1 Субкритерий 7.2 Субкритерий 7.3 Субкритерий 7.4

■ Ингушетия ■ Самарская область ИХМАО

Диаграмма 2 Параметры, характеризующие масштабы и формы участия работодателей в управлении и организации деятельности системы СПО в Республике Ингушетия, Самарской области и Ханты-Мансийском автономном округе

Данные диаграммы 2 свидетельствуют о том, что значения показателей, которые характеризуют деятельность системы СПО ХМАО, заметно выше аналогичных показателей Самарской области и Республики Ингушетия в рамках следующих субкритериев: • «Масштабы участия работодателей в учебно-воспитательном процессе колледжей/техникумов достаточны для ориентации условий и результатов деятельности учебных заведений на приоритеты социально-экономического развития региона» (субкритерий 7.2);

• «Практики участия работодателей в государственной аккредитации и профессионально-общественной оценке качества образовательных программ СПО, условий и результатов деятельности колледжей/техникумов обеспечивают нацеленность региональной системы СПО на потребности экономики и социальной сферы субъекта РФ» (субкритерий 7.3).

• «Уровень практико-ориентированности организационных форм и технологий образовательной деятельности достаточен для ориентации региональной системы СПО и профессиональных образовательных организаций на потребности экономики и социальной сферы субъекта РФ» (субкритерий 7.4.).

Так, вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ СПО в 20 колледжах и техникумах ХМАО (87% организаций) формируется совместно с работодателями. В 10 профессиональных образовательных организациях (43%) общественно-государственные органы управления с правами решающего голоса работодателей (управляющий, наблюдательный совет) рассматривают вопросы стратегического планирования, выработки приоритетов кадровой и финансовой политики. Следует отметить, что при этом лишь в трети организаций руководителем (соруководителем) такого органа управления является представитель экономики и социальной сферы региона.

Исследование показало, что в региональной системе СПО ХМАО в сравнении с актуальной российской практикой достигнуты относительно высокие показатели в привлечении представителей работодателей к организации подготовки кадров и участию в образовательном процессе. Доля преподавателей и мастеров производственного обучения из числа действующих работников профильных предприятий и организаций, работающих по совместительству в организации СПО не менее чем на четверть ставки, составляет 3% (среднероссийское значение показателя - 1%)\

В колледжах и техникумах ХМАО трудятся штатные преподаватели и мастера производственного обучения с опытом работы в реальном секторе экономики не менее 5 лет (со сроком давности не более 3 лет); их около четверти персонала, тогда как среднее значение данного показателя по России - 5%.

Следует отметить также широкое использование в ХМАО практико-ориентирован-ных организационных форм и технологий образовательной деятельности. Доля студентов в общем контингенте окружной системы СПО, прошедших практику на рабочих местах предприятий и в организациях реального сектора экономики, составляет 78%, а обучающихся по программам СПО с применением дуальной модели обучения - 11% (среднее значение по России - 3%).

Таким образом, масштабы прямого или опосредованного влияния работодателей на учебно-воспитательный процесс колледжей и техникумов ХМАО в достаточной степени развиты с точки зрения ориентации условий и результатов на потребности экономики и социальной сферы.

В то же время существуют резервы и неиспользованные в полной мере возможности для усиления соответствия результатов деятельности системы СПО требованиям рынков труда и социальной сферы ХМАО. Судя по полученным данным, почти четверть колледжей и техникумов располагает действующим структурным подразделением (кафедрой, лабораторией, учебным центром) на предприятиях и в организациях региональной экономики. Однако доля студентов, обучающихся по образовательным

1 Здесь и далее средние значения показателей по России получены из данных Мониторинга качества подготовки кадров 2019 года, проведенного Министерством просвещения Российской Федерации [30].

программам СПО в этих структурных подразделениях, существенно ниже - всего 6%. И хотя среднероссийское значение данного показателя еще меньше (3%), нельзя признать результативным такое масштабирование практики получения студентами профессионального опыта непосредственно на предприятиях, где им придется работать, или аналогичных им.

Кроме того, в системе СПО округа не получила распространения целевая форма подготовки кадров с прикладными квалификациями. В ХМАО менее 0,5% студентов обучаются по образовательным программам СПО на основе договоров о целевом обучении (по России таких студентов около 2%).

Характерно, что в подавляющем числе профессиональных образовательных организаций ХМАО (90%) эксперты-производственники по профилю специальностей и профессий СПО участвуют в работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий. Однако работа этих комиссий не организуется на территории предприятий экономики с открытым обсуждением в присутствии работодателей качества профессиональной подготовки выпускников. Еще одним резервом в усилении региональной ориентированности системы СПО округа, как показывают данные по субкритерию 7, является масштабирование практики участия работодателей в оценке образовательных программ и образовательных результатов выпускников. В настоящее время лишь 5% образовательных программ СПО прошли профессионально-общественную аккредитацию работодателями и их объединениями (по России - 15%).

Целесообразно, чтобы все колледжи и техникумы практиковали согласование с работодателями содержания экзаменационных билетов для государственных экзаменов, рецензирование содержания письменных экзаменационных работ, выпускных практических квалификационных работ, дипломных работ (проектов), а также критериев оценки образовательных результатов выпускников в различных процедурах государственной итоговой аттестации. Сегодня в ХМАО это только 60-70% организаций СПО, хотя данные значения превышают аналогичные показатели в Ингушетии и Самарской области.

Система СПО Республики Ингушетия в выборке трех регионов России демонстрирует наименьший уровень соответствия запросам экономики и социальной сферы (диаграмма 1). Формирование ежегодного государственного (регионального) заказа на подготовку кадров в профессиональные образовательные организации республики осуществляется фактически без участия работодателей. Представители объединений работодателей также не входят в состав экспертов при согласовании ежегодного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров за счет бюджета субъекта РФ. Экспертиза и согласование стратегических планов и проектов развития республиканской системы СПО не проводится работодателями даже эпизодически. По субкритерию 7.1 «Участие работодателей региона в выработке приоритетов региональной образовательной политики в сфере профессионального образования» значения соответствующих показателей близки к нулю.

Как результат такой организации образовательных ресурсов системы СПО Республики Ингушетия, в значительной мере оторванной от запросов рынков труда, можно рассматривать характеристики трудоустройства выпускников. Менее половины (43%) выпускников колледжей и техникумов, завершивших обучение в 2019 году, трудоустроились в течение одного года после выпуска, что заметно ниже среднероссийского значения (62%). А доля выпускников, трудоустроившихся по профессии/специальности подготовки, составила лишь 19% от выпуска.

Около трети (32%) трудоспособного населения, занятого в экономике республики, составляют квалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена. При этом в контингенте специалистов, которые участвовали в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, только 4% приходится на работников со средним профессиональным образование. Таким образом, в республиканской системе СПО следует рассматривать эти виды деятельности как резерв и активизировать разработку и реализацию программ профессионального обучения, повышения квалификации действующего персонала предприятий и организаций республики.

Сопоставляя Республику Ингушетия, Самарскую области и ХМАО по критериям соответствия их систем СПО потребностям развивающейся экономики территорий их присутствия, следует отметить общие для этих регионов тенденции. Одной из них является снижение платежеспособного спроса работодателей на программы СПО. Этот факт подтверждается и в проведенных ранее общероссийских исследованиях [31]. Одной из причин этого явления является не в полной мере релевантные актуальным и перспективным рабочим местам в экономике регионов структура и качество подготовки кадров с прикладными квалификациями. Нельзя не признать, что данный фактор существенно препятствует социально-экономическому развитию субъекта РФ, поскольку система переподготовки персонала предприятий и организаций должна быть синхронизирована с технико-технологическими и организационными изменениями на региональных рынках труда.

Еще одной общей характеристикой систем СПО пилотных регионов в контексте их социально-экономического развития выступает явно недостаточное использование образовательных технологий и форм организации профессионального обучения, которые оптимизируют ресурсное обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций.

Речь идет о сетевых форматах реализации программ СПО, в том числе с использованием образовательных ресурсов предприятий реального сектора экономики. В Самарской области только 14% колледжей и техникумов практикуют сетевой формат реализации программ СПО. При этом по таким программам обучаются 6% студентов области. В Республике Ингушетия лишь в одной профессиональной образовательной организации реализуется подготовка в сетевом формате (9% в общем числе организаций СПО). Удельный вес числа таких образовательных программ в их общем количестве - 7%. В системе СПО ХМАО обучение с использованием сетевой формы распространено более широко: 43% колледжей и техникумов практикуют сетевой формат реализации программ СПО. При этом доля студентов, которые обучались таким образом, составляет 16%. Этот факт свидетельствует о том, что сетевой формат применяется в не самых массовых образовательных программах системы СПО округа. В то же время, эта практика обеспечивает консолидацию образовательных ресурсов и их целевую концентрацию под задачи достижения соответствия подготовки требованиям развивающейся экономики и социальной сферы.

_Обсуждение и заключение

В настоящем исследовании проблемное поле фокусируется на оценке уровня ориентации региональных систем СПО на потребности экономики и социальной сферы регионов присутствия, как факторе динамического соответствия результатов их деятельности запросам внешней среды.

Разработанная авторами технология оценки, сформированная в модульном формате, дает возможность идентифицировать уровень нацеленности региональных систем СПО на регионально-ориентированное развитие по каждому из семи критериев, отдельным субкритериям, группе критериев. Такой подход приемлем для разработки рейтингов и рэнкингов региональных систем СПО в контексте социально-экономического развития регионов. Полученные в исследовании результаты позволяют высветить проблемные места в образовательной практике регионов и обнаружить резервы для усиления соответствия условий и результатов деятельности системы СПО и отдельных образовательных организаций потребностям социально-экономического развития территорий, в которых они расположены, что определяет практическую значимость исследования.

Результаты исследования систем СПО трех субъектов РФ выявили общее и особенное в организации региональных образовательных ресурсов с точки зрения их соответствия запросам экономики и социума. Полученные оценки адаптационных потенциалов систем СПО Самарской области, Республики Ингушетия и ХМАО согласуются с данными исследований свойств самоорганизующихся систем, в частности их эквифинальности.

Разработанная технология оценки ориентации системы СПО на задачи регионального развития имеет свои ограничения, которые связаны с тем, что цель детального описания ситуации в региональных системах СПО в ней не ставится. Она позволяет представить аспект ситуации в субъекте РФ по стратегическому приоритету соответствия условий и результатов деятельности системы СПО заявленным задачам социально-экономического развития региона, в том числе динамику изменений выделенных значений эмпирических референтов критериев соответствия.

Ожидаемые социально-экономические эффекты, обусловленные ориентацией систем профессионального образования на потребности социально-экономического развития региона, включают в себя:

• достижение динамического баланса между спросом и предложением кадров с прикладными квалификациями на региональных рынках труда за счет обеспечения объемов и качества их подготовки, соответствующего актуальным и перспективным потребностям предприятий экономики субъекта РФ;

• уменьшение ресурсных затрат предприятий на адаптацию квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена - выпускников колледжей/техникумов в трудовых коллективах;

• снижение напряженности в сфере занятости населения региона, в том числе посредством переобучения безработных и высвобождающегося населения по актуальным для экономики региона профессиям и специальностям, восстановление их экономической активности;

• поддержание в актуальном профессиональном тонусе кадрового состава предприятий региона.

_Финансирование

Исследование выполнено в рамках государственного задания РАНХиГС на 2020 год «Исследование соответствия системы профессионального образования субъекта Российской Федерации потребностям региональной экономики и социальной сферы».

ЛИТЕРАТУРА_

1. Вессман Л., Ханушек Э. Роль качества образования в экономическом росте (часть 1) (пер. с англ. Е. Покатович) // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 86-116.

2. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин, П.С. Сорокин, И.В. Абанкина и др.; под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 240 с.

3. TVETipedia Glossary. UNESCO-UNEVOC: International Center for Technical and Vocational Education and Training. Available from: https://unevoc.unesco.org/go.php?q=TVETipedia+ glossary+A-Z&filt=all&id=568 (дата обращения: 30.08.2020).

4. Measurement of qualification and skill mismatches of persons in employment. ICLS/20/2018/Room document 15. 20th International Conference of Labour Statisticians. Geneva, 10-19 October 2018.

5. Будущее образования: глобальная повестка: проект «Глобальный форсайт в образовании» // Сколково, Агентство стратегических инициатив. М., 2020. 120 с.

6. Roland Rathelot (University of Warwick, UK), Thijs van Rens (University of Warwick, UK, and IZA, Germany). Rethinking the skills gap. Available from: https://wol.iza.org/articles/rethinking-the-skills-gap/long#izawol.391-biblStruct-000003 (дата обращения: 30.08.2020).

7. Richard Desjardin. Skill Mismatch in the Labour Market and Adult Learning: Statistics Canada. Available from: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/89-604-x/2011001/ch/ch7-eng.htm (дата обращения: 30.08.2020)

8. Cedefop (2018). Insights into skill shortages and skill mismatch: learning from Cedefop's European skills and jobs survey. Luxembourg: Publications Office. Cedefop reference series; No 106. Available from: http://data.europa.eu/ doi/10.2801/645011 (дата обращения: 30.08.2020)

9. Эрлих А. Человеческий капитал стимулирует экономический рост: Доклад на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» НИУ ВШЭ 16 апреля 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opec.ru/text/1696465.html (дата обращения: 30.08.2020).

10. Rodriguez-Pose A., Crescenzi R. Research and Development, Spillovers, Innovation Systems, and the Genesis of Regional Growth in Europe // Regional studies. 2008. Vol. 42. No. 1. P. 51-67.

11. World Bank. World Development Report 2009: Reshaping Economic. 2009. Available from: https://openknowledge. worldbank.org/handle/10986/5991 (дата обращения: 30.08.2020)

12. Zemtsov S., Muradov A., Wade I., Barinova V. Determinants of Regional Innovation in Russia: Are People or Capital More Important? // Foresight Russia. 2016. No. 2. P. 29-42. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.2.29.42.

13. David B. Bills. Доклад «Образование и развитие» («Education and development») на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» // НИУ ВШЭ, 20 сентября 2016 г. (In Eng.). Available from: https://ioe.hse.ru/data/2016/09/13/1120561182/EDUCATI0N%20AND%20DEVEL0PMENT_BILLS%20.pdf (дата обращения 30.08.2020).

14. Агранович М.Л. Связь качества образования и социально-экономических показателей // Тенденции развития образования: Разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию: материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва. 17-18 февраля 2012 года. М.: Издательский дом «Дело», 2013, С. 82-92.

15. Ханушек Э., Вессман Л. Роль качества образования в экономическом росте (часть 2) (пер. с англ. Е. Покатович) // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 115-185.

16. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: Изд-во ИСЭРТ РАН, 2009.

17. Ruiga I.R., Stupina A.A., Kovzunova E.S., Chayka A.A., Shkradyuk I.A. Practical implementation of Data Envelopment Analysis technology to assess the innovative sustainability of resourcetype regions // Journal of Physics: Conference Series 1399 (2019) 033118.

18. Тамбовцев В.Л. Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 5-24.

19. Le Grand J., Propper C. and Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. London: Macmillan, 1992.

20. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Травкин П.В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. 2019. № 1. С.109-136.

21. Olga Strietska-Ilina. Skill shortages enquiry by a combined method. Extract from: Susanne Liane Schmidt; Olga Strietska-Ilina; Manfred Tessaring, Bernd Dworschak (eds.) Identifying skill needs for the future From research to policy and practice Luxembourg: Office for Official Publications of the Europe. Available from: https://www. cedefop.europa.eu/files/3037_EN11.pdf (дата обращения: 30.08.2020).

22. Kiss A. Vandeplas А. Measuring skills mismatch // Analytical Web Note 7/2015. - European Union, 2015. DOI: https://doi.org/10.2767/620480. Available from: https://www.researchgate.net/publication/308927565_ Measuring_skills_mismatch (дата обращения: 30.08.2020).

23. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 24 с.

24. Аузан А. Будущее российской экономики. М: Эксмо, 2020. 160 с.

25. Щербина Е.Ю., Кислов А.Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №1. С. 49-59.

26. Green Francis. Skills Demand, Training and Skills Mismatch: A Review of Key Concepts, Theory and Evidence. August 2016. Available from: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_

data/file/571667/ER4_Skills_Demand_Training_and_Skills_Mismatch_A_Review_of_Key_Concepts_Theory_

and_Evidence.pdf (дата обращения: 30.08.2020).

27. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Едиториал УРСС, 2003. 326 с.

28. Асмолов А.Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.

29. Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Критерии ориентации региональных систем профессионального образования на потребности экономики и социальной сферы // Экономическое развитие России, 2020. Т. 27. № 4. С. 45-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=spo (дата обращения: 30.08.2020).

31. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к государственно-частному партнерству // И.В. Абанкина, Ф.Ф. Дудырев, И.Д. Фрумин, И.В. Шабалин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, Современная аналитика образования. № 28 (16). М: НИУ ВШЭ, 2017.

REFERENCES

1. Wessman L., Hanushek E. the Role of quality of education in economic growth (part 1) (per. with English E. Pokatovich). Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2007, no. 2, pp. 86-116 (In Russ).

2. How to make education an engine of socio-economic development? Ya.I. Kuzminov, I.D. Frumin, P.S. Sorokin, I.V. Abankina et al. In Ya.I. Kuzminov, I.D. Frumin, P.S. Sorokin (Eds). National research. Higher school of Economics, Institute of education, Moscow, Higher school of Economics Publ., 2019, 240 p. (In Russ).

3. TVETipedia Glossary. UNESCO-UNEVOC: International Center for Technical and Vo-cational Education and Training [cited 2020 August 30]. Available at: https://unevoc.unesco.org/go.php?q=TVETipedia+ glossary+A-Z&filt=all&id=568 (accessed 18 December 2020).

4. Measurement of qualification and skill mismatches of persons in employment. ICLS/20/2018/Room document 15. 20th International Conference of Labour Statisticians. Geneva, 10-19 October 2018.

5. Future of education: global agenda: project «Global foresight in education» SKOLKOVO, Agency for strategic initiatives, Moscow, 2020. 120 p. (In Russ)

6. Roland Rathelot (University of Warwick, UK), Thijs van Rens (University of Warwick, UK, and IZA, Germany). Rethinking the skills gap. [cited 2020 August 30]. Available at: https://wol.iza.org/articles/rethinking-the-skills-gap/ long#izawol.391-biblStruct-000003. (accessed 18 December 2020).

7. Richard Desjardin. Skill Mismatch in the Labour Market and Adult Learning: Statistics Canada [cited 2020 August 30]. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/89-604-x/2011001/ch/ch7-eng.htm. (accessed 18 December 2020).

8. Cedefop Insights into skill shortages and skill mismatch: learning from Cedefop's European skills and jobs survey. Luxembourg: Publications Office. Cedefop reference series; 2018 [cited 2020 August 30] No 106. Available at: http://data.europa.eu/doi/10.2801/645011. (accessed 18 December 2020).

9. Ehrlich A. Human capital stimulates economic growth: In: XV April international scientific conference «Modernization of the economy and society» of Higher School of Economics April 16, 2014 [cited 2020 August 30]. Available at: http://opec.ru/text/1696465.html (accessed 18 December 2020). (In Russ).

10. Rodríguez-Pose A., Crescenzi R. Research and Development, Spillovers, Innovation Systems, and the Genesis of Regional Growth in Europe. Regional studies, 2008, vol. 42, no. 1, pp. 51-67.

11. World Bank. World Development Report 2009: Reshaping Economic. 2009. [cited 2020 August 30]. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/5991. (accessed 18 December 2020).

12. Zemtsov S., Muradov A., Wade I., Barinova V. Determinants of Regional Innovation in Russia: Are People or Capital More Important? Foresight-Russia, 2016, vol. 2, pp. 29-42. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.2.29.42 (In Russ).

13. David B. Bills. Report "Education and development" In: Current research and development in the field of education. HSE, September 20, 2016 [cited 2020 August 30]. Available at: https://ioe.hse.ru/data/2016/09/13/1120561182/ EDUCATION%20AND%20DEVELOPMENT_BILLS%20.pdf. (accessed 18 December 2020).

14. Agranovich M. L. Link between the quality of education and socio-economic indicators. In: Trends in the development of education: Different, but equal. How to overcome the gap in access to quality education = IX International scientific and practical conference. [Internet]; February 17-18, 2012. Moscow, Delo Publishing house; 2013, pp. 82-92 (In Russ).

15. Hanushek E., Wessman L. The Role of the quality of education in economic growth (part 2) (per. with English E. Pokatovich). Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2007, no. 3, pp. 115-185 (In Russ).

16. Uskova T.V. Management of sustainable development of the region. Vologda, ISERT RAS Publishing House, 2009 (In Russ).

17. Ruiga I.R., Stupina A.A., Kovzunova E.S., Chayka A.A., Shkradyuk I.A. Practical implementation of Data Envelope Analysis technology to assess the innovative sustainability of resourcetype regions. Journal of Physics: Conference Series 1399 (2019) 033118 (In Russ).

18. Tambovtsev V.L. Final results of the education sector and problems of their measurement. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2006, no. 1, pp. 5-24 (In Russ).

19. Le Grand J., Propper C. and Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. London: Macmillan, 1992.

20. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Travkin P.V. Employment of graduates of secondary vocational education: still a pool or already a Ford. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2019, no. 1, pp. 109-136 (In Russ).

21. Olga Strietska-Ilina. Skill shortages enquiry by a combined method. Extract from: Su-sanne Liane Schmidt; In Olga Strietska-Ilina; Manfred Tessaring, Bernd Dworschak (eds.) Identifying skill needs for the future from research to policy and practice Luxembourg: Office for Official Publications of the Europe [cited 2020 August 30]. Available at: https://www.cedefop.europa.eu/files/3037_EN11.pdf (accessed 18 December 2020). (In Russ).

22. Kiss A. Vandeplas A. Measuring skills mismatch. Analytical Web Note 7/2015. European Union, 2015 [cited 2020 August 30]. DOI: https://doi.org/10.2767/620480. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/308927565_Measuring_skills_mismatch. (accessed 18 December 2020).

23. Asmolov A.G., Shechter E.D., Chernorizov A.M. Preadaptation to uncertainty: unpredictable routes of evolution. Moscow, Akropol Publ., 2018, 24 p. (In Russ).

24. Auzan A. The Future of the Russian economy. Moscow, Eksmo Publ., 2020. 160 p. (In Russ).

25. Shcherbina E.Yu., Kislov A.G. To pedagogy of the digital divide era. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda = Vocational education and the labor market, 2020, no. 1, pp. 49-59 (In Russ).

26. Green Francis. Skills Demand, Training and Skills Mismatch: A Review of Key Con-cepts, Theory and Evidence. August 2016 [cited 2020 August 30]. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/

system/uploads/attachment_data/file/571667/ER4_Skills_Demand_Training_and_Skills_Mismatch_A_Review_

of_Key_Concepts_Theory_and_Evidence.pdf. (accessed 18 December 2020).

27. Nikolis G., Prigozhin I. Cognition of the complex. Moscow, Editorial URSS Pub., 2003, 326 p. (In Russ).

28. Asmolov A. G. Preadaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution. Voprosy psihologii = Voprosy Psychologii, 2017, no. 4, pp. 3-26. (In Russ).

29. Postalyuk N. Yu., Prudnikova V. A. Criteria for orientation of regional systems of professional education to the needs of the economy and social sphere. Ekonomicheskoe razvitie Rossii = Russian Economic Developments, 2020, vol. 27(4), pp. 45-55 (In Russ).

30. Information and analytical materials on the results of monitoring the quality of training. [cited 2020 August 30] Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=spo (accessed 18 December 2020). (In Russ).

31. Evolution of financing of the SPO system: on the way to public-private partnership. I.V. Abankina, F.F. Dudyrev, I.D. Frumin, I.V. Shabalin; National Research University "Higher School of Economics", Institute of education, Modern Analytics of education. 28(16). Moscow, HSE Publ., 2017 (In Russ).

Информация об авторах Алашеев Сергей Юрьевич

(Россия, Самара) Старший научный сотрудник Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Самарский филиал) ORCID ID: 0000-0002-6902-1323 ResearcherID: T-9049-2018 Scopus ID:7801622326 E-mail: alasheev-sy@ranepa.ru

Кутейницына Татьяна Григорьевна

(Россия, Самара) Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Самарский филиал) ORCID ID: 0000-0003-1476-6878

Scopus ID: 57195361137 E-mail: kuteynitsyna-tg@ranepa.ru

Посталюк Наталья Юрьевна

(Россия, Самара) Профессор, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Самарский филиал) ORCID ID: 0000-0001-5254-5449

Scopus ID: 57210863029 E-mail: postalyuk-ny@ranepa.ru

Прудникова Виктория Аркадьевна

(Россия, Самара) Доцент, кандидат педагогических наук, директор Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Самарский филиал) ORCID ID: 0000-0002-1943-5819

Scopus ID: 57195358353 E-mail: prudnikova-va@ranepa.ru

Information about the authors

Sergey Yu. Alasheev

(Russia, Samara) Senior Researcher The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Samara Branch) ORCID ID: 0000-0002-6902-1323 ResearcherID: T-9049-2018 Scopus ID:7801622326 E-mail: alasheev-sy@ranepa.ru

Tatiana G. Kuteinitsyna

(Russia, Samara) PhD in Sociological Sciences, Leading Research Fellow The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Samara Branch) ORCID ID: 0000-0003-1476-6878

Scopus ID:57195361137 E-mail: kuteynitsyna-tg@ranepa.ru

Natalya Yu. Postalyuk

(Russia, Samara) Professor, Doctor of Pedagogy, Chief Researcher The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Samara Branch) ORCID ID: 0000-0001-5254-5449

Scopus ID: 57210863029 E-mail: postalyuk-ny@ranepa.ru

Victoria A. Prudnikova

(Russia, Samara) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Director The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Samara Branch) ORCID ID: 0000-0002-1943-5819

Scopus ID: 57195358353 E-mail: prudnikova-va@ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.