Научная статья на тему 'СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич, Гарт Марина Арисовна

Отечественная система среднего профессионального образования (СПО), несмотря на декларируемый в последние годы рост её популярности, систематически критикуется за инерционность и отставание от технологических изменений в экономике и, как следствие, не удовлетворение её потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Количественное накопление негативных факторов диктует необходимость качественных структурных изменений в системе СПО. Намеченные ранее и не завершённые по настоящее время государственные программные мероприятия не дали положительных результатов в повышении эффективности её функционирования. Предлагаемый новый проект - «Профессионалитет», позиционируемый как новый уровень образования, может рассматриваться как возможность комплексной реструктуризации системы СПО России. На основе методов сравнительного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, контент-анализа сайтов учреждений СПО делается вывод о необходимости структурных изменений в системе СПО. Одним из основных результатов исследования стали анализ причин асинхронности функционирования системы СПО и кадровых потребностей предприятий, а также возможные варианты организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет». Практическая значимость исследований состоит в демонстрации возможностей ретроспективного, прогностического и сравнительного анализов в оценке деятельности учреждений СПО и трансформации их в другие образовательные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич, Гарт Марина Арисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: NECESSITY OF STRUCTURAL CHANGES

The domestic system of secondary vocational education (SPE), despite the declared growth in its popularity in recent years, is systematically criticized for inertia and lagging behind technological changes in the economy and, as a result, not meeting its need for qualified workers. The quantitative accumulation of negative factors dictates the need for qualitative structural changes in the STR system. The state program measures planned earlier and not completed to date have not yielded positive results in improving the efficiency of its functioning. The proposed new project - «Professionalism», positioned as a new level of education, can be considered as an opportunity for a comprehensive restructuring of the system of vocational education in Russia. Based on the methods of comparative and retrospective analysis of statistical data from Russian and international studies, content analysis of the websites of SPO institutions, a conclusion is made about the need for structural changes in the SPO system. One of the main results of the study was the analysis of the reasons for the asynchronous functioning of the SPO system and the personnel needs of enterprises, as well as possible options for organizing the educational process in vocational education institutions within the framework of the «Professionalism» project. The practical significance of the research is to demonstrate the possibilities of retrospective, prognostic and comparative analyses in assessing the activities of SPE institutions and their transformation into other educational systems.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

профессиональное образование

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 2. С. 131-138. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 131-138.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 377.5

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-131-138

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛьНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

необходимость структурных изменений

Листвин Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, alistvin.54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0445-3598

Гарт Марина Арисовна, кандидат педагогических наук, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, garmara@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-1825-3598

Аннотация. Отечественная система среднего профессионального образования (СПО), несмотря на декларируемый в последние годы рост её популярности, систематически критикуется за инерционность и отставание от технологических изменений в экономике и, как следствие, не удовлетворение её потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Количественное накопление негативных факторов диктует необходимость качественных структурных изменений в системе СПО. Намеченные ранее и не завершённые по настоящее время государственные программные мероприятия не дали положительных результатов в повышении эффективности её функционирования. Предлагаемый новый проект - «Профессионалитет», позиционируемый как новый уровень образования, может рассматриваться как возможность комплексной реструктуризации системы СПО России. На основе методов сравнительного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, контент-анализа сайтов учреждений СПО делается вывод о необходимости структурных изменений в системе СПО. Одним из основных результатов исследования стали анализ причин асинхронности функционирования системы СПО и кадровых потребностей предприятий, а также возможные варианты организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет». Практическая значимость исследований состоит в демонстрации возможностей ретроспективного, прогностического и сравнительного анализов в оценке деятельности учреждений СПО и трансформации их в другие образовательные системы.

Ключевые слова: профессионалитет, среднее профессиональное образование, профессиональное обучение, национальная система квалификаций.

Благодарность. Авторы статьи выражают благодарность департаменту труда и департаменту образования правительства Вологодской области за предоставленные аналитические материалы.

Для цитирования: Листвин А.А., Гарт М.А. Среднее профессиональное образование в России: необходимость структурных изменений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 131-138. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-131-138

Research Article

SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: NECESSITY OF STRUCTURAL CHANGES

Alexsander A. Listvin, Candidate of Pedagogical Sciences, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, alistvin.54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0445-3598

Merina A. Garth, Candidate of Pedagogical Sciences, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, garmara@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-1825-3598.

Abstract. The domestic system of secondary vocational education (SPE), despite the declared growth in its popularity in recent years, is systematically criticized for inertia and lagging behind technological changes in the economy and, as a result, not meeting its need for qualified workers. The quantitative accumulation of negative factors dictates the need for qualitative structural changes in the STR system. The state program measures planned earlier and not completed to date have not yielded positive results in improving the efficiency of its functioning. The proposed new project - «Professionalism», positioned as a new level of education, can be considered as an opportunity for a comprehensive restructuring of the system

© Листвин А.А., Гарт М.А., 2022

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 131

of vocational education in Russia. Based on the methods of comparative and retrospective analysis of statistical data from Russian and international studies, content analysis of the websites of SPO institutions, a conclusion is made about the need for structural changes in the SPO system. One of the main results of the study was the analysis of the reasons for the asynchronous functioning of the SPO system and the personnel needs of enterprises, as well as possible options for organizing the educational process in vocational education institutions within the framework of the «Professionalism» project. The practical significance of the research is to demonstrate the possibilities of retrospective, prognostic and comparative analyses in assessing the activities of SPE institutions and their transformation into other educational systems.

Key words: professional, secondary vocational education, vocational training, national qualification system.

Acknowledgments. The authors of the article express gratitude to the Department of Labor and the Department of Education of the Government of the Vologda Region for the analytical materials provided.

For citation: Listvin A.A., Garth M.A. Secondary vocational education in Russia: necessity of structural changes. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 131-138. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-131-138

В Российской Федерации (РФ) СПО занимает всё большую нишу и становится сопоставимо с высшим образованием [Блинов, Сергеев, Сатдыков: 4]. Однако на фоне этой положительной тенденции фиксируется устойчивое снижение подготовки квалифицированных рабочих. В этой ситуации вопрос о перспективах СПО становится ещё более актуальным. Вхождение России в число крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях высокотехнологичных предприятий - всё это предъявляет новые требования к кадровому потенциалу страны [Мирошин, Корнеев: 1]. С момента образования современной системы СПО прошло десятилетие. За этот период принято много государственных программ и инициатив по модернизации и структурным изменениям СПО с целью повышения его эффективности в обеспечении экономики квалифицированными кадрами, созданию гибкого механизма реагирования на запросы рынка труда [Листвин: 169]. Вместе с тем мониторинг рынка труда показывает отсутствие серьёзных институциональных изменений во взаимодействии СПО и работодателей, которых не удовлетворяет качество подготовки выпускников учреждений СПО, медленное реагирование на запросы рынка труда'. Количественное накопление негативных тенденций требует поиска эффективного механизма их решения. Принимаемые ранее на государственном уровне меры по повышению эффективности функционирования системы СПО не дали ожидаемого результата. В июле 2021 года Правительством России инициирован федеральный государственный проект «Профессионалитет», предусматривающий необходимость структурных изменений в СПО2. Проект призван обеспечить возможность формирования гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей скорости технологиза-ции отраслей экономики. Согласно исследованию, проведённому экспертами Всемирного экономического форума в 2020 году, развитые экономики уже сегодня сталкиваются с возрастающим дефицитом профессионалов, работающих в высокотехнологич-

ных отраслях [Cedefop: 1]. В публикациях последних лет особо отмечается значимость взаимодействия учреждений СПО с предприятиями-работодателями [Блинов, Сатдыков, Селиверстова: 41]. Например, системные отличия институтов и механизмов взаимодействия в Австрии, Германии, Швейцарии и других странах с либеральным устройством рынка труда, куда входит и Россия, не позволяет имплементиро-вать широко распространенную там дуальную модель обучения [Hannelore, Yesenina: 46] и программы ученичества [Вишневская: 5]. Предприятия готовы взаимодействовать с профессиональными образовательными организациями, только если это будет экономически выгодно [Stevens: 556]. В исследованиях последних лет даётся сравнительная оценка уровня взаимодействия предприятий и ПОО в России на современном этапе с показателями зарубежных стран и отмечается более низкий уровень инвестиций со стороны предприятий в развитие человеческого капитала [Блинов, Сатдыков, Селиверстова: 64]. Рассматриваются проблемы трансформации, применяемой в развитых странах организационно-управленческой модели индикативного управления в условиях отечественных региональных систем СПО и рынков труда [Алашеев, Кутейницына, Посталюк, Прудникова: 49]. Набирает силу мнение, что сегодня необходимы гибкие профессиональные программы на основе общих, рамочных стандартов, которые могут быть оперативно адаптированы к запросам работодателя с помощью конструктора необходимых компетенций. Сравнительный анализ документов Международной организации труда [Работать: 69] в области развития человеческих ресурсов с действующими нормативными документами в сфере отечественного профессионального образования показал согласованную позицию в применении определенных стратегий достижения целей в области подготовки кадров3. Вместе с тем реальная ситуация существенно отличается от декларированных намерений государственной политики в области профессионального образования [Баканова, Капустина: 52]. Статистические дан-

ные свидетельствуют о снижении финансирования сферы образования4.

Ретроспективный анализ показывает, что смена технологического уклада всегда сопровождается существенными изменениями в структуре и содержании профессионального образования и сопровождается отмиранием одних профессий и зарождением новых [Паршин, Круглов: 1]. В силу своей консервативности система СПО не успевает за технологическими изменениями производства и рефлекторно ищет пути и механизмы решения проблем, поэтому проект «Профессионалитет» гипотетически можно рассматривать как очередную попытку решения традиционной системной проблемы. Внутренние проблемы системы СПО только нарастают. Так, контент-анализ сайтов учреждений СПО Вологодской области свидетельствует о традиционной организации образовательного процесса, сложившегося с момента объединения начального профессионального и среднего специального образования: в рамках одного учебного заведения реализуются два различных по своей сути образовательных процесса. С 2005 года, после передачи учреждений НПО в ведение регионов, начинается процесс слияния учреждений НПО и СПО и оптимизации их численности. Если в 1980 году функционировало 4 045 профтехучилищ и 2 505 техникумов с контингентом обучающихся соответственно 1,947 млн и 2,64 млн человек, то в настоящее время в России действует 3 601 учреждение СПО с контингентом 3,12 млн человек, из которых обучается по программам подготовки квалифицированных рабочих 0,53 млн человек5. Несложно проследить по статистическим данным, что тенденция снижения подготовки по программам квалифицированных рабочих сохраняется, несмотря на рост потребности рабочих кадров в промышленности. В 2000 году на 10 тыс. человек населения страны данный вид подготовки охватывал 115 человек, в 2020 году -23 человека. Причина этой тенденции - техническое перевооружение и рост наукоёмкости производств, для работы в которых современному рабочему необходим более высокий уровень образования. Профессиональная трудовая деятельность становится более многозадачной, сложно выделить стандартизированный комплекс профессиональных компетенций, каждое рабочее место требует своего-набора в зависимости от производственных задач и трудовых функций. Таким образом, трудовой процесс является основным содержанием профессионального обучения, а естественно-научные, научно-технические и технико-экономические основы процесса становятся содержанием преимущественно теоретического обучения. Такая организация профессионального обучения была возможна при наличии тесной взаимосвязи с базовыми предприятиями, статус которых определялся поста-

новлением Совета Министров СССР6. Отсюда правомерен вопрос о необходимости пересмотра границ и задач уровней профессионального образования и установления его новой структуры. В РФ на протяжении последних десятилетий партнерские отношения между учреждениями СПО и предприятиями выстраиваются либо путём спонтанной самоорганизации, или целенаправленно в форме государственных проектов [Блинов, Сатдыков, Селиверстова: 65]. Основной целью во всех проектах определяется модернизация СПО, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных образовательных программ с учетом региональных потребностей. С целью построения региональной модели подготовки кадров в 2016 году в 20 субъектах РФ стартовал проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста»7 (Стандарт), позволяющий выстроить в субъекте РФ систему управления процессом подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов и передовых технологий.

Именно на современном этапе технологического перевооружения отечественной экономики появляется возможность структурного обновления уровня СПО с учётом лучших практик и традиции системы НПО. Необходимость этого диктуется осознанием проблемы систематического дефицита квалифицированных рабочих в системных для отечественной экономики отраслях, в понимании механизмов её решения.

Проанализируем основные параметры действующих ФГОС, предложенных для обсуждения по проекту «Профессионалитет» и учебных планов подготовки квалифицированных рабочих системы профессионально-технического образования (1984 года)8 (табл. 1). Данные показывают, что доля практической подготовки существенно сократилась после объединения учреждений НПО и ССУЗ. Исходя из анализа проекта «Профессионалитет», можно предположить, что оптимизация сети учреждений СПО продолжится путём их слияния и укрупнения, создания на базе передовых колледжей отраслевых кластеров. Очевидно, что подготовка квалифицированных рабочих кадров по массовым профессиям отраслей реального сектора экономики охватит в большей степени выпускников 9-х классов общеобразовательной школы и будет соответствовать дескрипторам 3-4-го уровней национальной рамки квалификаций, а по высокотехнологичным профессиям - выпускников 11-х классов с подготовкой 5-го уровня национальной системы квалификаций [22]. С учётом наметившейся в последние годы тенденции перераспределения потоков, поступающей для продолжения образования молодёжи в пользу системы СПО, программе «Профессионалитет» необхо-

Таблица 1

Анализ основных параметров программ профессиональной подготовки

Параметры ФГОС СПО проект 2021 г. ФГОС СПО 2018 г. Сборник учебных планов и программ 1984 г. «Подготовка квалифицированных рабочих»

ППКР(С) ппссз ППКР(С) ппссз

Срок обучения:

- на базе основного общего образования 1 г. 10 мес. 2 г. 10 мес. 2 г. 10 мес. 3 г. 10 мес. 3 г.

- на базе среднего общего образования 10 мес. 1 г. 10 мес. 10 мес. 2 г. 10 мес. 1 г.

Общий объем образовательной программы (час.):

- на базе основного общего образования 2 952 4 428 4 428 5 940 (Б) 4 946

- на базе среднего общего образования 1 476 2 952 1 476 4 464 (Б) 1 776

Практическое обучение (час.):

- на базе основного общего образования 540 432 1404 576 1 878

- на базе среднего общего образования 540 432 1080 288 1 070

Примечание. ППКР(С) - программа подготовки квалифицированных рабочих (служащих); ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена.

Таблица 2

Приём и выпуск обучающихся учреждениями СПО Вологодской области

Год 2018 2019 2020 2021

Количество бюджетных мест (чел.) 5 920 6 125 6 300 7 060

Количество выпускников (чел.) 4 411 4 400 4 326 5 200

димо подтвердить свою действенность и жизнеспособность - в этом случае открывается возможность кардинальных изменений не только структуры СПО, но и профессионального образования в целом.

Исходя из анализа представленных для обсуждения проектов ФГОС СПО в рамках программы «Профессионалитет» следует, что на освоение общепрофессиональных и профессиональных модулей на базе основной общеобразовательной школы отводится 1 152 часа, из которых на практику должно выделяться не менее 540 часов учебного времени за весь период обучения. Таким образом, на освоение программы среднего общего образования проект отводит 1 800 часов, что примерно на 700 часов меньше норматива ФГОС среднего общего образования, выполнение которого является обязательным условием проекта. Очевидно, что такие задачи выполнимы на основе профилирования общеобразовательной подготовки и индивидуализации профессионального обучения под конкретное рабочее место. Основной тренд поиска эффективных решений видится в налаживании механизма взаимоотношений учреждений СПО и предприятий-работодателей на региональном уровне, учёта в целом государственной потребности в кадрах отраслей отечественной экономики, оперативном и гибком реагировании на эти потребности. Рассмотрим в качестве примера конкретный регион -Вологодскую область. По прогнозу департамента труда правительства Вологодской области к 2027 году ожидается снижение общей потребности занятых

трудовых ресурсов в экономике региона на 3,8 %. Сохранится на одном уровне занятость в металлургии, сельском хозяйстве, деревообработке, электроэнергетике, сфере образования и здравоохранения. Виды деятельности в этих отраслях испытывают и большую потребность в воспроизводстве квалифицированных рабочих кадров, и формируют основные требования рынку труда и образовательной системе области. В последние годы региональные власти увеличивают количество бюджетных мест для поступления в учреждения СПО области (табл. 2).

Например, в приёмную компанию 2021 года на наиболее востребованные направления конкурс составлял от 5 до 15 человек на бюджетное место. Вместе с тем очевидны проблемы с набором по профессиям, востребованным региональной экономикой, но менее популярных у абитуриентов (табл. 3). Данные департамента труда региона показывают, что спрос на квалифицированные рабочие кадры в этих отраслях является устойчивым и представляет собой простое их воспроизводство. Неудовлетворённый спрос инициирует со стороны предприятий-работодателей увеличение целевого набора абитуриентов, а учебные заведения - организацию обучения по индивидуальным учебным планам и программам.

Например, структура ежегодного заказа на подготовку кадров для ПАО «Северсталь» включает в себя специалистов по направлению «Металлургия чёрных металлов» - 25 человек, а по профессиям рабочих - 207 человек. ПАО «Фосагро» - в спе-

Таблица 3

Социальный (государственный) заказ на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием (в том числе по рабочим профессиям) на 2022 год

Наименование направлений подготовки Социальный заказ, чел.

Всего По профессиям рабочих

Техника и технология строительства 635 185

Электро- и теплоэнергетика 373 156

Машиностроение 1 578 652

Химические технологии 132 112

Промышленные биотехнологии 340 250

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 631 267

Чёрная металлургия 435 305

циалистах по направлению «Химические технологии неорганических веществ» - 20 человек, на работников квалифицированного труда - 112 человек. Аналогичная ситуация и в других отраслях региональной экономики. В общей потребности доля специалистов с высшим образованием с 32 % в 2018 году возрастёт до 34 % к 2027 году. Доля выпускников СПО - с 47 % в 2018 году до 50 % к 2027 году. Снизится доля работников неквалифицированного труда с 21 % до 16 % к 2027 году. Таким образом, в настоящий момент, с одной стороны, наблюдаются серьёзные технологические изменения во многих отраслях экономики региона, связанные с внедрением новой техники, организацией и управлением производством, а с другой - традиционная, не поспевающая за технологическими изменениями система профессионального образования, включая учреждения СПО. Также очевидно, что потребность в специалистах с высшим образованием растёт незначительными темпами, а со средним профессиональным - более высокими темпами. При этом в структуре СПО более востребованы квалифицированные рабочие (служащие).

Результаты проведённого исследования показывают совокупность проблем в сфере профессионального образования, требующих решений, как в структуре и содержании СПО, так и в определении его статуса в Национальной системе квалификаций (НСК) [Формирование: 39]. Налицо проявление разнонаправлен-

ных трендов. С одной стороны, есть дефицит кадров, с другой - требования к квалификации соискателей повышаются. Средний возраст трудоспособного населения растёт, сроки актуальности квалификаций уменьшаются, поэтому оптимизация сроков обучения молодёжи в СПО и интенсификация процесса подготовки квалифицированных кадров сегодня являются необходимостью. Реализация программы «Профес-сионалитет» открывает возможность существенных структурных изменений в СПО, как его содержательного аспекта, так и системы управления им. Можно спрогнозировать варианты изменений относительно рассмотренных выше моделей интенсификации. При этом целесообразно использовать отечественный и зарубежный практический опыт подготовки квалифицированных рабочих [ВагАей: 7] и специалистов среднего звена в профессиональных лицеях на основе многоуровневой организации образовательного процесса по широко интегрированным профессиям [Беляева: 63], осуществлявшийся в 90-х годах XX века [Листвин 2014: 71].

1-й вариант. Профессиональное обучение навыкам выполнения комплекса трудовых функций производственного участка предприятия на основе наставничества. Освоение общепрофессиональных и профессиональных модулей на базе среднего общего образования. Срок обучения - до 10 месяцев. На базе основного общего образования - 1 год 10 месяцев с из-

Высшее Магистратура Специалитет -» 7

образование Академический Прикладной -специалист 6

среднего звена 5

Бакалавриат

Среднее профессиональное образование Профессионалитет. Срок обучения: от 10 мес. до 2 г. 10 мес. -* 4

ж 2

Профессиональное Ученичество. / Уровни

обучение Срок обучения: 2-6 месяцев квалификации

Рис. 1. Взаимосвязь структуры профессионального образования и национальной системы квалификаций

учением профильных общеобразовательных предметов, что будет соответствовать 2-3-му уровням НСК.

2-й вариант. Среднее профессиональное образование по направлению подготовки на основе ступенчатой, уровневой системы обучения с последовательным освоением квалификаций по схеме «рабочий - техник (технолог)». На базе среднего общего образования срок обучения 1 год 10 месяцев. На базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев. Что будет соответствовать 4 уровню НСК.

3-й вариант заключается в передаче подготовки специалистов среднего звена прикладному бакалавриату, то есть системе высшего образования. В этом случае речь идёт о структурных изменениях и в системе высшего образования, а СПО надо рассматривать как вид профильного среднего образования. Выпускнику учреждения СПО (профессионалитета) открывается возможность обучения соответствующему виду профессиональной деятельности по программе прикладного бакалавриата, а затем специалитета (рис. 1).

Программа «Профессионалитет» предполагает формирование навыков выполнения трудовых функций на конкретном рабочем месте предприятия, а оптимизация и интенсификация процесса обучения обеспечивается освоением общепрофессионального и профессионального (специального) блоков учебных дисциплин (модулей), что требует активного участия предприятий-работодателей в организации ученичества, наставничества, создания соответствующей образовательной среды и подготовки инструкторов производственного обучения. Это реально при активном участии государства и, прежде всего, при условии обеспечения соответствующей нормативно-правовой базы, изменении структуры учебного года в СПО и финансировании. Дальнейшее расширение в реализации проекта открывает возможности для институциональных изменений в структуре системы СПО, её управлении, содержании образования и организации образовательного процесса. В частности, статью 68 «Закона об образовании в РФ» изложить в редакции: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального и культурного развития человека, его профессионального становления и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».

Примечания

1 О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году: информационный бюллетень. Москва, 2020. 39 с. URL: https://monitoring. miccedu. ru/i am/ 2020/_sp0/bulletin_SP0_RF_2020.pdf

2 О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет». URL: https://www.informio.ru/update/ wuz/49333 (дата обращения: 19.10.21).

3 Согласование стратегических целей и индикаторов профессиональной подготовки кадров: обзорный технический доклад. URL: http://ilo.org/skills/projects/ g20ts/WCMS_616317/lang--en/index.htm

4 Показатели статистики образования в России с 1980 по 2019 год. URL: https://infotables.ru/statistika/72-obrazovame-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya

5 Россия в цифрах. 2020: крат. стат. сб. // Росстат. М. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ GOyirKPV

6 Положение о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища: постановление Совета министров СССР от 22.02.1985 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901770753 (дата обращения: 04.11.21).

7 Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования. URL: https://zinref. ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/006doklad_Rossii_ obrazovan_2019/000.htm

8 Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в технических и профессионально-технических училищах: профессия - подручный сталевара широкого профиля. М.: ВНМЦ ПТО, 1984. 84 с.

Список литературы

Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Управленческая фокусировка региональной системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития // Образование и наука. Т. 23, № 10. 2021. С. 44-77. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-44-77

Баканова И.Г., Капустина Л.В. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2022. № 4. С. 50-64. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-110223 (дата обращения: 12.05.2022).

Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. СПб., 2002. 240 с.

Блинов В.И., Сатдыков А.И., Селиверстова И.В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. Т. 23, № 7. 2021. С. 4171. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блинов В.И., Сергеев И.С., Сатдыков А.И. и др. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Фе-

дерации до 2035 года. М., 2021. 73 с. URL: http://firo. ranepa.ru/files/docs/spo/scenarii_razvitiya_spo/part1.pdf Вишневская Н.Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 5-29. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-5-29

Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: организация образовательного процесса // Образование и наука. 2014. № 7. С. 64-74. URL: https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7

Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: кризис реформ // Вестник ЧГУ 2019. № 3. С. 169-177. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-18

Мирошин Д.Г., Корнеев К.В. Профессиональное образование в России в условиях перехода к шестому технологическому укладу в экономике. URL: https:// izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik (дата обращения: 18.05.22).

Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues

Работать ради лучшего будущего: Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда. Международное бюро труда. Женева, 2019. 88 с. URL: https:// mtrud.rk.gov.ru/ru/document/show/2270 (дата обращения: 14.05.2022).

Формирование Национальной системы квалификаций: сборник нормативных документов. М., 2014. 72 с.

Bartlett B. Effectiveness of vocational education in ensuring equity and professional mobility among young people. Economic Annals, 2009, vol. 54, iss. 180, pp. 7-39. URL: http://ea.ekof.bg.ac.RS/PDF/180/1-1.pdf.

Cedefop. Skills forecast 2020: Germany. Cedefop skills forecast. URL: https://www.cedefop.europa.eu/ en/publications-and-resources/country-reports/germany-2020-skills-forecast (дата обращения: 14.05.22).

Hannelore K., Yesenina E.Yu. "An old lady in a very modern interaction in Germany and in the World". Education and Science, 2015, № 8, рр. 34-49. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-8-34-49.

Kuczera M. Incentives for Apprenticeships. OECD Educational Works, Net. 152, OECD Publishing House, Paris, 2017, 50 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ education/incentives-for-apprentIceShip_55bb556d-en

Lafontaine F., Slade M. Vertical integration and corporate boundaries: evidence. Journal of Economic Literature, 2007, vol. 45, № 3, рр. 629-685. URL: https:// www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/jel.45.3.629 (дата обращения: 21.10.21).

Mohrenweiser J., Zwick T. Why do firms train students? The puzzle with net worth revised. Labor economics, 2009, № 16(5), pp. 631-637. URL: http://kops.

Uni-kostanz.de/bitstream/handle/123456789/1212124/ mohrenweiser_zwick_2008.pdfishence=1

Wolter S.C., Muehlemann S., Schweri J. Why some firms teach apprentices and many others do not. German economic review, 2006, № 7 (3), pp. 249-264. URL: https://www.econstor.eu/handle/10419/20152

References

Alasheev S.Yu., Kuteynitsyna T.G., Postalyuk N.Yu., Prudnikova VA. Upravlencheskaja fokusirovka regional'-noj sistemy professional'nogo obrazovanija na potrebnos-ti social'no-jekonomicheskogo razvitija [Managerial focus of the regional vocational education system on the needs of socio-economic development]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], vol. 23, No 10, 2021, pp. 44-77. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-44-77

Bakanova I.G., Kapustina L.V. Vyzovy sovremennoj sisteme srednego professional'nogo obrazovanija i puti ih reshenija [Challenges to the modern system of secondary vocational education and ways to solve them]. Kon-cept: nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2022, No 4, pp. 50-64. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-110223 (access date: 12.05.2022)

Belyaeva A.P. Integrativnaja teorija i praktika mno-gourovnevogo nepre-ryvnogo professional'nogo obrazovanija [Integrative theory and practice of multilevel continuing professional education]. St. Petersburg, 2002, 240 p.

Blinov V.I., Satdykov A.I., Seliverstova I.V. Aktual'-noe sostojanie vzaimodejstvija professional'nyh obrazo-vatel'nyh organizacij i predprijatij [The actual state of interaction between professional educational organizations and enterprises]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2021, vol. 23, No 7, pp. 41-71. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70

Blinov VI., Sergeev I.S., Satdykov A.I., etc. Struktu-ra i parametry scenariev razvitija srednego professional'nogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii do 2035 goda [Structure and parameters of scenarios for the development of secondary vocational education in the Russian Federation until 2035]. Moscow, 2021, 73 p. URL: http://firo.ranepa.ru/files / docs/spo/ scenarii_raz-vitiya_spo/part1.pdf

Vishnevskaya N.T. Modeli pervichnojprofessional'noj podgotovki v so-vremennyh jekonomikah [Models of primary vocational training in modern economies]. Vo -prosy obrazovanija [Questions of Education], No 4, 2010, pp. 5-29. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-5-29

Listvin A.A. Srednee professional'noe obrazovanie: organizacija ob-razovatel'nogo processa [Secondary vocational education: organization of the educational process]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2014, No 7, pp. 64-74. URL: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2014-7

Listvin A.A. Srednee professional'noe obrazovanie: krizis reform [Secondary vocational education: the crisis of reforms]. Vestnik ChGU [Bulletin of ChSU], 2019, No 3, pp. 169-177. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-18

Miroshin D.G., Korneev K.V. Professional'noe obrazovanie v Rossii v uslovijah perehoda k shestomu tehno-logicheskomu ukladu v jekonomike [Vocational education in Russia in the conditions of transition to the sixth technological order in the economy]. URL: https://izron. ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogi-ki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik

Parshin M.A., Kruglov D.A. Perehod Rossii k shestomu tehnologicheskomu ukladu: vozmozhnosti i riski [Russia's Transition to the sixth technological order: opportunities and risks]. Sovremennye nauchnye issledo-vanija i innovacii [Modern scientific research and innovation], 2014, No 5. URL: http://web.snauka.ru/issues

Rabotat' radi luchshego budushhego: Global'naja komissija po voprosam bu-dushhego sfery truda. Mezh-dunarodnoe bjuro truda [Working for a better Future: The Global Commission on the Future of the World of Work. International Labour Office]. Geneva, 2019, 88 p. URL: https://mtrud.rk.gov.ru/ru/document/show/2270

Formirovanie Nacional'noj sistemy kvalifikacij: sbornik normativnyh dokumentov [Formation of the National qualifications system: a collection of normative documents]. Moscow, 2014, 72 p.

Статья поступила в редакцию 28.04.2022; одобрена после рецензирования 20.08.2022; принята к публикации 20.08.2022.

The article was submitted 28.04.2022; approved after reviewing 20.08.2022; accepted for publication 20.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.