Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ КАК МЕХАНИЗМ СИНХРОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА'

ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ КАК МЕХАНИЗМ СИНХРОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1206
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНСТИТУТ УЧЕНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин А.А., Гарт М.А.

Вторы статьи рассматривают проблему кадрового обеспечения отраслей экономики на основе взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и работодателей. Констатируется тот факт, что система институциональных и экономических условий, позволяющая задействовать предприятия в подготовке квалифицированных кадров по их потребностям, на настоящий момент не сформирована. Поиск эффективного механизма синхронизации возможностей среднего профессионального образования и потребностей рынка труда обусловил появление такого проекта, как «Профессионалитет». В статье рассматриваются его содержание, необходимость и условия реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALITET (VOCATIONALITY) AS A MECHANISM FOR SYNCHRONIZING SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM AND LABOUR MARKET

The authors consider the staffing problem in sectors of the economy based on the interaction of secondary vocational education institutions and employers. It is noted that a system of institutional and economic conditions has not yet been established to attract enterprises to train qualified personnel for their needs. The search for an effective mechanism for synchronizing the capabilities of the secondary vocational education system and the needs of the labor market has resulted in the development of the project - “Professionalitet (vocationality)”. The article assesses its necessity, conditions and possibilities of implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ КАК МЕХАНИЗМ СИНХРОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1 (106). С. 177-187. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 1 (106), pp. 177-187.

Научная статья УДК 337.12

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-1-106-15

Профессионалитет как механизм синхронизации системы среднего профессионального образования и рынка труда

Александр Анатольевич Листвин1н, Марина Аарисовна Гарт2

1 2Череповецкий государственный университет,

Череповец, Россия,

1aHstvm.54@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-0445-3598 2garmara@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-2664-4843

Аннотация. Авторы статьи рассматривают проблему кадрового обеспечения отраслей экономики на основе взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и работодателей. Констатируется тот факт, что система институциональных и экономических условий, позволяющая задействовать предприятия в подготовке квалифицированных кадров по их потребностям, на настоящий момент не сформирована. Поиск эффективного механизма синхронизации возможностей среднего профессионального образования и потребностей рынка труда обусловил появление такого проекта, как «Профессионалитет». В статье рассматриваются его содержание, необходимость и условия реализации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, производственное обучение, профессиональное обучение, модели интенсификации обучения, институт ученичества

Благодарность. Статья подготовлена с использованием материалов Аналитического центра при Правительстве РФ и Министерства просвещения РФ.

Для цитирования: Листвин А. А., Гарт М. А. Профессионалитет как механизм синхронизации системы среднего профессионального образования и рынка труда // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1 (106). С. 177-187. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-1-106-15.

Professionalitet (vocationally) as a mechanism for synchronizing secondary vocational education system and labour market

Alexander A. Listvin1H, Marina A. Garth2

1 2Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, 1alistvm.54@maiLruH, https://orcid.org/0000-0002-0445-3598 2garmara@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-2664-4843

Abstract. The authors consider the staffing problem in sectors of the economy based on the interaction of secondary vocational education institutions and employers. It is noted that a system of institutional and economic conditions has not yet been established to attract enterprises to train qualified personnel for their needs. The search for an effective mechanism for synchronizing the capabilities of the secondary vocational education system and the needs of the labor market has

1 Листвин А. А., Гарт М. А., 2022

ISSN 1994-0637 (print)

resulted in the development of the project - "Professionalitet (vocationality)". The article assesses its necessity, conditions and possibilities of implementation.

Keywords: secondary vocational education, industrial training, vocational training, models of training intensification, apprenticeship institute

Acknowledgments. The article was prepared using the materials of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation.

For citation: Listvin A. A., Garth M. A. Professionalitet (vocationality) as a mechanism for synchronizing secondary vocational education system and labour market. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 1 (106), pp. 177-187. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-1-106-15.

Введение

В течение десятилетнего периода функционирования системы среднего профессионального образования (далее - СПО) на уровне государственных программ принято множество инициатив по реформированию, модернизации, структурным изменениям системы СПО с целью повышения ее эффективности по обеспечению различных отраслей экономики квалифицированными кадрами рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, созданию гибкого механизма реагирования на запросы рынка труда. Основными направлениями государственной политики в этой области являются оптимизация численности учреждений СПО, разработка федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС СПО), совершенствование перечня профессий рабочих (служащих) и специальностей СПО, накопление практического опыта взаимодействия учреждений СПО с работодателями по совместной реализации профессиональных образовательных программ. Особое внимание уделяется таким проектам, как «Молодые профессионалы» и «Амбиликс». Мониторинг рынка труда показывает отсутствие серьезных институциональных изменений во взаимодействии системы СПО и работодателей, которых не удовлетворяет уровень знаний, умений и навыков выпускников, особенно профессионально-квалификационная структура направлений подготовки в учреждениях СПО, а также медленное реагирование на запросы рынка труда1. В результате в июле 2021 г. было инициировано создание федерального проекта «Профессионалитет», призванного реализовать экспериментальные образовательные программы в сфере профессионального обучения. Данная инициатива продиктована необходимостью серьезных структурных изменений в системе СПО.

Основная часть

Отечественная система СПО имеет более чем 150-летнюю историю. Она сформировалась из двух прежде независимых (до начала XXI в.) ветвей: профессионально-технической (в последующем она трансформировалась в начальное профессиональное образование (далее - НПО)), где основным типом образовательной организации являлось среднее профтехучилище, и ветви среднего специального образова-

1 О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году. Информационный бюллетень. Москва: МИРЭА - Российский технологический университет, 2020. 39 с. URL: https://goo.su/9n9U (дата обращения: 23.09.2021).

образования и рынка труда

ния, реализующего свою деятельность в рамках такого учебного заведения, как техникум. После передачи учреждений НПО в ведение регионов (в 2005 г.) начался процесс слияния образовательных организаций НПО и СПО в единую систему и постепенно оптимизировалось их количество. Если в 1980 г. в СССР функционировало 4045 профтехучилищ и 2505 техникумов с численностью обучающихся 1,947 млн и 2,64 млн чел. соответственно, то в 2013 г. - 1271 организация НПО, где обучались 0,774 млн чел., 2709 учреждений СПО с контингентом 1,98 млн чел.1 На сегодняшний день в России действует 3601 учреждение СПО с общей численностью студентов 3,12 млн чел., из которых программы подготовки квалифицированных рабочих осваивают 0,53 млн. чел.2 Согласно открытым статистическим данным, тенденция к снижению количества обучающихся, получающих профессию рабочего (служащего), сохраняется, несмотря на рост потребности промышленности в квалифицированных рабочих кадрах. Так, в 2000 г. данный вид подготовки был осуществлен в объеме 115 чел. на 10 тыс. чел. населения страны, в 2010 г. - 70 чел., в 2015 г. -50 чел., а в 2020 г. - 23 чел. соответственно. Причина такой тенденции - техническое переоснащение и рост наукоемкости многих производств; появление технологий и оборудования, для работы на котором современному рабочему необходим более высокий уровень образования.

Требования, соответствующие квалификации «техник», становятся минимальным условием для того, чтобы занять должность рабочего. Переход предприятий к новому технологическому укладу способствует интенсивному развитию отраслей и профессий: меняется не только привычная профессионально-квалификационная структура производств, но и сложившееся содержание труда в квалификациях (вызывает трудность разделение трудовой деятельности на привычные специальности и профессии). Работа в таких условиях становится более многозадачной, представляется достаточной сложным создание стандартизированного комплекса профессиональных компетенций, поскольку каждое рабочее место требует своего набора компетенций в зависимости от производственных задач и трудовых функций. Таким образом, прежний методологический подход к решению учебных задач с учетом уровней профессионального образования (НПО - стереотипных, СПО - диагностических, вуз - творческих) претерпевает существенные изменения.

С момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» созданная система СПО приняла организацию образовательного процесса, существовавшую в сфере среднего специального образования. По мере оптимизации численности учебных заведений среднего звена профессионального образования снижается объем набора абитуриентов по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и, соответственно, сокращается штат мастеров производственного обучения. На сегодняшний день понятие «производственное

1 Показатели статистики образования в России с 1980 по 2019 год. URL: https://infotables.ru/statistika/72-obrazovanie-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya (дата обращения: 23.09.2021).

2 Россия в цифрах. 2020. Москва: Буки Веди, 2020. 550 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/Rus_2020.pdf (дата обращения: 23.09.2021).

обучение» практически исчезло из лексикона педагогических работников учреждений СПО. Однако именно производственное обучение является важным этапом и составной частью содержания профессионального образования, практической подготовкой обучающихся к определенному виду деятельности в профессии1. Его главная цель заключается в постепенном, поэтапном формировании профессионального мастерства студентов в течение всего периода обучения. Основу производственного обучения при подготовке квалифицированных рабочих в системе НПО составлял производительный труд, содержание которого обусловливали законы профессиональной педагогики, характер и содержание труда рабочих соответствующего профиля и уровня квалификации. Следовательно, трудовой процесс представляет собой базу производственного обучения, а его естественнонаучные, научно-технические и технико-экономические основы становятся содержанием преимущественно теоретического обучения2. Так, организация производственного обучения в мастерских профессиональных училищ и лицеев в 80-90-е годы ХХ века имела в основе производительный труд и выпуск полезной продукции. Например, в профессиональном лицее № 2 имени академика И. П. Бардина г. Череповца Вологодской области выпускались точильно-шлифовальные станки модели 332А, настольные сверлильные станки модели МС-112, металлические кессоны, гаражи, печи, дверные блоки; выполнялись заказы предприятий и населения по изготовлению изделий, металлообработке и т. п.

Производственное обучение, основанное на операционно-комплексной системе, позволяло обучающемуся за 1,5-2 года последовательно освоить простые и комплексные операции, виды работ по профессии; постичь этапы производственных и технологических процессов; понять особенности трудовых отношений. Такая организация профессионального обучения возможна при наличии тесной взаимосвязи с базовыми предприятиями, статус которых определялся постановлением Совета Министров СССР3. Базовое предприятие оказывало помощь в пополнении и укреплении учебно-материальной базы образовательных учреждений, проведении их ежегодных ремонтов, благоустройстве территорий. Данный вид затрат предприятие включало в себестоимость своей продукции. Например, Череповецкий металлургический комбинат (сейчас ПАО «Северсталь») являлся базовым предприятием профессионального лицея № 2 имени академика И. П. Бардина, профтехучилищ № 27 и № 34 и металлургического техникума, готовивших для него квалифицированные кадры. Комбинат оказывал существенную материальную и социальную поддержку работникам

1 Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под редакцией С. Я. Батышева. Москва: Российская академия образования; Профессиональное образование, 1998. URL: https://goo.su/LQy (дата обращения: 23.09.2021).

2 Беляева А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербург: Институт профтехобразования РАО, 2002. 239 с.

3 Постановление Совета Министров СССР от 22.02.1985 г. № 178 «Об утверждении Положения о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища» (с изменениями на 30 декабря 1988 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/901770753 (дата обращения: 23.09.2021).

образования и рынка труда

учебных заведений. При численности работников, составляющей 55 тыс. чел., и среднегодовой естественной текучести кадров, приблизительно равной 5 %, предприятию ежегодно требовалось 2-2,5 тыс. новых рабочих, что в основном обеспечивалось указанными учебными заведениями. Проводимая ежегодная проверка трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений показывала результат на уровне 82-85 % по основным цехам комбината и 70-75 % - по вспомогательным. Согласно статистическим отчетам, на сегодняшний день количество принятых на работу выпускников учреждений СПО составляет около 56 % (в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий), что является низким показателем, учитывая растущий спрос на квалифицированные кадры. Одной из основных причин, обусловливающих такое положение, является утрата партнерских отношений между учреждениями СПО и потенциальными работодателями.

В Российской Федерации на протяжении последних десятилетий связи между образовательными организациями и предприятиями, в том числе относительно совместного обучения студентов, выстраиваются как путем спонтанной самоорганизации, так и целенаправленно в форме различных государственных проектов. Основной целью всех проектов становится модернизация системы СПО посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ с учетом региональных потребностей. Так, чтобы создать региональную модель подготовки кадров для предприятий промышленности, с 2016 г. в 20 субъектах РФ был запущен проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (далее - Стандарт), позволяющий выстроить в регионе систему управления процессом подготовки сотрудников для высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов. С целью распространения полученного опыта составлена база эффективных практик кадрового обеспечения, в которой на сегодняшний день размещено более 250 практик, имевших место в 25 субъектах Российской Федерации1. Дальнейшая реализация ключевых элементов Стандарта будет продолжена в рамках 6 национальных проектов (программ): «Образование», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Наука» и «Цифровая экономика». Вероятнее всего, идея проекта «Профессионалитет», как и сам термин, появилась на этапе обсуждения практического опыта взаимодействия учреждений СПО и предприятий-работодателей в сфере подготовки квалифицированных кадров. Именно на этом этапе остро осознается проблема дефицита квалифицированной рабочей силы, прежде всего - в системных для отечественной экономики отраслях (железнодорожной, нефтегазовой, фармацевтической, горнодобывающей, машиностроительной, легкой и атомной промышленности, металлургии и сельском хозяйстве), а также формируется понимание механизма решения этой проблемы.

1 Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования (2019 год). URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/006_doklad_Rossii_obrazovan_2019/000.htm (дата обращения: 23.09.2021).

Профессионалитет представляет собой инициативу, направленную на синхронизацию потребности экономики в рабочих кадрах и образовательных программ колледжей и техникумов, которые готовят эти кадры. Система СПО должна предоставлять молодым людям возможность трудоустройства при получении современной профессии и одновременно отвечать на кадровые запросы предприятий.

Целью проведения нашего эксперимента является разработка, апробация и внедрение образовательной технологии по автоматизированному конструированию экспериментальных образовательных программ, направленных на создание новой гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей скорости технологизации отраслей экономики в рамках комплексной реструктуризации системы СПО.

Данная программа предполагает сокращение сроков обучения в колледжах и техникумах, разработку нового содержания образовательных программ, а также выход на принципиально иной уровень управления учреждениями СПО1. На реализацию проекта запланировано выделение 30 млрд рублей из федерального бюджета. Кроме того, в учреждения СПО поставят современное оборудование и материалы. Планируется, что к 2024 г. 600 тыс. обучающихся колледжей будут проходить подготовку по программам, максимально ориентированным на практическую деятельность, а также реализуется идея создания 210 кластеров, в которые войдут колледжи и предприятия, дифференцированные по отраслевому принципу.

Анализ проекта демонстрирует направленость на решение следующих задач:

- создание новой образовательной технологии автоматизированного конструирования экспериментальных образовательных программ, в том числе на основе лучших образовательных практик, применяемых предприятиями-работодателями, и типовых образовательных программ;

- разработка, апробация и внедрение федеральной цифровой платформы, в том числе с учетом потребностей конкретных работодателей;

- совершенствование механизмов сетевой формы реализации экспериментальных образовательных программ.

На основании положений проекта подразумевается осуществление разработки, апробация и внедрение образовательной технологии по автоматизированному конструированию экспериментальных образовательных программ, а также средств информационного обеспечения проведения эксперимента. Предусматривается ряд особенностей правового регулирования реализации образовательных программ в части возникновения образовательных отношений, сроков обучения, завершения обучения и выдачи документов об образовании и квалификации. Предполагается, что нашедшие отражение в проекте механизмы обеспечат формирование новой гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей скорости технологи-зации отраслей экономики в рамках комплексной реструктуризации системы СПО. Сроки освоения образовательных программ составят до 2-х лет на базе среднего об-

1 О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет». URL: https://www.informio.ru/update/wuz/49333 (дата обращения: 23.09.2021).

образования и рынка труда

щего образования и не более 3-х лет на базе основного общего образования. Завершается обучение государственной итоговой аттестацией в форме демонстрационного экзамена.

Исходя из анализа проекта, можно предположить, что оптимизация сети учреждений СПО продолжится путем их слияния и укрупнения, создания на базе передовых колледжей отраслевых кластеров. Очевидно, что подготовка квалифицированных рабочих кадров по массовым профессиям сфер реального сектора экономики охватит в большей степени выпускников 9-х классов общеобразовательной школы и будет соответствовать дескрипторам 3-4 уровней Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, а по высокотехнологичным профессиям - выпускников 11-х классов с подготовкой по 5 уровню Национальной системы квалификаций Российской Федерации1.

Рассмотрим возможные модели и условия интенсификации процесса обучения в рамках проекта «Профессионалитет»:

1) модель интенсификации срока освоения образовательных программ СПО и оптимизации сроков подготовки обучающихся на основе качественной оценки структуры и результатов освоения образовательной программы с учетом профессиональных стандартов и требований российского и международного рынков труда. В качестве инструментов для осуществления данного процесса можно выделить следующие: оптимизационный анализ типа основной профессиональной образовательной программы СПО (далее - ОПОП); функциональный анализ вида профессиональной деятельности; формирование вариативной части ОПОП СПО;

2) модель интенсификации срока освоения образовательных программ СПО и оптимизации сроков подготовки обучающихся на основе актуализации требований к результатам освоения образовательной программы в части пересмотра номенклатуры компетенций, установленных действующим ФГОС СПО, в том числе с учетом профессиональных стандартов, совершенствования математической, естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки, лучших международных практик. Инструментами для реализации данной методики являются оптимизация требований к результатам подготовки на основе фиксированного минимума сроков обучения; методика актуализации итогов обучения по программам СПО, созданная в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

3) модель интенсификации срока освоения образовательных программ СПО и оптимизации сроков обучения, подразумевающая эффективное планирование в образовательных организациях, реализующих программы СПО, и построение индивидуальных траекторий освоения образовательных программ, позволяющих оптимизировать сроки подготовки. Инструментами осуществления модели служат эффективный учебный план образовательной организации; индивидуальный учебный план студента; применение системы зачетных единиц;

4) модель интенсификации освоения образовательных программ СПО и оптимизации сроков подготовки обучающихся, реализуемая посредством внедрения новых

1 Формирование Национальной системы квалификаций: сборник нормативных документов. Москва: Перо, 2014. 72 с.

образования и рынка труда

технологий освоения образовательных программ, включающих применение цифровых электронных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, призванных повысить эффективность процесса обучения. Для осуществления данной модели применяются такие инструменты, как включение элементов дуального обучения; наставничество; современные педагогические технологии освоения образовательных программ; цифровые средства обучения.

Применение представленных моделей требует выполнения ряда условий:

- на федеральном уровне необходимо изменение действующего нормативно -правового законодательства с целью использования более гибких сроков подготовки по программам СПО;

- наличие партнеров-работодателей и их обязательное участие в инвестировании в практико-ориентированную подготовку по ОПОП СПО;

- наличие профессиональных стандартов, квалификационных (в том числе международных, например, World Skills) требований, тождественных ФГОС СПО;

- обновление квалификации педагогических кадров, адекватное процессу актуализации образовательных результатов;

- наличие разработанной и утвержденной локальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное планирование, обучение по индивидуальным учебным планам (далее - ИУП) и использование системы зачетных единиц как инструментов интенсификации учебного процесса;

- готовность педагогического коллектива к реализации эффективного планирования, обучения по ИУП и использованию системы зачетных единиц;

- применение опыта организации дуального обучения в экспериментальном формате1;

- создание системы отбора наставников, их стимулирование;

- использование комплекса электронных информационных и образовательных ресурсов;

- подготовка педагогов к изменению их роли в образовательном процессе в условиях цифровой трансформации.

В ходе реализации любой модели интенсификации процесса обучения и оптимизации сроков освоения образовательных программ «Профессионалитета» целесообразно использовать практический опыт подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в профессиональных лицеях на основе многоуровневой организации образовательного процесса по широко интегрированным профессиям2.

Выводы

Важность развития институтов производственного обучения признается всеми ведущими странами в качестве одного из приоритетных направлений развития системы профессионального образования. Различные формы обучения на рабочем ме-

1 Листвин А. А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 44-56.

2 Листвин А. А. Профессионально-интегративная система обучения // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5. С. 45-46.

образования и рынка труда

сте в рамках профессионального образования совместно с традиционными его видами в рамках образовательной организации дают студентам гораздо больше возможностей, позволяют эффективно комбинировать теоретическое и практическое обучение, повышают мотивацию, способствуют более полному освоению учебного материала и решению актуальной проблемы трудоустройства молодых людей.

Анализ существующих практик взаимодействия предприятий с учреждениями СПО показывает, что, как правило, сотрудничество ограничивается привлечением потенциальных работодателей к созданию образовательных программ и реализации практики студентов, а участие, предполагающее оказание финансовой помощи, организацию целевого обучения и реализацию дуальной модели подготовки, минимизируется. Взаимоотношения с учреждениями СПО у компаний и предприятий ассоциируются с высокими трансакционными издержками. Среди основных стимулов, способных склонить предприятия к более активной совместной работе с учреждениями СПО, выделяются возмещение финансовых затрат, упрощение требований к процедурам охраны труда и повышение уровня подготовки студентов.

Необходимость реализации проекта «Профессионалитет» продиктована кадровым дефицитом по наиболее востребованным профессиям рабочих в системных отраслях отечественной экономики и неспособностью существующей системы СПО решить эти проблемы. При создании единой системы СПО путем слияния учреждений начального профессионального и среднего специального образования была принята традиционная для техникума организация образовательного процесса (как менее затратная). Следовательно, был исключен такой важный этап процесса подготовки квалифицированных кадров рабочих, как «производственное обучение» (в его задачу входило формирование необходимых общепрофессиональных навыков).

Программа «Профессионалитет» предполагает приобретение только навыков выполнения трудовых функций на конкретном рабочем месте предприятия, а оптимизация и интенсификация процесса обучения достигаются посредством освоения общепрофессионального и частнопрофессионального (специального) блоков учебных дисциплин (модулей), что требует активного участия предприятий-работодателей в организации ученичества, наставничества, создании соответствующего образовательного пространства и подготовке инструкторов производственного обучения. Это станет возможно при активном участии государства - прежде всего, в обеспечении соответствующей нормативно-правовой базы и финансировании проекта. Дальнейшее расширение проекта в ходе реализации потребует институциональных изменений в структуре системы СПО, ее управлении, содержании образования и организации образовательного процесса.

Список источников

Беляева А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербург: Институт профтехобразования РАО, 2002. 239 с.

Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования (2019 год). URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/006_doklad_Rossii_obrazovan_2019/000.htm (дата

образования и рынка труда

обращения: 23.09.2021).

Листвин А. А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 44-56.

Листвин А. А. Профессионально-интегративная система обучения // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5. С. 45-46.

О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет». URL: https://www.informio.ru/update/wuz/49333 (дата обращения: 23.09.2021).

О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году. Информационный бюллетень. Москва: МИРЭА - Российский технологический университет, 2020. 39 с. URL: https://goo.su/9n9U (дата обращения: 23.09.2021).

Показатели статистики образования в России с 1980 по 2019 год. URL: https://infotables.ru/ statistika/72-obrazovanie-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya (дата обращения: 23.09.2021).

Постановление Совета Министров СССР от 22.02.1985 г. № 178 «Об утверждении Положения о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища» (с изменениями на 30 декабря 1988 года). URL: https://docs.cntd.ru/ document/901770753 (дата обращения: 23.09.2021).

Россия в цифрах. 2020. Москва: Буки Веди, 2020. 550 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/G0yirKPV/Rus_2020.pdf (дата обращения: 23.09.2021).

Формирование Национальной системы квалификаций: сборник нормативных документов. Москва: Перо, 2014. 72 с.

Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под редакцией С. Я. Батышева. Москва: Российская академия образования; Профессиональное образование, 1998. URL: https://goo.su/LQy (дата обращения: 23.09.2021).

References

Beliaeva A. P. Integral'naia teoriia i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Integral theory and practice of multilevel continuing vocational education]. St Petersburg: Institut proftekhobrazovaniia RAO, 2002. 239 p.

Doklad Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii o realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere obrazovaniia (2019 god) [Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the implementation of state policy in the field of education (2019)]. Available at: https://zinref.ru/000_uchebniki/ 04600_raznie_2/006_doklad_Rossii_obrazovan_2019/000.htm (accessed: 23.09.2021).

Listvin A. A. Dual'noe obuchenie v Rossii: ot kontseptsii k praktike [Dual training in Russia: from the concept to practice]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal], 2016, no. 3 (132), pp. 44-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Listvin A. A. Professional'no-integrativnaia sistema obucheniia [Vocational integration system of training]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Vocational education. Capital], 2011, no. 5, pp. 45-46.

O provedenii eksperimenta po realizatsii obrazovatel'nykh programm srednego professional'nogo obrazovaniia v ramkakh federal'nogo proekta "Professionalitet" [On conducting an experiment on the implementation of educational programs of secondary vocational education within the framework of the federal project "Professionalitet" (vocationality)]. Available at: https://www.informio.ru/update/wuz/49333 (accessed: 23.09.2021).

O rezul'tatakh monitoringa kachestva podgotovki kadrov v 2020 godu. Informatsionnyi biulleten'

образования и рынка труда

[On the results of monitoring the quality of training in 2020. News-bulletin]. Moscow: MIREA -Rossiiskii tekhnologicheskii universitet, 2020. 39 p. Available at: https://goo.su/9n9U (accessed: 23.09.2021).

Pokazateli statistiki obrazovaniia v Rossii s 1980 po 2019 god [Indicators of education statistics in Russia from 1980 to 2019]. Available at: https://infotables.ru/statistika/72-obrazovanie-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya (accessed: 23.09.2021).

Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 22.02.1985 g. № 178 "Ob utverzhdenii Polozheniia o bazovom predpriiatii (ob"edinenii, organizatsii) srednego professional'no-tekhnicheskogo uchilishcha" (s izmeneniiami na 30 dekabria 1988 goda) [Decree of the Council of Ministers of the USSR of 22.02.1985 No. 178 "On the approval of the regulation on the key enterprise (association, organization) of a secondary vocational school" (as amended on December 30, 1988)]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901770753 (accessed: 23.09.2021).

Rossiia v tsifrakh. 2020 [Russia in numbers. 2020]. Moscow: Buki Vedi, 2020. 550 p. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/G0yirKPV/Rus_2020.pdf (accessed: 23.09.2021).

Formirovanie Natsional'noi sistemy kvalifikatsii: sbornik normativnykh dokumentov [Development of the National Qualification Framework: a set of regulatory documents]. Moscow: Pero, 2014. 72 p.

Entsiklopediia professional'nogo obrazovaniia: v 3 t. [Encyclopedia of Vocational Education: in 3 vols.; ed. by S. Ia. Batyshev]. Moscow: Rossiiskaia akademiia obrazovaniia; Professional'noe obrazovanie, 1999. Available at: URL: https://goo.su/LQy (accessed: 23.09.2021).

Сведения об авторах

Александр Анатольевич Листвин - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-0445-3598, alistvin.54@mail.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Alexander A. Listvin -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-0445-3598, alistvin.54@mail.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Марина Аарисовна Гарт - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального и технологического образования; https://orcid.org/0000-0003-2664-4843, garmara@rambler.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Marina A. Garth - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of department of vocational and technological education; https://orcid.org/0000-0003-2664-4843, garmara@rambler.ru, Череповецкий государственный университет (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 09.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was submitted 17.11.2021; Approved after reviewing 09.12.2021; Accepted for publication 16.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.