Научная статья на тему 'СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВРЕМЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВРЕМЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич, Гарт Марина Арисовна

Введение. С проблемами несоответствия структуры профессионального образования новому технологическому укладу и кадровым запросам цифровой экономики в начале XXI в. столкнулись многие страны мира. Накопление негативных факторов диктует необходимость качественных структурных изменений в профессиональном образовании. Предлагаемый новый проект «Профессионалитет» может рассматриваться как возможность комплексной реструктуризации среднего профессионального образования России. Цель статьи - проанализировать и обосновать необходимость и возможность структурных изменений среднего профессионального образования. Методология. Теоретико-методологической основой исследования стали: теория развития профессионального образования в России, теория непрерывного профессионального образования (С. Я. Батышев, А. М. Новиков), интегративная теория многоуровневого непрерывного профессионального образования (А. П. Беляева, Х. Беднарчик), профессиология (Н. М. Александрова, Э. Ф. Зеер), навыки XXI в. (A. J. Rotherham, D. Willingham). В работе применялись методы сравнительного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, контент-анализ сайтов учреждений профессионального образования, прогнозирование и моделирование. Эмпирическая часть исследования формировалась методами анализа и синтеза статистических данных отечественных и международных исследований по вопросам развития профессионального образования и рынка труда. Результаты исследования состоят в анализе асинхронности функционирования системы среднего профессионального образования, кадровых потребностей предприятий и в обосновании необходимости структурных изменений в системе профессионального образования и вариантов структурных изменений. Заключение. Авторы считают, что практическая значимость исследований состоит в демонстрации возможностей ретроспективного, прогностического и сравнительного анализа в оценке деятельности учреждений среднего профессионального образования и трансформации их в другие образовательные системы, а также организации дальнейших исследований по разработке содержания образования программ «Профессионалитета» и моделей организации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич, Гарт Марина Арисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION:TIME OF STRUCTURAL CHANGES

Introduction. Many countries of the world faced the problems of inconsistency of the structure of vocational education with the new technological order and the personnel requirements of the digital economy at the beginning of the 21st century. The quantitative accumulation of negative factors dictates the need for qualitative structural changes in vocational education. The proposed new project “Professionalitet” can be considered as an opportunity for a comprehensive restructuring of secondary vocational education in Russia. The purpose of the article is to analyze and substantiate the necessity and possibility of structural changes in secondary vocational education. Methodology. The theoretical and methodological basis of the study were: the theory of the development of vocational education in Russia, the theory of continuing vocational education (S. Y. Batyshev, A. M. Novikov), the integrative theory of multilevel continuing vocational education (A. P. Belyaeva, H. Bednarchik), professionology (N. M. Alexandrova, E.V. E. F. Zeer), skills 21 centuries, (A. J. Rotherham, D. Willingham). Methods of comparative and retrospective analysis of statistical data of Russian and international studies, content analysis of websites of vocational education institutions, forecasting and modeling were used in the work. The empirical part of the study was formed by the methods of analysis and synthesis of statistical data of domestic and international studies on the development of vocational education and the labor market. Results. The results of the study consist in analyzing the asynchrony of the functioning of the secondary vocational education system and the personnel needs of enterprises and in justifying the need for structural changes in the vocational education system and options for structural changes. Conclusion. The authors believe that the practical significance of the research consists in demonstrating the possibilities of retrospective, prognostic and comparative analyses in assessing the activities of secondary vocational education institutions and their transformation into other educational systems, as well as organizing further research on the development of the content of education programs of “Professionalitet” and models of the organization of the learning process.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВРЕМЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 377

DOI10.54509/22203036_2022_3_5 EDN UTCHXM

Листвин Александр Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент профессионального образования, учитель технологии, Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Череповец

Гарт Марина Арисовна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального и технологического образования, Череповецкий государственный университет, г. Череповец

ЩМЕ

Listvin Alexander A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Teacher of Technology, Secondary School № 28, Cherepovets

Garth Marina A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor, Head of the Department of Professional and Technological Education, Cherepovets State University, Cherepovets

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВРЕМЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: TIME OF STRUCTURAL CHANGES

Введение. С проблемами несоответствия структуры профессионального образования новому технологическому укладу и кадровым запросам цифровой экономики в начале XXI в. столкнулись многие страны мира. Накопление негативных факторов диктует необходимость качественных структурных изменений в профессиональном образовании. Предлагаемый новый проект «Профессионалитет» может рассматриваться как возможность комплексной реструкту-

ризации среднего профессионального образования России.

Цель статьи - проанализировать и обосновать необходимость и возможность структурных изменений среднего профессионального образования.

Методология. Теоретико-методологической основой исследования стали: теория развития профессионального образования в России, теория непрерывного профессионального образования(С. Я. Баты-

шев, А. М. Новиков), интегративная теория многоуровневого непрерывного профессионального образования (А. П. Беляева, Х. Беднарчик), профессио-логия (Н. М. Александрова, Э. Ф. Зеер), навыки XXI в. (A. J. Rotherham, D. Willingham). В работе применялись методы сравнительного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, контент-анализ сайтов учреждений профессионального образования, прогнозирование и моделирование.

Эмпирическая часть исследования формировалась методами анализа и синтеза статистических данных отечественных и международных исследований по вопросам развития профессионального образования и рынка труда.

Результаты исследования состоят в анализе асин-хронности функционирования системы среднего профессионального образования, кадровых потребностей предприятий и в обосновании необходимости структурных изменений в системе профессионального образования и вариантов структурных изменений.

Заключение. Авторы считают, что практическая значимость исследований состоит в демонстрации возможностей ретроспективного, прогностического и сравнительного анализа в оценке деятельности учреждений среднего профессионального образования и трансформации их в другие образовательные системы, а также организации дальнейших исследований по разработке содержания образования программ «Профессионалитета» и моделей организации процесса обучения.

Introduction. Many countries of the world faced the problems of inconsistency of the structure of vocational education with the new technological order and the personnel requirements of the digital economy at the beginning of the 21st century. The quantitative accumulation of negative factors dictates the need for qualitative structural changes in vocational education. The proposed new project "Professionalitet" can be considered as an opportunity for a comprehensive restructuring of secondary vocational education in Russia.

The purpose of the article is to analyze and substantiate the necessity and possibility of structural changes in secondary vocational education.

Methodology. The theoretical and methodological basis of the study were: the theory of the development of vocational education in Russia, the theory of continuing vocational education (S. Y. Batyshev, A. M. Novikov), the integrative theory of multilevel continuing vocational edu-

cation (A. P. Belyaeva, H. Bednarchik), professionology (N. M. Alexandrova, E.V. E. F. Zeer), skills 21 centuries, (A. J. Rotherham, D. Willingham). Methods of comparative and retrospective analysis of statistical data of Russian and international studies, content analysis of websites of vocational education institutions, forecasting and modeling were used in the work. The empirical part of the study was formed by the methods of analysis and synthesis of statistical data of domestic and international studies on the development of vocational education and the labor market.

Results. The results of the study consist in analyzing the asynchrony of the functioning of the secondary vocational education system and the personnel needs of enterprises and in justifying the need for structural changes in the vocational education system and options for structural changes.

Conclusion. The authors believe that the practical significance of the research consists in demonstrating the possibilities of retrospective, prognostic and comparative analyses in assessing the activities of secondary vocational education institutions and their transformation into other educational systems, as well as organizing further research on the development of the content of education programs of "Professionalitet" and models of the organization of the learning process.

Ключевые слова: профессионалитет, среднее профессиональное образование, профессиональное обучение, квалификация, национальная система квалификаций.

Keywords: professionalism, secondary vocational education, vocational training, qualification, national qualifications system.

Введение

С проблемами несоответствия структуры профессионального образования новому технологическому укладу и кадровым запросам цифровой экономики в начале XXI в. столкнулись многие страны мира [18]. Для развитых экономик становится характерным тренд ориентированности сферы профессионального образования на повышение его доступности и качества, подготовку квалифицированных кадров всех уровней, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни [21]. Среди основных направлений развития образования особое место отводится среднему профессиональному образованию (СПО), которое фактически с конца 80-х гг. XX в. находится в состоянии перманентного реформирования [14]. Новый технологический уклад диктует необходимость разработки иной стратегии развития СПО [11].

Однако это осложняется проблемами ресурсного сжатия, инфраструктурными сдвигами, сужением кадрового потенциала и позволяет говорить о кризисном состоянии системы [2]. Современное отечественное профессиональное образование с 2005 г. приступило к выстраиванию национальной системы квалификаций, совместимой с Всеобъемлющей структурой квалификаций для Европейского пространства [10]. Переход от профессионально-квалификационных характеристик как моделей формирования содержания профессионального образования к профессиональным стандартам и созданию национальной системы квалификаций породил множество проблем и противоречий в иерархии уровней профессионального образования и их взаимосвязи с уровнями квалификаций в этой системе. В странах Евросоюза, например Германии, наблюдается усиление специализации в разделении труда по наукоемким профессиям [9]. При этом доля рабочей силы к 2030 г. со средней квалификацией остается на более высоком уровне, а предложение работников низкой и средней квалификации будет ниже того, что требуется спросом, в то время как предложение высококвалифицированных работников, как ожидается, в целом удовлетворит спрос на эти квалификации. Более половины (57 %) от общего числа вакансий, которые, как ожидается, будут созданы в Германии до 2030 г., потребуют квалификации среднего уровня. Это отражает сильные позиции немецкой системы дуального образования [20]. Несмотря на декларируемый в последние годы рост популярности среднего профессионального образования, оно систематически критикуется за инерционность и отставание от технологических изменений в экономике и, как следствие, неудовлетворение ее потребности в квалифицированных рабочих кадрах [5]. Сегодня в Российской Федерации (РФ) СПО приобретает все большую значимость и становится сопоставимо с высшим образованием по численности студентов. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция перераспределения выпускников школы в пользу учреждений СПО [3]. Однако на фоне этой положительной тенденции фиксируется устрашающее снижение подготовки квалифицированных рабочих. Утрата вместе с распадом системы профессионально-технического образования собственной научно-методической базы привела к тому, что на фоне множества прогно-

зов о будущем общеобразовательной школы и организаций высшего образования будущее СПО остается в тени [5]. В этой ситуации вопрос о перспективах СПО становится еще более острым [17]. Вхождение России в число крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях высокотехнологичных предприятий предъявляют новые требования к кадровому потенциалу страны [6]. Повышение производительности труда и обеспечение высоких темпов экономического роста на фоне смены технологического уклада невозможно без изменения качества рабочей силы, что в свою очередь связано со структурными изменениями в системе профессионального образования, о чем свидетельствует вся история его развития. С момента образования современной системы СПО прошло десятилетие. За этот период направления государственной политики в этой области сводились к регионализации СПО, оптимизации численности учреждений, разработке федеральных государственных образовательных стандартов. Особого внимания заслуживают работодатели, которых не удовлетворяет качество подготовки выпускников учреждений СПО, медленное реагирование на запросы рынка труда1. Принимаемые на государственном уровне меры по повышению эффективности функционирования системы СПО не дали ожидаемого результата. Количественное накопление негативных факторов диктует необходимость качественных структурных изменений в профессиональном образовании. Предлагаемый проект «Профессионалитет»2, позиционируемый как новый уровень образования, может рассматриваться и как возможность реструктуризации СПО России и гармонизации всей системы непрерывного профессионального образования в условиях нового технологического уклада.

Цель статьи - проанализировать и обосновать необходимость и возможность изменений в структуре отечественной системы среднего профессионального образования.

С учетом того, что в воспроизводстве квалифицированных кадров начинает преобладать тенденция перехода от монопрофессиональной подготовки к транспрофессиональной, а также учитывая стремление молодежи как можно раньше вступить в профессиональную деятельность, а не тратить время на освоение «неактуальных» компетенций, становится очевидна необходимость структурных преобра-

1 О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году Информационный бюллетень [Электронный ресурс]. М., 2020. 39 с. URL: https://monitoring. Miccedu.rU/i ат/ 2020/_spo/bulletin_SP0_RF_2020.pdf.

2 О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» [Электронный ресурс]. URL: https://www.informio.ru/update/wuz/49333 (дата обращения: l9.10.2021).

зований СПО на основе национальной системы квалификаций.

Методология

Методологическая основа настоящего исследования представлена:

- системным подходом к профессиональному образованию (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина3, И. В. Мелик-Гайказян, Д. А. Новиков);

- комплексным и феноменологическим подходами к профессиональному образованию (С. Я. Баты-шев4, А. М. Новиков).

Теоретико-методологической основой исследования стали:

- исследования истории становления и развития профессионального образования в России (С. Я. Баты-шев5, А. М. Новиков6);

- интегративная теория многоуровневого непрерывного профессионального образования (А. П. Беляева, А. М. Новиков, Е. В. Ткаченко, Н. К. Чапаев);

- теория непрерывного профессионального образования (А. М. Новиков);

- профессиология (Н. М. Александрова, Э. Ф. Зеер);

- работы, обосновывающие влияние технологических укладов на социальные системы (С. Ю. Глазьев7, М. А. Паршин);

- концепция национальной системы квалификаций8 (далее - НСК).

При выполнении исследования применялись методы сравнительного, ретроспективного и сопоставительного анализа открытых данных российских и международных исследований, целеполагания, формализации и интерпретации результатов, построение гипотез, оценки и обобщения. Эмпирическая часть исследования осуществлялась методами вторичного анализа исследований по вопросам развития системы СПО и ее взаимодействия с рынком труда. Методы контент-анализа и анализа необходимости и достаточности применялись только в отношении материалов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет [8].

Результаты

Назревшая необходимость изменений в сфере профессионального образования сегодня не вызывает сомнений [13]. Это обусловлено тем, что сфера труда преобразуется под воздействием новых сил, открывающих бесчисленные возможности для повышения качества трудовой жизни. Благодаря технологическим достижениям, будут создаваться новые рабочие места, а профессиональные навыки, востребованные сегодня, не будут соответствовать рабочим местам завтрашнего дня, так как вновь приобретаемые навыки могут быстро устаревать [8]. Чтобы обучение действительно продолжалось всю жизнь, приобретаемые навыки должны быть переносимыми. Это требует создания общей системы признания квалификаций и навыков на национальном и международном уровнях [18]. Сегодня образовательные учреждения не готовы предложить выпускников с профилем, необходимым работодателю в условиях быстро меняющейся среды. Эффективная кооперация индустрии и системы образования в рамках подготовки кадров позволила бы решить эту проблему, но взаимодействие бизнеса и учебных учреждений сегодня находится на низком уровне9. Сравнительный анализ документов международных организации в области развития человеческих ресурсов с действующими нормативными документами в сфере профессионального образования показывает согласованную позицию в применении определенных стратегий достижения целей в области подготовки кадров, прежде всего стимулирования инвестиций в профессиональную подготовку кадров и следование концепции «обучение в течение всей жизни»10. Обозначенная концепция предполагает вездесущность образования в формальной и неформальной обстановке, стимулирование и поощрение общества к получению новых знаний в течение всей жизни для адаптации к постоянно и быстро меняющемуся миру. Те виды деятельности и профессии, которые были востребованы в индустриальном обществе, в постиндустриальном обще-

3 Педагогическая система: теория, история, развитие [Электронный ресурс] / под ред. В. П. Бедерхановой, А. А. Остапенко. М., 2014. 128 с. URL: http://ost101.narod.ru/20l4_Bederkhanova_0stapenko_PedSistema.pdf.

4 Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М., 2009. 456 с. URL: http://www.anovikov.ru.

5 История профессионального образования в России. М: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.

6 Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития [Электронный ресурс]. М., 2000. 272 с. URL: http://www.anovikov.ru/books/ros.pdf.

7 Глазьев С. Ю., Микерин Г. И., Тесля П. Н. Длинные волны: научно- технический прогресс и социально-экономическое развитие [Электронный ресурс]. Новосибирск, 1991. 224 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001597123 (дата обращения 11.01.2022 г.).

8 Национальная система квалификаций России. 2021 № 1 (1). 53 с. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.nark.ru/wp-content/uploads/2021/04/ NSofQR_compressed_No1 .pdf.

9 Новая технологическая повестка в образовании / под ред. М. С. Липецкой. СПб., 2019. 71 с. URL: https://edcrunch.tsu.ru/2019/ events/forsythe.php.

10 Гаськов А. Согласование стратегических целей и индикаторов профессиональной подготовки кадров: обзорный технический доклад [Электронный ресурс]. URL: http://ilo.org/skills/projects/g20ts/WCMS_ 616317/lang--en/index.htm.

стве трансформируются в профессии, требующие высокого уровня когнитивных способностей, социального взаимодействия и творчества, что формирует запрос на постоянное обновление и совершенствование собственных знаний и навыков [12]. Такой подход к образованию приведет к формированию нового набора компетенций у каждого члена общества, поэтому должны быть созданы условия, включая новые образовательные бизнес-модели, инструменты и продукты, которые позволят обеспечить обучение в течение всей жизни для всех групп граждан. Эта стратегическая задача предполагает реструктуризацию существующих систем профессионального образования. Кроме того, разрыв между спросом работодателя на компетенции и профилем выпускников увеличивается. Устаревание навыков в связи с быстрым развитием отраслей приводит к невостребованности специалистов с опытом работы [20]. В связи с этим, во-первых, растет доля людей с двумя высшими образованиями, необходимость получения которых продиктована рынком труда. Во-вторых, возникает запрос на быструю, дешевую и качественную переподготовку кадров. Данный тренд, в свою очередь, формирует новые задачи для сферы образования, которая должна создавать возможности для такого переобучения. Вместе с тем реальная ситуация существенно отличается от декларированных намерений государственной политики в области отечественного профессионального образования в силу инерционности, непродуманности стратегии и осознанного прогнозного видения [6]. Статистические данные свидетельствуют о фактическом снижении финансирования сферы образования. Так, по данным Федерального казначейства, расходы консолидированного бюджета РФ на образование по состоянию на 1 декабря 2019 г. сократились на 5,3 %, в том числе по общему образованию - на 4,7 %, среднему профессиональному - на 5,5 %, высшему образованию - на 1,9 %11. Ретроспективный анализ показывает, что смена технологического уклада всегда сопровождается изменениями в структуре и содержании профессионального образования. Причем характер этих изменений разнополярный - от принижения роли профессионального образования до необходимости создания государственной системы профессионально-технического образования. С одной стороны, принятые раньше способы решения проблемы синхронизации системы СПО и запросов предприятий-работо-

дателей не дали нужных результатов, поэтому проект «Профессионалитет» гипотетически можно рассматривать как очередную попытку решения традиционной системной проблемы их взаимоотношений. С другой - принятое в 2012 г. решение о слиянии систем СПО и НПО надо признать ошибочным. Внутренние проблемы системы СПО только нарастают, что показывает десятилетняя практика действующих учреждений СПО.

Так, контент-анализ сайтов учреждений СПО Вологодской области свидетельствует об организации процесса обучения, сложившегося с момента объединения начального профессионального и среднего специального образования: в рамках одного учебного заведения реализуются два различных по своей сути, образовательных процесса, один преимущественно решает стереотипные учебные задачи, а другой - диагностические. Отсюда в структуре профессиональных колледжей два отделения, одно из которых ориентировано на подготовку специалистов среднего звена, а другое - квалифицированных рабочих (служащих).

Современная отечественная система СПО имеет более чем 150-летнюю историю. Она сложилась из двух независимых прежде ветвей [5]:

- профессионально-технического, в последующем начального профессионального образования (НПО), где основным типом учреждения являлось среднее профтехучилище;

- среднего специального образования с основным типом учебного заведения - техникум, организационно относившимся к высшему образованию.

С 2005 г. начинается процесс слияния учреждений НПО и СПО и оптимизация их численности. Если в 1980 году в СССР функционировали 4045 профтехучилищ и 2505 техникумов с контингентом обучающихся 1,947 млн и 2,64 млн человек соответственно, то в 2013 г. учреждений НПО - 1271 с контингентом 0,774 млн человек, учреждений СПО - 2709 с контингентом 1,98 млн. В настоящее время в России действует 3601 учреждение СПО с контингентом 3,12 млн человек, из которых обучается по программам подготовки квалифицированных рабочих 0,53 млн человек. Несложно проследить по открытым статистическим данным, что тенденция снижения подготовки по программам квалифицированных рабочих сохраняется, несмотря на рост потребности в рабочих кадрах. В 2000 г. на 10 тыс. человек населения страны

11 Показатели статистики образования в России с 1980 по 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://infotables.ru/statistika/72-obrazovanie-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya.

данный вид подготовки охватывал 115 человек, то в 2020 г. - 23 человека12. Причина этой тенденции кроется в техническом перевооружении и росте нау-коемкости производств, появлении технологий и оборудования, для работы с которым современному рабочему необходим более высокий уровень образования. Квалификация «техник» в высокотехнологичных отраслях становится входным требованием для занятия должностей рабочих [8]. Переход производств к новому технологическому укладу способствует тому, что современное развитие профессий и отраслей таково, что меняется не только профессионально-квалификационная структура производств, но и содержание труда в квалификациях, все сложнее разделение трудовой деятельности на привычные специальности и профессии [8]. Профессиональная трудовая деятельность становится более многозадачной, сложно выделить стандартизированный комплекс профессиональных компетенций, каждое рабочее место требует своего набора в зависимости от производственных задач и трудовых функций. При этом комплексы профессиональных компетенций не являются стабильными, а находятся в развитии, что требует от работника непрерывного освоения новых трудовых функций [16]. Таким образом, прежний методологический подход к решению учебных задач по уровням профессионального образования претерпевает существенные изменения. Здесь правомерен вопрос о необходимости пересмотра границ и задач уровней профессионального образования и установления его иной структуры. С момента вступление в силу «Закона об образовании в Российской Федерации» созданная система СПО приняла организацию образовательного процесса, существовавшую в учреждениях среднего специального образования. Все, что напоминало о системе НПО, быстрыми темпами вычеркивается и отвергается. Принимается штатная структура техникума с отделениями по направлениям и программам подготовки. По мере оптимизации численности учреждений СПО сокращается прием абитуриентов на программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и, соответственно, сокращается штат мастеров производственного обучения. Сегодня фактически понятие «производственное обучение» исчезло из лексикона педагогических работников учреждений СПО. А ведь

именно производственное обучение является и этапом, и составной частью содержания профессионального образования, практической профессиональной подготовкой обучающихся к определенному виду деятельности по профессии13. Его главная цель - постепенное, поэтапное формирование профессиональных навыков в течение всего периода обучения. Основой производственного обучения при подготовке в системе НПО являлся производительный труд, содержание которого определяется законами профессиональной педагогики, характером и содержанием труда рабочих соответствующего профиля и уровня квалификации [4]. Таким образом, трудовой процесс является основным содержанием производственного обучения, а естественнонаучные, научно-технические и технико-экономические основы этих процессов становятся содержанием преимущественно теоретического обучения [4]. Производственное обучение, базирующееся на научной основе, позволяло обучающемуся за 1,5-2 года последовательно освоить простые трудовые операции и их комплексные виды работ по профессии, алгоритмы и этапы производственных и технологических процессов, осознать систему трудовых отношений производительного труда. Такая организация профессионального обучения возможна при наличии тесной связи с базовым предприятиям, статус которого определялся постановлением Совета Министров СССР14. В штатной структуре предприятия имелся раздел «ученики», что позволяло на основе договора организовывать производственное обучение и практику обучающихся, выплачивать им заработную плату за выполненные работы и произведенную продукцию, в полной мере применялись «ученичество» и «наставничество», что способствовало закреплению выпускников на предприятиях. Сегодня, по статистическим отчетам,трудоустройство выпускников учреждений СПО, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, составляет около 60 %, что явно недостаточно, учитывая растущий спрос на квалифицированные кадры. Очевидно, что одна из причин заключается в утрате партнерских отношений между учреждениями СПО и предприятиями-работодателями [8]. В РФ на протяжении последних десятилетий партнерские отношения между образовательными организациями и предприятиями по совместному обучению студентов выстраиваются

12 Россия в цифрах. 2020 : крат. стат. сб. [Электронный ресурс]. М., 2020. 550 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/G0yirKPV.

13 Энциклопедия профессионального образования [Электронный ресурс] / под ред. С. Я. Батышева. М., 1998. URL: www.anovikov.ru.

14 Положение о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров СССР от 22.02.1985. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901770753 (дата обращения 04.11.2021).

как путем спонтанной самоорганизации, так и целенаправленно в форме различных проектов. При этом одной из основных целей во всех проектах определяется модернизация системы СПО, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ори-ентированных образовательных программ с учетом региональных потребностей [1]. Так, с целью построения региональной модели подготовки кадров для предприятий промышленности в 2016 г. в 20 субъектах РФ стартовал проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста»15, позволяющий выстроить в субъекте РФ систему управления процессом подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. Именно на современном этапе технологического перевооружения экономики появляется и время, и возможности структурных изменений СПО с учетом лучших отечественных и международных практик организации профессионального образования. Анализ основных параметров действующих ФГОС СПО, предлагаемых проектом «Профессионалитет», и учебных планов подготовки квалифицированных рабочих системы профессионально-технического образования (1984 г.)16 показывает, что в 80-е гг. XX в. доля практической подготовки составляла 38 % от общей учебной нагрузки, в действующих ФГОС СПО - менее 31 %, в предлагаемых проектах - 18,3 %. Сравнение объемов учебного времени на практическую подготовку показывает ее существенное сокращение. Исходя из анализа проекта «Профессионалитет», можем предположить, что оптимизация сети учреждений СПО продолжится путем их укрупнения и создания на базе передовых колледжей отраслевых кластеров [6]. Подготовка же квалифицированных рабочих кадров по массовым профессиям охватит в большей степени выпускников 9-х классов и будет соответствовать дескрипторам 2-3-го уровней национальной рамки квалификаций, а по высокотехнологичным профессиям - выпускников 11-х классов с подготовкой 4-5-го уровней национальной системы квалификаций. Подтверждением этому служит и сравнительный анализ «Перечня профессий и специаль-

ностей СПО»17, содержащего всего 48 наименований профессий и 96 специальностей СПО, и «Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»18, содержащего 4872 наименования профессий и должностей служащих. Выпущенный в 2020 г. Агентством стратегических инициатив «Атлас новых профессий 3.0»19 содержит описания по перспективным профессиям ближайшего будущего. Разработка профессиональных стандартов по этим профессиям, соответственно, не ведется, так как не определены параметры, определяющие необходимый уровень образования для овладения профессиями и их место в национальной системе квалификаций. С учетом наметившейся в последние годы тенденции перераспределения потоков поступающей для продолжения образования молодежи в пользу системы СПО программе «Профессионалитет» необходимо подтвердить свою действенность и жизнеспособность. В этом случае открывается возможность кардинальных изменений структуры СПО.

Из результатов анализа представленных для обсуждения проектов ФГОС СПО в рамках программы «Профессионалитет» следует, что на освоение общепрофессиональных и профессиональных модулей на базе основной общеобразовательной школы отводится 1152 часа, из которых на практику должно выделяться не менее 540 часов учебного времени за период обучения. Таким образом, на освоение программы среднего общего образования отводится 1800 часов, что примерно на 700 часов меньше норматива ФГОС среднего общего образования, обязательного для выполнения. Очевидно, что такие задачи выполнимы на основе профилирования общеобразовательной подготовки, изменения структуры учебного года, интенсификации образовательного процесса и профессиональной дифференциации в рамках направлений подготовки. Все известные модели интенсификации сроков освоения образовательных программ СПО построены на основе функционального анализа видов профессиональной деятельности, оптимизации требований к результатам подго-

15 Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/upload_docs/staffing/ Standart_KPR_upd.pdf.

16 Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в технических и профессионально-технических училищах: профессия - подручный сталевара широкого профиля. М., 1984. 84 с.

17 Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 03.09.2021 № 2443-р. URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-03.09.2021-^2443-Г/.

18 Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70433916/.

19 Атлас новых профессий 3.0 [Электронный ресурс] / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М., 2020. 456 с. URL: https://new.atlas100.ru/.

товки, их актуализации к требованиям профессиональных стандартов, применения электронного обучения, что требует структурной перестройки системы СПО [7].

Взглянем на сложившуюся структуру современных колледжей в РФ. По своему характеру они отличаются друг от друга, и условно их можно разделить на четыре группы20:

- колледжи, тесно связанные с одним крупным работодателем, готовым к долгосрочному сотрудничеству;

- колледжи, работающие по схожему принципу, но заказчиком кадров является не одно, а несколько крупных предприятий одной отрасли;

- колледжи, ориентированные на открытый рынок и не имеющие конкретного заказчика на подготовку кадров (по экспертным оценкам они составляют порядка 80 % организаций профобразования);

- колледжи, тяготеющие или входящие в состав вузов, выпускники которых, как правило, нацелены на получение высшего образования.

Эти особенности говорят о том, что мы имеем дело с диверсифицированной системой СПО, и универсальные рекомендации по развитию колледжей неизбежно окажутся неэффективными. Сегодня очевидны зачатки зарождения новой инфраструктуры системы СПО - это интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров. С учетом сложившейся типологии в нее попадают колледжи первой и второй групп, составляющие меньшинство. Отсюда возникает необходимость унификации системы СПО, изменения статуса СПО, его целей и задач. Решение подобных проблем входит в мировой тренд механизмов модернизации систем профессионального образования и обучения [19]. С этих позиций проект «Профессионалитет» следует рассматривать как очередную попытку государственного решения накопившихся проблем, приобретающих специфический характер на региональном уровне.

Рассмотрим в качестве примера конкретный регион - Вологодскую область. Согласно прогнозу департамента труда правительства области, к 2027 г. ожидается снижение общей занятости трудовых

ресурсов в экономике региона на 3,8 %. Сохранится на одном уровне занятость в металлургии, электроэнергетики, сфере образования и здравоохранения. Виды деятельности в этих отраслях испытывают большую потребность в воспроизводстве квалифицированных кадров и формируют основные требования ранку труда и образовательной системе области. В последние годы региональные власти увеличивают количество бюджетных мест в учреждениях СПО области и планируют привлечь к обучению в регионе не менее 97 % выпускников 9-х классов и не менее 70 % - 11-х классов. Например, в приемную кампанию 2021 г. на наиболее востребованные у абитуриентов направления конкурс составлял от 5 до 15 человек на бюджетное место. Вместе с тем очевидны проблемы с набором абитуриентов по другим востребованным региональной экономикой отраслям. Например, ежегодный заказ на подготовку кадров ПАО «Северсталь» включает в себя специалистов по направлению «Металлургия черных металлов» - 25 человек, а по профессиям рабочих - 212 человек. Заказ ПАО «Фосагро» по направлению «Химические технологии неорганических веществ» составляет 20 человек, а на рабочих - 122 человека. Аналогичная ситуация и в других отраслях региональной экономики. В общей потребности доля специалистов с высшим образованием с 32 % в 2018 г. возрастет до 34 % к 2027 г. Доля выпускников СПО - с 47 % в 2018 г. до 50 % к 2027 г. Снизится доля работников неквалифицированного труда с 21 % до 16 % к 2027 г. Приведенные примеры согласуются с общемировыми тенденциями во взаимодействии системы профессионального образования и рынка труда в переходный период к новому технологическому укладу21. Также предметом дискуссии является тема отсева учащихся из учреждений СПО. По данным Института образования НИУ ВШЭ, отсев студентов значителен. В Европе, например, эта проблема стоит особенно остро, поскольку 90 % потребителей социальных услуг составляют «неуспешные» студенты22. Уместно напомнить, что в конце 80-х гг. прошлого века получила развитие поэтапная профессиональная аттестация обучающихся, что позволило значительно снизить отсев за счет досрочного выпу-

20 Серия «Экспертно-аналитические доклады о развитии современного города» [Электронный ресурс] / под ред. В. Н. Княгинина, Д. В. Санотова и др. СПб, 2022. Вып. 5. 72 с. URL: spb.energy>wp-content/uploads/2022...

21 Deming David, Kadeem L. Noray. "STEM Careers and the Changing Skill Requirements of Work" HKS Faculty Research Working Paper Series RWP19- 025, August 2019 [Электронный ресурс]. URL: nber.org/system/files/working_papers/ w25065/w25065.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

22 Vocational education and training in Europe, 1995-2035: Scenarios for European vocational education and training in the 21st century [Электронный ресурс ] / CEDEFOP reference series 114. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. Р. 40. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/ projects/changing-nature-and-role-vocational-education-and-training-vet-europe.

ска обучающихся. Сложившаяся система организации образовательного процесса в СПО не позволяет решить эту социальную проблему. Ретроспективный анализ истории СПО показал его предрасположенность к отказу и смене в смысловых коннотациях уровней профессионального образования в разные исторические периоды. Процесс развития часто представляется как борьба возникающих новых сущностей со старыми смыслами, которые неизбежно продолжают функционировать в сознании людей [5]. Реализация программы «Профессионалитет» открывает возможность структурных изменений СПО как его содержательного аспекта, так и системы управления им. При этом возможны следующие варианты структурных изменений системы СПО с учетом практического опыта профессиональных лицеев середины 90-х гг. XX в. [15].

1-й вариант. Профессиональное обучение навыкам выполнения трудовых функций производственного участка предприятия на основе наставничества. Освоение общепрофессиональных и профессиональных модулей на базе среднего общего образования. Срок обучения - до 10 месяцев. На базе основного общего образования с изучением профильных общеобразовательных предметов - 1 год 10 месяцев, что будет соответствовать 2-3-му уровням НСК.

2-й вариант. Среднее профессиональное образование по направлению подготовки на основе ступенчатой системы обучения с последовательным освоением квалификаций по схеме «рабочий - техник (технолог)». На базе среднего общего образования срок обучения - 1 год 10 месяцев. На базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев, что будет соответствовать 4-му уровню НСК. При реализации 1-го и 2-го вариантов целесообразно изменить структуру учебного года (табл. 1).

Таблица 1

Структура учебного года учреждения СПО, реализующего программы «Профессионалитета» на базе основного общего образования

Курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2

Полугодие Полугодие

1 2 1 2

Недель Недель

17 2 23 3 6 17 2 22 1

Уч. пр. К /Н Уч. пр. П К Уч. пр. К /Н Уч. пр. Э

Примечание: Уч. пр. - учебный процесс; К - каникулы; П - производственное обучение (практика); Э - экзамены

3-й вариант заключается в передаче подготовки специалистов среднего звена прикладному (профессиональному) бакалавриату, т. е. системе высшего образования. В этом случае речь идет о структурных изменениях и в системе высшего образования.

Таким образом, СПО надо рассматривать как вид среднего профильного образования, обеспечивающего овладение профессией 3-го уровня квалификации согласно НСК, т. е. наукоемкость профессии требует среднего общего образования [13].

Выпускнику учреждения СПО («Профессионалитета») открывается возможность обучения, соответствующего виду профессиональной деятельности, по программе прикладного бакалавриата, а затем спе-циалитета (рис. 1).

Заключение

Проведенное нами исследование показывает, что в настоящий момент наблюдается смена методологических подходов к профессиональному образованию и подготовке кадров. С начала 2000-х гг. профобра-

Высшее образование Магистратура Специалитет

Академический Прикладной -специалист среднего звена

Бакалавриат

Среднее профессиональное образование Профессионалитет. Срок обучения: 10 мес. - 2 г. 10 мес.

Профессиональное обучение Ученичество. Срок обучения: 2-6 месяцев

7-й

6-й 5-й

4-й

3-й

2-й

Уровни квалификации

Рис. 1. Взаимосвязь структуры профессионального образования и национальной системы квалификаций

зование базируется на компетентностной модели, где упор делается на способность действовать через знания, навыки и отношения, которые интегрированы в профессиональный репертуар человека. Основным способом передачи навыков остается опыт. К 2020 г. составляющие понятия «компетенция» существенно расширились, а понятие опыта трансформировалось. Концепция и реальность профобразования существенно изменились. Подготовка как образовательная траектория исключительно для прямого выхода на рынок труда практически исчезла. Раньше движущими силами развития СПО были структурные факторы (изменения требований к навыкам, вызванные новыми технологиями), а также институциональные факторы, например новый акцент на результатах обучения или внедрение квалификационных рамок. Если суммировать, то система СПО продолжала функционировать в парадигме «образование на всю жизнь», наращивая дополнительные образовательные модули и увеличивая сроки обучения. В настоящее время среди актуальных тенденций в СПО все чаще выступают такие тренды, как смещение профессионального уровня в образовании, конвергенция и гибридизация общего и профессионального образования. Сближение секторов СПО и высшего образования порождает другой принципиально важный вопрос - будет ли прогрессировать наблюдаемый сегодня массовый отказ молодежи от высшего образования и станут ли колледжи полноценной альтернативой вузу? Сегодня ряд колледжей движутся по академическому пути, расширяя направления кооперации с вузами, все больше превращаясь в ступень начального высшего образования. Колледжи заинтересованы в открытии собственных программ прикладного (профессионального) бакалавриата, а вузы, в особенности те, чья деятельность направлена в большей степени на образование, чем на исследование, стремятся расширить профессиональную подготовку. Во многих зарубежных странах в силу реформ высшего образования такие учреждения выделены в отдельную группу. В результате формируются структуры кластерного типа, дающие многоуровневые программы подготовки, где СПО занимает начальную ступень подготовки. В условиях доминирующей парадигмы «образование через всю жизнь» необходимо четко обозначить границы уровня СПО, прежде всего рассматривать его как вид профильного образования, задачами которого являются профессиональное самоопределение молодежи. Проведенные нами исследования корреспондируются с исследованиями в области профессионального образования других отечественных и зару-

бежных авторов. Отмечается асинхронность функционирования системы СПО и кадровых потребностей предприятий, что выражается в несоответствии структуры направлений подготовки в учреждениях СПО и профессионально-квалификационной структуры предприятий, сроков обучения в учреждениях СПО и уровней квалификации выпускников, декларированным и фактическим статусом системы СПО. Наблюдаются, с одной стороны, процессы поляризации учреждений профессионального образования, а с другой - конвергенции и интеграции вузов и колледжей, общеобразовательных школ и колледжей. Сегодня инициируется создание инженерных школ, открываются профильные классы с профессиональной направленностью. Границы СПО как государственной системы в силу его многовекторности и многофункциональности расширяются и размываются. Этим диктуется необходимость структурных изменений в системе СПО, прежде всего его целей и задач, которые должны сосредоточиться на профессиональном самоопределении молодежи и подготовке работников квалифицированного труда, что актуально в условиях изменения экономической модели.

Литература

1. Управленческая фокусировка региональной системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития / С. Ю. Алашеев, Т. Г Кутейницына, Н. Ю. Посталюк, В. А. Прудникова // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 10. С. 44-77. D0I: 10.17853/1994-5639-2021-10-44-77.

2. Баканова И. Г., Капустина Л. В. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 4. С. 50-64. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-110223.

3. Национальная система квалификаций и перспективы развития преемственности общего и профессионального образования / В. И. Блинов, Е. Ю. Есина, Л. Н. Куртеева и др. // Образовательная политика. 2018. № 1 (76). С. 30-35.

4. Беляева А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс]. СПб., 2002. 240 с. URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01002448833.

5. Блинов В. И., Крутеева Л. Н. Развитие среднего профессионального образования в современной России // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1, № 4. С. 269-277. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.269-277.

6. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Профессионалитет - новая сущность и старые смыслы // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2, № 3. С. 248-255. DOI: 10.46684/2687-1033.2021.3.248-255.

7. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, А. И. Сатдыков и др. М., 2021. 73 с. URL: http://firo. ranepa.ru/files/docs/spo/scenarii_razvitiya_spo/part1.pdf.

8. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предпри-

ятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 41-71. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70.

9. Вишневская Н. Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 5-29. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-5-29.

10. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Вклад системы СПО в развитие человеческого капитала: опыт стран Европейского Союза // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 162-168. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-162-168.

11. Егоров Н. Е., Ковров Г. С. Особенности подготовки кадров в условиях перехода на новый технологический уклад [Электронный ресурс] // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 117-121. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/117-122.pdf.

12. Зинченко Ю. П., Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Психолого-педагогические обоснования прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 11-35. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-11-35.

13. Лейбович А. Н. Стратегия [Электронный ресурс] // Национальная система квалификаций России. 2021. № 1 (1). С. 3-13. URL: https://journal.nark.ru/?page_id=177.

14. Листвин А. А. Среднее профессиональное образование: кризис реформ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3. С. 169-177. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-18.

15. Листвин А. А. Среднее профессиональное образование: организация образовательного процесса // Образование и наука. 2014. № 7. С. 64-74. DOI: 10.17853/1994-5639-2014-7.

16. Новиков А. М. Постиндустриальное образование [Электронный ресурс]. М., 2008. 136 с. URL: http://www.anovikov.ru/ books/post_obr.pdf.

17. Тощев А. К. Тренды современного образования: взгляд на подготовку специалистов среднего звена в условиях модернизации системы образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. № 1 (4). С. 283-287. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.283-287.

18. CAIPE (2017) Continuing Interprofessional Development: Guidelines 2017 / prepared for CAIPE by H. Barr, J. Ford, R. Gray, M. Helme, Reeves S. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.caipe.org/resources/publications/caipe-publications/ caipe-2017 (дата обращения: 06.04.2022).

19. Barak M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change // Computers & Education. 2018. Vol. 121. P. 115-123. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.01.016.

20. Germany - 2020 Skills forecast [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/ country-reports/germany-2020-skills-forecast (дата обращения: 14.05.2022).

21. Froehlich Dominik E., Beaucourt Simon A. J., Segers Men S. R. Great Expectations: The Relationship Between Future Time Perspective, Learning from Others, and Employability // Vocations and Learning. 2015. Р. 214-227. DOI: 10.1007/ s12186-015-9131-6.

References

1. Alasheev S. Yu., Kuteinitsyna T. G., Postalyuk N. Yu., Prudnik-ova V. A. Upravlencheskaya fokusirovka regional'nojsistemy professional'nogo obrazovaniya na potrebnosti social'no-eko-nomicheskogo razvitiya [Managerial focus of a regional vocational education and training system on the needs of socio-economic development]. The Education and Science Journal, 2021, vol. 23, no. 10, pp. 44-77. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-44-77. (In Russian).

2. Bakanova I. G., Kapustina L. V. Vyzovy sovremennoj sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya i puti ih reshe-

niya [Challenges to the modern system of secondary vocational education and ways to solve them]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2022, no. 4, pp. 50-64. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-110223. (In Russian).

3. Blinov V. I., Esina E. Yu., Kurteeva L. N. et al. Nacional'naya sistema kvalifikacij i perspektivy razvitiya preemstvennosti obshchego i professional'nogo obrazovaniya [The continuity of general and professional education in the perspective of modernization of the national system of qualifications in Russia]. Educational Policy, 2018, no. 1 (76), pp. 30-35. (In Russian).

4. Belyaeva A. P. Integral'naya teoriya i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Integral theory and practice of multilevel continuing professional education]. St. Petersburg, 2002, 240 p. Available at: https://search.rsl.ru/ru/ record/01002448833. (In Russian).

5. Blinov V. I., Kruteeva L. N. Razvitie srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii [Development of secondary vocational education in modern Russia]. Transport Technician: Education and Practice, 2020, vol. 1, no. 4, pp. 269-277. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.269-277. (In Russian).

6. Blinov V. I., Kurteeva L. N. Professionalitet - novaya sushchnost' i starye smysly [Professionalitet - new essence and old meanings]. Transport Technician: Education and Practice, 2021, vol. 2, no. 3, pp. 248-255. DOI: 10.46684/2687-1033.2021.3.248-255. (In Russian).

7. Blinov V. I., Sergeev I. S., Satdykov A. I. et al. Struktura i parame-try scenariev razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2035 goda [Structure and parameters of scenarios for the development of secondary vocational education in the Russian Federation until 2035]. Moscow, 2021, 73 p. Available at: http://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/scenarii_raz-vitiya_spo/part1.pdf. (In Russian).

8. Blinov V. I., Satdykov A. I., Seliverstova I. V. Aktual'noe sostoyanie vzaimodejstviya professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i pred-priyatij [Current status of interaction between vet institutions and enterprises]. The Education and Science Journal, 2021, vol. 23, no. 7, pp. 41-71. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70. (In Russian).

9. Vishnevskaya N. T. Modeli pervichnoj professional'noj podgotovki v sovremennyh ekonomikah [Models of primary vocational training in modern economies]. Educational Studies Moscow, 2010, no. 4, pp. 5-29. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-5-29. (In Russian).

10. Dudyrev F. F., Romanova O. A. Vklad sistemy SPO v razvitie chelovecheskogo kapitala: opyt stran Evropejskogo Soyuza [The contribution of the vet system to development of human capital: Europe Union experience]. Pedagogical IMAGE, 2018, no. 3 (40), pp. 162-168. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-162-168. (In Russian).

11. Egorov N. E., Kovrov G. S. Osobennosti podgotovki kadrov v usloviyah perekhoda na novyj tekhnologicheskij uklad [Features of personnel training in conditions of transition to new technological paradigm]. Man and Education, 2018, no. 2 (55), pp. 117-121. Available at: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/117-122.pdf. (In Russian).

12. Zinchenko Yu. P., Dorozhkin E. M., Zeer E. F. Psihologo-pedagogicheskie obosnovaniya prognozirovaniya budushchego professional'nogo obrazovaniya: vektory razvitiya [Psychological and pedagogical bases for determining the future of vocational education: vectors of development]. The Education and Science Journal, 2020, vol. 22, no. 3, pp. 11-35. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-11-35. (In Russian).

13. Leibovich A. N. Strategiya [Strategy]. National system of qualifications of Russia, 2021, no. 1 (1), pp. 3-13. Available at: https:// journal.nark.ru/?page_id=177. (In Russian).

14. Listvin A. A. Srednee professional'noe obrazovanie: krizis reform [Secondary vocational education: reform crisis]. Chere-

povets State University Bulletin, 2019, no. 3, pp. 169-177. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-18. (In Russian).

15. Listvin A. A. Srednee professional'noe obrazovanie: organi-zaciya obrazovatel'nogo processa [Secondary vocational education: training process organization]. The Education and Science Journal, 2014, no. 7, pp. 64-74. Available at: DOI: 10.17853/1994-5639-2014-7. (In Russian).

16. Novikov A. M. Postindustrial'noe obrazovanie [Postindustrial education]. Moscow, 2008, 136 p. Available at: http://www.ano-vikov.ru/books/post_obr.pdf. (In Russian).

17. Toshchev A. K. Trendy sovremennogo obrazovaniya: vzglyad na podgotovku specialistov srednego zvena v usloviyah mod-ernizacii sistemy obrazovaniya [Trends of modern education: a look at the preparation of mid-level specialists under conditions of modernization of the education system]. Transport Technician: Education and Practice, 2020, no. 1 (4), pp. 283-287. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.283-287. (In Russian).

18. CAIPE (2017) Continuing Interprofessional Development: Guidelines 2017. Prepared for CAIPE by H. Barr, J. Ford, R. Gray, M. Helme, S. Reeves. Available at: https://www.caipe. org/resources/publications/caipe-publications/caipe-2017 (accessed 06.04.2022). (In English).

19. Barak M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change. Computers & Education, 2018, vol. 121, pp. 115-123. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.01.016. (In English).

20. Germany - 2020 Skills forecast. Available at: https://www.cede-fop.europa.eu/en/publications-and-resources/country-reports/ germany-2020-skills-forecast (accessed 14.05.2022). (In English).

21. Froehlich Dominik E., Beaucourt Simon A. J., Segers Men S. R. Great Expectations: The Relationship Between Future Time Perspective, Learning from Others, and Employ-ability. Vocations and Learning, 2015, pp. 214-227 Available at: DOI: 10.1007/s12186-015-9131-6. (In English).

УДК/UDC 373

DOI 10.54509/22203036_2022_3_16 EDN XANAIC

Харисова Людмила Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва

Kharisova Lyudmila A.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Senior Research Associate, Institute for Strategy of Educational

Development of the Russian Academy of Education, Moscow

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР MODERN RUSSIAN TEXTBOOK: A TERMINOLOGICAL OVERVIEW

Введение. Современный мир характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах жизни человека, и, чтобы не отставать от развития науки и техники, необходимо быстро адаптироваться, учиться жить в новых реалиях и совершенствовать свои когнитивные, операциональные навыки и умения. Система российского образования требует незамедлительной модернизации, начиная с целей образования, содержания, заканчивая универсальными компетенциями, которые необходимы человеку уже сегодня. Важнейшими компетенциями, востребованными не только на рынке труда, но и в повседневной жизни россиянина, являются способность к познавательной деятельности, информационная и финансовая грамотность, креативность и культура общения, умение адаптироваться к социокультурной среде, критичность при анализе информационного потока, готовность к решению сложных жизненных ситуаций и умений делать правильный выбор. Кроме того, мы, росси-

яне, должны понимать, что наша культура, традиции, духовные ценности, историческая память являются неизменными и основополагающими для формирования навыков россиянина XXI в., а основным средством формирования личности россиянина с его культурой, интеллектом и нравственным мировоззрением выступает учебник.

Цель статьи - проанализировать существующие научные подходы к пониманию сущности учебника.

Методология. Исследование проводилось на основе анализа научно-педагогической литературы по проблеме учебника, который рассматривается как определенная дидактическая система, имеющая сущностные, структурные и функциональные характеристики.

Результаты. Если рассматривать учебник как инструмент проектирования и оформления предметного содержания образования, то следует отметить, что современный тренд сущности учебника понимает его не только как совокупность различных тематиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.