Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СПО НА ОСНОВАНИИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И РЫНКА ТРУДА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СПО НА ОСНОВАНИИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СПО / ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И РЫНКА ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенина Е. Ю., Коновалов А. А.

Определена приоритетная задача системы профессионально-педагогического образования - обеспечение высокого уровня компетентности пе дагогических работников профессиональных образовательных организаций. Указана необходимость принципиального пересмотра подходов и механизмов формирования и совершенствования навыков педагогических работников с учетом результатов мониторинга образовательной сферы и рынка труда. В связи с этим определена цель статьи - разработка и научно-методологическое обоснование модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы среднего профессионального образования, включающей в себя такие элементы, как подготовка по основным и по дополнительным образовательным программам; организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов и выпускников профильных отраслевых образовательных программ, работников предприятий, потерявших работу граждан (имеющих профильное отраслевое образование); научно-методическое сопровождение практикующих педагогов совместно с диагностикой уровня компетентности, профессиональных дефицитов, а также помощью в профессиональном развитии и восполнении дефицитов с целью удержания на рабочем месте педагогических кадров системы среднего профессионального образования; мониторинг рынка труда; результаты независимой оценки квалификации педагогов, первичной и периодической аттестации; определение удовлетворенности педагогов и их работодателей развитием навыков посредством системы дополнительного профессионального образования. Авторами сделан вывод, что разработанная модель может лечь в основу формирования и развития современной системы подготовки профессионально-педагогических кадров и дополнительного профессионального образования педагогов среднего профессионального образования как на федеральном, так и на региональном и межрегиональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL FOR FORMING AND IMPROVING VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS’ SKILLS BASED ON THE MONITORING OF THE EDUCATIONAL SPHERE AND THE LABOR MARKET

The article defines a priority task of the system of vocational and pedagogical education to ensure a high level of competence of teachers in professional educational organizations. The article indicates the need for a fundamental revision of the approaches and mechanisms of the formation and improvement of the skills of pedagogical workers taking into account the results of monitoring of the educational sphere and the labor market. In this connection, the purpose of the article is determined - to develop and scientifically and methodologically substantiate a model for the formation and improvement of the skills of teaching staff in educational institutions of the secondary vocational education system that includes the following elements: training in both basic and additional educational programs; organizational and pedagogical support of professional self-determination of students and graduates of specialized sectoral educational programs, em ployees of enterprises, people who lost their jobs (having a industry-specific education); scientific and methodological support for practicing teachers, including diagnostics of the level of competence, professional deficiencies and assistance in professional development and replenishment of deficiencies in order to retain the teaching employees of the vocational education system in the workplace; labor market monitoring; the results of an independent assessment of the qualifications of teachers, primary and periodic certification; determination of the satisfaction of teachers and their employers with the development of skills through the additional professional education system. The authors conclude that the developed model can form the basis for the formation and development of a modern training system of professional and pedagogical personnel, as well as of additional professional training of secondary vocational education teachers at the federal, regional and interregional levels.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СПО НА ОСНОВАНИИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И РЫНКА ТРУДА»

Раздел 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Научная статья

УДК 377.112:371.13/.14:331.5

DOI: 10.17853/2686-8970-2022-4-17-31

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СПО НА ОСНОВАНИИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И РЫНКА ТРУДА

Екатерина Юрьевна Есенина

доктор педагогических наук

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Москва, Россия

kate604@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9288-367X

Антон Андреевич Коновалов

кандидат педагогических наук, директор Научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

anton-andreevi4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X

Аннотация. Определена приоритетная задача системы профессионально-педагогического образования - обеспечение высокого уровня компетентности пе-

© Есенина Е. Ю., Коновалов А. А., 2022 INSIGHT. 2022. № 4 (12)

17

дагогических работников профессиональных образовательных организаций. Указана необходимость принципиального пересмотра подходов и механизмов формирования и совершенствования навыков педагогических работников с учетом результатов мониторинга образовательной сферы и рынка труда. В связи с этим определена цель статьи - разработка и научно-методологическое обоснование модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы среднего профессионального образования, включающей в себя такие элементы, как подготовка по основным и по дополнительным образовательным программам; организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов и выпускников профильных отраслевых образовательных программ, работников предприятий, потерявших работу граждан (имеющих профильное отраслевое образование); научно-методическое сопровождение практикующих педагогов совместно с диагностикой уровня компетентности, профессиональных дефицитов, а также помощью в профессиональном развитии и восполнении дефицитов с целью удержания на рабочем месте педагогических кадров системы среднего профессионального образования; мониторинг рынка труда; результаты независимой оценки квалификации педагогов, первичной и периодической аттестации; определение удовлетворенности педагогов и их работодателей развитием навыков посредством системы дополнительного профессионального образования.

Авторами сделан вывод, что разработанная модель может лечь в основу формирования и развития современной системы подготовки профессионально-педагогических кадров и дополнительного профессионального образования педагогов среднего профессионального образования как на федеральном, так и на региональном и межрегиональном уровнях.

Ключевые слова: педагог профессионального образования, модель подготовки педагогических кадров СПО, формирование и совершенствование навыков педагогических кадров, организационно-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, мониторинг образовательной сферы и рынка труда

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке Мин-просвещения России в рамках государственного задания «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование), № 073-00104-22-01. Авторы выражают благодарность членам редакционной коллегии и издательской команде журнала.

Для цитирования: Есенина Е. Ю., Коновалов А. А. Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2022. № 4 (12). С. 17-31. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31.

18

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

Section 1. VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION: METHODS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

Original article

THE MODEL FOR FORMING AND IMPROVING VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS' SKILLS BASED ON THE MONITORING OF THE EDUCATIONAL SPHERE AND THE LABOR MARKET

Ekaterina Yu. Esenina

Holder of an Advanced Doctorate (Doctor of Science)

in Pedagogic Sciences

Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Moscow, Russia

kate604@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9288-367X

Anton A. Konovalov

Candidate of Sciences in Pedagogy, Director of the Scientific and EducationalCenter for the Study of the Prospects of Personnel Support in the System of Professional Education

Russian State Vocational Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia

anton-andreevi4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X

Abstract. The article defines a priority task of the system of vocational and pedagogical education to ensure a high level of competence of teachers in professional educational organizations. The article indicates the need for a fundamental revision of the approaches and mechanisms of the formation and improvement of the skills of pedagogical workers taking into account the results of monitoring of the educational sphere and the labor market. In this connection, the purpose of the article is determined - to develop and scientifically and methodologically substantiate a model for the formation and improvement of the skills of teaching staff in educational institutions of the secondary vocational education system that includes the following elements: training in both basic and additional educational programs; organizational and pedagogical support of professional self-determination of students and graduates of specialized sectoral educational programs, em-

INSIGHT. 2022. № 4 (12)

19

ployees of enterprises, people who lost their jobs (having a industry-specific education); scientific and methodological support for practicing teachers, including diagnostics of the level of competence, professional deficiencies and assistance in professional development and replenishment of deficiencies in order to retain the teaching employees of the vocational education system in the workplace; labor market monitoring; the results of an independent assessment of the qualifications of teachers, primary and periodic certification; determination of the satisfaction of teachers and their employers with the development of skills through the additional professional education system.

The authors conclude that the developed model can form the basis for the formation and development of a modern training system of professional and pedagogical personnel, as well as of additional professional training of secondary vocational education teachers at the federal, regional and interregional levels.

Keywords: teacher of vocational education, model of training of pedagogical staff of secondary vocational education, formation and improvement of skills of pedagogical staff, organizational and pedagogical support, professional self-determination, monitoring of the educational sphere and labor market

Acknowledgments: The study was carried out within the bounds of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation "Development of a model for the formation and improvement of teachers' skills, including the development of a methodology of the modern professional competence assessment of vocational education teaching staff based on the monitoring of the educational sphere and the labour market" (applied research, № 073-00104-22-01). The authors are grateful to the editorial board members and the publishing team of the journal.

For citation: Esenina E. Yu., Konovalov А. A. Model for forming and improving vocational education teachers' skills based on the monitoring of the educational sphere and the labor market // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 17-31. (In Russ.) https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31.

Введение и постановка проблемы. Ускорение процессов социально-экономических трансформаций, рост неопределенности на рынке труда требуют научно обоснованного ответа на эти вызовы со стороны системы профессионального образования. И таким ответом, прежде всего, должно быть обеспечение высокого уровня компетентности педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Привлечение в систему среднего профессионального образования (СПО) высококвалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения (в том числе работников производственных предприятий и призеров чемпионатов по профессиональному мастерству) стало одной из задач запущенного с 2022 г. федерального проекта «Профессионалитет».

Здесь следует акцентировать внимание на том, что остро стоит проблема интенсификации учебного процесса в связи с сокращением сроков освоения программ СПО. Педагоги должны применять более сложные

20

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

образовательные технологии, а это потребует более гибких и эффективных траекторий их подготовки и повышения квалификации [1].

Данные мониторинга СПО показывают, что средний возраст педагогов СПО составляет 45-50 лет, молодежь считает малопривлекательной эту деятельность в связи с ее большой трудоемкостью при невысоком уровне заработных плат [2]. Однако подготовка педагогов ведется по программам «Профессиональное обучение (по отраслям)», рассчитанным, как правило, на выпускников общеобразовательных школ как в среднем профессиональном, так и в высшем образовании на уровнях бакалавриата и магистратуры. По традиции советских времен считается, что в СПО готовят мастеров производственного обучения, а на уровнях высшего образования - преподавателей. Анализ динамики выпуска по этим программам на основе мониторингов СПО 1 и ВПО 1 позволяет сделать вывод, что оптимальной по востребованности среди абитуриентов оказывается программа бакалавриата. Но статистическая информация о закрепляемости на рабочем месте выпускников отсутствует.

Анализ практики субъектов Российской Федерации показывает, что выпускники вузов (правда, необязательно педагогических) действительно являются главным ресурсом пополнения штата преподавателей. Но мастеров производственного обучения «выращивают» сами образовательные организации (техникумы или колледжи). Становятся мастерами и представители организаций-работодателей с профильным высшим или средним профессиональным образованием. Но это не системная практика. Требуются решения по организации сопровождения профессионального выбора для взрослых, механизмы привлечения и отбора для педагогической деятельности.

Несомненно, что педагоги профессионального образования и обучения должны повышать уровень квалификации на протяжении всей своей карьеры [3]. При этом важно решение проблемы обеспечения квалификации педагогов СПО как в педагогической, так и отраслевой областях. А проблема поддержки отраслевой составляющей квалификации педагогов СПО на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. Наиболее же финансово затратные программы, к которым относятся производственная стажировка, реализуются в российских регионах редко либо совсем отсутствуют. Для работников с профильным отраслевым образованием (но без педагогического) система дополнитель-

МЭЮНГ. 2022. № 4 (12)

21

ного профессионального образования (ДНО) - это основной путь получения педагогической подготовки. Однако стоит заметить, что далеко не всегда эти программы ориентированы на профессиональную переподготовку, зачастую они просто направлены на повышение квалификации (от 16 ч). Нри этом повышение квалификации во многих организациях реализуется формально, так как этого требует законодательство, и чего явно недостаточно. Также в системе ДНО педагогических работников преобладает количественный подход (важным является именно количество обученных человек), а данные о качестве подготовки и ее влиянии на образовательный процесс практически не собираются и не учитываются.

Отметим, что методическая поддержка на региональном уровне зависит от региональных органов исполнительной власти в сфере образования и потенциала институтов развития образования, а также других организаций ДНО.

Исследователи считают, что использование независимой оценки квалификации специалистов, проведение мониторинга изменения структуры рынка труда - это опережающие и необходимые шаги в сторону развития кадрового обеспечения системы профессионального образования [4].

Возникает необходимость принципиального пересмотра подходов и механизмов формирования и совершенствования навыков педагогических работников с учетом результатов мониторинга образовательной сферы и рынка труда. Таким образом, целью настоящего исследования становится разработка и научно-методологическое обоснование модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы среднего профессионального образования.

Материалы и методы. Модель формирования и совершенствования навыков педагогических работников СНО основана на результатах анализа зарубежной и отечественной практики [5, 6], проведенного на первом этапе исследования, описываемого в данной статье. В исследовании использовались идеи компетентностного подхода, обеспечивающего построение содержания обучения «от результата» с опорой на идею мониторинга образовательной сферы и рынка труда при проектировании содержания профессионально-педагогического

22

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

образования и построении траекторий профессионального развития педагогических кадров системы профессионального образования [7].

Также в исследовании применялся метод интеграции как объединение в единое целое ранее разрозненных частей: системно-деятель-ностного (создание условий для процесса профессионального развития педагога на основе его активной, разносторонней и самостоятельной деятельности) и личностно ориентированного (отношение к каждому студенту и педагогу как к уникальной личности, создание условий для развития внутренней мотивации к достижению результатов обучения и профессиональной деятельности) подходов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития профессионального и профессионально-педагогического образования, теория моделирования и проектирования содержания профессионально-педагогического образования и сопровождения профессионального развития, развиваемые на протяжении многих лет В. И. Блиновым, Е. Н. Геворкян, П. Кубрушко, Г. М. Романцевым, В. А. Федоровым, что позволило авторам статьи разработать перспективную модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы СПО.

Результаты. Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы СПО включает в себя элементы, представленные на рисунке.

Организационно-иедагогнч! сопровождение профессионально! о самоопределения

Результаты независим ой опенки квалификации иедзююв, первичной и периодической апеслацни

Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы СПО

МЭЮНГ. 2022. № 4 (12)

23

Основная часть данной модели (см. рисунок) - подготовка профессионально-педагогических кадров по образовательным программам СПО, высшего образования и дополнительным профессиональным программам.

Нами предложено несколько траекторий подготовки с общим основанием - наличием квалификации и образования (СНО, бакалавриат) по профилю профессии, специальности.

Траектория 1. На базе завершенной программы подготовки специалистов среднего звена необходимо освоить дополнительный педагогический модуль, рассчитанный на один год обучения. Нримерная структура модуля может выглядеть следующим образом:

1. Нрофориентационная деятельность (организация профессиональных проб для школьников).

2. Организация учебно-производственной деятельности студентов СНО.

3. Воспитательная деятельность в СНО. Организационно-педагогическое сопровождение группы студентов.

4. Учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Основы проектирования образовательных программ СНО и программ профессионального обучения.

Такая траектория ведет к квалификации мастера производственного обучения1.

Изучение дополнительного педагогического модуля организуется на основе индивидуального учебного плана, кандидаты на обучение отбираются в процессе освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Очевидно, что лицензирование всех профессиональных образовательных организаций на реализацию профессионального модуля педагогической подготовки может быть затруднительно и нецелесообразно. Такое право можно предоставить техникумам и колледжам, отобранным по территориальному принципу (одна или две-три образовательных организации в зависимости от масштаба территории субъекта Российской Федерации). Либо такое право может

1 В перспективе мастер производственного обучения, при желании, может получить более высокую педагогическую квалификацию в рамках системы ДПО по программе профессиональной переподготовки. Условием для освоения такой программы может быть наличие стажа работы не менее трех лет. Целесообразно рассмотреть возможность приравнять успешное освоение такой программы к высшему образованию уровня бакалавриата.

24

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

быть дано вузам, находящимся на территории определенного региона. Реализация модуля может быть организована на основании законодательства о сетевой форме реализации образовательных программ.

Траектория 2. На базе завершенной программы бакалавриата по профилю профессии специальности при наличии опыта работы от трех лет освоение педагогической двухгодичной магистерской программы «Нрофессиональное обучение (по отраслям)» (один год - теоретическая подготовка, второй год - педагогическая стажировка на рабочем месте). Такие программы могут иметь разные содержательные акценты на первом году обучения и вести к квалификациям преподавателя общепрофессиональных дисциплин или методиста. Эти программы могут реализовы-ваться как на базе педагогических вузов, так и на базе вузов отраслевых.

В системе ДНО предлагается создать электронный банк профессиональных модулей, которые могут реализовываться как по отдельности, так и в разных сочетаниях для подготовки к деятельности кураторов учебных групп, организаторов воспитательной деятельности в организациях СНО, организаторов профориентационной работы со школьниками и студентами, методистов, владеющих дидактическими методами использования различных цифровых средств в обучении, организацией процедур оценки в форме демонстрационного, профессионального экзаменов, конкурсов профессионального мастерства и т. д.

Отдельный раздел в электронном банке модулей - программы производственных стажировок и база данных о площадках их прохождения. Его формирование возможно только при устойчивом партнерстве с организациями и объединениями, ассоциациями работодателей на федеральном и региональном уровнях.

Любой мастер производственного обучения и преподаватель сможет ознакомиться с аннотациями таких программ и определиться с возможными траекториями своего профессионального развития.

Еще одним элементом модели является система сопровождения профессионального выбора в области педагогических профессий для взрослых, прежде всего, представителей организаций-работодателей, но также и для педагогов общеобразовательных школ, научных работников, экспертов в сфере профессионального образования и обучения. На работу в профессиональные образовательные организации, кроме основных позиций мастера производственного обучения и преподава-

МЭЮНГ. 2022. № 4 (12)

25

теля, могут привлекаться работники и на должности методистов, старших методистов, руководителей центров опережающей профессиональной подготовки и др. На базе региональных институтов развития образования, других организаций дополнительного профессионального образования и вузов могут создаваться центры сопровождения профессионально-педагогического выбора взрослых, сотрудничающие со службами занятости, организациями работодателей, профессиональными образовательными организациями, отраслевыми вузами, региональными органами исполнительной власти в сфере образования.

Очевидно, что в связи с вышеизложенным целесообразно разработать критерии отбора потенциальных кандидатов на педагогические должности, систему консультационной работы и организации профессиональных проб, стажировок в рамках кружков, секций иных структурных подразделений в техникумах и колледжах, позволяющих привлечь к педагогической деятельности взрослых, имеющих к ней предрасположенность.

Нредставляется целесообразным на базе тех же организаций, где созданы центры сопровождения профессионально-педагогического выбора взрослых, создавать и центры научно-методического сопровождения практикующих педагогов СНО. Данные центры предназначены для создания системы профессионального развития и карьерного роста педагогов СНО на основе профессиональных стандартов в сфере образования; обеспечения систематической диагностики уровня профессиональной компетентности и помощи в преодолении профессиональных дефицитов через систему ДНО; а также планирования профессионально-личностного роста. Данный элемент модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы СНО является важной составляющей для начинающих педагогов и работников с опытом, сталкивающихся с проблемами профессионального выгорания. Этот элемент модели (центры научно-практического сопровождения практикующих педагогов СНО) позволяет создавать условия закрепляемости педагогов на рабочем месте при сохранении уровня качества их деятельности.

Ни система основных образовательных программ, ни система дополнительного профессионального образования педагогических работников, ни системы сопровождения профессионального выбора

26

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

и научно-методического сопровождения не смогут успешно функционировать без налаженной системы следующих мониторингов:

• по выявлению новых педагогических компетенций, связанных с инновациями в отрасли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определению потребностей в профессионально-педагогических кадрах той или иной квалификации в образовательных организациях;

• сбору и анализу данных о результатах независимой оценки квалификации педагогов, первичной и периодической аттестации;

• по степени удовлетворенности педагогов и их работодателей результатами освоения программ дополнительного профессионального образования, их влияния на качество образовательного процесса.

Информация всех перечисленных мониторингов необходима для обновления содержания основных и дополнительных профессиональных образовательных программ подготовки педагогов, а в конечном счете и для обеспечения качества формирования и совершенствования их навыков на основе развития внутренней мотивации к деятельности.

Обсуждение результатов. Содержание и структура модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы СПО коррелирует с актуальными тенденциями развития системы профессионального образования и рынка труда. Так, на постоянное обновление содержания профессионального образования, продиктованное непрерывным развитием техники и технологии, указывают A. Hoekstra, J. Kuntz, P. Newton [8] и др. Важное значение имеют и векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования, среди которых В. О. Зинченко [9], А. А. Коновалов и А. И. Лыжин [10] называют построение образовательного процесса на основе agile-методологии, использование возможностей профильных дисциплин для развития информационной компетентности педагогов профессионального образования и обучения.

Представленная нами модель подготовки педагогов профессионального образования не вступает в противоречие и с принципами и подходами к совершенствованию подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения (межотраслевой интеграции, обучения по аддитивной форме подготовки, оптимизации сроков данной подготовки, преемственности ступеней профессионально-педагогического образования), названными П. Ф. Кубрушко с соавторами [11].

INSIGHT. 2022. № 4 (12)

27

В свою очередь, В. И. Блинов с соавторами [12], а также С. С. Гиль [13] однозначно высказываются о роли предприятий во взаимодействии с профессиональными образовательными организациями. Действительно, обеспечение непрерывного повышения квалификации в плане отраслевой компетентности гораздо более эффективно при партнерстве с предприятиями, и учитывается нами при организации процесса дополнительного профессионального образования педагогических работников в формате стажировок.

J. H. Broad во главу угла ставит концепцию «знания в движении» («Knowledge in motion») [14], что перекликается с элементом модели по научно-методическому сопровождению практикующих педагогов.

Наличие такого необходимого элемента модели, как мониторинг рынка труда и образовательной сферы подтверждается также и исследованием D. Andriusaitiene, которая справедливо отмечает, что только бизнес-сообщество может формировать перечень важных технологических навыков для кадров рынка труда [15]. Действительно, с каждым днем в мире ввиду цифровой трансформации и технологического развития всех отраслей экономики необходимо выявлять новые педагогические компетенции, обладая которыми, педагоги окажутся в состоянии готовить квалифицированные кадры для рынка труда. Компонент модели, предусматривающий определение уровня сформированности компетентности педагогов, выбран нами как важный целевой ориентир в организации помощи педагогам в преодолении трудностей и в проектировании маршрутов профессионального развития. В этом ключе представленная нами модель не вступает в противоречие с разработанной ранее В. В. Дубицким с соавторами моделью подготовки мастера 2.0 [16]. Также на важность определения удовлетворенности педагогов и их работодателей развитием навыков посредством программ повышения квалификации указывают китайские ученые X. Jin, D. Tigelaar и др. [17].

Заключение. Жизнеспособность представленной в статье модели зависит от управленческих решений на региональном и федеральном уровнях. Законодательное закрепление образовательных траекторий подготовки педагогов, включая вопросы межрегионального сетевого взаимодействия при организации программ ДПО, особенно в форме производственных стажировок, системное взаимодействие групп экспертов при формировании основных и дополнительных профес-

28

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

сиональных программ с опорой на профессиональные стандарты, финансовое и кадровое обеспечение организационно-педагогического сопровождения профессионального выбора взрослых в области педагогических профессий в системе СПО - это важные шаги к апробации и внедрению модели. Научно-методическое сопровождение педагогов СПО требует объединения усилий на федеральном, региональном и межрегиональном уровнях. Такая система должна быть в каждом регионе России, но наибольшей эффективности она достигнет при обеспечении координации межрегиональных связей, создании и управлении федеральным Интернет-порталом, обеспечивающим ведение баз данных о программах, экспертах, базах стажировок, данных мони-торингов сфер профессионального образования и рынка труда. Очевидно, что на федеральном уровне должно быть принято решение об операторе такого портала, а на региональном уровне - о региональных организациях-операторах, составляющих единую сеть.

При описании модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы СПО не было сформулировано предложений относительно наставников на производстве, поскольку законодательно так и не принято решение о статусе наставника, нет требований к отбору таких работников и их педагогической подготовке. Тем не менее, наставничество на производстве является важнейшей составляющей обеспечения качества образовательного процесса в СПО и эта тема требует отдельной дополнительной проработки. В 2022 г. в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в экспериментальном режиме была предусмотрена программа профессиональной переподготовки для работников предприятий, участвующих в реализации образовательных программ профессионалитета. Очевидно, что при анализе промежуточных и итоговых результатов федерального проекта возможно сделать дополнения к предложенной в данной статье модели.

Список источников

1. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Профессионалитет - новая сущность и старые смыслы // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2, № 3. С. 248-255. https://doi.Org/10.46684/2687-1033.2021.3.248-255.

МЭЮНГ. 2022. № 4 (12)

29

2. Крайчинская С. Б., Петров Е. Е., Романова О. А. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы: информационный бюллетень. М.: Изд-во Нац. исслед. ун-та «Высш. шк. экономики», 2022. 36 с. (Мониторинг экономики образования; № 2 (19)).

3. Hoekstra A., Crocker J. R. ePortfolios: Enhancing Professional Learning of Vocational Educators // Vocations and Learning. 2015. Vol. 8. P. 353-372. https://doi.org/10.1007/s12186-015-9133-4.

4. Кичерова М. Н., Семенов М. Ю., Зюбан Е. В. Практики оценки квалификаций: новые возможности и ограничения // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 71-98. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-71-98.

5. Есенина Е. Ю., Коновалов А. А., Сатдыков А. И. Особенности формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования в зарубежной практике // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 16-27. https:// doi.org/10.51379/KPJ.2022.156.6.002.

6. Есенина Е. Ю., Коновалов А. А. К вопросу о перечне навыков педагогических работников СПО // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 3. С. 6-20. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2022.50.3.009.

7. Skills Matter: Additional Results from the Survey of Adult Skills / OECD Skills Studies. Paris: OECD Publishing, 2019. 127 р. https://doi.org/ 10.1787/1f029d8f-en.

8. Hoekstra A., Kuntz J., Newton P. Professional learning of instructors in vocational and professional education // Professional Development in Education. 2018. Vol. 44, iss. 2. P. 237-253. https://doi.org/10.1080/ 19415257.2017.1280523.

9. Зинченко В. О. Новые векторы подготовки педагогов профессионального обучения // Дистанционные образовательные технологии: материалы 7-й Междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 21-22 сент. 2022 г. Симферополь, 2022. С. 25-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=49478851.

10. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 47-56. https://doi.org/ 10.52944/P0RT.2022.49.2.005.

30

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

11. Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В., Атапина Ю. А. Педагогическая подготовка преподавателей системы среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 36-46. https://doi.Org/10.52944/PORT.2022.49.2.004.

12. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 41-70. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70.

13. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 67-80. https://doi.org/10.17853/ 2686-8970-2022-2-67-80.

14. Broad J. H. Vocational knowledge in motion: rethinking vocational knowledge through vocational teachers' professional development // Journal of Vocational Education & Training. 2016. Vol. 68, iss. 2. P. 143-160. https://doi.org/10.1080/13636820.2015.1128962.

15. Andriusaitiene D. Model of Organization of VET Teachers' Technological Competences Development - The Lesson of Social Partnership // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 110. P. 647-657. https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.909.

16. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» / В. В. Дубицкий [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 67-100. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100.

17. Novice teachers' appraisal of expert feedback in a teacher professional development programme in Chinese vocational education / X. Jin [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 112. Art. 103652. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103652.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 24.11.2022; принята к публикации 28.11.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 24.11.2022; accepted for publication 28.11.2022.

INSIGHT. 2022. № 4 (12)

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.