ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5 (110). С. 196-207. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 5 (110), pp. 196-207.
Научная статья УДК 37.04
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-16
Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей c образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования и государственными службами
Ирина Адольфовна Букина1, Татьяна Викторовна Гудина2и, Ольга Александровна Денисова3, Ольга Леонидовна Леханова4
1 2 3 ^Череповецкий государственный университет,
Череповец, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9868-9357 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6896-6918 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0236-9181 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0882-4632
Аннотация. В статье представлена структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего / высшего профессионального образования и государственными службами. Она состоит из целевого, содержательного, процессуального блоков, рассматриваемых как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, организующих определенную целостную систему. Целевой компонент включает цель, задачи, принципы взаимодействия. В содержательном блоке выделяются образовательное, научно-инновационное, информационно-аналитическое направления, позволяющие реализовать конструктивно-содержательную функцию сотрудничества работодателей и образовательных организаций. В процессуальном блоке находят отражение применяемые формы работы, которые должны осуществляться в соответствии со специальными условиями.
Вышеназванные блоки модели взаимосвязаны и необходимы для понимания функционирования регионального информационно-аналитического портала «ПЕРСПЕКТИВА-FRO» и его составляющей - базы данных «Инклюзивное профессиональное образование Вологодской области», предназначенной для хранения, систематизации, анализа информации об инклюзивном профессиональном образовании указанного региона.
Ключевые слова: трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, профориентация, взаимодействие работодателей с образовательными организациями
Благодарность. Исследование выполнено в рамках Гранта «Развитие регионального информационно-аналитического портала "ПЕРСПЕКТИВА-PRO" с применением технологии искусственного интеллекта как инструмента профориентации, образования и содействия
Букина И. А., Гудина Т. В., Денисова О. А., Леханова О. Л., 2022
196
ISSN 1994 0637 (print)
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
с образовательными организациями среднего и высшего НАУКИ
профессионального образования и государственными службами
трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», договор № 22 от 10 декабря 2021 г.
Для цитирования: Букина И. А., Гудина Т. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования и государственными службами // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5 (110). С. 196-207. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-16.
Structural-functional model of interaction between employers, educational organizations of secondary and higher vocational education and public services
Irina A. Bukina', Tatiana V. Gudina2EI, Olga A. Denisova3,
Olga L. Lekhanova4
1 2 3 4Cherepovets State University, Cherepovets, Russia
'[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9868-9357 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6896-6918 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0236-9181 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0882-4632
Abstract. The article presents a structural and functional model of interaction between employers, educational institutions of secondary / higher professional education and public services including target, content, procedural blocks and considered as a set of regular, functionally related components that make up a certain integral system. The target component includes the goal, tasks and interaction principles. In the content block, the authors point out educational, scientific and innovative, informational and analytical fields, implementing the constructive and meaningful function of cooperation between employers and educational organizations. The procedural block contains the applicable forms of work, which must be implemented in accordance with special conditions. The listed blocks of the model are interconnected and necessary for understanding the work of the regional information and analytical portal "PERSPECTIVE-RRO" and its component database "Inclusive vocational education in Vologda region", designed to store, systematize, analyze information about inclusive vocational education in Vologda region.
Keywords: employment of people with disabilities and health limitations, career guidance, interaction between employers and educational organizations
Acknowledgments. The study was carried out as a part of grant "Development of the regional information and analytical portal "PERSPECTIVE-PRO" using artificial intelligence technology as a tool for career guidance, education and assistance to the employment of people with disabilities and health limitations", agreement No. 22 of December 10, 2021.
For citation: Bukina I. A., Gudina T. V., Denisova O. A., Lekhanova O. L. Structural-functional model of interaction between employers, educational organizations of secondary and higher vocational education and public services. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 5 (110), pp. 196-207 (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-16.
Введение
С увеличением темпов «высокотехнологической индустриализации», особое значение отводится решению проблем модернизации подготовки высококвалифици-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 197 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей
НАУКИ с образовательными организациями среднего и высшего
профессионального образования и государственными службами
рованных кадров в системе среднего / высшего профессионального образования. Вышеназванный путь напрямую связан со взаимодействием образовательных организаций, работодателей и государственных учреждений, способствующий укреплению конкурентных преимуществ региона как центра интеллектуальных и производственных ресурсов и человеческого капитала, развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики.
При решении проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на региональном и федеральном уровнях особую актуальность приобретает подпрограмма «Содействие занятости инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и последующего трудоустройства, а также инвалидов, нуждающихся в сопровождаемом содействии занятости» государственной программы «Трудовые ресурсы, занятость населения и безопасный труд» утвержденной Правительством Вологодской области на период 2021-2025 годы. Значимую роль в вопросе трудоустройства лиц с ОВЗ играет Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года, к числу ключевых задач которой отнесены вопросы взаимодействия среднего и высшего профессионального образования с предприятиями и бизнесом, создание возможностей и условий для получения специальности инвалидами и лицами с ОВЗ.
В этих документах определены перспективные направления развития системы среднего/высшего профессионального образования: обеспечение соответствия качества подготовки выпускников образовательных организаций требованиям высокотехнологического производственного процесса промышленных предприятий; необходимость консолидации ресурсов образовательных учреждений и предприятий для реализации профессионального обучения; включение работодателей в оценку качества подготовки студентов образовательных организаций; помощь в трудоустройстве и сопровождении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Основная часть
Существует необходимость разработки структурно-функциональной модели взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего/высшего профобразования и государственными службами для создания «бесшовного» перехода и условий, с одной стороны, в реализации личностных возможностей людей с ОВЗ, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, с другой, вовлечения их в трудовую деятельность и приобретение соответствующих компетенций.
Теоретическими основами обозначенной проблемой профориентации, профобразования, формирования профессионально важных качеств, способствующих трудоустройству молодых инвалидов и лиц с ОВЗ занимались отечественные и зарубежные ученые: С. Глэддинг1, Д. Палфри, У. Гассер2, Р. Вуоринен, Х. Зелот, П. Лемпи-
1 Глэддинг С. Психологическое консультирование. Санкт-Петербкрг: Питер, 2002. 736 с.
2 Палфри Д., Гассер У. Дети цифровой эры. Москва: ЭКСМО, 2011. 368 с.
198
ISSN 1994 0637 (print)
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
с образовательными организациями среднего и высшего НАУКИ
профессионального образования и государственными службами
нен1, K. Mcdonald2, Е. В. Гудкова3, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников4, Н. Ф. Ро-дичев5, Г. Ф. Шафранов-Куцев6 и др.
Многоаспектность проблемы формирования и развития профессионально важных качеств современного специалиста, многокомпонентность ее дефиниций посвящены работы Э. Ф. Зеер7, И. А. Зимней8, А. В. Карпова9, И. С. Якиманской10 и др., предложены технологии их формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе (Е. Ю. Дмитриева11, Е. О. Иванова12, М. Н. Прозорова13, О. Г. Старцева14 и др.).
Проблематика инклюзивного образования в исследовательской повестке нашла отражения в работах J. O'Rourke 15, T. Brandon, J. Charlton16, T. Cronis, D. Ellis1,
1 Вуоринен Р., Зелот Х., Лемпинен П. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник ТвГУ. 2013. Вып. 3. С. 24-33.
2 Mcdonald, K. Hite L. Reviving the relevance of career development in human resource development // Human Resource Development. Review. 2005. Vol. 4, № 4 (Dec.). P. 418-439.
3 Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 125 с.
4 Пряжникова Е.Ю. Профориентация. Москва: Академия, 2005. 494 с.; Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Весник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 42-45.
5 Родичев Н. Ф. Постиндустриальный, глобализационный и постмодернистский вызовы отечественной профессиональной ориентации // Педагогика. 2016. № 4. С. 18-30.
6 Шафранов-Куцев Г. Ф. Профориентационные практики вуза. Москва: Логос, 2014. 196 с.
7 Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва: Академический проект: Деловая книга, 2003. 336 с.
8 Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 4-42.
9 Карпов А. В. Психология труда. Москва: Юрайт, 2018. 350 с.
10 Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 28-37.
11 Дмитриева Е. Ю. Формирование профессионально-педагогических качеств в условиях студенческого педагогического отряда. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. 159 с.
12 Иванова Е. О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результатов высшего образования // Право и образование. 2007. № 10. С. 36-44.
13 Прозорова М. Н. Особенности формирования образовательной самооценки студентов в учебно-воспитательном процессе колледжа // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 46.
14 Старцева О. Г. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий: дис. ... кан. пед. наук. Уфа: [б.и.], 2008. 192 с.
15 O'Rourke, J. Inclusive Schooling: If It's So Good - Why Is It So Hard to Sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Р. 530-546.
16 Brandon T., Charlton J. The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1. Р. 165-178.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 199 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (piint)
И. А. Букина, Т. В. Гудина, О. А. Денисова, О. Л. Леханова.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей
НАУКИ с образовательными организациями среднего и высшего
профессионального образования и государственными службами
Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова2, В. В. Хитрюк3, Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Ло-
4
шакова и др.
Практико-ориентированным инструментом решения задач взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего/высшего профобразования и государственными службами на основе проведенного анализа стала разработанная нами структурно-функциональная модель, рассматриваемая как целостная система, состоящая из трех блоков: целевого, содержательного, процессуального. Модель представляет совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему (см. рисунок).
Компоненты (блоки) данной модели раскрывают внутреннюю организацию (структуру) процесса взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего/высшего профобразования и государственными службами и имеют функциональное назначение.
Целевой блок - функция целеполагания - ориентирует на достижение цели - выстраивание эффективного взаимодействия между всеми субъектами, осуществление помощи по профориентации, получения образования и содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом региональной экономики, рынка труда посредством решение следующих задач.
1. Внедрить новые эффективные информационные формы взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями и государственными службами.
2. Повысить освоение профессиональных компетенций обучающихся с ОВЗ, соответствующих запросам рынка труда.
3. Обеспечить консалтинг и информирование лиц с ОВЗ и инвалидностью.
4. Обеспечить гибкость организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
1 Cronis T., Ellis D. Issues facing special educators in the new millenium // Education. 2000. Vol. 120, № 4. P. 639-648.
2 Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. Дрофа: Москва, 2008. 207с.
3 Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: диссертация доктора педагогических наук. Калининград: [б.и.], 2015. 390 с.
4 Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5 (229). С. 100-107.
200 ISSN 1994 0637
(print)
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 Cherepovets State University Bulletin •2022 • No. 5
Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
с образовательными организациями среднего и высшего НАУКИ
профессионального образования и государственными службами
Участники взаимодействия
Образовательные организации среднего / высшего профобразования
Государственные службы
Структурно-функциональная модель механизма взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего/высшего профобразования и государственными
Цель взаимодействия
организация помощи в профориентации, образовании и содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом региональной экономики, рынка труда; проектирование профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью
Принципы взаимодействия
реалистичности, целостности, системности, открытости и социального партнерства, субъектной активности позитивности
Л
Образовательная деятельность
- привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации, учитывающей современные и перспективные требования к уровню подготовки специалистов;
- участие представителей работодателей в образовательном процессе;
- организация учебной и производственной практики обучающихся с использованием базы предприятий;
- участие в оценке качества подготовки выпускников при проведении их итоговой аттестации;
повышение квалификации и переподготовка специалистов организаций__^
Научно-инновационная деятельность
совместное определение тематики и проведение научных исследований
Информационно-аналитическая деятельность
- информирование молодежи о ситуации, складывающейся на рынке труда, и возможностях трудоустройства;
- рекомендации по выбору СПО и ВУЗа в регионе;
- информирование о государственных службах, поддерживающих профориентацию, образование и трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- информирование о наличии квотируемых рабочих мест в регионе;
^ - мониторинг и оценка работы по сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидов__
<-\
Формы организации взаимодействия
дни открытых дверей, Ярмарки вакансий, Дни карьеры; научно-практические конференции между работодателями и студентами; проведение олимпиад, конкурсов научных работ, проектов; организация стажировок в отделах компаний; профессиографические экскурсии
ь_;_г.
Рисунок. Структурно-функциональная модель механизма взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего / высшего профобразования и государственными службами
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 201 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей
НАУКИ с образовательными организациями среднего и высшего
профессионального образования и государственными службами
В основе структурно-функционального взаимодействия работодателей с образовательными организациями и государственными службами лежат следующие принципы:
- реалистичности, предполагающий учет конкретной ситуации в данном регионе, городе и в конкретном образовательном заведении, что позволяет смоделировать индивидуальный профессиональный маршрут и отказаться от заведомо невыполнимых задач и планов;
- самоопределение обучающихся в контексте их жизненного и личностного профессионального выбора. Предполагается органичное сочетание профориентаци-онной работы с другими задачами образования и социализации молодежи;
- системности, предполагающий приобщение специалистов различного профиля (предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, дефектологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения, профессионалов-практиков и др.) к профессиональному самоопределению обучающихся и самоориентированию на рынке труда;
- открытости и социального партнерства, требующий активное включение в деятельность по сопровождению и профессиональному самоопределению всех заинтересованных субъектов: обучающихся и их родителей, образовательных организаций всех типов и уровней, работодателей-стейкхолдеров, представителей общественных организаций, СМИ, органов муниципального самоуправления, и организации их диалога и взаимодействия на локальном, муниципальном, региональном уровнях;
- субъектной активности, предполагающий: ориентацию на формирование самостоятельного субъекта самоопределения и, соответственно, приоритетность ак-тивно-деятельностных форм и методов профориентационной работы;
- позитивности - требует использования творческого подхода и ярких, привлекательных форм при организации профориентационной деятельности, особенно массовых и групповых форм работы.
Совокупность принципов как методологического основания модели обеспечивает «бесшовный» переход в профессию, от личностных предпочтений и возможностей до полного погружения в выбранную специальность, получения профессионально-значимых качеств и компетенций. Такая персональная траектория обладает гибкостью и позволяет трансформировать компоненты активной деятельности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с собственными целями, потребностями и способностями по мере накопления субъектно-образовательного и социального опыта, вызовами будущего.
Содержательный блок - конструктивно-содержательная функция - нами выделены направления взаимодействия работодателей, образовательных организаций среднего/высшего профобразования и государственных служб.
Образовательная деятельность:
- обсуждение и регулирование с работодателями этапов производственно-образовательного процесса, координации профессионально-трудовой траектории будущего специалиста;
- взаимодействие образовательных организаций, работодателей в разработке и
202 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
с образовательными организациями среднего и высшего НАУКИ
профессионального образования и государственными службами
реализации сетевых форм основных и дополнительных программ, отвечающих современным требованиям к освоению профессиональных компетенций;
- привлечение работодателей и стейкхолдеров к обсуждению и оценке качества подготовки выпускных итоговых работ;
- использование производственных площадок в качестве базы практик для обучающихся с применением механизма социального партнерства;
- обеспечение своевременной переподготовки специалистов организаций по дополнительным профессиональным программам, используя, как очный, так и дистанционный формат, отвечающий современным вызовам и требованиям к их квалификации.
Научно-инновационная деятельность: совместное определение тематики и проведение научных исследований.
Информационно-аналитическая деятельность:
- информирование молодежи о ситуации, складывающейся на рынке труда, возможностях обучения и трудоустройства;
- рекомендации по выбору СПО и ВУЗа в регионе, предоставляющие специальные условия и учитывающие возможности и особенности лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- информирование о государственных службах, обеспечивающих взаимодействие и готовых курировать молодого инвалида на предприятии;
- информирование о наличии квотируемых рабочих мест в регионе;
- мониторинг и оценка работы по сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидов.
Процессуальный блок - процессуальная функция - содержит применяемые формы работы: Дни открытых дверей, Ярмарки вакансий, Дни карьеры; научно-практические конференции между работодателями и студентами; проведение олимпиад, конкурсов научных работ, проектов; организация стажировок в отделах компаний; профессиографические экскурсии; участие в ежегодном региональном конкурсе «Абилимпикс».
В процессуальный блок модели включены условия проведения различных форм работы:
- наличие доступной образовательной среды;
- формирование инклюзивной культуры;
- применение ассистивных и личностно-ориентированных технологий в профессиональной подготовке;
- мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся.
Перечисленные блоки модели взаимосвязаны и необходимы для понимания работы регионального информационно-аналитического портала «ПЕРСПЕКТИВА-РЯО» и ее составляющей базы данных «Инклюзивное профессиональное образование Вологодской области», предназначенной для хранения, систематизации, анализа информации об инклюзивном профессиональном образовании Вологодской области. База содержит личные кабинеты:
- обучающегося, где можно получить рекомендации о специальных условиях образования в соответствии со ступенью образования; узнать рекомендации об
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 203 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей
НАУКИ с образовательными организациями среднего и высшего
профессионального образования и государственными службами
условиях труда, учитывающих возможности претендента; рекомендации в построении карьерного роста и профессиональной маршрутизации и др.;
- соискателя рабочего места - подсистема предоставляет поиск квотируемого рабочего места в регионе; оказывает помощь в составлении и размещении резюме; рекомендации к специальному образованию и условиям труда, противопоказаниям к трудоустройству в соответствие с указанными затруднениями и др.;
- работодателя - кабинет дает возможность создать вакансию; получить информацию о соискателе рабочего места, о государственных службах и организациях, осуществляющих профориентацию, образование и сопровождение инвалидов; познакомиться с нормативно-правовыми документами, отражающими проблемы данной сферы и др.;
- педагога или представителя образовательной организации - в этой подсистеме можно ознакомиться с событиями в регионе по поддержки образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью; оценить свой уровень инклюзивной культуры; получить ссылки на нормативно-правовые документы, методическую литературу и др.;
- родителя или представителя общественной организации - кабинет позволит получить полезную информацию о государственных службах и организациях, сопровождающих образование, трудоустройство и профориентацию лиц с ОВЗ; узнать события в регионе в данном направлении; получить рекомендации по созданию специальных условий для образования своих детей и др.
В целом, работа регионального информационно-аналитического портала «ПЕР-СПЕКТИВА-РКО» и каждой ее части позволит повысить адаптивность профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в соответствие с запросами регионального рынка труда и возможностями лиц с ОВЗ и инвалидностью, наладить заинтересованное взаимодействие предприятий с образовательными организациями.
Выводы
Таким образом, предложенная модель стала частью комплексного научно-исследовательского проекта на тему «Разработка регионального информационно-аналитического портала «ПЕРСПЕКТИВА-РЯО» как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ», нацелена на повышение уровня сотрудничества работодателей с образовательными организациями и государственными службами.
Значительный эффект от единого подхода к профопределению и профподготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья стоит ожидать в случае перевода стратегических партнеров-работодателей и стейкхолдеров из позиции наблюдателей в позицию заинтересованных участников инновационно-образовательных процессов, содействующих овладению обучающимися комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.
Предложенная модель является гибкой, открытой системой, предполагает непрерывное совершенствование, уточнение, наполнение новым содержанием в зависимости от экономики региона, наличию рабочих мест, компетентностными требованиями к подготовке специалистов.
204 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
с образовательными организациями среднего и высшего НАУКИ
профессионального образования и государственными службами
Список источников
Вуоринен Р., Зелот Х., Лемпинен П. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2013. Вып. 3. С. 24-33.
Глэддинг С. Психологическое консультирование. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 736 с.
Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 125 с.
Дмитриева Е. Ю. Формирование профессионально-педагогических качеств в условиях студенческого педагогического отряда. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. 159 с.
Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. Москва: Дрофа, 2008. 286 с.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Иванова Е. О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата высшего образования // Право и образование. 2007. № 10. С. 36-44.
Карпов А. В. Психология труда. Москва: Юрайт, 2018. 350 с.
Прозорова М. Н. Особенности формирования образовательной самооценки студентов в учебно-воспитательном процессе колледжа // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12423 (дата обращения: 05.05.2022).
Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. Москва: Академия, 2005. 494 с.
Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3 (12). С. 42-45.
Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. Москва: Эксмо, 2011. 368 с.
Родичев Н. Ф. Постиндустриальный, глобализационный и постмодернистский вызовы отечественной профессиональной ориентации // Педагогика. 2016. № 4. С. 18-30.
Старцева О. Г. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий: дис. ... кан. пед. наук. Уфа: [б. и.], 2008. 192 с.
Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук. Калининград: [б. и.], 2015. 390 с.
Шафранов-Куцев Г. Ф., Толстогузов С. Н. Профориентационные практики вуза. Москва: Логос, 2014. 196 с.
Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31-41.
Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5 (229). С. 100-107.
Brandon T., Charlton J. The Lessons Learned from Developing an Inclusive Learning and Teaching Community of Practice // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15, № 1. Р. 165-178.
Cronis T. G., Ellis D. N. Issues Facing Special Educators in the New Millenium // Education. 2000. Vol. 120, № 4. P. 639-648.
McDonald K. S., Hite L. M. Reviving the Relevance of Career Development in Human Resource Development // Human Resource Development Review. 2005. Vol. 4. № 4. P. 418-439.
O'Rourke J. Inclusive Schooling: If It's So Good - Why Is It So Hard to Sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19. № 5. Р. 530-546.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 205 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей
НАУКИ с образовательными организациями среднего и высшего
профессионального образования и государственными службами
References
Vuorinen R., Zelot Kh., Lempinen P. Professional'naia orientatsiia kak instrument vzaimosviazi obrazovaniia i rynka truda v Rossii [Vocational orientation as a tool to link education and labor market in Russia]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia "Pedagogika i psikhologiia" [Vestnik of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology], 2013, iss. 3, pp. 24-33.
Gledding S. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie [Psychological counseling]. St Petersburg: Piter, 2002. 736 p.
Gudkova E. V. Osnovyproforientatsii iprofessional'nogo konsul'tirovaniia [Fundamentals of career guidance and professional counseling]. Chelyabinsk: Izdatel'stvo IuUrGU, 2004. 125 p.
Dmitrieva E. Iu. Formirovanie professional'no-pedagogicheskikh kachestv v usloviiakh stu-dencheskogo pedagogicheskogo otriada [Development of professional and pedagogical qualities in the conditions of the student pedagogical team]. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2016. 159 p.
Ekzhanova E. A., Reznikova E. V. Osnovy integrirovannogo obucheniia [Fundamentals of integrated learning]. Moscow: Drofa, 2008. 286 p.
Zeer E. F. Psikhologiiaprofessii [Psychology of professions]. Moscow: Akademicheskii Proekt; Yekaterinburg: Delovaia kniga, 2003. 336 p.
Zimniaia I. A. Kliuchevye kompetentsii - novaia paradigma rezul'tata obrazovaniia [Key competencies - a new paradigm of education outcome]. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2003, no. 5, pp. 34-42.
Ivanova E. O. Kompetentnostnyi podkhod kak novyi vzgliad na kachestvo rezul'tata vysshego obrazovaniia [Competency approach as a new perspective on the quality of the higher education outcome]. Pravo i obrazovanie [Law and Education], 2007, no. 10, pp. 36-44.
Karpov A. V. Psikhologiia truda [Labor Psychology]. Moscow: Iurait, 2018. 350 p.
Prozorova M. N. Osobennosti formirovaniia obrazovatel'noi samootsenki studentov v uchebno-vospitatel'nom protsesse kolledzha [Features of developing students' educational self-esteem in educational process at college]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2014, no. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12423 (accessed: 05.05.2022).
Priazhnikova E. Iu., Priazhnikov N. S. Proforientatsiia [Career guidance]. Moscow: Akademiia, 2005. 494 p.
Priazhnikova E. Iu., Priazhnikov N. S. Razmyshleniia o professional'nom samoopredelenii mo-lodezhi [Reflections on professional self-determination of youth]. Vestnikprakticheskoi psikhologii obrazovaniia [Bulletin of Psychological Practice in Education], 2007, no. 3 (12), pp. 42-45.
Pelfri Dzh., Gasser U. Deti tsifrovoi ery [Children of the digital era]. Moscow: Eksmo, 2011. 368 p.
Rodichev N. F. Postindustrial'nyi, globalizatsionnyi i postmodernistskii vyzovy otechestvennoi professional'noi orientatsii [Post-industrial, globalization and post-modernist challenges of domestic vocational guidance]. Pedagogika [Pedagogy], 2016, no. 4, pp. 18-30.
Startseva O. G. Formirovanie professional'no vazhnykh kachestv budushchegopedagogaprofes-sional'nogo obucheniia sredstvami informatsionnykh tekhnologii [Development of professionally important qualities of the future vocational training teacher by means of information technologies: Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Ufa, 2008. 192 p.
Khitriuk V. V. Formirovanie inkliuzivnoi gotovnosti budushchikh pedagogov v usloviiakh vysshego obrazovaniia [Development of future teachers' inclusive readiness in higher education: Dr thesis in Pedagogical Sciences]. Kaliningrad, 2015. 390 p.
Shafranov-Kutsev G. F., Tolstoguzov S. N. Proforientatsionnye praktiki vuza [Vocational guidance practices at university]. Moscow: Logos, 2014. 196 p.
206 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
с образовательными организациями среднего и высшего НАУКИ
профессионального образования и государственными службами
Iakimanskaia I. S. Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniia [Development of personal-oriented learning technology]. Voprosypsikhologii [Issues of psychology], 1995, no. 2, pp. 31-41.
Iarskaia-Smirnova E. R., Loshakova I. I. Inkliuzivnoe obrazovanie detei-invalidov [Inclusive education of children with disabilities]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research], 2003, no. 5 (229), pp. 100-107.
Brandon T., Charlton J. The Lessons Learned from Developing an Inclusive Learning and Teaching Community of Practice. International Journal of Inclusive Education, 2011, vol. 15, no. 1, pp. 165-178.
Cronis T. G., Ellis D. N. Issues Facing Special Educators in the New Millenium. Education, 2000, vol. 120, no. 4, pp. 639-648.
McDonald K. S., Hite L. M. Reviving the Relevance of Career Development in Human Resource Development. Human Resource Development Review, 2005, vol. 4, no. 4, pp. 418-439.
O'Rourke J. Inclusive Schooling: If It's So Good - Why Is It So Hard to Sell? International Journal of Inclusive Education, 2015, vol. 19, no. 5, pp. 530-546.
Сведения об авторах
Ирина Адольфовна Букина - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-9868-9357, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Irina A. Bukina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-9868-9357, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Татьяна Викторовна Гудина - доктор педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0001-6896-6918, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Tatiana V. Gudina - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0001-6896-6918, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Ольга Александровна Денисова - доктор педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Olga A. Denisova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Ольга Леонидовна Леханова - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-0882-4632, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Olga L. Lekhanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-0882-4632, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 06.06.2022; одобрена после рецензирования 06.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.
The article was submitted 06.06.2022; Approved after reviewing 06.07.2022; Accepted for publication 14.07.2022.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 207 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)