Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ / ЛИЦА С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясников Илья Рубэнович

Введение. В статье представлены организационные основы выявления и реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования. Полноценная реализации особых образовательных потребностей (ООП) при освоении профессионального образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью играет ключевую роль для последующей профессиональной деятельности. В инклюзивной модели реализации ООП обучающихся с ОВЗ и инвалидностью участвуют разные ведомственные структуры, которые должны эффективно взаимодействовать между собой. Поэтому учет уровней взаимодействия организационных структур и различных мероприятий при выявлении и реализации ООП дает целостное представление о функционирующей системе, а при необходимости, позволяет более целенаправленно воздействовать на проблемные звенья модели. Материалы и методы. В работе использован метод контент-анализа и систематизации научной и научно-методической литературы, нормативных правовых актов, определяющих направления организации образовательной среды при реализации ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью. Результаты исследования. В сформированной межведомственной модели инклюзивного образования рассмотрены два ее уровня: структурный уровень, который описан с точки зрения взаимодействия государственных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, и функциональный уровень, в котором происходит процесс формирования и реализации ООП на различных этапах реабилитационно-образовательно-профессионального маршрута обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Обсуждение и заключения. При рассмотрении процедуры формирования и реализации ООП на функциональном уровне межведомственной модели особо подчеркнута важность реализации таких процессов, как профориентация, психологическая коррекция, взаимодействие с некоммерческими и волонтерскими организациями, формирование профессиональной карьеры, взаимодействие с работодателем. Подчеркнута необходимость учета единства и взаимодействия всех элементов рассматриваемой модели, что позволит обеспечить полноценную реализацию ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью и достигнуть конечного результата - их профессиональной и социальной интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясников Илья Рубэнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE INTERDEPARTMENTAL MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION

Introduction. The article presents the organizational basis for identifying and implementing the special educational needs of students with disabilities in the interdepartmental model of inclusive education. The full implementation of special educational needs (OOP) in the development of vocational education by students with disabilities and disabilities plays a key role for subsequent professional activity. In the inclusive model of the implementation of the OOP of students with disabilities and disabilities, different departmental structures participate, which should effectively interact with each other. Therefore, taking into account the levels of interaction between organizational structures and various activities when identifying and implementing OOP provides a holistic view of the functioning system, and, if necessary, allows for a more targeted impact on the problem links of the model. Materials and Methods. The paper uses the method of content analysis and systematization of scientific and methodological literature, normative legal acts that determine the direction of the organization of the educational environment in the implementation of the OOP of persons with disabilities and disabilities. Results. In the formed interdepartmental model of inclusive education, two levels are considered: the structural level, which is described from the point of view of interaction between state executive authorities and their subordinate organizations, and the functional level, in which the process of forming and implementing the OOP at various stages of the rehabilitation, educational and professional route of students with disabilities and disabilities takes place. Discussion and Conclusions. When considering the procedure for the formation and implementation of the OOP at the functional level of the interdepartmental model, the importance of implementing such processes as career guidance, psychological correction, interaction with non-profit and volunteer organizations, the formation of a professional career, and interaction with the employer is emphasized. The need for unity and interaction of all elements of the model under consideration is emphasized, which will ensure the full implementation of the PLO of persons with disabilities and disabilities and achieve the final result - professional and social integration.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Коррекционная педагогика Статья/Article

УДК 376

DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-9

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Р. Мясников1

1ФГБУ ДПО Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье представлены организационные основы выявления и реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования. Полноценная реализации особых образовательных потребностей (ООП) при освоении профессионального образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью играет ключевую роль для последующей профессиональной деятельности. В инклюзивной модели реализации ООП обучающихся с ОВЗ и инвалидностью участвуют разные ведомственные структуры, которые должны эффективно взаимодействовать между собой. Поэтому учет уровней взаимодействия организационных структур и различных мероприятий при выявлении и реализации ООП дает целостное представление о функционирующей системе, а при необходимости, позволяет более целенаправленно воздействовать на проблемные звенья модели.

Материалы и методы. В работе использован метод контент-анализа и систематизации научной и научно-методической литературы, нормативных правовых актов, определяющих направления организации образовательной среды при реализации ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Результаты исследования. В сформированной межведомственной модели инклюзивного образования рассмотрены два ее уровня: структурный уровень, который описан с точки зрения взаимодействия государственных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, и функциональный уровень, в котором происходит процесс формирования и реализации ООП на различных этапах реабилитационно-образовательно-профессионального маршрута обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Обсуждение и заключения. При рассмотрении процедуры формирования и реализации ООП на функциональном уровне межведомственной модели особо подчеркнута важность реализации таких процессов, как профориентация, психологическая коррекция, взаимодействие с некоммерческими и волонтерскими организациями, формирование профессиональной карьеры, взаимодействие с работодателем. Подчеркнута необходимость учета единства и взаимодействия всех элементов рассматриваемой модели, что позволит обеспечить полноценную реализацию ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью и достигнуть конечного результата - их профессиональной и социальной интеграции в общество.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, межведомственная модель, лица с ОВЗ и инвалидностью, профессиональная и социальная интеграция.

Для цитирования: Мясников И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3. С. 9.

IMPLEMENTATION OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE INTERDEPARTMENTAL MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION

I. R. Myasnikov

1FGBU DPO St. Petersburg Institute for Advanced Training of Medical Experts of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article presents the organizational basis for identifying and implementing the special educational needs of students with disabilities in the interdepartmental model of inclusive education. The full implementation of special educational needs (OOP) in the development of vocational education by students with disabilities and disabilities plays a key role for subsequent professional activity. In the inclusive model of the implementation of the OOP of students with disabilities and disabilities, different departmental structures participate, which should effectively interact with each other. Therefore, taking into account the levels of interaction between organizational structures and various activities when identifying and implementing OOP provides a holistic view of the functioning system, and, if necessary, allows for a more targeted impact on the problem links of the model.

Materials and Methods. The paper uses the method of content analysis and systematization of scientific and methodological literature, normative legal acts that determine the direction of the organization of the educational environment in the implementation of the OOP of persons with disabilities and disabilities.

Results. In the formed interdepartmental model of inclusive education, two levels are considered: the structural level, which is described from the point of view of interaction between state executive authorities and their subordinate organizations, and the functional level, in which the process of forming and implementing the OOP at various stages of the rehabilitation, educational and professional route of students with disabilities and disabilities takes place.

Discussion and Conclusions. When considering the procedure for the formation and implementation of the OOP at the functional level of the interdepartmental model, the importance of implementing such processes as career guidance, psychological correction, interaction with nonprofit and volunteer organizations, the formation of a professional career, and interaction with the employer is emphasized.

The need for unity and interaction of all elements of the model under consideration is emphasized, which will ensure the full implementation of the PLO of persons with disabilities and disabilities and achieve the final result - professional and social integration.

Keywords: special educational needs, interdepartmental model, persons with disabilities and disabilities, professional and social integration.

For citation: Myasnikov I.R. Implementation of Special Educational Needs of Students with Disabilities in the Interdepartmental Model of Inclusive Education // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 3. P. 9.

Введение

В задачах стратегического развития Российской Федерации, отраженных в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», особо подчеркивается необходимость активного развития социальной сферы, в том числе образования [30]. С повышением значимости парадигмы соблюдения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовании увеличивается и актуальность совершенствования инклюзивного образования как важного направления в общей системе образования [13].

Концепция гуманистического мировоззрения признает право лиц с ОВЗ и инвалидностью, характеризующихся наличием особых образовательных потребностей (далее - ООП), быть включенными в образовательный процесс, поэтому реализация ООП является неотъемлемой частью образовательной системы, занимая центральное место в модели инклюзивного образования [5,12].

Согласно законодательных положений, существенной разницы в понятиях «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» и «обучающийся с инвалидностью» нет. Лица с ОВЗ характеризуются наличием ограничений способности или возможности осуществлять жизнедеятельность в темпе и объемах, считающихся при прочих равных условиях нормальными для здоровых людей. С учетом критериев медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), объективно подтверждающих стойкие расстройства функций организма и обуславливающих ограничения жизнедеятельности (далее - ОЖД), этим лицам может устанавливаться инвалидность [19,34]. Определение лицу с ОВЗ формального статуса «инвалид» означает наличие у него потребности в дополнительных мерах социальной защиты и социальной поддержки. Однако обе категории обучающихся: инвалиды и лица с ОВЗ - характеризуются наличием ООП. Специалисты МСЭ при первичном установлении инвалидности или очередном освидетельствовании инвалидов определяют ООП и разрабатывают/корректируют индивидуальную программу реабилитации/абилитации (далее - ИПРА), в которой имеется раздел по обучению/образованию лиц с инвалидностью [20].

По определению С.В. Алехиной, ООП означают «ограничение возможностей индивида участвовать в образовательном процессе и извлекать из него пользу в связи с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением, или трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, влияние которых обуславливает обучение этого индивида иначе, чем обучение лиц, не имеющих

таких обстоятельств...» [1]. В.И. Лубовский определяет «особые образовательные потребности» как совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении», он подчеркивает, что недооценка значимости ОПП ведет к их неудовлетворению и к снижению возможной эффективности и качества обучения [12].

Безусловно, любой человек, в том числе с ОВЗ, имеет социальные потребности в профессиональной/трудовой деятельности, которая может быть реализована на основе профессиональных/трудовых знаний, умений, навыков [3]. Достижение успешных результатов в профессиональном образовании запланированы на отдельных этапах реализации государственной программы «Развитие образования» (2018-2025 гг.) и ее подпрограммы «Реализация образовательных программ профессионального образования» [18].

Методологические основы построения структурно-функциональной модели

реализации ООП

Нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ [32] и положения «Конвенции о правах инвалидов» [9, 33] содержат государственные гарантии по обеспечению прав на образование и их реализацию лицам с ОВЗ и инвалидностью через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни», начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях» [26]. Актуальным направлением развития инклюзивного профессионального образования является предоставление образовательных услуг обучающимся, имеющим ООП в организации доступности, своевременности и полноте их предоставления. Безусловно, успешная интеграция в общество взрослых граждан с ОВЗ и инвалидностью возможна через включение их в трудовую деятельность после овладения профессиональными и социальными компетенциями в ходе профессионального образования и последующего рационального трудоустройства. Несомненно, критерием качественного профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, закончивших обучение и освоивших специальности, является их трудоустройство и полноценная социальная и профессиональная интеграция. С этой точки зрения полноценная и системная диагностика и реализация ООП обучающихся с ОВЗ и инвалидностью является ключевым звеном в интеграции данного контингента.

Продуманная технология реализации ООП в модели инклюзивного образования определяет конечные результаты профессионального образования. В то же время сформированность социальных и трудовых компетенций у лиц с ОВЗ и инвалидностью после завершения профессионального обучения зависит от организации взаимодействия различных структур, участвующих в реализации ООП, согласно траектории реабилитационно-образовательно-профессионального маршрута (далее - РОПМ) каждого обучающегося. С нашей точки зрения, общий образовательный маршрут с реабилитационным сопровождением от момента получения общего и профессионального образования до трудоустройства и интеграции в социум лиц с ОВЗ и инвалидностью целесообразно называть реабилитационно-образовательно-профессиональным маршрутом (далее - РОПМ).

С учетом участия в процессе РОПМ учреждений разных ведомств важным является организация взаимодействия этих структур, а также организация слаженности,

преемственности и последовательности процессов при выявлении и реализации ООП на отдельных этапах РОМП [6].

С учетом вышесказанного необходимость системного подхода при построении модели взаимодействия в ходе реализации ООП у лиц с ОВЗ и инвалидностью с целью качественного получения профессиональных знаний, навыков и компетенций для дальнейшей профессиональной карьеры является актуальной.

Цель работы: формирование структурно-функциональной модели межведомственного взаимодействия при реализации особых образовательных потребностей в профессиональном образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Материалы и методы

В работе использован метод контент-анализа и систематизации научной и научно-методической литературы, нормативных правовых актов, определяющих направления организации образовательной среды для реализации ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Результаты исследования

Модель реализация ООП в инклюзивной образовательной среде представляет многоуровневую структуру, с одной стороны, взаимодействия органов и учреждений разных ведомств и, с другой стороны, взаимодействия и взаимосвязи доминантного в этой среде образовательного процесса с мероприятиями, реализуемыми в разных организациях в соответствии с задачами, решаемыми в конкретной организации (см. рисунок 1).

Поскольку формирование ООП и их реализация происходит согласно вектору РОПМ, то при построении структурно-функциональной модели необходимо учитывать:

1) внешние объективные факторы (наличие и качество адаптивных образовательных программ, материально-техническое оснащение образовательной организации, создание в образовательной организации архитектурно-планировочной доступности, обеспеченность достаточной нормативной правовой базой, в том числе локального характера, качество организации доступности образовательных и ассистивных услуг). Эти внешние факторы могут выступать барьерами, в этом случае их следует моделировать (уменьшать, устранять или, наоборот, увеличивать за счет фасилитаторов);

2) внутренние субъективные факторы, которые также могут выступать барьерами, но обусловлены различными органическими, функциональными и психологическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и препятствуют реализации ООП [15].

Рассмотрим первый - структурный - уровень модели межведомственного взаимодействия при реализации ООП. Следуя траектории РОПМ, результат сформированности ООП, а затем их реализации зависит от действий таких структур, как исполнительные органы государственной власти (далее - ИОГВ) и подведомственные им организации в сфере здравоохранения (поликлиники, стационары, отделения и центры реабилитации и др., где осуществляется диагностика, лечение, реабилитация); ИОГВ и подведомственные им учреждения в сфере образования (дошкольные учреждения, организации общего и профессионального образования, где осуществляется воспитание и обучение); федеральные государственные учреждения МСЭ (бюро МСЭ: проводится освидетельствование и определяется инвалидность, разрабатывается ИПРА); ИОГВ в социальной сфере (организация доступной среды на территории субъекта); ИОГВ и

учреждения в сфере труда и занятости (центры занятости населения, специализированные отделения по трудоустройству инвалидов, где осуществляется подбор рабочих мест); работодатели (государственные, негосударственные и частные предприятия, отвечающие за выделение квоты для трудоустройства, создание условий труда, организацию специальных рабочих мест для инвалидов I и II групп и т.д.).

По нашему мнению, с целью достижения более успешных результатов реализации ООП на данном уровне межведомственной модели целесообразно заключение соглашений/договоров между организациями разных ведомств, где были бы определены конкретные цели и показатели достигаемых результатов.

Второй уровень построения модели - функциональный, в котором происходит процесс формирования и реализации ООП на различных этапах РОПМа. Важно отметить, что один и тот же процесс может быть реализован в учреждениях, принадлежащих разным ведомствам, например: реабилитация лиц с ОВЗ, оказывающая существенное влияние на формирование ООП, может осуществляться в центрах реабилитации как сферы здравоохранения, так и социальной защиты; профориентация проводится в школах, учреждениях профессионального образования и службе занятости населения и др. ; процесс повышения квалификации кадрового состава специалистов обеспечивается учреждениями разных ведомств, с которыми взаимодействует обучающийся с ОВЗ и инвалидностью [14].

Рассмотрим последовательность процессов выявления и реализации ОПП на разных этапах РОПМ.

В процессе нормативного правового обеспечения межведомственной модели используются нормы международного, федерального и регионального законодательства и локальных документов. Несомненно, приоритетное значение имеют Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Конвенция о правах инвалидов» и другие нормативные правовые акты.

Процесс диагностики ООП начинается в дошкольном возрасте ребенка, перед началом школьного обучения. При этом на данном этапе, наряду с диагностикой различных расстройств и ограничений в здоровье, необходимо проводить активный процесс медицинской реабилитации, которая оказывает влияние на расширение или ограничение рамок ООП. Участвуют специалисты сферы образования и здравоохранения.

Затем в процессе общего и профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью обеспечиваются условия реализации образовательных программ на основе единства обязательных требований федеральных госстандартов. Обязательным атрибутом данного этапа является формирование заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) [21], а для инвалидов - ИПРА. Безусловно, инклюзивное общее и профессиональное образование основывается на принципах непрерывности и психолого-педагогического сопровождения детей, затем подростков, затем взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью [4,6,11]. На данном этапе для полной реализации ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью необходимо формирование индивидуального образовательного маршрута [2].

Процесс медико-социальной экспертизы заключается в определении степени выраженности ОЖД, в том числе «ограничения способности к обучению», что позволяет специалистам МСЭ разрабатывать рекомендации по условиям обучения инвалидов. В разделе ИПРА «Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров», специалисты МСЭ выявляют потребность в устранении барьеров, препятствующих

обучающемуся с инвалидностью в получении услуг наравне с другими лицами, включая образование.

Процесс организации доступности зданий, сооружений, транспорта, информации, образования. Согласно разделу III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» приказа Минобрнауки России №464: «....организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [22]. Создание безбарьерной среды обеспечивается в том числе снабжением лиц с ОВЗ и инвалидов техническими средствами реабилитации через территориальные отделения Фонда социального страхования [17]. Обеспечение большей доступности ТСР для инвалидов организовано использованием с 01.01.2021 г. электронного сертификата [31].

Процесс профориентации как обязательная составляющая инклюзивного профессионального образования должен проводиться как можно в более ранние сроки и способствовать формированию положительной установки на профессиональное образование и последующее трудоустройство. От своевременной и качественной профориентации зависит профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ и инвалидностью [28]. Профориентация осуществляется в школе, учреждениях профессионального образования, отделениях профориентации службы занятости населения (далее - СЗН).

Процессу формирования профессиональной карьеры лицам с ОВЗ и инвалидностью должно уделяться особое внимание. По нашему мнению, этот процесс в виде отдельного компонента в системе профессионального образования лиц с ОВЗ должен быть выделен как самостоятельный компонент, имеющий свои цели и задачи. По мнению И.А. Коробейникова и В.З. Кантора, необходимо организовать четкую систему, обеспечивающую преемственность этапов: общего образования и профессионального образования с последующим выходом на открытый рынок труда с поддержкой инвалида на рабочем месте [10]. Проведение целенаправленной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью по вопросам построения профессиональной карьеры будет способствовать их более успешной социальной интеграции.

Процесс профессионального отбора осуществляется в СЗН. Включение в труд лиц с ОВЗ и инвалидностью начинается с профессионального подбора и определения медицинских показаний и противопоказаний к выполнению профессиональной деятельности. Для лиц с инвалидностью в соответствии с медико-социальными показаниями организуется процесс «сопровождаемого трудоустройства» [27].

Процесс трудоустройства реализуется также в СЗН. К сожалению, в настоящих условиях проблема включения в труд лиц с ОВЗ и инвалидностью является до конца не решенной. В связи с незанятостью подавляющего числа инвалидов трудоспособного возраста, социальная политика государства ориентирована на активные меры организации занятости инвалидов [24].

В системе трудоустройства лиц с инвалидностью введена технология «сопровождаемого трудоустройства», представляющая «целенаправленную деятельность по подбору инвалиду, способному к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда или при помощи других лиц, подходящей работы на открытом рынке труда, в освоении профессиональных обязанностей, в закреплении на рабочем месте [7, 23].

Процесс взаимодействия с работодателями - обязательное звено в межведомственной модели инклюзивного профессионального образования. Он

приобретает особую значимость на этапе трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, имеющих ОВЗ и инвалидность. В функции работодателя входит создание условий для труда и производственной адаптации работников, организация специальных рабочих мест для инвалидов [8].

Процесс оказания помощи обучающимся с ООП некоммерческими организациями и волонтерами. В современных условиях в межведомственной сфере возрастает роль деятельности негосударственного сектора (социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО), волонтеров) для повышения эффективности интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью. Работники НКО, волонтеры могут участвовать в сопровождении выпускников образовательных организаций при трудоустройстве, адаптации и закреплении на рабочих местах [23].

Процесс формирования кадрового состава при реализации ООП. Комплексность образовательного процесса и реабилитационного сопровождения обуславливает необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов и специалистов, в том числе обеспечения их дополнительной подготовкой для понимания особенностей обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом различных нарушений функций организма. В штат профессиональных образовательных организаций могут вводиться должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости, должностей сурдопедагога, сурдопереводчика; тифлопедагога [16,17].

Процесс психологической коррекции в процессе реализации ООП является необходимой частью образовательного процесса и влияет на результат освоения профессиональных образовательных программ. Обучающиеся с ОВЗ могут иметь как социально-позитивные характерологические особенности (общительность, достаточную умственную активность, целеустремленность, позитивную мотивацию на учебу и на профессиональную интеграцию); так и социально-негативные особенности (малоконтактность, низкую работоспособность, тревожность, безответственность). В этой связи необходимо не только сопровождать реализацию ООП у обучающихся с ОВЗ, но и формировать у них социально-личностные качества как составляющую необходимых профессиональных компетенций [16].

Процесс реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью осуществляется в течение всей жизни, но особое значение приобретает в период получения общего и профобразования. В модели реализации ООП обучающихся с ОВЗ и инвалидностью реабилитационный процесс обеспечивается комплексным психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением профессионального обучения. В процессе реабилитационно-образовательного сопровождения оказывается помощь не только при освоении профессиональных образовательных программ, но и в решении проблем, сопутствующих обучению [25, 29] (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель реализации ООП

Вестник Мининского университета. 2021. Том 9, №3

Figure 1 - Structural and functional model of OOP implementation

Vestnik of Minin University. 2021. Volume 9, no. 3

Обсуждение и заключения

Представленная межведомственная модель инклюзивного образования включает два уровня: 1) структурный, представляющий взаимодействие государственных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций и учреждений, и 2) функциональный (процессуальный) уровень, описывающий совокупность процессов при выявлении и реализации ООП. На данном уровне акцентирована значимость профориентации, психологической коррекции, формирования будущей профессиональной карьеры, взаимодействия с работодателем, некоммерческими и волонтерскими организациями для достижения конечного результата - трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Подчеркнута необходимость единства и взаимодействия всех звеньев модели с целенаправленностью на совместную деятельность. Для достижения более успешной реализации ООП в межведомственной модели целесообразно установление формальных и более конкретных обязанностей участников межведомственного взаимодействия на основе соглашений или договоров.

Учет в образовательном процессе всех элементов структурно-функциональной модели позволит обеспечить полноценную реализацию ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью с последующей профессиональной и социальной интеграцией их в общество.

Список использованных источников

1. Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2013. №1(4). С. 73-78.

2. Арифулина Р.У., Фролова С.В., Хава Сингх Я. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и Индии // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С.10.

3. Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В., Морозова Д.А. Инклюзивное профессиональное образование: социально-личностные и социально-экономические эффекты: монография. Красноярск, 2020. 128 с.

4. Богданова А.А. Комплексное социально-педагогическое сопровождение освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированных программ профессионального образования // Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2017. С. 7-11.

5. Гриффин Ш., Шевлин М. Ответ на особые образовательные потребности: ирландская перспектива. 2-е изд. Дублин: Джин и Макмиллан, 2011. 312 с.

6. Грабчук К.М. Реализация принципов преемственности и непрерывности в инклюзивном образовании Краснодарского края // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. 2017. №4. С. 17-23.

7. Карасаева Л.А., Мясников И.Р., Макарова Н.В., Нурова А.А. и др. Инновационные формы предоставления реабилитационных и образовательных услуг в центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красногвардейского района города Санкт-Петербурга // Комплексная реабилитация инвалидов на современном

этапе. Отечественная и международная практика: материалы международной научно-практической конференции. Новокузнецк, 2019. С. 27-28.

8. Карасаева Л.А., Каличава А.Ш., Мясников И.Р. Перспективы развития системы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация: сборник научных статей / под общей ред. В.Б. Смычка. Выпуск 17. Минск, 2015. С. 124-127.

9. Конвенция о правах инвалидов (2006 г.): принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 15.03.2021).

10. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. №36. С. 108-132.

11. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая парадигма профессионального образования лиц с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. С. 242-245.

12. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. №5. С. 61-66.

13. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. №190. С. 8-15.

14. Малярчук Н.Н., Волосникова Л.М. «Острые углы» инклюзивного образования учащихся с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №5-6. С. 235-241.

15. Малярчук Н.Н., Криницына Г.М. Профессионально-пропедевтический консилиум в сопровождении студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Тюмень: Из-во Тюменского гос. ун-та, 2017. 93 с.

16. Мартынова Е.А, Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №2(19). С. 40-47.

17. Мясников И.Р., Старобина Е.М., Карасаева Л.А. Комплексный подход в организации доступной образовательной среды для инвалидов // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2018. Т. 23, №176. С. 29-38.

18. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования» (2018-2025 гг.). URL: http://government.ru/docs/all/115042/ (дата обращения: 15.03.2021).

19. Приказ Минтруда России от 27.08. 2019 г. №585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=349365 (дата обращения: 15.03.2021).

20. Приказ Минтруда России от 13.06. 2017 г. №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». URL:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=369700 (дата обращения: 15.03.2021).

21. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-20092013-n-1082/ (дата обращения: 15.03.2021).

22. Приказ Минобрнауки России от 14.06. 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изм. на 28 .08. 2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/499028376 (дата обращения: 15.03.2021).

23. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2017 г. №625 «Об утверждении типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-23.08.2017-N-625/ (дата обращения: 15.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 г. №893-р «О плане мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 гг.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/ (дата обращения: 15.03.2021).

25. Светличная И.В., Карасаева Л.А. О необходимости разработки методологических основ реабилитационного сопровождения профессиональной реабилитации инвалидов // Актуальные вопросы профессиональной ориентации, общего и профессионального обучения и занятости инвалидов: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 75-76.

26. Старобина Е.М. О совершенствовании профессионального образования инвалидов с учетом статьи 24 Конвенции о правах инвалидов // Актуальные вопросы профессиональной ориентации, общего и профессионального обучения и занятости инвалидов: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 19-21.

27. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е., Рачина Г.Б. Профотбор в ходе профориентации инвалидов в системе социальной защиты // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. №8. С. 4-9.

28. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кривенков С.Г. Профессиональная ориентация // Реабилитация инвалидов: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. М., 2018. С. 100-101. (Сер. «Национальные руководства»).

29. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. 2012. №8. 60 с.

30. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 15.03.2021).

31. Федеральный закон от 30.12. 2020 г. №491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400057208/ (дата обращения: 15.03.2021).

32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. от 01.05.2019). URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.03.2021).

33. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов РФ» от 5.05. 2012 г. №46-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения: 15.03.2021).

34. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ. URL: https://base. garant.ru/10164504/ (дата обращения: 15.03.2021).

References

1. Alekhina S.V. Development of inclusive education in the light of the new Law "On education in the Russian Federation. Byulleten' Uchebno-metodicheskogo ob"edineniya vuzov Rossijskoj Federaciipopsihologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu, 2013, no. 1(4), pp. 73-78. (In Russ.)

2. Arifulina R.U., Frolova S.V., Hava Singh YA. Implementation of individual educational routes in higher education: the experience of Russia and India. VestnikMininskogo universiteta, 2015, no. 4(12), p. 10. (In Russ.)

3. Afon'kina YU.A., Kuz'micheva T.V., Morozova D.A. Inclusive professional education: socio-personal and socio-economic effects: monograph. Krasnoyarsk, 2020. 128 p. (In Russ.)

4. Bogdanova A.A. Complex socio-pedagogical support for the development of adapted vocational education programs by students with disabilities. Voprosy professional'nogo obrazovaniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidov: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. St. Petersburg, 2017. Pp. 7-11. (In Russ.)

5. Griffin SH., SHevlin M. Response to special educational needs: an Irish perspective. 2nd ed. Dublin, Gene and Macmillan, 2011. 312 p. (In Russ.)

6. Grabchuk K.M. Implementation of the principles of continuity and continuity in inclusive education of the Krasnodar Territory. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2017, no. 4, pp. 17-23. (In Russ.)

7. Karasaeva L.A., Myasnikov I.R., Makarova N.V., Nurova A.A. i dr. Innovative forms of providing rehabilitation and educational services in the center of social rehabilitation of disabled people and disabled children of Krasnogvardeisky district of the city of St. Petersburg. Kompleksnaya reabilitaciya invalidov na sovremennom etape. Otechestvennaya i mezhdunarodnaya praktika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novokuznetsk, 2019. Pp. 27-28. (In Russ.)

8. Karasaeva L.A., Kalichava A.SH., Myasnikov I.R. Prospects for the development of the system of employment of disabled people in the Russian Federation. Mediko-social'naya ekspertiza i reabilitaciya: sbornik nauchnyh statej / pod obshchej red. V.B. Smychka. Vypusk 17. Minsk, 2015. Pp. 124-127. (In Russ.)

9. Convention on the Rights of Persons with Disabilities (2006): adopted by UN General Assembly Resolution 61/106 on 13.12.2006. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

10. Korobejnikov I.A., Kantor V.Z. Professional education of persons with disabilities and disabilities: targets and factors of successful development. Al'manah instituta korrekcionnoj pedagogiki, 2019, no. 36, pp. 108-132. (In Russ.)

11. Kuz'micheva T.V., Afon'kina YU.A. Psychological and pedagogical paradigm of professional education of persons with disabilities. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 60-4, pp. 242-245. (In Russ.)

12. Lubovskij V.I. Special educational needs. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2013, no. 5, pp. 61-66. (In Russ.)

13. Malofeev N.N. From equal rights to equal opportunities, from a special school to inclusion. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 2018, no. 190, pp. 8-15. (In Russ.)

14. Malyarchuk N.N., Volosnikova L.M. "Sharp corners" of inclusive education of students with disabilities. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2016, no. 5-6, pp. 235241. (In Russ.)

15. Malyarchuk N.N., Krinicyna G.M. Professional-propaedeutic consultation accompanied by students with disabilities and disabilities: textbook. Tyumen, Tyumen State University Publishing House, 2017. 93 p. (In Russ.)

16. Martynova E.A, Romanovich N.A. The structure and content of the competencies of teachers in inclusive vocational education. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, 2014, no. 2(19), pp. 40-47. (In Russ.)

17. Myasnikov I.R., Starobina E.M., Karasaeva L.A. An integrated approach to organizing an accessible educational environment for people with disabilities. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 29-38. (In Russ.)

18. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 "On approval of the state program" Development of education "(2018-2025). Available at: http://government.ru/docs/all/115042/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

19. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 27.08. 2019 No. 585n "On the classifications and criteria used in the implementation of medical and social expertise of citizens by federal state institutions of medical and social expertise." Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=349365 (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

20. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 13.06. 2017 No. 486n "On approval of the Procedure for the development and implementation of an individual rehabilitation or habilitation program for a disabled person, an individual rehabilitation or habilitation program for a disabled child, issued by federal state institutions of medical and social expertise, and their forms." Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=369700 (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

21. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 20.09. 2013 №1082 "On approval of the Regulation on the psychological, medical and pedagogical commission." Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-20092013-n-1082/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

22. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 14.06. 2013 No. 464 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities in educational programs of secondary vocational education" (as amended on 28 .08. 2020). Available at: http://docs.cntd.ru/document/499028376 (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

23. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 23.08.2017 No. 625 "On the approval of a standard program for accompanying young people with disabilities in employment within the framework of measures to promote employment of the population. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-23.08.2017-N-625/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

24. By the Order of the Government of the Russian Federation of 05/10/2017 No. 893-r "On the plan of measures to increase the employment rate of disabled people for 2017-2020." Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

25. Svetlichnaya I.V., Karasaeva L.A. On the need to develop methodological foundations of rehabilitation support for vocational rehabilitation of disabled people. Aktual'nye voprosy professional'noj orientacii, obshchego i professional'nogo obucheniya i zanyatosti invalidov: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. St. Petersburg, 2016. Pp. 75-76. (In Russ.)

26. Starobina E.M. On improving the vocational education of disabled people, taking into account Article 24 of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Aktual'nye voprosy professional'noj orientacii, obshchego i professional'nogo obucheniya i zanyatosti invalidov: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. St. Petersburg, 2016. Pp. 19-21. (In Russ.)

27. Starobina E.M., Gordievskaya E.O., Kuz'mina I.E., Rachina G.B. Vocational selection in the course of vocational guidance for disabled people in the social protection system. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya, 2017, no. 8, pp. 4-9. (In Russ.)

28. Starobina E.M., Gordievskaya E.O., Krivenkov S.G. Professional orientation. Reabilitaciya invalidov: nacional'noe rukovodstvo /pod red. G.N. Ponomarenko. Moscow, 2018. Pp. 100101. (Ser. «Nacional'nye rukovodstva»). (In Russ.)

29. Stepanova O.A. Complex rehabilitation of persons with disabilities in institutions of secondary vocational education. Innovacii vprofessional'noj shkole, 2012, no. 8, 60 p. (In Russ.)

30. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". Available at: https://base.garant.ru/71937200/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

31. Federal law of 30.12. 2020 No. 491-FZ "On the acquisition of certain types of goods, works, services using an electronic certificate." Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400057208/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

32. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012, No. 273-FZ (as amended on 05/01/2019). Available at: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

33. Federal Law "On Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities of the Russian Federation" from 5.05. 2012 No. 46-FZ. Available at: https://base.garant.ru/70170066/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

34. Federal Law "On Social Protection of Disabled People in the Russian Federation" dated 24.11.1995, No. 181-FZ. Available at: https://base.garant.ru/10164504/ (accessed: 15.03.2021). (In Russ.)

© Мясников И.Р., 2021

Информация об авторах

Мясников Илья Рубэнович - ассистент кафедры гуманитарных наук, ФГБУ ДПО Санкт-

Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и

социальной защиты РФ, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID 0000-0001-64696973, e-mail: ilyamyasnikov@gmail. com.

Information about the authors Myasnikov Ilya R. - Assistant at the Department of Humanities, FGBU DPO St. Petersburg Institute for Advanced Training of Medical Experts of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, St. Petersburg, Russian Federation, ORCID 0000-0001-6469-6973, e-mail: [email protected].

Поступила в редакцию: 05.03.2021 Принята к публикации: 21.07.2021 Опубликована: 06.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.