Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ'

ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МУЛЬТИЦЕНТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДРЕСНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / СОПРОВОЖДЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / PERSONS WITH DISABILITIES / MULTI-CENTER / VOCATIONAL EDUCATION / TARGETED EMPLOYMENT / SUPPORT IN THE WORKPLACE / INTERAGENCY COOPERATION / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясников Илья Рубэнович

В статье анализируются формы и методы организации профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, направленные на их эффективное включение в трудовую деятельность и социальную интеграцию. В рамках реализации отдельных статей международных и отечественных законодательных актов, локальных нормативных документов, направленных на организацию условий лицам с ОВЗ и инвалидам для получения качественного профессионального образования с целью повышения их конкурентоспособности на открытом рынке труда, изучен опыт профессионального обучения в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (Мультицентр). Подробно освещены инновационные практико-ориентированные подходы при реализации программ профессионального обучения, организации межведомственного взаимодействия различных учреждений в системе профессиональной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью. Описаны методы оказания социальной, юридической и социально-бытовой помощи в период обучения, доказавшие свою эффективность при интеграции в общество лиц с ОВЗ и инвалидов. Подчеркнута необходимость организации информационно-просветительской работы с населением и специалистами различных ведомств, участвующими в системе предоставления государственных услуг. Изучены и представлены механизм и структура межведомственного взаимодействия органов и учреждений на примере ресурсного центра по оказанию государственных услуг, входящего в структуру Мультицентра. Функциональная структура ресурсного центра включала бюро медико-социальной экспертизы, представительство Фонда социального страхования, филиалы многофункционального центра «Мои документы», пенсионного фонда, отдела социальной защиты населения, центра занятости населения, что способствовало получению обучающимися максимального количества государственных услуг в формате одной площадки. Изучена организационная форма адресного трудоустройства выпускников Мультицентра, которая ориентирована на конкретные запросы открытого рынка труда и работодателей, что особенно актуально в условиях реализации государственной социальной политики по трудоустройству инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясников Илья Рубэнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES OF HEALTH AND DISABILITIES FOR THE PURPOSE OF SOCIAL AND LABOR INTEGRATION

The article deals with the organization of vocational education for people with disabilities and persons with disabilities for effective inclusion in labor activity and successful social integration. In the framework of the implementation of certain articles of international and domestic legislative acts and local regulatory documents aimed at providing high-quality professional education to people with disabilities and the disabled in order to increase their competitiveness in the open labor market, we analyzed the experience of professional training in the state autonomous professional educational institution «Multicenter of social and labor integration». Innovative practice-oriented approaches are highlighted in detail in the implementation of vocational training programs, the organization of interagency interaction of various institutions in the system of professional integration of people with disabilities and the disabled. The models used in the Multicenter illustrate the provision of social, legal and social assistance during vocational training for people with disabilities and the disabled aimed at their effective integration into society. The need for outreach work with the population, as well as with specialists from various departments involved in the provision of public services, has been established. The mechanism of interagency interaction of bodies and institutions was studied on the example of a resource center for the provision of public services, which is part of the Multicenter structure. The structure of the resource center is described, including a bureau of medical and social expertise, a representative office of the Social Insurance Fund, branches of the multifunctional center «My Documents», a pension fund, a department for social protection of the population, and the employment center; the optimization of students' life support in terms of obtaining the maximum number of public services in the format of one site is shown. The mechanism of targeted employment of graduates of the Multicenter has been studied and presented, which meets the needs of the open labor market and employers, which is especially relevant in the context of the implementation of the state social policy for the employment of disabled people.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ»

УДК 377.12

И. Р. Мясников https://orcid.org/0000-0001-6469-6973

Формы профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Для цитирования: Мясников И. Р. Формы профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 81-88. DOI 10.20323/1813-145X-2020-3-114-81-88

В статье анализируются формы и методы организации профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, направленные на их эффективное включение в трудовую деятельность и социальную интеграцию.

В рамках реализации отдельных статей международных и отечественных законодательных актов, локальных нормативных документов, направленных на организацию условий лицам с ОВЗ и инвалидам для получения качественного профессионального образования с целью повышения их конкурентоспособности на открытом рынке труда, изучен опыт профессионального обучения в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (Мультицентр). Подробно освещены инновационные практико-ориентированные подходы при реализации программ профессионального обучения, организации межведомственного взаимодействия различных учреждений в системе профессиональной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью. Описаны методы оказания социальной, юридической и социально-бытовой помощи в период обучения, доказавшие свою эффективность при интеграции в общество лиц с ОВЗ и инвалидов.

Подчеркнута необходимость организации информационно-просветительской работы с населением и специалистами различных ведомств, участвующими в системе предоставления государственных услуг.

Изучены и представлены механизм и структура межведомственного взаимодействия органов и учреждений на примере ресурсного центра по оказанию государственных услуг, входящего в структуру Мультицентра. Функциональная структура ресурсного центра включала бюро медико-социальной экспертизы, представительство Фонда социального страхования, филиалы многофункционального центра «Мои документы», пенсионного фонда, отдела социальной защиты населения, центра занятости населения, что способствовало получению обучающимися максимального количества государственных услуг в формате одной площадки.

Изучена организационная форма адресного трудоустройства выпускников Мультицентра, которая ориентирована на конкретные запросы открытого рынка труда и работодателей, что особенно актуально в условиях реализации государственной социальной политики по трудоустройству инвалидов.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, Мультицентр, профессиональное образование, адресное трудоустройство, сопровождение на рабочем месте, межведомственное взаимодействие, доступная среда.

I. R. Myasnikov

Model of vocational training of persons with disabilities of health and disabilities for the purpose of social and labor integration

The article deals with the organization of vocational education for people with disabilities and persons with disabilities for effective inclusion in labor activity and successful social integration.

In the framework of the implementation of certain articles of international and domestic legislative acts and local regulatory documents aimed at providing high-quality professional education to people with disabilities and the disabled in order to increase their competitiveness in the open labor market, we analyzed the experience of professional training in the state autonomous professional educational institution «Multicenter of social and labor integration». Innovative practice-oriented approaches are highlighted in detail in the implementation of vocational training programs, the organization of interagency interaction of various institutions in the system of professional integration of people with disabilities and the disabled. The models used in the Multicenter illustrate the provision of social, legal and social assistance during vocational training for people with disabilities and the disabled aimed at their effective integration into society.

© Мясников И. Р., 2020

The need for outreach work with the population, as well as with specialists from various departments involved in the provision of public services, has been established.

The mechanism of interagency interaction of bodies and institutions was studied on the example of a resource center for the provision of public services, which is part of the Multicenter structure. The structure of the resource center is described, including a bureau of medical and social expertise, a representative office of the Social Insurance Fund, branches of the multifunctional center «My Documents», a pension fund, a department for social protection of the population, and the employment center; the optimization of students' life support in terms of obtaining the maximum number of public services in the format of one site is shown.

The mechanism of targeted employment of graduates of the Multicenter has been studied and presented, which meets the needs of the open labor market and employers, which is especially relevant in the context of the implementation of the state social policy for the employment of disabled people.

Keywords: persons with disabilities, multi-Center, vocational education, targeted employment, support in the workplace, interagency cooperation, accessible environment.

Введение. Во всех развитых государствах мирового сообщества в соответствии с международными нормами инвалидам и лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), создаются условия для интеграции в полноценную жизнь [Journal of Inclusive ... , 2014].

Разработанная ООН «Конвенция о правах инвалидов» (Конвенция) закрепила международные требования относительно обеспечения инвалидам условий максимальной доступности образования, трудовой деятельности, социального окружения и т. д. [Конвенция о правах инвалидов ... , 2012; Федеральный закон ... , 2012; Интеграция лиц ... , 2015, с. 145; Старобина, 2016]. Известно, что фактором успешной интеграции в общество инвалидов и лиц с ОВЗ выступает социальная ориентированность государства, подтвержденная законодательными актами в системе профессионального образования и трудоустройства [Федеральный закон ... , 2014; Федеральный закон ... , 2012; Интеграция лиц ... , 2015, с. 145]. После ратификации в РФ Конвенции в стране начались активные преобразования, направленные на создание условий для успешной социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидов [Кузьмичева, 2018; Мясников, 2018; Постановление «Об утверждении ... , 2015; Шад-чин, 2018].

В положениях ст. 24 «Образование» Конвенции декларируется право инвалидов на образование, подчеркивается необходимость обеспечения доступности профессионального образования, профессионального обучения, максимально способствующих освоению знаний, жизненных и социальных навыков. Поэтому, особенно молодым инвалидам, необходимо получение качественного профессионального образования, гарантирующего социальную лестницу для построения будущей профессиональной карьеры [Актуальные вопросы ... , 2009, с. 112; Колыванова, 2016; Мясников, 2019].

Известно, что изменения, внесенные в законодательные акты Федеральным законом РФ № 419 [Федеральный закон ... , 2014], способствовали более активному применению локальных нормативных правовых документов в организациях различных форм собственности, в том числе для повышения качества образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидам с учетом их особых потребностей. Это позволило использовать общественный ресурс и привлекать, наряду с государственными структурами, социально-ориентированные некоммерческие, автономные и волонтерские организации для более эффективной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидов в главные сферы жизнедеятельности, прежде всего в сферу образования и занятости [Дрозденко, 2017; Старобина, 2018].

Цель. Анализ эффективности организационных форм и методов профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях «Мультицен-тра социальной и трудовой интеграции».

Материалы и методы. Материалом послужила совокупность форм и методов профессионального обучения, используемых в деятельности Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области.

Использовались методы статистический и контент-анализа нормативных правовых актов и распорядительных документов.

Результаты. Для реализации прав инвалидов и лиц с ОВЗ на образование и труд в 2014 г. благотворительным фондом «Место под солнцем» при поддержке Правительства Ленинградской области было организовано государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» [Дрозденко, 2017].

В рамках реализации статей международных и отечественных законодательных документов -Конвенции ООН о правах инвалидов, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Конвенция о правах ... , 2012] и др. - основные виды деятельности Мультицентра были направлены на разработку и реализацию инновационных подходов в системе профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов для их успешной трудовой и социальной интеграции в общество.

В соответствии с положениями приказа Мино-брнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» [Приказ «Об утверждении ... , 2013; Приказ «Об утверждении ... , 2014] в Мультицентре были разработаны локальные нормативные акты по профессиональному образованию лиц с ОВЗ и инвалидностью для повышения их конкурентоспособности на открытом рынке труда. На основе принятых локальных нормативных актов стало возможным адаптировать процесс профессионального обучения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся. В рамках осваиваемой программы можно было сужать или расширять объем содержания программы профессиональной дисциплины за счет дробления ее на профессиональные модули или реализовывать ускоренное освоение профессии с учетом индивидуальных возможностей обучающихся по индивидуальному учебному плану.

В Мультицентре осуществлялись различные формы деятельности: проводилась диагностика профпригодности лиц с инвалидностью и ОВЗ к последующему трудоустройству по конкретной профессии; обеспечивалось профессиональное обучение квалифицированных, конкурентоспособных рабочих и служащих по адаптированным программам; оказывались услуги по сопровождаемому трудоустройству и поддерживаемому проживанию, юридическому и социальному сопровождению обучающихся как во время курса обучения, так и по его окончании; отрабатывались механизмы оптимизации их взаимодействия с различными государственными службами и работодателем; проводился мониторинг - «отслеживание профессиональной судьбы» трудоустроенных выпускников Мультицентра; реализовывались социально-психологические программы по оказанию помощи в разрешении сложных жизненных ситуаций не только в период обучения, но и в период адаптации на рабочем месте.

Организационная структура Мультицентра представлена 5-ю учебными аудиториями, 9-ю

учебно-производственными мастерскими, отделениями «Учебное проживание - 1» и «Учебное проживание - 2» общей вместимостью 65 койко-мест, многофункциональной площадкой Мульти-холла с широкими медиавозможностями для проведения социокультурной реабилитации обучающихся, медицинским блоком, пищеблоком и обеденным залом, производственным центром интеграции (ПЦИ), включающим демоцентр «вспомогательных технологий и технических средств реабилитации», ресурсным центром по предоставлению государственных услуг. Все кабинеты и мастерские были оснащены современным оборудованием, техническими средствами обучения, материалами и учебной литературой. В компьютерном классе создана локальная сеть, подключенная к высокоскоростной сети Интернета, что позволяет расширять область применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе использовать прикладные программные средства, видеотеки, электронные ресурсы образовательных порталов.

В соответствии со ст. 9 «Доступность» Конвенции о правах инвалидов и других федеральных и региональных нормативных актов, устанавливающих общие требования к организации доступности к зданиям, сооружениям, рабочим местам, в Мультицентре внутренние объекты спроектированы с учетом их доступности лицам с ОВЗ и инвалидам различных нозологий [Приказ «Об утверждении ... , 2013; Приказ «Об утверждении ... , 2015; Свод правил ... , 2016]. Так, для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на кресле-коляске организованы специальные парковочные места, входная группа здания оснащена раздвижными дверьми с инфракрасным датчиком движения. Внутри здания спроектированы широкие дверные проемы, а также специальные лифты и подъемные платформы для лиц, использующих кресла-коляски. Санузлы обеспечивают возможность беспрепятственного маневрирования человека на инвалидной коляске, оснащены поручнями и кнопками экстренного вызовы персонала. Для инвалидов с нарушением органа зрения в Мультицентре помещения оснащены знаками, выполненными азбукой Брайля в легко читаемой и понятной форме, предоставляются услуги помощников и проводников. По маршруту следования лиц с нарушением зрения на объекте размешена тактильная плитка, имеются также настенные тактильные таблички, помогающие инвалидам ориентироваться в здании. Для обучающихся, имеющих интеллектуаль-

ную недостаточность и психические расстройства, в учреждении создана система навигации. Для инвалидов с нарушением слуха организованы услуги профессиональных сурдопереводчиков, имеются вспомогательные технические средства, облегчающие информационную доступность объектов и услуг, предоставляемых в учреждении. В целом все бытовые и производственные помещения организованы с учетом требований доступности.

Следует отметить, что структура Мультицентра постоянно развивается в связи с актуализацией определенных проблем. Установлено, что в настоящих условиях необходимо проводить информационно-просветительскую работу с населением и специалистами различных ведомств, участвующими в системе предоставления госуслуг и социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим сравнительно недавно на базе Мульти-центра был организован Центр вспомогательных технологий (ЦВТ) как дополнительное направление в деятельности по информационному, образовательному и просветительскому обеспечению граждан Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ЦВТ проводятся консультации по техническим средствам реабилитации (ТСР), входящим в федеральный и региональный перечни [Распоряжение «О федеральном . , 2005; Областной закон ... , 2017]. ЦВТ осуществляет индивидуальную работу с лицами с инвалидностью и ОВЗ по подбору ТСР и рациональному их использованию, причем предусматриваются возможности альтернативного выбора и приобретения ТСР, не включенных в «бесплатные» перечни. В информационно-учебном блоке ЦВТ регулярно проводятся конференции, семинары и обучающие сессии для специалистов образовательной, медицинской, социальной сфер и жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Планируется организация постоянно действующей экспозиции ТСР и вспомогательных средств доступной среды, поддержки и продвижения инновационных отечественных проектов в сфере реабилитации.

В соответствии со ст. 27 «Труд и занятость» Конвенции, декларирующей право инвалидов на труд при условии инклюзивности и доступности производственной среды, в Мультицентре разработан инновационный метод производственной практики для лиц с ОВЗ и инвалидов. На основе 161 Договора (2018 г.) согласовано прохождение производственной практики на базе региональных предприятий в обычных производственных или в специально созданных условиях, в так называе-

мых «производственных симуляторах». Для практикантов на рабочих местах созданы условия, максимально соответствующие критериям современных рабочих мест, с рекомендуемыми классами труда по тяжести и напряженности трудового процесса в зависимости от степени ограничения способности к труду лиц с ОВЗ и инвалидов. По окончании производственной практики работодатель или практикодатель давает отзыв о качестве освоения профессиональных компетенций по изучаемой практикантом программе, что, в свою очередь, позволяет скорректировать пробелы в полученных знаниях.

Установлено, что эффективность профессионального обучения повысилась в результате введения новой формы организации итоговой аттестации: на квалификационном экзамене сам работодатель оценивает уровень профессиональной подготовки и дает рекомендации по корректировке программы (например, в 2018 г. был увеличен срок подготовки по программе «Пекарь» в связи с недостаточным уровнем сформированности профессиональных компетенций обучающихся). Таким образом, оптимизация программ обучения под меняющиеся условия рынка труда осуществлялась при постоянном обмене информацией между специалистами учреждения и потенциальными работодателями.

Другой инновационной формой профессионального обучения в Мультицентре стало внедрение программы адресного трудоустройства выпускников с последующим сопровождением на рабочем месте. Выпускник, успешно освоивший одну из образовательных программ, приступает к выполнению своих трудовых обязанностей на новом, созданном конкретно для него рабочем месте, при этом специалисты Мультцентра в срок до года осуществляют сопровождение и помогают ему в профессиональном становлении.

В современных условиях успешная социальная интеграция лиц с ОВЗ и инвалидов невозможна без взаимодействия органов и учреждений, ответственных за конечный результат. Соответственно, в Мультицентре организована новая форма межведомственного взаимодействия в виде ресурсного центра по оказанию государственных услуг, куда входят филиал многофункционального центра «Мои документы», бюро медико-социальной экспертизы, представительства фонда социального страхования, пенсионного фонда, отдела социальной защиты населения, подразделение центра занятости населения, что способствует получению

обучающимися максимального количества государственных услуг в формате одной площадки.

Государственное задание, регламентирующее параметры качества и объема оказания государственных услуг Мультицентром на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг., утверждено распоряжением Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 3266-р [Распоряжение «Об утверждении ... , 2017]. В 2018 г. профдиагностическую комиссию прошли 285 чел., зачислены 176 чел., которые обучались по адаптированным образовательным программам профессионального обучения: 19258 «Уборщик служебных помещений»; 19258 «Уборщик служебных помещений», профессиональный модуль «Поломоечная машина и электрооборудование для клининга»; 19601 «Швея», профессиональный модуль «Пошив и ремонт швейных изделий»; 12476 «Изготовитель художественных изделий из бересты»; 15398 «Обувщик по ремонту обуви», профессиональный модуль «Мелкий и средний ремонт обуви. Изготовление ключей»; 13249 «Кухонный рабочий»; 12480 «Изготовитель художественных изделий из керамики», профессиональный модуль «Формовка и литье»; 12483 «Изготовитель художественных изделий из лозы»; 16199 «Оператор ЭВМ», профессиональные модули «1 С», «Компьютерная графика»; 16472 «Пекарь»; 18103 «Садовник», профессиональный модуль «Газонокосильщик». Семь программ - «Изготовитель художественных изделий из бересты», «Пекарь», «Обувщик по ремонту обуви», «Оператор ЭВМ», «Швея», «Уборщик служебных помещений», «Изготовитель художественных изделий из керамики» - реализуются несколько раз в год, что подтверждает их востребованность на рынке труда.

За 2018 г. была оценена эффективность используемых методик профессионального обучения. Непосредственно после окончания обучения трудоустроен 61 из 154 выпускников (40,0 %). С учетом вида и тяжести заболеваний, организованного индивидуального подхода для каждого обучающегося, имеющейся возможности дальнейшего поиска рабочего места данный результат мы оценивали как вполне удовлетворительный.

Надо отметить, что в 2018 г. на сопровождении специалистов Мультицентра находился 31 проживающий в психоневрологических интернатах. Это лица, находящиеся на государственном обеспечении и имеющие низкий самостоятельный социально-бытовой потенциал. Использование персонально-ориентированного комплексного подхода в

профобучении позволило успешно интегрировать их в социум: трудоустроены 38,7 % чел., успешно прошли стажировку и потенциально имели возможность трудоустроиться 42,1 % инвалидов, остальные в момент исследования находились в процессе решения социально-бытовых проблем.

Заключение. Проанализированы инновационные формы и методы, применяемые в Мультицен-тре при профессиональном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов. Разработанные методы комплексного подхода в профессиональной реабилитации отвечают актуальным запросам открытого рынка труда, ориентированы на конечный результат и имеют конкретно-адресный характер, что соответствует принципам современной социальной политики по трудоустройству инвалидов. Технологии организованной индивидуально-ориентированной социальной, юридической и бытовой помощи обучающимся в период профобучения оптимизируют образовательный процесс и способствуют их более эффективной социальной интеграции в общество.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы профессионального обучения и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья : сб. статей / М. С. Савина,

A. Я. Миндель, О. А. Степанова и др. Москва : НИИРПО, 2009. 112 с.

2. Дрозденко И. Г. Теоретико-методологические основы разработки программ профессионального обучения в Мультицентре социальной и трудовой интеграции / И. Г. Дрозденко, Л. М. Кобрина // Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : мат. Межд. научн.-практ. конф., 2017. С. 33-39.

3. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья. Том 2. Проблемы интегративного обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья : монография / В. Н. Скворцов, Л. М. Кобрина, Е. Т. Логинова, И. А. Мироненко. Пенза : Академия естествознания, 2015. 145 с.

4. Колыванова Л. А. Инклюзивное образование -стратегическое направление современного образования Россия / Л. А. Колыванова, Т. М. Носова,

B. Г. Шведов // Молодой ученый. 2016. № 16.1 (120.1).

C. 37-41.

5. Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. № 61/106 (сост. на 26.10.2012 г). Москва, 2012. 29 с.

6. Кузьмичева Т. В. Психолого-педагогическая парадигма профессионального образования лиц с ОВЗ / Т. В. Кузьмичева, Ю. А. Афонькина // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 242-245.

7. Мясников И. Р. Комплексный подход в организации доступной образовательной среды для инвалидов / И. Р. Мясников, Е. М. Старобина, Л. А. Карасаева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. С. 29-38.

8. Мясников И. Р. Повышение качества профессионального образования инвалидов на основе использования международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. С. 161-168.

9. Областной закон Ленинградской области «Социальный кодекс Ленинградской области» от 17.11.2017 г. № 72-оз (изм. на 07.05. 2019 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/555652177 (Дата обращения: 02.04.2020).

10. Постановление «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» от 1.12.2015 г № 1297. URL: https://base.garant.ru/71265834/ (Дата обращения: 16.03.2020).

11. Приказ «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» от 19.12.2013 г. № 685н. URL: https://base.garant.ru/70631460/ (Дата обращения: 26.03.2020).

12. Приказ «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 г. № 1309. URL: https://base.garant.ru/ 71275174/ (Дата обращения: 29.03.2020).

13. Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» от 18.04.2013 г № 292 (п. 6 в ред. Приказа Мино-брнауки России от 26.05.2015 г. № 524). URL: https://base.garant.ru/70382976/ (Дата обращения: 22.03.2020).

14. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» от 27.10.2014 г № 1386. URL: https://base.garant.ru/70812454/ (Дата обращения: 25.03.2020).

15. Распоряжение «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» от 30.12.2005 г. № 2347-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/901962331 (Дата обращения: 22.03.2020).

16. Распоряжение «Об утверждении государственных заданий на оказание государственных услуг на 2018 год и плановый 2019 и 2020 годы» от 27.12.2017 г. № 3266-р. URL: http://ltptlo.ru/student/%D0 %93 %D0 %BE%D1 %81 %

D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BD% D0 %B8 %D0 %B5 %202018.pdf (Дата обращения: 29.03.2020).

17. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171577/ (Дата обращения: 01.04.2020).

18. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов, Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129 200/ (Дата обращения: 01.04.2020).

19. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г. ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_855 9/ (Дата обращения: 01.04.2020).

20. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/ (Дата обращения: 01.04.2020).

21. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СП 59.13330.2016. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 456033921 (Дата обращения: 02.04.2020).

22. Старобина Е. М. Содействие в трудоустройстве, производственная адаптация инвалидов / Е. М. Старобина, В. А. Чукардин // Реабилитация инвалидов. Национальное руководство. 2018. С. 105-108.

23. Старобина Е. М. Сравнительный анализ правоприменительной практики и обращений инвалидов за консультациями по вопросам соблюдения прав на труд и образование // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2016. С. 27-35.

24. Шадчин И. В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО: проблемы и перспективы / И. В. Шадчин, А. Г. Вардугин // Инновационное развитие профессионального образования. Челябинский институт развития профессионального образования. 2018. С. 95-101.

25. Journal of Inclusive O'Rourke J. (2014). Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? // International Education. 19:5. Р. 530-546.

Reference list

1. Aktual'nye voprosy professional'nogo obuchenija i social'noj integracii lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja = Topical issues of professional training and social integration of persons with disa-

bilities : sb. statej / M. S. Savina, A. Ja. Mindel', O. A. Stepanova i dr. Moskva. : NIIRPO, 2009. 112 s.

2. Drozdenko I. G. Teoretiko-metodologicheskie os-novy razrabotki programm professional'nogo obuchenija v Mul'ticentre social'noj i trudovoj integracii = Theoretical and methodological basis for professional training pograms development at the Multicenter for social and labor integration / I. G. Drozdenko, L. M. Kobrina // Vo-prosy professional'nogo obrazovanija lic s ogranichenny-mi vozmozhnostj ami zdorov'ja i invalidov : mat. mezhd. nauchn.-prakt. konf., 2017. S. 33-39.

3. Integracija lic s ogranichennymi vozmozhnostj ami zdorov'ja. Tom 2. Problemy integrativnogo obuchenija i socializacii lic s ogranichennymi vozmozhnostj ami zdorov'ja = Integration of persons with disabilities. Volume 2. Problems of integrative education and socialization of persons with disabilities: monografija / V. N. Skvorcov, L. M. Kobrina, E. T. Loginova, I. A. Mironenko. Penza : Izdatel'skij Dom Akademija Estestvoznanija, 2015. 145 s.

4. Kolyvanova L. A. Inkljuzivnoe obrazovanie - stra-tegicheskoe napravlenie sovremennogo obrazovanija Ros-sija = Inclusive education - strategic direction of modern education in Russia / L. A. Kolyvanova, T. M. Nosova, V G. Shvedov // Molodoj uchenyj. 2016. № 16.1 (120.1). S. 37-41.

5. Konvencija o pravah invalidov. Prinjata Rezoljuciej General'noj Assamblei OON ot 13.12.2006 g. № 61/106 = Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Adopted by the UN General Assembly Resolution of 13.12. 2006 № 61/106 (sost. na 26.10.2012 g.). Moskva, 2012. 29 s.

6. Kuz'micheva T. V. Psihologo-pedagogicheskaja paradigma professional'nogo obrazovanija lic s OVZ = Psychological and pedagogical paradigm of professional education of persons with health disorders / T. V Kuz'micheva, Ju. A. Afon'kina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2018. S. 242-245.

7. Mjasnikov I. R. Kompleksnyj podhod v organizacii dostupnoj obrazovatel'noj sredy dlja invalidov = An integrated approach to providing accessible educational environment for persons with disabilities / I. R. Mjasnikov, E. M. Starobina, L. A. Karasaeva // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2018. S. 29-38.

8. Mjasnikov I. R. Povyshenie kachestva professional'nogo obrazovanija invalidov na osnove ispol'zovanija mezhdunarodnoj klassifikacija funkcionirovanija, ograni-chenij zhiznedejatel'nosti i zdorov'ja = Improving the quality of professional education for persons with disabilities by means of use of the international classification of functioning, disability and health // Nauchnye ve-domosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2019. S. 161-168.

9. Oblastnoj zakon Leningradskoj oblasti «Social'nyj kodeks Leningradskoj oblasti» ot 17.11.2017 g. № 72-oz (izm. na 07.05. 2019 g.) = Regional Law of the Leningrad Region «Social Code of the Leningrad Region» dated 17.11.2017 № 72-oz (amended to 07.05. 2019). URL:

http://docs.cntd.ru/document/555652177 (Data obrash-henija: 02.04.2020).

10. Postanovlenie «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Dostupnaja sreda» na 2011-2020 gody» ot 01.12.2015 g. № 1297 = Government of the Russian Federation: Resolution «On Approval of the State Program of the Russian Federation» Accessible Environment «for 2011-2020 Years» dated 1.12.2015 № 1297. URL: https://base.garant.ru/71265834/ (Data obrashhenija: 16.03.2020).

11. Prikaz «Ob utverzhdenii osnovnyh trebovanij k osnashheniju (oborudovaniju) special'nyh rabochih mest dlja trudoustrojstva invalidov s uchetom narushennyh funkcij i ogranichenij ih zhiznedejatel'nosti» ot 19.12.2013 g. № 685n. = Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation: Order «On Approval of the Basic Requirements for the Equipment of Special Jobs for Employment of Disabled Persons Taking into account Violated Functions and Restrictions on Their Life» dated 19.12.2013 № 685n. URL: https://base.garant.ru/70631460/ (Data obrashhenija: 26.03.2020).

12. Prikaz «Ob utverzhdenii Porjadka obespechenija uslovij dostupnosti dlja invalidov ob#ektov i pre-dostavljaemyh uslug v sfere obrazovanija, a takzhe oka-zanija im pri jetom neobhodimoj pomoshhi» ot 09.11.2015 g. № 1309 = Ministry of Education and Science of the Russian Federation: Order «On the Approval of the Procedure for Ensuring Accessibility for Persons with Disabilities of Facilities and Provided Services in the Field of Education, as well as Providing them with the Necessary Assistance» dated 09.11.2015 № 1309. URL: https://base.garant.ru/71275174/ (Data obrashhenija: 29.03.2020).

13. Prikaz «Ob utverzhdenii porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po osnov-nym programmam professional'nogo obuchenija» ot

18.04.2013 g № 292 (p. 6 v red. Prikaza Minobrnauki Rossii ot 26.05.2015 g. № 524) = Ministry of Education and Science of the Russian Federation: Order «On Approval of the Procedure for Organizing and Carrying Out Educational Activities under the Main Vocational Training Programs» dated 18.04.2013 № 292 (item 6 in the Revision of the Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 26.05.2015 № 524). URL: https://base.garant.ru/70382976/ (Data obrashhenija: 22.03.2020).

14. Prikaz «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija» ot 27.10.2014 g. № 1386 = Ministry of Education and Science of the Russian Federation: Order «On Approval of the Federal State Educational Standard for Secondary Vocational Education» dated

27.10.2014 № 1386. URL: https://base.garant.ru/70812454/ (Data obrashhenija: 25.03.2020).

15. Rasporjazhenie «O federal'nom perechne reabili-tacionnyh meroprij atij, tehnicheskih sredstv reabilitacii i

uslug, predostavljaemyh invalidu» ot 30.12.2005 g. № 2347-r = Government of the Russian Federation: Order № 2347-r of 30.12.2005 «On the Federal List of Rehabilitation Measures, Technical Means of Rehabilitation and Services Provided to a Disabled Person». URL: http://docs.cntd.ru/document/901962331 (Data obrash-henija: 22.03.2020).

16. Rasporjazhenie «Ob utverzhdenii gosudarstven-nyh zadanij na okazanie gosudarstvennyh uslug na 2018 god i planovyj 2019 i 2020 gody» ot 27.12.2017 g. № 3266-r = Committee of General and Professional Education of the Leningrad Region: Order «On Approval of State Tasks for the Provision of Public Services for 2018 and Planned 2019 and 2020» dated 27.12.2017 № 3266-r. URL: http://ltptlo.ru/student/%D0 %93 %D0 %BE%D1 %81 %D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BD%D0 %B8 %D0 %B5 %202018.pdf (Data obrash-henija: 29.03.2020).

17. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnesenii iz-menenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Fed-eracii po voprosam social'noj zashhity invalidov v svjazi s ratifikaciej Konvencii o pravah invalidov. Federal'nyj zakon ot 01.12.2014 g. № 419-FZ = Russian Federation. Laws. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the social protection of persons with disabilities in connection with the ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Federal Law of 01.12.2014 № 419-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171 577/ (Data obrashhenija: 01.04.2020).

18. Rossijskaja Federacija. Zakony. O ratifikacii Konvencii o pravah invalidov, Federal'nyj zakon ot 03.05.2012 g. № 46-FZ = Russian Federation. Laws. Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities, Federal Act № 46-FZ of 03.05.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129 200/ (Data obrashhenija: 01.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Rossijskaja Federacija. Zakony. O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 g. № 181-FZ (red. ot 18.07.2019 g.) = Russian Federation. Laws. Social protection of persons with disabilities in the Russian Federation. Federal Law of 24.11.1995 № 181-FZ (edited from 18.07.2019).

URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_8559/ (Data obrashhenija: 01.04.2020).

20. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ = Russian Federation. Laws. On education in the Russian Federation. Federal Law № 273-FZ dated from 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/ (Data obrashhenija: 01.04.2020).

21. Svod pravil. Dostupnost' zdanij i sooruzhenij dlja malomobil'nyh grupp naselenija SP 59.13330.2016. Aktu-alizirovannaj a redakcija SNiP 35-01-2001 = Set of rules. Accessibility of buildings and structures for low mobility population groups SP 59.13330.2016. Updated version of SNiP 35-01-2001. URL: http://docs.cntd.ru/document/456033921 (Data obrashhenija: 02.04.2020).

22. Starobina E. M. Sodejstvie v trudoustrojstve, pro-izvodstvennaj a adaptacija invalidov = Employment promotion, productive adaptation of persons with disabilities / E. M. Starobina, V. A. Chukardin // Reabilitacija invalidov. Nacional'noe rukovodstvo. 2018. S. 105-108.

23. Starobina E. M. Sravnitel'nyj analiz pravoprimen-itel'noj praktiki i obrashhenij invalidov za konsul'tacijami po voprosam sobljudenija prav na trud i obrazovanie = Comparative analysis of law enforcement practices and referrals by persons with disabilities for assistance on the rights to work and education // Vestnik Vserossijskogo obshhestva specialistov po mediko-social'noj jekspertize, reabilitacii i reabilitacionnoj industrii. 2016. S. 27-35.

24. Shadchin I. V. Obespechenie dostupnosti profes-sional'nogo obrazovanija dlja invalidov i lic s ogranichen-nymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sisteme SPO: prob-lemy i perspektivy = Ensuring accessibility of vocational education for persons with disabilities and persons with disabilities in the secondary vocational education system: challenges and prospects / I. V. Shadchin, A. G. Vardugin // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija. Chelj abinskij institut razvitija pro-fessional'nogo obrazovanija. 2018. S. 95-101.

25. Journal of Inclusive O'Rourke J. (2014). Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? // International Education. 19:5. R. 530-546.

88

H. P. MncHUKoe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.