Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенкова Дарья Феликсовна

Статья посвящена исследованию вопросов непрерывности и преемственности инклюзивного профессионального образования. На основе анализа количественных показателей, характеризующих развитие инклюзивного образования в субъектах Уральского федерального округа, установлено, что, несмотря на ежегодный рост количества лиц с инвалидностью, обучающихся в вузах и колледжах, охват молодежи с инвалидностью профессиональным образованием крайне низок. При этом охват выпускников школ с инвалидностью профессиональным образованием достаточно высок. Автором статьи сформулированы проблемы преемственности инклюзивного среднего профессионального и высшего образования, основные из которых: несформированность индивидуальных образовательных траекторий лиц с инвалидностью, отсутствие у вузов информации о студентах и выпускниках колледжей с инвалидностью, планирующих поступление в вузы, недостаточность координационного взаимодействия образовательных организаций и слабое развитие межведомственного взаимодействия. Результаты анализа позволили сделать вывод, что преемственность инклюзивного среднего профессионального и высшего образования обеспечена слабо. Автором выделены организационно-педагогические условия и принципы реализации непрерывности и преемственности, которыми следует руководствоваться в инклюзивном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенкова Дарья Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONTINUITY AND SUCCESSION OF INCLUSIVE VOCATIONAL EDUCATION IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

The article is devoted to the study of the issues of continuity and succession of inclusive vocational education. Based on the analysis of quantitative indicators characterizing the development of inclusive education in the constituent entities of the Ural Federal District, it was found that, despite the annual growth in the number of persons with disabilities enrolled in universities and colleges, the coverage of young people with disabilities with vocational education is extremely low. At the same time, the coverage of school graduates with disabilities with vocational education is quite high. The author of the article formulates the main problems of continuity of inclusive secondary vocational and higher education, the main ones of which are: the lack of formation of individual educational trajectories of persons with disabilities, the lack of information in universities about students and graduates of colleges with disabilities planning to enroll in universities, lack of coordinated interaction of educational organizations and poor development interagency interaction. The results of the analysis led to the conclusion that the continuity of inclusive secondary vocational and higher education is poorly provided. The author highlighted the organizational and pedagogical conditions and principles for the implementation of continuity and succession, which should be guided in inclusive vocational education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

Пещеров Георгий Иванович, старший научный сотрудник ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России), доктор военных наук, профессор, Российская Федерация, г. Москва, e-mail: georgiy-p@yandex.ru

Peshcherov Georgy Ivanovich, doctor of military sciences, professor, academician academy of military sciences, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Russian Federation, Moscow, e-mail: georgiy-p@ yandex.ru

Сведения для цитирования: Романенкова, Д. Ф. Проблемы и перспективы реализации непрерывности и преемственности инклюзивного профессионального образования в Уральском федеральном округе / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 17-24.

УДК 376 ББК 74.05:74.3

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Д. Ф. Романенкова

Статья посвящена исследованию вопросов непрерывности и преемственности инклюзивного профессионального образования. На основе анализа количественных показателей, характеризующих развитие инклюзивного образования в субъектах Уральского федерального округа, установлено, что, несмотря на ежегодный рост количества лиц с инвалидностью, обучающихся в вузах и колледжах, охват молодежи с инвалидностью профессиональным образованием крайне низок. При этом охват выпускников школ с инвалидностью профессиональным образованием достаточно высок. Автором статьи сформулированы проблемы преемственности инклюзивного среднего профессионального и высшего образования, основные из которых: несформированность индивидуальных образовательных траекторий лиц с инвалидностью, отсутствие у вузов информации о студентах и выпускниках колледжей с инвалидностью, планирующих поступление в вузы, недостаточность координационного взаимодействия образовательных организаций и слабое развитие межведомственного взаимодействия. Результаты анализа позволили сделать вывод, что преемственность инклюзивного среднего профессионального и высшего образования обеспечена слабо. Автором выделены организационно-педагогические условия и принципы реализации непрерывности и преемственности, которыми следует руководствоваться в инклюзивном профессиональном образовании.

Ключевые слова/ инклюзивное профессиональное образование, непрерывное образование, преемственность образования.

В последние годы в России большое внимание уделяется развитию профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ): на законодательном уровне принимаются нормативные правовые акты по вопросам инклюзивного образования, разрабатываются и реализуются комплексы мероприятий, направленные на повышение доступности и качества образования на всех уровнях, в образовательных организациях создаются и совершенствуются специальные условия образова-

тельной деятельности, учитывающие особые образовательные потребности обучающихся.

Благодаря федеральным и региональным целевым программам сформирована инфраструктура, способствующая повышению доступности и качества инклюзивного профессионального образования, включающая сеть базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров, осуществляется подготовка кадров, в том числе специалистов по сопровождению, развиваются механизмы содействия

успешному профессиональному самоопределению лиц с инвалидностью и ОВЗ [1].

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, доступность профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ остается серьезной социальной и педагогической проблемой. Особо значимыми являются вопросы непрерывности и преемственности инклюзивного образования.

Цель статьи состоит в выявлении проблем и обосновании условий и перспектив, способствующих развитию непрерывности и преемственности инклюзивного среднего профессионального и высшего образования.

Непрерывное образование в педагогике рассматривается как потребность и условие постоянного развития людей, рост их образовательного потенциала на протяжении всей жизни. Непрерывность подчеркивает охват всей жизни человека и обоснованный переход с уровня на уровень. Мы согласны с мнением Н. М. Назаровой, что в современных условиях необходимо особо выделять непрерывное инклюзивное образование, в структуре которого происходит процесс становления и развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности [2]. При этом успешность инклюзивного образования возможна только при условии непрерывности этого процесса, когда каждый новый жизненный и профессиональный этап строится на прочном образовательном фундаменте этапа предыдущего [2]. Для лиц с инвалидностью и ОВЗ важно также отсутствии «разрывов», в том числе временных, в процессе получения образования.

Мы разделяем определение понятия преемственности образования, данное В. В. Рубцовым, С. В. Алехиной, А. В. Хаустовым, которое рассматривается как связь между различными уровнями образования, сущность которой состоит в сохранении целостности образования как социального института [3].

Непрерывность и преемственность можно рассматривать как с позиции конкретного человека с инвалидностью или ОВЗ (формирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося на всех уровнях образования с учетом его психофизических особенностей и социальных возможностей), так и с позиции системы образования (обеспечение целостности образования как социального института, формирование региональных систем инклюзивного образования, учитывающих разнообразие особых образовательных потребностей).

На формирование региональных систем инклюзивного профессионального образования, которые являются составной частью региональных систем образования, оказывают влияние различные факторы, среди которых: уровень социально-экономического развития региона, развитость социальной инфраструктуры, доступной среды, состав населения региона, его уровень инвали-дизации, сформированность механизмов межведомственного взаимодействия органов и структур, участвующих в реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, активность общественных организаций инвалидов и социально ориентированных некоммерческих организаций. Существенное влияние оказывает и система общего образования региона, ее доступность и качество для лиц с инвалидностью и ОВЗ [4].

Проанализируем количественные показатели, характеризующие развитие инклюзивного образования в субъектах Уральского федерального округа. В качестве источника для получения информации используем данные федерального реестра инвалидов и сводные отчеты по формам федерального статистического наблюдения № СПО-1 и № ВПО-1 за 2020 год. Оценивать будем динамику лиц с инвалидностью в системе среднего профессионального и высшего образования без учета лиц с ОВЗ, не имеющих инвалидности. В проведенном анализе не учтены молодые люди, которые проживают в Уральском федеральном округе, но получают профессиональное образование в других регионах. Численность лиц с инвалидностью, обучающихся в вузах и колледжах всех регионов Уральского федерального округа, ежегодно увеличивается (табл. 1). Например, за последние четыре года численность обучающихся в вузах увеличилась почти на треть. Однако численность молодежи с инвалидностью возрастной группы 15-30 лет — возраста обучения в колледжах и вузах — значительно превышает численность обучающихся.

Демографический состав лиц с инвалидностью по возрастным категориям примерно сходен во всех субъектах Уральского федерального округа (за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где относительно больше молодежи и лиц среднего возраста и меньше лиц пожилого возраста). Наибольший охват системой профессионального образования молодежи с инвалидностью в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе: в вузах регионов обучается соответственно 3,7 % и 3,2 % от общего количества молодых людей с инвалидностью, в кол-

леджах — 5,8 % и 5,3 %. Наименьший охват профессиональным образованием — в Курганской области (в вузах обучается 1,5 % молодежи с инвалидностью, в колледжах — 4,7 %)

Даже с учетом того, что в структуре лиц с инвалидностью значительное число людей с нарушениями интеллекта, не получающих образования (порядка 60 % по экспертным оценкам), доля обучающейся молодежи этой категории в системе профессионального образования все равно очень мала. В Российской Федерации охват высшим образованием молодежи 17-25 лет составляет в настоящее время 30 % [5]. Таким образом, исходя из общего количества молодежи с инва-

и Ямало-Ненецком автономном округе (5,8 % лиц с инвалидностью обучаются в колледжах; вузов, осуществляющих полноценную образовательную деятельность, в регионе нет).

лидностью, ее численность в системе профессионального образования должна быть в 3-5 раз больше.

Однако в систему профессионального образования могут прийти только те, кто окончил общеобразовательные организации и получил аттестат об образовании. Сведения о лицах с инвалидностью, пришедших в систему профессионального образования в Уральском федеральном округе в 2020 году, представлены в таблице 2.

Показатель Челябинская область Свердловская область Курганская область Тюменская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО

Получили аттестаты об основном общем образовании 375 446 65 145 142 71

Поступили в колледжи 187 328 58 84 73 34

Получили аттестаты о среднем общем образовании 113 176 22 60 69 21

Таблица 1

Количественные показатели обучающихся с инвалидностью в системе профессионального образования в Уральском федеральном округе в 2020 году

Показатель Челябинская область Свердловская область Курганская область Тюменская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО

Всего молодежи 13 778 16 933 3666 5965 5119 1735

с инвалидностью

в возрасте 15-30 лет

Обучаются в вузах 414 632 54 191 166 -

Обучаются в кол- 554 983 173 246 273 100

леджах

Отношение количе- 3,0 % 3,7 % 1,5 % 3,2 % 3,2 % 0,0 %

ства получающих высшее образование к общему количест-

ву молодежи с инва-

лидностью (в %)

Отношение количе- 4,0 % 5,8 % 4,7 % 4,1 % 5,3 % 5,8 %

ства получающих среднее профессиональное образование к общему количест-

ву молодежи с инва-

лидностью (в %)

Таблица 2

Сведения о лицах с инвалидностью, пришедших в систему профессионального образования в Уральском федеральном округе в 2020 году

Окончание таблицы 2

Показатель Челябинская область Свердловская область Курганская область Тюменская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО

Поступили в вузы 139 200 17 78 50 -

Отношение количества поступивших в колледжи к количеству получивших аттестаты об основном общем образовании в 2020 г. (в %) 49,9 % 73,5 % 89 % 58 % 51,4 % 48 %

Отношение количества поступивших в вузы к количеству получивших аттестаты о среднем общем образовании в 2020 г. (в %) 123 % 114 % 77 % 130 % 72 %

Сравним количество лиц с инвалидностью, получивших в 2020 году аттестаты о среднем общем образовании, и количество поступивших в вузы. В Челябинской, Свердловской и Тюменской областях в вузы поступило больше лиц с инвалидностью, чем окончило школу в 2020 году. В Курганской области и Ханты-Мансийском автономном округе три четверти выпускников, получивших аттестаты о среднем общем образовании, поступили в вузы данных регионов. Безусловно, в числе поступивших в вузы не только выпускники школ 2020 года, но и выпускники коллежей и техникумов, выпускники школ прошлых лет: их в числе поступивших порядка 20-30 %. Кроме того, некоторые выпускники школ поступают в вузы других регионов.

Анализ отношения количества поступивших в колледжи к количеству получивших аттестаты об основном общем образовании в 2020 году показывает, что наибольший охват средним профессиональным образованием выпускников 9-х (10-х) классов в Курганской (89 %) и Свердловской (73,5 %) областях, а наименьший — в Челябинской области (49,5 %) и Ямало-Ненецком автономном округе (48 %).

Относительно лучший охват выпускников школ с инвалидностью средним профессиональным и высшим образованием — в Свердловской и Курганской областях, относительно худший — в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Проведенный анализ количественных показателей развития инклюзивного профессионального образования позволил сделать следующие выводы:

- численность студентов вузов и колледжей с инвалидностью ежегодно увеличивается во всех субъектах Уральского федерального округа;

- количество лиц с инвалидностью, получивших аттестаты, ежегодно примерно равно или превышает количество поступивших в вузы;

- реальный охват лиц с инвалидностью системой профессионального образования крайне низок;

- объективно число лиц с инвалидностью в системе образования больше, чем учтено на всех уровнях образования.

В проведенном анализе не учтены выпускники школ, имеющие статус лица с ОВЗ, но не имеющие инвалидности. Среди выпускников, получивших в 2020 году аттестаты об основном общем образовании, по данным статистической отчетности таких большинство: от 65 до 88 % в разных субъектах Уральского федерального округа. Неизвестно, сколько из них сохраняют свой статус при переходе в систему среднего профессионального образования.

Среди выпускников, получивших среднее общее образование, лиц с ОВЗ, не имеющих инвалидности, в разных регионах от 15 до 37 %. При переходе в систему профессионального образования их судьба теряется, поскольку на момент поступления им уже исполняется 18 лет, они не имеют заключения психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости создания для них специальных условий обучения для уровня профессионального образования.

Проведенный анализ, а также деятельность в статусе Ресурсного учебно-методического

центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Челябинского государственного университета, территорией ответственности которого являются Челябинская, Свердловская и Курганская области, позволяют сформулировать основные проблемы преемственности среднего профессионального и высшего образования:

- несформированность индивидуальных образовательных траекторий лиц с инвалидностью и ОВЗ в системе непрерывного инклюзивного образования;

- отсутствие у вузов информации о студентах и выпускниках колледжей с инвалидностью и ОВЗ, планирующих поступление в вузы, видах их нарушений здоровья, образовательных потребностях и необходимых условиях обучения, показавших свою эффективность на уровне среднего профессионального образования;

- недостаточность координационного взаимодействия образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования;

- слабое развитие межведомственного взаимодействия органов и организаций, занимающихся вопросами реабилитации и абилитации студентов вузов и колледжей с инвалидностью и ОВЗ;

- низкая информированность студентов колледжей с инвалидностью и ОВЗ о возможностях получения высшего образования и доступности образовательных услуг;

- недостаточная готовность выпускников колледжей к самостоятельному профессиональному самоопределению.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что преемственность инклюзивного среднего профессионального и высшего образования обеспечена слабо. Это подтверждают и данные выборочного исследования студентов колледжей города Челябинска, проведенного Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ЧелГУ в 2020 году. Результаты тестирования по профессиональной ориентации и планированию карьерной траектории показали, что треть студентов колледжей (32 %) имеют низкую готовность к выбору профессии, у половины студентов (56 %) средняя готовность и лишь 12 % имеют высокую степень готовности к совершению профессионального выбора. Итоги тестирования и индивидуального консультирования свидетельствуют о том, что треть обучающихся, участвующих в тестировании, не готовы к освоению образовательных программ высшего образования.

Некоторые из вышеперечисленных проблем возникают из-за разной подведомственности колледжей и вузов — региональной и федеральной, — вследствие чего студенты вузов с инвалидностью и образовательные организации высшего образования «выпадают» из областных целевых программ.

Выделим организационно-педагогические условия и принципы реализации непрерывности и преемственности, которыми следует руководствоваться в инклюзивном профессиональном образовании:

- непрерывность обучения каждого человека с инвалидностью или ОВЗ, в том числе отсутствие временных разрывов в процессе получения образования;

- преемственность в реализации общих (социализация, социальная адаптация, персо-нализация, коррекция) и специфических целей (освоение содержания образования, профессиональное самоопределение) для каждого уровня образования;

- доступность для образовательных организаций профессионального образования информации о реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида в части получения образования и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии с информацией о ее выполнении на предыдущем уровне образования;

- применение единых подходов к формированию доступной среды, комплектов специальных технических средств обучения и ассистив-ных технологий в колледже и вузе;

- единство в развитии кадрового, методического, технологического обеспечения инклюзивного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в среднем профессиональном и высшем образовании.

С целью развития региональной системы непрерывного инклюзивного образования, обеспечения доступности профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ налажено сотрудничество между Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Челябинского государственного университета и всеми базовыми профессиональными образовательными организациями и ресурсными учебно-методическими центрами в системе среднего профессионального образования Челябинской, Свердловской и Курганской областей.

Перечислим основные направления этого сотрудничества:

- развитие непрерывного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе;

- разработка и реализация совместных образовательных и просветительских проектов, направленных на повышение доступности профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ, их социальную реабилитацию и интеграцию в общество;

- проведение открытых мероприятий, в том числе конференций и семинаров, социологических опросов, публикация изданий;

- ведение профориентационной работы с молодежью из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, направленной на получение высшего образования;

- сотрудничество по вопросам сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в регионе;

- развитие конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс»;

- развитие социального партнерства в сфере инклюзивного профессионального образования, содействие формированию позитивного отношения общества к инвалидам.

В этом сотрудничестве значительную роль играет участие Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ЧелГУ в деятельности окружного методического объединения работников профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

В текущем году в целях реализации непрерывности и преемственности инклюзивного среднего профессионального и высшего образования запланированы следующие мероприятия:

- адресное сопровождение выпускников колледжей, поступающих в вузы, передача на следующий уровень образования информации об их образовательных потребностях и необходимых условиях обучения, показавших свою эффективность;

- информирование студентов колледжей и техникумов о возможностях получения высшего образования, профориентационное тестирование и консультирование по планированию карьерной траектории;

- разработка программы довузовской подготовки в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ЧелГУ для студентов и выпускников колледжей с инвалидностью;

- содействие со стороны базовых профессиональных образовательных организаций в привлечении студентов колледжей и техникумов к участию в региональных чемпионатах «Абилимпикс» по компетенциям, проводимым на базе вузов.

Таким образом, решение задач обеспечения преемственности инклюзивного среднего профессионального и высшего образования через сотрудничество вузов и колледжей на региональном уровне будет способствовать формированию и реализации индивидуальной образовательной и карьерной траектории для каждого человека с инвалидностью или ОВЗ.

Библиографический список

1. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.

2. Назарова, Н. М. Современный вектор развития непрерывного инклюзивного образования / Н. М. Назарова // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. — 2017. — № 2-1. — С. 104-109.

3. Рубцов, В. В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями / В. В. Рубцов, С. В. Алехина, А. В. Хаустов / Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Том 11. — № 3. — URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n3/Rubtsov_Alekhina_Haustov.shtml (дата обращения: 02.03.2021).

4. Мартынова, Е. А. Особенности формирования региональных систем инклюзивного высшего образования / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Инклюзивное образование: теория и практика : сб. материалов V Международ. науч.-практ. конф. (г. Орехово-Зуево, 16 июня 2020 г.). — Орехово-Зуево : Изд-во Гос. гуманитар.-технолог. ун-та, 2020. — С. 250-254.

5. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — Москва : НИУ ВШЭ, 2020. — 68 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Romanenkova, D. F. Problems and prospects for the implementation of the continuity and succession of inclusive vocational education in the Ural Federal District / D. F. Romanenkova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 17-24.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION

OF THE CONTINUITY AND SUCCESSION OF INCLUSIVE VOCATIONAL EDUCATION IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

D. F. Romanenkova

The article is devoted to the study of the issues of continuity and succession of inclusive vocational education.

Based on the analysis of quantitative indicators characterizing the development of inclusive education in the constituent entities of the Ural Federal District, it was found that, despite the annual growth in the number of persons with disabilities enrolled in universities and colleges, the coverage of young people with disabilities with vocational education is extremely low.

At the same time, the coverage of school graduates with disabilities with vocational education is quite high. The author of the article formulates the main problems of continuity of inclusive secondary vocational and higher education, the main ones of which are: the lack of formation of individual educational trajectories of persons with disabilities, the lack of information in universities about students and graduates of colleges with disabilities planning to enroll in universities, lack of coordinated interaction of educational organizations and poor development interagency interaction. The results of the analysis led to the conclusion that the continuity of inclusive secondary vocational and higher education is poorly provided. The author highlighted the organizational and pedagogical conditions and principles for the implementation of continuity and succession, which should be guided in inclusive vocational education.

Key words: inclusive professional education, lifelong education, succession of education.

References

1. Romanenkova D. F. Realizacija meroprijatij po obespecheniju dostupnosti srednego professional'nogo obrazovanija dlja invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Rossijskoj Federacii [Implementation of measures to ensure the availability of secondary vocational education for the disabled and persons with disabilities in the Russian Federation], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 3 (11), pp. 25-30. (In Russian)

2. Nazarova N. M. Sovremennyj vektor razvitija nepreryvnogo inkljuzivnogo obrazovanija [Modern vector of development of continuous inclusive education], Vestnik PGGPU. Serija № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of PGSPU. Series number 1. Psychological and pedagogical sciences], 2017, no. 2-1, pp. 104-109. (In Russian)

3. Rubcov V. V., Alehina S. V., Haustov A. V. Nepreryvnost' inkljuzivnogo obrazovanija i psiholo-go-pedagogicheskogo soprovozhdenija lic s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami [Continuity of inclusive education and psychological and pedagogical support of persons with special educational needs], Psihologo-pedagogicheskie issledovanija [Psychological and pedagogical research], 2019. vol. 11, no. 3, available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n3/Rubtsov_Alekhina_Haustov. shtml (accessed: 02.03.2021). (In Russian)

4. Martynova E. A., Romanenkova D. F. Osobennosti formirovanija regional'nyh sistem inkljuzivnogo vysshego obrazovanija [Features of the formation of regional systems of inclusive higher education], Sb. materialov VMezhdunarod. nauch.-prakt. konf. "Inkljuzivnoe obrazovanie: teorija i praktika" (g. Orehovo-Zuevo, 16 ijunja 2020 g.) [Proc. of articles of materials V International. scientific-practical conf. "Inclusive education: theory and practice" (Orekhovo-Zuevo, June 16, 2020)]. Orehovo-Zuevo, Izd-vo Gos. gumanitar.-tehnolog. un-ta, 2020, pp. 250-254. (In Russian)

5. Malinovskij S. S., Shibanova E. Ju. Regional'naja differenciacija dostupnosti vysshego ob-razovanija v Rossii [Regional differentiation of accessibility of higher education in Russia]. Moscow, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaja shkola jekonomiki", Institut obrazovanija, 2020, 68 p. (In Russian)

Романенкова Дарья Феликсовна, начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: droman@csu.ru

Romanenkova Daria Feliksovna, Head of the Resource Educational and Methodological Center for Teaching Disabled Persons and Persons with Disabilities, Chelyabinsk State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: droman@ csu.ru

Сведения для цитирования: Савченков, А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях / А. В. Савченков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 24-29.

УДК 377 ББК 74.57

СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ1

А. В. Савченков

В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации. В подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности назрели изменения: она должна проводиться с учетом современного состояния среднего профессионального образования (далее — СПО), особенностей воспитательной деятельности и контингента обучающихся, трансформации их ценностей и личностных качеств. На основании теоретического анализа проблемы мы пришли к выводу, что современная воспитательная среда вуза не может обеспечить эти изменения, — необходима разработка и реализация новой стратегии подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности как концептуального плана действий в долгосрочной перспективе. В нашем исследовании педагогическая стратегия будет представлена на двух уровнях: теоретическом — разработка концепции, содержащей методологию, закономерности и принципы, и практическом — разработка и реализация системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО), включающей систему и социально-педагогические условия.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности, профессиональная образовательная организация, стратегия, концепция, готовность к воспитательной деятельности.

Задачи, стоящие перед средним профессиональным образованием, невозможно решить без создания в профессиональных образовательных организациях целостной воспитательной системы. Воспитательная система профессиональной образовательной организации (ПОО) — это целостный социально-педагогический феномен, образующийся в процессе деятельности единого воспитательного коллектива, а подго-

товка будущих педагогов к воспитательной деятельности в этой системе является актуальной проблемой высшего профессионально-педагогического образования.

В нормативных актах федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, а также

1 Статья выполнена по договору № 20-413-740017 «Развитие социального партнерства: воспитание гибких навыков молодежи региона» гранта РФФИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.