ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 377.13:376.1 DOI 10.12345/1999-6993_2021_01_06
ББК Ч447.44 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03
В. В. Мануйлова V. V. Manuylova Москва, Россия Moscow, Russia
ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена раскрытию вопросов организации и осуществления государственной итоговой аттестации обучающихся различных нозологических групп в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих. С целью регламентации итоговых испытаний для данной категории выпускников авторами разработана организационно-методическая модель государственной итоговой аттестации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, подробно описанная в данной статье. Особое внимание уделено функционированию в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров, обеспечивающих под-
ON CONDITIONS FOR SUCCESSFUL PREPARATION OF PERSONS WITH DISABILITIES FOR THE STATE FINAL CERTIFICATION IN INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Abstract. The article is devoted to the issues of organization and realization of the state final certification of students of various nosological groups in vocational education institutions that provide training programs for mid-level specialists and skilled workers and office employees. In order to regulate the final tests for this category of graduates, the authors have developed an organizational and methodological model of the state final certification of persons with disabilities, described in detail in this article. Special attention is paid to the functioning of the basic vocational education institutions and resource training and methodological centers in the constituent entities of the Russian Federation that support regional systems of inclusive secondary vocational education. A detailed description of the tasks and activities of the basic vocational education institutions and resource training centers as a mo-
держку региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования. Дана подробная характеристика задач и направлений деятельности базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров как современного организационного ландшафта образовательных региональных систем. Подробно автором рассматриваются специальные условия доступности профессиональной образовательной организации: кадровые, материально-технические, учебно-методические, — которые являются основой организации и проведения процедуры государственной итоговой аттестации для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Определены формы проведения государственной итоговой аттестации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: демонстрационный экзамен, защита выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; студенты с ограниченными возможностями здоровья; ГИА; государственная итоговая аттестация; модели обучения; ресурсные центры.
Сведения об авторе: Мануйлова Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук.
Место работы: доцент кафедры логопедии, институт специального образования и психологии; заместитель директора по научно-исследовательской деятельности, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ).
Контактная информация: 119261, корп 2.
E-mail: [email protected].
dem organizational landscape of regional education systems is given. The author examines in detail the special conditions of accessibility of a vocational education institution: personnel, equipment and educational-methodological conditions, which form the foundation of the organization and conduct of the state final certification procedure for students with disabilities. The study defines the forms of the state final certification of persons with special educational needs and disabilities: training examination and defense of the final qualification work.
Keywords: disabilities; students with disabilities; state final certification; education models; resource centers.
About the author: Manuylova Viktoriya Viktorovna, Candidate of Pedagogy.
Place of employment: Associate Professor of Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology, Deputy Rector for Scientific Research, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8,
Актуальность создания условий для проведения экзаменационных испытаний по итогам освоения профессиональной программы для обучающихся различных нозологий является несомненной на современном этапе развития профессионального образования [3]. Данный вопрос решается на уровне субъекта Российской Федерации. Анализ сложившейся практики государственной итоговой аттестации в профессиональных образовательных организациях осуществлялся посредством изучения сайтов базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, так как именно эти структуры созданы для организации и сопровождения обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в субъектах Российской Федерации [8].
Кроме того, создано 40 ресурсных учебно-методических центров СПО (далее — РУМЦ СПО) в 36 субъектах Российской Федерации в 8 федеральных округах, в которых сконцентрированы ресурсы для обучения инвалидов и людей с ОВЗ по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (далее — ДПО), образовательные организации со© Мануйлова В. В., 2021 Специальное образование. 2021. № 1
обща используют данные ресурсы посредством сетевого взаимодействия с РУМЦ. Из 128 профессиональных организаций, в которых изучалась практика проведения государственной итоговой аттестации, 16 являются РУМЦ СПО, 88 являются БПОО, а 24 — ПОО, имеющей в своей структуре и РУМЦ СПО, и БПОО [7].
При анализе сложившейся практики итоговой аттестации по программам подготовки рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена были выявлены основные тенденции организации и методического сопровождения. Организационные составляющие проведения итоговых мероприятий заключаются в строгой ориентации на нормативно-правовые документы, регламентирующие правила организации и осуществления итоговых аттестационных мероприятий — это и федеральные законы, и образовательные стандарты, и профессиональные стандарты [9].
В соответствии с новыми ФГОС в рамках государственной итоговой аттестации, помимо госэкзамена и защиты ВКР, предполагается обязательный демонстрационный экзамен. Основной методической составляющей итоговых мероприятий по программам профессионального образования является локальный акт ПОО, а именно про-
грамма государственной итоговой аттестации. Она является частью основной профессиональной образовательной программы или адаптированной основной профессиональной образовательной программы [13].
В результате анализа региональной практики проведения итоговых мероприятий по освоению образовательной программы была разработана организационно-функциональная модель организации ГИА лиц с инвалидностью и ОВЗ [1]. Цель разработки модели итоговой аттестации для лиц с инвалидностью и ОВЗ заключается в создании организационно-методических условий для обеспечения высокого уровня организации и прохождения выпускниками различных нозологических групп государственной итоговой аттестации по специальности или профессии среднего профессионального образования. Задачи разработанной модели охватывают ключевые аспекты ГИА — это и создание безбарьерной образовательной среды, и создание условий для доступности профессионального образования обучающимся с ОВЗ и инвалидам в организационно-педагогических условиях колледжа, и обеспечение их качественного образования, и обеспечение совместного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов и нормативно развивающихся сверстников.
Границы и условия применимости модели. Предлагаемая организационно-методическая модель может быть использована образовательными организациями, осуществляющими обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ профессиям и специальностям в границах действия Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО и при соблюдении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования [10]. Организационно-методическая модель государственной итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом результатов комплексного анализа видов нозологии.
В инклюзивное среднее профессиональное образование и профессиональное обучение включаются дети с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра и комплексными нарушениями развития [5]. Для них характерны ряд общих и специфических особенностей и особые образовательные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря созданию специальных условий обучения. Это особые дети, нуждающиеся в со-
вершенно иных, чем нормативно развивающиеся, условиях [2].
Специальные условия — условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ невозможно или затруднено. Перечисленные условия являются необходимой составляющей для проведения итоговых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья [11; 12].
Результаты, полученные в ходе комплексного анализа вида нозологии в связи с разработкой организационно-методической модели проведения итоговых мероприятий при получении профессионального образования лицами с инвалидностью и ОВЗ, позволили дать подробную характери-
стику каждой нозологической группе и определить потребности обучающихся с теми или иными нарушениями развития. Организационно-методическая модель государственной итоговой аттестации охватывает различные аспекты организации и осуществления ГИА, включая привлечение базовых профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации (БПОО) и ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования (РУМЦ СПО), в которых создаются специальные образовательные условия для получения образования лицами с инвалидностью и ОВЗ всех нозологических групп, а также осуществляется методическая поддержка обучения инвалидов во всех профессиональных образовательных организациях региона.
Анализ основных целей и задач, функций, закрепленных за БПОО и РУМЦ СПО, свидетельствует об их направленности на организацию и осуществление профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ в субъектах Российской Федерации. Этот ресурс необходимо использовать при проведении итоговых мероприятий по оценке освоения программ профессионального образования [6].
Образовательная организация определяет требования к проце-
дуре итоговых мероприятий с учетом особенностей ее проведения для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и, если требуется, оказание технической помощи [3].
Организационно-методическая модель государственной итоговой аттестации основана на следующих ресурсах: материально-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение. Материально-техническое обеспечение, в свою очередь, включает доступность здания и учебных помещений, специализированное учебное и реабилитационное оборудование [16]. Учебно-методическое обеспечение итоговых мероприятий при освоении лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья образовательной программы включает дополнение программы ГИА разделом об условиях проведения ГИА для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, а также адаптацию программы итоговой аттестации и всех методических материалов под потребности и возможности лиц с инвалидностью и ОВЗ (представление рельефно-точечным шрифтом Брайля или
увеличенным шрифтом, в электронном виде). Учебно-методическое обеспечение, разработанное с учетом специфических особенностей развития, образовательных потребностей выпускников различных нозологических групп, позволит повысить эффективность проводимых мероприятий ГИА для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Кадровое обеспечение итоговых мероприятий для лиц с инвалидностью и ОВЗ может быть представлено следующим образом: сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ при прохождении ими государственной итоговой аттестации осуществляется преподавателями, мастерами производственного обучения, специалистами сопровождения (педагоги-психологи, медицинские, социальные работники и пр.), волонтерами профессиональной образовательной организации. При необходимости к реализации мероприятий ГИА в профессиональной образовательной организации могут привлекаться сурдопереводчики, тифло-сурдопереводчики и другие специалисты в рамках сетевого взаимодействия с общественными организациями инвалидов, БПОО и РУМЦ СПО.
Ресурсные учебно-методические центры в рамках осуществления сетевого взаимодействия
должны обеспечивать экспертно-методическую поддержку профессиональных образовательных организаций в процессе разработки основных и адаптированных профессиональных образовательных программ и программ итоговой аттестации как составной части ОПОП. Помимо программ ГИА, эксперты РУМЦ осуществляют руководство разработкой методических материалов, сопровождающих подготовку к ГИА обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Важной составляющей сетевого взаимодействия ПОО и РУМЦ СПО является разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов к государственному экзамену или демонстрационному экзамену. Базовые профессиональные образовательные организации, в свою очередь, обеспечивают создание специальных условий, необходимых для успешного прохождения государственных итоговых мероприятий обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [13].
Обучающиеся с инвалидностью с ОВЗ сдают демонстрационный экзамен в соответствии с комплектами оценочной документации с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния собственного здоровья. Для осуществления сопровождения целесообразно использовать
такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. Для сопровождения ГИА с инвалидностью и ОВЗ могут привлекаться студенты-волонтеры «Абилимпикс», имеющие знания и практический опыт взаимодействия на экзаменационных (конкурсных) мероприятиях с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [14; 15].
При внедрении организационно-методической модели проведения итоговых мероприятий оценки сформированности компетенций у выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью и ОВЗ предлагается действовать в соответствии со следующим алгоритмом: внедрение следует начинать с создания в профессиональных образовательных организациях условий, обеспечивающих доступность профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Далее осуществляется разработка и заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнерами: БПОО субъекта Российской Федерации, РУМЦ, общественными организациями лиц с инвалидностью, возможными работодателями и др. Следующим шагом необходимо организовать сетевое взаимодействие с БПОО региона и РУМЦ СПО с целью привлечения их ресурсов (кадро-
вых, материально-технических, методических и др.), в том числе для организации и осуществления итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Разработка программы итоговой государственной аттестации с включением в нее раздела, регламентирующего условия ее прохождения обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп, должна стать следующим этапом внедрения модели. Далее следует создание и актуализация нормативно -правовых актов профессиональной образовательной организации и методических рекомендаций по вопросам организации и осуществления государственной итоговой аттестации для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья; координации деятельности педагогических работников профессиональной образовательной организации в процессе сопровождения мероприятий государственной итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; изучение необходимости сопровождения итоговой государственной аттестации с привлечением общественных организаций инвалидов (специалистов-сурдопедагогов и др). Механизмы внедрения разработанной модели на уровне образовательной организации: профессиональные образовательные организации
разрабатывают и утверждают локальные нормативно-правовые акты государственной итоговой аттестации для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством взаимодействия с БПОО и РУМЦ СПО.
Таким образом, профессиональные образовательные организации разрабатывают программу государственной итоговой аттестации с включением раздела с описанием условий, направленных на повышение эффективности прохождения ГИА по программам среднего профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Правильно организованная в соответствии с представленной моделью процедура итоговой аттестации позволит обеспечить создание оптимальных условий ее прохождения выпускниками из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Литература
1. Мануйлова, В. В. Организационно-методические аспекты деятельности ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2018. — № 3 (45). — С. 105—115.
2. Мануйлова, В. В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Гуманитарные науки. — Ялта, 2017. — № 2 (38). — С. 23—30.
3. Мануйлова, В. В. Моделирование образовательной среды в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Особые дети в обществе : сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефек-тологов / под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьёвой. — 2015. — С. 155—160.
4. Мануйлова, В. В. Психолого-педагогические возможности учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития в профессиональной подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. — № 2. — С. 120—126.
5. Мануйлова, В. В. Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2016. — № 1 (41). — С. 85—93.
6. Мануйлова, В. В. Инновации в системе профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: конкурсы профессионального мастерства / В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2017. — № 2 (72). — С. 40—53.
7. Мануйлова, В. В. Ресурсные учебно-методические центры среднего профессионального образования: аспекты функционирования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65-4. — С. 204—207.
8. Мартынова, Е. А. Инклюзивное профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социальной адаптации / Е. А. Мартынова. — Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения :
материалы XI Всерос. науч. конф., г. Челябинск, 10 окт. 2016г. / под ред. С. А. Кур-носовой. — Челябинск : ФГБОУ ВО ЧелГУ, 2016. — С. 59—65.
9. Мартынова, Е. А. Развитие инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова. — Текст : непосредственный // Федеральный справочник. Образование в России : [информационно-аналитическое издание] / Центр стратегических программ. — Москва : АНО «Центр стратегических программ», 2016. — Т. 11. — С. 299—303.
10. Приходько, О. Г. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 10. — С. 46—52.
11. Приходько, О. Г. Создание условий для обеспечения доступности среды специализированной модели базовых профессиональных образовательных организаций / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко,
B. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2020. — № 1 (57). —
C. 152—166.
12. Приходько, О. Г. Обеспечение доступности среды базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях реализации мультифункциональной модели / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко,
B. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2019. — № 4 (56). —
C. 99—113.
13. Рожков, А. И. Деятельность федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования / А. И. Рожков, О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — Текст : непо-
средственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53-11. — С. 34—39.
14. Романенкова, Д. Ф. Организационно-педагогическое сопровождение инклюзивного профессионального образования инвалидов / Д. Ф. Романенкова. — Текст : непосредственный // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», 19— 21 мая 2016 года. — Ялта : РИО ГПА, 2016. — С. 244—248.
15. Романович, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования: теория и практика / Н. А. Романович. — Текст : непосредственный // Материалы II Всерос. научно-практтиче-ской конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», 19—21 мая 2016 года. — Ялта : РИО ГПА, 2016. — С. 240—243.
16. Тимченко, М. С. Информационная и методическая поддержка системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Тимченко, Д. Ф. Романенкова. — Текст : непосредственный // VIII Международная науч.-практ. конф. «ИНФО-Стратегия 2016: Общество. Государство. Образование» : сб. материалов. — Самара, 2016. — С. 526—530.
References
1. Manuilova V. V. Organizational and methodological aspects of resource training centers of secondary vocational education // Bulletin of the Moscow city pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology. 2018. No. 3 (45). P. 105—115 [Manuy-lova, V. V. Organizatsionno-metodicheskie aspekty deyatel'nosti resursnykh uchebno-meto-dicheskikh tsentrov srednego professional'-nogo obrazovaniya / V. V. Manuylova. —
Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Moskov-skogo gorodskogo pedagogicheskogo univer-siteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. — 2018. — № 3 (45). — S. 105—115].
2. Manuilova V. V. Topical issues of organization of inclusive secondary professional education / / Humanities (Yalta). 2017. No. 2 (38). P. 23—30 [Aktual'nye voprosy organizatsii inklyuzivnogo srednego professional'nogo obrazovaniya / V. V. Ma-nuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Gumanitarnye nauki. — Yalta, 2017. — N° 2 (38). — S. 23—30].
3. Manuilova V. V. Modeling of the educational environment in the process of forming professional readiness of future specialists to work with children with disabilities. In the collection: SPECIAL CHILDREN in SOCIETY. Collection of scientific reports and abstracts of participants of the I all-Russian Congress of defectologists. Edited by O. G. Pri-khodko and I. L. Solovyova. 2015. P. 155— 160 [Modelirovanie obrazovatel'noy sredy v protsesse formirovaniya professional'noy gotovnosti budushchikh spetsialistov k rabote s det'mi c ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Osobye deti v obshchestve : sb. nauch. dokladov i tezisov vystupleniy uchastnikov I Vserossiyskogo s"ez-da defektologov / pod red. O. G. Prikhod'ko, I. L. Solov'evoy. — 2015. — S. 155—160].
4. Manuilova V. V. Psychological and pedagogical opportunities of the educational laboratory for diagnostics and correction of child development in professional training of specialists for preschool educational institutions // Proceedings of the southern Federal University. Pedagogical science. 2010. No. 2. P. 120—126 [Manuylova, V. V. Psikhologo-pedagogicheskie vozmozhnosti uchebnoy laboratorii diagnostiki i korrektsii detskogo razvitiya v professional'noy podgotovke spe-tsialistov dlya doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Izvestiya Yuzhnogo fede-ral'nogo universiteta. Pedagogicheskie nau-ki. — 2010. — № 2. — S. 120—126].
5. Manuilova V. V. Modeling of practice-oriented environment in the system of per-
sonnel training in the direction of "special (defectological) education" // Special education. 2016. No. 1 (41). P. 85—93 [Modeliro-vanie praktiko-orientirovannoy sredy v sisteme podgotovki kadrov po napravleniyu «spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie» / V. V. Manuylova. — Tekst : neposred-stvennyy // Spetsial'noe obrazovanie. —
2016. — № 1 (41). — S. 85—93].
6. Manuilova V. V., Huseynova A. A. Innovations in the system of professional education of disabled people and persons with disabilities: contests of professional skill // Correctional pedagogy: theory and practice.
2017. No. 2 (72). P. 40—53 [Innovatsii v sisteme professional'nogo obrazovaniya in-validov i lits s ogranichennymi vozmozhnos-tyami: konkursy professional'nogo master-stva / V. V. Manuylova, A. A. Guseyno-va. — Tekst : neposredstvennyy // Korrekt-sionnaya pedagogika: teoriya i praktika. — 2017. — № 2 (72). — S. 40—53].
7. Manuilova V. V. Resource educational and methodological centers of secondary professional education: aspects of functioning // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 65-4. P. 204—207 [Resurs-nye uchebno-metodicheskie tsentry srednego professional'nogo obrazovaniya: aspekty fun-ktsionirovaniya / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazova-niya. — 2019. — № 65-4. — S. 204—207].
8. Martynova E. A. Inclusive professional education of disabled people and persons with disabilities as a factor of successful social adaptation / / Social and humanitarian problems of modern science and ways to solve them: materials of the XI all-Russian scientific conference, Chelyabinsk, October 10, 2016 / ed. by S. A. Kurnosova. — Chelyabinsk: Chelyabinsk state University FSBEI, 2016. — P. 59—65 [Martynova, E. A. Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie invalidov i lits s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya kak faktor uspeshnoy sotsial'noy adaptatsii / E. A. Martynova. — Tekst : neposredstvennyy // Sotsial'no-guma-nitarnye problemy sovremennoy nauki i puti ikh resheniya : materialy XI Vseros. nauch.
konf., g. Chelyabinsk, 10 okt. 2016g. / pod red. S. A. Kurnosovoy. — Chelyabinsk : FGBOU VO ChelGU, 2016. — S. 59—65].
9. Martynova E. A., Romanenkova D. F. Development of inclusive secondary professional education for disabled people and persons with disabilities in the Russian Federation / / Federal reference book. Education in Russia [information and analytical publication]; Vol. 11 / Center for strategic programs. — Moscow: ANO "Center for strategic programs", 2016. — P. 299—303 [Martynova, E. A. Razvitie inklyuzivnogo sred-nego professional'nogo obrazovaniya invali-dov i lits s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya v Rossiyskoy Federatsii / E. A. Martynova, D. F. Romanenkova. — Tekst : neposredstvennyy // Federal'nyy spra-vochnik. Obrazovanie v Rossii : [informat-sionno-analiticheskoe izdanie] / Tsentr stra-tegicheskikh programm. — Moskva : ANO «Tsentr strategicheskikh programm», 2016. — T. 11. — S. 299—303].
10. Prikhodko O. G., Levchenko I. Yu., Hu-seynova A. A., Manuilova V. V. conditions For obtaining quality education for persons with disabilities in the conditions of a basic professional educational organization // Secondary vocational education. — 2016. — No. 10. — P. 46— 52 [Prikhod'ko, O. G. Usloviya dlya polu-cheniya kachestvennogo obrazovaniya litsami s invalidnost'yu v usloviyakh bazovoy professio-nal'noy obrazovatel'noy organizatsii / O. G. Pri-khod'ko, I. Yu. Levchenko, A. A. Guseynova, V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstven-nyy // Srednee professional'noe obrazovanie. — 2016. — № 10. — S. 46—52].
11. Prikhodko O. G., Levchenko I. Yu., Manuilova V. V., Huseynova A. A. Creating conditions for ensuring accessibility of the environment of a specialized model of basic professional educational organizations. 2020. No. 1 (57). P. 152—166 [Sozdanie usloviy dlya obespecheniya dostupnosti sredy spe-tsializirovannoy modeli bazovykh professio-nal'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy / O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko, V. V. Ma-nuylova, A. A. Guseynova. — Tekst : nepos-redstvennyy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2020. — № 1 (57). — S. 152—166].
12. Prikhodko O. G., Levchenko I. Yu., Manuilova V. V., Huseynova A. A. Ensuring accessibility of the environment of basic professional educational organizations for persons with disabilities and disabilities in the implementation of a multifunctional model. 2019. No. 4 (56). P. 99—113 [Pri-khod'ko, O. G. Obespechenie dostupnosti sredy bazovykh professional'nykh obrazova-tel'nykh organizatsiy dlya lits s invalid-nost'yu i OVZ v usloviyakh realizatsii mul'-tifunktsional'noy modeli / O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko, V. V. Manuylova, A. A. Gu-seynova. — Tekst : neposredstvennyy // Spe-tsial'noe obrazovanie. — 2019. — № 4 (56). — S. 99—113].
13. Rozhkov A. I., Prikhodko O. G., Levchenko I. Yu., Manuilova V. V., Huseynova A. A. Activity of the Federal methodological center in the process of supporting inclusive professional education // Problems of modern pedagogical education. 2016. No. 53-11. P. 34—39 [Rozhkov, A. I. Deyatel'nost' fede-ral'nogo metodicheskogo tsentra v protsesse soprovozhdeniya inklyuzivnogo professio-nal'nogo obrazovaniya / A. I. Rozhkov, O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko, V. V. Ma-nuylova, A. A. Guseynova. — Tekst : nepos-redstvennyy // Problemy sovremennogo pe-dagogicheskogo obrazovaniya. — 2016. — № 53-11. — S. 34—39].
14. Romanenkova D. F. Organizational and pedagogical support of inclusive professional education for disabled people // Social and pedagogical support for people with disabilities: theory and practice: proceedings of the II all-Russian scientific and practical conference "Social and pedagogical support for people with disabilities: theory and practice", may 19-21, 2016. — Yalta: RIO GPA, 2016. — P. 244—248 [Organizatsionno-pedagogiche-skoe soprovozhdenie inklyuzivnogo profes-sional'nogo obrazovaniya invalidov / D. F. Ro-manenkova. — Tekst : neposredstvennyy // Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya: teoriya i praktika : materialy II Vseros.
nauch.-prakt. konf. «Sotsial'no-pedagogi-cheskaya podderzhka lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoriya i praktika», 19—21 maya 2016 goda. — Yalta : RIO GPA, 2016. — S. 244—248].
15. Romanovich N. A. Psychological and pedagogical support for students with disabilities and students with disabilities in inclusive professional education theory and practice: materials of the II all-Russian scientific and practical conference "Social and pedagogical support for people with disabilities: theory and practice", may 19-21, 2016. — Yalta: RIO GPA, 2016. — P. 240—243 [Romanovich, N. A. Psikhologo-pedagogiche-skoe soprovozhdenie obuchayushchikhsya invalidov i obuchayushchikhsya s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya: teoriya i praktika / N. A. Romanovich. — Tekst : neposredstvennyy // Materialy II Vseros. nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka lits s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya: teoriya i praktika», 19— 21 maya 2016 goda. — Yalta : RIO GPA, 2016. — S. 240—243].
16. Timchenko M. S., Romanenkova D. F. Information and methodological support of the system of inclusive secondary vocational education for disabled people and people with disabilities // VIII international scientific and practical conference "INFO-Strategy 2016: Society. State. Education": collection of materials. — Samara, 2016. — P. 526—530 [Timchenko, M. S. Infor-matsionnaya i metodicheskaya podderzhka sistemy inklyuzivnogo srednego professio-nal'nogo obrazovaniya invalidov i lits s og-ranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / M. S. Timchenko, D. F. Romanenkova. — Tekst : neposredstvennyy // VIII Mezhduna-rodnaya nauch.-prakt. konf. «INFO-Strate-giya 2016: Obshchestvo. Gosudarstvo. Obrazovanie» : sb. materialov. — Samara, 2016. — S. 526—530].