УДК 376.1;378.14 DOI 10.26170/sp20-03-04
ББК Ч448.44 ГСНТИ14.29.41 Код ВАК 13.00.03
В. З. Кантор, А. П. Антропов, V. Z. Kantor, A. P. Antropov, Е. Ф. Войлокова, В. В. Пузань E. F. Voylokova, V. V. Puzan' Санкт-Петербург, Россия St. Petersburg, Russia
КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОТРЕБНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. В статье раскрываются структурно-содержательные характеристики потребностей в консультативной помощи, испытываемых различными участниками инклюзивных образовательных отношений в вузе. По результатам анализа причин более чем 1200 обращений в специализированный кол-центр констатируется, что данные потребности в целом имеют подвижную структуру, в которой при наличии устойчивой содержательной доминанты, связанной с проблемами организации обучения лиц с инвалидностью и их сопровождения и поддержки, номенклатура и иерархия остальных элементов вариативна и является отражением текущей ситуации в практике. При этом потребности в консультативной помощи дифференцируются применительно к разным категориям участников инклюзивных образовательных отношений в высшей школе.
У сотрудников вузов они связаны преимущественно с вопросами нормативного обеспечения и организации промежуточной аттестации студентов-инвалидов, технологиями их сопровождения и методическими аспектами работы с ними на различных
COUNSELING IN THE SPHERE OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION: NEEDS OF EDUCATION INTERACTION PARTICIPANTS
Abstract. The article reveals the structural-semantic characteristics of the needs for counseling assistance experienced by various participants of inclusive educational interaction at a higher education institution. On the results of analysis of more than 2000 calls to a special call center it is stated that these needs, on the whole, have a flexible structure, which alongside a stable semantic dominant connected with the problems of organization of teaching persons with disability and their support, the nomenclature and the hierarchy of other elements is variable and is a reflection of the current situation in educational practice. And the needs for counseling assistance are differentiated in relation to different categories of participants of inclusive educational interaction at a higher education institution.
In the personnel of a higher education institution, they are associated predominantly with the issues of normative provision and organization of intermediary attestation of students with disabilities, the technologies of their support and the methods of work with such students at various stages of education. The needs of the students with disabilities themselves focus around the issues of organi-
этапах обучения. У самих студентов-инвалидов потребности в консультативной помощи концентрируются вокруг проблем организации вузовского обучения, нормативно-правового обеспечения высшего образования лиц с инвалидностью, его доступности, сопровождения и поддержки обучающихся с инвалидностью. Потребности абитуриентов-инвалидов касаются главным образом консультаций относительно характера льгот при поступлении в вузы и обучении в них, организационных аспектов сопровождения и уровня инфраструктурного обеспечения обучения студентов-инвалидов в конкретных вузах. Родители детей-инвалидов преимущественно испытывают потребность в консультативной помощи в вопросах доступности тех или иных вузовских специальностей для их ребенка, наличия в конкретных вузах необходимых условий для обучения инвалидов определенных нозологических групп, разрешения возможных проблемных ситуаций в процессе обучения их ребенка в вузе.
Ключевые слова: инклюзивное высшее образование; инклюзия; студенты-инвалиды; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; инклюзивная образовательная среда; особые образовательные потребности; консультативная помощь; педагогическое взаимодействие.
Сведения об авторе: Кантор Виталий Зорахович, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: профессор кафедры основ коррекционной педагогики, проректор по инклюзивному образованию Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
zation of higher education, normativelegal provision for higher education of persons with disabilities, accessibility of higher education, and support and assistance for students with disabilities. The needs of applicants with disabilities are usually connected with counseling about the character of the privileges during entrance and study at higher education institutions and aspects of support organization and the level of infrastructure of education provision for students with disabilities at concrete higher education institutions. The parents of the students with disabilities usually need counseling assistance in questions about the accessibility of certain educational programs for their child, presence of the necessary conditions for the study of students with disabilities of various nosological groups, and resolution of possible problems in the process of their child's education at the higher education institution.
Keywords: higher inclusive education; inclusion; students with disabilities; disabilities; inclusive education environment; special educational needs; counseling support; pedagogical interaction.
About the author: Kantor Vitaliy Zorakhovich, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Professor of Department of Foundations of Special Pedagogy, Deputy Rector for Inclusive Education, Herzen State Pedagogical University of Russia.
Сведения об авторе: Антропов Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: профессор кафедры олигофренопедагогики, директор института дефектологического образования и реабилитации, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Сведения об авторе: Войлокова Елена Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: доцент кафедры олигофренопедагогики, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
About the author: Antropov Aleksandr Petrovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Professor of Department of Olygophrenopedagogy, Director of the Institute of Defectological Education and Rehabilitation, Director of Resource Center for Training Persons with Disabilities, Herzen State Pedagogical University of Russia.
About the author: Voylokova Elena Fedorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Associate Professor of Department of Olygophreno-pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia.
Сведения об авторе: Пузань Валерия Вячеславовна, кандидат психологических наук.
Место работы: научный сотрудник ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 191186, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.
E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected].
About the author: Puzan' Valeriya Vyacheslavovna, Candidate of Psychology.
Place of employment: Researcher of Resource Center for Training Persons with Disabilities, Herzen State Pedagogical University of Russia.
В современных условиях консалтинговая деятельность занимает все более важное место как в образовании в целом [1; 14; 16 и др.], так, в частности, и в высшем образовании, где консалтинг
играет возрастающую роль в реализации инновационных процессов в вузе [11].
Между тем институционали-зация инклюзии, с которой связан один из важнейших трендов раз-
© Кантор В. З., Антропов А. П., Войлокова Е. Ф., Пузань В. В., 2020
вития отечественной высшей школы, закономерно актуализирует задачи консалтинга вузов по вопросам обучения лиц с инвалидностью — направления, относящегося к числу ключевых в комплексном ресурсно-методическом сопровождении региональных систем инклюзивного высшего образования [10; 12].
При этом консалтинговая деятельность в данном случае не может не иметь ряда существенных особенностей, определяемых специфическим в психолого-педагогическом плане характером и сложностью образовательных отношений в условиях инклюзивного вузовского обучения, что обнаруживается, например, в плоскости социально-психологического благополучия студентов [7; 13 и др.], и неоптимальностью субъектной позиции непосредственных участников этих отношений, выступающих в качестве целевых групп консалтинга.
Речь здесь идет в первую очередь о сотрудниках вузов, и прежде всего о профессорско-преподавательском составе, ибо, как свидетельствуют результаты ряда скрининговых исследований, фактический уровень готовности вузовских научно-педагогических работников к реализации инклюзивного образовательного формата отнюдь не является оптимальным [см., напр.: 3; 4; 15 и др.]; в частности, не имея полных, оп-
ределенных, научно обоснованных и осознанных представлений о специфике учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов с инвалидностью, профессорско-преподавательский состав вузов в целом не обладает достаточными компетенциями в области разработки адаптированных образовательных программ и учебно-методических материалов, применения специальных технических средств обучения, реализации промежуточной и итоговой аттестации студентов-инвалидов с учетом их особенностей и др. [9].
Во-вторых, речь идет о самих студентах, обучающихся в условиях инклюзии, причем специфика их статуса в системе образовательных отношений определяется, с одной стороны, дополнительными трудностями, испытываемыми студентами-инвалидами в процессе инклюзивного вузовского обучения [5], а с другой — неоптимальным отношением студентов, не имеющих инвалидности, к лицам из числа инвалидов [см., напр.: 6].
Наряду с этим, в качестве опосредованных участников инклюзивных образовательных отношений в вузе, а значит — и в качестве целевой группы консалтинга, выступают потенциальные абитуриенты [см., напр.: 2], причем, например, применительно к старшеклассникам как будущим
абитуриентам специфика обусловливается существенными различиями в мотивационно-потреб-ностной сфере, обнаруживающимися между школьниками с инвалидностью и без инвалидности в преддверии предстоящего инклюзивного обучения в вузе. Более того, одно из таких различий связано с тем, что в выборе профессионально-образовательного маршрута старшеклассниками из числа инвалидов определяющую роль играет мнение родителей [8], которые на соответствующем этапе становятся своеобразными участниками инклюзивных образовательных отношений в высшей школе и, следовательно, еще одной важной целевой группой консалтинга.
В данном контексте принципиальное значение приобретает уяснение структурно-содержательных характеристик потребностей в консалтинговой поддержке применительно к каждой из категорий участников инклюзивных образовательных отношений в высшей школе.
Определенные представления об этом дает анализ обращений в call-центр (кол-центр), функционирующий в структуре ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Созданный в начале 2017/18 уч. г., call-центр за период по 2019 г. включительно принял в общей сложности 1204 обращения за консультативной помощью.
В 2017 г. наибольшее число запросов касалось нормативно-правового обеспечения инклюзивного высшего образования (26,7 %), организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (15,5 %), сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (13,8 %), условий доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью (12 %).
Существенно менее часто обращения за консультацией были связаны с мониторингом качества и доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью (6,9 %), с внеучебной и волонтерской деятельностью лиц с ОВЗ и инвалидностью (6 %).
Проблематика профориентации лиц с ОВЗ, трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью и, более того, адаптации вузовских образовательных программ для студентов-инвалидов была актуализирована — и в этом состоит очевидный парадокс — лишь в 3,4 % обращений, а вопросы организации и содержания практики для студентов с ОВЗ и инвалидностью, как и их довузовской подготовки, — и вовсе только в 2,6 % обращений.
Незначительное внимание, проявленное участниками инклюзивного образовательного процесса в вузе к его ключевым аспектам, может быть объяснено недостаточным осознанием их важности, масштабности и сложности; более того, устранение подобного «разрыва» не происходит одномоментно и автоматически. В пользу этого говорит то, что и в 2018, и в 2019 г. структурно-содержательные характеристики обращений в call-центр в соответствующей их части принципиально не изменились.
Так, в 2018 г., как и в предыдущем, приоритетными для участников инклюзивных образовательных отношений явились вопросы организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (21 % обращений в call-центр), нормативно-правового обеспечения инклюзивного высшего образования (12 % обращений), сопровождения и поддержки обучающихся (10 % обращений).
С проблематикой проектирования и реализации адаптированных образовательных программ было связано только 7 % обращений за консультативной помощью, а с мониторингом качества и доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью, трудоустройством выпускников, внеучебной и волонтерской деятельностью лиц с ОВЗ и инвалидностью, их льготами при
поступлении в вуз, организацией и содержанием практики студентов-инвалидов — лишь около 5 %.
Иная тематика (довузовская подготовка, условия доступности высшего образования, поселение в общежитии, порядок предоставления документов для получения социальной стипендии, порядок зачисления инвалидов, постдипломное сопровождение выпускников, нарушение прав инвалидов при поступлении, профориентация в системе довузовской подготовки, организация вступительных испытаний для абитуриентов, перечень документов, необходимых для предоставления в приемную комиссию) оказалась затронутой всего в 1,5 — 3,0 % случаев.
Обращения в call-центр определялись преимущественно вопросами организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (17 %), сопровождения и поддержки обучающихся (14 %), вне-учебной и волонтерской деятельности (12 %), проблемами мониторинга качества и доступности высшего образования (10 %). Тем самым организационные аспекты обучения студентов-инвалидов и особенности их сопровождения и поддержки вновь, как и в предыдущие годы, оказались в центре проблемного поля обращений участников инклюзивного образовательного процесса в вузе за консультативной помощью.
Значительно реже (4—6 % случаев) причины обращения в са11-центр были связаны с организацией и содержанием практики для обучающихся из числа инвалидов, условиями доступности высшего образования, с нормативно-правовым обеспечением инклюзивного высшего образования, адаптированными образовательными программами, постдипломным сопровождением выпускников, с порядком зачисления инвалидов в вуз.
Вопросы, касающиеся трудоустройства выпускников, льгот и соблюдения прав инвалидов при поступлении в вуз, заселения в общежитие, комплекта документов, необходимых для представления в приемную комиссию, организации вступительных испытаний для абитуриентов, порядка представления документов для получения социальной стипендии, а также довузовской подготовки и профориентации, были поставлены только в 1—3 % обращений в са11-центр.
Следовательно, на текущем этапе институционализации инклюзии в высшей школе потребности в консультативной помощи, испытываемые участниками образовательных отношений в вузе, имеют подвижную структуру, в которой при наличии устойчивой содержательной доминанты, связанной с проблемами организации обучения лиц с ОВЗ и
инвалидностью и их сопровождения и поддержки, номенклатура и иерархия остальных элементов носит вариативный характер, являясь своего рода откликом на конкретную ситуацию, складывающуюся в практике.
Потребности в консультативной помощи не являются одинаковыми в структурно-содержательном плане применительно к разным категориям участников инклюзивных образовательных отношений в вузе, о чем свидетельствует анализ обращений в са11-центр РУМЦ РГПУ им. А. И. Герцена.
В частности, в 2017 г. преобладающими среди вопросов, задававшихся сотрудниками вузов, были те, которые касались нормативных документов, регламентирующих организацию промежуточной аттестации студентов-инвалидов, технологий сопровождения этих студентов в образовательном процессе и оптимальных форм и методов работы с ними на разных этапах обучения.
В свою очередь, родителей детей-инвалидов интересовали подходящие для их ребенка специальности, сведения об образовательных организациях, где созданы условия для получения высшего образования инвалидами конкретных нозологических групп, информация о путях разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе освоения их ребенком профессио-
нальных образовательных программ.
Абитуриенты с ОВЗ чаще всего затрагивали аспекты, связанные с льготами при поступлении и обучении, с организацией сопровождения образования студентов-инвалидов в конкретных вузах (наличие сурдопереводчика, обеспечение тьюторской поддержки, архитектурная приспособленность вуза, наличие тиф-лотехнических средств реабили-тационно-образовательного назначения и т. п.).
Наконец, студенты-инвалиды преимущественно обращались с вопросами, касающимися будущего трудоустройства и возможности продолжить обучение на следующей ступени вузовского образования.
В 2018 г. проблемное поле обращений в сall-центр сегментировалось сходным образом, хотя существенно расширилась тематика вопросов, актуальных для студентов-инвалидов.
Речь идет о том, что, в отличие от 2017 г., в качестве приоритетных для студентов-инвалидов выступили вопросы организации обучения, нормативно-правового обеспечения и фактической доступности высшего образования для лиц с инвалидностью, их сопровождения и поддержки. Это со всей очевидностью свидетельствует о росте практического интереса студентов-инвалидов к
возможностям инклюзивной инфраструктуры вузов.
Что же касается сотрудников вузов, то их адресация в call-центр, как и в 2017 г., была связана с вопросами нормативного регулирования организации промежуточной аттестации, использования технологий сопровождения студентов в образовательном процессе, поиска оптимальных форм и методов работы со студентами-инвалидами на тех или иных этапах обучения.
Родителей детей-инвалидов интересовали оптимальные для их ребенка вузовские специальности, сведения о вузах, где созданы условия, необходимые для получения высшего образования инвалидами определенных нозологических групп, информация о путях разрешения возможных проблемных ситуаций в процессе освоения их ребенком вузовских образовательных программ, что совпадает с тенденциями 2017 г.
Абитуриенты с ОВЗ так же, как и в 2017 г., чаще всего задавали вопросы, связанные со льготами при поступлении и обучении, с организацией сопровождения образования студентов-инвалидов в конкретных вузах и наличием соответствующей инфраструктуры в кадровом, предметно-пространственном и аппаратно-технологиче-ском ее измерениях.
Что касается 2019 г., то тенденции, обнаружившиеся в 2017—
2018 гг., сохранили свою актуальность.
В частности, вопросы, с которыми в са11-центр адресовались сотрудники вузов, вновь были преимущественно посвящены нормативным документам, регламентирующим организацию промежуточной аттестации студентов из числа инвалидов, технологиям сопровождения таких студентов в образовательном процессе и эффективным формам и методам работы с ними на различных этапах обучения.
Проблематика обращений студентов-инвалидов в основном касалась особенностей организации вузовского обучения, нормативно-правового обеспечения высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью и гарантий его доступности, сопровождения и поддержки обучающихся из числа инвалидов, что наблюдалось и в 2018 г.
Родителей детей-инвалидов, как и в предыдущий период, интересовали вузовские специальности, адекватные возможностям их ребенка, сведения об образовательных организациях высшего образования, где созданы специальные условия для инвалидов тех или иных нозологических групп, и информация о возможностях и механизмах урегулирования спорных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе обучения их ребенка в вузе.
Абитуриенты с ОВЗ в русле прежних тенденций чаще всего
обращались в са11-центр с вопросами, связанными со льготами при поступлении и обучении, с организацией сопровождения и инфраструктурным обеспечением образования студентов-инвалидов в конкретных вузах.
Тем самым потребности в консультативной помощи отчетливо дифференцируются в структурно-содержательном плане применительно к разным категориям участников инклюзивных образовательных отношений в высшей школе.
Литература
1. Василенко, Н. В. Консалтинг в образовании : учебное пособие / Н. В. Василенко. — Санкт-Петербург : КультИнформ-Пресс, 2011. — Текст : непосредственный.
2. Денисова, О. А. Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа / О. А. Денисова, О. Л. Лехано-ва. — Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2018. — № 6 (87).
3. Ефимова, Г. З. Гендерное измерение инклюзии: кейс университетов Западной Сибири / Г. З. Ефимова, Л. М. Волоснико-ва, О. В. Огороднова. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23. — № 2.
4. Жолудова, А. Н. Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию / А. Н. Жолудова, О. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие : сетевой журнал. — 2019. — Т. 7. — № 2 (25).
5. Кантор, В. З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе / В. З. Кантор. — Э01: 10.17759^уе(1и. 2019110304. — Текст : электронный //
Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11. — № 3.
6. Кантор, В. З. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза / В. З. Кантор, В. В. Пу-зань. — Текст : непосредственный // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / РГПУ им. А. И. Герцена — Санкт-Петербург, 2010.
7. Кантор, В. З. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов / В. З. Кантор, Ю. Л. Проект. — Текст : непосредственный // Образование и наука. — 2019. — Т. 21. — № 2.
8. Кантор, В. З. Старшеклассники с инвалидностью и без инвалидности на подступах к инклюзивному реабилитацион-но-образовательному пространству вуза / В. З. Кантор, М. А. Мазур. — Текст : электронный // Альманах института коррекцион-ной педагогики. — 2019. — N° 37. — URL: https://aUdef.ru/ru/articles/almanac-no-37/high-sc hool-students-with-and-without-disabilities-on-in clusive-approaches-to-the-rehabilitation-of-educa tional-space-of-university.
9. Кантор, В. З. Готовность профессорско-преподавательского состава вузов к инклюзивному обучению студентов с инвалидностью: проблемное поле / В. З. Кантор, А. П. Антропов, Ю. Л. Проект. — Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2020. — № 195.
10. Каштанова, С. Н. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью по итогам мониторинга / С. Н. Каштанова, В. А. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. — 2017. — № 3 (20).
11. Лаврентьев, С. Ю. Консалтинг инновационных процессов в вузе: особенности и характеристика / С. Ю. Лаврентьев,
Д. А. Крылов. — Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6.
12. Марголис, А. А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации / А. А. Марголис, В. В. Рубцов, О. А. Серебрянникова. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 1.
13. Одинцова, М. А. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения / М. А. Одинцова, М. Г. Куляцкая. — Текст : непосредственный // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11. — № 2.
14. Саханский, Н. Б. Сущность, содержание, основные направления и виды осуществления консалтинга в учреждении / Н. Б. Саханский. — Текст : непосредственный // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2018. — Т. 4. — № 1.
15. Сорокин, Н. Ю. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе / Н. Ю. Сорокин, Т. Г. Луковенко. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23. — № 2.
16. Соснина, Т. А. Роль образовательного консалтинга в модернизации современной школы / Т. А. Соснина. — Текст : непосредственный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. — № 4 (22).
References
1. Vasilenko, N. V. Konsalting v obrazo-vanii : uchebnoe posobie / N. V. Vasilen-ko. — Sankt-Peterburg : Kul'tInformPress, 2011. — Tekst : neposredstvennyy.
2. Denisova, O. A. Luchshie praktiki inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya v vu-zakh Severo-Zapadnogo federal'nogo okru-ga / O. A. Denisova, O. L. Lekhanova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Che-repovetskogo gosudarstvennogo universi-teta. — 2018. — № 6 (87).
3. Efimova, G. Z. Gendernoe izmerenie inklyuzii: keys universitetov Zapadnoy Sibi-
ri / G. Z. Efimova, L. M. Volosnikova, O. V. Ogo-rodnova. — Tekst : neposredstvennyy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. —
2018. — T. 23. — № 2.
4. Zholudova, A. N. Gotovnost' prepodava-teley meditsinskogo vuza k inklyuzivnomu obrazovaniyu / A. N. Zholudova, O. V. Po-lyakova. — Tekst : neposredstvennyy // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdo-rov'e, adaptatsiya, razvitie : setevoy zhur-nal. — 2019. — T. 7. — № 2 (25).
5. Kantor, V. Z. Inklyuzivnoe vysshee obrazovanie: spetsial'nye sredovye usloviya obucheniya studentov-invalidov v vuze / V. Z. Kantor. — DOI: 10.17759/psyedu. 2019110304. — Tekst : elektronnyy // Psi-khologo-pedagogicheskie issledovaniya. —
2019. — T. 11. — № 3.
6. Kantor, V. Z. Otnoshenie studencheskoy molodezhi k invalidam kak determinanta ikh vklyucheniya v integrativnoe reabilitatsionno-obrazovatel'noe prostranstvo vuza / V. Z. Kantor, V. V. Puzan'. — Tekst : neposredstvennyy // Inklyuzivnoe obrazovanie lits s narusheniyami v razvitii: vzglyad iz Evropy i Rossii / RGPU im. A. I. Gertsena — Sankt-Peterburg, 2010.
7. Kantor, V. Z. Inklyuzivnoe vysshee obra-zovanie: sotsial'no-psikhologicheskoe blagopo-luchie studentov / V. Z. Kantor, Yu. L. Pro-ekt. — Tekst : neposredstvennyy // Obrazovanie i nauka. — 2019. — T. 21. — №2 2.
8. Kantor, V. Z. Starsheklassniki s invalid-nost'yu i bez invalidnosti na podstupakh k inklyuzivnomu reabilitatsionno-obrazovatel'-nomu prostranstvu vuza / V. Z. Kantor, M. A. Mazur. — Tekst : elektronnyy // Al'-manakh instituta korrektsionnoy pedagogi-ki. — 2019. — № 37. — URL: https://alldef. ru/ru/articles/almanac-no-37/high-school-stu dents-with-and-without-disabilities-on-inclu sive-approaches-to-the-rehabilitation-of-edu cational-space-of-university.
9. Kantor, V. Z. Gotovnost' professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuzov k inklyu-zivnomu obucheniyu studentov s invalidnos-t'yu: problemnoe pole / V. Z. Kantor, A. P. An-tropov, Yu. L. Proekt. — Tekst : neposred-stvennyy // Izvestiya Rossiyskogo gosudar-
stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. — 2020. — № 195.
10. Kashtanova, S. N. O nekotorykh proble-makh i tendentsiyakh razvitiya obrazovatel'-nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya i regional'nykh resursnykh tsentrov vysshego obrazovaniya, obuchayushchikh lits s OVZ i invalidnosfyu po itogam monitoringa / S. N. Kashtanova, V. A. Kudryavtsev. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2017. — № 3 (20).
11. Lavrent'ev, S. Yu. Konsalting innova-tsionnykh protsessov v vuze: osobennosti i kharakteristika / S. Yu. Lavrent'ev, D. A. Kry-lov. — Tekst : neposredstvennyy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2018. — №2 6.
12. Margolis, A. A. Kontseptsiya proekta raz-vitiya kachestva i dostupnosti vysshego obrazovaniya dlya lits s invalidnost'yu v Ros-siyskoy Federatsii / A. A. Margolis, V. V. Rub-tsov, O. A. Serebryannikova. — Tekst : nepos-redstvennyy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2017. — T. 22. — № 1.
13. Odintsova, M. A. Psikhologicheskoe blagopoluchie studentov s invalidnost'yu v inklyuzivnoy srede smeshannogo obuche-niya / M. A. Odintsova, M. G. Kulyatska-ya. — Tekst : neposredstvennyy // Psikho-logo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2019. — T. 11. — № 2.
14. Sakhanskiy, N. B. Sushchnost', soder-zhanie, osnovnye napravleniya i vidy osu-shchestvleniya konsaltinga v uchrezhdenii / N. B. Sakhanskiy. — Tekst : neposredstven-nyy // Sovremennoe dopolnitel'noe professio-nal'noe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2018. — T. 4. — № 1.
15. Sorokin, N. Yu. Gotovnost' professor-sko-prepodavatel'skogo sostava k obucheniyu invalidov v vuze / N. Yu. Sorokin, T. G. Lu-kovenko. — Tekst : neposredstvennyy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2018. — T. 23. — № 2.
16. Sosnina, T. A. Rol' obrazovatel'nogo konsaltinga v modernizatsii sovremennoy shkoly / T. A. Sosnina. — Tekst : nepos-redstvennyy // Nauka o cheloveke: gumani-tarnye issledovaniya. — 2015. — №2 4 (22).