Научная статья на тему 'ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова О. А., Леханова О. Л.

Введение. В статье исследуется один из аспектов проблемы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Значимость решения проблемы определена практическим запросом на разработку и определение механизмов реализации нового регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подписанного в 2021 г. Министерством труда РФ, Министерством просвещения РФ, Министерством высшего образования и науки РФ. Научная обоснованность проблемы связана с необходимостью анализа опыта взаимодействия в инклюзивной образовательной среде с целью выделения ключевых характеристик и условий продуктивного взаимодействия. Материалы и методы. Исследование проблемы взаимодействия субъектов инклюзии, вовлечённых в процесс организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также решение вопросов содействия их трудоустройству осуществлено посредством анализа методологии проблемного поля и обобщения лучших практик продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Также в качестве материалов исследования использованы результаты практического опыта Череповецкого государственного университета, на базе которого с 2017 г. функционирует Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов, опыта Ассоциации инклюзивных вузов России. Методами научного исследования выступили анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Результаты исследования. Результаты исследования показывают, что продуктивное взаимодействия в инклюзивной образовательной среде реализуется на разных уровнях: международном, федеральном, уровне федерального округа, региона, муниципалитета, организации (учреждения). Ресурсами продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде являются компетентность, опыт, готовность участников взаимодействия к сотрудничеству. Оценка ресурсов позволяет прогнозировать перспективы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Обсуждение и выводы. В настоящее время на территории России формируются кейсы по формированию практики продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Продуктивное взаимодействие субъектов инклюзии является условием включения инвалидов в образовательные, трудовые и социальные отношения. Необходимо создавать условия для активного внедрения и трансляции лучших практик продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова О. А., Леханова О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEST PRACTICES OF INTERACTION IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. The study is devoted to one of the aspects of the problem of interaction in an inclusive educational environment. The importance of solving the problem is determined by the practical request for the development and definition of mechanisms for the implementation of the new regulations for interdepartmental interaction of executive authorities of the subjects of the Russian Federation, signed in 2021 by the Ministry of Labor of the Russian Federation, the Ministry of Education of the Russian Federation, the Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation. The scientific validity of the problem is connected with the need to analyze the experience of interaction in an inclusive educational environment in order to identify the key characteristics and conditions of productive interaction. Materials and methods. The study of the problem of interaction of inclusion subjects involved in the process of organizing career guidance work with young people with disabilities and persons with disabilities, as well as in solving issues of promoting their employment, was carried out by analyzing the methodology of the problem field and summarizing the best practices of productive interaction in an inclusive educational environment. The practical experience of Cherepovets State University, on the basis of which since 2017, was also used as research materials. There is a Resource educational and Methodological Center for teaching disabled people, as well as the experience of the Association of Inclusive Universities of Russia. The methods of scientific research were: analysis, synthesis, abstraction, generalization.Results. The results of the study show that productive interaction in an inclusive educational environment is implemented at different levels: international, federal, federal district, region, municipality, organization (institution). The resources of productive interaction in an inclusive educational environment are competence, experience, and the willingness of interaction participants to cooperate. The assessment of resources makes it possible to predict the prospects of interaction in an inclusive educational environment. Discussion and conclusions. Currently, cases on the formation of the practice of productive interaction in an inclusive educational environment are being formed on the territory of Russia. Productive interaction of inclusion subjects is a condition for inclusion of disabled people in educational, labor and social relations. It is necessary to create conditions for the active implementation and translation of the best practices of productive interaction in an inclusive educational environment.

Текст научной работы на тему «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Статья / Article

УДК / UDC 376

DOI 10.35231/18186653_2021_4_192

Лучшие практики взаимодействия в инклюзивной образовательной среде

О. А. Денисова, О. Л. Леханова

Череповецкий государственный университет, Череповец, Российская Федерация

Введение. В статье исследуется один из аспектов проблемы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Значимость решения проблемы определена практическим запросом на разработку и определение механизмов реализации нового регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подписанного в 2021 г. Министерством труда РФ, Министерством просвещения РФ, Министерством высшего образования и науки РФ. Научная обоснованность проблемы связана с необходимостью анализа опыта взаимодействия в инклюзивной образовательной среде с целью выделения ключевых характеристик и условий продуктивного взаимодействия.

Материалы и методы. Исследование проблемы взаимодействия субъектов инклюзии, вовлечённых в процесс организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также решение вопросов содействия их трудоустройству осуществлено посредством анализа методологии проблемного поля и обобщения лучших практик продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Также в качестве материалов исследования использованы результаты практического опыта Череповецкого государственного университета, на базе которого с 2017 г. функционирует Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов, опыта Ассоциации инклюзивных вузов России. Методами научного исследования выступили анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Результаты исследования. Результаты исследования показывают, что продуктивное взаимодействия в инклюзивной образовательной среде реализуется на разных уровнях: международном, федеральном, уровне федерального округа, региона, муниципалитета, организации (учреждения). Ресурсами продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде являются компетентность, опыт, готовность участников взаимодействия к сотрудничеству. Оценка ресурсов позволяет прогнозировать перспективы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде.

© Денисова О. А., Леханова О. Л., 2021

192

Обсуждение и выводы. В настоящее время на территории России формируются кейсы по формированию практики продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Продуктивное взаимодействие субъектов инклюзии является условием включения инвалидов в образовательные, трудовые и социальные отношения. Необходимо создавать условия для активного внедрения и трансляции лучших практик продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, продуктивное взаимодействие, лучшие практики, инклюзивная образовательная среда.

Для цитирования: Денисова О.А., Леханова О.Л. Лучшие практики взаимодействия в инклюзивной образовательной среде // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2021. - № 4. - С. 192-205. DOI 10.35231/18186653_2021_4_192

Best practices of interaction in an inclusive educational environment Olga A. Denisova, Olga L. Lekhanova

Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation

Introduction. The study is devoted to one of the aspects of the problem of interaction in an inclusive educational environment. The importance of solving the problem is determined by the practical request for the development and definition of mechanisms for the implementation of the new regulations for interdepartmental interaction of executive authorities of the subjects of the Russian Federation, signed in 2021 by the Ministry of Labor of the Russian Federation, the Ministry of Education of the Russian Federation, the Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation. The scientific validity of the problem is connected with the need to analyze the experience of interaction in an inclusive educational environment in order to identify the key characteristics and conditions of productive interaction.

Materials and methods. The study of the problem of interaction of inclusion subjects involved in the process of organizing career guidance work with young people with disabilities and persons with disabilities, as well as in solving issues of promoting their employment, was carried out by analyzing the methodology of the problem field and summarizing the best practices of productive interaction in an inclusive educational environment. The practical experience of Cherepovets State University, on the basis of which since 2017, was also used as research materials. There is a Resource educational and Methodological Center for teaching disabled people, as well as the experience of the Association of Inclusive Universities of Russia. The methods of scientific research were: analysis, synthesis, abstraction, generalization.

Results. The results of the study show that productive interaction in an inclusive educational environment is implemented at different levels: international, federal, federal district, region, municipality, organization (institution). The resources of productive interaction in an inclusive educational environment are competence, experience, and the willingness of interaction participants to cooperate. The assessment of resources makes it possible to predict the prospects of interaction in an inclusive educational environment.

Discussion and conclusions. Currently, cases on the formation of the practice of productive interaction in an inclusive educational environment are being formed on the territory of Russia. Productive interaction of inclusion subjects is a condition for inclusion of disabled people in educational, labor and social relations. It is necessary to create conditions for the active implementation and translation of the best practices of productive interaction in an inclusive educational environment.

Key words: persons with disabilities, people with disabilities, productive interaction, best practices, inclusive educational environment.

For citation: Denisova, O.A., Lekhanova, O.L. (2021) Luchshie praktiki vzaimodejst-viya v inklyuzivnoj obrazovatel'noj srede [Best practices of interaction in an inclusive educational environment]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 192-205. DOI 10.35231/18186653_2021_4_192 (In Russian).

Введение

Инклюзивное образование входит в число приоритетов политики государства и определяет ключевые принципы социально ориентированной модели российского общества1. Качественное образование граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обеспечивает не только независимость и самостоятельность жизни граждан данной категории, но и позитивное влияние на развитие гражданской ответственности и гражданского общества в части обеспечения прав и свобод особых категорий граждан и их близких.

Одним из значимых инициатив последнего времени стало подписание Министерством труда РФ, Министерством Просвещения РФ, Министерством высшего образования и науки РФ нового регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 (ред. от 23.03.2021 ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322085/;

Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 г. № 122-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/573461456;

О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 597. URL: http://base. garant. ru/70170950/

субъектов РФ от 05.02.2021 г.1 Регламент является логическим продолжением приказа, подписанного тремя министерствами в 2018 г.,2 и призван стать действенным инструментом реализации Типовой программы сопровождения профориентации и трудоустройства инвалидов молодого возраста.

В целях исполнения вышеназванных нормативных документов РУМЦ СЗФО ЧГУ инициировало разработку проблемы взаимодействия участников отношений в инклюзивной образовательной среде. С этой целью были проанализированы методология проблемного поля и практики продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде.

Обзор литературы

Теоретический анализ проблемы показал, что понятие «взаимодействие» может быть трактовано как категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга. В ряде исследований (А.Г. Асмолов,

A.А. Бодалёв. Е.С. Кузьмин, А.А. Леонтьев, В.П. Лебедева, В.Н. Мясищев,

B.А. Орлов, В.И. Руденский, В.В. Рубцов, И.М. Юсупов и др.) взаимодействие рассматривается с позиции наличия признака устойчивого, систематического выполнения действий, направленных на вызывание ответной и взаимообратной реакции. В целом, взаимодействие предполагает взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого, именно оно определяет существование и структурную организацию любой системы3 [1; 3; 4; 8; 9; 10].

Термин «продуктивное взаимодействие» непосредственно взаимосвязан с понятием продуктивности. Продуктивное взаимодействие содержательно включает такой компонент, как продуктивный стиль взаимодействия. Такой стиль включает плодотворный способ контактов,

1 Примерный регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4d68a1 b6160a09345089f365e6eb4327/

2 Об утверждении типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве: приказ № 804н/299/1154 от 14 декабря 2018 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/542639034

3 Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: практические рекомендации. М.: Сфера, 1999. 128 с.

способствующих установлению и продлению таких отношений, которые предполагают взаимное доверие, раскрытие ресурсов и достижение эффективных результатов совместной деятельности1 [5; 6; 10]. Продуктивное взаимодействие реализуется исключительно на основе группового опыта и представлено в виде построения маршрута действий. Структурно взаимодействие в инклюзивной образовательной среде может быть представлено следующими компонентами: субъектами взаимодействия, взаимной связью, взаимным воздействием друг на друга, взаимными изменениями субъектов.

Материалы и методы

Сферы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде включают следующие векторы активности: методическое сопровождение и подготовка кадров; экспертная деятельность и работа в совещательных органах; определение и трансляция лучших практик; реализация социально значимых инициатив и проектов.

В рамках рассматриваемой проблематики продуктивное взаимодействие в инклюзивной образовательной среде может определено через раскрытие его условий, структуры, уровней, этапов.

Условиями продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде является ряд действий, предполагающих продвижение участников к заданному результату деятельности. Такие действия первоначально предполагают анализ целей и интересов с целью выявления степени их совпадения. Очень важно провести ревизию ресурсов, обеспечить ранжирование связей и отношений в системе взаимодействия на основе учета интересов и целей участников. Также на начальных этапах следует обеспечить четкое разграничение прав, обязанностей и функций сторон. Это в дальнейшем позволяет определить функциональные обязанности участников взаимодействия и зону ответственности каждого. Следующим действием является создание единого информационного пространства, способствующего оперативному и своевременному информированию о целях, задачах, действиях, направлениях работы. Как показывает опыт, действенным инструментом такого решения выступают цифровая среда и облачные ресурсы. И последним условием, обязательным для реализации на протяжении всего процесса взаимодействия, является постоянный контакт, обмен информацией и действиями между участниками инклюзии.

1 Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: практические рекомендации. М.: Сфера, 1999. 128 с.

Этапы продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде тесно связаны с описанными условиями и предполагают последовательное продвижение от постановки проблемы до оценки работы. Начальный этап связан с возникновением проблемной ситуации и констатацией невозможности ее самостоятельного решения без привлечения других структур. Следующий этап - это поиск выхода из проблемной ситуации, осознание необходимости взаимодействия, а также постановка цели и задач взаимодействия. Далее следует поиск участников взаимодействия, имеющих интерес к данному сотрудничеству, установление договоренности о сотрудничестве и оформление договорных отношений на основе согласования общих интересов и постановки общей цели. На этом же этапе оговаривается разграничение прав, обязанностей и функций взаимодействующих сторон. Далее наступает реализационный этап, который предполагает обмен взаимообусловленной деятельностью, контроль и анализ работы.

Результаты исследования

Как показывает опыт [2; 7], продуктивное взаимодействия в инклюзивной образовательной среде реализуется на международном, федеральном уровне, уровне федерального округа, региона, муниципалитета, организации (учреждения). Ресурсами такого взаимодействия в инклюзивной образовательной среде являются:

1. Компетентность участников взаимодействия в сфере социальной, образовательной, трудовой и социокультурной инклюзии и интеграции.

2. Опыт участия в разработке и реализации инновационных программ, проектов, технологий в сфере инклюзии.

3. Межуровневое и межведомственное сотрудничество участников взаимодействия (совместные программы, проекты, объединения и др.).

Охарактеризуем основные практики продуктивного взаимодействия на различных уровнях:

- Международный уровень - активная работа в Общественном совете базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; обмен опытом на международных конференциях, выполнение совместных научных исследований; развитие научной и образовательной мобильности среди преподавателей и студентов вузов; создание единого терминологического словаря; единой библиотеки

научно-практических разработок, экспертная деятельность образовательных программ, повышение квалификации и др.

- Федеральный уровень - работа в экспертном совете по специальному образованию при Комитете Государственной думы по образованию и науке; реализация федерального проекта по созданию федеральной сети ресурсных учебно-методических центров по сопровождению профориентации, образования и трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; в рабочих группах в рамках Совета по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия их в последующем трудоустройстве:

- экспертная группа по созданию специальных условий и оценке доступности образовательных организаций высшего образования для инвалидов, а также совершенствованию системы мониторинга доступности образовательных организаций высшего образования для инвалидов;

- экспертная группа по профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся в образовательных организациях высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и содействию в трудоустройстве инвалидов-выпускников основных образовательных программ высшего образования;

- экспертная группа по адаптации учебно-методического обеспечения для лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования;

- экспертная деятельность во «Всероссийском конкурсе практик инклюзивного высшего образования», активное членство в Ассоциации инклюзивных вузов; участие в реализации федеральных проектов «Демография», «Новые возможности для каждого»; работа в экспертной группе по разработке концепции деловой программы X Международного чемпионата «Абилимпикс»; обмен опытом на всероссийских конференциях, выполнение совместных научных исследований; повышение квалификации специалистов; развитие научной и образовательной мобильности среди преподавателей и студентов вузов; экспертирование научных разработок, методических материалов, учебников и др.

- Уровень федерального округа - реализация федерального проекта по созданию федеральной сети ресурсных учебно-методических центров по сопровождению профориентации, образования и трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; взаимодействие с Советом ректоров СЗФО; активное членство в Ассоциации инклюзивных вузов; участие в реализации федеральных проектов «Демография», «Новые возможности

для каждого»; участие в федеральном этапе «Абилимпикса», обмен опытом на конференциях различного уровня, выполнение совместных научных исследований; развитие научной и образовательной мобильности среди преподавателей и студентов вузов; повышение квалификации специалистов; экспертирование научных разработок.

- Уровень региона - работа в Совете по делам инвалидов, в координационном совете по развитию ранней помощи на уровне региона; консультирование коллег институтов Развития образования в регионе; взаимодействие с РОИВАМИ, НКО, общественными организациями инвалидов, образовательными организациями; сопровождение профориентации, получение образования, трудоустройства молодых инвалидов в регионе; взаимодействие со службами занятости населения; консультирование и обучение работодателей; разработка цифровых инструментов решения региональных проблем; повышение квалификации сотрудников образовательных организаций; членство в региональных УМО; взаимодействие с РУМЦ СПО, базовыми школами по специальному и инклюзивному образованию; ресурсными ДОО, ЦПМПСС; участие в региональном этапе «Абилимпикса».

- Уровень муниципалитета - работа в рабочей группе по вопросам общего и профессионального образования инвалидов мэрии; членство в рабочей группе по вопросам трудоустройства инвалидов мэрии; руководители экспериментальных площадок.

- Уровень организации - реализация образовательных программ по направлению Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат, магистратура) и аспирантуры по научной специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика, программ дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации); развитие продуктивного взаимодействия на всех уровнях.

Опыт последних лет и достижения консолидированного профессионального сообщества показывают, что одним из продуктивных подходов к анализу эффективности взаимодействия в инклюзивной образовательной среде является метод по анализу лучших практик в соответствии с подходом Ф. Тейлора [11]. Трансляция лучших практик создает условия для передачи опыта и технологий, что обеспечивает достижение цели повышения доступности и качества инклюзивного высшего образования.

Так, интересен и значим с позиции анализа опыт некоммерческой корпоративной организации «Ассоциация инклюзивных вузов» (АИВ). В ее состав входят Московский государственный психолого-педагогический

университет, Череповецкий государственный университет, Тюменский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Южный федеральный университет, СевероКавказский федеральный университет, а также представители образовательных организаций высшего образования, центров психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с инвалидностью образовательных организаций высшего образования, имеющих опыт в организации и проведении аналогичных мероприятий. В 2021 г. АИВ инициировал проведение Всероссийского конкурса практик инклюзивного высшего образования1 [14], нацеленного на решение следующих задач: выявление, поддержка и дальнейшее распространение (тиражирование) практик по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования России; выявление лидеров образовательных практик в области инклюзивного высшего образования, заслуживших доверие профессионального сообщества и бла-гополучателей России; содействие внедрению в деятельность специалистов и образовательных организаций высшего образования практик с научно подтвержденными результатами по организации профо-риентационной работы среди абитуриентов с инвалидностью, обучению и сопровождению студентов с инвалидностью, а также практик, содействующих трудоустройству выпускников с инвалидностью^организацион-ная, методическая и экспертная поддержка развития инклюзивного высшего образования.

Критерии оценки практик включают следующие показатели: полнота и точность в выполнении требований к оформлению, содержанию и структуре программы (технологии); актуальность и востребованность программы/технологии; соответствие содержания программы особенностям целевой аудитории; полнота научно-методического и нормативно-правового обоснования целей, задач и основного содержания программы (технологии) с учетом современного развития науки и образования; реалистичность целей, задач, сроков и способов их достижения, решения; технологичность и комплексность решения задач с помощью заявленных мероприятий; обоснованность кадрового, материально-технического, методического, информационного обеспечения; конкретность и реалистичность в формулировке планируемых результатов реализации программы (технологии); содержательность и логичность

1 Положение о Всероссийском конкурсе практик инклюзивного высшего образования. URL: https://aiu-2way.ru/about/

достижения результатов; воспроизводимость практики (возможность использования субъектами инклюзивного высшего образования); полнота и конкретность сведений о практической апробации программы (технологии); полнота описания и значимость результатов, подтверждающих эффективность реализации программы (технологии); использование в программе возможностей современных цифровых технологий; соответствие представленного текста требованиям к оформлению документа согласно ГОСТ; соблюдение закона об авторских правах, требований к выполнению Правил заимствования/компиляции в профессиональных текстах и т.п. Процент оригинальности должен составлять не менее 70% в системе «Антиплагиат»; уникальность идеи и технологии, следование принципу преемственности, развития традиций отечественных научных школ и опыту инклюзивных практик в России.

Конкурс призван обобщить лучшие практики в сферах инклюзивного образования: программы профориентационной работы среди абитуриентов с инвалидностью; технологии психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью; программы волонтёрской работы по сопровождению студентов с инвалидностью; формирование инклюзивной среды в образовательных организациях; образовательные программы работы с родителями (законными представителями) студентов с инвалидностью; индивидуализация образовательного маршрута обучающихся с инвалидностью; программы содействия трудоустройству и закреплению на рабочем месте выпускников с инвалидностью образовательных организаций высшего образования; программы взаимодействия с работодателями по вопросам трудоустройства выпускников с инвалидностью; программы социального партнерства в области инклюзивного высшего образования; цифровые технологии в инклюзивном образовательном процессе; инновационные образовательные практики в инклюзивном высшем образовании.

Важным достижением конкурса является то, что практики-лауреаты, набравшие наибольшее количество баллов, рекомендуются к включению в реестр лучших практик работы с детством с доказанной эффективностью, формируемый в соответствии с Планом основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках проекта «Десятилетие детства» (п. 129, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 июля 2018 г. № 1375-р), и направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования и образовательные организации, а также распространяются и другими способами с обязательным указанием авторства.

Обсуждение и выводы

Представленный опыт показывает, что в настоящее время на территории РФ формируются интересные кейсы по формированию практики продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Подчеркнём, что взаимодействие вовлечённых в инклюзии субъектов является базовым условием достижения позитивного эффекта включения инвалидов в образовательные, трудовые и социальные отношения.

Особо хотелось бы отметить, что при решении вопросов планирования и организации продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде следует учитывать, что качество взаимодействия определяется достигнутыми в его ходе характеристиками. В этом случае можно говорить о стартовых, рабочих и продвинутых вариантах взаимодействия. На начальном уровне (сотрудничество) ключевым содержанием взаимодействия является проблемный анализ противоречий в деятельности структур и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Критерием продуктивности в данном случае является включение структур в работу по трансляции опыта. На втором уровне, уровне соор-ганизации, происходит проблемный анализ деятельности структур, совместное проектирование деятельности по решению выявленных проблем. Критерием продуктивности является включение структур в совместную деятельность по выявлению проблем и проектирование деятельности по их решению. Продвинутым уровнем взаимодействия является сотворчество. Содержанием такой деятельности является совместная деятельность структур по систематизации опыта, его экспертизе и проектированию инноваций. Критерий продуктивности на данном уровне - включение всех участников в проектную, деятельность, управление людьми и коллективами в рамках единого проблемного поля инклюзивного образовательного и социокультурного пространства. Особо подчеркнём, что стихийно протекающее взаимодействие не обеспечивает единство целей взаимодействующих субъектов. Только продуктивное взаимодействие является залогом удовлетворения запросов, взаимодействующих в части совпадения их целей, и реализация творческого потенциала.

Таким образом, взаимодействие в инклюзивной образовательной среде есть комплексная характеристика, предполагающая единство условий, этапов, содержания и структуры компонентов продуктивного взаимодействия. Базовым условием повышения качества и доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ является сетевое партнерство.

Именно партнёрство, реализуемое в формате продуктивного взаимодействия, позволяет вузам формировать о себе образ социально ориентированных образовательных организаций, имеющих сформированную инклюзивную среду и развитую инклюзивную культуру. Такие организации могут выступать как инновационные площадки и для инклюзивного образования в целом, и для апробации моделей и механизмов лучших практик инклюзии в частности. Лучшие практики в сфере инклюзии, в свою очередь, обеспечивают удовлетворение запроса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на специальные условия в инклюзивном образовании, позволяют запустить механизм реализации прав инвалидов на равные возможности на образование и интеграцию в общество.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2019. - 448 с.

2. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Специфика взаимодействия ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сб. ст. - М., 2018. С. 72-82.

3. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. - М.: Народное образование, 2000. - 248 с.

4. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187с.

5. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О. А. Денисовой. - М.: Сфера, 2012. -64 с.

6. Денисова О. А., Леханова О. Л. Готовность стейкхолдеров к взаимодействию в инклюзивном образовательном и социокультурном пространстве // Инклюзия в университетах: глобальные тренды и локальные стратегии: сб. ст. междунар. науч. он-лайнфорума г. Тюмень, 27-28 октября 2020. - М.: Знание-М, 2020. -С. 173-178.

7. Денисова О.А., Леханова О.Л. Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 6. - С. 156-169.

8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 509 с.

9. Мясищев В.Н. Психологические отношения / под ред. А.А. Бодалева. - М., 1995. - С. 356.

10. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991. - 192 с.

11. Kanigel R. The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency. Viking, New York, 1997.

References

1. Asmolov, A. G. (2019) Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Personality psychology: cultural and historical understanding of human development]. Moskva: Smysl. (In Russian).

2. Afanas'ev, D. V., Denisova, O. A., Lekhanova, O. L. (2018) Specifika vzaimodejst-viya resursnogo uchebno-metodicheskogo centra Cherepoveckogo gosudarstvennogo uni-versiteta s sub"ektami inklyuzivnogo obrazovaniya na territorii Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [The specifics of the interaction of the resource educational and methodological center of the Cherepovets State University with the subjects of inclusive education on the territory of the North-West Federal District]. Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod - Development of inclusion in higher education: a network approach. Moskva. рр. 72-82. (In Russian).

3. Bashmakov, M. I. (2000) Teoriya i praktika produktivnogo obucheniya [Theory and practice of productive learning]. Moskva: Narodnoe obrazovanie. (In Russian).

4. Bodalev, A. A. (1988) Psihologiya lichnosti [Psychology of Personality]. Moskva: MGU. (In Russian).

5. Denisovoj, O. A. (2012) Vzaimodejstvie specialistov DOU kompensiruyushchego vida [Interaction of preschool educational institutions specialists of compensating type] / Pod red. O. A. Denisovoj. Moskva: Sfera. (In Russian).

6. Denisova, O. A., Lekhanova, O. L. (2020) Gotovnost' stejkkholderov k vzaimodejst-viyu v inklyuzivnom obrazovatel'nom i sociokul'turnom prostranstve [Stakeholders' readiness to interact in an inclusive educational and sociocultural space]. Inklyuziya v universitetah: global'nye trendy i lokal'nye strategii: sbornik statej mezhdunarodnogo nauch-nogo onlajnforuma - Inclusion in Universities: Global Trends and Local Strategies. Collection of articles of the international scientific online forum, Tyumen, October 27-28, 2020. Moskva: Znanie-M. рр.173-178 (In Russian).

7. Denisova, O. A., Lekhanova, O. L. (2018) Luchshie praktiki inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya v vuzah Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [Best practices of inclusive higher education in universities of the Northwestern Federal District]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Cherepovets State University. № 6. рр. 156-169 (In Russian).

8. Leont'ev, A. A. (1979) Pedagogicheskoe obshchenie [Pedagogical communication]. Moskva: Znanie. (In Russian).

9. Myasishchev, V. N. (1995) Psihologicheskie otnosheniya [Psychological relationship] / Pod red. A. A. Bodaleva. Moskva. (In Russian).

10. Yusupov, I. M. (1991) Psihologiya vzaimoponimaniya [The psychology of understanding]. Kazan'. (In Russian).

11. Kanigel R. The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency. Viking, New York, 1997.

Вклад соавторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соавторство неделимое.

Co-authors' contribution

Co-authorship is indivisible.

Об авторах

Денисова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет, Череповец, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-0236-9181; е-mail: [email protected]

Леханова Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет, Череповец, Российская Федерация, ORCID ID: 00000002-0882-4632; е-mail: [email protected]

About the authors

Olga A. Denisova, Dr. Sci. (Ped.), Full Professor, Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-0236-9181; e-mail: [email protected]

Olga L. Lekhanova, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-0882-4632; e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 05.11.2021 Received: 05 November 2021

Принята к публикации: 20.11.2021 Accepted: 20 November 2021

Опубликована: 27.12.2021 Published: 27 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.