DOI 10.23859/1994-0637-2020-3-96-19 УДК 371.8
© Денисова О,
Денисова Ольга Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) ORCID 0000-0002-0236-9181 E-mail: [email protected]
Леханова Ольга Леонидовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) ORCID 0000-0002-0882-4632 E-mail: [email protected]
Поникарова Валентина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ
A., .HexaHOBa O. .H., noHHKapoBa B. H., 2020
Denisova Olga Aleksandrovna
Doctor of Pedagogy, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) ORCID 0000-0002-0236-9181 E-mail: [email protected]
Lekhanova Olga Leonidovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) ORCID 0000-0002-0882-4632 E-mail: [email protected]
Ponikarova Valentina Nikolaevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF TEACHERS' READINESS TO ACCOMPANY VOCATIONAL GUIDANCE, EDUCATION AND EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE
Аннотация. Авторы обосновывают актуальность работы по оценке готовности педагогов к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. На основании проведенного анализа выделена типология готовности к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью, включающая такие классификационные характеристики, как спектр решаемых задач, уровень владения компетенциями по созданию специальных условий, инклюзивная культура, владение методическими аспектами деятельности. На основании анализа результатов мониторинга авторы формулируют вывод о целесообразности создания цифрового сервиса по сопровождению непрерывной и преемственной линии профессионализации инвалидов и лиц с ОВЗ. С учетом выводов формулируют-
Abstract. The authors substantiate the relevance of the work on assessing the teachers' readiness to accompany vocational guidance, education and employment of people with special needs and disabilities. Based on the analysis conducted, the authors provide a typology of readiness to accompany vocational guidance, education and employment of people with special needs and disabilities, including such classification characteristics as the range of tasks to be solved, the level of competence to establish special conditions, an inclusive culture, and proficiency in the methodological aspects of activity. Based on the analysis of monitoring results, the authors make a conclusion on the feasibility of providing a digital service to support continuous and ongoing professionalization of disabled people and people with special needs. Taking into account these conclusions, the authors outline basic characteristics of the regional
ся базовые характеристики регионального информационно-аналитического портала «Першектива-PRO» как цифрового сервиса для субъектов сопровождения профориентации, образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Ключевые слова: готовность педагогов, лица с ОВЗ и инвалидностью, сопровождение профориентации, образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью, специальные условия, цифровой сервис
informational and analytical portal "Perspectiva-PRO" as a digital service for everyone involved in vocational guidance, education and employment of people with special needs and disabilities.
Keywords: readiness of teachers, people with special needs and disabilities, support in vocational guidance, education and employment of people with special needs and disabilities, special conditions, digital service
Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке Гранта Правительства Вологодской области за 2019 год «Разработка регионального информационно-аналитического портала "ПЕРСПЕКТИВА-PRO" как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Введение
Ориентация на максимальную индивидуализацию образования, учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся является одним из ключевых трендов, определенных в Национальной стратегии развития образования в Российской Федерации. В современных условиях вопрос о роли педагогов и их готовности к обеспечению профориентации инвалидов, инклюзивному образованию и содействию трудовой занятости и трудовой полезности лиц с ОВЗ и инвалидностью приобретает особую актуальность1.
Вместе с тем профессиональный стандарт педагога определяет лишь общий контекст готовности к удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, к разработке научно-методического обеспечения и использованию обоснованных форм, методов, приемов образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей обучающихся. В то же время, принимая во внимание запросы государства и общества, стратегии развития образования в России, центральное место при проведении мониторинговых мероприятий по оцениванию готовности педагогов к работе в условиях инклюзии должна занимать оценка их потенциала к сопровождению непрерывной и преемственной линии профессионализации инвалидов и лиц с ОВЗ как базового условия их трудовой занятости и полезности.
1 Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № 804н/299/1154 «Типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве». - URL: http://base.garant.ru/721-39590/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.03.2020).
Основная часть
В существующих исследованиях определено, что готовность педагога к работе с инвалидами включает целый комплекс взаимосвязанных характеристик. Так, С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова1 выделяют в структуре готовности к инклюзивному образованию профессиональную и психологическую составляющие. Профессиональная готовность включает знания об особых образовательных потребностях обучающихся с ОВЗ, владение методиками и технологиями образования и взаимодействия, умение моделировать образовательный процесс и использовать вариативность в процессе обучения, психологическая готовность - эмоциональное принятие особых детей, вовлечение их в деятельность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью. В работах Б. Б. Айсмонтаса, М. А. Одинцовой, С. В. Панюковой, Г. Г. Саитгалиевой2 сделан акцент на готовности сотрудников вузов к сопровождению обучения студентов с инвалидностью, где сопровождение рассматривается как целенаправленный процесс по обеспечению включения таких обучающихся в пространство внутривузовских взаимоотношений. Н. Ю. Сорокин, Т. Г. Луковенко3 указывают на высокую степень значимости специальных профессиональных компетенций для инклюзивного образования. В. В. Хит-
4
рюк раскрывает понятие «инклюзивная готовность» через комплекс компетенций (информационно-компетентностный, эмпатический или эмоционально-нравственный, мотивационный или установочно-поведенческий и операционно-действенный). Согласно нашим сведениям, полученным в ходе предыдущих исследований5, опре-
1 Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92.
2 Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. - C. 71-80. DOI 10.17759/pse.2017220109; Айсмонтас Б. Б., Панюкова С. В., Саитгалиева Г. Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. -C. 60-70. DOI 10.17759/pse.2017220108.
3 Сорокин Н. Ю., Луковенко Т. Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 2. -С. 68-76. DOI 10.17759/pse.2018230208.
4 Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагогов: генезис, феноменология, концепция формирования. - Барановичи: БарГУ, 2015. - 276 с.
5 Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогические исследования. - 2013. - № 3. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62469.shtml (дата обращения: 04.07.2019); Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О. Л. Личностно-ориентированные технологии формирования готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования // Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности / под редакцией В. Г. Маралова, Н. В. Гольцовой. - Череповец: ЧГУ, 2014. -С. 256-270; Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О. Л. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 1. - № 4 (42). - С. 109-112; Поникарова В. Н. Диагностика готовности к осуществлению педагогической деятельности в интегрированном / инклюзивном
делено, что готовность педагогов к включению детей с ОВЗ в образовательное пространство учреждения может быть рассмотрена через комплексную характеристику ценностно-мотивационного, когнитивного, операционального и аффективного компонентов. Качественная оценка данных компонентов предполагает изучение способности педагогов к ориентировке в особенностях развития детей с ОВЗ, их желания принимать и понимать индивидуальное своеобразие и особые образовательные потребности таких обучающихся, стремление воздействовать на родительскую позицию и отношение здоровых детей к факту наличия в детском коллективе ребенка с особыми образовательными потребностями. Важную роль в структуре готовности педагогов играет способность понимать людей с особенностями в развитии, причины их поступков, роль каждого человека в группе и взаимоотношения между ними, умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, а также отношение к факту психофизиологического своеобразия и индивидуальных особенностей развития.
Таким образом, имеющиеся данные позволяют заключить, что готовность педагогов к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ представляет собой целостную совокупность системных компонентов, определяющих владение умениями для удовлетворения особых образовательных потребностей в широком спектре решаемых инклюзивным образованием задач, уровень владения компетенциями по созданию специальных условий, особую позицию по принятию ценностей инклюзии в аспекте сформированности инклюзивной культуры, владение методическими аспектами деятельности.
Однако до настоящего времени не определено, каким образом в структуру готовности педагогов к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ входит такой компонент, как готовность к сопровождению непрерывной и преемственной линии профессионализации инвалидов и лиц с ОВЗ, включая системную поддержку профориентации, образования и трудоустройства лиц с инвалидностью.
Методика исследования
С целью оценки готовности педагогов к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов нами было проведено исследование. С учетом особой роли такой готовности в профессиональной деятельности педагогов профессионального образования, в качестве генеральной выборки были определены преподаватели высшей школы. В исследовании приняли участие педагоги 27 вузов Северо-Западного федерального округа (всего 577 респондентов).
Методика исследования представляла собой проведение онлайн-опроса. Содержание опросника было коллегиально разработано и согласовано сетью Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов РФ в 2019 г. Вопросы позволяли оценить не только показатели готовности, но и стаж работы педагогов, их возраст, пол, профиль профессиональной деятельности, наличие пройденных курсов повышения квалификации по темам инклюзивного образования. В ходе анализа были применены вычисления процентных долей, оценка распределения и выраженности исследуемых признаков.
образовании // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - Т. 1. -№ 4 (51). - С. 130-133; Поникарова В. Н. Динамика готовности педагогов к инклюзивному образованию: этапы, особенности и тенденции. - Курск: Университетская книга, 2019. - 122 с.
Результаты исследования
Основные результаты исследования отражены в таблице.
Таблица
Результаты опроса педагогов по оценке готовности к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов
Исследуемое качество Выраженность качества
1 2
1. Пол респондентов мониторинга 66 % женщины
2. Стаж работы в ОО ВО 34 % респондентов имеют стаж более 20 лет
3. Профиль профессиональной деятельности Профессиональная деятельность 61 % респондентов относится к педагогическому и гуманитарному профилю; 27 % - к техническому
4. Доля педагогов, проходивших повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования 56 % проходили повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования
5. Наличие опыта обучения лиц с инвалидностью (по зрению / слуху / вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата) 48 % респондентов имеют опыт обучения лиц с инвалидностью (по зрению / слуху / вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата)
6. Наличие личного опыта взаимодействия с близкими, друзьями или знакомыми с инвалидностью (по зрению / слуху / вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата) 56 % респондентов имеют личный опыт взаимодействия с близкими, друзьями или знакомыми с инвалидностью (по зрению / слуху / вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата)
7. Доля педагогов, знакомых с «философией» и сущностью инклюзивного подхода 97 % респондентов знакомы с «философией» и сущностью инклюзивного подхода
8. Распределение мнений о целесообразности сопровождения инвалидов по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата 85 % респондентов считают целесообразным организацию сопровождения инвалидов
9. Распределение мнений о предпочитаемой форме организации сопровождения для лиц с инвалидностью (инвалидов по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата) 58 % участников мониторинга считают наиболее целесообразной межведомственное сопровождение инвалидов
10. Распределение мнений о влиянии присутствия лица с инвалидностью (инвалид по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата) на эффективность и качество образовательного процесса 90 % респондентов считают, что присутствие студента с инвалидностью (инвалид по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата) либо положительно повлияет на эффективность и качество образовательного процесса, либо не повлияет негативно
11. Выраженность психологических барьеров для сопровождения студентов с инвалидностью (инвалиды по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата) 89 % респондентов отмечают, что проведение учебных занятий на потоке или в группе, где есть студенты с инвалидностью (инвалиды по зрению / слуху / с нарушением опорно -двигательного аппарата) не становится непреодолимым препятствием
Продолжение таблицы
1 2
12. Выраженность методических трудностей для проведения учебных занятий на потоке или в группе, где есть студенты с инвалидностью (инвалиды по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата) 33 % респондентов отмечают преодолимость методических трудностей, связанных с проведением учебных занятий на потоке или в группе, где есть студенты с инвалидностью (инвалиды по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата)
13. Доля респондентов, знакомых со специальными техническими средствами обучения, используемыми в образовательном процессе лицами с инвалидностью (по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата) 79 % респондентов знакомы со специальными техническими средствами обучения, используемыми в образовательном процессе студентами с инвалидностью (по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата)
14. Доля респондентов, имеющих представление о специфике учебно-познавательной и коммуникативной деятельности инвалидов 86 % респондентов имеют некоторое представление о специфике учебно-познавательной и коммуникативной деятельности инвалидов
15. Доля респондентов, знакомых с требованиями к реализации адаптированных профессиональных образовательных программ для лиц с инвалидностью 89 % респондентов знакомы с требованиями к реализации адаптированных профессиональных образовательных программ высшего образования для лиц с инвалидностью
16. Доля респондентов, умеющих самостоятельно разрабатывать для студентов-инвалидов адаптированные варианты программ и адаптированные учебно-методические материалы 69 % респондентов так или иначе умеют самостоятельно разрабатывать для студентов-инвалидов адаптированные варианты программ и адаптированные учебно-методические материалы
17. Доля респондентов, знакомых с требованиями к организации и проведению опросов инвалидов 82 % респондентов имеют представление о требованиях к организации и проведению опросов инвалидов
Анализируя полученные результаты, хотелось бы особо подчеркнуть следующее: несмотря на то, что больше половины опрошенных проходили курсы повышения квалификации по вопросам обучения инвалидов, субъективно считают, что они готовы к присутствию таких обучающихся в академической группе, нейтрально или положительно относятся к самому факту инклюзии и в целом знакомы с инструментами удовлетворения особых потребностей людей с инвалидностью, вопросы методической готовности к сопровождению непрерывной и преемственной линии профессионализации инвалидов не входят в число сформированных у респондентов качеств.
В целом, сопоставляя полученные данные с результатами предыдущих лет1, можно отметить, что наибольшее количество опрошенных с оптимальным и продвинутым уровнем инклюзивной готовности зафиксировано в 2019 г. В предыдущие годы преобладали «допустимый» и «критический» уровни готовности. Оптимальный уровень характеризуется успешным выполнением профессиональных обязанностей и освоением всех профессионально важных для педагога качеств. Для продви-
1 Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Т. 11. - № 3. - С. 128-142.
нутого уровня свойственно адекватное выполнение профессиональных обязанностей педагога инклюзивного образования. Объем освоения профессионально важных качеств является достаточным для осуществления педагогической деятельности, но не предполагает творческого переосмысления и расширения. Допустимый уровень характеризуется определенными трудностями выполнения профессиональных обязанностей. Сформированы преимущественно наиболее значимые для инклюзии качества. Отсутствие готовности педагогов к инклюзии свойственно критическому уровню.
Итак, большая часть педагогов, принявших участие в исследовании, считают, что присутствие студента с инвалидностью положительно или нейтрально влияет на эффективность и качество образовательного процесса. Для них проведение учебных занятий на потоке или в группе, где есть студенты-инвалиды, хотя и представляет трудность, но не становится непреодолимым препятствием. Педагоги знакомы со специальными техническими средствами и методами обучения, используемыми в образовательном процессе студентами с инвалидностью (по зрению / слуху / с нарушением опорно-двигательного аппарата), знакомы с требованиями к реализации адаптированных профессиональных образовательных программ для данных обучающихся. Большая часть респондентов так или иначе умеет разрабатывать адаптированные варианты программ и адаптированные учебно-методические материалы реализуемых дисциплин для студентов-инвалидов.
Выводы
Можно заключить, что в среде педагогов признается ценность и принимается готовность к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов, есть даже некоторые представления о нормах и требованиях к инклюзивному процессу, о специфике учебно-познавательной и коммуникативной деятельности лиц с инвалидностью. Однако содержательно разработать инструменты по сопровождению всех этапов профессионализации инвалидов для педагогов ни методически, ни профессионально не под силу. Есть реальная психологическая и методическая потребность в поддержке преподавателей в их подготовке к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства лиц с инвалидностью.
Принимая во внимание, что одним из условий трудоустройства инвалидов и получения ими профессионального образования является наличие системы сопровождения на всех этапах профессионального становления (от ранней профориентации до трудоустройства), представляется значимым сформулировать вывод о целесообразности и своевременности разработки цифровых инструментов1 и сервисов по сопровождению непрерывной и преемственной линии профессионализации инвалидов и лиц с ОВЗ.
С учетом полученных результатов и актуальности вопросов цифровой инклюзив-ности полученные выводы легли в основу разработки структуры и содержания регионального информационно-аналитического портала «Перспектива-PRO» как цифро-
1 Денисова О. А., Леханова О. Л. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2020. - № 195. - С. 96-102.
вого сервиса по сопровождению профориентации, образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Литература
Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. - C. 71-80. DOI 10.17759/pse.2017220109.
Айсмонтас Б. Б., Панюкова С. В., Саитгалиева Г. Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. - 2017. -Т. 22. - № 1. - C. 60-70. DOI 10.17759/pse.2017220108.
Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92.
Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Т. 11. - № 3. - С. 128-142.
Денисова О. А., Леханова О. Л. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2020. - № 195. - С. 96-102.
Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогические исследования. - 2013. - № 3. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62469.shtml (дата обращения: 04.07.2019).
Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О. Л. Личностно-ориентированные технологии формирования готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования // Лич-ностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности / под редакцией В. Г. Маралова, Н. В. Гольцовой. - Череповец: ЧГУ, 2014. -С. 256-270.
Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О. Л. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 1. - № 4 (42). - С. 109-112.
Поникарова В. Н. Диагностика готовности к осуществлению педагогической деятельности в интегрированном / инклюзивном образовании // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - Т. 1. - № 4 (51). - С. 130-133.
Поникарова В. Н. Динамика готовности педагогов к инклюзивному образованию: этапы, особенности и тенденции. - Курск: Университетская книга, 2019. - 122 с.
Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № 804н/299/1154 «Типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве». - URL: http://base.garant.ru/72139590/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.03.2020).
Сорокин Н. Ю., Луковенко Т. Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 2. -С. 68-76. DOI 10.17759/pse.2018230208.
Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагогов: генезис, феноменология, концепция формирования. - Барановичи: БарГУ, 2015. - 276 с.
References
Aismontas B. B., Odintsova M. A. Sotsial'no-psikhologicheskoe soprovozhdenie studentov s in-validnost'iu i ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Social psychological support of students with disabilities]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2017, vol. 22, no. 1, pp. 71-80. DOI 10.17759/pse.2017220109.
Aismontas B. B., Paniukova S. V., Saitgalieva G. G. Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie obucheniia studentov s invalidnost'iu v vuze [Academic support of students with disabilities in university]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2017, vol. 22, no. 1, pp. 60-70. DOI 10.17759/pse.2017220108.
Alekhina S. V., Alekseeva M. N., Agafonova E. L. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoi faktor uspeshnosti inkliuzivnogo protsessa v obrazovanii [Preparedness of teachers as the main factor of success of the inclusive process in education]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2011, no. 1, pp. 83-92.
Afanas'ev D. V., Denisova O. A., Lekhanova O. L., Ponikarova V. N. Gotovnost' prepodavatelei vysshei shkoly k inkliuzivnomu obrazovaniiu [Higher education teacher readiness for inclusive education]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia [Psychological-Educational Studies], 2019, vol. 11, no. 3, pp. 128-142.
Denisova O. A., Lekhanova O. L. K probleme tsifrovogo soprovozhdeniia proforientatsii, obra-zovaniia i trudoustroistva invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [On the issues of digital support for career guidance, education and employment of the disabled and individuals with health limitations]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2020, no. 195, pp. 96-102.
Denisova O. A., Lekhanova O. L., Ponikarova V. N. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie pedagogov dlia inkliuzivnogo obrazovaniia doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostiami zdo-rov'ia [Additional professional education of teachers for inclusive education of preschool children with disabilities]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia [Psychological-Educational Studies], 2013, no. 3. Available at: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62469.shtml (accessed: 04.07.2019).
Denisova O. A., Ponikarova V. N., Lekhanova O. L. Lichnostno-orientirovannye tekhnologii formirovaniia gotovnosti pedagogov k osushchestvleniiu inkliuzivnogo obrazovaniia [Personality-oriented technologies for the formation of teachers' readiness for the implementation of inclusive education]. Lichnostno-orientirovannye tekhnologii v obrazovanii kak faktor bezopasnogo razvitiia lichnosti [Personality-oriented technologies in education as a factor in the safe development of personality; ed. by V. G. Maralov, N. V. Gol'tsova]. Cherepovets: ChGU, 2014, pp. 256-270.
Denisova O. A., Ponikarova V. N., Lekhanova O. L. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov k osushchestvleniiu inkliuzivnogo obrazovaniia [Training of teaching staff for inclusive education]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2012, vol. 1, no. 4 (42), pp. 109-112.
Ponikarova V. N. Diagnostika gotovnosti k osushchestvleniiu pedagogicheskoi deiatel'nosti v in-tegrirovannom / inkliuzivnom obrazovanii [Diagnosis of readiness for pedagogical activity in integrated / inclusive education]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2013, vol. 1, no. 4 (51), pp. 130-133.
Ponikarova V. N. Dinamika gotovnosti pedagogov k inkliuzivnomu obrazovaniiu: etapy, osoben-nosti i tendentsii [Dynamics of teachers' readiness for inclusive education: stages, characteristics and trends]. Kursk: Universitetskaia kniga, 2019. 122 p.
Prilozhenie k prikazu Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii, Minister-stva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii i Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii ot 24 dekabria 2018 g. № 804n/299/1154 "Tipovaia programma soprovozhdeniia invali-
dov molodogo vozrasta pri poluchenii imi professional'nogo obrazovaniia i sodeistviia v posleduiushchem trudoustroistve " [Annex to the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, the Ministry of Enlightenment of the Russian Federation and the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 24 December 2018 № 804n/299/1154 "Standard programme of support for young disabled people in professional training and further employment"]. Available at: http://base.garant.ru/72139590/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 20.03.2020).
Sorokin N. Iu., Lukovenko T. G. Gotovnost' professorsko-prepodavatel'skogo sostava k obuche-niiu invalidov v vuze [Readiness for training disabled students in academic staff of universities]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2018, vol. 23, no. 2, pp. 68-76. DOI 10.17759/pse.2018230208.
Khitriuk V. V. Inkliuzivnaia gotovnost' pedagogov: genezis, fenomenologiia, kontseptsiia formi-rovaniia [Inclusive readiness of teachers: genesis, phenomenology, framework]. Baranovichi: BarGU, 2015. 276 p.
Для цитирования: Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Оценка готовности педагогов к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 3 (96). - С. 193-202. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-3-96-19
For citation: Denisova O. A., Lekhanova O. L., Ponikarova V. N. Assessment of teachers' readiness to accompany vocational guidance, education and employment of disabled people. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 3 (96), pp. 193-202. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-396-19