doi: 10.33910/1992-6464-2020-195-96-102
О. А. Денисова, О. Л. Леханова
к проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Цифровая доступность является одним из значимых компонентов государственной политики. В рамках развития digital-культуры и цифровой толерантности гражданского общества актуализируется вопрос об особом, цифровом сопровождении профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В современных отечественных и зарубежных исследованиях может быть выделено несколько ключевых направлений, опирающихся на различные подходы к решению проблематики. Сопоставление имеющихся подходов с анализом запросов на сопровождение со стороны инвалидов и лиц с ОВЗ позволяет сформулировать понятие цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, его отличительные признаки и решаемые задачи.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, цифровое сопровождение, профориентация, образование, трудоустройство.
O. Denisova, O. Lekhanova
on the issue of digital support for career guidance, education and employment of the disabled and individuals
with health limitations
Digital accessibility is a significant component of government policy. As part of the development of digital culture and digital tolerance in a civil society, the issue of special digital support for career guidance, education and employment of individuals with disabilities has become extremely relevant. In modern domestic andforeign research, several key areas of digital support can be distinguished based on various approaches to resolving the current issues in the sphere. The analysis of scientific approaches and requests for assistance by people with disabilities allows us to formulate the concept of digital support for career counselling, education and employment of people with disabilities and individuals with health limitations, and to highlight its distinctive features and aims.
Keywords: people with disabilities, digital support, career counselling, education, employment.
доступность для инвалидов цифровых сервисов является одним из значимых компонентов государственной политики в сфере повышения доступности среды и цифрови-зации экономики [4]. в рамках развития digital-культуры и цифровой толерантности гражданского общества на повестку дня выходит вопрос об особом, цифровом сопровождении профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [1; 6]. Можно с уверенностью утверждать, что доступная цифровая среда — наиболее перс-
пективное направление цифровой экономики, призванное внедрить цифровые технологии, искусственный интеллект, нейросети во все сферы жизни лиц с ограничениями по здоровью и повысить их вовлеченность в жизнь общества.
с целью определения существующих подходов к сопровождению, в том числе средствами цифровой среды, процесса профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нами были проанализированы два значимых массива данных:
— теоретические материалы, позволяющие выделить различные подходы к решению проблемы и направления исследований;
— эмпирические данные исследования запросов на сопровождение со стороны инвалидов и лиц с ОВЗ из числа абитуриентов, студентов и выпускников вузов.
Анализ состояния проблемы позволяет выделить основные подходы и направления исследований в рамках заявленной темы [2; 5; 7; 8; 14; 19]. В отечественной науке философско-психологический подход (К. А. Абульханова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин и др.) к профессиональной ориентации, профессиональному становлению и трудоустройству рассматривает проблему на основе рефлексии, индивидуального преломления норм и ценностей среды, избирательности отношения к миру и деятельности в нем, нахождения баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. Психолого-культурологический подход, основанный на учении Л. В. Выготского, понимает процесс профессионального самоопределения как обусловленный интериоризацией исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и одновременной экстериоризацией психических процессов личности. Социологический подход, условно относимый к некоторым работам И. С. Кона, А. В. Петровского и др., подчеркивает общественную природу профессиональной деятельности как результата вхождения в некоторую социальную структуру. В современной дефектологии в качестве базовых принципов сопровождения социализации, адаптации и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью заложены принципы нормализации, реабилитации, целостности, свободы и гуманности (Е. А. Екжанова, О. А. Денисова, Т. В. Гудина, Л. М. Кобрина, О. И. Кукушкина, Н. Н. Ма-лофеев, Е. А. Стребелева, Л. М. Шипицына, Л. Е. Шевчук, Н. Д. Шматко и др.) [11; 13; 14].
Исследовательские инициативы содержательно касаются разных аспектов заявленной темы. Охарактеризуем направления определенных нами исследований.
Так, первое направление касается проблемы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Согласно мнению отечественных и зарубежных исследователей, получение образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности (Э. Гинцверг, Г. Рис, Д. Тидель-ман, Дж. Холланд, Э. Шпрангер, В. П. Гудо-нис, В И. Лубовский, Н. Н. Малофеев [13], И. А. Шаповал [15] и др.). В современной науке однозначно определено, что в процессе профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо опираться на полноценное психолого-педагогическое сопровождение и комплексную поддержку этой категории обучающихся, прежде всего, путем развития у них самостоятельности, активности и ответственности. Основу современной отечественной системы профориентации составляет концепция профессионального самоопределения как интегральной цели, на которую направлена профориентационная деятельность (Е. А. Климов, В. А. Поляков, Е. Ф. Пряж-никова, Н. С. Пряжников, И. А. Сасова, С. Н. Чистякова и др.) [14]. Однако учеными подчеркивается, что данная потребность, как и в целом отдельные аспекты профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, недостаточно учитываются в практике работы с ними в образовательных организациях.
Второе направление, рассматривающее вопросы образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, касается проблематики образовательной инклюзии. Парадигма инклюзивного образования занимает центральное место в исследовательской повестке как в мировом научном сообществе, так и в России (T. Brandon, J. Charlton, A.-M. Hansen, J.-R Kim, A. Minnaert,
D. L. Ferguson, G. Meyer, L. Juniper, K. Scor-gie; О. А. Денисова, E. А. Екжанова, Л. М. Кобрина, Н. Н. Малофеев, О. Л. Леханова,
E. Р. Ярская-Смирнова) [14; 18]. Анализируя инклюзивное образование как социальный феномен, многие ученые говорят о необходимости формирования в обществе особой культуры отношений к инвалидности, к лицам с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для социализации и максимально возможной самореализации таких людей. В настоящее время динамично осуществляются акмеологические исследования в области современного образования, в том числе и инклюзивного профессионального образования в системе СПО и ВО. Проблемам профессионально-личностного развития человека и формирования его зрелости в условиях дизонтогенеза посвящены работы Б. Б. Айсмонтаса, А. А. Бикбула-товой, Л. А. Гутерман, О. А. Денисовой, А. В. Карплюк, Л. М. Кобриной, О. Л. Ле-хановой [1; 14].
Третье направление исследований касается вопросов трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В современной науке определено, что в процессе трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья особенно актуально следовать современной тенденции инклюзивного общества, которая заключается в смене парадигмы: от деятельности как воздействия, направленного на оптанта как на объект, к парадигме инклюзивного трудоустройства как содействия профессиональному становлению, активным субъектом которого является самоопределяющийся человек, а сопровождающим трудоустройство специалистам отводится поддерживающая роль, заключающаяся в активизации и поддержке собственной активности личности. Вклад в освещение проблемы развития общей и профессиональной компетентности внесли работы В. П. Бес-палько, В. А. Кан-Калика, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, Т. С. Поляковой, А. А. Реа-на и др. [8].
Четвертое направление касается проблемы сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [1; 6; 7; 14]. Сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна. В зарубежной психологии и социологии сопровождение рассматривается преимущественно в прикладных исследованиях (S. Cobb, К. Crnic, М. Greenberg, N. Robinson, A. Ragozin, Т. К. Crove, E. L. Jonson, S. W. Jacobson, K. F. Frye, Y. S. Morinada, K. Sakata, R. Koshi) [14]. В ряде исследований при характеристике процессов индивидуального развития под психологическим сопровождением понимается процесс, в ходе которого личность научается самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями. Результатом сопровождения становится развитие и саморазвитие личности, реализация ее психолого-педагогических способностей, знаний, умений, навыков, усилий различной направленности, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом, повышение эффективности профессиональной деятельности.
Таким образом, в современном понимании комплексное сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — целостная, комплексная система взаимодействия специалистов с человеком на уровне его субъективных социально-психологических проблем для оказания ему всесторонней помощи и поддержки. Г. Бар-диер, М. Р. Битянова, Э. Ф. Зеер, Н. Л. Коновалова, И. Ромазан, Е. В. Руденский, Л. Г. Субботина, С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова, В. 3. Кантор, А. П. Антропов, Е. О. Корни-
лова [10, с. 56], рассматривая проблему сопровождения трудоустройства выпускников с инвалидностью, отмечают, что сопровождение должно быть реабилитационно-педагогическим, то есть воплощать применительно к социально-трудовой сфере сущностные характеристики педагогической реабилитации. Основываясь на результатах мониторинговых данных, авторы указывают на то, что «система помощи выпускникам вузов из числа инвалидов должна, так или иначе, разворачиваться прежде всего вокруг поиска и предложения для них оптимальных вакансий, соответствующих требованиям индивидуальной программы реабилитации» [10, с. 58].
Пятое направление исследований касается проблемы внедрения цифровых технологий в сферу сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3] и Конвенции ООН о правах инвалидов [12], обеспечение доступа к информации, включая глобальные интернет-ресурсы, входит в перечень основных прав человека. ИКП РАО, системно подходя к вопросу создания цифровой коррекционно-развивающей среды, предлагает программное обеспечение для сопровождения коррекци-онно-педагогического процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [11; 13].
Вопросы разработки цифровых инструментов для образования и профориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО и ВО относятся к числу проблем, актуальность которых в настоящее время имеет приоритетное значение в практике стран Восточной и Западной Европы, США и Японии [16].
За последние десятилетия эти вузы выработали различные методики, накопили опыт и ценный потенциал в области обучения инвалидов (Б. Б. Айсмонтас, К. С. Бажин, А. А. Бикбалутова, Ю. В. Богинская, Л. А. Гу-терман, О. А. Денисова, А. В. Карплюк, О. Л. Ле-ханова, А. А. Марголис, С. В. Панюкова,
В. В. Рубцов, Г. Г. Саитгалиева и др.) [2]. Однако вузы и учреждения СПО работают автономно, отсутствует ориентированная на регионы системная поддержка процесса профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, построенная на основе взаимодействия всех заинтересованных сторон через использование информационных ресурсов и технологий, адаптированных к потребностям пользователей.
По мнению ряда экспертов, в условиях совершенствования национального онлайн-пространства стоит стратегическая задача постоянного усиления процессов онлайн-интеграции граждан с инвалидностью, так как этот показатель отражает степень готовности общества к дальнейшей цифровизации и социальной интеграции [9; 17]. С этой целью следует обеспечить повышение общедоступности информационных модулей, программных продуктов, интернет-ресурсов, определить те опции, которые могут способствовать развитию цифровой экосреды страны, в которой доступность должна стать новой экологичностью в Интернете. В целом, эксперты и представители общественных организаций инвалидов указывают, что в настоящее время необходима системная работа по улучшению востребованных интернет-коммуникаций, решению вопросов цифровой инклюзивности, устранению массовых недостатков доступности в административных электронных ресурсах.
Итак, можно констатировать, что, несмотря на значительное количество работ по проблеме сопровождения профориентации, труда и профессионального становления специалиста, в настоящее время происходит изменение рынка труда, формируется запрос на поиск новых технологий содействия трудоустройству особых категорий граждан трудоспособного возраста.
Проведенный авторами исследования анализ запросов инвалидов на сопровождение позволяет конкретизировать востребованные опции на цифровое сопровождение
профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В опросе приняли участие 3617 респондентов, из них 476 — с инвалидностью, в том числе 206 студентов, 150 выпускников вузов и 120 абитуриентов. Анализ результатов запросов на сопровождение со стороны инвалидов и лиц с ОВЗ из числа абитуриентов, студентов и выпускников вузов позволяет сформулировать следующие виды запросов, которые являются основанием для формирования опций для цифрового сопровождения (табл. 1).
Таким образом, анализ результатов запросов на сопровождение со стороны инвалидов и лиц с ОВЗ из числа абитуриентов, студентов и выпускников вузов позволяет констатировать, что, несмотря на существенный интерес государства и общества к проблеме интеграции инвалидов в цифровую экономику и цифровую среду, граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют потребность в оказании им системной поддержки в профориентации, образовании и трудоустройстве средствами цифрового сопровождения.
В целом, в настоящее время объективно существует социальный и научный запрос
для активизации исследований в сфере цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенное нами исследование доказывает актуальность задачи обеспечения цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под цифровым сопровождением можно понимать целостную систему взаимодействия субъектов сопровождения онлайн-интеграции граждан с инвалидностью с потребителями цифровых сервисов услуг из числа инвалидов и всех заинтересованных лиц с целью оказания всесторонней помощи и поддержки в принятии субъектом сопровождения оптимального решения в различных ситуациях деятельности в цифровой среде. Цифровое сопровождение включает в себя непрерывный процесс создания условий, направленных на формирование системы поддерживающих инструментов и сервисов, позволяющих человеку с инвалидностью активно функционировать в современном цифровом обществе.
Таблица 1
Типы запросов на цифровое сопровождение лиц с оВЗ и инвалидностью
Типы запросов на цифровое сопровождение %
на помощь в анализе вакантных рабочих мест и поиске вакансии 25
на информирование о вакансиях для трудоустройства инвалидов с указанием характеристик специальных условий труда 27
на работу в удаленном режиме и на помощь в услугах по транспортировке до рабочего места 12
на помощь специалистов образовательной организации в освоении технологий трудоустройства 23
на мотивирование к труду, проявляющееся в отсутствии у выпускников планов на трудоустройство 23
на помощь в собеседовании с работодателем и выборе условий труда 24
на подбор режима занятости с учетом состояния здоровья 45
на повышение квалификации и помощь в подборе мест практики и стажировки 8
на помощь в размещении резюме и встрече с работодателем 18
на подготовку к собеседованию 10
на информацию о ярмарках вакансий и профориентационных мероприятиях 10
на информирование родителей и педагогов, проявляющееся в оказании ими влияния на проф-ориентационный выбор инвалидов и результативность их трудоустройства 54
на предоставление государственных услуг на сопровождение 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АйсмонтасБ. Б., ОдинцоваМ. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 71-80. DOI: 10.17759/pse.2017220109
2. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Специфика взаимодействия ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей. Сер. «Библиотека журнала "Психологическая наука и образование"». М., 2018. С. 72-82.
3. Всеобщая декларация прав человека. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml (дата обращения: 25.01.2020).
4. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы: Постановление Правительства от 1 декабря 2015 года № 1297. URL: http://gov.garant.ru/document?id=71165834&byPara=1&sub=13 (дата обращения: 25.01.2020).
5. Денисова О. А., Леханова О. Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 119-129. DOI: 10.17759/pse.2017220114
6. Денисова О. А., Леханова О. Л. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 202-211.
7. Денисова О. А., Леханова О. Л., Букина И. А. Непрерывное сопровождение образования и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на разных образовательных ступенях // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд. II всероссийский съезд дефектологов. 2018. С. 26-29.
8. Денисова О. А., Леханова О. Л., Самофал Р. А., Лягинова О. Ю., Парыгина С. А. К проблеме трудоустройства молодых инвалидов в Вологодской области // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 208-216.
9. ИРИ предложил разработать единый стандарт государственных сайтов для людей с ограниченными возможностями // Сайт «Институт развития Интернета». URL: http://ири.рф/news/70 (дата обращения: 25.01.2020)
10. Кантор В. З., Антропов А. П., Корнилова Е. О. Трудоустройство выпускников вузов из числа инвалидов как реабилитационно-педагогическая проблема: ориентиры сопровождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 194. С. 60-68.
11. Кукушкина О. И., ГончароваЕ. Л. Компьютерные развивающие и обучающие игры для детей с ОВЗ: миссия и особенности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 8. С. 16-18.
12. Конвенция о правах инвалидов. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability. shtml (дата обращения: 25.01.2020).
13. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 8-15.
14. Сопровождение профориентации, образования, трудоустройства молодых инвалидов в вузе / Ю. А. Афонькина и др.; под ред. О. А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. 170 с.
15. Шаповал И. А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. № 1. С. 84-99.
16. Шеманов А. Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 66-74. DOI: 10.17759/jmfp.2016050307
17. Эксперты обсудили доступность цифровой среды для инвалидов // Сайт «Известия iz». URL: https://iz.ru/950955/2019-12-05/eksperty-obsudili-dostupnost-tcifrovoi-sredy-dlia-invalidov (дата обращения: 25.01.2020).
18. Ярская В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. C. 133-140.
19. Denisova O. A., Lekhanova O. L., Ponikarova V. N., Bukina I. A. The role of regional higher education institutions in creating conditions for people with disabilities in inclusive educational environment of the russian federation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. № 37. P. 102.
h3becthh prny hm. a. h. tep^ha
REFERENCES
1. AysmontasB. B., OdintsovaM. A. Sotsial'no-psihologicheskoe soprovozhdenie studentov s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22. № 1. C. 71-80. DOI: 10.17759/pse.2017220109
2. Afanas'evD. V., Denisova O. A., Lehanova O. L. Spetsifika vzaimodeystviya resursnogo uchebno-metod-icheskogo tsentra Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta s sub"ektami inklyuzivnogo obrazovaniya na territorii Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga // Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoy podhod: sbornik statey. Ser. «Biblioteka zhurnala "Psihologicheskaya nauka i obrazovanie"». M., 2018. S. 72-82.
3. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/declhr.shtml (data obrashcheniya: 25.01.2020).
4. Gosudarstvennaya programma «Dostupnaya sreda» na 2011-2025 gody: Postanovlenie Pravitel'stva ot 1 dekabrya 2015 goda № 1297. URL: http://gov.garant.ru/document?id=71165834&byPara=1&sub=13 (data obrashcheniya: 25.01.2020).
5. Denisova O. A., Lehanova O. L. Inklyuzivnoe obrazovanie studentov s invalidnost'yu v regional'nom mnogoprofil'nom vuze na primere Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22. № 1. S. 119-129. DOI: 10.17759/pse.2017220114
6. Denisova O. A., Lehanova O. L. Soprovozhdenie studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2018. № 6. S. 202-211.
7. Denisova O. A., Lehanova O. L., Bukina I. A. Nepreryvnoe soprovozhdenie obrazovaniya i podderzhki obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu na raznyh obrazovatel'nyh stupenyah // Razvitie rossiyskoy defektologicheskoy nauki i praktiki v sovremennom obrazovatel'nom prostrans-tve: novyj vzglyad. II Vserossiyskiy s"ezd defektologov. 2018. S. 26-29.
8. Denisova O. A., Lehanova O. L., Samofal R. A., Lyaginova O. Yu., Parygina S. A. K probleme trudous-troystva molodyh invalidov v Vologodskoy oblasti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2018. № 2. S. 208-216.
9. IRI predlozhil razrabotat' edinyj standart gosudarstvennyh saytov dlya lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami // Sayt «Institut razvitiya Interneta». URL: http://iri.rf/news/70 (data obrashcheniya: 25.01.2020).
10. Kantor V. Z., Antropov A. P., Kornilova E. O. Trudoustroystvo vypusknikov vuzov iz chisla invalidov kak reabilitatsionno-pedagogicheskaya problema: orientiry soprovozhdeniya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2019. № 194. S. 60-68.
11. Kukushkina O. I., Goncharova E. L. Komp'yuternye razvivayushchie i obuchayushchie igry dlya detey s OVZ: missiya i osobennosti // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. 2016. № 8. S. 16-18.
12. Konventsiya o pravah invalidov. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dis-ability.shtml (data obrashcheniya: 25.01.2020).
13.MalofeevN. N. Ot ravnyh prav k ravnym vozmozhnostyam, ot spetsial'noy shkoly k inklyuzii // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2018. № 190. S. 8-15.
14. Soprovozhdenie proforientatsii, obrazovaniya, trudoustroystva molodyh invalidov v vuze / Yu. A. Afon'kina i dr.; pod red. O. A. Denisovoy. Cherepovets: Cherepovetskiy gosudarstvennyj universitet, 2019. 170 s.
15. ShapovalI. A. Sotsial'naya inklyuziya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya de-yure i de-fakto: «vklyuchaemye», «vklyuchayushchiesya», «nevklyuchayushchiesya» // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. 2019. № 1. S. 84-99.
16. Shemanov A. Yu. Tsifrovye tehnologii v kontekste inklyuzii // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2016. T. 5. № 3. S. 66-74. DOI: 10.17759/jmfp.2016050307
17. Eksperty obsudili dostupnost' tsifrovoy sredy dlya invalidov // Sayt «Izvestiya iz». URL: https:// iz.ru/950955/2019-12-05/eksperty-obsudili-dostupnost-tcifrovoi-sredy-dlia-invalidov (data obrashcheniya: 25.01.2020).
18. Yarskaya V. N., Yarskaya-SmirnovaE. R. Inklyuzivnaya kul'tura sotsial'nyh servisov // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 12. C. 133-140.
19. Denisova O. A., Lekhanova O. L., Ponikarova V. N., Bukina I. A. The role of regional higher education institutions in creating conditions for people with disabilities in inclusive educational environment of the russian federation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. № 37. P. 102.