ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 6 (111). С. 229-242. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 6 (111), pp. 229-242.
УДК 37.04
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-6-111-19
Построение профессиональной траектории развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Вологодской области
Ирина Адольфовна Букина1, Татьяна Викторовна Гудина2н, Ольга Александровна Денисова3, Ольга Леонидовна Леханова4
12, з, 4Череповецкий государственный университет,
Череповец, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9868-9357 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6896-6918 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0236-9181 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0882-4632
Аннотация. В статье представлена структурно-функциональная модель, позволяющая выстроить профессиональный профиль личности инвалида (лиц с ОВЗ) с учетом возможностей среднего/высшего профессионального образования в Вологодской области, состоящая из трех блоков (опросы, траектория профобразования, траектория профессиональной карьеры), предоставляющая возможность вывести на индивидуальный уровень проектирование их профессионального вектора развития с учетом выявленных трудностей, уровня образования и имеющихся профкомпетенций, специальных условий труда, квотированных рабочих мест в регионе.
Предложенная модель является составной частью комплексного научно-исследовательского проекта на тему «Разработка регионального информационно-аналитического портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ», нацелена на максимальную полезность в оценке профессиональных компетенций и возможностей их получения. Даются рекомендации по предпочтительному профессиональному выбору с учетом спектра имеющихся образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования. Ключевые слова: трудоустройство, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, профориентация, профессиональный профиль
Благодарность. Исследование выполнено в рамках Гранта «Развитие регионального информационно-аналитического портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» с применением технологии искусственного интеллекта как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», договор № 22 от 10 декабря 2021 г.
е Букина И. А., Гудина Т. В., Денисова О. А., Леханова О. Л., 2022
Для цитирования: Букина И. А., Гудина Т. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Построение профессиональной траектории развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Вологодской области // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 6 (111). С. 229-242. https://doi.org/1Q.23859/1994-Q637-2022-6-111-19
Building a professional trajectory for the development of people with disabilities and health limitations in Vologda region
Irina A. Bukina1, Tatiana V. Gudina2H, Olga A. Denisova3,
Olga L. Lekhanova4
l, 2, 3, 4cherepovets State University, Cherepovets, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9868-9357 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6896-6918 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0236-9181 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0882-4632
Abstract. The article presents a structural and functional model that allows building a professional profile of a disabled person (people with disabilities) taking into account the possibilities of secondary vocational / higher professional education in Vologda region. The model consists of three parts (surveys, trajectory of vocational education, trajectory of professional career), provides an opportunity to design their professional development at the individual level taking into account the identified difficulties, the level of education and professional competencies, special working conditions, job quotas in the region.
The proposed model is an integral part of a comprehensive research project on the topic "Development of the regional information and analytical portal "PERSPECTIVE-PRO" as a tool for career guidance, education and assistance to the employment of people with disabilities and health limitations", aimed at maximum usefulness in assessing professional competencies and opportunities. The authors give recommendations on the preferred professional choice with reference to the range of available educational organizations of secondary vocational and higher professional education.
Keywords: employment, people with disabilities and health limitations, career guidance, professional profile
Acknowledgments. The study was carried out as a part of grant "Development of the regional information and analytical portal "PERSPECTIVE-PRO" using artificial intelligence technology as a tool for career guidance, education and assistance to the employment of people with disabilities and health limitations", agreement No. 22 of December 10, 2021.
For citation: Bukina I. A., Gudina T. V., Denisova O. A., Lekhanova O. L. Building a professional trajectory for the development of people with disabilities and health limitations in Vologda region. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 6 (111), pp. 229-242 (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-6-111-19
Введение
Решение проблемы трудовой занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста, их профессиональной занятости и социальной полезности является значимой составляющей областной Государствен-
ной программы «Содействие занятости населения», и ее реализации уделяется большое внимание со стороны государственных и общественных организаций. В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года обращают внимание вопросы сотрудничества предприятий с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования, создания условий для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, построения их профессиональной траектории с учетом психофизических особенностей.
Принимая во внимание обозначенные проблемы, можно выделить ряд противоречий, между:
- способностью инвалидов и лиц ОВЗ к трудовому участию и квалифицированному труду в соответствии с психофизическими особенностями и наличием квотируемых рабочих мест регионального рынка труда, способного удовлетворить профессиональные потребности рассматриваемой категории;
- запросами региональных властей на получение достоверной и полной информации о результатах профориентации, сопровождения в приобретении необходимых трудовых компетенций и помощи в трудоустройстве инвалидов, лиц с ОВЗ и реальной возможностью региональных служб в получении требуемых сведений;
- готовностью инвалидов и лиц с ОВЗ к адекватному выбору будущей профессии в соответствии с их трудностями, организацией профессионального образования и имеющимся практическим опытом профессионального ориентирования и рекрутин-гового сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- информированностью работодателей о наличии соискателей, имеющих желание профессионального трудоустройства, среди лиц с инвалидностью, их трудовых возможностях и существующими сведениями о данной категории кадров.
Основная часть
Практическим инструментом решения выделенных противоречий является разработка информационно-аналитического регионального портала «ПЕРСПЕКТИВА-РЯО», учитывающего возможности и специфику регионального рынка труда, запросы инвалидов и их родителей, трудовой потенциал работодателей и органов власти.
Коллективом разработчиков портала была предложена проектная тестовая методика по выявлению профессионально значимых качеств личности основных пользователей - обучающихся с ОВЗ и инвалидов, учитывающая нозологию и ограничения по состоянию здоровья респондентов, а также наличие рабочих мест в регионе и возможные образовательные ресурсы получения необходимых рабочих компетенций. На основе пилотных данных представлена технология построения профессионального профиля личности инвалида (лица с ОВЗ) и возможностей в получении искомой профессии на территории Вологодской области, а также ее структурно-функциональная модель, рассмотрение которой и является целью нашей статьи.
Вопросы получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ являются чрезвычайно актуальными. Это одна из концептуальных основ ортобиоза,
понимаемого авторами теории как ведение разумного образа жизни с включением их в социум, самоопределение и последующая самореализация в профессиональной сфере, являющаяся условием успешной социализации (Н. П. Абаскалова1, Т. И. Бон-кало2, Н. В. Гришина, О. Б. Капичникова3, Н. Н. Малофеев4, Н. И. Никитина5, М. И. Ткаченко, В. В. Ткачева, И. В. Евтушенко6, И. А. Шаповал7 и мн. др.).
Созданию специальных комфортных условий, способствующих социализации и самоопределению людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, формированию инклюзивной культуры отношений посвящены работы С. В. Алехиной8, Е. В. Богдановой9, Е. А. Екжановой10, О. А. Леоновой11, Н. Н. Ма-лофеева12, В. В. Хитрюк13.
1 Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: «школа-вуз»: дис. ... д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. 367 с.
2 Бонкало Т. И., Пчелинова В. В, Никитина Н. И., Цыганкова М. Н. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах / под редакцией Т. И. Бонкало. Москва: РГСУ, 2015. 325 с.
3 Гришина Н. В. Капичникова О. Б. Особенности готовности подростков с нарушениями слуха и интеллекта к выбору профессии // ЭНИГМА. 2020. № 28-1. С. 111-115.
4 Малофеев Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. 2004. № 6. С. 67-74.
5 Никитина М. И. Высшее образование инвалидов: история и современность // Доступность высшего образования для инвалидов: материалы итоговой Международной конференции (Челябинск, 26-28 мая 2003 г.) / под редакцией В. Н. Севастьянова, Е. А. Мартыновой. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2003. С. 30-45.
6 Ткачева В. В., Евтушенко И. В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22142 (дата обращения: 30.07.2022).
7 Шаповал И. А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. № 1. С. 84-99.
8 Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 13-144.
9 Богданова Е. В. Инклюзивная культура как составляющая педагогической культуры педагога в условиях инклюзивного обучения // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума (7 сентября - 7 октября 2015 г.) / под редакцией Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко. Ставрополь: СКФУ, 2015. С. 19-23.
10 Екжанова Е. А. От интеграции к инклюзии // Школьный психолог. 2010. № 16. С. 34-37.
11 Леонова О. А. Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология, 2022. № 1 (10). URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN122.pdf (дата обращения: 30.07.2022).
12 Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.
13 Хитрюк В. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования через призму комплекса компетенций // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 4 (24). С. 446-455._
232 ISSN 1994-0637
(print)
Огромный педагогический потенциал социальной, культурной и образовательной инклюзии для детей с особыми образовательными потребностями отмечается в работах авторов (С. В. Алёхина1, Л. В. Годовникова2, О. А. Денисова, О. Л. Леханова3, Л. М. Кобрина4 и др.).
Смена парадигмы современного общества относительно трудоустройства лиц с особыми потребностями и рассмотрение инклюзивного трудоустройства оптанта как профессиональное становление личности, развитие трудовых компетенций, сопровождение этого процесса понимается как создание благоприятных условий для адаптации человека, поддержания его самостоятельности в решении повседневных трудностей. Данный вопрос рассматривали Э. Ф. Зеер5, Е. А. Климов6, S. Barron7, S. K. Brown8, U. Konnerup9.
Базовые принципы сопровождения, социализации, реабилитации, адаптации и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью рассматривались в работах А. В. Ирекович10, Т. В. Гудиной, О. А. Денисовой, О. Л. Ле-хановой11 и др.
1 Алехина С. В. и др. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 67-78.
2 Годовникова Л. В. Интегрированное обучение в массовой школе: психологопедагогиче-ское сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Белгород: БелГУ, 2006. С. 56-61.
3 Денисова О. А., Леханова О. Л. Алгоритм психолого-педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции / ответственные редакторы О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. С. 838-849.
4 Кобрина Л. М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. 2012. № 3. С. 14-19.
5 Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 2004. № 3 (27). С. 42-53.
6 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2005. 304 с.
7 Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities, Nomos publ., 2018, pp. 281-290. DOI: 10.5771/9783845291673-280
8 Brown S.K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities for People with Disabilities, Washington, DC, AARP Research, December 2016. DOI: 10.26419/res.00141.001.
9 Konnerup U. Inclusive Digital Technologies for People with Communication Disabilities, in: Kergel D. et al. (Eds.) The Digital Turn in Higher Education, Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2018, pp. 193-208. DOI: 10.1007/978-3-658-19925-8_14.
10 Ирекович А. В. Теоретико-методологические основы психолого-педагогического обеспечения системы оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореф дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2021. 40 с.
11 Гудина Т. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Особенности профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью в школе // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы XII Международной научно-практической конференции в рамках Международной объединенной научно-практической конференции «Специаль-Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 6 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 6 (print)
ISSN 1994-0637 233
Наглядным инструментом, способным реализовать технологию планирования профессионального профиля личности инвалида (лица с ОВЗ) и возможностей в приобретении искомых трудовых компетенций в структуре среднего и высшего профобразования в Вологодской области, является разработанная структурно-функциональная модель. Она состоит из трех блоков и позволяет максимально индивидуализировать проектирование профессиональной траектории с учетом ограничений здоровья, уровня имеющихся профкомпетенций, предполагаемого временного режима занятости и условий труда (см. рисунок).
Основная цель модели - максимальная полезность в оценке профессиональных возможностей, полная информированность в получении необходимых трудовых компетенций и вероятность трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом специфики социально-экономической ситуации регионального рынка труда. Под рассматриваемой технологией понимается совокупность применяемых методов, процессов, операций и их результатов, реализуемых в рамках функционирования кабинетов пользователей информационно-аналитического портала «Перспектива-РЯО».
В предлагаемой модели можно выделить следующие компоненты (блоки): опросы, траектория профобразования, траектория профессиональной карьеры.
Прохождение опросов позволяет определить:
- имеющиеся психофизические нарушения (нозологию), ограничивающие круг профессий и трудоустройство пользователя;
- трудности, способные оказать влияние на выполнение трудовых функций и предъявляющие специальные требования к оснащению и оборудованию рабочего места;
- уровень образования, имеющиеся иные профкомпетенции;
- предпочитаемый режим занятости и временная наполняемость дня, недели;
- уровень развития профессионально значимых качеств личности в 10 сферах (экономическая, экологическая, научная, художественная, 1Т-сфера, производственно-технологическая, медицинская и спортивно-оздоровительная, сфера социального обслуживания, педагогическая, управленческая);
- уровень профессиональных достижений и имеющихся профкомпетенций в 10 сферах.
ное и инклюзивное образование: вызовы, проблемы, пути решения» / под редакцией О. А. Денисовой. Череповец: ЧГУ, 2020. С. 28-34._
Рисунок. Структурно-функциональная модель технологии соответствия построенного профессионального профиля личности инвалида (лица с ОВЗ) и возможностей среднего и высшего профессионального образования на территории Вологодской области
Первый компонент модели включает: заполнение анкеты, прохождение профо-риентационного теста, заполнение портфолио достижений. Ориентируясь на свои запросы, пользователь (по итогу заполнения всех видов документов) получает генерируемое заключение. Данное заключение имеет текстовое и графическое представление с сочетанием сведений об уровне развития профессионально значимых качеств (по итогам профориентационного тестирования) и уровне достижений в профессиональных сферах. Основываясь на введенных данных во время прохождения опросов, кластерная информация формируется в кабинете пользователя на портале «Перспектива-ПРО», на основании чего даются рекомендации по предпочтительному профессиональному выбору.
Второй компонент «Траектория профессионального образования» выстраивается исходя из обработки данных первого этапа и включает спектр рекомендуемых профессий с указанием направлений подготовки (специальностей) в СПО и вузе, конкретными адресами и контактами образовательных организаций, а также предложениями по специальным условиям образования с учетом имеющихся трудностей.
Содержательно референции могут отражать информацию, позволяющую осуществить: разработку алгоритма сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в освоении профессиональных образовательных программ; формирование доступной образовательной среды, комфортное пребывание инвалида в образовательной организации; коррекцию имеющихся нарушений.
Рекомендации о специальных условиях образования для пользователей, имеющих статус «обучающийся школы», «обучающийся СПО», «обучающийся вуза», генерируется порталом с учетом внесенных анкетных данных и в соответствии с обозначенными индивидуальными возможностями и состоянием здоровья респондента. Содержательно перечень спецусловий дифференцируется в зависимости от уровня образования, психофизических особенностей инвалида, а также различных трудностей: в передвижении; связанных с движением рук; со зрением, слухом; в решении мыслительных задач; трудностей устной и/или письменной речи; адаптации и общения с окружающими; соблюдения общего темпа работы; трудностей, связанных с текущим заболеванием нервной системы; с заболеванием внутренних органов.
Третий компонент структурно-функциональной модели «Траектория профессиональной карьеры» предлагает актуальную информацию по наличию квотируемых рабочих мест в десяти основных сферах труда и требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест с учетом имеющихся психофизических особенностей.
В помощь соискателю в его кабинете порталом генерируется рекомендуемая для ознакомления информация, включающая справочные материалы, мотивирующие инклюзивное профобразование и трудоустройство. Это истории успеха людей с инвалидностью, онлайн-курсы по трудоустройству инвалидов, сопровождение образования и карьерного роста с точными контактами образовательных организаций, нормативно-правовые документы, полезные ресурсы, дайджест событий, вебинары, посвященные построению профкарьеры людей с ОВЗ.
Онлайн-курсы по трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью позволяют пользователям самостоятельно познакомиться с такими разделами, как: «Собеседование с работодателем», «Составление резюме», «Правовая грамотность» и пр. Сервис предоставляет возможность повысить уровень компьютерной грамотности и ориентировки в цифровых технологиях и инструментах по инклюзивному трудоустройству и сопровождению.
Истории успеха людей с инвалидностью способствуют ознакомлению пользователей портала с успешными событиями трудоустройства инвалидов, являясь мотиватором в проявлении активной гражданской позиции. Блоки «Анонс событий» и «Полезные ресурсы» знакомят пользователей с сайтами, позволяющими самостоятельно получить информацию и ориентироваться в мире профессий в России и регионе (сайты «Работа в России», "HeadHunter", «Живи, учись, работай в Вологодской области» и др.; сайты по сопровождению образования лиц с ОВЗ и инвалидностью (Министерство Просвещения РФ, Инклюзивное образование, Компас-ПРО и др.), а также содержат анонсы инклюзивных событий в школах, СПО, вузах.
В целом, структурно-функциональная модель технологии построения индивидуального профессионального профиля лиц с ОВЗ и инвалидностью позволит облегчить ориентировку пользователей портала «ПЕРСПЕКТИВА-ПРО» в специфике регионального рынка труда, адекватно оценить возможности соискателя в получении профобразования с использованием специальных условий и дальнейшего трудоустройства.
Выводы
Таким образом, предложенная модель является составной частью комплексного научно-исследовательского проекта на тему «Разработка регионального информационно-аналитического портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ». Модель нацелена на максимальную полезность для пользователей оценке своих потенциальных профессиональных возможностей в трудоустройстве, разработке индивидуального профессионального маршрута с учетом имеющихся вариантов в получении образования по специальности в организациях среднего и высшего профессионального образования.
Сгенерированная порталом информация на основе профтестирования и анкетного опроса позволит пользователю ориентироваться в выборе профессии с учетом социально-экономической ситуации развития современного рынке труда в регионе.
Предложенная модель не является окончательной, предполагает уточнение, наполнение новым содержанием в зависимости от запросов пользователей по формированию траектории профессионального образования и карьерного роста, а также требований к трудовым компетенциям, предъявляемым работодателями и заинтересованными стейкхолдерами.
Список источников
Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: «школа-вуз»: дис. ... д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. 367 с.
Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136-144.
Алехина С. В. и др. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 67-78.
Богданова Е. В. Инклюзивная культура как составляющая педагогической культуры педагога в условиях инклюзивного обучения // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума (7 сентября - 7 октября 2015 г.) / под редакцией Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко. Ставрополь: СКФУ, 2015. С. 19-23.
Бонкало Т. И. и др. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах / под редакцией Т. И. Бонкало. Москва: РГСУ, 2015. 325 с.
Годовникова Л. В. Интегрированное обучение в массовой школе: психологопедагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Белгород: БелГУ, 2006. С. 56-61.
Гришина Н. В. Капичникова О. Б. Особенности готовности подростков с нарушениями слуха и интеллекта к выбору профессии // ЭНИГМА. 2020. № 28-1. С. 111-115.
Гудина Т. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Особенности профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью в школе //Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы XII Международной научно-практической конференции в рамках Международной объединенной научно-практической конференции «Специальное и инклюзивное образование: вызовы, проблемы, пути решения» / под редакцией О. А. Денисовой. Череповец: ЧГУ, 2020. С. 28-34.
Денисова О. А., Леханова О. Л. Алгоритм психолого-педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции / ответственные редакторы О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т.В. Тимохина. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. С. 838-849.
Екжанова Е. А. От интеграции к инклюзии // Школьный психолог. 2010. № 16. С. 34-37
Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 2004. № 3 (27). С. 42-53.
Ирекович А. В. Теоретико-методологические основы психолого-педагогического обеспечения системы оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2021. 40 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2005. 304 с.
Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. 2012. № 3. С. 14-19.
Леонова О. А. Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология, 2022. № 1 (10). URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN122.pdf (дата обращения: 30.07.2022).
Малофеев Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. 2004. № 6. С. 67-74.
Малофеев, Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.
Никитина М. И. Высшее образование инвалидов: история и современность // Доступность высшего образования для инвалидов: материалы итоговой Международной конференции (Челябинск, 26-28 мая 2003 г.) / под редакцией В. Н. Севастьянова, Е. А. Мартыновой. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2003. С. 30-45.
Ткачева В. В., Евтушенко И. В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22142 (дата обращения: 30.07.2022)
Хитрюк В. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования через призму комплекса компетенций // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 4 (24). С. 446-455.
Шаповал И. А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. № 1. С. 84-99.
Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities, Nomos publ., 2018, pp. 281-290. DOI: 10.5771/9783845291673-280.
Brown S. K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities for People with Disabilities, Washington, DC, AARP Research, December 2016. DOI: 10.26419/res.00141.001.
Konnerup U. Inclusive Digital Technologies for People with Communication Disabilities, in: Kergel D. et al. (Eds.) The Digital Turn in Higher Education, Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2018, pp. 193-208. DOI: 10.1007/978-3-658-19925-8_14.
References
Abaskalova N. P. Sistemnyi podkhod v formirovanii zdorovogo obraza zhizni sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa: «shkola-vuz» [Systemic approach in the formation of a healthy lifestyle of subjects in the educational process: "school - university": Dr thesis in Pedagogical Sciences]. Novosibirsk, 2001. 367 p.
Alekhina S. V. i dr. Ekspertnaia otsenka parametrov inkliuzivnogo protsessa v obrazovanii [The expert assessing of inclusive process parameters in education]. Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia [Clinical Psychology and Special Education], 2020, iss. 9, no. 2, pp. 67-78.
Alekhina S. V. Inkliuzivnoe obrazovanie: ot politiki k praktike [Inclusive education: from policy to practice]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2016, iss. 21, no. 1, pp. 136-144
Barron S. Employment of persons with disabilities - effective policy and outcomes requires clear strategy with all relevant actors engaged, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. The Right to Work for Persons with Disabilities. International Perspectives. Baden-Baden, 2018, pp. 281-290. DOI: 10.5771/9783845291673-280
Bogdanova E. V. Inkliuzivnaia kul'tura kak sostavliaiushchaia pedagogicheskoi kul'tury pedagoga v usloviiakh inkliuzivnogo obucheniia [Inclusive culture as a component of the teacher's pedagogical culture in an inclusive learning environment]. Inkliuzivnye protsessy v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik materialov I Mezhdunarodnogo Internet-simpoziuma (7 sentiabria - 7 oktiabria 2015 g.) [Inclusive processes in the international educational space:
Proceedings of the I International Internet Symposium (September 7 - October 7, 2015); ed. by N. M. Borozinets, Yu. V. Prilepko]. Stavropol': SKFU, 2015, pp. 19-23.
Bonkalo T. I. i dr. Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke i organizatsii professional'nogo orientirovaniia obuchaiushchikhsia s invalidnost'iu i OVZ v inkliuzivnykh shkolakh [Instructional materials for the training and organization of professional guidance for students with disabilities and health limitations in inclusive schools; ed. by T. I. Bonkalo]. Moscow: RGSU, 2015. 325 p.
Brown S. K. The sharing economy: challenges and opportunities for people with disabilities. Washington, DC: AARP Research, December 2016. DOI: 10.26419/res.00141.001.
Denisova O. A., Lekhanova O. L. Algoritm psikhologo-pedagogicheskogo i sotsial'nogo soprovozhdeniia obrazovaniia lits s invalidnost'iu v vuze: opyt proektirovaniia i realizatsii [Algorithm of psychological, pedagogical and social support for the education of people with disabilities at university: experience in design and implementation]. Inkliuzivnoe obrazovanie: teoriia i praktika: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive education: theory and practice: Proceedings of the international research and practice conference; ed. by O. Yu. Bukharenkova, I. A. Telina, T. V. Timokhina]. Orekhovo-Zuevo: GGTU, 2016, pp. 838849.
Ekzhanova E. A. Ot integratsii k inkliuzii [From integration to inclusion]. Shkol'nyi psikholog [School psychologist], 2010, no. 16, pp. 34-37.
Godovnikova L. V. Integrirovannoe obuchenie v massovoi shkole: psikhologopedagogicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsia s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Integrated education in a mianstream school: psychological and pedagogical support for students with disabilities]. Belgorod: BelGU, 2006, pp. 56-61.
Grishina N. V., Kapichnikova O. B. Osobennosti gotovnosti podrostkov s narusheniiami slukha i intellekta k vyboru professii [Characterising readiness of adolescents with hearing and intelligence impairments to choose a profession]. ENIGMA [Enigma], 2020, no. 28-1, pp. 111-115.
Gudina T. V., Denisova O. A., Lekhanova O. L. Osobennosti proforientatsionnoi raboty s det'mi s OVZ i invalidnost'iu v shkole [Characteristics of career guidance work for children with disabilities and health limitations at school]. Aktual'nye problemy korrektsionnoi pedagogiki i spetsial'noi psikhologii: materialy XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v ramkakh Mezhdunarodnoi ob"edinennoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Spetsial'noe i inkliuzivnoe obrazovanie: vyzovy, problemy, puti resheniia» [Topical issues of correctional pedagogy and special psychology: Proceedings of the XII International research and practice conference within the framework of the International joint research and practice conference "Special and inclusive education: challenges, problems, solutions"; ed. by O. A. Denisova]. Cherepovets: ChGU, 2020, pp. 28-34.
Irekovich A. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniia sistemy optimizatsii kachestva zhizni lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Theoretical and methodological foundations of psychological and pedagogical support of the system for optimizing the life quality for people with disabilities: Abstract Dr thesis in Pedagogical Sciences]. Kazan', 2021. 40 p.
Khitriuk V. V. Gotovnost' pedagoga k rabote v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia cherez prizmu kompleksa kompetentsii [Readiness of a pedagogue to work under the conditions of inclusive education viewed through the complex of competences]. Izvestiia Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestia of Smolensk State University], 2013, no. 4 (24), pp. 446-455.
Klimov E. A. Psikhologiia professional'nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademiia, 2005. 304 p.
Kobrina L. M. Otechestvennaia sistema spetsial'nogo obrazovaniia - fundament inkliuzivnogo obucheniia i vospitaniia [Domestic system of special education as the basis of inclusive education and training]. Defektologiia [Defectology], 2012, no. 3, pp. 14-19.
Konnerup U. Inclusive digital technologies for people with communication disabilities, in: Kergel D. et al. The Digital Turn in Higher Education, 2018, pp. 193-208. DOI: 10.1007/978-3-658-19925-8_14.
Leonova O. A. Formirovanie inkliuzivnoi kul'tury v obrazovatel'noi organizatsii [Formation of inclusive culture in an educational organization]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiia [World of Science. Pedagogy and psychology], 2022, no. 1 (10). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN122.pdf (accessed: 30.07.2022)
Malofeev N. N. O nauchnykh podkhodakh k sovershenstvovaniiu spetsial'nogo obrazovaniia v Rossii [On scientific approaches to improve special education in Russia]. Defektologiia [Defectology], 2004, no. 6, pp. 67-74.
Malofeev N. N., Shmatko N. D. Bazovye modeli integrirovannogo obucheniia [Basic models of integrated training]. Defektologiia [Defectology], 2008, no. 1, pp. 71-78.
Nikitina M. I. Vysshee obrazovanie invalidov: istoriia i sovremennost' [Higher education for disabled people: history and modernity]. Dostupnost' vysshego obrazovaniia dlia invalidov: materialy itogovoi Mezhdunarodnoi konferentsii (Cheliabinsk, 26-28 maia 2003 g.) [Accessibility of higher education for disabled people: Proceedings of the closing international conference (Chelyabinsk, May 26-28, 2003); ed. by V. N. Sevastyanov, E. A. Martynova]. Cheliabinsk: Cheliabinskii gosudarstvennyi universitet, 2003, pp. 30-45.
Shapoval I. A. Sotsial'naia inkliuziia lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia de-iure i de-fakto: «vkliuchaemye», «vkliuchaiushchiesia», «nevkliuchaiushchiesia» [Social inclusion of people with disabilities de jure and de facto: the included, the self-inclusive and the non-self-inclusive]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriia: Filologiia, pedagogika, psikhologiia [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology], 2019, no. 1, pp. 84-99.
Tkacheva V. V., Evtushenko I. V. K probleme organizatsii professional'noi orientatsii i sotsializatsii obuchaiushchikhsia s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia so slozhnym defektom [To the problem of organizing professional guidance and socialization of students with multiple disabilities]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2015, no. 2-2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22142 (accessed: 30.07.2022)
Zeer E. F. Modernizatsiia professional'nogo obrazovaniia: kompetentnostnyi podkhod [Modernization of vocational education: competency-based approach]. Obrazovanie i nauka. Izvestiia Ural'skogo nauchno-obrazovatel'nogo tsentra RAO [Education and science. News of the Ural Research and Educational Center of RAE], 2004, no. 3 (27), pp. 42-53.
Сведения об авторах
Ирина Адольфовна Букина - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-9868-9357, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Irina A. Bukina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-9868-9357, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Татьяна Викторовна Гудина - доктор педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0001-6896-6918, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Tatiana V. Gudina - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0001-6896-6918, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Ольга Александровна Денисова - доктор педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Olga A. Denisova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Ольга Леонидовна Леханова - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-0882-4632, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Olga L. Lekhanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-0882-4632, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 26.09.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 25.10.2022.
The article was submitted 26.09.2022; Approved after reviewing 17.10.2022; Accepted for publication 25.10.2022.