Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОПРОСЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования с точки зрения развития и использования коммуникативных компетенций. Обозначены изменения и факторы, влияющие на формирование коммуникативных способностей у будущих педагогов. В статье приводятся данные проведенного сравнительного исследования состояния коммуникативных способностей у педагогов и выпускников. Обозначены и возможные пути решения возникающих проблем. Цель заключается в выявлении состояния коммуникативных способностей у выпускников среднего профессионального образования. Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта, наблюдение. Методологической основой исследования являются структурно-системный подход к анализу и рассмотрению вопросов, касающихся подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования. Основные результаты исследования. В работе раскрываются проблемы, связанные с коммуникативными компетенциями будущих педагогов на уровне СПО, обозначены пути решения выделенных проблем. Научная новизна. В работе на основании анализа трудов российских исследователей проводится сравнительный анализ коммуникативных способностей работающих педагогов и выпускников системы СПО. Выявлены и описаны проблемные аспекты в подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, обозначены пути решения этих проблем в подготовке педагогических кадров с учетом современной образовательной парадигмы. Практическая значимость. Предлагаемое автором исследование обращает внимание на имеющиеся проблемы в подготовке будущих педагогов для определения эффективных приемов и техник преодоления выявленных недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF COMMUNICATION ABILITIES IN THE SYSTEM OF TRAINING PEDAGOGICAL WORKERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problems of training teachers at the level of secondary vocational education, from the point of view of the development and use of communicative competencies. Changes and factors influencing the formation of communicative abilities in future teachers are indicated. The article presents data from a comparative study of the state of communicative abilities of teachers and graduates. Possible ways of solving emerging problems are also indicated. Purpose is to identify the state of communication skills of graduates of secondary vocational education. Methodology and methods: The study used such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience, observation. The methodological basis of the study is a structural-systemic approach to the analysis and consideration of issues related to the training of teaching staff at the level of secondary vocational education. The main results of the study. The paper reveals the problems associated with the communicative competencies of future teachers at the level of secondary vocational education, and outlines ways to solve the identiied problems. Scientific novelty. In this work, based on the analysis of the works of Russian researchers, a comparative analysis of the communication skills of working teachers and graduates of the SVE system is carried out. Problematic aspects in the training of pedagogical personnel at the level of secondary vocational education are identified and described, ways to solve these problems in the training of pedagogical personnel are outlined, taking into account the modern educational paradigm. Practical relevance. The study proposed by the author draws attention to the existing problems in the preparation of future teachers to determine effective methods and techniques for overcoming the identiied shortcomings.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Психологическое сопровождение обучающихся

Psychological Support for Students

УДК 37.01

DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.6

О. Б. Сапожникова(1)

W Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета,

аспирант кафедры педагогического образования Российского нового университета,

Москва, Российская Федерация

E-mail: dubki4@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8305-3340

Вопросы коммуникативных способностей в системе подготовки педагогических работников в системе среднего профессионального образования

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования с точки зрения развития и использования коммуникативных компетенций. Обозначены изменения и факторы, влияющие на формирование коммуникативных способностей у будущих педагогов. В статье приводятся данные проведенного сравнительного исследования состояния коммуникативных способностей у педагогов и выпускников. Обозначены и возможные пути решения возникающих проблем.

Цель заключается в выявлении состояния коммуникативных способностей у выпускников среднего профессионального образования.

Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта, наблюдение.

Методологической основой исследования являются структурно-системный подход к анализу и рассмотрению вопросов, касающихся подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования.

Основные результаты исследования. В работе раскрываются проблемы, связанные с коммуникативными компетенциями будущих педагогов на уровне СПО, обозначены пути решения выделенных проблем.

Научная новизна. В работе на основании анализа трудов российских исследователей проводится сравнительный анализ коммуникативных способностей работающих

© Сапожникова О. Б., 2022

педагогов и выпускников системы СПО. Выявлены и описаны проблемные аспекты в подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, обозначены пути решения этих проблем в подготовке педагогических кадров с учетом современной образовательной парадигмы.

Практическая значимость. Предлагаемое автором исследование обращает внимание на имеющиеся проблемы в подготовке будущих педагогов для определения эффективных приемов и техник преодоления выявленных недостатков.

Ключевые слова: педагог; среднее профессиональное образование; педагогическое образование; федеральные государственные образовательные стандарты; подходы к реализации программ подготовки педагогов; коммуникативные компетенции; коммуникативные способности.

O. B. Sapozhnikova^

c Institute of Secondary Vocational Education K. D. Ushinsky, Moscow City University,

postgraduate student of the Department of Pedagogical Education of Russian New University, Moscow, Russian Federation

E-mail: dubki4@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8305-3340

Issues of communication abilities in the system of training pedagogical workers in the system of secondary professional education

Abstract. The article deals with the problems of training teachers at the level of secondary vocational education, from the point of view of the development and use of communicative competencies. Changes and factors influencing the formation of communicative abilities in future teachers are indicated. The article presents data from a comparative study of the state of communicative abilities of teachers and graduates. Possible ways of solving emerging problems are also indicated.

Purpose is to identify the state of communication skills of graduates of secondary vocational education.

Methodology and methods: The study used such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience, observation.

The methodological basis of the study is a structural-systemic approach to the analysis and consideration of issues related to the training of teaching staff at the level of secondary vocational education.

The main results of the study. The paper reveals the problems associated with the communicative competencies of future teachers at the level of secondary vocational education, and outlines ways to solve the identified problems.

Scientific novelty. In this work, based on the analysis of the works of Russian researchers, a comparative analysis of the communication skills of working teachers and graduates of the SVE system is carried out. Problematic aspects in the training of pedagogical personnel at the level of secondary vocational education are identified and described, ways to solve these problems in the training of pedagogical personnel are outlined, taking into account the modern educational paradigm.

Practical relevance. The study proposed by the author draws attention to the existing problems in the preparation of future teachers to determine effective methods and techniques for overcoming the identified shortcomings.

Keywords: teacher, secondary vocational education; teacher education; federal state educational standards; approaches to the implementation of teacher training programs; communicative competencies; communicative abilities.

Для цитирования: Сапожникова О. Б. Вопросы коммуникативных способностей в системе подготовки педагогических работников в системе среднего профессионального образования. Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 2 (2).

For citation: Sapozhnikova, O. B. (2022). Issues of communication abilities in the system of training pedagogical workers in the system of secondary professional education.

MCU Journal of Modern Collede, 2 (2), 57-68.

Метаморфозы произошли и в форме (присоединение педагогических колледжей к высшим учебным заведениям с различной степенью погружения, сохранение самостоятельности и др.), и в содержании обучения. Последнее продиктовано принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», созданием федеральных государственных образовательных стандартов для всех уровней образования, разработкой и внедрением Профессионального стандарта педагога (приказ № 544н 18.10.2013 г.), а также участием нашей страны в реализации Болонской конвенции.

Еще одним знаковым преобразованием стало возрождение интереса к стационарным группам для детей раннего возраста в связи с профессиональной занятостью матери (родителей). Социальная структура общества также заметно изменилась: привычных бабушек заменили дамы элегантного/«серебряно-го» возраста, которые вовсе не стремятся сидеть с внуками и посвятить себя семье. Можно говорить и о попытках раннего приобщения детей к социуму, стремлении обеспечить соответствующее возрасту психофизическое развитие. Эти и некоторые другие причины объясняют востребованность у родительского сообщества в открытии ясельных и 1-х младших групп.

Стоит отметить и преобразования в системе практического обучения. В настоящее время в подготовке используется и непрерывная с еженедельным посещением образовательной организации, и концентрированная, и учебная, и производственная практика. Каждый вид практики имеет свои задачи, предполагает различную степень вовлеченности будущих педагогов в процесс взаимодействия с детьми.

Учитывая практико-ориентированный характер обучения, очевидной представляется подготовка специалиста такого уровня, который бы гарантировал максимально быстрое включение педагога (учителя начальных классов,

С.57-68.

зменения в обществе, государстве и даже мире не могли не отразиться на системе образования, в том числе на системе подготовки будущих педагогов.

воспитателя, педагога дополнительного образования и пр.) в профессиональную деятельность. И здесь обращают на себя внимание компетенции, в том числе профессиональные, которыми должен овладеть выпускник. Эти компетенции обозначены в стандартах среднего профессионального образования, введенных с 01.01.2017 [6], в частности в части 4 «Содержание профессионального стандарта педагога» (4.1, 4.2, 4.3), а также в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. Среди множества необходимых знаний, умений и навыков выделяется неизменное требование к продуктивному общению педагога с воспитанником в рамках различных видов деятельности. Такое внимание к коммуникативным умениям оправдывается местом и ролью речи в когнитивных процессах, в психическом развитии ребенка в целом, в формировании полноценной личности. Особенно возросла роль коммуникативных навыков и (или) умений как олицетворения реализации коммуникативных способностей человека в условиях ограничений. Это касается всего спектра образовательных компонентов: от дошкольного звена до высшей школы. Время общения сокращается и от этого становится более ценным.

Стандарты WorldSkills обращают внимание на необходимость такого уровня подготовки специалиста, который бы позволял выпускнику сразу же приступать к выполнению профессиональных обязанностей. Причем на уровне профессионала, а не новичка! Исходя из этого положения, мы можем и должны говорить и о соответствующем уровне развития коммуникативных способностей.

Понятие коммуникативных способностей подразумевает наличие и использование коммуникативных умений и навыков, причем во внимание принимается продуктивное, результативное общение, которое привело к взаимопониманию или же, напротив, предотвратило развитие конфликтной ситуации. Коммуникативные способности развиваются за счет участия в различных речевых и социальных ситуациях, где человек приобретает и совершенствует формы взаимодействия, учится сочетать различные средства выразительности (подбирать слова и интонацию с позой и т. д.), т. е. чем богаче коммуникативный опыт, тем более развиты коммуникативные способности [1, 2].

Наблюдения же за обучающимися на педагогической практике заставляют обратиться к сравнительному анализу коммуникативных способностей у действующих педагогов и их будущих коллег. Для оценки коммуникативных способностей была выбрана методика Л. М. Митиной «Методика оценки коммуникативных способностей педагога» [3, с. 21-24]. При оценке по шестибалльной шкале учитывались различные вербальные и невербальные проявления: мимика и пантомимика, интонационный арсенал и адекватность его использования, инициативность или умение снизить свою активность в общении, если это необходимо. В исследовании обращалось внимание и на содержательную сторону: общую эрудицию, умение доступно объяснить или подвести ребенка к открытию. Заслуживает внимание и темп, который меняется в зависимости от ситуации и от возраста воспитанников. В ходе исследования Л. М. Митиной

определялась степень овладения «речью (говорит грамотно, убедительно, содержательно, используя яркие и необычные примеры и факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте обучающихся, применяя юмор), в том числе и пользование голосовыми возможностями (проявление эмпа-тии, оптимизма, доверия с помощью голосовых интонаций и модуляций)» [6, с. 30]. Учитывалось и многообразие выразительных движений, и перемещение по групповому пространству. Нельзя обойти вниманием и эмоциональный компонент, умение стимулировать познавательный интерес за счет разнообразия средств воздействия и использование различных систем переработки информации. Тем не менее мы решили обратить внимание и на наличие пауз, которые позволяют детям самостоятельно обдумывать ситуацию, формулировать свои мысли, просто отдохнуть. Профессия педагога, особенно педагога дошкольника, неотделима от умения наблюдать за поведением, замечать и реагировать на изменения. Добавляет актуальности этому навыку и введение инклюзии, когда изменения в состоянии здоровья необходимо отслеживать, чтобы не навредить обучающемуся. Не менее важным представляется и умение разнообразить виды взаимодействия в различных группах (педагог - дети, педагог - ребенок, организация взаимодействия детей).

Таким образом, мы обращали внимание на лабильность поведенческих проявлений педагогов, действующих и будущих: сочетаемость различных форм общения, самоограничения вербальной активности, призванные поощрять, а не тормозить речевую деятельность обучающихся.

Для оценки использовалась шкала «низкий уровень - ниже среднего -средний - выше среднего - высокий - высший», предложенная автором методики, где учитывается и педагогический инструментарий педагога, и актуальность его использования, и скорость при определении проблемы, и поиске ее разрешения (см. табл. 1). Ведущим инструментом исследования является педагогическое наблюдение, а также уточняющие вопросы и беседы с участниками исследования.

В исследовании приняли участие 30 воспитателей и 30 учащихся выпускных групп. Исследование проводилось в период преддипломной педагогической практики на базе дошкольных учреждений. Исследование проводилось анонимно и без каких бы то ни было предупреждений в течение всей рабочей смены. Учитывая организационные особенности преддипломной педагогической практики (совместное пребывание в группе воспитателя и студента), спонтанно сложилось сравнительное наблюдение, которое позволяет видеть разницу поведения двух педагогов в одной ситуации. Многое зависит и от позиции педагога-наставника: от его такта, умения отдать инициативу, отступить на второй план и т. д.

Говоря о результатах, стоит отметить, что мы не учитывали многие субъективные факторы (настроение, профессиональное выгорание, усталость, скованность в незнакомой обстановке, подчиненное положение и пр.), и тем не менее

Методика оценки коммуникативных способностей педагога

с\ ы

1 2 3 4 5 6

№ Характеристика вербального и невербального поведения Уровни

ниже средний выше

среднего среднего

1 Речь

Говорит грамотно, убедительно, содержательно, используя яркие и необычные примеры и факты, идеи, проблемные вопросы, осно- 1 2 3 4 5 6

вываясь на личном опыте обучающихся, применяя юмор

2 Голос

С помощью голосовых интонаций и модуляций проявляет эмпатию, 1 2 3 4 5 6

оптимизм и доверие к обучающимся

3 Выразительные движения

Использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучаю- 1 2 3 4 5 6

щимся

4 Движения в пространстве класса

В течение всего урока передвигается по классу, оказывается 1 2 3 4 5 6

перед обучающимися, за их спиной, стоит или сидит рядом

5 Эмоции Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций

помогает педагогу заражать весь класс, вовлекать обучающихся 1 2 3 4 5 6

в общий творческий процесс, стимулировать их интерес

к познанию нового

6 Воздействия

Изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации обучаю- 1 2 3 4 5 6

щихся (оптическую, акустическую, кинестетическую)

03

и о н я

Я

«

2 -1

я

«<

о и ъ я а

о о

03

4

и

и я я

о-—

Яс

я §

й и й

7 Наблюдательность

Постоянно видит и слышит каждого обучающегося, замечает малейшие 1 7 -х 4 5

изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии обучающихся и

и грамотно реагирует на них

8 Форма поведения

Гармонично сочетает вербальную и невербальную формы

поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы 1 2 3 4 5 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучающиеся могли больше говорить на уроке сами,

высказывая свои мысли и идеи, обмениваться взглядами

9 Виды взаимодействия Отметить по степени выраженности: а) учитель — класс, учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы обучающихся; О) учитель -ученик, учитель объясняет что-либо одному

ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; 1 2 3 4 5 6

в) ученик —ученик, учитель просит одного ученика объяснить

что-либо другому или организует коллективную работу;

г) учитель -ученики. ученики работают самостоятельно,

а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая

нужна помощь

10 Паузы Учитель организует короткие перерывы в работе учеников

для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки 1 2 3 4 5 6

к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения

и усталости

Итого (%)

я

о =

-

О -

= £

И О

и о

и

о о

о а

0 N й и

1 =

и

о

и £

>

5 В я

и о №

С\

цифры показали преимущество работающих педагогов перед их будущими коллегами.

Результаты исследования отражены в сводных таблицах (см. табл. 2 а, б) результатов исследования коммуникативных способностей педагогов.

Стоит отметить, что более высокие показатели как следствие более развитых способностей демонстрировали те студенты, которые по личностным характеристикам и (или) по особенностям развития и (или) воспитания имели возможность развивать свои коммуникативные способности (наличие младших братьев и сестер, участие в различных детских коллективах и сообществах и т. д.). К факторам, способствующим развитию коммуникативных способностей, можно отнести и участие в волонтерском движении. Смена образовательного учреждения с его стереотипами, новый коллектив сверстников благотворно влияют на новоиспеченных студентов, они становятся активнее, раскрывают свой личностный потенциал [10].

Тем не менее среди студентов и даже выпускников можно выделить группу обучающихся, которые испытывают значительные трудности в коммуникации. Причины могут быть различными: и социальные изменения в инфраструктуре населенных пунктов, и в семье, и повышение занятости родителей, и увеличение количества воспитанников в группе, и др. Имеются случаи и эмоциональной депривации, и варианты психогенной задержки психического развития. Все это приводит к дефициту речевого общения, к дефициту речевых и социальных ситуаций, которые позволили бы развить коммуникативные способности.

Тем не менее учреждения среднего профессионального образования видят свою задачу в компенсации, особенно в условиях инклюзивного образования. Для решения этой задачи привлекаются в настоящее время и усилия педагогов, и усилия воспитательной службы. Однако довольно непросто компенсировать пятнадцать-шестнадцать лет. Тем не менее для раскрытия личности, вербальной активизации, повышения (зачастую) самооценки лучше работают нетрадиционные техники и обучения, и компенсации. Эти техники и технологии относят к инновационным, однако данное определение следует рассматривать во временном контексте [1]. К таким приемам можно отнести и игровые техники, и использование гаджетов, модульное обучение и многие другие приемы. Среди таких приемов можно выделить и использование педагогической песочницы для моделирования различных ситуаций. Этот прием активно используется в китайском школьном образовании [7, 9]. Он позволяет за счет создания непринужденной обстановки, за счет игрового компонента поучаствовать в упущенных ранее вербальных, социальных ситуациях, восполнить упущенный ранее опыт, что будет способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста — педагога.

Сводная таблица результатов исследования коммуникативных способностей педагогов

№ Характеристика вербального и невербального поведения 1 2 3 4 5 6

Уровни

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий высший

1 Речь - - - - 14 16

2 Голос - - - - 15 15

3 Выразительные движения - - - 6 14 10

4 Движения в пространстве группы - - - - 11 19

5 Эмоции - - - 8 15 7

6 Воздействия - - - 3 14 13

7 Наблюдательность - - - - 18 12

8 Форма поведения - - - 3 16 11

9 Виды взаимодействия по степени выраженности: а) учитель - класс; б) учитель - ученик', в) ученик - ученик', г) учитель - ученики - - - 6 14 10

10 Паузы - - - 1 12 17

Итого (%) - - - 9 47,7 43,3

я

о Я

И

О -

о -

я £

И

о и о и

о

о =

4

о в

0 N й и

1 Я и

о

и £

>

5 В я

и о №

С\ (71

Сводная таблица результатов исследования коммуникативных способностей педагогов

С\ С\

1 2 3 4 5 6

№ Характеристика вербального и невербального поведения Уровни

ниже средний выше

среднего среднего

1 Речь 5 6 16 3 - -

2 Голос - 7 16 6 1 -

3 Выразительные движения 3 5 10 9 1 2

4 Движения в пространстве группы 10 8 7 3 2 -

5 Эмоции 2 6 18 4 - -

6 Воздействия 6 8 8 7 1 -

7 Наблюдательность 5 15 10 - - -

8 Форма поведения 4 15 11 - - -

Виды взаимодействия по степени выраженности:

а) педагог - группа;

9 б) педагог - ребенок; в) ребенок- ребенок: г) педагог - ученики 12 12 6

10 Паузы 3 13 14 - - -

Итого (%) 16,6 31,7 38,6 10,7 1,7 0,7

03

и о н Я Я Я

-1

Я

«<

О и ъ я а

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03

ъ

и

и я я

о-—

Яс

я §

й и й

Список источников

1. Аносова Т. А., Сапожникова О. Б. Ретроспективный взгляд на инновационные педагогические технологии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 6 (81). С. 24-29. DOI: 10.51904/2306-8329_2021_81_6_24

2. Воробьева Н. А., Сапожникова О. Б. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. М.: Интеллект-Центр, 2016. 128 с. (Педагогическая песочница).

3. Воробьева Н. А. Развитие soft skills навыков как базовая составляющая воспитательной системы // К. Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: материалы XXV Межрег. пед. чтений, посвященных великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому, Москва, 25 марта 2021 г. / Московск. городск. пед. ун-т. М., 2021. С. 65-67.

4. Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений / Московск. психол.-соц. ун-т. М., 2007. 432 с.

5. Дарманян А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии // Молодой ученый. 2019. № 33 (271). С. 105-107.

6. Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: учеб. пособие для практикующих психологов. Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 1996. 49 с.

7. Огнев А. С., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Сапожникова О. Б. Механизмы повышения безопасности образовательной деятельности с помощью игрового психолого-педагогического моделирования // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2021. № 4. С. 3-11. DOI: 10.25586/RNU. V925X.21.04.P.003

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» с изм. и доп. от 25.12.2014 [Электронный ресурс]. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/01.001.pdf (дата обращения: 27.02.2022).

9. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1354 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование» (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 № 34958) [Электронный ресурс] // Сайт Сибирской региональной школы (колледжа) Анны Муратовой. URL: https://anna-muratova-school.ru/wp-content/uploads/2019/06/FGOS-44.02.04-Spetsialnoe-doshkolnoe-obrazovanie.pdf (дата обращения: 27.02.2022).

10. Чозгиян О. П., Еремеева Л. И. Практико-ориентированная образовательная среда как фактор формирования субъектной профессиональной позиции у специалистов педагогического профиля // Среднее профессиональное образование. 2019. № 11. С. 6-11.

References

1. Anosova, T. A., & Sapozhnikova, O. B. (2021). A retrospective look at innovative pedagogical technologies. Municipal education: innovations and experiment, 6 (81), 24-29. (In Russ.). DOI: 10.51904/2306-8329_2021_81_6_24

2. Vorobyeva, N. A., & Sapozhnikova, O. B. (2016). Development of communication skills in preschoolers. Moscow: Intellect Center. 128 p. (Educational sandbox). (In Russ.).

3. Vorobyeva, N. A. (2021). The Development of soft skills skills as a basic component of the educational system. K. D. Ushinsky and national education: historical lessons, ideas, and modernity. Proceedings of the XXV Interregional pedagogical readings, dedicated to the great Russian teacher K. D. Ushinsky, Moscow, March 25, 2021, Moscow City University (pp. 65-67). Moscow. (In Russ.).

4. Gulevich, O. A. (2007). Psychology of intergroup relations. Moscow psychological and Social University. Moscow. 432 p. (In Russ.).

5. Darmanyan, A. S. (2019). The concept of communicative abilities in psychology. Young scientist, 33 (271), 105-107. (In Russ.).

6. Mitina, L. M. (1996). Psychological diagnostics of teacher's communicative abilities. Textbook for practicing psychologists. Kemerovo: Kemer. obl. IUU. 49 p. (In Russ.).

7. Ognev, A. S., Likhacheva, E. V., Nikolaeva, L. P., & Sapozhnikova, O. B. (2021). Mechanisms for improving the safety of educational activities using game psychological and pedagogical modeling. Bulletin of the Russian New University. Series: Man in the Modern world, 4, 3-11. (In Russ.). DOI: 10.25586/RNU.V925X.21.04.P.003

8. Portal of federal state educational standards of higher education (2014). Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation № 544n dated October 18, 2013 «On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"» with amendments and additions dated December 25, 2014 [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/01.001.pdf (accessed: 27.02.2022). (In Russ.).

9. Website of the Siberian Regional School (College) of Anna Muratova (2014). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 27.10.2014 № 1354 (ed. dated 25.03.2015) «On approval of the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 44.02.04 Special preschool education» (registered with the Ministry of Justice of Russia on 27.11.2014 № 34958) [Electronic resource]. URL: https://anna-muratova-school.ru /wp-content/uploads/2 019/06/ FGOS-44.02.04-Spetsialnoe-doshkolnoe-obrazovanie.pdf (accessed: 27.02.2022). (In Russ.).

10. Chozgiyan, O. P., & Eremeeva, L. I. (2019). Practice-oriented educational environment as a factor in the formation of a subjective professional position among pedagogical specialists. Secondary vocational education, 11, 6-11. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.