Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАСТАВНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колупаева Ольга Евгеньевна

В статье поднимаются вопросы организации производственной педагогической практики с точки зрения базы ее проведения, сделана попытка рассмотрения наставничества как одной из форм организации педагогической практики студентов. Цель: автор ставит себе цель рассмотреть вопросы организации педагогической практики с точки зрения организации наставничества. Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта. Основныерезультаты исследования. Анализ методической литературы дает представление о наставничестве в педагогической практике как об одной из форм усвоения и закрепления учебного материала, напрямую связанного с будущей профессией. Научная новизна состоит во взгляде на педагогическую практику с точки зрения наставничества, раскрывает позицию педагогов базы практики. Практическая значимость состоит в возможности учета точки зрения педагогов, а также в использовании их практического и методического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колупаева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORSHIP AS A FORM OF ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE

The article discusses the issues of the organization of productive pedagogical practice from the point of view of the basis of its implementation, an attempt is made to consider mentoring as one of the forms of organizing pedagogical practice of students. Purpose: the author sets a goal to consider the issues of the organization of pedagogical practice from the point of view of the organization of mentoring. Methodology and methods: The research uses such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience, observation. The main results of the study. The analysis of methodological literature gives an idea of mentoring in pedagogical practice as one of the forms of assimilation and consolidation of educational material directly related to the future profession. The scientific novelty consists in looking at pedagogical practice from the point of view of mentoring, reveals the position of teachers of the practice base. The practical significance lies in the possibility of taking into account the point of view of teachers, as well as in using their practical and methodological potential.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»

Современные технологии подготовки кадров

Modern Technologies of Personnel Training

УДК 377

DOI: 10.25688/2782-6597.2022.4.4.3

О. Е. Колупаева^

о Школа № 1465 им. адмирала Н. Г. Кузнецова Москва, Российская Федерация Е-таП: Kolupaevaolga73@yandex.ru

Наставничество как форма организации педагогической практики

Аннотация. В статье поднимаются вопросы организации производственной педагогической практики с точки зрения базы ее проведения, сделана попытка рассмотрения наставничества как одной из форм организации педагогической практики студентов.

Цель: автор ставит себе цель рассмотреть вопросы организации педагогической практики с точки зрения организации наставничества.

Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта.

Основные результаты исследования. Анализ методической литературы дает представление о наставничестве в педагогической практике как об одной из форм усвоения и закрепления учебного материала, напрямую связанного с будущей профессией.

Научная новизна состоит во взгляде на педагогическую практику с точки зрения наставничества, раскрывает позицию педагогов базы практики.

Практическая значимость состоит в возможности учета точки зрения педагогов, а также в использовании их практического и методического потенциала.

Ключевые слова: педагогическая практика; наставничество; профессиональная подготовка; наставник.

© Колупаева, О. Е., 2022

O. E. Kolupaeva«

(1) School № 1465 named after Admiral N. G. Kuznetsov, Moscow, Russian Federation E-mail: Kolupaevaolga73@yandex.ru

Mentorship as a form of organization of pedagogical practice

Abstract. The article discusses the issues of the organization of productive pedagogical practice from the point of view of the basis of its implementation, an attempt is made to consider mentoring as one of the forms of organizing pedagogical practice of students.

Purpose: the author sets a goal to consider the issues of the organization of pedagogical practice from the point of view of the organization of mentoring.

Methodology and methods: The research uses such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience, observation.

The main results of the study. The analysis of methodological literature gives an idea of mentoring in pedagogical practice as one of the forms of assimilation and consolidation of educational material directly related to the future profession.

The scientific novelty consists in looking at pedagogical practice from the point of view of mentoring, reveals the position of teachers of the practice base.

The practical significance lies in the possibility of taking into account the point of view of teachers, as well as in using their practical and methodological potential.

Keywords: pedagogical practice; mentoring; professional training; mentor.

В Российской Федерации 2023 г. объявлен Годом учителя и наставника. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения великого русского педагога К. Д. Ушинского. В обращении к педагогам — финалистам конкурса «Учитель года» — президент РФ подчеркнул общественную значимость профессии педагога и наставника.

Вопросы подготовки смены всегда живо интересовали педагогических работников. Каким образом необходимо организовать педагогическую практику? Как к ней относиться: как к дополнительной нагрузке или как к миссии по формированию смены, обеспечивающей преемственность поколений? Особенно если речь идет о подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, где необходимо владение практическими навыками. Эти вопросы занимают педагогическое сообщество [2; 7].

В Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. особое внимание обращается на совместные проекты колледжа и школы для приобретения обучающимися педагогического опыта в форме совместных проектов, вожатской, волонтерской деятельности в рамках педагогической практики [13].

Тем более что осуществление преемственности в организации и реализации миссии подготовки профессиональной смены всегда было приоритетным направлением в работе педагогов, особенно в свете решения задач

национального проекта «Образование»1. В данном проекте выделен специальный раздел «Молодые профессионалы», где Агентством стратегических инициатив (АСИ) запущен проект по наставничеству — создание школы наставничества и в традиционных, и в новых профессиях (тьютор, модератор, организатор проектного обучения и др.)2.

В России накоплен большой опыт практической подготовки педагогов, однако мало исследований, которые доказывают эффективность той или иной технологии [3]. Особенно это касается вопросов наставничества педагогов.

Несмотря на большой практический опыт подготовки педагогических кадров в системе СПО, найдется очень мало исследований, касающихся обоснования эффективности различных подходов к подготовке педагогов.

Наставничество является социальной практикой, широко применяемой в различных областях, в том числе в педагогике. Изначально наставничество — передача профессионального капитала, секретов взаимодействия с участниками процесса, — было нацелено на профессиональное развитие. Именно поэтому в бизнес-литературе человек, у которого имеется наставник, именуется протеже [6]. Общение наставника и подопечного происходит в неформальной, часто личной обстановке в течение длительного времени, чем эти отношения и отличаются от профессионального обучения. Наставник обычно более старший (но не всегда) и всегда более опытный, имеющий опыт практической работы. В мире накоплен значительный опыт организации наставничества. В качестве первого наставника следует упомянуть Ментора — друга Одиссея, который поручил ему присматривать за домом и его домочадцами. Помимо помощи Пенелопе, Ментор занимается воспитанием Телемака (Телемаха) — наследника своего отсутствующего друга [9]. В настоящее время имя Ментор стало нарицательным и является синонимом понятия «наставник». Основное отличие наставника от учителя состоит в том, что наставник делится своим личным опытом, знаниями, в то время как учитель передает общие, предметные знания, умения.

Современные педагогические идеи родились из идей Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и др., однако вопросы наставничества касались в первую очередь взаимоотношений учителя и ученика. Это обстоятельство объясняется тем, что в европейской педагогической практике до середины XVIII в. еще не сложились педагогические коллективы и, как правило, педагог был один.

1 Национальная программа «Образование» // Система управления государством. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 30.07.2022).

2 Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов // РАНХиГС. URL: https://firo.ranepa. ru/nauka/nauchnye-tsentry/tsentr-sotsializatsii-i-personalizatsii-obrazovaniya-detej/uspeshniy-pedagog-kachestvennoye-obrazovaniye/991-individualnaya-programma-razvitiya-i-sistema-nastavnichestva-kak-instrumenty-narashchivaniya-professionalnykh-kompetentsij-pedagogov (дата обращения: 29.07.2022).

К. Д. Ушинский, основоположник русской педагогики, поднимал вопросы наставничества в русской гимназии в том же ключе. Он говорил о феномене классного наставника, уделяя особое внимание моральным, личным качествам этого педагога [5, с. 38]. Это естественно, так как классный наставник призван заниматься в том числе и воспитанием своих учеников. Для характеристики деятельности классного наставника К. Д. Ушинский употреблял такие понятия, как «творчество», «искусство».

В вопросах организации педагогической практики можно сочетать наставничество и обучающихся, и молодых специалистов, только приступивших к работе (производственной практике).

Образовательные педагогические ресурсы (nsportal.ru, infourok.ru, pedso-vet.org и др.) содержат множественные примеры организации наставничества в образовательных организациях, которые дают представление о важности и актуальности проведения данной работы для молодых специалистов.

Как известно, А. С. Макаренко уделял большое внимание работе с молодыми педагогами. По его мнению, без обучения у старших педагогов, без учета их опыта даже при наличии образования и таланта нельзя стать хорошим учителем. Он считал, что наставник готовит себе замену на гражданском и духовном поприще3.

В. А. Сухомлинский выступал за коллективное воздействие на ребенка, и для этого требуется сплоченность педагогического коллектива. Исходя из этого, молодого педагога, пришедшего в школу, необходимо познакомить с традициями, укладом, особенностями данной образовательной организации [15].

Ш. А. Амонашвили — педагог-новатор, автор гуманной педагогики и педагогики сотрудничества. В своих публичных выступлениях перед педагогами он неоднократно подчеркивал необходимость молодому учителю учиться у своих более опытных коллег. Отмечал также настоятельную потребность в транслировании своего опыта. Ш. А. Амонашвили не использовал термин «наставничество», но обращал внимание на необходимость введения молодого учителя в школьную жизнь.

Наставничество выходит за рамки традиционного формального обучения, оно реализуется на личностном уровне, личном примере, которые демонстрирует наставник не специально, а в повседневной работе. Причем здесь важна не только профессиональная парадигма, но и примеры гражданской позиции и активности. Не менее важным вопросом является коммуникативная сторона взаимодействия обучающегося и наставника, так же как и молодого специалиста и наставника. Об этом писала в своем исследовании О. Б. Сапож-никова, которая провела сравнительный анализ коммуникативных способностей у действующих педагогов дошкольных образовательных организаций и обучающихся. В исследовании выделены причины, мешающие успешной

3 Макаренко А. С. Книга для родителей // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/deti/ kniga-dlya-roditelej-makarenko (дата обращения: 29.07.2022).

коммуникации обучающихся, среди которых отмечается эмоциональная депри-вация, различные социальные изменения и т. д. [14]. Наставничество может нивелировать эти дефициты в коммуникативном взаимодействии как обучающегося, так и молодого специалиста.

В вопросе организации педагогической практики следует относиться к этому именно как к наставничеству. Ведь приходя в образовательное учреждение, студенты сталкиваются подчас с теми же проблемами, что и молодые специалисты.

В наставничестве выделяется три участника: администрация, наставник, подопечный, которые отличаются и задачами, и ролями в педагогическом процессе. Для успешной организации наставничества необходимо активное взаимодействие всех участников на всех этапах взаимодействия.

На подготовительном (иногда на адаптационном) этапе администрации и педагогам необходимо ознакомиться с правовой документацией, касающейся организации педагогической практики в соответствии с новым поколением федеральных государственных образовательных стандартов СПО4 и с приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»5, а также с планом предстоящей практики. Администрация определяет круг педагогов, которым предлагается стать наставниками студентов. Некоторые образовательные организации, представляющие свой опыт на образовательных порталах6, обозначают даже должностную инструкцию наставника, разработанную в организации. Здесь стоит обозначить, что данная роль может быть обязательной или желательной. Конечно, наиболее эффективно наставничество осуществляется по взаимному желанию.

В самом начале практического (по некоторым источникам, основного) этапа представители администрации должны не только обеспечить оформление взаимодействия образовательных организаций, но и подобрать персоналии наставников или кураторов. На первых порах наставничество носит обязательный характер, однако с приобретением опыта, после нескольких посещений, а особенно для преддипломной практики вполне допустим выбор наставника

4 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование // Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1351 (ред. от 13.07.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34898) // КонсультантПлюс. URL: https://igtk.ru/images/doc/prikaz-fgos-1351-27102014_red-13072021.pdf (дата обращения: 29.07.2022).

5 Гарант. URL: http://base.garant.ru/70399594 (дата обращения: 30.07.2022).

6 Молчанова И. А. Опыт работы по организации наставничества воспитателя в ДОУ // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raz-noe/2022/02/21/opyt-raboty-po-organizatsii-nastavnichestva-vospitatelya-v-dou (дата обращения: 29.07.2022).

со стороны студента. Некоторые педагоги на образовательных форумах обращают внимание на желательность учета личностных качеств участников. Этого можно достичь при участии психолога образовательной организации. Учитывая возраст обучающихся, администрация должна познакомить их с образовательным учреждением, коллективом, основными локациями и правилами организации работы и поведения. Далее представители администрации вместе с наставниками стараются включить студентов в жизнь образовательной организации, группы или класса с учетом их возможностей и пожеланий. Это и обращение за помощью, и участие в актуальных мероприятиях. Первоначально такое взаимодействие носит, как правило, эмоциональный характер, но позволяет воздействовать на чувства обучающихся, показать наиболее яркую, насыщенную сторону педагогической деятельности.

В ходе производственной практики важно добиться совместной деятельности наставника и студента. Педагогу следует отказаться от решения вопросов и проблем за студента, от равнодушия, показать свою заинтересованность в успехе. Тем более что большинство источников, представивших свой успешный опыт организации наставничества в образовании, говорит не только о профессиональном, но и о личностном росте. При организации педагогической практики критерии оценивания эффективности работы наставника несколько иные. Образовательная организация и наставник далеко не всегда могут наблюдать динамику профессионального и личностного роста в силу смены образовательных учреждений для базы практики.

В любом случае важно научить обучающихся умению анализировать свою деятельность [1]. Для этого можно предложить отмечать свои успехи и трудности. Основой может служить аттестационный лист, где выделенные умения анализируются с точки зрения наличия трудностей.

В таблице 1 приведен пример аттестационного листа по производственной практике ПП.02.02 «Летняя педагогическая» (ПМ.02) по специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование», в котором выделены отдельные виды деятельности и степени овладения ими.

Таблица 1

Профессиональные компетенции (код, название) Освоено Конспект (К) Организация Умения (У) + / -

(О) К О У

ПК 2.2. Организовывать игровую

и продуктивную деятельность:

рисование

лепка

аппликация

конструирование

посильный труд и самообслуживание

общение детей раннего и дошкольно-

го возраста

В аттестационном листе предполагается обращать внимание на трудности или отсутствие таковых при создании конспекта, в организации мероприятия, а также на наличие/отсутствие практического умения — владение той или иной продуктивной техникой, умение обращаться с той или иной аппаратурой и т. д.

Избегая обозначений несостоятельности, можно предлагать подопечным на основе самоанализа или самоощущения определить, где и какая помощь им требуется. В отличие от молодых специалистов, практиканты, учитывая возрастные особенности, не всегда готовы и/или могут самостоятельно определить проблему.

Таким образом, совместив усилия преподавателей и наставников из образовательной организации, на базе которой организуется производственная педагогическая практика, можно более эффективно подготовить молодого специалиста к производственной деятельности.

Список источников

1. Бермус, А. Г. Практическая педагогика: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

2. Богданова, Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии // Сурдопсихология: учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.

3. Воробьева, Н. А. Трансформация подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 1 (1). С. 8-18.

4. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов // РАНХиГС. URL: https://firo.ranepa.ru/nauka/nauchnye-tsentry/tsentr-sotsializatsii-i-personalizatsii-obrazo-vaniya-detej/uspeshniy-pedagog-kachestvennoye-obrazovaniye/991-individualnaya-pro-gramma-razvitiya-i-sistema-nastavnichestva-kak-instrumenty-narashchivaniya-professio-nalnykh-kompetentsij-pedagogov (дата обращения: 29.07.2022).

5. Ичетовкина, Н. М. Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии // Образование и воспитание. 2015. № 5 (5). С. 12-14.

6. Лидхем, М., Парслоу, Э. Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Библос, 2020. 410 с.

7. Макаренко, А. С. Книга для родителей // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/ deti/kniga-dlya-roditelej-makarenko (дата обращения: 29.07.2022).

8. Молчанова, И. А. Опыт работы по организации наставничества воспитателя в ДОУ // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/dets-kiy-sad/raznoe/2022/02/21/opyt-raboty-po-organizatsii-nastavnichestva-vospitatelya-v-dou (дата обращения: 29.07.2022).

9. Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. 720 с.

10. Наставничество. Дань моде или реальная необходимость? // Преемственность в образовании. URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/31-2012-god/2112012/tekh-nologii-ot-detskogo-sada-do-vuza/243-nastavnichestvo-dan-mode-ili-realnaya-neobkhodi-most (дата обращения: 30.07.2022).

11. Национальная программа «Образование» // Система управления государством. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 30.07.2022).

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70399594 (дата обращения: 30.07.2022).

13. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207010040 (дата обращения: 30.07.2022).

14. Сапожникова, О. Б. Вопросы коммуникативных способностей в системе подготовки педагогических работников в системе среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 2 (2). С. 57-68.

15. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина. М.: Прогресс, 1987. 382 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование // Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1351 (ред. от 13 июля 2021 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2014 г. № 34898) // Консуль-тантПлюс. URL: https://igtk.ru/images/doc/prikaz-fgos-1351-27102014_red-13072021. pdf (дата обращения: 29.07.2022).

References

1. Bermus, A. G. (2020). Practical pedagogy. Study guide. Moscow: Yurayt. 128 p. (In Russ.).

2. Bogdanova, T. G. (2019). Fundamentals of special pedagogy and special psychology. Surdopsihologiya. Textbook for secondary vocational education. Moscow: Yurayt. 236 p. (In Russ.).

3. Vorobyeva, N. A. (2022). Transformation of approaches to teacher training at the level of secondary vocational education. MCU Journal of Modern College, 1(1), 8-18. (In Russ.).

4. RANHiGS (2022, July 7). Individual development program and mentoring system as tools for building professional competencies of teachers. (In Russ.). Retrieved July 7, 2022 from https://firo.ranepa.ru/nauka/nauchnye-tsentry/tsentr-sotsializatsii-i-personal-izatsii-obrazovaniya-detej/uspeshniy-pedagog-kachestvennoye-obrazovaniye/991-individ-ualnaya-programma-razvitiya-i-sistema-nastavnichestva-kak-instrumenty-narashchivani-ya-professionalnykh-kompetentsij-pedagogov

5. Ichetovkina, N. M. (2015). K. D. Ushinsky's ideas in the study of the phenomenon of classroom mentoring in the Russian pre-revolutionary gymnasium. Education and upbringing, 5(5), 12-14. (In Russ.).

6. Lidham, M., & Parslow, E. (2020). Coaching and mentoring. Practical methods of training and development (3rd ed., revised and expanded). Moscow: Byblos. 410 р. (In Russ.).

7. Makarenko, A. S. (2022, July 7). Book for parents. The Abc of Faith. (In Russ.). Retrieved July 7, 2022 from https://azbyka.ru/deti/kniga-dlya-roditelej-makarenko

8. Molchanova, I. A. (2022, July 29). Work experience in the organization of mentoring of a teacher in a preschool institution. Educational Social Network nsportal.ru. (In Russ.). Retrieved July 29, 2022 from https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/02/21/ opyt-raboty-po-organizatsii-nastavnichestva-vospitatelya-v-dou

9. Tokarev, S. A. (Ed.) (1992). Myths of the peoples of the world. Moscow: Soviet Encyclopedia. Vol. 2. 720 p. (In Russ.).

10. Continuity in education (2022, July 30). Mentoring. A fashion tribute or a real necessity? (In Russ.). Retrieved July 30, 2022 from http://journal.preemstvennost.ru/ arkhiv/31-2012-god/2112012/tekhnologii-ot-detskogo-sada-do-vuza/243-nastavnichest-vo-dan-mode-ili-realnaya-neobkhodimost

11. State management system (2022, July 30). National Program «Education». (In Russ.). Retrieved July 30, 2022 from https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsio-nalnyy-proekt-obrazovanie

12. Guarantor (2022, July 30). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 291 dated 2013, April 18 «On approval of the Regulations on the practice of students mastering the basic professional educational programs of secondary vocational education». (In Russ.). Retrieved July 30, 2022 from http://base.garant. ru/70399594

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Official Internet portal of legal information (2022, July 30). Decree of the Government of the Russian Federation dated 2022, June 24 No. 1688-r «On approval of the Concept of teacher training for the education system for the period up to 2030». (In Russ.). Retrieved July 30, 2022 from http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207010040

14. Sapozhnikova, O. B. (2022). Issues of communicative abilities in the system of training teachers in the system of secondary vocational education. MCU Journal of Modern College, 2 (2), 57-68. (In Russ.).

15. Sukhomlinsky, V. A. (1987). The birth of a citizen. Moscow: Progress. 382 p. (In Russ.).

16. ConsultantPlus (2022, July 29). Federal State educational standard of secondary vocational education in the specialty 44.02.01 Preschool education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 2014, October 27 No. 1351 (ed. dated 2021, July 13) «On approval of the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 44.02.01 Preschool education» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 2014, November 24 No. 34898). (In Russ.). Retrieved July 29, 2022 from https://igtk.ru/images/doc/prikaz-fgos-1351-27102014_red-13072021.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.