СПО: история и современность
SPO: History and Modernity
УДК 37.01
DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.7
Д. Д. Берестова^, Л. В. Строганова^
о Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] (2) Российская макаренковская ассоциация, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
К. Д. Ушинский: современное прочтение наследия классика педагогики
Аннотация. В статье предпринята попытка систематизировать и обобщить основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским, в контексте современных реалий системы отечественного образования и государственной политики в сфере образования. Авторами проведен исторический анализ ключевых постулатов ученого. Затронут вопрос духовно-нравственного воспитания, а также системы развивающего обучения. В статье отмечается значение неразрывности обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития ребенка. Подчеркивается роль педагогической теории и практики в концепции К. Д. Ушинского. Авторами обозначена актуальность идей К. Д. Ушинского в современном образовании. Статья написана к 200-летнему юбилею великого русского педагога.
Цель исследования: проведение историко-педагогического анализа педагогической системы К. Д. Ушинского для обоснования необходимости развития его идей в современной педагогической науке.
Методы и методология. В основу настоящего исследования положена методология историко-педагогического анализа, в соответствии с которой нами были использованы методы анализа ряда научных публикаций, монографий, пособий. Применены хронологический, ретроспективный и сравнительный методы.
Основные результаты исследования. Систематизированы и обобщены основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским, в контексте современной политики Российской Федерации в сфере образования.
© Берестова Д. Д., Строганова Л. В., 2023
Научная новизна. Авторы предлагают целостную систему рассмотрения ключевых идей К. Д. Ушинского в контексте неразрывности воспитания и обучения, а также педагогической теории и практики.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в конструировании содержания и технологий работы с обучающимися на основе идей К. Д. Ушинского на уровне школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования в процессе подготовки современных педагогических кадров.
Ключевые слова: педагогика; воспитание; обучение; история педагогики. UDC 37.01
DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.7
D. D. Berestova^, L. V. Stroganova(2
w Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected] Russian Makarenkov Association, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
K. D. Ushinsky:
a modern interpretation of the heritage of the classic of pedagogy
Abstract. The article attempts to systematize and generalize the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky in the context of modern realities of the domestic education system and state policy in the field of education. The author describes in detail the purpose, research methods, the methodological basis of the article is indicated. A brief historical analysis of the fundamental postulates of the scientist is carried out. The issue of spiritual and moral education, as well as the system of developmental education, is touched upon. The article notes the importance of the continuity of education and upbringing as the basis for the comprehensive development of the child. The role of pedagogical theory and practice in the concept of K. D. Ushinsky is also noted. The author made an attempt to indicate the relevance of the ideas of K. D. Ushinsky in modern education. The article was written for the 200th anniversary of the great Russian teacher.
The purpose of this study is the historical and pedagogical analysis of the concept of K. D. Ushinsky and substantiate the relevance of his ideas in modern pedagogical science.
Methodology and methods. The present study is based on the methodology of historical and pedagogical analysis, in accordance with which we used the methods of analyzing a number of scientific publications, monographs, manuals. Our study also used the method of generalization, chronological, retrospective and comparative methods. The main results of the study: the article systematizes and summarizes the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky.
The main results of the study. The article systematizes and summarizes the fundamental ideas of education and training proposed by K. D. Ushinsky.
Scientific novelty. The author gives his assessment of the fundamental postulates of K. D. Ushinsky, analyzes the issue of the continuity of pedagogical theory and practice, as well as education and training.
Practical relevance. The integral system of pedagogical knowledge and principles developed by K. D. Ushinsky does not lose its relevance today. The ideas proposed by K. D. Ushinsky have a significant impact on the modern education system: both at the level of school and secondary and higher professional education. The results of the study can be used by practicing teachers in designing the content and technologies of working with students based on the ideas of K. D. Ushinsky.
Keywords: pedagogy; education; training; history of pedagogy.
Хотя идеи К. Д. Ушинского, основоположника дореволюционной педагогики, в нашем сознании чаще воспринимаются как педагогический памятник, уже стало привычным, а может, даже и модным, сравнивать их с нашей действительностью [5]. И все-таки нам бы хотелось разобраться, какие мысли великого педагога наиболее актуально звучат сегодня.
Сначала об эпохе, определившей его социально-педагогические взгляды. «Ушинский жил и творил в эпоху "великих реформ" 1860-х годов. Тогда мы видим глубочайшие, поистине тектонические сдвиги в политическом и социально-экономическом устройстве российской жизни, видим раскрепощение личности и общества, их деятельности и самосознания»1. Но вряд ли кто-то может усомниться, что и сегодня Россия стоит на пороге больших изменений, а значит, идеи Константина Дмитриевича снова могут служить ориентиром в построении нового, справедливого, просвещенного и высококультурного общества.
В своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он пишет: «Все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека»2, именно К. Д. Ушинский доказал, что главная цель и ценность образования — человек, и его «Педагогическая антропология» предполагалась именно для психолого-педагогического обоснования образования, ориентированного на воспитание человека «во всех отношениях» [14, с. 16]. В условиях модернизации начального образования, его вариативности, ярко выраженной гетерогенности школы, выражающейся не только в разных стартовых возможностях первоклассников, но и в остальных инклюзивных проблемах детей с особыми образовательными потребностями, детей с опытом миграции, с особенностями здоровья, одаренных детей, высказанные К. Д. Ушинским мысли оказались очень полезными. Современный учитель крайне нуждается в знаниях о предмете воспитания, об особенностях своих учеников, так как в стране уже достаточно развиты инклюзивные школы и классы (дети различных категорий вместе проходят обучение),
1 Ушинский и современность. Педагогическое наследие без купюр и цензуры // Учительская газета. 2005. № 42. URL: https://ug.ru/ushinskij-i-sovremennost-pedagogicheskoe-nasledie-bez-kupyur-i-czenzury/ (дата обращения: 06.01.2023).
2 Там же.
в которых воспитание также остается неотъемлемой частью педагогического процесса, а в начальной школе составляет его основу, является кропотливой и штучной работой [4, с. 20-25]. Это и есть воплощение в жизнь великой гуманистической идеи Ушинского, согласно которой ученик перестал быть лишь объектом воздействия. Идея, ставшая антиподом авторитарной педагогики, и в наши дни противостоит ее традициям.
Не менее значима сегодня идея К. Д. Ушинского о деятельностном подходе в образовании и его развивающей направленности. Учебные книги для детей, педагогов и родителей «Детский мир» и «Родное слово» служат примером реализации этого подхода. К. Д. Ушинский не раз отмечал, что развитие личности становится результатом активной деятельности педагога, поскольку основным фактором и фундаментом развития выступает осмысленная деятельность ребенка, формируется его внутренний мир, его творческое начало. Из этого можно сделать обоснованный вывод, что К. Д. Ушинский — один из основоположников развивающей деятельностной педагогики, заложивший ее основы. Однако следует отметить, что и ныне далеко не все учителя осознают значимость этих идей.
Весьма актуален в современной системе образования обоснованный К. Д. Ушинским принцип народности воспитания, основанный на двух постулатах:
- доступность системы образования для всего народа;
- воспитание и образование личности должно опираться на те национальные традиции, культуру, к которой принадлежит человек, а также на национальные потребности страны. В своей статье «О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинский делает одно убедительное сравнение: «Воспитание... прежде всего обращается к характеру человека; а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность. Можно ли и должно ли разрабатывать эти различные почвы одними и теми же орудиями?..» [11, с. 52].
В настоящее время сформулированная таким образом идея как никогда актуальна. Современная образовательная политика претерпевает существенные изменения, и мы являемся свидетелями того, как исчезает из нормативных документов необоснованно появившееся в них понятие «образовательные услуги», делающее его (образование) по определению не для всех доступным. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что процессы воспитания и образования не могут быть услугами. «Образование — это та сфера, которая не может быть экономически выгодной. Как экономически выгодной не может быть армия. За армию нужно платить для того, чтобы обеспечить безопасность. Чтобы сохранить свой нравственный, духовный генотип, нужно платить за образование всему обществу. Для этого мы и налоги отчисляем»3, — сказал он. Также он уверен, что неправильно относиться к школе как к рыночной услуге
3 Общество должно платить за образование, убежден патриарх Кирилл // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20101011/284234950.html (дата обращения: 25.12.2022).
и считать, что рыночные принципы должны регулировать работу в учебных организациях. «Школа формирует образ и личность. Нельзя закрывать сельские школы только потому, что укрупнение школ приведет к экономической выгоде», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл4.
Как же обстоят дела в самой школе? К. Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» сетовал: «Только русский..., изумляя иностранца своим безукоризненным выговором на иностранных языках, в то же время часто говорит плохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками, знает подробно историю французской революции и в то же время глубокомысленно задумается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма часто не знает, при какой реке стоит Самара»5. Также он писал: «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить тому, чему обыкновенно учат, чем о том, для чего что-нибудь учится» [11, с. 333]. Давно пора решить вопрос, что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей» [2, с. 103]. В этих отрывках мы видим великого педагога как реформатора отечественной школы.
К. Д. Ушинский предлагает пересмотреть содержание всех наук, всех сведений, «в них полагаемых» [14, с. 332]. Он рекомендует оставлять в учебниках нравственно полезные сведения и выкинуть оттуда все, что может быть интересным лишь узким специалистам. Давайте хотя бы посмотрим на его высказывания по поводу содержания учебников истории. «Если изучение древней истории может подействовать на мой характер и образ мыслей, то может отразиться и в моих поступках. .Должно поставить вопрос другим образом: взглянуть на то, насколько и как действует изучение древней истории на характер и образ мыслей человека и, соображаясь уже с этим, передавать ее события» [14, с. 335]. Далее К. Д. Ушинский конкретизирует, что именно должно быть в учебниках: «Ограничив курс истории только нравственно полезным для человека, дадим место тем необходимым сведениям, которые открыла наука в своем современном состоянии» [14, с. 335]. Насколько остро и современно звучат эти слова! Именно сейчас, в период противостояния западным идеалам и открытому их давлению, преподаванию истории уделяется особое внимание, в школах появились новые дополнительные предметы и курсы внеурочной деятельности, связанные не только с древней, но и с современной историей, знакомящие детей не только с прошлым, но и с теми достижениями, которые в нашей стране есть сегодня. Обязательный характер приобрели занятия с классными руководителями по программе «Разговоры о важном», дающие самое главное — возможность говорить открыто, по душам с теми, кто действительно поймет ребенка и сможет дать правильную оценку происходящему вокруг.
4 Общество должно платить за образование, убежден патриарх Кирилл // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20101011/284234950.html (дата обращения: 25.12.2022).
5 Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Собр. соч. М., 1974. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/90.html (дата обращения: 27.12.2022).
И не случайно возникшие в образовании проблемы стали предметом анализа со стороны президента Российской Федерации В. В. Путина, который обращает внимание именно на изучение истории и еще в 2013 году поставил задачу издать единый правдивый учебник, не искажающий память о нашей прошлой социальной реальности. «Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур»6, — отметил В. В. Путин. «Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам»7, — подчеркнул президент на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года. «Должна быть каноническая версия нашей истории... Если, действительно, мы будем на востоке изучать одну историю, на Урале — вторую, в европейской части — третью, это в целом может разрушать, и наверняка будет разрушать, единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации»8.
Мы помним завет Ушинского о том, что воспитание должно быть народным, чтобы не быть бессильным, но в то же время являемся свидетелями того, как предпринимались попытки выстроить нашу отечественную систему образования по заморским образцам. Хотя полтора века назад К. Д. Ушин-ский предупреждал: «В деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу» [11, с. 47]. Его слова в статье «О народности в общественном воспитании» должны были стать аксиомой навсегда: «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным» [12, с. 130]. А это означает, что нельзя переносить механически опыт Запада на русскую почву. Навязанный нам единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой смесь худших образцов западной образовательной системы, тестирование по поводу и без повода. И особый удар в образовательной системе сегодня нанесен в вопросе подготовки педагогических кадров, потому что произошло формальное включение в Болонскую систему и реформу высшего образования. Хотя в Европе, откуда взят этот образец, все выстроено по-другому. Заслуженный учитель Российской Федерации, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург отмечает, что «мы позаимствовали систему бакалавриата и магистратуры, в результате в школу приходит выпускница филфака, которая еще сама делает ошибки и говорит при этом, что ей это не интересно, потому что она идет в магистратуру учиться на психолога. В этом случае она и филологом не стала, и психологом
6 Путин поручил создать единый учебник истории // Известия. URL: https://iz.ru/ news/545274 (дата обращения: 12.12.2022).
7 Там же.
8 Конференция Общероссийского народного фронта // Президент России. URL: http:// kremlin.ru>events/president/transcripts/copy/17767 (дата обращения: 12.12.2022).
за два года она не станет, получится полуфабрикат»9. «Удар нанесен ситуацией с закрытием педагогических вузов, которые сливают с классическими университетами. Надо понимать, что учитель физики — это не просто учитель, а специалист по ребенку, то же самое и историк, и любой другой учитель. А классический университет таких педагогов не готовит. Значит, мы не будем иметь приличных педагогических кадров»10, — высказывает свои опасения Е. А. Ямбург. Вместе с ним мы также считаем, что проблема сегодня еще и в том, что учебные заведения, готовящие педагогические кадры, не имеют возможности выбирать лучших студентов, чаще вынуждены принимать тех, кто не прошел испытания на другие, более престижные специальности, и в этом косвенно тоже вина ЕГЭ.
Не иначе как философско-политическими можно назвать «Письма о воспитании наследника русского престола» К. Д. Ушинского. В них он открыто хочет повлиять на социальную и политическую ситуацию в России через формирование убеждений будущего русского монарха цесаревича Николая Александровича [1, с. 23-24]. Называя дело воспитания важным и святым, решительным и непоправимым, он рассуждает так, как будто живет сегодня: «Мы до сих пор пользовались иноземными убеждениями, зато мы и меняли их легко, зато они и прививались к нам плохо и приносили мало существенной пользы. Но в настоящее время Западная Европа дала нам страшный урок: тысячи ее убеждений сразились и рассыпались как прах. Теперь нам, к счастью или к несчастью, но уже нечему подражать: где за границей мы найдем убеждение, которое мы могли бы признать своим?» [13, с. 136]. Далее педагог развивает свою мысль: «А идти вперед необходимо, необходимо не только потому, что ход назад государственного организма есть его разрушение, но и потому, что позади в истории России нет ничего, к чему бы желательно было воротиться. В настоящее время все с лихорадочным нетерпением требуют улучшений и преобразований по всем частям. И весьма ошибочно было бы рассчитывать на спокойствие от такого задавливания требований народа. Таким образом, мне кажется, трудно не видеть, что благоденствие России. заключается не в остановке ее развития и не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания угнаться за Западом» [13, с. 136-137].
И последнее, К. Д. Ушинский смело ставит вопрос об экономике образования. Он заявляет, что вложения в образование — «самым производительным образом затраченный капитал, оживляющий все прочие капиталы» [13, с. 42]. Тем самым первым в России и почти за столетие до появления в мире теории человеческого капитала он поставил вопрос о необходимости и важности
9 Евгений Ямбург: Школа будущего — школа реалистичная // Учительская газета. 2022. № 48. URL: https://ug.ru/evgenij-yamburg-shkola-budushhego-shkola-realistichnaya/?ysclid=lc22tsata 3812959416 (дата обращения: 06.01.2023).
10 Там же.
подготовки учителя, что именно его знания, ответственное отношение к делу, любовь к Отечеству станут тем самым важным ресурсом, который нужен стране; учитель сможет разбудить все силы, весь потенциал своего ученика. А значит, не уставы, инструкции и программы нужны главному воспитателю в школе — это дело второстепенное, писал К. Д. Ушинский, главное — это воспитание его характера, его личности. Е. А. Ямбург же говорит сегодня, что «реформы переживает не образование, а экономика образования. Это разные вещи... Есть такое наивное материалистическое убеждение, что, если мы перейдем на новые способы стимулирования работы учителя, если мы закупим достаточное количество интерактивных досок, что-то изменится. Это заблуждение»11. Опытные педагоги и сегодня правильно понимают призыв К. Д. Ушинского, а именно то, что школа должна быть местом, где в первую очередь идет «образование души» — воспитание, а не «образование ума» — обучение [1, с. 40].
Константин Дмитриевич, заботясь о создании русской народной школы, постоянно убеждал власть, что «устройство хороших народных школ есть самая выгодная, самая прочная и основная финансовая операция, потому что хорошая народная школа открывает самые источники народного богатства, извлекая. живую воду из бесчувственного камня. Она увеличивает умственный и нравственный капитал народа, именно тот капитал, который приносит более всего даже денежных процентов и без которого все прочие капиталы остаются мертвыми» [13, с. 42]. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что наше правительство это осознает. И в данном вопросе, как будто живой, нас снова наставляет классик: «Еще недавно мы старались во всем подражать иностранцам; теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования — черту уважения к своему отечеству. Не мешало бы нам занять ее не затем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей родины» [13, с. 100].
Все больше средств вкладывается в наши дни в образование, строятся современные школы с прекрасным оборудованием, острее ставится вопрос о статусе педагога и его финансовом обеспечении. Государство и общество начинают осознавать, «что только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовать характер» [11, с. 47]. А кто эта личность? — Педагог! «Никакие технологии не могут заменить хорошего педагога», «никакие новые технологии не смогут заменить живое общение с учителем»12, — каждый раз подчеркивает на заседаниях президент В. В. Путин. Конечно, сегодня информационно-коммуникационные технологии — одно из приоритетных направлений, обеспечивающих модернизацию образования. Однако Е. А. Ямбург очень
11 Евгений Ямбург: Школа будущего — школа реалистичная // Учительская газета. 2022. № 48. URL: https://ug.ru/evgenij-yamburg-shkola-budushhego-shkola-realistichnaya/?ysclid=lc22tsata 3812959416 (дата обращения: 06.01.2023).
12 Путин: никакие технологии не заменят живое общение с учителем // Смотрим. URL: https://smotrim.ru/article/2622478 (дата обращения: 25.12.2022).
четко подметил, что «информационные технологии — это всего-навсего сервис, очень удобный, но сервис. Нечего с ним носиться, как с бантиком для коровы. Впереди все равно должны идти педагогические технологии»13. К. Д. Ушинский, безусловно, прав, говоря, что вкладывать нужно, прежде всего, в учителей. Особое внимание он уделял именно их практической подготовке.
Изучение трудов великого педагога составляет основу дисциплины «Педагогика». Накануне двухсотлетнего юбилея Константина Дмитриевича будущим учителям начальных классов было предложено творческое задание написать эссе, аналитическое рассуждение по его цитатам или письмо великому педагогу и ответить на вопрос: «Какой учитель нужен современной школе?»
Обратимся к некоторым из них. Одна из студенток, проанализировав «Проект учительской семинарии» К. Д. Ушинского, полностью соглашается с классиком, что учитель начальной школы должен обладать различными практическими навыками: иметь познания не только в истории, естественных науках, но «кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно, и. даже петь» [13, с. 50].
Заслуживают внимания рассуждения студентов, связанные с вопросом о женском образовании. Авторы выражают благодарность Константину Дмитриевичу, стоявшему у истоков женского образования. Это огромный шаг вперед. Однако они высказывают озабоченность тем, что в настоящее время в российских школах преимущественно однополая педагогика, что, несомненно, отражается на воспитании будущих мужчин.
Чувствуется большой интерес, проявленный студентами при анализе учебных книг К. Д. Ушинского. Они восхищаются тем, как он мог в те далекие годы разработать такие доступные наглядные пособия, которые с увлечением можно смотреть и читать современным детям. Многие заметили, что учителя и сегодня по ним работают.
Особое место в работах студентов занимают мысли о патриотизме. Ведь сам классик хотел сделать как можно больше для своего отечества. «Встает вопрос, — пишет Мария С., — а все ли наши граждане заботятся о нашей стране или только ждут милости от природы?». «Когда читаешь произведения Ушинского, понимаешь, что все его мысли и высказывания созвучны времени», — констатирует Мария С.
Студенты признаются, что получили огромное удовлетворение, познакомившись с поистине золотым фондом российской педагогики. «Нам, будущим учителям, — утверждает Татьяна А., — есть еще о чем подумать и поразмышлять».
«Очень благодарна Константину Дмитриевичу за его вклад в педагогику, а также за его труд. После подробного изучения биографии и трудов Ушинского я была потрясена и испытывала нереальное вдохновение, еще больше
13 Евгений Ямбург: Школа будущего — школа реалистичная // Учительская газета. 2022. № 48. URL: https://ug.ru/evgenij-yamburg-shkola-budushhego-shkola-realistichnaya/?ysclid=lc22tsata 3812959416 (дата обращения: 06.01.2023).
утвердившись в желании связать свою жизнь с педагогикой и детьми», — делится сокровенным Полина М.
«Для меня примером самого лучшего учителя, педагога и просто Человека теперь есть и будет уже всегда Константин Дмитриевич Ушинский», — заявляет Анастасия К.
«Считаю, что Ваши взгляды и идеи актуальны и в настоящее время. За это я хочу выразить Вам огромное уважение и благодарность. Благодаря Вам я поняла, каким учителем я хочу быть, именно поэтому сейчас у меня есть четкая цель, которую я обязательно достигну», — выражает признательность классику педагогики Марина Р.
«Я уверена, что если бы Константин Дмитриевич жил в современном мире и ему задали бы вопрос о том, какой учитель нужен школе сегодня, то он бы не стал менять своих прежних взглядов и идей, а лишь процитировал бы свои слова, сказанные много лет назад. Учителю важно знать свое дело, четко представлять цель педагогической деятельности, иметь высокую практическую подготовку, владеть методикой обучения и воспитания, уметь излагать свои знания и точно быть не только хорошим преподавателем, но и не менее умелым воспитателем», — заключает студентка педагогического колледжа Елизавета П.
«Если Ушинский пишет, что "никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания...", то эти мысли особенно заставляют задуматься нас сейчас, в век компьютеризации, когда, на мой взгляд, важно разумно соотнести степень вовлечения цифровых возможностей в процесс обучения и воспитания детей. Было бы интересно узнать Ваше мнение по этому вопросу, если бы Вы могли попасть в наше время», — обращается к Ушинскому Эльвира М.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть созвучность времени и живую востребованность идей Ушинского. Советский педагог и психолог П. П. Блон-ский, первым обратив внимание на важность и значимость в современном мире трудов великого педагога, в 1914 году писал: «Сейчас, именно сейчас, в переживаемые нами дни, нам, русским педагогам, идеалы Ушинского должны быть особенно заветны, и сейчас более, чем когда-либо, нам время осуществить, реализовать его наследие вполне.» [12, с. 10]. Кажется, и сегодня эти слова не потеряли остроты и актуальности.
В настоящий момент отечественную систему образования ожидают серьезные преобразования. Из Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»14 будет исключено понятие «образовательные услуги»; снижается бюрократическая нагрузка на учителей. В школы возвращается практика трудового воспитания, то есть ставится задача выработать у детей должное отношение к труду, что очень важно для формирования
14 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.04.2023).
молодого поколения, уважающего продукты труда и людей труда. Разработаны и новые стандарты среднего профессионального образования (65 % выпускников 9-х классов поступают в колледжи), и эти стандарты предполагают опору на практику. И, конечно, поднимается вопрос о повышении социального статуса учителя, дело которого, бесспорно, является очень важным.
Так связаны ли идеи Константина Дмитриевича Ушинского с современными реалиями развития нашего образования и государства в целом? Ответ очевиден.
Список источников
1. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 270 с.
2. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 232 с.
3. Евгений Ямбург: Школа будущего — школа реалистичная // Учительская газета. 2012. № 48. URL: https://ug.ru/evgenij-yamburg-shkola-budushhego-shkola-realistichnaya/?ysclid=lc22tsata3812959416 (дата обращения: 27.12.2022).
4. Землянская Е. Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 251 с. (Высшее образование).
5. К. Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Е. П. Белозер-цев, С. Б. Каменецкая, Н. И. Лифинцева и др.; под общ. ред. Е. П. Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994. 189 с.
6. Конференция Общероссийского народного фронта [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru>events/president/transcripts/copy/17767 (дата обращения: 12.12.2022).
7. Общество должно платить за образование, убежден патриарх Кирилл [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20101011/284234950.html (дата обращения: 25.12.2022).
8. Путин поручил создать единый учебник истории [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/news/545274 (дата обращения: 12.12.2022).
9. Путин: никакие технологии не заменят живое общение с учителем [Электронный ресурс] // Смотрим. URL: https://smotrim.ru/article/2622478 (дата обращения: 25.12.2022).
10. Ушинский и современность. Педагогическое наследие без купюр и цензуры [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2005. № 42. URL: https://ug.ru/ushinskij-i-sovremennost-pedagogicheskoe-nasledie-bez-kupyur-i-czenzury/ (дата обращения: 27.12.2022).
11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2 / под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюкова, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974.
12. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепров. М.: Дрофа, 2005. 640 c.
13. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К. Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепров. М.: Дрофа, 2005. 447 c.
14. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепров. М.: Дрофа, 2005. 560 c.
15. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими [Электронный ресурс] // Собр. соч. М., 1974. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/90.html (дата обращения: 27.12.2022).
References
1. Goncharov, N. K. (1974). Pedagogical system of K. D. Ushinsky. Moscow: Pedagogy. 270 p. (In Russ.).
2. Dneprov, E. D. (2007). Ushinsky and modernity. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. 232 p. (In Russ.).
3. Evgeny Yamburg: School of the future - realistic school. (2012). Teacher's newspaper. 2012. № 48. (In Russ.). Retrieved from https://ug.ru/evgenij-yamburg-shkola-budush-hego-shkola-realistichnaya/?ysclid=lc22tsata3812959416
4. Zemlyanskaya, E. N. (2023). Pedagogy of primary education. Textbook and workshop for universities. 2nd ed., reprint. and additional. Moscow: Yurayt. 251 p. (Higher education). (In Russ.).
5. Belozertsev, E. P., Kamenetskaya, S. B., Lifintseva, N. I., et al. (1994). Under the general editorship of E. P. Belozertsev. K. D. Ushinsky and the Russian school: Conversations about the great teacher. Moscow: Roman-gazeta. 189 p. (In Russ.).
6. Conference of the All-Russian Popular Front. President of Russia. (In Russ.). Retrieved from http://kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/17767
7. Society should pay for education, Patriarch Kirill is convinced. (n. d.). RIA Novosti. (In Russ.). Retrieved from https://ria.ru/20101011/284234950.html
8. Putin instructed to create a unified history textbook. (n. d.). Izvestia. (In Russ.). Retrieved from https://iz.ru/news/545274
9. Putin: no technology will replace live communication with a teacher. (n. d.). Look. (In Russ.). Retrieved from https://smotrim.ru/article/2622478
10. Ushinsky and modernity. Pedagogical heritage without notes and censorship. (2005). Uchitelskaya gazeta. 2005. No. 42. (In Russ.). Retrieved from https://ug.ru/ush-inskij-i-sovremennost-pedagogicheskoe-nasledie-bez-kupyur-i-czenzury/
11. Ushinsky, K. D. (1974). Selected pedagogical works. Vol. 1-2. Edited by A. I. Pisku-nov, G. S. Kostyukov, D. O. Lordkipanidze, M. F. Shabaeva. M.: Pedagogy. (In Russ.).
12. Ushinsky, K. D. (2005). Selected works: in 4 books. Book 1: Problems of pedagogy. K. D. Ushinsky; comp., auth. introductory article, note. and comment. E. D. Dneprov. Moscow: Bustard. 640 p. (In Russ.).
13. Ushinsky, K. D. (2005). Selected works: in 4 books. Book 2: Russian school. K. D. Ushinsky; comp., auth. introductory article, note. and comment. E. D. Dneprov. Moscow: Bustard. 447 p. (In Russ.).
14. Ushinsky, K. D. (2005). Selected works: in 4 books. Book 3: Man as an object of education. The experience of pedagogical anthropology. K. D. Ushinsky; comp., author. introductory article, note. Russian Russian and comment. E. D. Dneprov. Moscow: Bustard. 560 p. (In Russ.).
15. Ushinsky, K. D. (1974). On the need to make Russian schools Russian. Collected works. Moscow. (In Russ.). Retrieved from http://www.biografia.ru/arhiv/90.html