УДК 930
DOI: 10.18384/2310-676X-2023-2-27-32
ЗНАЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фукс А. Н, Ковригин В. В.
Государственный университет просвещения
141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Цель. Рассмотреть значение наследия трудов К. Д. Ушинского для развития системы российского образования, влияние педагогической мысли великого русского педагога на современную школу в условиях серьёзных внешних и внутренних вызовов.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляют материалы ретроспективного взгляда авторов на творчество и наследие К. Д. Ушинского. Результаты. По итогам исследования сделан вывод о резком повышении актуальности исследований К. Д. Ушинского в современности в условиях внутренних и внешних вызовов в части национальной школы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области педагогики и образования, школьными учителями при подготовке к урокам.
Ключевые слова: К. Д. Ушинский, педагогика, национальная школа, образование, воспитание
THE SIGNIFICANCE OF K. D. USHINSKY'S LEGACY FOR MODERN HISTORICAL RUSSIAN EDUCATION
A. Fuks, V. Kovrigin
State University of Education
ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract
Aim. To address the significance of the legacy of K. D. Ushinsky's works for the development of the Russian education system as well as to consider the influence of the pedagogical thought of the great Russian teacher on the modern school in the conditions of serious external and internal challenges. Methodology. The main content of the study is the materials of the authors' retrospective view of the work and legacy of K.D. Ushinsky.
Results. According to the results of the study, the authors concluded that the relevance of K.D. Ushinsky's research in modern times has significantly increased in the context of internal and external challenges concerning the national school.
Research implications. The research materials can be used by specialists in the field of pedagogy and education, and by school teachers in preparation for lessons.
Keywords: K. D. Ushinskiy, pedagogy, national school, education, upbringing
© CC BY Фукс А. Н., Ковригин В. В., 2023.
Введение
В 2023 г. мы отмечаем 200-летний юбилей великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, который родился 19 февраля 1823 г. К этому событию приурочен Год педагога и наставника. Это подчёркивает особую значимость педагогического труда. Сегодня как никогда актуальны слова Н. М. Карамзина о том, что история есть великая наставница и поучительница поколений. Этими словами известный русский историк акцентирует значимость исторического знания.
Современная российская школа сегодня сталкивается с серьёзными внешними и внутренними вызовами, что актуализирует историю как инструмент формирования исторического сознания и патриотических чувств подрастающего поколения. Отечественное образование в последние десятилетия проделало большой путь к пониманию того, что бездумное копирование всего зарубежного, особенно западного, далеко не всегда идёт на пользу отечественной педагогике. А ведь об этом ещё полтора столетия назад говорил К. Д. Ушинский.
Жизненный путь и творческое наследие великого русского педагога многообразны. Закончив в 1844 г. юридический факультет Московского университета, он вскоре получил назначение в Демидовский юридический лицей Ярославля исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук. К. Д. Ушинский занимался литературной деятельностью и сотрудничал с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения». В педагогической деятельности и публикациях К. Д. Ушинский особо подчёркивал необходимость нравственного начала отечественного образования [1].
Большую роль в развитии взглядов К. Д. Ушинского сыграла его деятельность в роли инспектора классов Воспитательного общества благородных девиц и Смольного института, где он провёл ряд
преобразований. В практику были введены учебные планы, большее внимание в них стало уделяться рациональным методам обучения и предметам, обеспечивающим связь теории с практикой. В знаменитых работах «Детский мир» и «Родное слово» К. Д. Ушинский излагает свои взгляды на преподавание русского языка, которое должно быть связано с окружающим миром. Изучение родного языка должно быть живым, опирающимся на реальные предметы окружающего мира, а не превращаться в запоминание одних только грамматических конструкций.
Постепенно формируются 10 педагогических принципов К. Д. Ушинского в области педагогики, которые в дальнейшем станут ядром его педагогической концепции: своевременность, постепенность, ограниченность, постоянство, твёрдость усвоения, ясность, самодеятельность учащегося, отсутствие чрезмерной напряжённости и чрезмерной лёгкости, нравственность, полезность. Эти принципы «народной школы» великого русского педагога не только не теряют своего значения, но и приобретают особую актуальность в современных непростых условиях.
В жизни К. Д. Ушинского был период жизни за границей. В 1862 г. из-за неприятия его реформ многими ретроградами в системе образования он был отправлен в отставку с поста руководителя Смольного института, что подорвало его здоровье. В Европу он поехал с целью лечения. Находясь в Швейцарии, большую часть времени он посвящает изучению местного школьного дела. Ушинский отмечает как достоинства, так и недостатки школьной зарубежной системы, особо предупреждая о негативных последствиях копирования европейского опыта на почве русской народной школы. К сожалению, спустя 150 лет эти идеи были забыты, и в 90-е гг. XX в. российская система образования зачастую бездумно начинает подстраиваться под западную. Сегодня настала пора возвращения русской национальной школы [2].
Личность Константина Ушинского можно охарактеризовать как высокообразованную, обладающую острым умом и глубокими знаниями в области педагогики. Его идеи и теории были необычайно передовыми для своего времени, и он внес огромный вклад в развитие образования и науки в России.
Константин Дмитриевич Ушинский был выдающимся общественным деятелем, который внёс значительный вклад в развитие общества и культуры в России: работал в правительственных комитетах, изданиях газет и журналов, организовывал научные конференции и симпозиумы, занимался созданием новых образовательных учреждений, участвовал в разработке программ и методик обучения, проводил научные исследования в области педагогики. Он также являлся членом многих общественных организаций, которые занимались развитием образования и культуры в России.
К. Д. Ушинский также активно участвовал в общественной жизни России, выступая за свободу слова, права на образование и культуру, защищал права простых людей. Он был одним из первых российских общественных деятелей, которые поддерживали идеи свободы и равенства, а также боролись за права женщин. Ушинский был настоящим гуманистом, который понимал, что образование и знания являются основой для развития и благополучия общества.
Кроме того, К. Д. Ушинский был известен своей литературной деятельностью, в т. ч. как писатель, переводчик и издатель. Он издавал множество книг и журналов по различным темам, включая педагогику, философию, литературу и искусство.
В целом общественная деятельность К. Д. Ушинского была многообразной и охватывала множество областей жизни. Он был человеком широких взглядов и интересов, который всегда стремился к улучшению общества и культуры в России. Его идеи и достижения продолжают влиять на современную общественную
деятельность и культуру в России и за её пределами.
Константин Дмитриевич Ушинский умер в 1871 г., оставив после себя богатое наследие в области педагогики и науки. Его идеи и теории до сих пор актуальны и используются в образовательных учреждениях не только в России, но и по всему миру.
К. Д. Ушинский был одним из наиболее значимых педагогов России в XIX в. Его идеи и теории по-прежнему востребованы в нашей современной педагогике и воспитании. Ушинский разработал свою педагогическую концепцию, которая была нацелена на формирование личности ребёнка в соответствии с особенностями его индивидуальности и потребностей.
После смерти Ушинского его идеи и теории продолжали развиваться и совершенствоваться в трудах его последователей. В частности, Л. Н. Толстой, который был близким другом Ушинского, продолжил развивать его идеи в своих педагогических трудах. Толстой выдвинул концепцию свободной школы, которая предусматривала, что ученики должны иметь право выбора, какие знания они хотят получать и в какой форме. Эта концепция была тесно связана с идеями Ушинского: на первое место в процессе обучения выдвигалась индивидуальность ребёнка.
Другим учеником Ушинского был Н. Г. Чернышевский, который также продолжил развивать идеи своего учителя. Чернышевский уделял особое внимание воспитанию моральных качеств учеников и развитию их интеллектуальных способностей.
Важное место в развитии идей Ушин-ского занимает также труд Д. И. Писарева, который считал, что образование должно быть обязательно для всех, а не только для элитных слоёв общества. Он выступал за создание школ для всех слоёв населения, включая детей бедных семей.
Таким образом, идеи и теории К. Д. Ушинского продолжают развивать-
ся в трудах его последователей и современных педагогов. Его наследие до сих пор актуально и является важным ресурсом для развития современной педагогики и образования.
Основные идеи концепции
воспитания детей К. Д. Ушинского
Педагогические идеи К. Д. Ушинско-го были актуальны и в XIX в., и в ХХ в. Можно выделить несколько этапов такого влияния:
1. классно-урочная система (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 15 мая 1934 г.1);
2. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» от 15 мая 1934 г.2;
3. Постановление ЦК КПСС «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» от 20 июня 1972 г.3
Главная цель советской образовательной системы, декларируемая во многих документах той эпохи - формирование гармоничной всесторонне развитой личности. Эта цель соответствует педагогическим взглядам К. Д. Ушинского. Именно он впервые в отечественной педагогике стал говорить о значимости все-
1 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 15 мая 1934 г. // Библиотека нормативно-правовых актов СССР: [сайт]. https://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_3988.htm (дата обращения: 06.01.2023).
2 Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» от 15 мая 1934 г // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1934.16 мая.
3 Постановление ЦК КПСС «О завершении перехо-
да ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» от 20 июня 1972 г. // Библиотека нормативно-правовых актов СССР: [сайт]. https://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_7833.htm (дата обращения: 06.01.2023).
стороннего развития личности в системе образования [3].
Одной из важнейших идей Константина Ушинского в области педагогики была идея «родного слова». Он считал, что язык является не только инструментом общения, но и ключевым элементом формирования личности ребёнка.
Ушинский утверждал, что родной язык должен быть основой образования и воспитания, т. к. только через него ребёнок может полностью понять окружающий мир и выразить свои мысли и чувства. Он подчёркивал, что родной язык необходимо изучать и совершенствовать с детства, поскольку это позволит ребёнку не только успешно учиться, но и самореализовываться в будущем.
Ушинский также считал, что важно сохранять культурное наследие родного языка и культуру народа в целом. Он подчёркивал, что язык является неотъемлемой частью национальной идентичности, любовь к своему языку и культуре помогает ребёнку понять своё место в мире и развить гордость за свою страну и народ.
Идея «родного слова» Константина Ушинского имеет огромное значение для современной педагогики и образования. Она напоминает о необходимости сохранять и развивать культурное наследие и национальную идентичность, а также обращает внимание на важность изучения родного языка и его использования в образовательном процессе. Всё это позволяет не только улучшить качество образования, но и сохранить культурное и языковое многообразие нашей планеты4.
Концепция педагогического мышления Константина Ушинского была одной из наиболее значимых и влиятельных в истории педагогической науки. Ушин-ский считал, что главной задачей педагога является формирование гражданина,
4 Ушинский К. Д. Вопрос о душе в его современном состоянии. М., 1866. 213 с.; Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию «Родного слова». М.: Просвещение, 2021. 132 с.; Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. М.: Просвещение, 2021. 574 с.
готового к жизни в обществе и способного к саморазвитию.
Одной из главных идей концепции Ушинского была необходимость индивидуализации обучения. Он считал, что каждый ребёнок уникален, и обучение должно быть настроено под его индивидуальные потребности и возможности. Для этого педагог должен тщательно изучить каждого ученика и создать для него индивидуальный план обучения.
Кроме того, Ушинский подчёркивал важность создания педагогической среды, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Педагог должен быть не только учителем, но и наставником, доверенным другом и психологом для своих учеников.
Ещё одной важной идеей концепции Ушинского была необходимость привлечения родителей в образовательный процесс. Он считал родителей ключевыми партнёрами педагога в воспитании и обучении детей, и только в таком симбиозе можно достичь наилучших результатов.
Наконец, Ушинский говорил о важности этики и морали в образовании. Он считал, что обучение должно быть направлено не только на получение знаний, но и на формирование характера и нравственных ценностей учеников [4].
В целом концепция Ушинского была и остаётся актуальной до сих пор. В её основе - индивидуальный подход к каждому ученику, создание комфортной и безопасной педагогической среды, взаимодействие педагога с родителями и формирование нравственных ценностей. Всё это сегодня является ключевыми принципами современного образования.
Педагогические идеи К. Д. Ушинского получили своё развитие в теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эль-конина. Можно сказать, что данная теория стала средством практического воплощения актуальных идей великого русского педагога. В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин предложили логику учебного процесса через формирование у учащихся умения
учиться - развитие их универсальных учебных действий, теоретического мышления и аналитических способностей [5].
Сегодня никакие инновационные технологии не заменят яркого, эмоционального и живого слова учителя. Его убеждённость, мировоззрение и пример подрастающим поколениям - лучшие инструменты воспитания любви к Отечеству, что ярко подчёркивал наш соотечественник К. Д. Ушинский.
К. Д. Ушинский также уделял особое внимание развитию эмоциональной и нравственной сферы учащихся. Он считал, что обучение должно быть не только интеллектуальным, но и нравственным. Призывал воспитывать детей в духе доброты, справедливости и уважения к другим людям.
Заключение
Современная школа часто использует идеи Ушинского в своей педагогической практике. Она стремится к созданию комфортной образовательной среды, которая стимулирует интерес к обучению и развивает творческие и критические способности учащихся. Также современная школа уделяет внимание развитию эмоциональной и нравственной сферы учащихся, в т. ч. через введение специальных программ по развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Кроме того, идеи К. Д. Ушинского остаются актуальными и в области профессиональной подготовки педагогов. Многие педагогические вузы включают в свою программу изучение трудов Ушин-ского, чтобы будущие учителя могли ознакомиться с его идеями и принципами.
Государственный университет просвещения бережно хранит традиции педагогики К. Д. Ушинского. Практическое их воплощение реализуется в педагогической практике студентов. Среди особых требований к урокам, проводимым будущими учителями, - всё те же 10 принципов педагогики К. Д. Ушинского.
Дата поступления в редакцию 20.03.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев В. И. К. Д. Ушинский о целях и задачах национального образования // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. № 2. С. 5-11.
2. Обносов В. Н. Педагогика как искусство: современные аргументы в пользу позиции К. Д. Ушин-ского // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 150.
3. Попов А. С., Попова Т. И. К вопросу философских воззрений К. Д. Ушинского // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 162
4. Тюлина А. С. К. Д. Ушинский о культурологических основаниях формирования профессиональной культуры // Образование и общество. 2022. № 5. С. 9-13.
5. Черникова А. В., Елисеева Е. В. Воспитательное-образовательное значение родного языка в педагогическом наследии К. Д. Ушинского // Вопросы педагогики. 2021. № 5. С. 296-290.
REFERENCES
1. Belyaev V I. [K. D. Ushinsky about the purposes and tasks of national education]. In: Vestnik Gosu-darstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta [Vestnik of State University of Humanities and Technology], 2019, no. 2, pp. 5-11.
2. Obnosov V. N. [Pedagogics as art: modern arguments in favor of K. D. Ushinsky's position]. In: Nauka i obrazovaniye [Science and education], 2019, vol. 2, no. 2, p. 150.
3. Popov A. S., Popova T. I. [To the question of philosophical views of K. D. Ushinsky]. In: Nauka i obrazovaniye [Science and Education], 2019, vol. 2, no. 2, p. 162.
4. Tyulina A. S. [K. D. Ushinsky about the culturological bases for the formation of professional culture]. In: Obrazovaniye i obshchestvo [Education and society], 2022, no. 5, pp. 9-13.
5. Chernikova A. V., Eliseeva E. V [Educational and educational value of the native language in the pedagogical heritage of K. D. Ushinsky]. In: Voprosypedagogiki [Questions of Pedagogy], 2021, no. 5, pp. 296-290.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Фукс Александр Николаевич - доктор исторических наук, профессор, директор Историко-филологического института, заведующий кафедрой методики преподавания истории, политологии и права Государственного университета просвещения; e-mail: [email protected]
Ковригин Вадим Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, политологии и права Государственного университета просвещения; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Alexander N. Fuchs - Dr. Sci. (History), Prof., Director, Institute of History and Philology, Department Head, Department of Methods of Teaching History, Political Science and Law, State University of Education; e-mail: [email protected]
Vadim V. Kovrigin - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Department of Methods of Teaching History, Political Science and Law, State University of Education; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Фукс А. Н., Ковригин В. В. Значение наследия К. Д. Ушинского для современного российского исторического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2023. № 2. С. 27-32. DOI: 10.18384/2310-676X-2023-2-27-32
FOR CITATION
Fuks A. N., Kovrigin V V The significance of K. D. Ushinsky's legacy for modern historical Russian education. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2023, no. 2, рр. 27-32. DOI: 10.18384/2310-676X-2023-2-27-32