Научная статья на тему 'ВКЛАД ВЕЛИКОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГА К.Д. УШИНСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ И ОБРАЗОВАНИЕ'

ВКЛАД ВЕЛИКОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГА К.Д. УШИНСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ И ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1418
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Д. УШИНСКИЙ / ПЕДАГОГИКА / УРОК / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяземский Е. Е.

Цель. Рассмотреть жизненный путь великого российского педагога К. Д. Ушинского и его влияния на русскую педагогическую мысль.Процедура и методы. Основное содержание исследования составляют материалы ретроспективного анализа деятельности К. Д. Ушинского.Результаты. Проведён целостный анализ педагогического наследия Ушинского. Раскрыт вклад К. Д. Ушинского в становление отечественной педагогической науки. Анализ научного наследия Ушинского позволяет считать его идеологом и организатором научно-педагогического обеспечения становления российской народной школы.Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области педагогики, школьными учителями при подготовке к урокам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE GREAT RUSSIAN EDUCATOR K. D. USHINSKY TO RUSSIAN PEDAGOGY AND EDUCATION

Aim. To consider the life path of the great Russian teacher K. D. Ushinsky and his influence on Russian pedagogical thought.Methodology. The main content of the study is the materials of a retrospective analysis of K. D. Ushinsky’s activities.Results. A holistic analysis of Ushinsky’s pedagogical heritage has been carried out. His contribution to the formation of Russian pedagogical science is revealed. The analysis of Ushinsky’s scientific heritage allows us to consider him an ideologist and founder of scientific and pedagogical support for the formation of the Russian folk school.Research implications. The research materials can be used by specialists in the field of pedagogy, and school teachers in preparation for lessons.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ВЕЛИКОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГА К.Д. УШИНСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ И ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 37

DOI: 10.18384/2310-676X-2023-2-18-26

ВКЛАД ВЕЛИКОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГА К. Д. УШИНСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ И ОБРАЗОВАНИЕ1

Вяземский Е. Е.

Московский педагогический государственный университет

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация

Государственный университет просвещения

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация.

Цель. Рассмотреть жизненный путь великого российского педагога К. Д. Ушинского и его влияния на русскую педагогическую мысль.

Процедура и методы. Основное содержание исследования составляют материалы ретроспективного анализа деятельности К. Д. Ушинского.

Результаты. Проведён целостный анализ педагогического наследия Ушинского. Раскрыт вклад К. Д. Ушинского в становление отечественной педагогической науки. Анализ научного наследия Ушинского позволяет считать его идеологом и организатором научно-педагогического обеспечения становления российской народной школы.

Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области педагогики, школьными учителями при подготовке к урокам. Ключевые слова: К. Д. Ушинский, педагогика, урок, национальное образование, школа

CONTRIBUTION OF THE GREAT RUSSIAN EDUCATOR K. D. USHINSKY TO RUSSIAN PEDAGOGY AND EDUCATION2

E. Vyazemsky

Moscow Pedagogical State University

ul. Malaya Pirogovskaya 1-1, Moscow 119991, Russian Federation

State University of Education

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation Abstract

Aim. To consider the life path of the great Russian teacher K. D. Ushinsky and his influence on Russian pedagogical thought.

Methodology. The main content of the study is the materials of a retrospective analysis of K. D. Ush-insky's activities.

Results. A holistic analysis of Ushinsky's pedagogical heritage has been carried out. His contribution to the formation of Russian pedagogical science is revealed. The analysis of Ushinsky's scientific

© CC BY Вяземский Е. Е., 2023.

1 Публикация осуществлена по результатам доклада на международном научно-общественном форуме в честь 200-летнего юбилея со дня рождения К. Д. Ушинского «Отечественная школа педагогики и традиционные духовно-нравственные ценности» (Государственный университет просвещения, 16 февраля 2023 г.)

2 The publication was made based on the results of the report at the international scientific and public forum in honor of the 200th anniversary of the birth of K. D. Ushinsky "The National School of Pedagogy and Traditional Spiritual and Moral Values" (State University of Education, February 16, 2023).

Vjay

heritage allows us to consider him an ideologist and founder of scientific and pedagogical support for the formation of the Russian folk school.

Research implications. The research materials can be used by specialists in the field of pedagogy,

and school teachers in preparation for lessons.

Keywords: K. D. Ushinsky, pedagogy, lesson, national education, school

Введение

200-летний юбилей классика отечественной педагогической мысли К. Д. Ушинского стал историческим поводом для провозглашения 2023 г. Годом педагога и наставника, что подчёркивает особую роль и значимость труда тех, кто воспитывает молодые души.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский умер в расцвете творческих сил (на 48 году жизни), но за это короткое время сумел создать целый пласт научно-педагогических трудов, отличающихся не только по важности, но и по глубине и широте понимания проблем педагогической теории и практики образования. Научное наследие Ушин-ского привлекает внимание учёных и педагогов-практиков - всех, кто имеет отношение к вопросам теории и практики воспитания гражданина России, кто озабочен поиском путей воспитания настоящего гражданина Отечества.

К. Д. Ушинского обоснованно считают основоположником российской научной педагогики, идеологом российской народной школы. С именем Ушинского в истории отечественного образования связано выделение педагогики из общественной мысли, формирование её как самостоятельной отрасли научных знаний - создание первой педагогической системы [3; 8]. Великого педагога также называют «гуманистическим реалистом», хорошо дополнившим «гуманистический идеализм» Н. И. Пирогова [5, с. 63].

Научное наследие педагога-патриота Ушинского позволяет считать его педагогом-философом, выдающимся автором и организатором научно-педагогического обеспечения становления российской народной школы. Он интегрировал в педагогику достижения антропологических

наук, сумел сделать педагогическую науку синтетической, включающей многообразие достижений других наук. Ушин-ский внёс значительный вклад не только в развитие педагогики как науки, но и в российскую национальную культуру. Его идеи, выраженные в педагогических, публицистических и литературно-художественных сочинениях, способствовали формированию патриотического общественно-педагогического мировоззрения поколения российских педагогов, чья деятельность пришлась на период обновления российской школы, придания ей национально-патриотического характера.

К. Д. Ушинский выстроил стройную систему взглядов на педагогику, которая выросла не на пустом месте. Её автор опирался на всё лучшее, что было к тому времени сделано в педагогической теории и практике: опыт народной педагогики, педагогические идеи древнегреческих философов, гуманизм эпохи Возрождения, педагогические идеи Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, классиков немецкой педагогики И. Ф. Гербарта и Ф. В. А. Дистервега. «Новизна педагогической системы К. Д. Ушинского», - как отмечают исследователи, - «прежде всего, в её доминанте - идее педагогической антропологии (главный научный труд Ушинского - «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»)» [6, с. 9].

Главное место в теоретическом наследии Ушинского занимает его теория воспитания. «Не отделяя обучения от воспитания, К. Д. Ушинский отдавал приоритет воспитанию, в основу которого должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно-нравственной традиции православия...» (речь идёт, конечно, о вос-

питании русских детей). Педагог считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке [3, с. 179].

Следуя принципу развивающего обучения, ведущему начало от И. Ф. Гербар-та, Ушинский протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указывая на единство этих двух начал в формировании гармонично развитой личности [7, с. 202-203].

Особое внимание К. Д. Ушинский уделял организации учебной деятельности в начальной школе, где, по его мнению, целесообразно сочетание всех видов уроков воедино. Важнейшей его заслугой стала разработка проблем начального обучения детей [4, с. 362].

Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения [4, с. 364].

Последователями идей К. Д. Ушин-ского стали такие видные теоретики и практики русской народной школы, как В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, В. Я. Стоюнин, Д. Д. Семенов, Д. И. Тихомиров, С.А. Рачинский и др.

Педагогический путь К. Д. Ушинского

Согласно официальным данным К. Д. Ушинский родился в 1823 г. в г. Туле в относительно небогатой дворянской семье. В российской педагогической историографии указывался другой год рождения, 1824 г., но новейшие исследования внесли ясность. В настоящее время отечественными историками и краеведами на основе анализа всего комплекса источников совершенно точно и неоспоримо доказано, что Константин Дмитриевич родился именно 19 февраля (3 марта) 1823 г.1

1 Богуславский М. В. Обратная сторона медали Ушинского. Восстановим правильную дату рождения выдающегося педагога // Учительская газета. 2021. 31 августа. С. 1.

Отец будущего педагога получил дворянский титул за заслуги в военной и гражданской сферах, а мать, будучи родом из дворян, воспитывала двоих детей. Личность матери для маленького Константина всегда была примером - он часто об этом вспоминал. Её активность и самозабвенное служение воспитанию детей стали для К. Д. Ушинского образцом педагогического труда.

Анализируя в дальнейшем влияние матери на свои взгляды в области педагогики, К. Д. Ушинский отмечал, что именно благодаря её деятельности он сформировал в своём сознании целевые установки педагогики как науки и как практики -формирование в детях лучших качеств. Эти идеи великий русский педагог воплотил в своей практической деятельности по изменению традиций женского образования в Смольном институте.

В 1935 г. Ушинский поступил в Нов-город-Северскую гимназию. Директор гимназии доктор философии, член ряда европейских учёных обществ И. Ф. Тим-ковский был уникальным человеком и педагогом, умевшим прививать гимназистам любовь к русской словесности. Ему удалось сформировать коллектив заинтересованных педагогов-единомышленников. Серьёзная гимназическая подготовка позволила Ушинскому в 1840 г. стать студентом юридического факультета Московского императорского университета. Начался новый этап жизни, наполненный встречами с глубокими яркими людьми, творческими поисками, дискуссиями. В этот период в университете преподавали известные профессора, выдающиеся деятели науки: историк Т. Н. Грановский, профессор философии, государства и права, сторонник научной педагогики П. Г. Редкин и др. Их лекции пользовались популярностью не только среди студентов, но и у более широкой общественности. П. Г. Редкин повлиял на мировоззрение Ушинского и выбор им сферы педагогической деятельности как желанной профессии [2].

К. Д. Ушинский был незаурядным студентом: владел иностранными языками, обладал способностями к познанию как гуманитарных, так и естественных наук: философии, юриспруденции, географии, экономики, этнографии, физиологии, антропологии. В 1844 г. К. Д. Ушинский заканчивает юридический факультет Московского императорского университета.

В возрасте 23 лет К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Демидовского Ярославского юридического лицея. В своей педагогической деятельности Ушинский затрагивал аспекты нравственного воспитания, справедливо полагая, что лицеисты должны обладать развитыми нравственными качествами. В своих лекциях педагог утверждал, что свобода - естественное состояние человека, свободное общество есть условие всестороннего развития человека, а человек имеет неотъемлемое право на личное достоинство. Однако общественно-научные взгляды Ушинского по понятным причинам не получили одобрения начальства. Поэтому в 1849 г. он был вынужден оставить профессорскую кафедру в лицее. Ушинский переезжает в Петербург, но быстро найти работу не может.

Пережив сложный этап поиска работы, он смог поступить на службу в Министерство внутренних дел на скромную должность помощника столоначальника в Департаменте иноземных вероисповеданий (1850-1854). Это назначение для великого русского педагога фактически означало крах всех его идеалов гражданского служения Отечеству на поприще педагогики.

В 1850-1855 гг. К. Д. Ушинский успешно занимается литературной деятельностью, сотрудничая с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения». В 1854 г. Ушинский вновь получает возможность заняться любимым делом -служить педагогике и образованию. Он назначен учителем русской словесности и законоведения в Императорский Гатчин-

ский Николаевский сиротский институт, в котором он вскоре становится заведующим учебной частью.

В эпоху Великих преобразований педагогический талант Ушинского оказался востребованным. Его педагогические идеи после ряда публикаций в профильных журналах стали популярны. В 1857 г. вышла его первая педагогическая статья «О пользе педагогической литературы»1. Педагогическая наука, по мнению Ушин-ского, базируется на соединении теории с историческим опытом народного воспитания. Поставленная им проблема поиска соотношения научно-теоретического знания и личностного практического опыта значима для педагогики. Эта проблема и сегодня является по-прежнему актуальной. Его идеи способствовали реализации народного начала в педагогике.

Гатчинский институт находился под особым покровительством императрицы Марии Александровны, которая обратила внимание на идеи и педагогическую работу К. Д. Ушинского. Императрица попросила его предложить идеи по воспитанию наследника престола цесаревича Николая Александровича. Свои педагогические идеи Ушинский сформулировал в «Письмах о воспитании наследника русского престола» (1859).

Доверие со стороны императорской семьи благотворно повлияло на его профессиональное положение. В 1859 г. Ушинский назначается инспектором классов Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища (Смольного института) - привилегированного сословного образовательного учреждения, в котором он прослужил до 1862 г. В Смольном институте Ушинский осуществил реформы: ввёл в действие новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла. Пение, иностранные языки, руко-

1 О пользе педагогической литературы. СПб.: Тип.

М. Меркушева, 1895. 29 с.

делие - учебные предметы, которые ранее составляли основу обучения, - отошли на второй план. Приоритетное внимание стало уделяться изучению русского языка, литературы, естественных наук1.

Продолжая трудовую деятельность в Смольном институте, К. Д. Ушинский пишет свои знаменитые работы: «Детский мир»2 (1861) и «Родное слово»3 (1864). Эти книги касались взглядов великого русского учёного-педагога на обучение родному языку, и по ним учились десятки тысяч русских детей.

Важно, подчёркивал К. Д. Ушинский, не только преподавать детям грамматические конструкции, словесные формы, но и сочетать это с изучением конкретных явлений окружающего мира, которые доступны для их понимания. Идея Ушинского и сегодня актуальна для образовательной деятельности.

В марте 1860 г. К. Д. Ушинский был назначен главным редактором официального печатного органа власти в системе образования - «Журнала Министерства народного просвещения». Должность редактора К. Д. Ушинский занимал недолго - до осени 1861 г.

Решительные реформы образовательного процесса в Смольном институте, которые предпринял великий русский педагог, вызвали противодействие со стороны ряда влиятельных лиц. В 1862 г. К. Д. Ушинский был отправлен в отставку. Этот факт сильно подорвал здоровье великого педагога. В этот драматический

1 Докладная записка инспектора классов К. Д. Ушин-ского в Совет Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища с проектом преобразования учебной системы // Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге Х1Х - начало ХХ века. Сборник документов. СПб.: Лики России, 2000. С. 198-202.

2 Ушинский К. Д. Предисловие к первому изданию «Детского мира» // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Проблемы русской школы. М.: Педагогика, 1974.

3 Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для учащихся

// Ушинский К. Д. Избранные педагогические со-

чинения. Т. 2. Проблемы русской школы. М.: Педагогика, 1974.

момент помощь императорской семьи фактически спасла его жизнь. По инициативе императрицы Марии Александровны Ушинский был причислен к Первому отделению Императорской канцелярии с сохранением содержания и направлен за границу в Европу для лечения.

В 1862-1867 гг. К. Д. Ушинский жил в Швейцарии, где изучал традиции европейского образования. Этому периоду деятельности посвящена серия статей «Педагогическая поездка по Швейцарии» (1862-1863)4, в которых Ушинский неоднократно делал акцент на негативных последствиях бездумного копирования зарубежного опыта в русском образовании.

В Россию Ушинский вернулся в 1868 г. В 1868 г. в Санкт-Петербурге отдельным изданием вышел первый том главного педагогического труда К. Д. Ушинского -«Человек как предмет воспитания, или Очерки педагогической антропологии»5, а на следующий год - второй (1869). Эту работу, которая стала главным научным делом его жизни, Ушинскому завершить не удалось. Помешала его смерть в 1870 г.

Научно-педагогическое наследие К. Д. Ушинского

Рассмотрим научно-педагогическое наследие Ушинского, его вклад в отечественную педагогику и образование. Мировоззрение Ушинского сформировалось как сложный синтез философских и научных идей в процессе критического изучения колосального опыта материала первоисточников - духовного опыта европейских народов, отечественной общественной и научной мысли [3, с. 154].

Звезда Ушинского как автора научно-образовательных статей для педагогов взошла в предреформенный период. В созданном в атмосфере либерализма

4 Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д.. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Проблемы русской школы. М.: Педагогика, 1974.

5 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. М.: Просвещение, 2021.

\22J

и гласности «Журнале для воспитания» Ушинский публикует свои программные статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании». Эти статьи «делают имя скромного инспектора классов Гатчинского сиротского дома известным всей педагогической России. Ушинский становится сначала вровень с Н. И. Пироговым, а потом и опережает его во влиянии на умы» [1, с. 25].

В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности Ушинского предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом1.

В фокус его внимания попали проблемы семейного и школьного воспитания. Базисом педагогики, по мнению К. Д. Ушинского, должно стать семейное воспитание. Именно оно закладывает первичные основы нравственности. По мнению Ушинского, «общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого»2.

В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860) К. Д. Ушин-ский говорит о необходимости связи педагогики и религии. Между религиозным и гражданским воспитанием не должно быть непроходимой стены, наоборот -необходимо их сближение. Элементы религиозного знания придают особое звучание нравственным принципам в образовании гражданском.

1 Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. С. 414.

2 Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1: Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика. 1974. С. 123.

В статье «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова»3 (1862), которая является одной из его лучших теоретических статей, Ушинский высказал свою позицию по определению «основной идеи» образования. К этой идее он, в частности, относил своё понимание того, что является предметом воспитания, какова цель воспитания. Важнейшую задачу педагогики Ушинский видел в разработке соответствующей национальному характеру модели образования, в формулировании обоснованной воспитательной идеи. По мнению Ушинского, сформулировать воспитательную идею нельзя без раскрытия тесной связи между воспитанием и философскими науками, и которую так упорно не хотят понять многие у нас.

В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» 4 (1860) Ушин-ский предпринял попытку обосновать значимость труда как фактора психического развития ребенка.

Одной из важнейших задач в сфере образования, по мнению педагога, является гражданское и патриотическое воспитание, воспитание уважения к своему отечеству. Печатные работы Ушинского -«О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870) - раскрыли его взгляды на вопрос о национальной специфике воспитания молодёжи. Одной из важнейших идей в этих статьях является идея уважения к своему отечеству. В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867) он пишет: «Ещё недавно мы старались во всём подражать иностранцам; теперь - другая мода. Но, право, нам не

3 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1: Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика. 1974.

4 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1: Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика. 1974.

мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования -черту уважения к своему отечеству; а мы её-то именно, её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей родины»1.

«Изюминкой» педагогической концепции К. Д. Ушинского является идея народности образования и педагогики. Инициатива общественности в организации и управлении образовательной организацией должна стать главенствующей силой, а национальный характер, традиции - главным инструментом воспитания.

Антропологический подход позволил Ушинскому на высоком научном уровне решать фундаментальные педагогические проблемы теории и практики обучения и воспитания. При решении дидактических проблем Ушинский предлагал исходить из особенностей психологии детского возраста. Им были проанализированы психологические механизмы внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления учащихся, что позволило ему предложить педагогические подходы, способы учёта этих факторов в процессе обучения и воспитания.

С помощью антропологического подхода Ушинский разработал дидактическую систему, которая учитывает принципиальные вопросы отбора содержания обучения, формы его реализации с учётом особенностей детского возраста.

Ушинский утвердил в российской дидактике принцип единства обучения и воспитания, который сегодня является одним из самых важных разделов педагогики и теории образования. Значительное внимание в школьном образовании великий русский педагог уделял

1 Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2: Проблемы русской школы. М.: Педагогика. 1974. С. 209.

родному языку. В свои книги первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы (назначается для детей от 8 до 12 лет» (1861) и «Родное слово, для детей младшего возраста, год первый. Азбука» (1864) Ушин-ский, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил так называемые «деловые» статьи, содержащие сведения по природоведению, географии и истории страны.

Разрабатывая дидактическую систему обучения, Ушинский пришёл к выводу о необходимости создать в России новую систему педагогического образования, основанную на данных антропологических наук. Он также предложил создать в каждом университете педагогический факультет.

Заключение

Сегодня, в XXI в., научные труды К. Д. Ушинского не только не устарели, но и приобрели новое звучание. Великий русский педагог, по сути, заложил основы той национальной педагогики, которая существует до сих пор и ещё много столетий будет развиваться.

Педагогические труды Ушинского -«О народности в общественном воспитании» (1857), «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»» (18681869), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870) и многие другие - раскрыли глубину его взглядов на образование и воспитание молодёжи на основе национальных ценностей и традиций, его подходы к воспитанию гражданина своего Отечества.

Труды Ушинского «О народности в общественном воспитании» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт пе-

дагогической антропологии» (1868-1869) свидетельствовали о вкладе автора в фундаментальную разработку теоретико-педагогических и социально-педагогических проблем педагогической науки1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наследие К. Д. Ушинского позволяет нам сделать обоснованный вывод, что он был одним из наиболее крупных представителей отечественной педагогической мысли дореволюционной России. Пример его жизни как педагога-практика, его научное наследие для современных педагогов России могут стать стимулом для поиска новых педагогических подходов, моделей обучения и воспитания школь-

ников и студентов на базе отечественных традиций, гражданско-патриотических идеалов и ценностей, которые обеспечат российскому образованию лидирующие позиции в современном мире.

Завершая наш краткий очерк вклада К. Д. Ушинского в отечественную педагогику и образование, напомним строку из его юношеского дневника, когда он мучительно размышлял о своём предназначении: «Страдать и умереть за истину». Эти слова стали пророческими. В них выражен смысл его жизни.

Дата поступления в редакцию 28.03.2023

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М. В. Подвижники и реформаторы российского образования. Историко-биогра-фические очерки. М.: Просвещение, 2005. 191 с.

2. Вяземский Е. Е., Евладова Е. Б. «Страдать и умереть за истину». Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) // Судьбы творцов Российской науки / отв. ред. А. В. Сурин, М. И. Панов. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 267-273.

3. История педагогики. Ч. 2. С XVII до середины ХХ вв. / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ « Сфера», 1997. 304 с.

4. История педагогики и образования / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.

5. Лебедев А. М. Педагог русских педагогов - К. Д. Ушинский // Русский язык в школе. 2014. № 5. С. 61-68.

6. Паладьев С. А. Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 8-13.

7. Старикова Л. Д. История педагогики и философии образования. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 434 с.

8. Степашко Л. А. Философия и истории образования. М.: Издательство Флинта, 1999. 272 с.

REFERENCES

1. Boguslavsky M. V. Podvizhniki i reformatory rossiyskogo obrazovaniya. Istoriko-biograficheskiye ocherki [Devotees and reformers of Russian education. Historical and biographical essays]. Moscow, Prosvesh-cheniye Publ., 2005. 191 p.

2. Vyazemsky E. E., Evladova E. B. ["Suffer and die for the truth." Konstantin Dmitrievich Ushinsky (1824-1871)]. In: Surin A. V., Panov M. I., eds. Sudby tvortsov Rossiyskoy nauki [The fate of the creators of Russian science]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2002, pp. 267-273.

3. Piskunov A. I., ed. Istoriya pedagogiki. Ch. 2. S XVII v. do zakrytiya XX v. [History of pedagogy. Part 2. From the 17th century to the close of the 20th century]. Moscow, TC "Sfera" Publ., 1997. 304 p.

4. Piskunov A. I., ed. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya [History of Pedagogy and Education]. Moscow, TC "Sfera" Publ., 2001. 512 p.

5. Lebedev A. M. [Teacher of Russian teachers - K. D. Ushinsky]. In: Russkiy yazyk v shkole [Russian language at school]. 2014, no. 5, pp. 61-68.

6. Paladiev S. A. [The phenomenon of K. D. Ushinsky's Pedagogical Heritage]. In: Yaroslavskiy pedagog-icheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, no. 1, pp. 8-13.

7. Starikova L. D. Istoriya pedagogiki i filosofii obrazovaniya [History of pedagogy and philosophy of education]. Rostov n/D, Fenix Publ., 2008. 434 p.

8. Stepashko L. A. Filosofiya i istorii obrazovaniya [Philosophy and history of education]. Moscow, Izda-telstvo Flinta Publ., 1999. 272 p.

1 Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. С. 396.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Вяземский Евгений Евгеньевич - доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания истории Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры инновационных технологий исторического, обществоведческого и правового образования Государственного университета просвещения; e-mail: viazemskiy@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Evgeny E. Vyazemsky - Dr. Sci. (Education), Cand. Sci. (History), Prof., Department of Methods of Teaching History, Moscow Pedagogical State University, Department of Innovative Technologies of Historical, Social Science and Legal Education, State University of Education; e-mail: viazemskiy@rambler.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Вяземский Е. Е. Вклад великого российского педагога К. Д. Ушинского в отечественную педагогику и образование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2023. № 2. С. 18-26. DOI: 10.18384/2310-676X-2023-2-18-26

FOR CITATION

Vyazemsky E. E. Contribution of the great Russian educator K. D. Ushinsky to Russian pedagogy and education. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2023, no. 2, рр. 18-26.

DOI: 10.18384/2310-676X-2023-2-18-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.