Научная статья на тему 'АКАДЕМИК РАО Г. Н. ВОЛКОВ О РОЛИ НАСЛЕДИЯ И ЛИЧНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ'

АКАДЕМИК РАО Г. Н. ВОЛКОВ О РОЛИ НАСЛЕДИЯ И ЛИЧНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Н. ВОЛКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / К. Д. УШИНСКИЙ / Я. А. КОМЕНСКИЙ / И. Я. ЯКОВЛЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цаллагова Зарифа Борисовна

Статья посвящена изучению наследия педагогов прошлого (К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, И. Я. Яковлева) через труды академика РАО Г. Н. Волкова. Через значимость личности и трудов выдающихся ученых в истории педагогики показана актуальность обращения к их педагогическим идеям, которые в свете современных реалий являются востребованными. Обоснована необходимость сохранения этнических особенностей народного воспитания, отраженных во внедрении классиками педагогики в содержание современной им образовательной практики обширного пласта народной культуры и родного языка учащихся, что является значимым и для современной образовательной практики, направленной на сохранение и передачу подрастающему поколению традиционных ценностей. Материалом исследования явились научные труды отечественных ученых, посвященные проблеме использования наследия педагогов прошлого в современном образовательном процессе; работы Г. Н. Волкова, содержащие анализ, обобщения, заключения и взгляды на педагогические достижения классиков мировой педагогической науки. Основной метод исследования - теоретико-методологический анализ. Результатом исследования является обоснование введенных К. Д. Ушинским, Я. А. Коменским, И. Я. Яковлевым принципов народности, природосообразности обучения и воспитания, идеи приобщения к родной культуре для освоения во взаимодействии с ней культур других народов как основополагающих для современной системы образования, значимых и необходимых для формирования гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, сохранения и передачи исторической памяти, традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION G. N. VOLKOV ABOUT THE ROLE OF THE HERITAGE AND PERSONALITY OF OUTSTANDING TEACHERS IN THE HISTORY OF PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE

The article is devoted to the study of the pedagogical heritage of teachers of the past (K.D. Ushinsky, Ya.A. Komensky, I.Ya. Yakovlev) through the works of Academician of the Russian Academy of Education G.N. Volkov. Through the significance of the personality and works of outstanding scientists of the history of pedagogy, there has been shown relevance of their pedagogical ideas, which are rather topical in the light of modern realities. The paper substantiates the necessity of preserving ethnic characteristics of folk education, which are reflected in the implementation of classical pedagogues into the content of contemporary educational practice of their vast stratum of traditional culture and native language of students, which is also important for the modern educational practice aimed at the preservation and transmission of traditional values to the younger generation. The research material is the scientific works of Russian scientists devoted to the problem of using the heritage of teachers of the past in the modern educational process; the works of G.N. Volkov containing analysis, generalizations, conclusions and a look at the pedagogical achievements of the classics of the world pedagogical science. The main research method is theoretical and methodological analysis. The result of the study is the justification of the introduced by K.D. Ushinsky, Ya.A. Komensky, I.Ya. Yakovlev, the principles of nationality, the naturalness of education and upbringing, the idea of familiarizing with native culture for the development of cultures of other peoples in interaction with it as fundamental for the modern education system, significant and necessary for the formation of citizenship, patriotism among the younger generation, preservation and transmission of historical memory, traditional values.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИК РАО Г. Н. ВОЛКОВ О РОЛИ НАСЛЕДИЯ И ЛИЧНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ»

УДК 37(091):371.4Вол DOI 10.37972/chgpu.2022.117.4.023

З. Б. Цаллагова

АКАДЕМИК РАО Г. Н. ВОЛКОВ О РОЛИ НАСЛЕДИЯ И ЛИЧНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН,

г. Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению наследия педагогов прошлого (К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, И. Я. Яковлева) через труды академика РАО Г. Н. Волкова. Через значимость личности и трудов выдающихся ученых в истории педагогики показана актуальность обращения к их педагогическим идеям, которые в свете современных реалий являются востребованными. Обоснована необходимость сохранения этнических особенностей народного воспитания, отраженных во внедрении классиками педагогики в содержание современной им образовательной практики обширного пласта народной культуры и родного языка учащихся, что является значимым и для современной образовательной практики, направленной на сохранение и передачу подрастающему поколению традиционных ценностей. Материалом исследования явились научные труды отечественных ученых, посвященные проблеме использования наследия педагогов прошлого в современном образовательном процессе; работы Г. Н. Волкова, содержащие анализ, обобщения, заключения и взгляды на педагогические достижения классиков мировой педагогической науки. Основной метод исследования - теоретико-методологический анализ. Результатом исследования является обоснование введенных К. Д. Ушинским, Я. А. Коменским, И. Я. Яковлевым принципов народности, природосообразности обучения и воспитания, идеи приобщения к родной культуре для освоения во взаимодействии с ней культур других народов как основополагающих для современной системы образования, значимых и необходимых для формирования гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, сохранения и передачи исторической памяти, традиционных ценностей.

Ключевые слова: Г. Н. Волков, педагогическое наследие, этнопедагогика, образовательное пространство, образовательный процесс, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, И. Я. Яковлев

Z. B. Tsallagova

ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION G. N. VOLKOV ABOUT THE ROLE OF THE HERITAGE AND PERSONALITY OF OUTSTANDING TEACHERS IN THE HISTORY OF PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE

N. N. Miklukho-Maklai Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the pedagogical heritage of teachers of the past (K.D. Ushinsky, Ya.A. Komensky, I.Ya. Yakovlev) through the works of Academician of the Russian Academy of Education G.N. Volkov. Through the significance of the personality and works of outstanding scientists of the history of pedagogy, there has been shown relevance of their pedagogical ideas, which are rather topical in the light of modern realities. The paper substantiates the necessity of preserving ethnic characteristics of folk education, which are reflected in the implementation of classical pedagogues into the content of contemporary educational practice of their vast stratum of traditional culture and native language of students, which is also important for the modern educational practice aimed at the

preservation and transmission of traditional values to the younger generation. The research material is the scientific works of Russian scientists devoted to the problem of using the heritage of teachers of the past in the modern educational process; the works of G.N. Volkov containing analysis, generalizations, conclusions and a look at the pedagogical achievements of the classics of the world pedagogical science. The main research method is theoretical and methodological analysis. The result of the study is the justification of the introduced by K.D. Ushinsky, Ya.A. Komensky, I.Ya. Yakovlev, the principles of nationality, the naturalness of education and upbringing, the idea of familiarizing with native culture for the development of cultures of other peoples in interaction with it as fundamental for the modern education system, significant and necessary for the formation of citizenship, patriotism among the younger generation, preservation and transmission of historical memory, traditional values.

Keywords: G.N. Volkov, pedagogical heritage, ethnopedagogy, educational space, educational process, K.D. Ushinsky, Ya.A. Komensky, I. Ya. Yakovlev

Введение. Современная мировая геополитическая обстановка с присущими ей угрозами в части «насаждения чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей» [13] требует ответных мер, среди которых ключевой является формирование нового содержания образования, призванного обеспечить стратегическую безопасность государства, укрепить духовно-нравственный стержень личности подрастающей молодежи, способствовать сохранению и укреплению традиционных ценностей, их передаче от поколения к поколению.

В этой связи в год 95-летия со дня рождения академика РАО Г. Н. Волкова, основателя научной этнопедагогической школы, весомость и практическое значение его работ не только продолжают быть актуальными, но и приобретают особую значимость: история советско-российской педагогики, наследие ведущих педагогов страны и мира, осмысливаемые в педагогических трудах основателя этнопедагогики, содержат многие ответы на вызовы текущего времени.

В книгах Г. Н. Волкова («Этнопедагогика», «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этно-педагогика», «Педагогика любви», «Судьба патриарха», «Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы», «Современное функционирование народной педагогики» и др.) анализируется значимость в истории педагогики и образования личности и трудов выдающихся ученых К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского и И. Я. Яковлева, обосновавших необходимость сохранения этнических особенностей народного воспитания и внедрения в содержание современной им учебно-воспитательной практики обширного пласта народной культуры и родного языка учащихся.

Цель исследования - изучение педагогического наследия К. Д. Ушинского, Я. А. Ко-менского и И. Я. Яковлева в аспекте трудов Г. Н. Волкова и возможности его применения в современных образовательных практиках.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная российская образовательная практика сталкивается со многими трудностями, решение которых предполагает опору на этнические истоки формирования личности подрастающих поколений и противодействие тотальной вестернизации образования, что очевидно актуализирует обращение к тем работам Г. Н. Волкова, в которых анализируется непреходящая значимость наследия и личности К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского и И. Я. Яковлева.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается необходимость обращения к наиболее ценным отечественным педагогическим традициям и разработкам предыдущих эпох в целях обновления содержания воспитания, внедрения их форм и методов [11].

Как отмечают С. В. Сальцева и Л. А. Кочемасова, основой развития системы образования каждой страны является учет историко-педагогического наследия как конструкта для разработки инновационных стратегий педагогической теории и практики. Без обоснования преемственности научной мысли и развития образовательных систем прошлого достаточно сложно понять основные направления современной образовательной практики и выявить тенденции совершенствования содержания системы обучения и воспитания подрастающих поколений на основе интегративного взаимодействия информационных полей и идей из прошлого и будущего, определения общих точек пересечения [10].

Очевидной стала потребность современной образовательной практики в гармоничном сочетании педагогических инноваций с позитивными ретрофеноменами историко-педагогического наследия [2].

И здесь передовой зарубежный и отечественный опыт, увиденный и оцененный исследователем, основоположником этнопедагогической научной школы Г. Н. Волковым, может стать важным фактором для определения приоритетных направлений образовательной политики. Реалии текущего времени не только актуализируют значимость исследований классиков педагогики, но и заставляют по-новому взглянуть на них, осмыслить и использовать с соответствующей адаптацией в решении задач оптимизации современного образования [12, с. 13], [16, с. 45-47].

Материал и методы исследования. Материалом исследования явились научные труды отечественных ученых, посвященные проблеме использования наследия педагогов прошлого в современном образовательном процессе; работы Г. Н. Волкова, содержащие анализ, обобщения, заключения и взгляды на педагогические достижения классиков мировой педагогической науки. Основной метод исследования - теоретико-методологический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Обращение к идеям отечественных и зарубежных педагогов прошлого об обучении и воспитании личности требует дефиниции ключевого термина «педагогическое наследие». Наиболее широкое его определение -это «явления культуры, быта и т. п., полученные от предыдущих эпох, от прежних деятелей» [9, с. 308]. В. С. Безрукова указывает на аксиологический аспект изучаемого феномена, акцентируя внимание на том, что наследие представляет собой относительно неизменные, стабильные культурно-исторические ценности, ставшие традицией народа. В этом случае можно говорить о том, что наследие подразумевает добровольную передачу и принятие имеющихся ценностей, их последующее развитие и приумножение [1, с. 488].

Как отмечает Н. М. Федорова, проявляющееся в работе коллектива педагогов или отдельно взятого педагога педагогическое наследие является специфическим результатом деятельности всех педагогов-мыслителей в сфере образования определенного периода, который, сохраняясь и передаваясь из поколения в поколение, можно условно представить в виде духовных, социальных и материальных ценностей. При таком подходе видится возможным осознание глубины педагогического наследия, его значимости для следующих поколений и становятся возможными его актуализация и видоизменение в зависимости от субъектов, к которым оно применяется, в различные исторические эпохи [15].

В самых первых исследовательских работах Г. Н. Волкова в соответствии с сущностью и содержанием этнопедагогических явлений методологические подходы выстраивались на основе анализа конкретных этнокультурных реалий. Ученым был обобщен большой массив традиций этнического воспитания у поволжских и среднеазиатских народов, тюркских народов Сибири, который позволил ему заключить, что история педагогического знания обладает созидающей функцией, способствуя формированию гуманистического мировоззрения [4], [5], [8]. Доказывая в эпоху тотальной вестернизации необходимость этнопедагогизации образовательной деятельности, важность применения в образовательном процессе таких явлений традиционной культуры, как народная дипломатия,

национальные, событийные, идейные символы, народный идеал личности, он подчеркивал роль научно-воспитательного опыта классиков педагогики, опыта исторической и сравнительной этнопедагогики. Особую роль он отводил диалогу воспитательных идей в наследии выдающихся педагогов, видел огромное воздействие не только их трудов, но и личностных качеств на современную им эпоху, на процесс формирования мировоззрения людей [6, с. 18], [7, с. 210-214.].

Чаще всего Г. Н. Волков обращается к наследию педагогов прошлого при осмыслении традиционной культуры воспитания, общего и особенного в этнопедагогическом наследии народов мира, расширяя свою аргументацию посредством изучения и осмысления их творческой биографии и научных трудов. С целью такой аргументации он всегда уместно цитирует ключевые положения исследований и наблюдений авторитетнейшего классика отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, считая, что у «великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею» [2, с. 3]. И исходя из того, что научно обоснованный К. Д. Ушинским принцип народности отражает по своей сути принцип национального воспитания, Г. Н. Волков выделяет в рамках своей этнопедагогической концепции значимые наблюдения и установки: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [6, с. 3].

Весьма созвучны с обширными этнопедагогическими наблюдениями самого Г. Н. Волкова заключения К. Д. Ушинского о родном языке, который «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории...» [14, с. 245]. Многие из установок К. Д. Ушинского Г. Н. Волков неоднократно цитирует, стараясь их распространять и доносить до сознания своих слушателей, среди которых всегда были большие учительские аудитории. В частности, это касается приведенных выше высказываний о народном воспитании, а также рассуждений о родном языке и его трех важных функциях: родной язык -неиссякаемый источник знаний и новой информации, особенно для детей; язык - это духовное наследие тысяч предыдущих поколений; сам язык - удивительный учитель, который учит легко и просто, ни с чем не сравним [14, с. 245-249].

Также важны для Г. Н. Волкова рассуждения К. Д. Ушинского о детских играх и игрушках, об окружающей ребенка социальной среде, в которой живет и формируется личность, складываются его стиль поведения и характер реакций. Г. Н. Волков демонстрировал в своих работах, что К. Д. Ушинский наглядно показал прямую зависимость этнической системы воспитания от типа характера, быта, истории народа, от его материальной и духовной культуры, особенностей природной среды региона проживания [16, с. 245-249]. В большинстве педагогических исследований, посвященных современным проблемам экологического воспитания, их авторы вслед за Г. Н. Волковым обращаются к наблюдениям и заключениям К. Д. Ушинского о необходимости использования окружающей среды и природных явлений в пестовании детей, о сильнейшем влиянии природы, окружавшей человека в детстве, на его сознание: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [14, с. 246].

Особую заслугу личности и наследия К. Д. Ушинского Г. Н. Волков видел в том, что он духовно объединил и сплотил прогрессивные педагогические силы в современной ему России. «Все лучшие отечественные педагоги так или иначе были последователями Ушинского. ... Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным, ибо он, выражаясь словами самого Ушинского, справедлив по законам общего человеческого мышления. ...Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались своей, национальной школы. Это делало великого русского педагога народным просветителем всероссийского и мирового масштаба. Борясь за русскую национальную систему воспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Исходя из общей теории Ушинского, все педагоги могли создавать свои национальные - украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т. п. - системы просвещения» [6, с. 15].

Г. Н. Волков отмечает, что К. Д. Ушинский глубоко и всесторонне знал традиции и обычаи родного народа, был многогранной личностью, сочетающей в себе педагога, философа-энциклопедиста, антрополога, психолога, историка, фольклориста, лингвиста, этнографа, литературного критика. И такой широкий подход характерен для анализа всех сфер духовной жизни многих народностей страны, а не только славянских народов, общей культурой которых он восхищался. К. Д. Ушинский уважительно относился к проявлениям национальной гордости и патриотизма, что учитывал, делая выписки из этнографических работ про этнические особенности. «Именно такое отношение ко всем народам и позволило Ушинскому позднее доискаться до причин живучести в людях народности, чувства любви к Отечеству» [6, с. 16].

Примечательным в феномене Ушинского-педагога Г. Н. Волков считает то, что он учил учителей других народов на своем личном примере любви к своим корням, родному языку; в его словах есть пламенный призыв ко всем - знать и любить родину, родной язык, людей, их живую душу: «Служа России, он служил всем ее народам, служа всем российским народностям, служил своему великому Отечеству: в рамках единого государства для него одно было немыслимо без другого. Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности» [6, с. 17].

Отметим, что педагогическое наследие К. Д. Ушинского было многогранным: в свои неполных сорок восемь лет он успел стать не только «отцом» российской педагогики, но и блестящим публицистом, автором публикаций на темы воспитания и образования в журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания» и др.; благодаря его редакторству рупором педагогических достижений стал «Журнал Министерства народного просвещения». Талант его практического преподавания проявился в должности инспектора классов Смольного института, где он ввел прогрессивные изменения: регулярные педагогические совещания и конференции, профильное обучение (педагогические классы), преподавание предметов на родном русском языке, нивелировку разделения состава учащихся на благородных и неблагородных и т. д. Кроме того, он стал автором учебников и учебных руководств, выдержавших беспрецедентное количество изданий в России («Родное слово», «Детский мир»; оказавшее большое влияние на развитие народной школы и не потерявшее своей методической значимости «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей» выдержало в период до 1917 года около 150 переизданий).

Программные исследования и статьи К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «О пользе педагогической литературы»,

«Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» изучались не только педагогами страны, ими была весьма впечатлена императрица Мария Александровна, поручившая К. Д. Ушинскому разработку методики воспитания наследника русского престола.

В ракурсе обсуждаемой темы показательно и то, что всемирно признанный «отец педагогики» Ян Амос Коменский был, по мнению Г. Н. Волкова, и истинно национальным героем, и национальным гением чешского народа. Огромный труд и любовь к родине, вложенные им в создание «Чешской грамматики», «Сокровищницы чешского языка», «Чешской поэзии», «Чешской дидактики», «Мудрости старых чехов», способствовали возникновению обобщающего труда известного педагога - «Великой дидактики». И это для Г. Н. Волкова является доказательством того, что только те, кто знает и любит родной язык, народ, могут рассчитывать на то, что заинтересуют другие народы, смогут способствовать устремлению своего народа к более светлому и радостному будущему. Эта патриотическая любовь Я. А. Коменского имела вполне измеримые маркеры: многие десятилетия им собирался по предложению, по фразе фольклорный материал для многотомного труда «Сокровищница чешского языка» - первого собрания пословиц, поговорок, изречений чешского народа, ставшего основой, фундаментом содержания образования на чешском языке. Работа по сбору, систематизации и публикации этих материалов имела и весомое прикладное значение: в обучении детей на родном языке на материале родного фольклора Я. А. Коменский видел самый действенный способ преодоления схоластики средневекового обучения, уход от бессмысленной зубрежки на латыни [5, с. 74-75].

Очень многое из того, что делал Я. А. Коменский, было в истории чешской культуры сделано впервые: им многосторонне изучалась жизнь народа, исследовались его история и география, впервые была составлена карту родины. Только хорошо знающий, любящий, компетентный человек мог так воспеть и осветить сложные вопросы поэтического творчества, как это сделал в трактате «О чешской поэзии» Я. А. Коменский [6, с. 13-15].

Наследие Я. А. Коменского содержит и прямые призывы к нравственному совершенствованию, помощи и любви к родному народу. Г. Н. Волков отмечал, что их особая действенность в том, что свои призывы чешский педагог осуществлял на собственном примере, в частности, утверждение-призыв о том, что народный педагог должен быть патриотом родного языка, родной культуры. Я. А. Коменский свидетельствует: «...народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке...». Для некоторых народов и сегодня, спустя столетия они продолжают звучать так же актуально [5, с. 74].

Я. А. Коменский в своих словах-прощаниях с современниками и грядущими поколениями призывал: «Я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер» («Завещание умирающей матери братской общины»). Другой фрагмент данного завещания цитирует Г. Н. Волков: «Поистине на смертном ложе завещаю я тебе, мое Отечество, все свое наследство. Я дарю его тебе, как пепел после моего сожжения, чтобы ты сделал из него щелок для очищения своих сынов». Патриотизм, забота о духовной составляющей будущих поколений определили взгляды Я. А. Ко-менского в вопросе о содержании образования пансофической школы; прежде всего, это история, нравы и обычаи народа, предлагается использование рассказов на нравственные темы, устного народного творчества, рекомендуются конкурсы на отгадывание загадок и т. п. Великий чешский педагог глубоко осознавал и всемерно подчеркивал важность родного языка как базового языка обучения для гармоничного умственного и духовного развития школьника.

С именем Я. А. Коменского в истории педагогики ассоциируются не только положения о необходимости изучения родного края, языка, фольклора, основ формирования патриотизма, но и положения пансофической школы, внедренные им в практику основные педагогические идеи и понятия школьного года, общешкольного плана, классно -урочной системы, потребности в школьных учебниках для каждого класса, всеобщего обучения с 6 лет [5, с. 74-75].

История педагогики свидетельствует и о прочной связи с именем Я. А. Коменского разработанных им дидактических принципов наглядности, последовательности, посиль-ности, систематичности, а также описания и формулировки одного из главных дидактических принципов - природосообразности. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания, а среди основных требований к обучению называл необходимость по возможности с самого раннего начала обучения (с 6 лет, по его мнению) соответствия уровня сложности учебного материала возрасту учеников, соблюдения последовательности и постепенного усложнения учебных заданий. Особо Г. Н. Волковым отмечался опыт Я. А. Коменского в работе по обучению языкам, в результате которой чешский педагог констатировал целесообразность изучения сначала родного языка и лишь потом латинского, являвшегося международным языком науки и культуры того времени. Не только научно-педагогическую, но и активную гражданскую позицию Я. А. Ко-менского усматривал Г. Н. Волков в пропагандируемой чешским педагогом необходимости с самого раннего детства формировать в ребенке такие нравственные качества, как справедливость, умеренность, трудолюбие, в привитии которых акцентировалась первостепенная роль примера взрослых, систематически приучающих детей к неукоснительному выполнению правил поведения и полезной деятельности [6, с. 13-15].

Для Г. Н. Волкова показателем значимости роли Я. А. Коменского в истории педагогики являлось и его желание сделать образование доступным для всех детей государства. И на самом деле, по сей день впечатляют масштабы проделанной в XVII веке работы, выполненной одним человеком, - разработка классно-урочной системы и единой школьной системы, представленной следующими ступенями: материнская школа, школа родного языка, латинская школа, академия. Описанная впервые в «Чешской дидактике» система была расширена в «Пампедии» добавлением школы зрелого возраста и старости. Все рассуждения о системе образования сопровождаются высказываниями «отца педагогики» о роли учителя, который должен любить свое дело, обладать педагогическими способностями, учить учеников рассуждать и самостоятельно мыслить, готовить к активной взрослой жизни. Именно таким был и сам Я. А. Коменский, многие дидактические положения которого вошли в современную теорию обучения и который оказал огромное влияние и на свою эпоху, и на развитие педагогической мысли. Имя чешского педагога увековечено в его трудах, названиях улиц, денежных купюр, серии педагогических наград, его имя носит крупнейший университет в Словакии.

И еще одно знаменательное имя, которое было необычайно близко Г. Н. Волкову, -Иван Яковлевич Яковлев, организатор народных школ, создатель современного чувашского алфавита, учебных пособий и учебников чувашского и русского языков для чувашей, автор переводов священного писания на чувашский язык, писатель, переводчик на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы, фольклорист, издатель.

Будучи просветителем и патриархом чувашского народа, он проповедовал учителям в своих педагогических заповедях не только вбирать в себя мудрость и духовные сокровища родного народа, но и осваивать достижения мировой культуры, не пренебрегать, а наоборот, использовать все то, что было достигнуто в области образования и воспитания детей. Это подкреплялось личной практикой И. Я. Яковлева в Симбирской чувашской

учительской школе [7, с. 23-28]. И это явление - ценность семейной обстановки, семейного воспитания и обстановки семейной душевности и тепла, - по мнению Г. Н. Волкова, становится понятным в свете биографии чувашского просветителя, выросшего круглым сиротой. В семье И. Я. Яковлев видел не только объективное родство ее членов, а в большей степени мудрость, духовное богатство, впитавшееся от многих поколений предков, этнические нравственные ценности. Подлинный гуманизм семьи, подчеркивал просветитель, заключается в воспитании нравственно чистых и здоровых поколений, которые помнят свои истоки, не забывают своего родства [3, с.199].

Подчеркивая сердечную любовь патриарха к своим ученикам, Г. Н. Волков часто цитировал его «Духовное завещание» чувашскому народу: «Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные, были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да сбережет вас Бог в жизненных путях ваших» [6, с. 268].

Еще одна программная фраза из «Духовного завещания» И. Я. Яковлева: «Наше наследие находится в воле наших учеников». В связи с этим необходимо отметить вклад Г. Н. Волкова в увековечение просветителя чувашского народа. Им было подготовлено более 100 публикаций о великом патриархе, под его редакцией издана коллективная монография «И. Я. Яковлев и его школа» (соавторы - ведущие ученые-исследователи Украины, Казахстана, Узбекистана, Дагестана, Якутии, Калмыкии, Чувашии и других регионов), где впервые были опубликованы произведения просветителя с научными комментариями.

Собранные и систематизированные материалы о жизни и деятельности И. Я. Яковлева впоследствии легли в основу книги «Судьба патриарха», подготовленную Г. Н. Волковым [3], [17, с. 99-104].

Г. Н. Волкову удалось донести до читателя, какой огромный универсальный смысл и назначение имеет модель народной школы И. Я. Яковлева, а деятельность Симбирской чувашской гимназии - уникальная и не до конца оцененная яркая страница мировой педагогики. Этому способствовали, в первую очередь, масштаб личности Яковлева, его разносторонняя образованность, живое и деятельное общение с выдающимися людьми своего времени - академиками В. Радловым, С. Платоновым, Н. Кошелевым, Б. Мунккачи, Г. Балинтом, А. Пинаром, А. Ф. Кони и мн. др. Сохранилось более 2 тысяч написанных им российским и зарубежным ученым и педагогам писем на темы просвещения.

Наследие великого культурного деятеля и просветителя чувашского народа нашло достойных продолжателей. Один из них - Г. Н. Волков, который не только творчески воплотил в своей научной и педагогической деятельности идеи великого патриарха, но и созданием этнопедагогики достиг новых высот в теории и практике воспитания.

Выводы. Изучение педагогического наследия К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского и И. Я. Яковлева в аспекте трудов Г. Н. Волкова и возможностей его применения в современных образовательных практиках показало благотворное влияние личности и научно-педагогического наследия вышеназванных педагогов не только на развитие образования своей эпохи и своей страны, но и на прогрессивное развитие истории педагогической мысли. Заявленные и обоснованные классиками педагогики принципы народности, при-родосообразности обучения и воспитания, приобщения к родной культуре для освоения во взаимодействии с ней культур других народов остаются основополагающими для современной системы образования, значимыми и необходимыми для формирования у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, сохранения и передачи исторической памяти, традиционных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога [Электронный ресурс]. - URL : http://refdb.ru/look/2054801-p15.html (дата обращения : 15.03.17).

2. Богуславский М. В. Использование потенциала советской системы образования в современной российской образовательной политике: возможности и риски // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательных реформ : материалы XV Mеждунар. науч.-нракт. конф. - M., 2019. - С. 41-50.

3. Волков Г. Н. Судьба патриарха : роман-эссе. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 349 с.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1974. - 375 с.

5. ВолковГ.Н. Этнопедагогика : курс лекций. - M. : ШЛУ, 2002. - 168 с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учебник для педагогических учебных заведений. - M. : Academia, 1999. - 168 с.

7. Волков Г. Н., Цаллагова З. Б. Этническая среда и воспитание детей // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. - M., 2001. - С. 210-214.

8. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия. - Элиста : Джангар, 2009. - 575 с.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - M. : Советская энциклопедия, 1964. - 900 с.

10. Сальцева С. В., Кочемасова Л. А. Историко-педагогическое наследие как конструкт реализации современных образовательных практик // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. -№ 5(223). - С. 69-75.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. - URL : http://government.ru (дата обращения : 16.11.2022).

12. Тебиев Б. К. Обращение к участникам Х Волковских этнопедагогических чтений. - Горно-Алтайск : ГАГУ, 2016. - С. 13.

13. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/.

14. Ушинский К. Д. О народности и общественном воспитании // Ушинский К. Д. Пед. соч. : в 6 т. -M., 1968. - Т. 1. - С. 245-249.

15. Федорова Н. М. Педагогическое наследие: сущность понятия // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2017. - № 1(48). - С. 87-93.

16. Харитонов М. Г., Никитин Г. А., Хрисанова Е. Г. Шучно-педагогическая школа Г. H. Волкова // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сб. мат-лов Mеждунар. науч.-нракт. конф., посвященной 90-летию академика РАО Г. H. Волкова. - Чебоксары, 2017. - С. 45-47.

17. Цаллагова З. Б., Гостиева Л. К. И. Я. Яковлев - патриарх чувашской национальной культуры // Педагогика. - 2018. - № 7. - С. 99-104.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022

REFERENCES

1. Bezrukova V. S. Osnovy duhovnoj kul'tury: enciklopedicheskij slovar' pedagoga [Elektronnyj resurs]. -URL : http://refdb.ru/look/2054801-p15.html (data obrashcheniya : 15.03.17).

2. Boguslavskij M. V. Ispol'zovanie potenciala sovetskoj sistemy obrazovaniya v sovremennoj rossijskoj obrazovatel'noj politike: vozmozhnosti i riski // Tendencii razvitiya obrazovaniya. Kachestvo obrazovatel'nyh rezu-l'tatov i obrazovatel'nyh reform : materialy XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M., 2019. - S. 41-50.

3. Volkov G. N. Sud'ba patriarha : roman-esse. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1998. - 349 s.

4. Volkov G. N. Etnopedagogika. - Cheboksary : Chuvashknigoizdat, 1974. - 375 s.

5. Volkov G.N. Etnopedagogika : kurs lekcij. - M. : MPGU, 2002. - 168 s.

6. Volkov G.N. Etnopedagogika : uchebnik dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedeniî. - M. : Academia, 1999. - 168 s.

7. Volkov G. N., Callagova Z. B. Etnicheskaya sreda i vospitanie detej // Vospitanie patriotizma, druzhby narodov, veroterpimosti. - M., 2001. - S. 210-214.

8. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya. - Elista : Dzhangar, 2009. - 575 s.

9. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. - M. : Sovetskaya enciklopediya, 1964. - 900 s.

10. Sal'ceva S. V., Kochemasova L. A. Istoriko-pedagogicheskoe nasledie kak konstrukt realizacii sovremennyh obrazovatel'nyh praktik // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - № 5(223). - S. 69-75.

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. Rasporyazhe-niem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://government.ru (data obrashcheniya : 16.11.2022).

12. Tebiev B. K. Obrashchenie k uchastnikam H Volkovskih etnopedagogicheskih chtenij. - Gorno-Altajsk : GAGU, 2016. - S. 13.

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosu-darstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/.

14. Ushinskii K. D. O narodnosti i obshchestvennom vospitanii // Ushinskii K. D. Ped. soch. : v 6 t. - M., 1968. - T. 1. - S. 245-249.

15. Fedorova N. M. Pedagogicheskoe nasledie: sushchnost' ponyatiya // Vestnik Akademii russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj. - 2017. - № 1(48). - S. 87-93.

16. Haritonov M. G., Nikitin G. A., Hrisanova E. G. Nauchno-pedagogicheskaya shkola G. N. Volkova // Etnopedagogika kak faktor sohraneniya rossijskoj identichnosti : sb. mat-lov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 90-letiyu akademika RAO G. N. Volkova. - Cheboksary, 2017. - S. 45-47.

17. Callagova Z. B., Gostieva L. K. I. Ya. Yakovlev - patriarh chuvashskoj nacional'noj kul'tury // Pedagogi-ka. - 2018. - № 7. - S. 99-104

The article was contributed on March 30, 2022 Сведения об авторе

Цаллагова Зарифа Борисовна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5168-5263, tsallag@iea.ras.ru

Author Information

Tsallagova, Zarifa Borisovna - Doctor of Pedagogics, Professor, Leading Researcher at N. N. Miklukho-Maklai Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0001-5168-5263, tsallag@iea.ras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.