Научная статья на тему 'АНТРОПОЛОГИЯ VS ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УШИНСКОГО'

АНТРОПОЛОГИЯ VS ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропология / К. Д. Ушинский / философия образования / педагогическая антропология / воспитание / anthropology / K. D. Ushinsky / philosophy of education / pedagogical anthropology / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С. В., Елкина И. М.

В статье рассматривается проблема отношения педагогической антропологии К. Д. Ушинского к антропологии как науке в целом. Обращается внимание на тот факт, что при обилии философских и педагогических публикаций (и даже исследований!) по антропологии в сфере образования авторы подчас обходят стороной имя великого педагога К. Д. Ушинского, родоначальника педагогической антропологии как научного направления. Авторы обосновывают место педагогической И. М. Елкина антропологии в ряду антропологического познания в целом и показывают значение педагогической антропологии К. Д. Ушинского для развития научных основ образования, совершенствования образовательной практики, внедрения новых взглядов и идей среди педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGY VS PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY OF USHINSKY

The authors consider the problem of the relationship between pedagogical anthropology K. D. Ushinsky and anthropology as a science in general. They draw the readers’ attention to the fact that with the abundance of philosophical and pedagogical publications (and even research!) on anthropology in the field of education, the authors sometimes bypass the name of the great teacher K. D. Ushinsky, the founder of pedagogical anthropology as a scientific direction. The authors substantiate the place of pedagogical anthropology in the range of anthropological knowledge in general and show the importance of pedagogical anthropology by K. D. Ushinsky to develop the scientific foundations of education, to improve educational practice, to introduce new views and ideas among teachers.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЛОГИЯ VS ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УШИНСКОГО»

ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 51-58. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 2 (92). P. 51-58.

Научная статья УДК 37.01

doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-51-58

АНТРОПОЛОГИЯ УБ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УШИНСКОГО

Светлана Вениаминовна Иванова1, Ирина Михайловна Елкина2

1 2 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Россия, Москва

1 sv_ivanova@instrao.ru

2 inter@instrao.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема отношения педагогической антропологии К. Д. Ушинского к антропологии как науке в целом. Обращается внимание на тот факт, что при обилии философских и педагогических публикаций (и даже исследований!) по антропологии в сфере образования авторы подчас обходят стороной имя великого педагога К. Д. Ушинского, родоначальника педагогической антропологии как научного направления. Авторы обосновывают место педагогической антропологии в ряду антропологического познания в целом и показывают значение педагогической антропологии К. Д. Ушинского для развития научных основ образования, совершенствования образовательной практики, внедрения новых взглядов и идей среди педагогов.

Ключевые слова: антропология, К. Д. Ушинский, философия образования, педагогическая антропология, воспитание

Для цитирования: Иванова С. В., Елкина И. М. Антропология У8 педагогическая антропология Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 51-58. ао1: 10.24412/2224-0772-2023-92-51-58

С. В. Иванова

И. М.Елкина

© Иванова С. В., Елкина И. М., 2023

Original article

ANTHROPOLOGY VS PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY OF USHINSKY Svetlana V. Ivanova1, Irina M. Elkina2

1 2 Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

1 sv_ivanova@instrao.ru

2 inter@instrao.ru

Abstract. The authors consider the problem of the relationship between pedagogical anthropology K. D. Ushinsky and anthropology as a science in general. They draw the readers' attention to the fact that with the abundance of philosophical and pedagogical publications (and even research!) on anthropology in the field of education, the authors sometimes bypass the name of the great teacher K. D. Ushinsky, the founder of pedagogical anthropology as a scientific direction. The authors substantiate the place of pedagogical anthropology in the range of anthropological knowledge in general and show the importance of pedagogical anthropology by K. D. Ushinsky to develop the scientific foundations of education, to improve educational practice, to introduce new views and ideas among teachers.

Keywords: anthropology, K. D. Ushinsky, philosophy of education, pedagogical anthropology, education

For citation: Ivanova S. V., Elkina I. M. Anthropology vs pedagogical anthropology of Ushinsky. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(2):51-58. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-51-58

Можно заметить, что, судя по общему потоку научных публикаций в философских и педагогических журналах, в последние 5-10 лет все больше внимания уделяется антропологии. Обращают на себя внимание защищаемые диссертации по этой тематике. Однако непонятно, почему в некоторых научных исследованиях, посвященных антропологии образования, среди полутора сотен имен, включая не только выдающихся ученых, но и второ- и третьестепенных авторов из областей философии и педагогики, в рубриках «Степень разработанности темы» и «Теоретико-методологические основы», не нашлось места для упоминания главной работы в антропологии образования в стране и в мире — педагогической антропологии Ушинского. В частности, мы это видим в работе Н. Н. Ниязбаевой [8], и ровно то же самое можно сказать и о работе Т. А. Козловой [6]. Оставим молодых исследователей, но, однако, и известный философ Ф. И. Гиренок, заявляя, что «Все существующие сегодня антропологии ищут человеку место в мире», ни разу не обращается к педагогической антропологии К. Д. Ушинского, в частности в публикации лекций «Философская антропология» на

электронном ресурсе [3]. Не будем описывать философские работы по антропологии вне философии образования, там мы и не можем ожидать упоминания педагогической антропологии Ушинского.

Разумеется, объяснение этому весьма простое: незнание наследия, поверхностность изучения при большом охвате источников, возможно, даже это тенденция нашего времени, ведущая к снижению методологической грамотности исследователей. Однако суть не в этом.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно полно проанализировать состояние такой отрасли философско-образовательного знания, как антропология, сравнить с педагогической антропологией Ушинского и понять, на что мы можем опереться сегодня, продолжая свои антропологические изыскания в области философии образования. Тем не менее наметить реперные точки, основные моменты необходимо, даже если преследовать только одну цель — постараться вернуть идеи Ушинского в круг философского знания, откуда они, собственно, и вышли. Нелегко осознавать, что Ушинский не стеснялся «стоять на плечах гигантов», предлагая педагогические идеи, развивал их на основе философии, между тем как современные философы, причисляя себя к тем, кто изучает антропологию в сфере образования, не сочли нужным обратить внимание на «гиганта» Ушинского. Однако такого рода претензии нельзя предъявить к педагогике: сотни работ ученых-педагогов посвящены анализу великого научного наследия К. Д. Ушинского, и, судя по всему, большинство этих работ касается представления и осмысления педагогической антропологии Ушинского.

Полагая важным изучать, знать и упоминать в своих работах педагогическую антропологию Ушинского философам и педагогам, зададимся вопросом: каково место педагогической антропологии Ушинского в историко-философском процессе развития антропологических представлений?

Во множестве источников упоминается Аристотель как основатель этого философского направления. Исходя из его учения, такую версию можно принять за основу, однако утверждать, что он первым употребил это слово, вряд ли возможно. Во-первых, мы этого не знаем и никогда доподлинно не узнаем. Во-вторых, хотя оно и состоит, как известно, из двух частей — двух древнегреческих слов (др.-греч. оубршло^, «антропос» — человек, \oyoq, «логос» — наука), такая конструкция не была известна в греческом языке, а появилась опосредованно через латынь (неолатынь) уже в эпоху Возрождения, причем, вероятно, во Франции [12].

На протяжении веков оформление антропологии как научного знания осуществлялось на принципе универсальности в различных научных областях: биологии, естественной истории, философии, психологии и др. Следуя многовековой традиции, и современная антропология подразделяется на философскую, социальную, культурную, физическую, медицинскую. Изучение человека с разных позиций позволяет выдвинуть задачи для исследования как природы и сущности человека, так и его связей в социуме, формирования культуры, традиций, религии, эволюции субъекта медико-биологических исследований.

Однако, не преследуя цели осветить сложный путь развития антропологии подробно, мы обратимся к XIX веку. Мы обнаружим, что появление книги Ушинского с названием «Педагогическая антропология...» не случайно. Как известно, после увольнения К. Д. Ушинского из Смольного института благородных девиц по причине глубоких разногласий и недовольства его прогрессивными реформами начальницы института, статс-дамы российского императорского двора М. П. Леонтьевой, ему была предложена поездка за границу в целях изучения женского образования за рубежом и лечения. С 1862 по 1867 год Ушинский проживал в Швейцарии, Германии, Бельгии, Италии. Он написал несколько статей об особенностях образования в разных странах, например в Великобритании, во Франции и др. Так, в своих заметках «Педагогическая поездка по Швейцарии» Константин Дмитриевич высокопрофессионально, вдумчиво, с широким знанием теоретических трудов и практического контекста анализирует состояние образования в Швейцарии. Обратим внимание на этот факт. Вспомним также еще один, более ранний факт биографии К. Д. Ушинского, ярко характеризующий его. В годы работы инспектором классов Гатчинского сиротского института он нашел два шкафа с книгами. По сути, это оказалась библиотека ныне забытого талантливого педагога Егора Осиповича Гугеля. Ушинский его не застал в институте: Гугель ушел из жизни задолго до приезда в Гатчину Ушинского, но собранные им книги по педагогике сыграли огромную роль в развитии Ушинского как педагога и мыслителя. Вот как об этом писал он сам: «Этим двум шкафам я обязан в своей жизни очень многим. от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» [7] Итогом этого изучения стали три яркие педагогические статьи: «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности

в общественном воспитании», которые сделали его известным автором в области педагогики, он стал постоянно публиковаться в «Журнале для воспитания», а затем и в других, развивая свои идеи.

Эти два факта его биографии показывают, что Ушинский, изучая педагогическое дело в Европе, читая много педагогической литературы, знакомясь с известными педагогами, не смог бы пройти мимо ярких научно-общественных явлений. В Европе и России в середине XIX века начали образовываться антропологические общества: антропологический отдел в Музее естественной истории в Париже (1855), первое Антропологическое общество во Франции (1859, Поль Брока), Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, в России при Императорском Московском университете (1863), Королевский антропологический институт в Великобритании (1863), Общество антропологии и этнологии во Флоренции в Италии (1868), Общество антропологии, этнологии и доистории в Германии (1869), Общество антропологии и этнологии в Риме (1871). В 1864 году была создана в Московском университете первая в России кафедра антропологии [5].

К. Д. Ушинский, глубоко изучая страны, не мог пройти мимо такого научного явления. Понятно, что антропология рассматривалась широко, как изучение человека в целом, в XIX веке скорее даже с физической, биологической, социальной стороны. Однако и в России, и в Европе мысль просвещенных ученых, размышляющих о педагогике и ее значении, касалась «педагогической антропологии». Так, германский педагог-антрополог (так его называли даже современники) Карл Шмидт писал об этом, однако его труд под названием «Антропология» (1865) вышел уже после его смерти. К. Д. Ушинский написал много статей о заинтересовавших его научных публикациях и практиках европейских педагогов.

Мы обратим внимание на труд К. Шмидта «Гимназическая педагогика», полный анализ которого представил К. Д. Ушинский в обширной статье, которая так и называется: «Гимназическая педагогика Карла Шмидта». Ушинский так оценивает эту работу Шмидта: «Сочинение, заглавие которого мы выписали, представляет полную, органическую систему обучения и воспитания в низших и средних учебных заведениях» [9]. На примере этой статьи (но можно было назвать и много других) мы видим, как глубоко изучал научные достижения и практику обучения и воспитания Константин Дмитриевич за рубежом, как готовился к главному труду своей жизни. Так, в статье о материале К. Шмидта

вслед за автором Ушинский анализирует наследие Гегеля, Песталоцци, Гербарта, Шлейермахера, Гумбольдта, Лютера, Гете и др. И это не единичный пример. Действительно, опыт работы Константина Дмитриевича, приобретенный им в Гатчинском сиротском институте при разборе архива Е. О. Гугеля и отраженный в статье «О пользе педагогической литературы», помог в умении выбрать и глубоко проанализировать те труды, которые учтены при создании «Педагогической антропологии».

«Архив К. Д. Ушинского», бережно подготовленный в 4 томах Институтом теории и истории педагогики и опубликованный Академией педагогических наук РСФСР в 1959-1962 годах, хранит «Материалы для «Педагогической антропологии», переведенные и напечатанные К. Д. Ушинским». Среди материалов мы видим: И. Дизраэли. «Литературный характер, или История гения, заимствованная из его собственных чувств и признаний»; «Бессознательная жизнь и деятельность человека, рассматриваемая с психологически-воспитательной точки зрения»; «Письма к матери о физическом и духовном воспитании ее детей д-ра Карла Шмидта» [1, с. 9-89, 90-109, 110-248].

К. Д. Ушинский планировал создать три тома, однако смерть не позволила реализоваться его планам: мы имеем два тома и материалы к третьему тому. Повторим, что Ушинский тщательно готовился к своей работе, он предварительно в статьях публиковал свои идеи, вошедшие в «Педагогическую антропологию», обсуждал с единомышленниками, был прекрасно знаком с гуманистической мыслью и практикой в России. У него были и предтечи, и современники (Н. И. Новиков, В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. Г. Редкий, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов и др.). Исследователи полагают, что, несмотря на довольно широкое развитие антропологии в нашей стране и мире, термин «педагогическая антропология» все-таки впервые появился в трудах К. Д. Ушинского [4]. Причиной создания К. Д. Ушинским его «Педагогической антропологии» Б. М. Бим-Бад считал то, что Ушинский «не нашел в педагогической литературе своего времени такого целостного знания о человеке, которое объясняло бы самую суть воспитания, образующего личность» [2].

Гений К. Д. Ушинского состоял в том, что он создал учение, которое целостно рассматривает человека со стороны педагогики, показывает, как формировать человека, учитывая идеи гуманистической педагогики России, Европы, собственный опыт великого педагога-гуманиста. В этом особенное значение его учения, никогда не исчезающая актуальность.

Эта актуальность доказывается очень значительным числом изданий и переизданий этого труда, огромным вниманием к главному труду К. Д. Ушинского и сразу после выхода в свет книги, и потом — на протяжении полутора веков. Даже просто перечислить имена известных ученых, откликнувшихся на «Педагогическую антропологию» Ушинского, не представляется возможным. Эта тема не единожды рассматривалась в диссертациях и публикациях разного рода. Надо отметить, что изучалась она по-разному, в этих работах встречаются противоречия и прямо противоположные мнения. И все это является интересной проблемой, которая, конечно, не может быть разрешена в рамках статьи, но имеет потенциал к рассмотрению и попытке получить однозначные выводы на основе исторических фактов и междисциплинарного анализа.

Список источников

1. Архив К. Д. Ушинского. В 4 т. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. Т. 3. С. 90-248 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinsky_arhiv-yshinskogo_t3_1961/go,250; fs, 1/ (дата обращения: 17.04.2023).

2. Бим-Бад Б. М. Что такое педагогическая антропология // Вестник Университета Российской академии образования. Вып. 1. М., 1998. С. 5-34.

3. Гиренок Ф. И. «Философская антропология. Часть 1». ФИЛСФАК МГУ [Электронный ресурс]. URL: https://teach-in.ru/file/synopsis/pdf/philosophical-anthropology-M.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

4. Ильяшенко Е. Г. Педагогическая антропология в России: история и современность. М.: Изд-во УРАО, 2003. С. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/redhead_ queen/post118827212/ (дата обращения: 15.04.2023).

5. История антропологии по странам [Электронный ресурс]. URL: https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/History_of_anthropology_by_country (дата обращения: 17.04.2023).

6. Козлова Т. А. Развитие философской антропологии в современных условиях (на примере реализации методологической функции философской антропологии в философии образования): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2021.

7. Краткая биография Константина Дмитриевича Ушинского [Электронный ресурс]. URL: https://russianclassicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/k-d-ushinskij/o-njom/item/2089-biografiya-konstantina-dmitrievicha-ushinskogo.html (дата обращения: 13.04.2023).

8. Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальная антропология образования: ценности и самоосуществление человека: автореф. дис. ... докт. философ. наук. Челябинск, 2021.

9. Ушинский К. Д. Гимназическая педагогика Карла Шмидта. Архив К. Д. Ушинского. В 4 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Т. 2. С. 9-63 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ ushinsky_arhiv-yshinskogo_t2_1960/go,10; fs,1/ (дата обращения: 24.04.2023).

10. Ушинский К. Д. Материалы для «Педагогической антропологии», переведенные и напечатанные К. Д. Ушинским. Архив К. Д. Ушинского. В 4 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. Т. 3. С. 90-248 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinsky_arhiv-yshinskogo_t3_1961/go,250; fs,1/ (дата обращения: 11.04.2023).

11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Педагогические сочинения. В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.

12. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 11.04.2023).

References

1. ArhivK.D. Ushinskogo. V 4 t. M.: Izd-vo APN RSFSR. 1961. T. 3. S. 90-248 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinsky_arhiv-yshinskogo_t3_1961/go,250; fs,1/ (data obrashhenija: 17.04.2023). [In Rus].

2. Bim-Bad B.M. Chto takoe pedagogicheskaja antropologija // Vestnik Universiteta Rossijskoj aka-demii obrazovanija. Vyp. 1. M., 1998. S. 5-34. [In Rus].

3. GirenokF.I. «Filosofskaja antropologija. Chast' 1». FILSFAK MGU [Jelektronnyj resurs]. URL: https://teach-in.ru/file/synopsis/pdf/philosophical-anthropology-M.pdf (data obrashhenija: 15.04.2023). [In Rus].

4. Iljashenko E. G. Pedagogicheskaja antropologija v Rossii: istorija i sovremennost'. M.: Izd-vo URAO, 2003. S. 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/ post118827212/ (data obrashhenija: 15.04.2023). [In Rus].

5. Istorija antropologii po stranam [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/ History_of_anthropology_by_country (data obrashhenija: 17.04.2023). [In Rus].

6. Kozlova T. A. Razvitie filosofskoj antropologii v sovremennyh uslovijah (na primere realizacii metodologicheskoj funkcii filosofskoj antropologii v filosofii obrazovanija): avtoref. dis. ... kand. fi-losof. nauk. Nizhnij Novgorod, 2021. [In Rus].

7. Kratkaja biografija Konstantina Dmitrievicha Ushinskogo [Jelektronnyj resurs]. URL: https://russian-classicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/k-d-ushinskij/o-njom/item/2089-biografiya-konstantina-dmitrievicha-ushinskogo.html (data obrashhenija: 13.04.2023). [In Rus].

8. Nijazbaeva N. N. Jekzistencial'naja antropologija obrazovanija: cennosti i samoosushhestvlenie che-loveka: avtoref. dis. ... dokt. filosof. nauk. Cheljabinsk, 2021. [In Rus].

9. Ushinskij K. D. Gimnazicheskaja pedagogika Karla Shmidta. Arhiv K. D. Ushinskogo. V 4 t. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1960. T. 2. S. 9-63 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinsky_arhiv-yshinskogo_t2_1960/go,10; fs,1/ (data obrashhenija: 24.04.2023). [In Rus].

10. Ushinskij K. D. Materialy dlja «Pedagogicheskoj antropologii», perevedennye i napechatan-nye K. D. Ushinskim. Arhiv K. D. Ushinskogo. V 4 t. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1961. T. 3. S. 90-248 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinsky_arhiv-yshinskogo_t3_1961/go,250; fs,1/ (data obrashhenija: 11.04.2023). [In Rus].

11. 11. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii / Pedagogicheskie sochinenija. V 6 t. / Sost. S. F. Egorov. M.: Pedagogika, 1990. T. 5. 528 s. [In Rus].

12. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 11.04.2023).

Информация об авторах

С. В. Иванова — научный руководитель ФГБНУ «ИСРО», главный ученый секретарь РАО, заведующий кафедрой педагогики ФГБНУ «ИСРО», академик РАО, доктор философских наук, профессор

И. М. Елкина — начальник управления научно-организационной деятельности ФГБНУ «ИСРО», доцент кафедры педагогики ФГБНУ «ИСРО», кандидат педагогических наук

Information about the authors

S. V. Ivanova — Scientific Director, the Institute for Strategy of Education Development, Chief Scientific Secretary of the RAE, Head of the Department of Pedagogy of the Institute for Strategy of Education Development, Academician of the RAE, Dr. Sc. (Philosophy), Professor

I. M. Elkina — Head of the Department of Scientific and Organizational Activities, the Institute for Strategy of Education Development, Associate Professor of the Department of Pedagogy the Institute for Strategy of Education Development, PhD (Education)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.