УДК 37.013
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-3-4-17-23
I
Наследие педагога-патриота К.Д. Ушинского в развитии национальной русской педагогики
Грохольская О.Г.
Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), 119121, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: [email protected]
Резюме: В представленной статье актуализировано рассмотрение теоретических идей и практического опыта классика русской педагогики К.Д. Ушинского, его наследия как важнейшего вектора развития отечественной истории педагогики, соотнесенного с движением современного образования по пути обоснования новой стратегии его развития. Обозначены подходы педагога к построению содержания и технологий воспитания, базирующихся на лучших национальных традициях русской цивилизации: знания и совершенная нравственность, патриотизм - высшая добродетель человека, народность как основа образования и воспитания, разнонаправленность развития каждой личности, родной язык и труд - векторные составляющие процесса воспитания, традиционность и консерватизм, строгость и интерес к личности ребенка.
Ключевые слова: научно-педагогическое наследие, история, образование, актуализация, образовательная политика, просветительская деятельность, педагогическая антропология, педагог, педагогические идеи, принципы, народность, подрастающее поколение, патриотизм, воспитание в труде, мировоззрение, нравственность.
Для цитирования: Грохольская О.Г. Наследие педагога-патриота К.Д. Ушинского в развитии национальной русской педагогики //
История и педагогика естествознания. 2023. № 3-4. С. 17-23.
D0I:10.24412/2226-2296-2023-3-4-17-23
THE LEGACY OF THE PATRIOTIC TEACHER K.D. USHINSKY IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL RUSSIAN PEDAGOGY
Grokholskaya Olga G.
Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAO), 119121, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: [email protected]
Abstract: The article presents an updated consideration of the theoretical ideas and practical experience of the classic of Russian pedagogy K.D. Ushinsky, his legacy as the most important vector of the development of the national history of pedagogy, correlated with the movement of modern education along the way of substantiating a new strategy for its development. The author identifies the approaches of the teacher to the construction of the content and technologies of education based on the best national traditions of Russian civilization: knowledge and perfect morality, patriotism - the highest virtue of a person, nationality as the basis of education and upbringing, the multidirectional development of each individual, native language and labor - vector components of the process of education, traditionalism and conservatism, rigor and interest in a child personality.
Keywords: scientific and pedagogical heritage, history, education, actualization, educational policy, educational activities, pedagogical anthropology, teacher, pedagogical ideas, principles, nationality, the younger generation, patriotism, education in work, worldview, morality. For citation: Grokholskaya O.G. THE LEGACY OF THE PATRIOTIC TEACHER K.D. USHINSKY IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL RUSSIAN PEDAGOGY. History and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 3-4, pp. 17-23. DOI:10.24412/222B-2296-2023-3-4-17-23
Актуализация историко-педагогического знания сегодня - это возрастание использования потенциала педагогических идей прошлого для анализа современных образовательных процессов и феноменов, для обновления процесса воспитания в рамках осуществления современной образовательной политики, обоснования стратегических перспектив развития российского образования. В представленной статье актуализировано рассмотрение теоретических идей и практического опыта классика русской педагогики К.Д. Ушинского, его наследия как важнейшего вектора развития отечественной истории педагогики, соотнесенного с движением современного образования на пути созидательных изменений. Примечательно и символично, что 2023 год - юбилейный год празднования 200-летия великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского, знаменательный год, который указом президента РФ от 27 июня 2022 года объявлен Годом педагога и наставника!
Яркую и емкую оценку ему дал соратник и видный историк педагогики Л.Н. Модзалевский: «Ушинский - это наш
действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор» [1]. Этими словами он обозначил большой вклад педагога в развитие народного образования и воспитания, определил место и роль наследия К.Д. Ушинского в русской и мировой педагогике.
Сила влияния народной педагогики, концепции воспитания, базирующейся на национально-патриотической основе К.Д. Ушинского, оказала существенное влияние на последующее развитие образования и педагогической мысли. По степени фундаментальности и научной обоснованности, по глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений такое влияние на будущее многих поколений не имело себе равных. Это было логическое звено всей цепи предшествующей истории науки о воспитании.
Поскольку сегодня, в условиях тревожных мировых вызовов и угроз, перед педагогическим сообществом остро встала задача определения роли и миссии образования в
развитии страны, а также задача осуществления самоидентификации российского образования и отечественной педагогической науки в глобальном образовательном пространстве, образовательная политика России актуализирует рассмотрение идей К.Д. Ушинского как важнейшего сюжета историко-педагогического прошлого.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) - основоположник научной педагогики в России и известный реформатор школы. Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1823 года в старинном русском городе Туле. Его отца звали Дмитрий Ушинский, офицер в отставке, он участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мать, Любовь Степановна, скончалась, когда мальчику было 12 лет, и это печальное событие наложило большой отпечаток на его характер и нрав. Любовь и светлую память о ней Ушинский пронес через всю жизнь. Именно мама дала сыну первые уроки, и когда его отправили в гимназию, то сразу зачислили в третий класс [2].
Истоки призвания педагога
Свое детство Константин провел вблизи городка Новго-рода-Северского бывшей Черниговской губернии в небольшом имении родителей. С ранних лет он тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Аттестат об окончании Новгород-Северской гимназии молодой человек получил в 1840 году. Гимназия стала для него истоком основных подходов к будущей педагогической деятельности. Много лет спустя Константин будет с благодарностью вспоминать весь педагогический коллектив гимназии, включая и директора. Ушинский говорил, что они были настоящими педагогами, увлеченными своим делом, и самое важное, беззаветно любили детей. Может быть, поэтому уровень знаний выпускников этой школы был намного выше, чем в аналогичных учебных заведениях других провинциальных городов.
Окончив гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще окончил в 1844 году и остался в магистратуре. В течение всего периода учебы Константина увлекали вольнолюбивые мысли просветителей из Европы, история декабристов, все это оказалось очень близким его душе и разуму. В этом престижном вузе России были выдающиеся профессора, преподаватели, привившие студенту любовь к литературе, философии, праву. Именно в тот период молодой Ушинский всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, который в большинстве своем был неграмотным.
Окончив магистратуру и успешно сдав экзамен, Ушин-ский получил степень кандидата юридических наук и в 1846 году уехал в Ярославль, устроился на работу в Демидовский юридический лицей и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук. Улица в Ярославле, на которой в эти годы проживал Ушинский, в будущем стала называться его именем.
Молодой педагог пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, вносил свои новшества в обучение, что сильно не нравилось его начальству. В процессе борьбы против передовых настроений и бунтарских идей молодого педагога за ним был установлен негласный надзор, в результате которого Ушинский уволился с работы. Уход этот был связан с «беспорядками» среди студентов лицея, с неприятием руководством заведения прогрессивных убеждений педагога.
Нравы и мировоззрение народного педагога
Как представитель новой жизни К.Д. Ушинский размышлял о свободе как естественном состоянии человека, о свободном обществе как необходимом условии всестороннего развития, о неотъемлемом праве человека на личное достоинство. Проводя эти идеи в жизнь с энергией страстной натуры, он столкнулся с основным противоречием его деятельности: благородное и успешное стремление модернизировать и усовершенствовать то поприще, к которому он прикладывал в данное время свои таланты, в итоге неизбежно приводило его к очередному профессиональному и жизненному краху [3].
В связи со значительными жизненными трудностями педагогу пришлось переехать в Петербург, где он нашел себе место в Министерстве внутренних дел и занял должность простого чиновника, о которой позже в своих дневниках отзывался с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.
Вскоре Ушинский поступает на службу в институт в Гатчине, где и развернулась творческая деятельность ученого-педагога. Вначале Ушинского приняли на должность преподавателя русской словесности и права, но через шесть месяцев, в 1859 году, он был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц, где занимался педагогическими наблюдениями и воспитанием классов. Уже тогда он сформулировал свою основную педагогическую идею и отношение к организации институтских порядков. Эта кропотливая работа стала следующим этапом педагогической деятельности Ушинского и оказала влияние на существенный профессиональный рост и развитие мировоззрения будущего ученого-педагога.
Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые сделали его имя известным, поскольку были одними из лучших произведений народного педагога [1].
Именно там, в Смольном институте, он начал воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Педагог ратовал за то, чтобы воспитанниц учили на русском языке, а еще настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.
Однако в этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. В основе воспитания девушек лежала христианская мораль, в программу обучения и воспитания входило очень мало реальных знаний, чаще всего это была забота о том, чтобы прививать светские манеры воспитанницам, уважение и преклонение перед законами царской империи.
За все время, что Константин трудился в этом институте, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. В институте была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми, он стал истинным энциклопедистом.
Будучи несогласным с формальным подходом к программам обучения, Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого
сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В.И. Водовозов, по географии - Д.Д. Семенов, по истории - М.И. Семевский и другие в качестве ведущих преподавателей института.
Зная, как важно готовить воспитанниц к полезному труду, к труду по воспитанию детей, педагог-воспитатель ввел сверх образовательных семи классов еще двухлетний педагогический класс. Им была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.
Будучи редактором в 1860-1861 годах издания «Журнал Министерства народного просвещения», К.Д. Ушинский изменил его программу и содержание. Журнал из сухого и малоинтересного официального ведомственного органа превратился в научно-педагогический журнал, дающий педагогам теоретические и методические материалы для их работы. В этом журнале Ушинский опубликовал несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».
Константина Дмитриевича любили ученики и коллеги. На заседаниях педагогического коллектива, которые проводил Ушинский, обсуждали насущные проблемы, передовые идеи в образовательной сфере, возможности их внедрения. Коллеги-педагоги любили эти встречи, поскольку это были встречи друзей и единомышленников, где обсуждались реформы, литература, театральные премьеры. И только руководство учреждения видело в нем бунтаря и вольнодумца. Его обвинили в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, и летом 1862 года он был уволен из Смольного института и отправлен за рубеж на пять лет.
Ушинский переехал в Европу, начал изучать передовой опыт в воспитательной и образовательной работе, он побывал в германских, французских и швейцарских учебных заведениях. Все годы, проведенные за границей, Ушинский делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в других странах. Много времени он также уделял литературной деятельности, начатой еще в годы работы в Гатчине.
Сокровищница педагогической мысли
Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили названия «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «Словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогической мысли, их переиздавали много раз [2]. Среди произведений Ушинско-го была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками, - «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги пополнили классику русской литературы.
Будучи за границей, Ушинский подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (Т. 1-2. 1867-1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда. По приезде на родину педагог продолжил писать свой основной и главный труд - итог всей педагогической деятельности. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Г, щ " г
часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.
В 1870 году педагог переезжает в Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания. Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился работать, чтобы сделать как можно больше. Умер он в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» [1].
Знаменитая педагогическая антропология
К.Д. Ушинский, занимаясь методологическим обоснованием важнейших вопросов развития образования, становления личности, в процессе обучения написал свой капитальный труд в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в 1868 году -I том, в 1869-м - II том). В «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинский исследовал физиологические стороны организма человека и обусловленные ими психические явления. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой человеческой природе отыскать средства и резервы воспитания, которые он считал громадными и неисчерпаемыми; иметь возможность влияния на развитие разума, чувств, воли.
«Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но говорим: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую» [4].
Широко изучая природные задатки и особенности психики, Ушинский определял педагогические закономерности, позволяющие открыть приемы, методы, средства воспитания и образования. Он отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личности и сущности человека. В то же время важен целостный взгляд, обнимающий физическую и психическую стороны человеческой природы. Педагогическая антропология и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Зная законы физического и психического развития ребенка, антропология предоставляет педагогу возможности неисчерпаемого влияния на него.
Учитель как носитель знаний о человеческой природе
Из знания важнейших законов физического и психического развития учащегося и вытекали требования К.Д. Ушинского к учителю. Он говорил, что нельзя, конечно, требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут черпаться педагогические правила, но «можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется» [4].
Ученый говорил, что школа, воспитатель, наставники многое определяют в становлении человека. Однако все
они - не единственные воспитатели, есть, может быть, даже более значимые непреднамеренные воспитатели, это природный мир, семья, общество, народ, его религия, его язык, то есть природа и история. В воспитании ребенка важно влияние этих воспитателей - жизненной среды и педагогов; от них во многом зависит, хорошим или плохим, волевым или безвольным, нравственным или безнравственным станет человек.
При этом в процессе жизни человек и сам активно влияет как на среду обитания, так и на собственную натуру, изменяя и совершенствуя их. Воспитание играет тогда большую роль, когда отвечает интересам развития общества, служит им. Константин Дмитриевич советует педагогам тщательно изучать своих воспитанников, их физическую и душевную природу, обстоятельства их жизни.
К.Д. Ушинский о теории педагогики и искусстве воспитания
Будучи мудрым теоретиком и практиком воспитания, Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться отдельными педагогическими рецептами. Зная хорошо педагогику своего времени и отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы.
Он требовал единства теории и практики. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он.
Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку.
Ушинский в своих теоретических построениях стремился исходить из практического опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии и стремится исследовать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде.
Мудрый педагог, будучи убежденным, что воспитание зависит от исторического развития народа, считал, что сам народ прокладывает дорогу в будущее. Воспитатель действует заодно с другими общественными силами, помогает идти по этой дороге отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя бездумно строить систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее интеллектуальным творческим путем.
Нравственное воспитание и патриотизм
К.Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [1]. Главная задача педагогики, по словам педагога, воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение это лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. В процессе воспитания у ребенка должны развиваться твердый характер и воля, стойкость, чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает особое место в системе нравственного воспитания, которую рекомендует великий мыслитель, тесно связано с основой всей его педагогической системы -народностью. Педагог констатирует, что любовь к родине -это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.
Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Нравственность у педагога соединяется с религией. Однако, если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то позже он отводил главное место в воспитании нравственности гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.
Идея народности в педагогической системе Ушинского
Центральной идеей всей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности, которая раскрыта им в работах «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ». Слова о том, что есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах [5].
Широкий дискурс понимания народности проводился в середине XIX века деятелями отечественной культуры и науки, в основе обсуждения лежало признание творческих сил народа в историческом процессе, отражение в литературе и искусстве психологии народа, его национального характера. Народность в трактовке К.Д. Ушинского не оз-
начала замкнутости и изолированности от чужих культур (славянофильство) или механического перенесения к себе чужих достижений (западничество). Ушинский предложил свой взгляд на сущность воспитания и образования, обосновав его идеей народности.
Ученый подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов.
Методологическими посылами к разработке воспитательной системы в соответствии с взглядами великого наставника являются следующие:
1. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания и единой для всех системы не существует.
2. В деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу. Поэтому невозможно заимствовать у другого народа систему воспитания.
3. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Эта любовь к родине дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. Любой человек сохраняет в себе черты своего народа.
4. Каждый народ имеет свой идеал человека, который определяется его общественной жизнью и развивается вместе с ним. Этот идеал народа соответствует его характеру, определяется прошлым народа, его историей и воплощается в образовании и воспитании.
5. Опыт воспитания других народов является важным. Но невозможно и воспитывать по чужой педагогической системе. Заимствуя безоглядно чужие идеи, мы переносим только их мертвую форму, а не их живое и оживляющее содержание. Отдельные педагогические идеи в практике любого народа перерабатываются творчески и преломляются в духе данного народа.
6. Народность является общей закономерностью воспитания у любого народа, определяет цели воспитания и содержание педагогических идей. Если воспитание хочет быть действенным, оно должно быть народным [5].
В соответствии с убеждениями педагога народность как основа воспитания всегда связывает последнее с проявлением патриотизма и исполнением гражданами своего общественного долга. Такое воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Ушинскому как патриоту была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа, который благодаря своей мощи, отваге, стойкости избавил от нашествия монголо-татарских полчищ Западную Европу, неоднократно спасал свою родину от посягательств иноземных врагов.
Плодотворна идея Ушинского о том, что для того чтобы школы были народными, они должны быть вручены самому народу, отвечать его запросам и потребностям. Но государство обязано обеспечить народу высокий уровень жизни, чему, в свою очередь, будет способствовать образование народа. Учебные книги для народа «Детский мир. Хресто-
матия» и «Родное слово» К.Д. Ушинского - книги нового типа, в которых отразились педагогические идеи великого русского педагога.
Как уже упоминалось выше, в тесной связи с народностью как основой воспитания стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В статье «Родное слово» Ушинский писал о том, что в языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов.
Главный теоретический посыл, положенный в основу учебных книг, заключался в том, чтобы реализовать в процессе обучения идею развития в единстве речи и мышления, развития мышления с опорой на чувственный опыт ребенка, осуществление через преподавание родного языка умственного и нравственного воспитания. К.Д. Ушинский был первым, кто заявил, что упражнения ребенка в языке -необходимое условие развития [6]. Перед изучением родного языка педагогом поставлены три задачи, решаемые одновременно: развитие дара слова; созидательное обладание сокровищами родного языка; усвоение логики языка. Введение ребенка в родной язык означает введение его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, ведь природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражены в слове.
Труд как деятельность и активность ребенка
Важный вклад внес К.Д. Ушинский в разработку вопросов трудового воспитания личности. Педагог совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. Стремление к деятельности - вот что надо развивать в детях. По убеждению Константина Ушинского, наставнику необходимо помнить, что его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, к развитию у них привычки к труду. Обучение ученый понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности.
В этой связи Ушинский в своих психологических высказываниях подчеркивает большое значение развитию воли. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное.
Серьезный труд всегда тяжел, утверждает К.Д. Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860). Ученый предлагает средства, способные развить привычку к труду, и констатирует, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для обретения человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья.
Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Говоря о труде, ученый предупреждал о том, что учение есть труд и должно остаться трудом, этот труд должен быть полным мысли. Говоря об учебном труде, Ушинский отмечает, что в процессе обучения учитель должен:
1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько
он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать радость от результата своего труда.
2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать -легко и приятно, думать же трудно. Надо приучать воспитанников к умственному труду.
3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.
4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и т.д. не только принесут материальную пользу, но и послужат отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.
Замечательным высказыванием стали слова К.Д. Ушинского о роли труда в развитии личности: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское провождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность» [7].
Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что учение есть труд и труд серьезный, представляют большую ценность для педагогики школы сегодня, поскольку преодоление трудностей способствует решению проблемы целеполагания учащимся, помогает в определении им собственной стратегии развития в будущем, обеспечивает мотивацию школьников к самоорганизации, саморазвитию и самореализации.
Вклад в педагогику Ушинского
Таким образом, К.Д. Ушинский - педагог энциклопедического склада, трудно найти какую-то область воспитания и обучения, которая не была бы рассмотрена им. Главной заслугой и миссией Ушинского является то, что он был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы, разрабатывая проблемы образования и обучения.
Константина Дмитриевича Ушинского по праву можно считать основоположником русской педагогики. Это было обусловлено в первую очередь выдвижением им в качестве приоритетной задачи создания национальной школы, которую так ожидало русское общество. В бурный и противоречивый период реформ и социальных трансформаций мыслитель выступил как провозвестник и идеолог народной школы, взяв на себя решение проблем ее теоретического и практического научно-педагогического обеспечения [3].
Значительный интерес представляют решаемые ученым такие кардинальные и общие вопросы, как развивающий и воспитывающий характер обучения, природосообразность, принципы обучения, личность учителя и ее влияние на вос-питуемых, и более частные: методы, приемы, организация начального обучения. Его теория имеет конкретное воплощение в практике. Разработанный Ушинским метод обучения грамоте и в настоящее время является основным в начальной школе.
По убеждению К.Д. Ушинского, основной целью дидактической системы было развитие мышления, общих ум-
ственных способностей человека. Воображение, фантазия, способность к самостоятельному приобретению знаний не менее важны для человека и также должны развиваться при обучении, поэтому наряду с умственным развитием школа призвана помочь в развитии памяти, воли и других психических свойств личности ученика.
Известна принципиальная позиция ученого-педагога, состоящая в том, что в процессе решения задачи подготовки для жизни новых поколений школе необходимо отобрать такое содержание обучения, при котором будет возможно осуществить главные цели обучения: развитие психики ученика, в том числе умственных способностей; подготовка ученика к настоящей и будущей жизни; развитие мировоззрения и нравственных убеждений.
Разрабатывая содержание дидактической системы, К.Д. Ушинский справедливо отмечает, что необходимыми предметами для изучения в школе являются те, которые дают многообразные знания о природе и обществе, способствуют всестороннему развитию и подготавливают к жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего развития ученика должна быть подчинена вся деятельность школы и учителя. Материалами, необходимыми для такого развития, обладают родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литература. Ученый справедливо указывал, что очень важен не только перечень наук, так же существенны цели их изучения. При отборе содержания школьных дисциплин необходимо руководствоваться выбором тех, которые развивают мировоззрение и действуют не только в направлении увеличения объема знаний, но и в направлении формирования убеждений человека. Особую роль в этом процессе выполняют науки гуманитарные, которые помогают ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности.
К.Д. Ушинский стал гордостью российской педагогики, будучи живым воплощением лучших черт отечественной интеллигенции своего времени. Он сформулировал спектр важнейших направлений развития отечественной педагогики на долгую перспективу, полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку - педагогическую антропологию, ранее неизвестную в России.
Ученый всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой человек, желающий учиться, а не только избранные слои населения. Это благородное стремление ученого было реализовано, поскольку следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Народные школы, только начинающие зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам, и его по праву можно считать учителем русских учителей, поскольку он разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, и из нее впоследствии вышли лучшие народные учителя, руководствующиеся в своей педагогической работе сочинениями Ушинского. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до 1917 года, несколько поколений детей выросло на книгах великого К.Д. Ушинского.
Текущий год, Год педагога и наставника, исторически связан с празднованием 200-летия классика отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, великого русского педагога, просветителя и мудрого народного наставника. Память о нем сегодня живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, на улицах российских городов и в собраниях фундаментальных библиотек.
Наша сегодняшняя реальность, акценты образовательной политики нашей страны актуализируют рассмотрение воспитательных идей К.Д. Ушинского как важнейшего сю-
жета отечественной истории педагогики. На пути актуализации и восстановления механизма преемственности опыта поколений [8], нужно осмыслить и заново понять, под каким углом зрения должно идти обновление образования и воспитания, какую роль должен занять учитель, какие ключевые аспекты нужно учесть в важнейшем процессе воспитания молодежи.
Сегодня педагоги-исследователи работают над обоснованием обновленных на основе ретроспективы в прошлое идей и подходов к построению содержания и технологий воспитания, базирующихся на лучших традициях российской цивилизации: знания и совершенная нравственность, патриотизм - высшая добродетель человека, народность как основа образования и воспитания, разно-направленность развития каждой личности, родной язык и труд - векторные составляющие процесса воспитания, тра-
диционность, строгость и интерес к личности ребенка, коллективный характер воспитания и пр. Все эти плодотворные воспитательные идеи воплощал в жизнь наш великий предшественник, мудрый педагог, поэтому значение К.Д. Ушин-ского в развитии русской национальной педагогики, в становлении теории воспитания и внедрении воспитательных идей в школе безмерно. Он создал целостную систему научных идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование личности на основе воспитывающего обучения. К.Д. Ушинский - великий русский педагог-классик, основоположник народной школы в России, мудрый воспитатель, создатель гражданско-патриотического наследия, основатель глубокой, стройной педагогической системы, автор замечательных учебных книг, по которым в течение 200 лет обучались и сегодня обучаются десятки миллионов людей в России и за рубежом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ушинский К.Д. «Наш действительно народный педагог...». URL: https://zenon74.ru/school/ushinskiy?ysclid=ldu9w2elek521178782 (дата обращения 23.05.2023).
Константин Ушинский - биография писателя. URL: https://biographe.ru/znamenitosti/konstantin-ushinskiy/?ysclid=ldu8aedly293821607 (дата обращения 23.05.2023).
Богуславский М.В. Наше все... Константин Дмитриевич Ушинский. К 200-летию со дня рождения творца русской национальной педагогики. URL: https://ug.ru/nashe-vse-konstantin-dmitrievich-ushinskij/ (дата обращения 23.05.2023).
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч. Т. 8. М.; Л.: Изд-во АПН, 1950. С. 14, 55. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. Т. 2. М.; Л.: Изд-во АПН, 1950. С. 63, 160 Латышина Д.И. История педагогики. М.: Гардарики, 2002. С. 419.
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. Т. 2. М.; Л.: Изд-во АПН, 1950. С. 357. Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений как смысловой контекст самореализации личности // Педагогика, 2022. Т. 86. № 10. С. 38-45.
REFERENCES
Ushinskiy K.D. «Nash deystvitel'no narodnyy pedagog...» ("Our really people's teacher ...") Available at: https://zenon74.ru/school/ushinskiy?ys-clid=ldu9w2elek521178782 (accessed 23 May 2023).
Konstantin Ushinskiy - biografiya pisatelya (Konstantin Ushinsky - biography of the writer) Available at: https://biographe.ru/znamenitosti/konstan-tin-ushinskiy/?ysclid=ldu8aedly293821607 (accessed 23 May 2023).
Boguslavskiy M.V. Nashe vse... Konstantin Dmitriyevich Ushinskiy. K200-letiyu so dnya rozhdeniya tvortsa russkoy natsional'noypedagogiki (Our everything. Konstantin Dmitrievich Ushinsky. To the 200th anniversary of the birth of the creator of Russian national pedagogy) Available at: https://ug.ru/nashe-vse-konstantin-dmitrievich-ushinskij/ (accessed 23 May 2023).
Ushinskiy K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii. Sobr. Soch. T. 8 [Man as an object of education. Experience of pedagogical anthropology. Collected works. Vol. 8]. Moscow, Leningrad, Akademii pedagogicheskikh nauk Publ., 1950. p. 14, 55. Ushinskiy K.D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii. Sobr. Soch. T. 2 [About nationality in public education. Collected works. Vol. 2]. Moscow, Leningrad, Akademii pedagogicheskikh nauk Publ., 1950. p. 63, 160. Latyshina D.I. Istoriyapedagogiki [History of Pedagogy]. Moscow, Gardariki Publ., 2002. p. 419.
Ushinskiy K.D. Trud vyego psikhicheskom i vospitatel'nom znachenii. Sobr. Soch. T. 2 [Labor in its mental and educational meaning. Collected works. Vol. 2]. Moscow, Leningrad, Akademii pedagogicheskikh nauk Publ., 1950. p. 357.
Grokhol'skaya O.G. Interaction of generations as a semantic context for self-realization of the individual. Pedagogika, 2022, vol. 86, no. 10, pp. 38-45 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Грохольская Ольга Глебовна, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение Olga G. Grokholskaya, Corresponding Member Russian Academy of Education,
философии образования и теоретической педагогики РАО. Dr. Sci. (Ped.), Prof., Department of Philosophy of Education and Theoretical
Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAE).