Сагитова Римма Раисовна, аспирант Учреждения Российской Академии Образования, института педагогики и психологии профессионального образования, г. Казань, лаборатория исследования зарубежного опыта. Е-mail: sag-rimma@yandex. ru
Sagitova Rimma Raisovna, postgraduate student of Establishment of Russian Academy of education of the Institute of pedagogy and psychology of professional education, Kazan laboratory of international experience investigation. Е-mail: sag-rimma@yandex. ru
УДК 37.035.4
ЕИ Сергеенкова
ИДЕИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
К.Д. УШИНСКОГО
В статье представлен анализ работ К.Д. Ушинского, в которых рассматриваются вопросы правового характера. К.Д. Ушинский первый в отечественной педагогике обосновал необходимость правового обучения для духовного развития личности, дал методические рекомендации по осуществлению правового воспитания и правового обучения.
Ключевые слова: отечественная педагогика, К.Д. Ушинский, правовое воспитание, правовое обучение, правовое сознание, чувство законности и справедливости, школа, учитель, право, закон, преподавание юридических дисциплин.
HI Sergeenkova
IDEAS OF LAW EDUCATION IN PEDAGOGICAL LEGACY OF K.D. USHINSKIY
The article deals with the analysis of the problems of law education in pedagogical legacy of K.D. Ushinskiy, he was the first in native pedagogical science who has substantiated the necessity of law education for spiritual development of personality and gave guidelines for the implementation of law.
Key words: native pedagogical science, K.D. Ushinskiy, law education, law consciousness, sense of justice and equity, school, teacher, law, teaching of law disciplines.
Научно-теоретические разработки термина «правовое воспитание» относятся к XX в. Современная педагогика определяет правовое воспитание как целенаправленное юридическое воздействие, направленное на формирование духовной нравственно-правовой системы ценностей личности. Данное воздействие осуществляется посредством деятельности государства, общественных организаций и отдельных граждан по передаче юридического опыта. В процессе правового воспитания происходит систематическое воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования позитивных взглядов, установок, представлений о праве, позволяющих соблюдать, исполнять и использовать его.
Мысль о необходимости развития правового сознания личности как составной части ее духовного мира, определяющей отношения человека с обществом и государством, возникла в отечественной науке во второй половине XIX в. Еще до научно-теоретического обоснования термина «правовое воспитание» русские юристы и педагоги высказывают положение о том, что правосознание не рождается вместе с человеком, его формирование требует целенаправленной педагогической деятельности.
В отечественной педагогике идеи правового воспитания впервые были научно обоснованы великим русским педагогом К.Д. Ушинским (1824-1870). Имея юридическое образование и опыт преподавания юридических дисциплин, он разбирался профессионально в вопросах права, обучения праву и правового воспитания. Свое видение проблем правового воспитания и правового обучения педагог изложил в следующих статьях: «Лекции в Ярославском лицее», «О камеральном образовании», «О преступности в Англии и Франции», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Письма о воспитании наследника русского престола». Отдельные положения о правовом воспитании встречаются и в других работах педагога, например в «Про-
2010/1
грамме педагогики для специальных классов женских учебных заведений», в записке «О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте».
В 1846 г. К. Д. Ушинского (после окончания юридического факультета Московского университета) назначают исполняющим обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения государственного права и науки финансов в Ярославский Демидовский лицей, где он читал такие курсы, как энциклопедия законоведения, государственные и губернские учреждения и законы о состояниях, науки о финансах.
В 1845 г. в Демидовском лицее был принят новый устав, согласно которому главной задачей учебного заведения являлось «распространение основательных сведений по части камеральных наук, в связи с отечественным законодательством» [1, с. 75]. Сегодня известны четыре лекции К. Д. Ушинского, написанные им для чтения камерального права и изданные под общим названием «Лекции в Ярославском лицее» (1846-1848). 18 сентября 1848 г. К.Д. Ушинский произнес речь в торжественном собрании Демидовского лицея «О камеральном образовании», которая в этом же году была напечатана в Москве. В этих двух ранних работах изложены взгляды юри-ста-преподавателя К.Д. Ушинского на данную науку, а так же некоторые общие положения юриспруденции.
Камеральное право представляло собой «юридическое изложение хозяйственной деятельности» и предполагало изучение энциклопедии правоведения, государственного права, уголовного права, судопроизводства, полицейского права и политико-экономических наук. Камеральная наука сложилась в Германии в XVII веке и соответствовала специфике немецких феодальных отношений того времени. Поэтому камералистика не вписывалась в социально-экономические отношения, которые начинали зарождаться в России во второй половине XIX века. К.Д. Ушин-ский стал на сторону критики немецкой камеральной науки, в своей речи он высказался о несостоятельности данной науки, указывал на отсутствие цели, предмета изучения, системности в изложении материала. О немецких камералистах он писал: «Они... вместо законов наполнили эту науку правилами и благоразумными советами немецкой мудрости» [1, с.150]. К.Д. Ушин-ский считал, что преподавание камерального права в том виде в каком оно существовало в то время, не связано с изучением особенностей экономических и правовых условий России. Главная мысль, которую проводит в своих «Лекциях» К.Д. Ушинский заключается в том, что объяснение всех явлений в жизни народа, всей его истории и его внутреннего устройства надо искать в характере той местности, в которой развивается его деятельность. Поэтому он указывал на необходимость изучения народных юридических понятий, в связи со всеми вообще условиями местной жизни.
Точка зрения К.Д. Ушинского о том, что немецкая камералистика не имеет права называться наукой, имела свои организационные последствия. Курс камеральных наук в 1868 г. был упразднен и программа занятий Демидовского лицея была приравнена к юридическому факультету университета.
Для объяснения сущности камералистики К.Д. Ушинский разграничивал две сферы - гражданскую и общественную. В связи с этим он ввел понятие гражданского права и показал положение личности в обществе с точки зрения этого права. Он пишет: «... гражданское право направлено на то, чтобы вполне определить, укрепить и постоянно сохранить исключительную личность человеческую. ... личность может только быть или не быть, но она не может быть более или менее равна всякой другой личности. Этот-то смысл выражают слова нашего свода: все равны перед законом ... самим существом своим, гражданская сфера резко отличается от сферы публичной, общественной, государственной [1, с.61-62].
В ранних работах К.Д. Ушинского мы встречаем положения, объясняющие природу юридического закона в обществе: «Свою принудительную силу законы получают от внутренней силы этих самих обществ, которые, действуя по законам бытия и самосохранения, . приводят своею естественною силой свои законы в осуществление. Эта внутренняя сила общества для индивида является внешнею принудительною силой общественного закона, тою силою, которою юридический закон отличается от всех прочих нравственных законов» [1, с. 209].
К.Д. Ушинский считал, что оформление в социальной структуре общества профессиональных юристов свидетельствует о развитии правового сознания. Он пишет: «. с развитием общества является необходимость сознания права, разумности его; это сознание совершается в на-
роде, но выражается в особенном сословии - сословии юристов: таким образом, юристы выражают собою сознание народа о праве» [1, с. 69].
Работая в Демидовском лицее, К.Д. Ушинский обратил внимание на то, что общие юридические науки читаются в нем после или одновременно с частными, специальными науками. Пытаясь упорядочить чтение различных юридических дисциплин, он подал в Совет лицея записку, в которой выразил свое отношение по данному вопросу. Он писал: «Преподавая энциклопедию законоведения на втором отделении, совместно с предметами на том же отделении частных юридических дисциплин, каковы науки государственного, гражданского и уголовного права . я считаю совершенно невозможным. Во-первых, потому, что чтение частных юридических наук без предварительных общих сведений о праве и его отделах чрезвычайно и шатко. Во-вторых, без предварительного преподавания энциклопедии законоведения о праве, что будет напрасной тратой времени и стеснит до крайности преподавателя в курсе и без того кратком» [2, с. 144]. Данное замечание было одобрено Советом лицея.
В 1854 г. в № 10 «Библиотеки для чтения» была опубликована статья К.Д. Ушинского «О преступности в Англии и во Франции». В этой работе говорится о причинах распространения преступлений и о влиянии грамотности на сокращение их числа. Используя обильный статистический материал и проведя на его основе научный анализ динамики преступлений в Англии и Франции, К.Д. Ушинский приходит к выводу: «... образованность, цивилизация на той ступени и в том виде, как она ныне существует, не уничтожает зерна преступления; оно только изменяет, обусловливает формы, в которых оно проявляется» [1, с. 654].
Мысль о том, что одного только знания, полученного в процессе обучения, для формирования правового сознания и правового поведения человека недостаточно, а необходим целенаправленный процесс воспитания, получит дальнейшее развитие в более поздних педагогических трудах К.Д. Ушинского. Так, в работе «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860) он говорит о том, что знание закона и его пользы еще не гарантирует исполнение его человеком, если в нем не воспитаны нравственные качества. Он пишет: «. чаще всего мы очень хорошо понимаем, что закон полезен, что исполнение его необходимо для пользы общества, но понимаем также очень хорошо, что неисполнение законов очень полезно для нас самих» [3, с. 29].
В этой же работе К.Д. Ушинский говорит о природе русского правового нигилизма. Он показывает, что во всех слоях русского общества существует неуважение к закону - и среди крестьян, которые не признают никакого закона, кроме семейного, и среди студенческой молодежи, которая, слушая лекции об уважении к закону, не верит в возможность прямой законной дороги в жизни. В записке «О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте» К.Д. Ушинский говорит о низком правосознании среди государственных служащих: «Знатоков законов и дельцов у нас в низших присутственных местах достаточно; но хорошо развитых нравственно и умственно молодых людей весьма мало» [4, с. 603].
К.Д. Ушинский считал, что процесс воспитания человека, в том числе и его правового воспитания, находится в непосредственной зависимости от «правильной» организации школьного образования: «устройство хороших школ, правильно развивающих, правильно воспитывающих народ, . ускоряя их в массах простого населения правильный и ясный взгляд на необходимость администрации, законов и государственных издержек, истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство и льется само собой, без всяких насильственных мер: время, труд, честность, умение владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека» [3, с. 39-40].
Великий педагог считал, что формировать правосознание необходимо начинать со школы. В программе полновесного воспитания человека К.Д. Ушинский отдельно выделял «воспитание в ребенке чувства права и справедливости» путем развития его психических основ и чувства равенства личности перед законом [3, с. 386]. Даже ученикам начальной школы необходимо давать элементы понятий о праве, потому что юридические знания придают устойчивость сознанию человеческого достоинства и развивают чувство законности. В старших классах гимназии необходимо знакомить учащихся с общим механизмом государственного устройства, с общими принципами права и со структурой Свода законов [4, с.603]. Выступая за народность в воспитании, К.Д. Ушинский считал, что необходимо особенно тщательное изучение всего родного -языка, литературы, отечественных законов.
2010/1
Большой интерес для изучения истории правового воспитания представляет работа К.Д. Ушинского «Письма о воспитании наследника русского престола», написанная им в 1859 г., но впервые изданная только в 1908 г. По идеологическим соображениям работа не вошла в 11томное «Собрание сочинений» К.Д. Ушинского, изданное в 1948 г. В этой работе проявился многогранный талант русского педагога, он выступал как правовед, воспитатель, учитель-методист, а также высказывал соображения политического характера. Предположительно адресатом писем могла быть императрица Мария Александровна.
Прежде всего К.Д. Ушинский подчеркивает воспитательное значение юридических наук, которые вместе с государственными и политическими он определяет как общественные науки. Кроме чисто научной цели эти науки должны стремиться и к другой задаче -«. воспитательной, они должны оказать действенное влияние на образование в слушателе правильных общественных убеждений и не только дать уму научные элементы таких убеждений, но и породить зародыш их в его сердце» [5, с. 62]. По мнению автора «Писем», воспитание должно действовать не только на увеличение знаний, но и на убеждения человека. Одной из причин отсутствия общественных убеждений в современном ему обществе К.Д. Ушинский считал «воспитание, которое получает русское юношество» [6, с. 68]. Он показывал, сколько вреда обществу принесло отсутствие постоянных убеждений у российского правительства, в результате все в России требует преобразований и улучшений. Не боясь цензуры, К.Д. Ушин-ский пишет: «Заставить их умолкнуть на время, конечно, можно, но это значит гноить государство и народ» [5, с. 86].
В «Письмах» автор поднимает вопрос и об отношении правителя и закона: «Неограниченный законодатель должен всегда помнить, что закон не есть выражение его произвола, но выражение исторической необходимости общества, которого Он по воле Проведения является верховным органом, и что закон, который Он выразил, обязателен для Него точно так же, как и для Его подданных» [6, с. 69]. Даже если у правителя есть право изменять закон, он должен делать это с величайшим уважением к святости закона.
К вопросу правового образования и правового воспитания К. Д. Ушинский обращается и при разработке программы подготовки учителей для народной школы. Обратим внимание на два аспекта в таких работах педагога.
Во-первых, К.Д. Ушинский определяет те юридические знания, которые должны быть получены будущим учителем. В записке «О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте» (1860) он пишет: «Из законодательства должны быть сообщены воспитанникам, кроме общих понятий о государственном устройстве отечества, все законы, наиболее относящиеся к сельскому быту, гражданские, уголовные, сословные, финансовые и полицейские, так чтобы и в этом отношении народный учитель мог быть и полезным наставником, и полезным советником для крестьян» [4, с. 614]. С точки зрения К.Д. Ушинского, народный учитель должен был осуществлять правовое воспитание не только в школе, но и в обществе в целом.
Во-вторых, К. Д. Ушинский определяет и содержание правового воспитания в народной школе. Правда, он его еще не выделяет как самостоятельное направление воспитания, а в традициях XIX в. включает в состав нравственного. В «Программе педагогики для специальных классов женских учебных заведений» (1870) он определяет направления деятельности учителя по развитию правосознания: «Чувство правды и справедливости. Его психические основы в чувстве личности и в чувстве равенства личностей перед законом совести. История чувства права и справедливости в детской душе. Оценка в этом отношении влияний окружающей среды и обращения взрослых с ребенком. . Воспитательные меры для укрепления в ребенке чувства права и справедливости [3, с. 386].
В трудах К.Д. Ушинского вопрос правового воспитания нашел многогранное освещение. Прежде всего была обоснована необходимость правового воспитания личности в целях развития его духовного мира. Показаны закономерности взаимосвязи образования, нравственности и правосознания. В работах педагога присутствует историческая оценка состояния правовой культуры в России второй половины XIX в. Кроме теоретического и исторического аспекта правового воспитания К.Д. Ушинский в своих работах дает научно обоснованные методические рекомендации по осуществлению правового обучения и правового воспитания. Во всех работах К. Д. Ушинского по правовому воспитанию четко прослеживается главная цель - раз-
Г.Н. Фомицкая. ПРАКТИКА ВЫРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
витие личности ребенка. Таким образом, впервые в отечественной педагогической науке была заложена основа научного гуманистического понимания сущности и методики правового воспитания.
Литература
1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - Т.1. - 723 с.
2. Покровский С.П. Демидовский лицей в Ярославле в его прошлом и настоящем. - Ярославль: Тип. губернского правления, 1914. - 264 с.
3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1988. - Т.2. - 496 с.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. - Т.2. - 655 с.
5. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Педагогика. - 1999. - № 5.- C. 84-88.
6. Ушинский, К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Педагогика. - 1999. -№» 6. - С. 62-74.
Сергеенкова Елена Ивановна, доцент кафедры социально-культурных и гуманитарных наук Смоленского экономического института Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Е-mail: elesergeenkova@v andex. ru.
Sergeenkova Elena Ivanovna, assistant professor of department of social-cultural and humanitarian sciences of the Smolensk Economic Institute of St.-Petersburg Academy of management and economy. Е-mail: elesergeenkova@v andex. ru.
УДК 37.014
Г.Н. Фомицкая
ПРАКТИКА ВЫРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
В статье дается анализ процессу становления систем оценки качества образования в различных образовательных системах, на основе которого выделяются общие черты и проблемы.
Ключевые слова: качество образования, система оценки качества образования, национальные системы качества образования, стандарты образования
G.N. Fomitskaya
PRACTICE OF WORKOUT OF ESTIMATION CRITERIA OF EDUCATION QUALITY EVALUATION SYSTEM IN NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS
The article gives an analysis of the process of education quality evaluation systems creation in different educational spheres, on the basis of which the author points out similar features and problems.
Key words: quality of education, system of assessment of quality of education, national systems of assessment of quality of education, standards of quality.
Одним из главных отличий двадцать первого века, и это подтверждает проходящее первое десятилетие, является повышение роли качества: качества товаров и услуг, качества технологий, качества жизни. Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям новой эпохи, современному человеку необходимы системные познания в широком спектре видов деятельности. Таким образом, проблемы качества товаров, труда и проблемы качества жизни, человека, культуры, образования взаимообусловлены, а политика качества образования становится ядром политики качества вообще, поскольку качество образования должно быть не только адекватно сути указанных проблем, но и должно предупреждать эти проблемы, содействовать прогрессу общества и способствовать построению лучшей, более качественной, жизни.
В связи с этим качество образования все больше становится предметом научных дискуссий. Проблема, которую пытаются решить исследователи, заключается в следующем: какие качества специалиста должна формировать система образования, какими навыками, умениями, знаниями, компетенциями должен обладать специалист, выпускник вуза; от чего зависит качество образования и т.д. Дискуссии имеют место еще и потому, что понятие качества образования достаточно относительное. Смысл, который вкладывается в его трактовку, зависит от потребностей, запросов, ожиданий, предпочтений человека. Круг потребителей образования доста-