Научная статья на тему 'К. Д. Ушинский об образовании учащихся начальной школы'

К. Д. Ушинский об образовании учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2583
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
К.Д. УШИНСКИЙ / K. USHINSKY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РУССКАЯ ШКОЛА / RUSSIAN SCHOOL / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РОДНОЙ ЯЗЫК / MOTHER TONGUE / СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF PRIMARY EDUCATION / УЧЕБНЫЕ КНИГИ К.Д. УШИНСКОГО / K. USHINSKY'S EDUCATIONAL BOOKS / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / PRINCIPLES AND METHODS OF TEACHING / PRIMA-RY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Видякова Зинаида Васильевна

Статья посвящена рассмотрению разработанной К.Д. Ушинским системы начального образования учащихся, сущность которого заключается в формировании русского характера, нравственном воспитании личности ученика, в формировании первоначальных основ знаний, в развитии способностей детей к самостоятельной разумной жизни и деятельности. Разработанная К.Д Ушинским система включает принципы (воспитывающее обучение, народность, научность, доступность), методы (упражнения, самостоятельная работа, повторение), учебные книги («Родное слово», «Детский мир») и методические руководства по их использованию в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K.D. Ushinsky the formation of elementary school students

The article deals with the system of primary education developed by K. Ushinsky. The essence of this system is the formation of the Russian character, the moral education of the student’s personality, the formation of the original foundations of knowledges and development of children’s abilities to self-intelligent life and activities. The system of primary education developed by K. Ushinsky includes principles (raising a training, nationality, scientific, availability), methods (exercises, self study, repetition), in-structional books («Mother Tongue», «Children’s World») and instruction manuals for their use in the educational process.

Текст научной работы на тему «К. Д. Ушинский об образовании учащихся начальной школы»

УДК 373

к.д. ушинский об образовании учащихся начальной школы

видякова З.в.

Статья посвящена рассмотрению разработанной К.Д. Ушинским системы начального образования учащихся, сущность которого заключается в формировании русского характера, нравственном воспитании личности ученика, в формировании первоначальных основ знаний, в развитии способностей детей к самостоятельной разумной жизни и деятельности.

Разработанная К.Д Ушинским система включает принципы (воспитывающее обучение, народность, научность, доступность), методы (упражнения, самостоятельная работа, повторение), учебные книги («Родное слово», «Детский мир») и методические руководства по их использованию в образовательном процессе.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, образование, русская школа, начальная школа, родной язык, содержание начального образования, учебные книги К.Д. Ушинского, принципы и методы обучения.

k.d. ushinsky the formation of elementary school students

Vidyakova Z.V.

The article deals with the system of primary education developed by K. Ushinsky. The essence of this system is the formation of the Russian character, the moral education of the student's personality, the formation of the original foundations of knowledges and development of children's abilities to self-intelligent life and activities.

The system of primary education developed by K. Ushinsky includes principles (raising a training, nationality, scientific, availability), methods (exercises, self study, repetition), instructional books («Mother Tongue», «Children's World») and instruction manuals for their use in the educational process.

Keywords: K. Ushinsky, education, Russian school, primary schools, mother tongue, the content of primary education, K. Ushinsky's educational books, principles and methods of teaching.

В феврале 2014 года великому русскому педагогу, автору концепции русской народной школы, методисту русского языка, писателю, общественному деятелю Константину Дмитриевичу Ушинскому исполняется 190 лет со дня рождения.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича, Любовь Степановна, была прекрасным педагогом, она подготовила сына

к гимназии, в 11 лет он поступил в третий класс Новгород-Север-ской гимназии.

Всё детство и отрочество Константина Дмитриевича прошло в небольшом имении отца, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. После окончания гимназии в 1840 году он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся преподавателей, в том числе таких известных, как профессор истории Т.Н. Грановский и профессор философии государства и права П.Г. Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К.Д. Ушинского занятия педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. С 1846 года началась его педагогическая деятельность в Ярославском Демидовском лицее в качестве исполняющего обязанности профессора камеральных наук на кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Его профессиональная деятельность в Демидовском лицее была непродолжительной, в мае 1849 г. он ушел в отставку. Однако

приобретенные за это время методологические навыки научной работы проявились при чтении им лекций, например в актовой лекции, прочитанной в лицее 18 сентября 1848 г., «О камеральном образовании», и в многочисленных статьях («Педагогические сочинения Н.И. Пирогова», «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово» и др.) и его главном труде - «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Текст лекции «О камеральном образовании» следует отнести к первым педагогическим трактатам, она была напечатана небольшим тиражом в Москве в 1848 году и практически была неизвестна педагогической общественности. Ровно через 100 лет в 1948 году статья была опубликована в первом томе полного собрания сочинений К.Д. Ушинского, подготовленных к изданию известными советскими педагогами Е.Н. Медынским и В.Я. Струминским. Оценивая значимость данной речи, составители примечания к первому тому сочинений писали: «Педагогическую систему К.Д. Ушинского было бы трудно понять, не обращаясь к его речи о камеральном образовании. Для теоретика педагогики эта речь Ушинского представляет большую находку, так как прямо подводит его к теоретическим корням тех взглядов, которые проводились К.Д. Ушинским в области педагогики» [1, с. 706 ].

В лекции К.Д. Ушинский, ссылаясь на римское право, рассматривал гражданское право как средство защиты граждан, как воз-

можность создания условий для развития, укрепления и возможность с о х ранения исключительно с т и личности человеческой [6, с. 61]. В то же время гражданское право возлагает ответственность на каждого гражданина, «суть ответственности заключается в каждодневном проявлении патриотизма как общественного долга». Исходя из высокого предназначения человека, К.Д. Ушинский вел речь об обязательном гражданском воспитании в школе. Эта идея является основополагающей идеей в его концепции о народном воспитании.

Жизнь К.Д. Ушинского была непродолжительной, всего сорок четыре года, но она была богатой по своему содержанию и служению Отечеству. Путь служения Отечеству им был определен уже в юности, однако осознавая свою духовную немощь, он, как истинный христианин, обращался к Богу с молитвой: «Спаситель! Помоги мне сделать все доброе, что я хочу! Благослови дела мои, если они будут благи, отвергни злое! Не за себя молю, но за благо, которое могу совершить» [5, 38 ].

К.Д. Ушинский работал преподавателем русской словесности в Гатчинском Сиротском институте, инспектором классов Смольного института благородных девиц, являлся постоянным автором «Журнала для Воспитания» и сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855), редактором «Журнала Министерства народного просвещения», принимал участие в работе Педагогического собрания, в течение пяти лет (1862-1867 гг.) изучал постановку образования в Европе. Особенность даровитой, энергичной натуры К.Д. Ушинского

заключалось в таланте вносить жизнь везде, где доводилось ему трудиться.

Для него была плодотворна поездка в Швейцарию. Здесь, в Гейдельберге, он познакомился с известным русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. В нем он чрезвычайно высоко ставил сочетание медицинского гения с высоким педагогическим дарованием и цельностью нравственной личности, неспособностью на покладистость и сделки со своею совестью. Под влиянием общения и сближения с Н.И. Пироговым К.Д. Ушинский быстро воспрянул и окреп духом, с удвоенною энергией принялся за научную разработку, основных положений народной школы, и своего главного педагогического труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Результаты изучения женского образования К.Д. Ушинский оформлял в довольно объемистых письмах из Швейцарии, изданных впервые под общим заглавием «Педагогическая поездка по Швейцарии» в конце 1862 года. Каждое «Письмо», а их было семь, пронизано заботой о школьном деле в России, о необходимости организовать его с учетом национальной культуры, особенно эта мысль прозвучала в «Письме седьмом» (Цюрих), посвященном характеристике всех осмотренных им учительских семинарий в разных кантонах Швейцарии. Вот что он пишет в заключение этого письма: «Возвращаясь в Цюрих по берегу прекрасного озера, я невольно соединил в своем воспоминании все четыре семинарии, которые видел, и не знал решительно, которой из них отдать пальму первенства; всякая из них имела свои хорошие и свои слабые стороны. Но как они различны, как в каждой из них

отразился свой особливый характер: семинария Фрелиха дышит поэзиею; семинария Рюга - строгою логикою и методой; семинария Кеттигера - здоровьем сельской семейной жизни; семинария Фриса - наукой, современностью, ясным, спокойным рассудком и утилитаризмом... Можно поистине удивляться, как все эти три кантона: бернский, арговийский и цюрихский, выработали себе свои особенные, проникнутые кантональным характером, семинарии и как они отыскали, каждый для своей семинарии, такого директора, который типически выражает в себе характер кантона и развивает его в своих воспитанниках... Боже мой! - думал я про себя, вспомнив многие наши полуиностранные учебные заведения: когда же мы увидим такие же характерные русские воспитательные заведения и во главе их - такие же типические, русские личности в высокоразвитой, облагороженной форме, когда подобные личности будут развивать в воспитателях благороднейшие черты истинно русского характера, а воспитатели будут вызывать этот характер в молодых поколениях русского народа!» [7, 251-252]

Уже в первом письме из Швейцарии Константин Дмитриевич рассуждает о народной школе, с благодарностью вспоминал великого до безумия энтузиаста воспитания И.Г. Песталоцци, сумевшего донести до человечества сущность народной школы, которая состоит не в том, чтобы внести в головы детей известное количество определенных знаний, которые они потом позабудут, и сообщить им технический навык чтения и письма, которым они не воспользуются, но в том, чтобы школьным занятием развить способности детей, естественным путем раскрыть в них

разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности. Эта идея И.Г. Песталоцци, по мнению К.Д. Ушинского, является великим открытием, которое принесло и приносит человечеству более пользы, чем открытие Америки [10, с. 95-96]. Уже в Швейцарии К.Д. Ушинский утвердился окончательно в необходимости открытия народных школ в России «в связи с реформами в народном быте и развитием судопроизводства с судом присяжных» [там же, 108]. «Теперь, именно теперь, когда нас ожидают глубокие общественные преобразования, коренная перемена в сельском быту, <....> когда сам народ обществами трезвости высказывает потребность нравственного преобразования - должно, наконец, серьезно подумать об устройстве русской, народной школы» [7, 440]. Русскую национальную школу и народную школу он рассматривал как школу одного типа, а именно, начальную школу, которая должна дать всем детям первоначальные основы знаний и нравственного воспитания.

Следуя традиции русской школы, К.Д. Ушинский воспитание и обучение рассматривал как единый, специально организованный процесс, способствующий развитию личности ребенка, его умственных и физических сил В процессе обучения накопление знаний и воспитание должно быть единым процессом, ибо сознание воспитывается приумножением фактов, их переработкой. В процессе приобретения знаний учащиеся должны обязательно наблюдать, сравнивать, давать оценку событиям и фактам, делать обобщения и выводы. Это требование великого русского педагога было новым и прогрессивным для отечественной педагогики

XIX века. В середине 60-х годов XX века к этим идеям обратились Л.В. Занков, В.В. Давыдов, К.А. Москаленко, Н.Ф. Талызина и др. педагоги, разрабатывая концепции развития учащихся в процессе обучения. Разработанные ими теоретические положения приняты отечественной дидактикой и являются основой образования современных школьников.

Следующее направление в работе народной школы, на которое обратил внимание К.Д. Ушинский - это подготовка учащихся к жизни, серьёзному труду, практической деятельности. Школа должна развивать в человеке любовь к труду, дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни; воспитание должно не только развить разум человека, давать ему известный объем сведений, но и пробудить в нем жажду серьезного труда». Разумно построенный учебный процесс - это труд школьников под руководством учителя. Учение, утверждал великий педагог, есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли. В этом заключается основная сила воспитательного воздействия обучения, позволяющая формировать положительные качества личности -гуманность, патриотизм, честность, справедливость, трудолюбие и др.

В концепции народной школы К.Д. Ушинский уделил большое внимание нравственно-религиозному воспитанию детей (термин «нравственно-религиозное воспитание принадлежит К.Д. Ушинскому), впервые этот термин был использован в 1974 году А.И. Пискуновым в статье « К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России», посвященной 150-летию со дня рождения великого русского педагога.

По идеологическим соображением это научное направление не являлось предметом изучения советских педагогов, хотя, следует отметить, что добросовестный труд В.Я. Струминского, составителя и редактора собрания сочинений трудов К.Д. Ушинского в одиннадцати томах, предоставляет убедительный материал, позволяющий более полно изучить научный вклад великого русского педагога не только в отечественную, но и мировую педагогику по вопросу нравственно-религиозного воспитания, тем более, что данное направление является в современных условиях актуальным как в научном, так и в практическом планах.

В работах К.Д. Ушинского мы находим много содержательных высказываний на предмет нравственно-религиозного воспитания.

Так, рассуждая о народной школе, её целях и задачах, он писал, что если она (народная школа) хочет действительно стать выражением народной жизни, «а не насильственным, чуждым народности подражанием, не растением без корня, которое, беспрестанно увядая, беспрестанно должно искусственно подновляться и вновь пересаживаться с чуждой почвы, пока наша вновь его испортит», то она должна пропитаться религией, «превратившаяся в плоть и кровь народа» [7, 484].

Анализируя педагогические взгляды Н.И. Пирогова, Константин Дмитриевич обращает внимание читателя на то, что известный хирург, рассматривая воспитания с философской точки зрения увидел, в нем не вопрос школьной дисциплины или правил физического воспитания, но «глубочайший вопрос человеческого духа. Философское решение этого вопроса может быть отклады-

ваемо, но практическая область воспитания требует немедленного его решения, потому что появляются на свет божий новые поколения, они растут и требуют определенного направления в воспитании, определенной цели и определенного убеждения». [9, 27]. Данное утверждение актуально для современной школы, сориентированной в период демократизации только на обучение учащихся, да и в современных условиях большое внимание уделяется формированию учебных компетенций, несмотря на ориентацию начальной школы на развитие универсальных учебных действий в соответствии со стандартами образования второго поколения.

Возникшие проблемы с человеком К.Д. Ушинский связывает с тем, что внимание государства и общества направлено не на нравственно-религиозное его воспитание, не на воспитание человека в человеке, а на профессиональную его подготовку. «.. .мы пренебрегли воспитанием прежде всего человека в воспитаннике - пишет К.Д. Ушинский в статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова», - и это действительно столько же требование христианства и современности, сколько и требование здравой педагогики, основанной на психологии. Педагогика, основанная на психологии, советует нам развивать душу человека сообразно с ее природой, а душа человека, по прекрасному выражению Ори-гена, родится христианкой: это и есть та ее гуманность, о которой наиболее обязано заботиться истинное воспитание [9, с. 30].

Анализируя современное состояние российского общества, отмечая его бездуховность, утрату ценностных ориентаций, академик АПН РАО В.И. Слободчиков утверждает обязательность

духовно-нравственного образования учащихся: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития «собственно человеческого в человеке» (курсив мой - З.В.), обретения человеком образа человеческого, его родовых способностей, позволяющих ему быть человеком и отстаивать собственную человечность. Быть не только материалом и ресурсом социального производства, не только предметом политических манипуляций, но, прежде всего, быть подлинным субъектом культуры и исторического действия» [2, с. 34-39]. Эту позицию поддерживают современные педагоги (Б.С. Братусь, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик, Н.Д. Никандров Т.И. Петракова.

Концепция народной школы, разработанная К.Д. Ушинским, дает полное представление о целях, задачах, содержании, принципах и методах образования учащихся начальных классов, получивших отражение в его учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир».

Основным учебным предметом первоначального обучения является родной язык его воспитательное значение К.Д. Ушинский раскрыл в работах «Родное слово» (1861), «Педагогическая поездка по Швейцарии» (1863), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867).

Изучая опыт обучения учащихся в европейских школах, К.Д. Ушинский обратил внимание на работу со словам. «Слово есть плоть духа, - писал он, - пока дух не выработается в слово, не овладеет им (учеником - уточнено нами, З.В) совершенно, не проглянет сквозь него ясно для самого себя и для других, до тех пор он не может двигаться и развиваться свободно..)» [10, 166].

Опираясь на идею о тесной связи языка и мышления, К.Д. Ушинский убеждал педагогов, родителей в том, что следует сделать родной язык главным средством развития умственных и нравственных сил ребенка. Этот принцип не был декларацией -с большим мастерством он реализован был им в учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир». Им разработана система обучения учащихся начальных классов, основывающаяся на преподавании родного языка как средстве развития ребенка и предмета, «входящего во все другие предметы и собирающего в себе их результаты». Цель изучения русского языка заключается, во-первых, в развитии в детях врожденной душевной способности, которая называется «даром слова»; во-вторых, в сознательном усвоении сокровищ родного языка и, в-третьих, в усвоении логики языка, т.е. грамматики.

Постановка целей обучения прочно основывалась на фило-софско-психологической концепции ученого. Чем больше впечатлений от внешнего мира получает сознание, чем успешнее их переработка, тем оно развитее. К.Д. Ушинский делает вывод: необходимо обогащать рассудок ребенка впечатлениями от окружающей действительности.

Как должна решаться эта задача в дидактике? По мнению ученого, если обучение, как и процесс познания, есть отражение реальней действительности в сознании ученика, то весьма важным должно быть дидактическое требование строить учебный процесс на непосредственных впечатлениях, конкретных образах, полученных детьми из окружающей действительности. Обучение должно предоставить ученику возможность разнообразных

наблюдений. В процессе беседы, которую проводит учитель, необходимо упорядочить, осмыслить впечатления - сделать необходимые сопоставления, сравнения, обобщения и выводы. Виденное учеником должно обязательно выражаться в слове (ответах на вопросы учителя, обобщения). В этой связи особое значение К.Д. Ушинский придавал наглядности в обучении и практическим упражнения в языке. Организация опыта (наблюдения, упражнения) - важнейшее условие и средство начального обучения родному языку. Он не советовал учителю спешить с обучением чтению и письму. Главная задача состоит не в обучении навыкам, а в том, чтобы развить в ученике способность внимания, устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов.

Идея К.Д. Ушинского о развитии роли обучения родному языку положена отечественной педагогической наукой в основу методики преподавания родного языка. Если в труде замечательного русского педагога получила психолого-физиологическое обоснование, то советским дидактам, методистам и психологам принадлежит заслуга исследования того, как в действительности происходит развитие ребенка в процессе его обучения, какими принципами следует руководствоваться, чтобы достичь оптимальных результатов в его развитии. Принцип развивающего обучения претерпел значительные изменения, приобрел новые качественные оттенки, получил дальнейшее развитие. Если К.Д. Ушинский считал, что развитие учащихся проходит в процессе усвоения знаний и выполнения логических упражнений, то, по мнению современных дидактов, целенаправленное воздей-

ствие на учащихся является одним из условий обеспечивающих достижение развивающего эффекта.

К.Д. Ушинский сформулировал и требования к развивающим упражнениям: они должны быть систематическими, логическими, соответствовать возможностям учащихся, содействовать их уровню развития и самостоятельными. Только систематичность упражнений может содействовать развитию дара слова при соблюдении следующих дидактических условий: новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими упражнениями, опираться на них и делать шаг вперед. Эта система получила развитие в педагогическом эксперименте по совершенствованию процесса обучения учащихся начальных классов известного советского педагога К.А. Москаленко. В процессе своих наблюдений он сделал важный вывод, имеющий принципиальное значение для современной дидактики: «Выявление знаний в процессе обучения на уроке позволяет учителю быстро изучать школьников, а самое главное, увидеть не только как накапливаются знания у детей, но и как развиваются их способности, т.е. увидеть в единстве процессы развития способностей и приобретения новых знаний, вовремя заметить затруднения и отставание ученика. Такой метод позволяет учителю сохранять в учащихся пятых- одиннадцатых классах активность учащихся, присущую школьникам начальных классов» [1, 66].

Достижение второй цели в преподавании русского языка - усвоение форм языка, выработанных как народом, так и литературой - заключается, прежде всего, в понимании детьми языка народа. По мнению К.Д. Ушинского, только изучением разнообраз-

ных литературных жанров учитель может убедить учащихся, что язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и истории народа, отражаясь в душе человека, выражалась в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилась в слове природа страны и история народа. «Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и самые эти чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы - наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа» [5, 345].

Великий педагог дал определение нравственным произведением, к ним он отнес такие произведения, которые заставляют дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этих произведениях [12, с. 349]. В методических рекомендациях «О первоначальном преподавании русского языка» он эту мысль выразил следующими словами: «На нравственное же чувство должно действовать само произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико». Изучаемые литературные произведения должны содействовать, во-первых, развитию дара слова,

во-вторых, не разрушать, а утверждать в необходимости нравственного поведения, в-третьих, «ввести дитя в народный язык, в мир народной мысли, в область народного духа, содействовать нравственному воспитанию дитяти». В учебные книги «Родное слово» и «Детский мир» для развития дара слова, нравственного воспитания он включи лучшие произведения русской литературы - это произведения С.Т. Аксакова, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и др. писателей.

К.Д. Ушинский резко критиковал тех авторов школьных учебников, которые предлагали заменить изучение в школе Часослова и Псалтыри новыми текстами. Он утверждал, что если зубрение Часослова и Псалтыри действительно вредно влияет на умственное развитие, то шутливая, потешающая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Он утверждал, что ученье есть труд и должно оставаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас. «Книга же для первоначального классного чтения должна быть, как мне кажется, преддверием серьезной науки; так чтобы ученик, прочитав ее с учителем, приобрел любовь к серьезному занятию наукой» [13, 27].

Особенность учебных книг заключается в том, что К.Д. Ушин-ский дополнил их методическими рекомендациями для учителей и родителей [12, 14]. Например, при чтении и анализе рассказов он советовал многократно повторять рассказ. При первом его изложении сообщать детям только главнейшие черты события, и, когда эти черты напечатаются в памяти детей, тогда только следу-

ет уже привязывать к ним второстепенные происшествия и подробности. Одно прочно усвоенное событие в состоянии потом выдержать на себе множество привязанных к нему подробностей. «Если же вы передаете разом подробный и длинный рассказ, то ребенок заметит мелочь, и не заметит главного», - писал Ушинский [5, 344]. Этот прием был использован К.А. Москаленко и В.Ф. Шаталовым при «блочном» обучении учащихся.

В условиях, когда многие педагоги, методисты предлагали отказаться от систематических знаний, Ушинский отстаивал необходимость и полезность систематического изучения грамматики для всякого ученика. «Истинная педагогика, избегая крайностей, дает ученику, прежде всего, материал, а по мере накопления этого материала приводит его в систему», - писал он [5, 355]. Только систематическое изучение грамматики может помочь ученикам овладеть достаточно большим запасом слов и сформировать навыки правильного их употребления с учетом грамматических правил.

Исходя из сущности христианства, Ушинский считал, что в организации школьной жизни и в самом преподавании все должно быть нравственно. Важную роль он отводил литературным произведениям, потому что они нравственно влияют на учащихся, на их чувства, заставляют полюбить нравственный поступок литературных персонажей. Великий педагог категорически выступал против негативных влияний на дитя. «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, вовсе не понимающий потребности детства. Не должно насильственно и

преждевременно развертывать никакого чувства в детях, если мы не хотим, чтобы это чувство не походило на цветок, насильственно развернутый детскими руками».

Горячо отстаивая необходимость русской школы, Ушинский считал, что она может состояться только при наличии учителя, который должен быть обязательно православным христианином, «впитавшим в себя народный дух». Он писал: «... всякий воспитатель юных поколений, но даже всякий, кто не хочет показать, что он не любит и не уважает своего народа, должен, если уже не с любовью, то, по крайней мере, с глубочайшим уважением прикасаться к тем его убеждениям, которые для него так святы и дороги и с которыми неразрывно срослось все, что есть лучшего в его природе. Если, воспитывая дитя, мы должны с уважением приближаться к душе его, то во сколько раз должно быть больше это уважение к душе народа, когда мы принимаемся за дело его воспитания. В воспитании все должно основываться на личности учителя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания и воспитатель, лишенный этого органа, потеряет главнейшее и действительнейшее средство иметь влияние на воспитанников» [8, 63]. Учитель русской школы, по его мнению, должен иметь характер скромный, терпеливый и религиозный.

Таким образом, великий русский педагог в условиях острой борьбы за определение направления образования в России не только утверждал идею национальной русской школы, но концеп-

туально ее представил и разработанные им учебные книги для учащихся позволяли реализовывать идеи национального воспитания учащихся.

список литературы

1. Москаленко К.А. Как должен строиться урок? (В порядке об-

суждения) / Москаленко К.А. Народное образование, 1959, №10. С. 64-71.

2. Слободчиков В.И. Духовные проблемы в современном мире //

Педагогика, 2008, №9. С. 34-39.

3.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А.Г. Ас-молова., 2008.

4. Пискунов А.И. К.Д. Ушинский - основоположник научной пе-

дагогики в России / Советская педагогика, 1974, №2. С. 7-17.

5. Ушинский К.Д. / Дневник и автобиографические заметки Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 11. Изд. АПН РСФСР. М-Л, 1952. С. 11-130.

6 Ушинский К.Д. О камеральном образовании (Речь на торжественном собрании лицея 18 сентября 1848 г.) К.Д. Ушинский. Собрание сочинений в 11 т. Т. 1. Изд. АПН РСФСР. М-Л, 1952. С. 121-252.

7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании / Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.2. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1948. С.425-488.

8. Ушинский К.Д. Родное слово Собрание сочинений в 11 т. Т.2.

Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1948. С. 554-574.

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова /

Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 3. Изд. АПН РСФСР. М-Л, 1948. С. 11-86.

10. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии / Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 3. Изд. АПН РСФСР. М-Л, 1948.С. 87-254.

11. Ушинский К.Д. Воскресные школы / Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 3. Изд. АПН РСФСР. М-Л, 1948. С. 489-514.

12. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка/ Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.5. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1949. С. 333-356.

13. Ушинский К.Д. Детский мир / Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.4. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1949. 678 с.

14. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к первому изданию «Детского мира» / Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.5. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1949. С. 243-332.

15. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. М., 1997. 456 с.

References

1. Moskalenko K.A. Narodnoe obrazovanie, no. 10 (1959): 64-71.

2. Slobodchikov V.I. Dukhovnye problemy v sovremennom mire

[Spiritual issues in today's world]. Pedagogika [Pedagogy], no. 9 (2008): 34-39.

3. Standarty vtorogo pokoleniia [Standarts of second generation]. How to design a universal learning activities in the primary school / Edited by AG. Asmolov. M., 2008, pp. 64-71.

4. Piskunov A.I. K.D. Ushinsky - osnovopolozhnik nauchnoi pepa-gogiki v Rossii [K.D.Ushinsky - founder of scientific pedagogy in Russia]. Sovietskaia pedagogika, 1974, pp. 7-17.

5. Ushinsky K.D. Dnevnik i avtobiograficheskie zametki [Diary and autobiographical notes] Collected Works in 11 vol. V. 11. Ed. APN RSFSR . M.-L., 1952, pp. 11-130.

6. Ushinsky K.D. О kameral'nom obrazovanii (Rech na torzhest-vennom sobranii litseia 18 sentiabria 1848 g.) [About cameral Education (Speech at the Lyceum Meeting September 18, 1848)] K.D. Ushinsky. Collected Works in 11 vol. Vol. 1. Ed. APN RSFSR. M.-L., 1952, pp. 121-252.

7. Ushinsky K.D. О nravstvennom ielemente v vospitanii [About the moral element in the education]. Ushinsky K.D. Collected Works in 11 vol. Vol. 2. Ed. APN RSFSR. M.-L., 1948, pp. 425-488.

8. Ushinsky K.D. Rodnoe slovo [Native word]. Collected Works in 11 volumes, Volume 2. Ed. APN RSFSR. M-L. 1948, pp. 554574.

9. Ushinsky K.D. Pedegogicheskie cochineniia N.I. Pirogova [N.I. Pirogov's pedagogical works]. Ushinsky K.D. Collected Works in 11 vol. Vol. 3. Ed. APN RSFSR. M.-L. 1948, pp. 11-86.

10. Ushinsky K.D. Pedegogicheskaia poesdka po Shveitsarii [Edu-

cational trip to Switzerland]. Ushinsky K.D. Collected Works in 11 vols. Vol. 3. Ed. APN RSFSR. M.-L. 1948, pp. 87-254.

11. Ushinsky K.D. Voskresnaia shkola [Sunday school]. Ushinsky K.D. Collected Works in 11 vol. Vol. 3. Ed. APN RSFSR. M.-L.

1948, pp. 489-514.

12. Ushinsky K.D. Оpervonachalnomprepodavanii russkogo iazyka [About the original teaching of the Russian language]. Ushinsky K.D. Collected Works in 11 vol. Vol. 5. Ed. APN RSFSR. M.-L.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1949, pp. 333-356.

13. Ushinsky K.D. Detskii mir [Children's World]. Ushinsky K.D. Collected Works in 11 vol. Vol. 5. Ed. APN RSFSR. M.-L. 1949. 667 p.

14. Ushinsky K.D.Metodicheskie stat'i i materialy kpervomu izdaniiu «Detskogo mira». [Methodological articles and materials to the first edition of «Children's World»]. Ushinsky K.D. Collected Works in 11 volumes. Vol. 5. Ed. APN RSFSR. M.-L. 1949, pp. 243-332.

15. Ushinsky K.D. Rodnoi mir [Native word]. M , 1997. 456 p.

данные об авторе

видякова зинаида васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Липецкий государственный педагогический университет ул. Ленина, 42, г. Липецк, Липецкая область, Россия vv-z-v@yandex.ru

DATA ABoUT THE AUTHoR

Vidyakova Zinaida Vasilevna, PhD, professor of the Chair of Pedagogy

Lipetsk State Pedagogical University

42, Lenin Str., Lipetsk, Lipetsk region, Russia

vv-z-v@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.