Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского'

Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ЮБИЛЕЙ К.Д. УШИНСКОГО / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К.Д. УШИНСКОГО / ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедик П. Е., Динерштейн Е. Е., Цапенко А. М.

В статье дан обзор Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Конференция была организована Научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского и журналом «Вестник образования России» при поддержке Министерства образования и науки РФ. Проходило мероприятие 27-28 марта 2014 года в здании ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО

ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE IN HONOR OF THE 190TH ANNIVERSARY OF K.D. USHINSKY

Дедик П.Е.

Ученый секретарь ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО E-mail: [email protected]

Dedik P.E.

Scientific secretary at the Ushinsky Scientific Pedagogical Library of the Russian Academy of Education.

E-mail: [email protected]

Динерштейн Е.Е.

Заведующая сектором маркетинговых исследований и разработок ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, кандидат исторических наук E-mail: [email protected]

Dinerstein E.E.

Head of the Marketing Research and Development Sector at the Ushinsky Scientific Pedagogical Library of the Russian Academy of Education.

E-mail: [email protected]

Цапенко А.М.

Заместитель директора по научной работе ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО E-mail: [email protected]

Tsapenko A.M.

Deputy Director of scientific work at the Ushinsky Scientific Pedagogical Library of the Russian Academy of Education.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дан обзор Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Конференция была организована Научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского и журналом «Вестник образования России» при поддержке

Annotation. The article reviews the All-Russian Scientific and Practical Conference in Honor of the 190th Anniversary of K.D. Ushinsky. The conference was organized by the Ushinsky Scientific Pedagogical Library and the “Vestnik Obrazovaniya Rossii” journal with the help of the Russian Academy of Education and

Министерства образования и науки РФ. Проходило мероприятие 27-28 марта 2014 года в здании ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО.

Sciences. The conference took place on March 27-28, 2014 at the Ushinsky Scientific Pedagogical Library of the RAE.

Ключевые слова: конференция, юбилей

К.Д. Ушинского, научно-педагогические подходы

К.Д. Ушинского, идеи К.Д. Ушинского.

Keywords: conference, K.D. Ushinsky's anniversary, scientific and pedagogical approaches of K.D. Ushinsky, ideas of K.D. Ushinsky.

27 и 28 марта 2014 года в ФГНУ «Научная педагогическая библиотеки имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования состоялась Всероссийская научнопрактическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Конференция была организована НПБ им. К.Д. Ушинского и журналом «Вестник образования России» при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Конференция проходила в главном здании библиотеки (г. Москва, Большой Толмачевский пер., д. 3). В первый день, 27 марта, конференция начала свою работу в 11 часов и длилась до 15 часов с кратким перерывом на кофе-брейк.

Гостями конференции были представители Российской академии образования,

Министерства образования и науки РФ, работники сети московских библиотек, гости из Ярославля и других регионов РФ.

С приветственным словом к участникам конференции обратились:

Вербицкая Людмила Алексеевна,

Президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

Маркарова Тамара Сергеевна, директор НПБ им. К.Д. Ушинского, кандидат филологических наук.

С докладами выступили:

Куприянов Борис Александрович, заместитель директора Московского городского библиотечного центра. Он отметил, что заложенные К.Д. Ушинским традиции общественной важности образования и просвещения получают в наши дни дальнейшее развитие и обогащение. Библиотеки московской библиотечной системы ведут большую работу, направленную на то, чтобы стать важной составной частью культурного и образовательного пространства Москвы. Московские библиотеки (школьные, муниципальные, федеральные и др.) находятся сейчас в стадии трансформации, направленной на активное привлечение москвичей в ряды своих читателей. В этом процессе для всех московских библиотек большое значение имеет сотрудничество с НПБ им. К.Д. Ушинского, обладающей ценнейши-

ми источниками информации в области образования, педагогики и психологии, которая сегодня активно востребована читателями.

Маркарова Тамара Сергеевна зачитала доклад научного руководителя Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского - академика РАО Эдуарда Дмитриевича Днепрова, в котором фундаментально были проанализированы труды ученого-педагога Константина Дмитриевича Ушинского с точки зрения их современности и актуальности в наши дни.

Куликова Евгения Владимировна, главный библиотекарь московской Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара, в своём выступлении «Детская библиотека и образование: грани сотрудничества» обратилась к «внутреннему» образованию как процессу созидания, образования человеческой личности. Она сформулировала вопрос о том, с каким образованием - внешним (например, школьным) или внутренним -должны работать детские библиотеки, чтобы использовать свои информационные ресурсы наиболее эффективно? Основной тезис её выступления состоял в том, что детская библиотека является по существу единственным общественным учреждением, в котором от детей не ждут быстрых результатов и где они могут сами строить свою Вселенную. Детские библиотеки должны создавать в своих стенах такую эмоциональную атмосферу, в которой детям становится легко делать свои собственные открытия.

Тузлукова Марина Сергеевна, заведующая детской библиотекой - филиалом № 93 г. Москвы (ЦБС «Юго-Запад») и Кисова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы «Аргус» ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы, рассказали об основных направлениях работы библиотеки - филиала № 93 по привлечению читателей. В их совместном докладе «Технология освоения читательских «пластов»» был описан ряд проектов образовательного характера, реализуемых в библиотеке.

Белавич Кристина, руководитель проекта «Библиоблог» в НПБ им. К.Д. Ушинского, и Лисицкий Андрей, директор Библиотеки городских историй, назвали своё сообщение «Актуальная библиотека. Технология создания живых пространств информации и коммуникации». Основным положением их выступления стал тезис о существенных изменениях в системе смысловых коммуникаций, обусловленных влиянием на жизнь современного города новых информационных технологий. Новому поколению читателей и пользователей необходимы новые библиотеки и новые возможности взаимодействия в рамках таких библиотек.

Бородкин Алексей, директор московской Библиотеки № 8 им. Ф.М. Достоевского, рассказал о кардинальных преобразованиях, которые претерпела за прошедший год возглавляемая им библиотека. В докладе «Современные библиотеки: интеграция в пространство социального» он представил новые проекты Библиотеки им. Ф.М. Достоевского, в ходе реализации которых планируется существенно расширить контингент посетителей, сделать само пребывание читателей в библиотеке соответствующим требованиям современных москвичей.

Кухтевич Светлана Викторовна, заместитель директора Политехнической библиотеки, и Музыкина Елена Павловна, заместитель заведующего научно-библиографическим отделом Политехнической библиотеки, представили богатый многолетний опыт

своей библиотеки по использованию библиографической информации в различных проектах образовательного характера.

Сошникова Антонина Владимировна, заместитель директора московского представительства ПНК «Прожект Хармони Инк», представила вниманию участников конференции мультимедийную презентацию «и-ЬаЬ: Центр развития творческого потенциала». Используя опыт целого ряда зарубежных библиотек, она предложила создать на базе НПБ им. К.Д. Ушинского специальный центр, в котором пользователям будет предоставлена возможность реализовывать свои творческие проекты с использованием самых современных достижений информационных технологий: 3D-принтеров, программного обеспечения для курсов моделирования и дизайна, комплекса «Макеу Макеу» и других. Это привлечёт в библиотеку посетителей и пользователей, которым сегодня библиотека в своём традиционном виде не нужна.

После окончания заседания первого дня для гостей конференции была проведена экскурсия по Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского.

28 марта 2014 года Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, продолжила свою работу.

В этот день работа велась в двух секциях.

Секция № 1, проходившая в большом читальном зале НПБ им. К.Д. Ушинского, носила название «Научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского и современное российское образование», секция № 2, проходившая в читальном зале электронных документов (каб. 14) была именована: «Использование потенциала идей К.Д. Ушинского в процессе преподавания учебных предметов».

Работу первой секции модерировала директор НПБ им. К.Д. Ушинского, канд. фи-лол. наук - Тамара Сергеевна Маркарова и член-корреспондент РАО, зав. лабораторией истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО, д-р пед. наук, профессор - Михаил Викторович Богуславский. После открытия работы второго дня конференции Т.С. Маркарова предоставила микрофон для выступления М.В. Богуславскому, который в подробном и обстоятельном докладе «Генезис педагогического мировоззрения К. Д. Ушинского» рассказал о некоторых интересных моментах биографии К. Д. Ушинского, а также

о его подходах к развитию педагогической науки в исторической ретроспективе и месте Ушинского в ряду выдающихся педагогов своего времени.

Далее в ходе работы первой секции выступил Н.Н. Локтюшин, доцент Московского института открытого образования, с докладом «Проблема цели педагогической деятельности». Затем - А.П. Булкин, д-р пед. наук, профессор Московского института открытого образования, с докладом под названием «Почему юрист Ушинский занялся педагогикой?».

После выступления А.П. Булкина с докладом «Трудовое начало педагогической системы К.Д. Ушинского» на секции выступил С.З. Занаев, научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО.

Далее на заседании первой секции с докладом «Творческое развитие ученика. Педагогика содружества» выступила Е.Ю. Четверикова, завуч московской школы № 1106, являющаяся также и преподавателем по предмету «Мировая художественная культура», а следом за ней с докладом «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в процессе обучения математике» выступила З.П. Сурина, учитель математики московской школы № 1106. Свои выступления Е.Ю. Четверикова и З.П. Сурина сопровождали показом презентаций, которые транслировались на большой экран в зале.

Работу второй секции конференции 28 марта модерировала сотрудник НПБ им. К.Д. Ушинского Елена Ефимовна Динерштейн. Первой слово для выступления было предоставлено Г.В. Кондратьевой, канд. пед. наук, доценту кафедры математического анализа и геометрии Московского государственного областного университета, которая выступила с докладом «Влияние педагогических идей Ушинского на совершенствование преподавания математики». В своем докладе Г.В. Кондратьева привела цитату из работы К.Д. Ушинского, отражающей взгляды великого русского педагога на изучение и преподавание математики: «...исключительное занятие математикой кладёт иногда особенно вредный в жизни отпечаток на человека, сообщает его мыслям именно эту математическую прямолинейность, делает его взгляды на жизнь односторонними, придает им какую-то особенную сухость и безжизненность»1. Таким образом, становится понятным, что

не всё педагогическое наследие К.Д. Ушин-ского может некритично использоваться современными педагогами, если конечно не пытаться, например, таким прямолинейным способом использовать идеи Ушин-ского для обоснования уменьшения числа часов, отводимых в современной средней школе на преподавание математики и других точных наук.

Следующим докладчиком на второй секции стала старший юрисконсульт

1 Ушинский, К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Архив К. Д. Ушинского : в 4 т. Т. 4. Ранние работы первого десятилетия научно-литературной деятельности К. Д. Ушинского (1846-1856 гг.) / сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 599.

НПБ им. К.Д. Ушинского, канд. юрид. наук, Е.А. Данилина, сделавшая доклад по теме «К.Д. Ушинский как преподаватель права». В нём Е.А. Данилина показала не только глубокую и не всегда очевидную связь педагогических идей о демократичности и народности образования этого великого отечественного педагога с его фундаментальным университетским образованием, полученным в стенах Московского университета, а также и хорошим пониманием К.Д. Ушинским идей системы римского права, и вытекающего из этой системы правового сознания. Докладчик показала, что истоки педагогических идей Ушин-ского также неразрывно связаны с идеями таких величайших классиков философии права как Гегель и Кант, в том числе и с идеей Канта о нравственном императиве.

В своём докладе учитель школы № 828 г. Москвы Е.В. Настасий опиралась на высказывание К.Д. Ушинского: «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров»2. Чтобы не допустить этого в столь важном деле, как патриотическое воспитание, выступающая прибегает к различным методам, но главное, к литературно-историческому материалу, способному затронуть чувства детей, превратить подготовку к празднованию очередной исторической даты в желанное и очень интересное для ребёнка дело.

Становление личности ученика волнует и учителя географии школы № 1106 г. Москвы И.П. Проневич. Приведем её слова: «Выпускники школы, выбирая для себя различные сферы деятельности, берут в дорогу некоторый запас знаний, потом эти знания они делят на важные и не важные, но общая культура, географическая культура - это кодекс гражданской чести современного человека! Поэтому на уроках и в малых проектных группах я формирую умения им необходимые».

И.Б. Бакирова, учитель немецкого языка московской школы № 9, посвятила свой доклад «диалогу культур». Учась понимать другой народ, его культуру, традиции, обычаи, подростки неизбежно сравнивают свою и иноземную культуру, учатся ценить то, что им дано, и уважать другие народы. Особенно важно, чтобы на уроках можно было проявить свои творческие способности, свою индивидуальность.

По мнению учителя русского языка и литературы школы № 4 г. Наволоки, Е.Е. Столбовой, патриотизм, воспитание которого в детях является насущной необходимостью, начинается с малого: с любви к матери и отцу; к дому, в котором живёшь; к школе, в которой учишься; к тому месту, где родился и вырос; к родной природе. А потому, незаменимый воспитатель - великая русская литература, особенно поэзия. Пусть детские стихи - несовершенное подражание классике, зато они искренни:

Гляди: какое небо синее!

В нём облака плывут...

Гляди: перед тобой твоя Россия!

Её, как маму, берегут!

2 Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для учащихся // Ушинский К.Д. Собр. соч. : в 11 т. Т. 6. - М. : АПН РСФСР, 1949. - С. 260.

С точки зрения учителя истории московской школы № 1106 Л.Н. Монченко, гражданское становление современного молодого человека неразрывно связано с умением правильно анализировать огромный объём информации для принятия ответственных решений. Изучение истории помогает сформировать собственную научную картину прошлого, понимать причины произошедшего и прогнозировать последствия, находить в прошлом истоки современных событий и явлений.

О.В. Мозжухина, учитель русского языка в школе для слепых и слабовидящих детей (подразделение № 2 московской гимназии № 1529), посвятила своё выступление слабовидящим детям - одной из самых уязвимых категорий наших сограждан. Её задача - помочь им реализовать свои возможности в современном обществе, а потому её уроки направлены на формирование целостной, самодостаточной личности. Разнообразные коррекционные формы работы способствуют полноценной адаптации слабовидящих детей не только на школьных занятиях, но и в современном обществе, помогают моим ученикам осознавать свою значимость в этом мире.

Все доклады выступающих на второй секции участников конференции сопровождались красочными, интересными презентациями, демонстрировавшимися на большой плазменной панели читального зала.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.