Научная статья на тему 'Роль научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского в информационном обеспечении отечественной педагогической науки (на основе архивных документов периода 1925-1970-х годов)'

Роль научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского в информационном обеспечении отечественной педагогической науки (на основе архивных документов периода 1925-1970-х годов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цапенко А. М.

В статье дается подробный обзор исторического периода развития ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО с начала ее основания и до времени конца 60-х годов прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского в информационном обеспечении отечественной педагогической науки (на основе архивных документов периода 1925-1970-х годов)»

ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (на основе архивных документов периода 1925-1970-х годов)

THE ROLE OF K.D. USHINSKYSCIENTIFIC PEDAGOGICAL LIBRARY IN INFORMATION SUPPORT OF THE NATIONAL PEDAGOGICAL SCIENCE (on the basis of archival documents of the 1925-1970th years period)

Цапенко A.M.

Заместитель директора по научной работе ФГНу «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО E-mail: [email protected]

Tsapenko A. M.

Deputy director of the Federal State Scientific Institution «Ushinsky Scientific Pedagogical Library» of the Russian Academy of Education E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дается подробный обзор исторического периода развития ФГНу «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО с начала ее основания и до времени конца 60-х годов прошлого века.

Annotation. Article presents the detailed review of the historical development period of the Federal State Scientific Institution «Ushinsky Scientific Pedagogical Library» of the Russian Academy of Education from the beginning of its founding till the end of 60th of the last century.

Ключевые слова: история, научная педагогическая библиотека.

Keywords: history, scientific pedagogical library.

В настоящее время в ряду многих изменений в жизни российского общества происходят значительные изменения и в жизни российского педагогического сообщества, однако некоторые фундаментальные и основополагающие базисные конструкции российской педагогической системы все-таки остаются незыблемыми. К числу таковых можно смело причислить и Научную педагогическую библиотеку имени К.Д. Ушинского, являющуюся государственным научным учреждением и публичной специализированной библиотекой, входящую в настоящее время в систему научных учреждений одной из государственных Академий наук - Российской академии образования (РАО). С 2012 года эта библиотека носит официальное название - Федеральное государственное научное учреждение «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования (сокращенное наименование: ФГНу «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО).

История библиотеки неразрывно связана с историей развития отечественного образования на протяжении практически всего XX века, и поэтому, без сомнения, история Научной педагогической библиотеки представляет значительный интерес для исследователей, занимающихся историей отечественного образования XX века.

Свою историю библиотека ведет с 1925 года от справочной библиотеки информационного отдела Наркомпроса1 РСФСР. В феврале 1932 года, когда в библиотеке, накопившей значительные фонды педагогической литературы, был создан свой библиографический аппарат, а также когда количественно и качественно возрос контингент читателей, обслуживающихся библиотекой, она была преобразована в Центральную библиотеку по народному образованию в системе Наркомпроса РСФСР. С этого момента в ее задачи стало входить «обслуживание научно-исследовательских педагогических институтов, аппарат и структурные подразделения Наркомпроса, членов Государственного ученого Совета Наркомпроса, а также отдельных лиц, работающих по заданию научно-исследовательских институтов и Наркомпроса, материалами, необходимыми для их научно-исследовательской и производственной работы» [4].

Расширению библиотеки способствовала передача ей в конце 1933 года фондов иностранной литературы библиотеки Государственного Ученого совета НКП РСФСР и её объединение в 1939 году с библиотекой Научно-исследовательского института школ РСФСР2. В связи с этими изменениями решением Наркомпроса РСФСР от 27 апреля 1939 года Центральная библиотека по народному образованию была реорганизована в Государственную библиотеку по народному образованию на правах научного учреждения в системе Наркомпроса РСФСР. Таким образом, библиотека стала фундаментальной научной библиотекой по народному образованию в педагогике с книжным фондом 500 тыс. экземпляров. Она, как это следует из документов Научного архива РАО, стала обслуживать партийные, правительственные и общественные организации страны: ЦК РКП (б)3 - от-

1 Наркомпрос или НКПрос - Народный комиссариат просвещения.

2 Эта библиотека ранее была создана из библиотек ряда ликвидированных институтов системы НКПро-са РСФСР: Высшего коммунистического института просвещения ВКП (б), Института средней школы, Института начальной школы, института национальностей.

3 ЦК РКП (б) - Центральный комитет Российской коммунистической партии (большевиков).

дел школ, СНК СССР4 и РСФСР, ВКИП5, Госплан, ВЛКСМ6, различные Наркоматы, ВОКС7, Комитет по делам сельских детей и научно-исследовательские институты: институт усовершенствования учителей, педагогические институты, отдельных педагогов всех типов школ, воспитателей дошкольников и работников учреждений политпросвета и аппарата НКПроса.

Согласно положению о библиотеке, утвержденному комиссией Наркомпроса РСФСР 29 апреля 1940 года, перед библиотекой были поставлены следующие задачи:

1) пропаганда марксистско-ленинского учения о культуре и культурной революции;

2) содействие разрешению педагогических проблем;

3) изучение опыта советской школы и просветительных учреждений;

4) помощь государственным, партийным и общественным учреждениям и организациям при разработке ими вопросов народного образования;

5) исследование научных проблем по народному образованию;

6) содействие критическому освоению педагогического опыта дореволюционной России и зарубежных стран.

С1942 года библиотека стала располагаться по своему ныне существующему адресу в Москве - в историческом доме по Большому Толмачёвскому переулку, 3, а точнее в здании старинной московской городской усадьбы постройки XVIII - начала XIX века, принадлежавшем первоначально (в 1772-1814 годах) Демидовым.

В 1944 году была создана Академия педагогических наук РСФСР, в ведение которой наряду с педагогическими научными учреждениями на правах научно-исследовательского института была передана и Государственная библиотека по народному образованию. На библиотеку были возложены новые научные задачи, которые были закреплены в её Уставе, утвержденном Президиумом АПН РСФСР 12 октября 1944 года. В соответствии с этим Уставом функции библиотеки состояли в следующем:

а) сбор, обработка и хранение произведений печати на языках народов СССР по вопросам народного образования и основной литературы по этим же вопросам, изданной в других странах;

б) сбор, обработка и хранение литературы по тематике, смежной с педагогической наукой, а также художественной и детской литературы, необходимой для исследовательской работы по народному образованию;

в) сбор и хранение диссертаций по педагогическим вопросам;

г) обслуживание указанной литературой и материалами всех учреждений Академии педагогических наук РСФСР;

д) обслуживание указанной литературой и материалами всех учреждений и читателей путем предоставления их для пользования в читальном зале и выдачи по абонементу, а также высылки книг по межбиблиотечному абонементу;

4 СНК СССР - Совет народных комиссаров СССР.

5 ВКИП - Высший коммунистический институт просвещения.

6 ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи.

7 ВОКС - Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.

е) проведение научно-библиографической и справочно-консультационной работы по педагогическим вопросам;

ж) подготовка для изданных научных трудов по библиографии педагогической литературы;

з) систематизация законодательных материалов по народному образованию и ведению специальной картотеки этих материалов;

и) организация выставок педагогической литературы для общих собраний Академии педагогических наук и ее институтов, а также для съездов и конференций по народному образованию, методических совещаний и прочее;

к) координация библиотечной и библиографической работы всех научно-исследовательских учреждений Академии педагогических наук;

л) установка связи с другими учреждениями и организациями, ведущими библиотечно-библиографическую работу по педагогическим вопросам, информация их о своих планах, высылка им своих трудов и сбор их работ;

м) организация своих филиалов при учреждениях Академии педагогических наук, при Наркомпросе РСФСР и по мере надобности выдача библиотеки-передвижки.

31 декабря 1945 года библиотеке было присвоено имя Константина Дмитриевича Ушинского в связи с 75-летием со дня его смерти. Газета «Известия» 1 января 1946 года под рубрикой «В Совнаркоме СССР» писала: «О мероприятиях по увековечиванию памяти К.Д. Ушинского в связи с исполняющимся 75-летием со дня смерти великого русского педагога К.Д. Ушинского, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил: 1. Присвоить имя К.Д. Ушинского: а) Государственной библиотеке по народному образованию Академии педагогических наук РСФСР в г. Москве».

К середине 60-х годов XX века библиотека стала крупнейшей педагогической библиотекой страны с книжным фондом 1140 328 единиц хранения8. В практику ее работы входили функции по методическому руководству сетью педагогических библиотек в Советском Союзе. В связи с этим постановлением правительственных органов [5,10] библиотека им. К.Д. Ушинского была отнесена к числу библиотек СССР первой категории.

Для более точного соответствия названия библиотеки ее назначению, определенным Уставом библиотеки и Уставом АПН РСФСР, характером деятельности, профилем книжных фондов президиум АПН РСФСР на заседании 22 декабря 1965 года принял решение о новом названии библиотеки: Государственная научная библиотека по народному образованию им. К.Д. Ушинского АПН РСФСР.

Преобразование Академии педагогических наук во всесоюзную обусловило дальнейшее расширение всей работы библиотеки в соответствии с новыми задачами Академии. Это выразилось, прежде всего, в расширении информационно-библиографической и справочно-библиографической работы, включающей обслуживание научно-исследовательских учреждений и органов народного образования союзных республик, информацию о педагогической литературе на языках союзных республик. Одной из задач библиотеки

8 По состоянию на 01.07.1965 г.

предусматривалось «участие и систематическое содействие разработке всех научных тем, выдвинутых в соответствии с постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике, исследования по которым проводятся в научно-исследовательских институтах АПН СССР».

С начала 50-х годов был разработан и принят новый Устав библиотеки, который закрепил возложенные на библиотеку научные и практические задачи. В соответствии с ним Государственная научная библиотека имени К.Д. Ушинского подчинялась Президиуму АПН СССР, а непосредственное руководство библиотекой на правах единоначалия осуществлял директор библиотеки. В библиотеке работали следующие отделы и структурные подразделения9:

Секретариат.

Отделы:

• комплектования, научной обработки книг и организации каталога;

• книгохранения;

• научно-библиографический (с 1936 года);

• обслуживания, в который входили на правах подотделов:

- читальный зал;

- абонемент (общий) зарубежной и отечественной литературы;

- межбиблиотечный абонемент.

• Филиал № 1 при Министерстве просвещения РСФСР (с 1937 года).

• Филиал № 2 (с 1941 г.) при научно-исследовательских институтах АПН СССР.

• Филиал № 3 (с 1964 года), обслуживающий научно-исследовательские институты АПН СССР, редакцию «Просвещение», «Дом педагогической пропаганды» [6,1, 8].

• управления делами10.

• бухгалтерия.

• иностранный отдел (работал с 1932 по 1955 годы)11.

Научная деятельность отделов библиотеки возглавлялась методическими совещаниями, которые обсуждали:

а) плановые научно-библиотечные и научно-библиографические вопросы;

б) статьи, рефераты и доклады библиотечно-библиографического характера, обзоры и рецензии педагогической литературы, представляемые сотрудниками библиотеки;

в) обзоры научно-методической литературы: библиографические указатели, монографии, статьи по библиотековедению, библиографии и прочее [2].

В период с 1951 по 1958 годы и с 1962 года по конец 60-х годов работала научно-методическая комиссия библиотеки [1, 3, 9] созданная для решения следующих задач:

а) повышение уровня научной работы в библиотеке и ее филиалах;

б) изучение и обобщение опыта работы других крупных библиотек;

9 Наиболее ранняя структура библиотеки на 1939 год, найденная в архивных материалах, в последующие годы существенных изменений не претерпела.

10 В отдельные годы при нем были хозяйственная часть, управление домами.

11 Штатные расписания на 1939 и 1955 гг.

в) рассмотрение и рекомендации конкретных предложений по улучшению работы библиотеки, организации каталогов, схемы классификации, расстановки фондов библиотеки, организации справочно-библиографического аппарата, вопросов рекомендательной и справочной библиографии и других вопросов, связанных с улучшением обслуживания читателей;

г) обсуждение месячных и квартальных планов научно-методической работы библиотеки;

д) обсуждение тематики и содержания крупных выставок литературы.

Обсуждение основных научных и организационных вопросов деятельности библиотеки осуществляет с 1940 года Ученый совет библиотеки - совещательный орган при директоре библиотеки, образованный из представителей научно-исследовательских институтов Академии, ведущих специалистов в области библиотековедения и библиографии.

В задачи, решаемые Ученым советом, входили:

а) обсуждение планов комплектования и деятельности библиотеки и ее филиалов;

б) рассмотрение заявки научных учреждений Академии педагогических наук на выписку иностранной литературы и списки этой литературы, составленные библиотекой;

в) рассмотрение отчетов о работе библиотеки и ее филиалов;

г) подготовка заключений по планам работы и отчетов о деятельности библиотек научно-исследовательских институтов Академии педагогических наук и координация их библиографической работы;

д) обсуждение законченных научных библиотечных и библиографических работ, выполненных библиотекой, и подготовка по ним заключений;

е) постановка проблем и обсуждение научных докладов по вопросам библиографии педагогической литературы и работы педагогических библиотек.

Для подготовки отдельных вопросов к рассмотрению их на заседании Совета Ученый совет мог составлять специальные комиссии.

С19 декабря 1962 года в библиотеке стал работать Научный семинар по изучению передового опыта библиотечно-библиографической работы. Деятельность семинара способствовала вовлечению в научно-методическую работу широкого круга сотрудников библиотеки и пропагандировала передовой опыт библиотечной работы.

Значительную методическую помощь библиотеке оказывала комиссия консультантов по библиотеке народного образования им. К.Д. Ушинского, созданная решением Президиума АПН РСФСР от 14 января 1959 года «для содействия развития научной работы библиотеки личным участием членов комиссии», которые давали консультации при уточнении тематического плана комплектования, книгообмена и так далее, осуществляли научное редактирование и рецензирование научных работ и т. п.

Согласно Положению о Научно-педагогическом архиве Академии педагогических наук СССР, документальные материалы Государственной библиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского подлежали сдаче на постоянное хранение в Архив Академии12. Фонд библиотеки (№ 39) в 1960 году насчитывал 279 единиц хранения за 1933-

1960 годы. К сдаче в архив было подготовлено еще 167 единиц хранения за 1938-1968 годы. Передача документальных материалов оформлялась сдаточными описями13.

В 1958-1962 годах научными сотрудниками архива проводилась научно-техническая обработка документов, которые вошли в две описи. Однако при обработке документов были допущены некоторые ошибки, в том числе объединение материалов постоянного и долговременного хранения, наличие дел с истекшими сроками хранения, неправильное формирование ряда дел, в частности, планов и отчетов за разные годы и т. п., поэтому требуется переработка описей.

В 1969 году подготовку документальных материалов для передачи в Научно-педагогический архив на постоянное хранение осуществлял отдел по научно-технической обработке документальных материалов Центрального государственного архива Октябрьской революции СССР. Научные сотрудники отдела провели экспертизу научной и практической ценности 1272 дел за 1938-1962 годы. В результате на постоянное хранение было оставлено 167 единиц хранения, отражающих основную деятельность библиотеки; на долговременное хранение - 462 единицы хранения по личному составу библиотеки; 131 дело временного срока хранения (до 5 лет). К уничтожению было подготовлено 612 дел.

Материалы постоянного срока хранения вошли в опись № 3, построенную по хро-нологически-структурному признаку. Также составлена опись на документальные материалы долговременного срока хранения, которые составлены для использования в канцелярии библиотеки.

В целом документальные материалы фонда Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского характеризуют общественную научную, практическую и административно-хозяйственную деятельность библиотеки с 1933 по 1968 годы. Среди них с достаточной полнотой сохранились наиболее важные документы: приказы дирекции, протоколы заседаний при дирекции Ученого совета, научно-методической комиссии, научно-методического семинара по изучению передового опыта библиотечно-библиографической работы, производственно-методических совещаний отделов библиотеки, планы и отчеты о работе библиотеки, рукописи научных трудов библиотеки и другие материалы. Эти материалы находят как научное, так и практическое применение в работе библиотеки и других научных учреждений.

* * *

С 1970 года библиотека стала называться «Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» (ГНПБ им. К.Д. Ушинского). В 1975 году библиотека была награждена орденом Трудового Красного знамени.

С 2008 года по конец 2011 года она официально стала называться «Учреждение Российской академии образования "Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского"» (НПБ им. К.Д. Ушинского РАО). И в конце декабря 2011 года в связи с утверждением

12 С 2008 года и по настоящее время этот архив, называющийся Научный архив Российской академии образования, входит на правах отдела в состав научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского.

13 Описи за 1958 и 1961 годы хранились в канцелярии библиотеки и в архиве.

нового Устава Российской академии образования библиотека также утвердила свой новый Устав и получила свое новое официальное название - Федеральное государственное научное учреждение «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования (ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремительное развитие цифровых технологий, которое мы повсеместно можем наблюдать, и вызванное им развитие новых библиотечных технологий бросает новые вызовы такому старинному социальному институту, как библиотеки. Фонды многих библиотек стали пополняться книгами и документами, записанными на электронные носители, широкое распространение получили так называемые электронные библиотеки.

Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского удается сохранять свои лидирующие позиции в библиотечном сообществе и в этой сфере новых технологий. В настоящее время в библиотеке коллективами исследователей ведутся разработки по созданию электронных библиотек, например электронной библиотеки Российской академии образования. Следует, однако, отметить, что существуют и некоторые фундаментальные трудности при проведении таких работ.

Хорошо известно, что в культурно-цивилизационной парадигме современного общества складывается тренд, когда под предлогом защиты авторских прав баланс интересов между авторами и читателями их произведений стал резко нарушаться в пользу авторских прав. Это по сути делает невозможным бесплатное обслуживание читателей библиотек, фонд которых формируется цифровым контентом, защищенным законодательством об авторском праве, что в свою очередь нарушает фундаментальный принцип организации библиотеки как социального института, формировавшегося на протяжении веков. С другой стороны, в современном обществе растет понимание того, что общество должно быть заинтересовано в том, чтобы пользователь получал доступ к этим произведениям без лишних трудностей, и борьба за легитимность использования цифровых копий произведений литературы, науки и искусства не должна идти в разрез с их законосообразным обменом, распространением и оборотом. Работа коллектива Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского в настоящее время нацелена на решение этих и других, стоящих перед научно-педагогическим сообществом задач.

Научная педагогическая библиотека имени К.Д. ушинского сохраняет свои лидирующие позиции в ряду отечественных библиотек и продолжает вносить достойный вклад в общественный прогресс.

Список литературы:

1. Положение о научно-методической комиссии Государственной библиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского, утв. 08.09.1962 г. // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 75. Л. 1-2.

2. Положение о научно-методической комиссии и методических совещаниях Государственной библиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского, утв. 06.11.1951 г.// Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 2. Д. 35. Л. 115-117.

3. Положение о научно-методической комиссии и методических совещаниях Государственной библиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского, утв. 06.11.1961 г. // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 2. Д. 35. Л. 115-116.

4. Положение о Центральной библиотеке по народному образованию, утв. 28.07.1932 г.// Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 18. Л. 6.

5. Постановление Гос. комитета СМ СССР по вопросу труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 03.05.1965 № 1576-ВФ // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 112. Л. 7.

6. Постановление Президиума АПН РСФСР от 10.06.1964 г. // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 99. Л. 7.

7. Постановление Президиума АПН РСФСР от 17.06.1964 г. // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 99. Л. 7.

8. Приказ директора Библиотеки им. К.Д. Ушинского от 23.07.1964 № 49 // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 99. Л. 7.

9. Приказ директора библиотеки от 13.09.1962 № 76 // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 74. Л. 5.

10. Приказ Министра просвещения РСФСР от 16.06.1965 № 161 // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 112. Л. 7.

11. Приказ Министра просвещения РСФСР от 16.06.1965 № 161 // Научный архив РАО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 112. Л. 7.

12. Сахаров, В. А. Организационные этапы развития НПБ им. К.Д. Ушинского РАО. К 85-летию Библиотеки / В. А. Сахаров //Доклад на научной конференции, посвященной 85-летию со дня образования НПБ им. К.Д. Ушинского.

13. Цапенко, А. М. Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО как научное учреждение / А. М. Цапенко // Библиотечка журнала «Вестник образования России». - 2010. -№6,- С. 15-20.

14. Яновская, Т. А. Из истории здания библиотеки / Т. А. Яновская // Доклад на научной конференции, посвященной 85-летию со дня образования НПБ им. К.Д. Ушинского.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.