Научная статья на тему 'Научный архив Российской Академии образования: вчера и сегодня'

Научный архив Российской Академии образования: вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В РОССИИ / КОЛЛЕКЦИИ ДОКУМЕНТОВ ПО ОБРАЗОВАНИЮ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАРКОМПРОСА РСФСР / АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СССР / ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ ПЕДАГОГОВ / ПСИХОЛОГОВ / ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Н. Ю.

Статья посвящена вопросам истории организации Научного архива образования России в системе Российской академии образования. В ней дается полный перечень фондов архивных документов научно-исследовательских учреждений Наркомпроса РСФСР, Академии образования РСФСР (СССР). Охарактеризованы некоторые уникальные архивные документы образовательных учреждений и первых научно-исследовательских институтов Советской России первой трети XX в., личных фондов педагогов, психологов, общественных деятелей народного образования России середины Х IX в. – конца XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный архив Российской Академии образования: вчера и сегодня»

НАУЧНЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

SIENTIFIC ARCHIVE OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION: YESTERDAY AND TODAY

Козлова Н.Ю.

Заведующая отделом исторических документов с Научным архивом РАО ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО E-mail: n.kozlova@gnpbu.ru

Kozlova N.Yu.

Head of the department of historical documents with the Scientific Archive of the Russian Academy of Education, Ushinsky State Scientific Pedagogical Library of the Russian Academy of Education.

E-mail: n.kozlova@gnpbu.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам истории организации Научного архива образования России в системе Российской академии образования. В ней дается полный перечень фондов архивных документов научноисследовательских учреждений Наркомпроса РСФСР, Академии образования РСФСР (СССР). Охарактеризованы некоторые уникальные архивные документы образовательных учреждений и первых научно-исследовательских институтов Советской России первой трети XX в., личных фондов педагогов, психологов, общественных деятелей народного образования России середины XIX в. - конца XX века.

Annotation. The article explores the history of organization of the Russian scientific archive of education as part of the Russian Academy of Education. The author presents a full list of archive funds of the NARCOMPROS RSFSR educational institutions of the RSFSR (USSR) Academy of Education. The author also characterizes some of the unique archive documents of the first scientific-research institutes of Soviet Russia in the early 20th century, as well as personal archive funds of teachers, psychologists and public figures of national education in Russia from the middle of the 19th century to the end of the 20th century.

Ключевые слова: уникальные документы по образованию и воспитанию в России, коллекции документов по образованию, образование в Российской империи, Научноисследовательский институт Наркомпроса РСФСР, Академия образования СССР, личные фонды педагогов, психологов, общественных деятелей народного образования в России.

Keywords: unique documents on education in Russia, collection of documents on education, education in the Russian Empire, scientific-research institute of the NARCOMPROS RSFSR, Academy of Education of the USSR, personal archive funds of teachers, psychologists, public figures of national education in Russia.

В настоящее время вопросы истории российского образования актуальны не только для профессиональных историков, занимающихся историей российского образования, но и для широкого круга педагогической общественности, людей, ищущих новые подходы к решению задач, стоящих перед отечественным образованием на современном этапе. Поэтому Научный архив Российской академии образования, являющийся сегодня коллекцией уникальных документов по истории образования и воспитания в России, безусловно, интересен всем, кого волнует история отечественного образования, история научной педагогической мысли в России прошлого века, а также история развития психологических дисциплин на заре и расцвете советской власти.

В Научном архиве Российской академии образования собраны документы, созданные в XVIII и XIX вв. отечественными педагогами и психологами, а также профессорами Российской империи, оставшимися в Советской России после Октябрьской революции 1917 г. В архиве собраны документы научно-исследовательских институтов, существовавших до образования Академии педагогических наук РСФСР, а также документы институтов и учреждений системы Академии педагогических наук РСФСР, Академии педагогических наук СССР, как просуществовавших до 1990 г., так и ликвидированных к этому времени. Многие документы XVП-XVШ вв. и документы первой половины XIX в. представлены в Научном архиве РАО в виде архивных или печатных копий.

Научный архив был организован во второй половине 1944 г. и входил в состав Академии педагогических наук РСФСР. На тот момент в архиве были сосредоточены документы, характеризующие деятельность научно-исследовательских учреждений народного образования в период с 1918 по 1943 гг.

Начиная с времени создания Научного архива Академия педагогических наук РСФСР постоянно пополняла его фонды. С этой целью приобретались документы личных архивов у наследников видных деятелей народного образования РСФСР, СССР. Таким образом архив пополнили следующие документы:

- основная часть архива профессора В.И. Чарнолуского (1865-1941) - российского и советского педагога, деятеля народного образования СССР;

- архив профессора Н.Н. Иорданского (1863-1941) - российского, советского педагога, доктора педагогических наук;

- архив С.И. Шохор-Троцкого (1853-1923) - российского и советского педагога, математика-методиста.

Некоторые документы передавались в архив самими авторами документов. Так, свой личный научный архив передал в дар Научному архиву АПН Н.В. Чехов (1863-1947) - российский и советский педагог, профессор, действительный член АПН РСФСР.

К концу 40-х гг. прошлого века фонд Научного архива Академии педагогических наук насчитывал около 4900 дел (единиц хранения). В последующие годы архив постоянно пополнялся фондами научно-исследовательских учреждений и личными фондами. В числе последних были личные фонды видных деятелей народного образования Российской империи, получивших образование в XIX в. и в начале XX в. в университетах

и высших учебных заведениях России и Германии. Это, прежде всего, личные фонды педагогов Российской империи, получивших образование в педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина в Москве, на высших педагогических курсах в Петрограде, высших женских курсах в Москве и в других учебных заведениях; документы личных архивов деятелей народного образования, начинавших свою педагогическую и научную деятельность в высших учебных заведениях и земских школах различных губерний Российской империи; личные фонды видных педагогов, методистов, психологов, физиологов и дефектологов РСФСР и СССР:

фонд Алферова А.Д. - российского педагога и деятеля народного образования Российской империи, методиста по русскому языку и литературе;

фонд Архангельского Н.П. (1891-1978) - российского, советского педагога, одного из организаторов народного образования в Туркестане, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Узбекской ССР;

фонд Баркова А.С. (1873-1953) - российского, советского педагога, географа-методиста, доктора географических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР, действительного члена АПН РСФСР с 1944 г.;

фонд Бендрикова К.Е. (1882-1964) - российского и советского педагога, профессора, специалиста по истории педагогики, кандидата педагогических наук;

фонд Блонского П.П. (1884-1941) - российского, советского педагога и психолога, доктора педагогических наук, профессора;

фонд Вахтерова В.П. (1853-1924) - российского педагога, крупного деятеля в области начального образования, методиста по русскому языку;

фонд Вентцеля К.Н. (1857-1947) - российского, советского педагога, теоретика и пропагандиста мелкобуржуазной теории свободного воспитания;

фонд Виноградова Н.Д. (1868-1936) - российского, советского психолога, доктора философских наук, профессора;

фонд Волковского А.Н. (1889-1968) - российского, советского педагога, профессора, кандидата педагогических наук, члена-корреспондента АПН РСФСР;

фонд Грузинской В.А. (1889-1978) - российского, советского педагога, географа-методиста;

фонд Депмана И.Я. (1885-1970) - российского, советского педагога, профессора, математика-методиста;

фонд Иорданского Н.Н. (1863-1941) - российского, советского педагога, доктора педагогических наук, профессора;

фонд Лазурского А.Ф. (1874-1917) - российского психолога, профессора Петроградского психоневрологического института;

фонд Моссалитиновой Н.О. (1876-1921) - российского, советского педагога, организатора и методиста в области дошкольного воспитания;

фонд Нечаева М.П. (1870-1948) - российского, советского психолога, доктора педагогических наук, профессора;

фонд Рау Ф.Ф. (1910-1977) - советского дефектолога, специалиста в области сурдопедагогики, доктора педагогических наук, профессора;

фонд Розанова И.Г. (1890 - Ю75) - российского, советского педагога, методиста по трудовому воспитанию, политехническому обучению, кандидата педагогических наук, профессора;

фонд Россолимо Г.И. (1860-1928) - российского и советского невропатолога, педагога; фонд Соловьева И.М. (1878-1954) - российского, советского педагога, профессора; фонд Стражева А.И. (1888-1961) - российского, советского педагога, историка-мето-диста, члена-корреспондента АПН РСФСР;

фонд Струминского В.Я. (1880-1970) - российского, советского педагога, профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента АПН РСФСР;

фонд Тарасова Н.Г. (1886-1948) - российского, советского педагога, историка-методи-ста, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР;

фонд Челпанова Г.И. (1862-1936) - российского, советского психолога, философа и педагога;

фонд Шапошникова А.Н. (1872-1940) - русского и советского педагога, математика-методиста;

фонд Шацкой В.Н. (1882-1978) - российского и советского педагога, одного из основоположников теории и методики музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, профессора, действительного члена АПН РСФСР;

фонд Шрейдера С.Н. (1878-1948) - российского и советского педагога, математика-методиста, и многих других.

На сегодняшний момент личные фонды педагогов и психологов составляют две трети всех архивных документов, хранящихся в Научном архиве Российской академии образования. Данные о фондах личного происхождения представлены в Таблице 3 Приложения.

Наряду с документами личных архивов на протяжении всего XX в. фонды Научного архива АПН СССР (позднее - РАО) пополнялись также и документами педагогических научно-исследовательских учреждений страны.

Для удобства классификации всех фондов Научного архива РАО можно условно поделить его на разделы. Так, личные фонды педагогов и психологов будут отнесены к разделу III.

Первую часть раздела I составляют документы некоторых педагогических учреждений, существовавших в Российской империи до Октябрьской революции 1917 г. Это фонд Высшего женского педагогического института и фонд Московского городского Рукавиш-никовского приюта.

Вторую часть раздела I составляют архивные документы научно-исследовательских учреждений Наркомпроса РСФСР, существовавших в период с 1918 по 1943 г. в Москве до создания Академии педагогических наук РСФСР. Речь идет о 16 научно-исследовательских институтах, в архивных фондах которых хранится большая коллекция документов, посвященных отдельным вопросам по истории советской школы и развитию советской педагогической и психологической науки в указанный исторический период России. Список этих учреждений представлен в Таблице 2 Приложения.

В раздел II Научного архива РАО отнесены фонды институтов и учреждений Академии педагогических наук СССР: Научно-исследовательского института общей педагогики,

Научно-исследовательского института дошкольного воспитания, Научно-исследовательского института содержания и методов обучения АПН СССР, Научно-исследовательского института национальных школ АПН РСФСР и некоторых других учреждений. Список этих учреждений представлен в Таблице 3 Приложения.

К разделу IV Научного архива относятся фонды, содержащие уникальные коллекции документов по истории образования и воспитания. Список коллекций представлен в Таблице 4 Приложения.

Все документы, хранящиеся в Научном архиве, поступили в него в необработанном виде и обрабатывались и изучались научными сотрудниками архива. По результатам этой обработки составлялись краткие исторические справки и формировались подробные описания содержания дел. Периодически обзоры описанных дел печатались в таких изданиях, как «Сборники информационных материалов», и в журнале «Советская педагогика». Например, по мере обработки документов фонда Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР их краткая научная характеристика была дана в № 15 «Сборника информационных материалов» за 1946 г. и в № 12 журнала «Советская педагогика» за 1947 г.

К 1974 г. Академией педагогических наук СССР было обработано и описано достаточно большое количество фондов. По результатам этой работы был подготовлен и вышел в свет «Справочник о составе и содержании фондов научного архива Академии педагогических наук СССР». К 1990 г. этот «Справочник» морально устарел, став библиографической редкостью. Он был переработан сотрудниками архива и дополнен описанием 50 новых фондов, после чего в 1990 г. Академией педагогических наук СССР было подготовлено его новое, исправленное и дополненное издание.

Все архивные документы обработанных фондов широко использовались исследователями, работающими в читальном зале Научного архива образования, начиная с 1946 г. Так, в архивных документах самого Научного архива РАО отмечалось, что «за период 1946-1948 гг. ... сотрудниками архива были полностью обработаны и представлены исследователям для работы тринадцать фондов», указывалось, что «за этот период с документами в читальном зале работал 81 человек», «среди посетителей архива не только москвичи, но и приезжие из разных городов Советского Союза - Ленинграда, Киева, Тобольска, Иркутска, Иванова, Костромы, Ульяновска, Могилёва, Пензы, Тбилиси, Самарканда и др.».

В настоящее время исследователи, работающие в Научном архиве РАО - это исследователи и представители научного сообщества не только разных городов России - Волгограда, Орла, Санкт-Петербурга, Москвы, городов Подмосковья и др., но и из различных стран мира: Англии, Японии, Соединенных Штатов Америки, Италии и др. Сегодня материалы Научного архива РАО востребованы в большей степени в связи с научной работой по изучению истории советской школы в первые годы Советской власти в России.

Нельзя не сказать и о диссертационном фонде, насчитывающем более 4200 диссертаций за период с середины 30-х гг. XX в. по настоящее время. Тематика диссертаций фонда охватывает большой спектр вопросов, посвященных российскому образованию и воспитанию: проблемы истории народного образования и педагогической мысли, ме-

тодологии педагогической науки, частные методики преподавания учебных предметов, методики преподавания в национальной школе, проблемы политики и религии в образовании и воспитании личности, дефектологии и образования взрослых.

Приведем для примера темы некоторых диссертаций, чтобы показать их тематическое разнообразие:

«Вопросы идеологии в курсе истории» (1938);

«Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России» (1946);

«Борьба большевиков за осуществление закона о всеобщем обучении в советской Молдавии» (1949);

«Очерки по истории народного образования в Бессарабии и Молдавской ССР (19051950 гг.)» (1950);

«Организация лабораторных работ по физике в средней школе 8-9-10 классов»

(1938);

«Методика объяснительного чтения художественных произведений в начальной школе» (1946);

«Методы, формы и содержание работы математических кружков по элементарной математике и началам высшей» (1950);

«Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания» (1960);

«Ботанические экскурсии в классах средней школы, их познавательное значение и место в учебном процессе» (1970);

«Проблема изучения алгоритмического языка в средней школе» (1970);

«Методика использования документов КПСС на уроках физики в средней школе»

(1970);

«Изменение характеристики воли детей под влиянием резкого изменения социально-педагогических условий воспитания» (1938);

«Воспитание честности и правдивости у школьников» (1950);

«Воспитание социалистического оптимизма у учащихся старших классов средней школы» (1956);

«Педагогические основы общественно полезного труда учащихся V-VIII классов в сельскохозяйственном производстве» (1960);

«Антирелигиозное воспитание учащихся в I-VIII классах (по материалам школ Татарской АССР)» (1960);

«Общественность в системе руководства комсомолом пионерской организации республики (на опыте пионерской организации Армении)» (1970);

«Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения (на материале V-VI классов)» (1970);

«Проблема повышения ответственности взрослых за нравственное воспитание учащихся» (1970);

«Развитие вечернего и заочного общего образования в РСФСР (1919-1967)» (1970);

«Идейно-политическое воспитание старшеклассников сельской школы в процессе общественной и трудовой деятельности» (1980);

«Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга» (1990);

«Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей (на материале школ Таджикистана)» (1990)

«Система факультативных занятий в вечерней школе как условие формирования у взрослых готовности к послешкольному образованию» (1980).

Таким образом, можно констатировать, что Научный архив РАО, включающий сегодня в свой состав более 140 фондов и около 4000 дел за период с конца XVII века по настоящее время, не только не потерял своей актуальности и привлекательности для исследователей и представителей мирового научного сообщества, но и в связи с развитием образования и возрастающим пониманием в обществе роли образования представляет собой уникальный источник ценных документов для исследователей, работающих в области изучения проблем развития личности, проблем воспитания и образования. Сохраняется миссия Научного архива российского образования как уникального собрания исторических документов по образованию и воспитанию детей и взрослых в России, созданных в различные исторические периоды развития страны и при различных системах ее общественно-политического устройства.

Приложение

Таблица 1

Раздел I, часть 2: фонды учебных и научно-исследовательских учреждений, существовавших до образования Академии педагогических наук РСФСР

№ фонда Название фонда

1 1-я Опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР

2 Центральная агробиологическая станция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева

3 НИИ марксистско-ленинской педагогики

4 Исследовательский институт научной педагогики при 2-м МГУ

5 Научно-исследовательский институт методов внешкольной работы

6 НИИ литературы и детского чтения

8 Научно-исследовательский программно-методический институт

9 НИИ планирования и организации народного образования

10 Центральный НИИ начальной школы

11 Центральный НИИ средней школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Высший коммунистический институт просвещения

№ фонда Название фонда

13 Центральный НИИ педагогики при Высшем институте просвещения

14 НИИ нерусских школ Наркомпроса РСФСР

15 Государственный НИИ школ Наркомпроса РСФСР

16 Институт детского чтения Наркомпроса РСФСР

17 Центральная педагогическая лаборатория Наркомпроса РСФСР

78 Научно-практический институт спецшкол и детских домов Наркомпроса РСФСР

115 Московский городской Рукавишниковский приют для несовершеннолетних (малолетних) преступников

Таблица 2

Раздел II: фонды учреждений Академии педагогических наук СССР (ранее -

РСФСР)

№ фонда Название фонда

25 Президиум Академии педагогических наук СССР

26 Педагогическая лаборатория Академии педагогических наук РСФСР

31 НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (НИИ общей педагогики АПН СССР)

32 НИИ содержания и методов обучения АПН СССР

33 НИИ педагогического образования АПН РСФСР

39 Государственная научная педагогическая библиотека по народному образованию им. К.Д. Ушинского

40 НИИ художественного воспитания АПН СССР (бывшей АПН РСФСР)

42 НИИ физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР (НИИ возрастной физиологии и физического воспитания детей АПН СССР)

44 НИИ дефектологии АПН РСФСР

46 НИИ национальных школ АПН РСФСР

48 НИИ производственного обучения АПН РСФСР (НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР)

81 Школа-интернат № 72 АПН СССР

82 НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР

132 НИИ общих проблем воспитания АПН СССР

Таблица 3

Раздел III: личные фонды педагогов, психологов, методистов, деятелей народного

образования

№ фонда Название фонда

19 Личный фонд В.И. Чарнолуского

20 Личный фонд Н.Н. Иорданского

21 Личный фонд Н.В. Чехова

22 Личный фонд С.И. Шохор-Троц-кого

23 Личный фонд К.Н. Вентцеля

24 Личный фонд Н.Г. Тарасова

29 Личный фонд И.М. Соловьева

30 Личный фонд Е.А. Флериной

34 Личный фонд Л.М. Кречетовича

35 Личный фонд Е.Н. Медынского

36 Личный фонд А.Ф. Рындича

37 Личный фонд К.Е. Бендрикова

43 Личный фонд А.С. Баркова

45 Личный фонд В.А. Кондакова

47 Личный фонд Н.А. Рыбникова

49 Личный фонд Н.А. Таланова

50 Личный фонд О.Н. Смирнова

51 Личный фонд А.В. Коняхина

52 Личный фонд В.М. Чистякова

53 Личный фонд И.В. Чувашева

54 Личный фонд О.И. Ильинской

55 Личный фонд Н.О. Моссалити-новой

57 Личный фонд Н.Н. Щепетовой

58 Личный фонд М.М. Штейнгауз

59 Личный фонд Е.Ю. Шабад

61 Личный фонд В.И. Алленова

63 Личный фонд А.Д. Алферова

64 Личный фонд В.А. Добромыслова

65 Личный фонд РД. Кейлиной

66 Личный фонд А.И. Стражева

67 Личный фонд В.А. Грузинской

69 Личный фонд С.Н. Шрейдера

№ фонда Название фонда

70 Личный фонд Б.П. Есипова

71 Личный фонд И.А. Каирова

72 Личный фонд М.П. Постовской

73 Личный фонд И.М. Богданова

74 Личный фонд В.Я. Струминского

75 Личный фонд А.Н. Волковского

76 Личный фонд П.Н. Груздева

77 Личный фонд М.А. Торбин

79 Личный фонд Б.В. Игнатьева

80 Личный фонд А. Каэласа

83 Личный фонд А.Ф. Лазурского

84 Личный фонд А.М. Мандрыки

85 Личный фонд А.П. Нечаева

86 Личный фонд Г.И. Россолимо

87 Личный фонд Б.Н. Северного

88 Личный фонд Г.И. Челпанова

89 Личный фонд А.С. Белкина

90 Личный фонд Н.Д. Виноградова

93 Личный фонд Л.А. Дьяковой

95 Личный фонд М.А. Данилова

97 Личный фонд Я.Ф. Чекмарева

98 Личный фонд В.Е. Смирнова

100 Семейный фонд А.И. Колодной и М.О. Герцберга

101 Личный фонд С.В. Зенченко

103 Личный фонд О.С. Плавинской

104 Личный фонд И.К. Андронова

105 Личный фонд Ф.Ф. Королева

106 Личный фонд В.Н. Шацкой

107 Личный фонд Л.В. Занкова

108 Личный фонд Ю.В. Шарова

109 Личный фонд Д.Н. Никифорова

110 Личный фонд И.Я. Депмана

№ фонда Название фонда

122 Личный фонд Д.И. Азбукина

123 Личный фонд К.М. Гавриленко

124 Личный фонд К.А. Коноваловой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

125 Личный фонд Н.К. Гончарова

130 Личный фонд Н.П. Кузина

136 Личный фонд В.Е. Гмурмана

137 Личный фонд Ю.К. Бабанского

139 Личный фонд В.П. Кащенко

140 Личный фонд Б.М. Кострица

№ фонда Название фонда

111 Личный фонд А.Н. Шапошникова

112 Личный фонд П.П. Блонского

114 Личный фонд В.Н. Сороки-Ро-синского

116 Личный фонд Д.Д. Галанина

117 Личный фонд Н.П. Архангельского

121 Личный фонд А.Н. Геласимовой

Таблица 4

Раздел IV: коллекции документов

№ фонда Название фонда Крайние даты

18 Архивная коллекция. Документы государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц 1692-1986

28 Коллекция документов о жизни и деятельности видных русских и советских педагогов, собранная И.М. Диомидовым 1925-1940

38 Коллекция документов о жизни и деятельности Н.К. Крупской 1910-1970

56 Коллекция документов по истории народного образования Орловской и Нижегородской губерний Российской империи, собранная Н.М. Ликиным 1786-1917

94 Коллекция документов о проведении 100 - летнего юбилея Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, собранная Е.К. Моносовой 1969-1972

99 Коллекция документов о деятельности восьмиклассного коммерческого училища в Петербурге, собранная О.В. Синакевич (настоящая фамилия Яфа) 1905-1948

113 Коллекция документов по истории развития дефектологии в России в 1862-1982 гг., собранная Х.С. Замским 1862-1982

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.