Научная статья на тему 'Архивное образование и архивы: взгляд историка-архивиста 1950-х годов'

Архивное образование и архивы: взгляд историка-архивиста 1950-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
747
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВ / ИСТОРИЯ / АРХИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАКСАКОВ В.В / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев М.Ю.

В статье представлен комментарий к информации из личного фонда Заслуженного деятеля науки РСФСР Владимира Васильевича Максакова. Речь идет о стенограмме доклада В. В. Максакова на заседании ученого совета Московского государственного историко-архивного института «О связи института с архивами и архивными учреждениями», датируемого 27 октября 1955 г. Ученый высказывал свое несогласие с недостатками в работе высшего учебного заведения по связи с архивами и по оказанию непосредственной помощи архивным органам в их научной, методической и организационной деятельности. Указанные недостатки отмечались в письме Главного архивного управления Министерства внутренних дел РСФСР. Максаков перечислял мероприятия по связям института с архивными органами: преподаватели института входили в состав ученых советов самого ГАУ, центральных государственных архивов, Московского областного государственного архива; являлись членами комиссий ГАУ методической, редакционной, Центральной экспертной комиссии и экспертных комиссий в архивах. Наиболее квалифицированные преподаватели готовили рецензии на методические документы, разработанные ГАУ, на сборники документов, участвовали в разработке «Основных правил публикации документов», в редактировании, подготовке и рецензировании статей журнала «Исторический архив», подготовке и рецензировании перечней документальных материалов министерств и ведомств. Касаясь недостатков в работе, В. В. Максаков сообщал, что научная работа на кафедрах иногда проходила мимо серьезных, больших методических и организационных вопросов, выдвинутых практикой архивного строительства: комплексного метода обработки документальных материалов, перераспределения больших комплексов архивных фондов, объединения фондов областного значения в центральных государственных архивах. Он предлагал ряд мероприятий по организации более тесного сотрудничества преподавателей института с архивными учреждениями. Представлена информация о сотрудничестве Архива Российской академии наук с Историко-архивным институтом и проведении в архиве практики студентов Высшей школы экономики и Московского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архивное образование и архивы: взгляд историка-архивиста 1950-х годов»

УДК 930.253

М. Ю. Киселев (Москва, Россия)

АРХИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АРХИВЫ: ВЗГЛЯД ИСТОРИКА-АРХИВИСТА 1950-х годов

Аннотация. В статье представлен комментарий к информации из личного фонда Заслуженного деятеля науки РСФСР Владимира Васильевича Максакова. Речь идет о стенограмме доклада В. В. Максакова на заседании ученого совета Московского государственного историко-архивного института «О связи института с архивами и архивными учреждениями», датируемого 27 октября 1955 г. Ученый высказывал свое несогласие с недостатками в работе высшего учебного заведения по связи с архивами и по оказанию непосредственной помощи архивным органам в их научной, методической и организационной деятельности. Указанные недостатки отмечались в письме Главного архивного управления Министерства внутренних дел РСФСР. Максаков перечислял мероприятия по связям института с архивными органами: преподаватели института входили в состав ученых советов самого ГАУ, центральных государственных архивов, Московского областного государственного архива; являлись членами комиссий ГАУ - методической, редакционной, Центральной экспертной комиссии и экспертных комиссий в архивах. Наиболее квалифицированные преподаватели готовили рецензии на методические документы, разработанные ГАУ, на сборники документов, участвовали в разработке «Основных правил публикации документов», в редактировании, подготовке и рецензировании статей журнала «Исторический архив», подготовке и рецензировании перечней документальных материалов министерств и ведомств. Касаясь недостатков в работе, В. В. Максаков сообщал, что научная работа на кафедрах иногда проходила мимо серьезных, больших методических и организационных вопросов, выдвинутых практикой архивного строительства: комплексного метода обработки документальных материалов, перераспределения больших комплексов архивных фондов, объединения фондов областного значения в центральных государственных архивах. Он предлагал ряд мероприятий по организации более тесного сотрудничества преподавателей института с архивными учреждениями. Представлена информация о сотрудничестве Архива Российской академии наук с Историко -архивным институтом и проведении в архиве практики студентов Высшей школы экономики и Московского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: архив, история, архивное образование, Максаков В.В., Российская академия наук.

Высшее архивное образование в СССР осуществлялось в созданном в 1930 г. Институте архивоведения (в 1932-1991 гг. Историко-архивный институт). Название института указывало на связь исторической науки с архивным делом, хотя на разных этапах подготовки кадров учебные программы менялись, что было связано как с определенным мнением руководства института, а также позицией ученых о превосходстве архивоведения или общеисторической подготовки. В Архиве Российской академии наук (РАН) сохранился фонд Владимира Васильевича Максакова (1886-1964), историка-архивиста, кандидата исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РСФСР, который в 1938-1960 гг. занимал должность заведующего кафедрой истории и организации архивного дела Историко-архивного института. Среди документов фонда отложилась стенограмма доклада В. В. Максакова на заседании ученого совета Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ) «О связи института с архивами и архивными учреждениями», датируемого 27 октября 1955 г. 1.

В своем выступлении Максаков утверждал, что высшее учебное заведение, его кафедра и профессорско-преподавательский состав должны быть тесно связаны с той отраслью производства, для которого это высшее учебное заведение готовит кадры молодых специалистов. Только при этом условии высшее учебное заведение может подготовить специалиста, полностью отвечающего требованиям, которые к нему предъявляет его будущая специальность. В стенах института идет подготовка историков-архивистов специалистов, направляемых на работу в государственных и партийных архивах, архивах правительственных учреждений и научных институтах. Он заявлял, что работа над документальными материалами Государственного архивного фонда СССР - вот то «производство», куда направлялись специалисты из института.

Ученый сообщал, что в институт поступило письмо из Главного архивного управления Министерства внутренних дел РСФСР (ГАУ), в котором был отмечен ряд недостатков в работе высшего учебного заведения по связи с архивами, по оказанию непосредственной помощи архивным органам в их научной, методической и организационной деятельности. Он подчеркнул, что «недостаточная связь с архивами, отрыв научных работников от производства наносит ущерб не только архивам, но и

1 Архив Российской академии наук (АРАН). Ф. 1646. Оп. 1. Д. 76. Л. 1-19.

в большей мере, в первую очередь - делу правильной подготовки архивных специалистов». Максаков сформулировал вопрос: «Можем ли мы безоговорочно согласиться с тем, что наш институт работает в отрыве от архивов, не связан в своей педагогической и научной работе с архивами?» И сам же на него ответил: «Полагаю, что такое огульное утверждение было бы неправильным, не отвечающим фактическому положению».

В. В. Максаков перечислял мероприятия по связям института с архивными органами. Преподаватели института, его кафедр, в первую очередь архивоведческих, участвовали в обсуждении, а значит и в разрешении, ряда вопросов архивного строительства. Довольно значительная группа преподавателей института входила в состав ученых советов самого ГАУ, центральных государственных архивов, Московского областного государственного архива; являлись членами комиссий ГАУ - методической, редакционной, Центральной экспертной комиссии и экспертных комиссий в архивах. Наиболее квалифицированные преподаватели готовили рецензии на методические документы, разработанные ГАУ, на сборники документов, участвовали в разработке «Основных правил публикации документов» [2], в редактировании, подготовке и рецензировании статей журнала «Исторический архив», подготовке и рецензировании перечней документальных материалов министерств и ведомств.

При непосредственном и активном участии преподавателей института обсуждались и решались вопросы о районных государственных архивах, о рациональной организации делопроизводства в государственных учреждениях. Сотрудники кафедр института - в первую очередь, кафедры теории и практики архивного дела - выполняли ряд прямых поручений ГАУ.

Ученый утверждал, «что никак нельзя рассматривать участие сотрудников кафедр в заседаниях ученых советов как выполнение некоторой формальности с той и другой стороны. Это - органическое участие профессорско-преподавательского состава института в работе архивных органов, которое вносит известный положительный вклад в архивное строительство и, вместе с тем, систематически обогащает преподавателей сведениями, без которых нельзя было бы правильно разрешать многие вопросы педагогической практики». Совместное обсуждение вопросов архивно-организационного характера преподавателей института и руководящих работников ГАУ и государственных архивов давало возможность выдвигать новые задачи в области архивного дела. Он имел в виду вопросы комплектования государственных архивов и уточнения их профилей, издания больших комплексов документов, подготовки издания справочников по истории государственных учреждений РСФСР, «ориентирующих широкие круги исследователей в документах Государственного архивного фонда СССР».

Что касается вопросов разработки архивоведческих вопросов, то В. В. Максаков знакомил с тематикой дипломных и семинарских работ, диссертаций и спецкурсов. По его мнению, основная масса диссертаций, научных студенческих работ, в частности, дипломных по кафедрам теории и практики архивного дела, истории и организации архивного дела, истории государственных учреждений и делопроизводства, частично, вспомогательных исторических дисциплин - посвящены, прямо или косвенно, проблемам научной организации архивного дела в СССР, организации архивов действующих учреждений и организаций, методике научно-технической обработки документальных материалов, публикации документов, приемам делопроизводства, истории государственных учреждений. Он сообщал, что за последние 3-4 года только по кафедрам - истории и организации архивного дела и теории и практики архивного дела были защищены около 400 дипломных работ по архи-воведческим темам. При этом тематика многих дипломных работ была согласована с соответствующими отделами ГАУ.

Ученый констатировал, что далеко не каждая дипломная работа могла быть использована в практической работе государственных архивов. Но среди них имелись отдельные работы практического значения; «в совокупности, это - ценнейший материал для разрешения ряда методических и организационных вопросов советского архивоведения». Что касается специальных курсов и семинаров, то они были посвящены важнейшим проблемам советского архивоведения: многие доклады студентов на семинарах непосредственно отвечали задачам, стоящим перед государственными архивами. Особенно он остановился на темах диссертаций бывших и настоящих аспирантов. За редким исключением, темы диссертаций - особенно по кафедрам истории и организации архивного дела, теории и практики архивного дела и истории государственных учреждений и делопроизводства -были посвящены большим, серьезным вопросам советского архивоведения и отвечали требованиям, которые предъявляла историческая наука к архивам.

Максаков сообщал, что в 1950-е гг. советская историческая наука уделяла большое внимание вопросам исследования истории советского общества, истории эпохи социализма в СССР. В этой

связи и архивные органы особое внимание уделяли вопросам организации документальных материалов эпохи социалистического строительства. Исходя из этого, архивоведческие кафедры института направляли работу ряда аспирантов в сторону исследования вопросов работы государственных архивов, содержащих документы советской эпохи.

В качестве примера ученый привел тематику диссертаций, защищенных аспирантами на кафедре истории и организации архивного дела: «Организация Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства», «Организация архивных фондов профессиональных союзов», «Организация документальных материалов Красной Армии», «Фото-фоно-кинодокументы и их организация в архивах СССР». По его мнению, каждая из этих диссертаций являлась обобщением большого опыта архивного строительства в СССР в области организации важной части Государственного архивного фонда СССР - документальных материалов по истории советского общества, и, вместе с тем, ставила ряд вопросов принципиального и практического характера, «расширение которых имеет несомненное значение для постановки и разрешения архивными органами вопросов дальнейшего комплектования государственных архивов СССР».

Вопросам комплектования государственных архивов, хранящих материалы советской эпохи, посвящены также защищенные диссертации на кафедре теории и практики архивного дела: «Комплектование фондов советов в краевых и областных государственных архивах», «Колхозцентр и организация его документальных материалов», «Об организации фондов сельскохозяйственной кооперации», «Фондирование и систематизация документальных материалов уездных исполнительных комитетов (и их отделов) Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 19191929 гг.», «Развитие методов экспертизы в советском архивоведении», «Методы передачи текста исторических источников в советской археографии».

В. В. Максаков упомянул «Труды [Историко-архивного института]». В них, по оценке ученого, помещались не только статьи «описательного» характера, что признавалось как недостаток, но и статьи (4 и 5 тома), где были поставлены большие принципиальные вопросы комплектования архивов, государственных архивов и «текущих архивов учреждений, документирования, предметного каталога, организации технических и военных архивов и другие». Эта работа членов кафедр института в определенной мере содействовала дальнейшему развитию советского архивоведения. Он также отметил выступления преподавателей института по вопросам советской археографии и архивоведения в общей исторической печати, на страницах журналов «Вопросы истории» и «Исторический архив».

Ученый констатировал: «Нельзя не видеть, хотя бы некоторой связи, например, ряда изменений в организации археографической работы у нас с постановкой в упомянутых статьях вопросов об отсутствии публикаций по истории советского общества в наших исторических журналах, о создании методического и планирующего центра археографической работы в СССР, о создании специального журнала исторических документов, о переработке основных правил издания документов и других. Нельзя назвать это простым совпадением, случайностью или какой-то особой прозорливостью авторов этих статей». По его мнению, приведенные сведения не давали основания утверждать, что количество диссертаций по темам архивоведения недостаточно и отсутствуют разработки по проблемным вопросам архивоведения на архивоведческих кафедрах.

Комментируя указанные в Письме упущения в работе, Максаков признавал, что научная работа на кафедрах проходила иногда мимо серьезных, больших методических и организационных вопросов, выдвинутых практикой архивного строительства: комплексного метода обработки документальных материалов, перераспределения больших комплексов архивных фондов, объединения фондов областного значения в центральных государственных архивах. Кафедры института иногда медленно реагировали на запросы отделов ГАУ, как это было при участии кафедры истории и организации архивного дела в разработке «Правил комплектования государственных архивов». Не всегда тематика научных работ в институте, в том числе дипломных работ и диссертаций, была согласована с теми задачами, которые решали работники архивных учреждений.

По мнению ученого, почти отсутствовали коллективные научно-исследовательские работы, проводимые совместно с практическими работниками архивных органов. Сотрудники института рецензировали и критиковали работы, которые велись практическими работниками в архивах. Практические работники архивных органов также рецензировали и критиковали работы института. Он считал: «И то и другое вообще-то не плохо. Но было бы куда лучше, наряду с этим, совместно поднять критикуемые работы на большую идейно-теоретическую высоту». В качестве примера Максаков привел совместную работу научных работников ГАУ, архивов и некоторых преподавателей Истори-

ко-архивного института по составлению учебного пособия по архивоведению [3]. Он предложил провести аналогичную работу с учебным пособием Вяликова В.И. [1], чтобы коллективными усилиями выпустить учебную книгу, которая удовлетворяла бы и ГАУ и институт.

Наиболее существенный недостаток ученый видел в том, что не все кафедры института, и даже не все преподаватели архивоведческих кафедр, принимали участие в работе архивных органов, выполняли работу, имеющую прямое отношение к архивному делу. Кроме того, он отмечал недостатки в работе с институтом и государственными архивами со стороны ГАУ. В течение ряда лет институт были недостаточно осведомлен о мероприятиях самого ГАУ, о решениях правительства по архивному делу, о новых инструкциях. В. В. Максаков привел в качестве примера запоздавшую информацию об изменениях в структуре ГАУ, о перераспределении фондов филиала ЦГВИА (Центрального государственного военно-исторического архива), создании Главного архивного управления РСФСР. Недостаточны, по его мнению, сведения об архивном деле в союзных республиках и странах народной демократии.

Были отмечены трудности, с которыми приходилось сталкиваться преподавателям и студентам института при получении доступа к документам в архивах. Недостаточно использовался ГАУ научный потенциал преподавателей института при организации публикаций документальных материалов.

По мнению ученого, основная задача архивных органов - «как можно шире, всесторонне использовать документальные богатства нашей Родины в интересах развития отечественной исторической науки и в интересах правильного своевременного удовлетворения повседневных практических запросов государственных учреждений и общественных организаций». Для этого необходимо было создавать в архивах более совершенный научно-справочный аппарат, ориентирующий исследователей во всем многообразии источников, хранящихся в архивах. Он предлагал ускорить издание путеводителей и описей фондов, создание предметно-тематического каталога к документам Государственного архивного фонда (ГАФ) СССР, публикацию документов, а также организовать широкое изучение опыта архивного дела в зарубежных странах и документов, хранящихся в зарубежных архивах и относящихся к истории России.

Максаков отмечал актуальность комплекса работ по рациональной организации делопроизводства в учреждениях и организациях - «этого резервуара, из которого черпают государственные архивы документальные исторические памятники». Он предлагал использовать преподавателей кафедры марксизма-ленинизма при подготовке и издании материалов и монографий по истории КПСС, кафедры теории и практики архивного дела - в разработке методических инструкций, в частности, по описанию различных видов документальных материалов, методическом руководстве и редактировании при публикации описей. Преподаватели этой кафедры могли бы сыграть значительную роль в организации предметно-тематического каталога к документам ГАФ СССР путем изучения опыта архивов дореволюционной России и архивов зарубежных стран, участия в составлении схем, рубрик. Опытные археографы кафедры могли быть привлечены к составлению специальных инструкций и правил публикации различных видов типов документов: военных, экономико-статистических, законодательных, профессиональных организаций, личного происхождения.

Преподаватели кафедры истории и организации архивного дела могли быть использованы: для решения больших принципиальных и отдельных конкретных вопросов комплектования государственных архивов, уточнения направлений существовавших архивов и создания новых архивов; для разработки вопросов законодательства по архивному делу; для составления путеводителей и других справочников по архивам. Большую пользу они могли принести при разработке вопросов организации специализированных архивов: «по истории советской литературы, различных видов искусства, истории науки, фото-фоно-кинодокументов, технических и т.д.».

В своем выступлении В. В. Максаков подчеркивал необходимость повседневного активного участия руководителей и научных работников ГАУ и государственных архивов в работе кафедр института. Они должны, по мнению ученого, входить в состав кафедр, осуществлять руководство дипломными работами, чтение специальных курсов, ведение семинаров, участвовать в обсуждении тематики научных работ, выступать с сообщениями и докладами на заседаниях кафедр и ученого совета о работе архивных органов СССР. Кроме этого, он настаивал на создании силами института и ГАУ специального научно-исследовательского института по архивоведению, археографии и источниковедению. Высокое качество научной, методической и организационной работы в архивах может быть достигнуто «путем максимального привлечения к работе архивов профессорско-преподавательского состава института.

В заключении В.В. Максаков отмечал, что Историко-архивный институт являлся единственным высшим учебным заведением в стране, которое занималось подготовкой специалистов в области архивного дела и документоведения. Совместная работа сотрудников института и практических работников государственных архивов «позволит поднять на более высокую ступень дело подготовки высококвалифицированных кадров историков-архивистов».

Обратимся к современному положению дел в области архивоведения и документоведения. Воплотились в жизнь предложения В. В. Максакова о массовой подготовке путеводителей по архивам, создании научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, о сотрудничестве научных работников государственных архивов со студентами высших учебных заведений. В качестве примера может служить Архив Российской академии наук. Студентами Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета совместно с сотрудниками Архива РАН были созданы электронные ресурсы на основе архивных документов научного наследия фондов академика М. Н. Тихомирова, В. В. Максакова, А. Т. Николаевой, А. Л. Станиславского с записями цифровых изображений отдельных документов. Два сотрудника архива являются преподавателями Центра археографии Историко-архивного института.

В 2016-2018 гг. в Архиве РАН проходили практику студенты исторического факультета Высшей школы экономики, в 2018 г. - Московского государственного педагогического университета. В процессе прохождения практики студенты знакомились с организацией комплектования, хранения и учета документальных комплексов, с ними проводились практические занятия по научному описанию и использованию документов. Особое внимание уделялось работе с информационной системой Архива РАН, в частности, с подразделом «Каталог», позволяющим проводить поиск документов по тематике запроса. По нашему мнению, тесное сотрудничество опытных сотрудников Архива Российской академии наук со студентами позволит в будущем подготовить высококвалифицированных историков-исследователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяликов В.И. Архивное строительство в СССР (1946-1967): учебное пособие. М. : МГИАИ, 1972.

110 с.

2. Основные правила публикации документов Государственного архивного фонда СССР. М., 1945. 28 с.

3. Теория и практика архивного дела в СССР: Учебное пособие. М.: ГАУ, 1958. 342 с.

M. Yu. Kiselev (Moscow, Russia)

ARCHIVAL EDUCATION AND ARCHIVES: THE HISTORIC-ARCHIVISE'S VIEW OF

THE 1950s

Abstract. The article provides information about the transcript of V. V. Maksakov' report "On the Institute's Relationship with Archives and Archival Institutions", dated October 27, 1955 and made at the Academic Council meeting of Moscow State Institute of History and Archives. In the report V. V. Maksakov denied the presence the deficiencies in the work of the institute raised in the letter of the Main Archival Administration of the RSFSR Ministry of the Interior with archives. In the letter, the professors of the institute were accused of refusing to provide assistance to archival bodies in their scientific, methodological and organizational activities. The scientist enumerated activities of the institute connected with archival bodies: a group of professors was members of the academic councils of the State Agrarian University, central state archives and the Moscow Regional State Archives; some professors were members of the GAU commissions - methodical, editorial, Central Expert Commission and expert commissions in the archives. The most qualified professors wrote reviews of methodological documents worked out by the State Agrarian University and reviews of document digests, participated in compiling the Basic Rules for Publishing Documents, edited, wrote and reviewed papers for the Historical Archive journal and lists of ministry and department documentary materials. Referring to the shortcomings in the work of the institute, V. V. Maksakov reported that the scientific work at the departments sometimes omitted serious, important methodological and organizational issues raised by the practice of archival construction such as an integrated method for processing documentary materials, large complexes of archival funds redistributing, centering archival funds of regional importance in central state archives. He proposed a number of activities to organize a closer cooperation of the academic staff with archival institutions. The paper presents the information about the cooperation of the

Archives of the Russian Academy of Sciences with the Historical Archives Institute as well as the results of students' practical work in the archives.

Keywords: archive, history, archival education, V.V. Maksakov, the Russian Academy of Sciences

REFERENCES

1. Vyalikov V. I. Arkhivnoye stroitel'stvo v SSSR (1946-1967): Uchebnoye posobiye, Moscow, MGIAI, 1972,

110 p.

2. Osnovnyye pravila publikatsii dokumentov Gosudarstvennogo arkhivnogo fonda SSSR, Moscow, 1945, 28 p.

3. Teoriya i praktika arkhivnogo dela v SSSR: Uchebnoye posobiye, Moscow, GAU, 1958. 342 p.

Киселев М. Ю. Архивное образование и архивы: взгляд историка-архивиста 1950-х годов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 55- 60

Kiselev M. Yu. Archival Education and Archives: a View of the Historian Archivise of the 1950s, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 1, pp. 55- 60.

Сведения об авторе

Киселев Михаил Юрьевич - кандидат исторических наук, руководитель Центра учета и обеспечения сохранности документов Архива Российской академии наук, Москва, Россия; kiss_RAN@mail.ru Author:

Michail Yu. Kiselev, Candidate of History, Head of the Center for Accounting and Securing Documents, Archives of the Russian Academy of Sciences (ARAN), Moscow, Russia; kiss_RAN@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.