723+УДК930.253 (075)
АРХИВЫ КОМИ АССР В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1938-1945 гг.)
Т.И. ЛАХТИОНОВА
г. Сыктывкар [email protected]
На основе архивных источников рассматривается состояние архивной отрасли республики после перевода архивов в ведение НКВД СССР. Приводятся данные о сложностях и проблемах в деятельности государственных архивов, архивов районного звена и ведомств в обеспечении сохранности, комплектования и проведения экспертизы ценности документов как части Государственного архивного фонда СССР. Анализируются изменения в материальном и кадровом обеспечении деятельности архивов, а также результаты их работы в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Государственный архивный фонд СССР, органы управления архивным делом, комплектование архивов, обеспечение сохранности документов, экспертиза ценности документов
T.I.LAKHTIONOVA. THE ARCHIVES OF THE KOMI ASSR IN THE PREWAR PERIOD AND DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (19381945)
On the basis of archival sources the state of archives of the Republic of Komi during the prewar period and in days of the Great Patriotic War 1941-1945 is considered. The author provides factual information about the level of archives in the republic as of 1938-1939, before the transfer of archives to the jurisdiction of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR, including on the basis of the decrees of the Council of People's Commissars of the Komi АSSR, acts of acceptance-transfer of archives to the jurisdiction of the People's Commissariat of Internal Affairs of the Komi АSSR. The data on the complexities and problems in realization of activity of the State Archives, the establishment and operation of regional archives and archives agencies in the safekeeping, acquisition and value examination of documents being a component part of the State archival Fund of the USSR, is given. The work of the Central State Archives of the Komi АSSR on reception of archival files, activity of the expert-checking commission of the archival body and the expertise of value of the documents which have lost the scientific and practical importance in days of the Great Patriotic War, is analyzed. The problems of work with the documents resulting from the activities of Gulag structures are mentioned, the estimation of the scientific and practical importance of the documents arriving for the state archival storage from the point of view of priorities of that time are given. The information on changes in material, personnel provision in activity of the archives, the results of work of archivists in days of the Great Patriotic War are provided.
Keywords: archive, the USSR State Archive Fund, public authorities in the archival sphere, acquisition of archives, keeping archival files in safety, value examination of documents
Спустя многие десятилетия темы Второй мировой войны, Великой Отечественной войны (ВОВ) остаются до конца неисследованными. В предвоенные годы и годы ВОВ об архивной деятельности в СССР и РФ писали многие историки: Т.И.Хорхор-дина [1], В.А.Савин [2], советские историки-архивисты - И.Л.Маяковский [3], В.В.Максаков [4], З.В.Крайская [5]. Ими дана общая оценка деятельности органов власти и управления в СССР в области архивного дела, в том числе и в годы ВОВ, но
без акцентировки на региональный уровень. Военные события оказали непосредственное влияние на развитие архивной отрасли в Коми АССР. Данная проблема освещалась в ряде исследований, посвященных истории архивной отрасли республики [6, 7]. Работа архивных учреждений в годы ВОВ наиболее полно с привлечением архивных источников изложена в монографии Э.Г.Чупровой [6]. Автором впервые приведены факты и статистические сведения о развитии архивного дела в конце
30-х - первой половине 40-х гг. ХХ столетия. Деятельность же архивных учреждений на территории нынешней Республики Коми в годы войны специально не была исследована.
На основе архивных документов государственного учреждения «Национальный архив Республики Коми» нами сделана попытка показать состояние архивных учреждений в Коми АССР в предвоенный период и годы ВОВ. Представляется важным выявить, какова связь общего уровня экономического и социального развития Коми края и развития архивной отрасли. Насколько органы власти и управления Коми АССР эффективно в данный период влияли на проблемы комплектования, обеспечения сохранности и использования архивных документов. Многие сведения из них в научный оборот вводятся впервые.
Актуальность рассматриваемых проблем очевидна: в архивах республики на хранении до сих пор находятся документальные материалы, поступившие в годы войны; с другой стороны, в архивах большое количество документов, поступивших позднее, но созданных в эти трагические годы в разрезе их создания и полноты сохранности. Это немаловажно для историков, краеведов, студентов и школьников, да и общества в целом.
В первую очередь, необходимо коснуться вопроса значительной структурной и организационной перестройки в архивной отрасли в предвоенные годы, когда в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.12.1938 г. Коми республиканское Архивное управление и его районные архивы постановлением СНК Коми АССР от 08.04.1939 г. были переданы в ведение органов НКВД [8]. Учитывая особую роль данного ведомства в структуре государственной власти того периода, сразу нужно отметить, что работа с архивами оживилась. Архивное управление как орган исполнительной власти и собственно Государственный архив формально разделились - начальником Архивного управления НКВД Коми АССР стала Н.С.Попова. Временно исполняющим обязанности директора был назначен В.Н.Захаров.
Сегодня в литературе нет однозначной оценки целесообразности и необходимости перевода архивов в ведение такой сильной системы, какой являлся Наркомат внутренних дел СССР. Для того, чтобы попытаться ответить на данный вопрос, хотя бы в рамках небольшого временного периода, рассмотрим состояние архивного дела к моменту изменения его подведомственности и к концу войны. Общеизвестна роль первого заведующего областным архивом А.А. Цембера в сохранении архивных документов дореволюционного периода и первых десятилетий советской эпохи. Но он был уволен с должности незадолго до изменения подчиненности архивов, в том числе и в связи с крайне неудовлетворительным общим состоянием архивного дела в республике [9]. Как это было принято в советскую эпоху, все недостатки в отрасли свели к персональным неудачам работника и, демонстрируя принятие мер, местные органы власти провели смену руководства вместо конкретной помощи в выделе-
нии средств, штатов, укреплении кадрового состава. Новый заведующий архивной работы также не наладил - уже через два года в очередном постановлении Совета Народных Комиссаров Коми АССР от 26.08.1938 г. «О работе Архивного управления Коми АССР» органу управления архивным делом республики 1 предлагалось привести в порядок все архивы, имеющиеся в его ведении, упорядочить архивы республиканских и районных организаций и учреждений, обеспечив руководство над их работой [10]. Однако и постановление СНК Коми АССР от 23.10.1939 г. «О состоянии архивного дела по Коми АССР» не отличалось от предыдущих -вновь подчеркивалось, что «общее состояние архивного дела по Коми АССР находится в неудовлетворительном состоянии, в отдельных республиканских организациях и районах архивное дело совершенно не организовано...У ряда организаций, городских, районных и сельских архивные документы валяются в сараях, на чердаках и без всякого надзора и особенно в Сыктывдинском райисполкоме архивные документы находятся в беспризорном состоянии...». Постановление обязывало председателей райисполкомов и горсоветов, а также и руководителей наркоматов и республиканских учреждений провести проверку и налаживание архивного хозяйства, причем не только в наркоматах, но и подведомственной структуре [11].
Акты обследований Архивного управления Коми АССР, проведенные Центральным архивным управлением (ЦАУ) в конце февраля-начале марта 1939 г. в процессе приема - передачи дел, показали, что большинство указаний ЦАУ и правительственных органов, поступающих с середины 1938 г., не выполнены. Состояние учета архивных материалов, помещений и их оборудования были признаны неудовлетворительными. В акте от 1 марта 1939 г. указывалось: «Часть документов, отобранных в макулатуру, лежат неописанными на чердаке и на полу в архивном учреждении. Руководство работой архивов предприятий и учреждений - неудовлетворительное. Все архивы предприятий и учреждений представлены сами себе. За последние два года поступлений новых архивных документов из предприятий и учреждений не было. В кадровом отношении установлено, что руководит Архивным управлением Захаров Василий Николаевич, 1885 г.р., член ВКП (б), образование 6 классов, окончил Центральные курсы архивных работников в 1936 г. «Руководит архивным производством слабо, производственные совещания не проводит, воспитанием кадров в деле повышения их квалификации не занимается, не пользуется авторитетом среди работников [...]. В республиканском архиве работают три работника, по штату предусмотрены три работника и один директор. Должность директора архива не укомплектована. Помещение архивного управления и архива не соответствует своему назначению из-за малого размера. Состояние са-
1 Архивное управление было создано в январе 1936 г. (Шахов Б.М. История и организация архивного дела в Коми АССР. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р -1010, оп.1, д.49, л. 23).
мого помещения неудовлетворительное. Здание требует капитального ремонта» [12].
Следующие выдержки из акта комиссии, проверявшей работу Архивного управления в 1938 г., дают общее представление о состоянии гражданской службы, в том числе и в архивном деле, в тот период: «...Управляющий т. Захаров никому ничего не доверяет, во всем сомневается и, не веря в силы своих работников, он прямо говорит: "Я работаю только один, других я не считаю работниками, они ничего не умеют делать, а специалистов у меня нет". К голосу своих работников не прислушивается, на их предложения не реагирует [...]. В результате все его работники настроены на него враждебно. Делопроизводство управления в хаотическом состоянии, ведет его сам т. Захаров. Ни одной бумажки за период своей работы не подшито, также состояние денежных документов, хотя намечено было завести 46 дел. Руководство т. Захарова Архивным управлением совершенно слабое, а архивами РИКов, учреждений, предприятий, совхозов, колхозов и МТС совершенно не руководит (хотя директивы и указания правительства ЦАУ РСФСР были вполне достаточны)2» [12. Л. 2-5].
Таким образом, архивная отрасль находилась к тому времени в безусловном запустении. Смена подведомственности отразилась на всех сторонах деятельности архивных органов и архивного дела. С одной стороны, явно прослеживается тенденция к подбору квалифицированных кадров. Так, на должности заведующих районными архивами НКВД переводились только заведующие, прошедшие курсы переподготовки при Архивном управлении. С 18 сентября 1940 г. директором архива назначается специалист - архивист, выпускник Московского государственного историко-архив-ного института Сидоров Сидор Иванович (до него временно с января 1940 г. работал Шуйский Степан Асафович). Но, с другой стороны, началась своеобразная чехарда с заменами руководства архива: уже 15 июля 1941 г. С.И.Сидоров арестован, вместо него назначается Нефедов Иван Алексеевич, который был освобожден от должности 25.10.1941 г. в связи с призывом в ряды РККА. В годы войны директорами архивов работали Билинкис Георгий Семенович, Билинкис Клара Семеновна, Кричев-ский Марк Исаакович.
Крупным этапом в развитии архивной отрасли страны и республики стало принятие Положения о Государственном архивном фонде Союза ССР, утвержденное СНК СССР 29 марта 1941 г., которое точно определяло состав Государственного архивного фонда и ответственность органов управления архивами за работу с ними. Четко разграничивались полномочия союзных и республиканских органов управления архивами. Положением устанавливалось, что организационно-методическая и техническая работа всех архивов, а также постановка документальной части текущего делопроизводства учреждений, организаций и предприятий определяются инструкциями Главного архивного управле-
2 Стиль и орфография автором статьи сохранены.
ния. Результатом осуществленной в конце 1930-х -начале 1940-х гг. работы явился пространный список инструкций и правил, охвативший практически все виды архивных работ. Так, приказом НКВД СССР за № 114 от 23 февраля 1940 г. была утверждена инструкция для работы архивов действующих наркоматов и организаций, учреждений, в соответствии с которой Отдел госархивов НКВД Коми АССР проводил работу в учреждениях, организациях и предприятиях. Отделом государственных архивов были определены три направления в работе с ведомственными архивами. Это обеспечение сохранности документальных материалов; выявление материалов, подлежащих сдаче в Республиканский архив, и в связи с этим проведение консультаций и инструктирование по технической обработке документов, создание экспертно-провероч-ных комиссий (ЭПК) в учреждениях. Постановлением СНК СССР от 29 марта 1941 г. и Указанием Прокурора СССР от 8 июля 1942 г. за № 1/14389 с предусматривалось привлечение к уголовной ответственности лиц, допустивших порчу или гибель материалов.
Крупной организационной перестройкой архивных органов явилось создание на базе Архивного управления в июне 1941 г. Архивного отделения НКВД Коми АССР, а на базе Республиканского архива Центрального государственного архива - Коми АССР (ЦГА) с утверждением положений о них [13]. Положением о ЦГА Коми АССР в архиве создавалось три отдела - дореволюционных фондов, советских фондов и секретной документации. Предусматривалось создание переплетно-брошюро-вочной и реставрационной мастерских. Штаты подведомственных архивному отделению структур в 1941 г. составляли 43 чел., из них в самом отделении - пять, в ЦГА Коми АССР - шесть, 15 - заведующие районными, городскими архивами и 16 -делопроизводители ЗАГСа.
Основными задачами в данный период были: обработка документальных материалов, создание приказами начальников учреждений и предприятий экспертных комиссий из наиболее грамотных сотрудников; строгий учет всех законченных производством дел и сосредоточение их в хранилищах, оборудованных по всем правилам [14].
Именно с этого периода можно говорить и о начале формирования районного звена архивов. Несмотря на то, что Постановлением СНК Коми АССР от 26.08.1938 г. предусматривалось выделение штатной единицы для архива и оборудованного помещения, однако спустя два года в приказе народного комиссара внутренних дел Коми АССР от 25 марта 1940 г. «Об упорядочении работы районных архивов Коми АССР» указывалось, что «в ряде районов архивное дело до сего времени не организовано. Большое количество архивного материала, имеющего важное политическое и научно-историческое значение, не учтено, не упорядочено и сохранность этого материала не обеспечена» [15]. На начало 1940 г. районные архивы в Коми АССР были созданы в пяти районах и то «формально, без надлежащего оборудования, в остальных районах
райархивов до сих пор нет» [16]. И год спустя в приказе народного комиссара внутренних дел Коми АССР от 17 апреля 1941 г. «О состоянии работы районных архивов НКВД Коми АССР» вновь подчеркивалось, что «архивные материалы районных учреждений, предприятий, сельсоветов и колхозов на хранение в райархивы не приняты, также не организован контроль за состоянием хранения в архивах учреждений, вследствие чего имеют место случаи уничтожения ценных в историческом и справочном отношении материалов.» [15. Л. 4648]. Об организации работоспособного районного звена архивов в республике можно говорить только к 1942 г. Так, в отчете о работе отдела государственных архивов НКВД Коми АССР за 1942 г. указано: «Районные райархивы НКВД организованы во всех районах республики Коми. До мая месяца 1942 г. работники были в архивах малограмотные и не знающие архивного дела. С помощью отдела кадров НКВД КАССР удалось в большинстве районов заменить негодных работников. В настоящий момент райархивы укомплектованы более сильными работниками, имеющими образование за 10-летку, и в данное время работа райархивов значительно улучшилась [...]. В данное время во всех районах проводится концентрация архматериалов и их упорядочение согласно инструкции УГА [Управление государственными архивами] НКВД СССР. Руководство райархивами осуществляем путем выезда в районы, а также вызова зав. райар-хивами с докладами о проводимой работе и получением соответствующего инструктажа. Повседневно имеем телефонную связь с районами и все затрудняющие вопросы работников района разрешаем посредством телефонной связи [...]. Состояние помещений в райархивах сейчас удовлетворительное» [17].
С началом войны перед архивными работниками были поставлены новые задачи: «сконцентрировать, обеспечить сохранность и обработать материалы, отражающие работу трудящихся по развитию промышленности и сельского хозяйства в Коми республике» [17 Л.1]. По состоянию на 23.08. 1941 г. в архиве числилось 574 фонда, 200151 ед. хр., секретных фондов - 130, дел в них - 4512, в том числе описанных 127061 дел - общего делопроизводства и 3556 секретных. Количество секретных документов составляло около 2 % от общего количества документов [12. Л.3].
В 1942 г. проведено обследование 207 действующих наркоматов и учреждений. Состояние ведомственных архивов в 1942 г. значительно улучшилось. В ряде наркоматов и учреждений были заменены архивные работники более сильными и грамотными, которые активно осваивали архивное дело. В ряде учреждений были утверждены штатные должности заведующих архивами и это дало возможность подобрать на них соответствующих работников. Отдел госархивов НКВД Коми АССР повседневно и целенаправленно руководил работой архивов учреждений и оказывал им методическую помощь [17. Л. 1-1 об].
В 56 действующих наркоматах и учреждениях были организованы экспертно-проверочные комиссии (ЭПК), которые работали по отбору и проверке материалов, подлежащих уничтожению, как не имеющих исторической и оперативной ценности [17. Л. 6]. После представления учреждениями и организациями республики списков документов для отбора на уничтожение документов, Архивный отдел НКВД Коми АССР направлял их в Центральную экспертно-проверочную комиссию (ЦЭПК) Главного архивного управления (ГАУ) НКВД СССР. Это было связано с тем, что с 1940 г. из-за отсутствия «научного работника и грамотных работников, хорошо знающих архивную работу», в архиве не действовала экспертно-проверочная комиссия и в связи с этим Архивный отдел НКВД Коми АССР должен был высылать отборочные списки на уничтожение архивного материала для просмотра ЭПК при Главном Архивном управлении НКВД СССР [18].
ЭПК в Коми АССР создана в ноябре 1943 г. приказом народного комиссара внутренних дел Коми АССР после того, как штаты Отдела и Республиканского архива были полностью укомплектованы. Председателем была назначена научный сотрудник Республиканского архива А.И.Седель-никова, члены - К.Н.Михеева - зав. отделом секретных фондов, инспектор Отдела госархивов -А.И.Горбунов и М.П.Манакова - старший архивно-технический работник. В документах архива указывается, что состав ЭПК сформирован из недостаточно квалифицированных сотрудников, только один из них со стажем работы восемь лет, остальные стажа не имели. По образованию три сотрудника были со средним образованием, один - с низшим. Тем не менее, выполняя стоящие перед архивными органами задачи, до конца 1943 г. проведено 14 заседаний ЭПК и рассмотрено 9398 ед.хр., отобранных к уничтожению. О том, что работа проводилась не формально, а заинтересованно, можно судить по тому, что из материалов, представленных ведомствами, на уничтожение утверждено 453 ед.хр., на дальнейшее хранение предложено оставить 708 ед.хр. А списки, переданные наркоматами финансов, земледелия и здравоохранения, не рассматривались, так как ими не были представлены исторические справки, сведения о том, какие документы оставлены на хранение [19]. Другим примером свидетельства тщательной работы, направленной на сохранение наиболее ценной части документального наследства Коми АССР, можно считать и то, что при рассмотрении отборочных списков даже таких крупных структур, как комбинат «Воркутауголь», Управление Устьвымлага НКВД СССР, было указано, что в отборочные списки включены заголовки дел, не отражающие содержания документов, и впредь такие списки рассматриваться не будут.
Строгая дисциплина и суровые условия военного времени давали результаты. В отчете о работе Отдела государственных архивов НКВД Коми АССР за 1942 г. указывалось, что в феврале 1942 г. был проведен ремонт здания во дворе здания Рес-
публиканского архива и туда переведен Отдел госархивов (ОГА) НКВД Коми АССР. Уже в 1943 г. в акте от 25 июня по обследованию работы Республиканского архива отмечено, что «в архиве сконцентрировано по состоянию на 25 июня 1943 г. 787 фондов 165429 ед.хр. Все материалы разбиты по годам и отделам. Архивохранилище занимает три комнаты. Помещение светлое, сухое, пол деревянный, стеллажи установлены правильно, согласно инструкции Управления государственных архивов (УГА) НКВД СССР. Учет материалов поставлен удовлетворительно. Сохранность материалов и их охрана удовлетворительная» [20].
Отдельный вопрос, который сразу возникает при рассмотрении проблемы передачи архивов в ведение системы НКВД - это вопрос с засекречиванием документов. В отчете о работе отдела секретных фондов ОГА НКВД Коми АССР и Республиканского архива за 1942 г. указывалось, что всего в отделе секретных фондов на 01.01.1943 г. сконцентрировано 170 фондов с количеством 15621 ед.хр., или примерно 7 % от общего количества дел в Республиканском архиве. Таким образом, количество секретных дел с начала войны увеличилось на 5 %. В 1942 г. засекречено 2523 ед. хр. (преимущественно из дореволюционных фондов). Однако, как ни удивительно, вместе с тем проводилась и работа по рассекречиванию документов. В отчете указано, что рассекречено в 1942 г. 20 фондов с объемом 14557 ед. хр. [14. Л. 11]. Эта работа была проведена в соответствии с письмом Главного архивного управления НКВД СССР от ноября 1941 г. о выявлении в ряде архивов в отделах секретных фондов большого количества документальных материалов, «которые по своему содержанию не только не являются секретными, но и не представляют никакой научной и практической ценности» [21].
Закономерным с точки зрения всей общественно-политической обстановки в стране было ужесточение доступа посетителей к архивным документам. В письме Главного архивного управления НКВД СССР от 27.08.1941 г. предписывалось: «В связи с военной обстановкой допуск в читальные залы для работы над документальными материалами государственных архивов обычному кругу посетителей прекратить» [22]. Разрешалась лишь работа представителям партийных организаций, военного командования, органов НКВД, судебно-следственных органов, органов прокурорского надзора и сотрудникам архивных органов, работающим по планам, утвержденным архивными отделами. В апреле 1942 г. допуск в архивы был расширен -разрешалась работа исследователям, имеющим задания и официальные направления от научных учреждений, высших учебных заведений и органов власти с обязательным указанием темы работы. Одновременно устанавливался строгий контроль за использованием документов, выдаваемых в читальные залы. Выписки и копии документов должны были проверяться лично начальником соответствующего государственного архива [21. Л. 78].
Показателен и сам по себе факт того, что уже в годы войны перед архивистами ставилась задача
«концентрировать» в архив документы периода ВОВ. В циркулярном письме Управления госархивами НКВД СССР от 10.09.1942 г. местным органам предписывалось усилить контроль за сохранностью документальных материалов районных архивов и архивов учреждений, организаций и предприятий. При этом предлагалось особое внимание обратить на сохранность документов периода Отечественной войны. Отдел госархивов НКВД Коми АССР оперативно на это отреагировал и в своем отчете указал, что уже в течение 1942 г. «все печатные издания, вышедшие в годы войны, как-то: газеты, брошюры, плакаты, листовки нами сконцентрированы в архивохранилище» [21. Л. 38]. В отчете за 1943 г. указывалось: «Из документальных материалов периода Отечественной войны, могущие быть сконцентрированными в Коми республике, располагаем лишь письмами с фронта, которые отлагаются в редакциях газет.. Данные материалы нам еще не пере-даны...редакции просят отсрочить передачу до января 1944 г.» [19. Л. 6].
Однако объективно существовали проблемы, решить которые возможно было лишь при значительных финансовых вложениях. В связи с отсутствием свободных площадей в Республиканском архиве и перегрузкой архивохранилищ прием архивных материалов проводился не в достаточной форме, в 1942 г. принято всего четыре фонда. Работа по комплектованию ЦГА Коми АССР начала проводиться с июня 1943 г. Отделом государственных архивов был составлен план концентрации архивных материалов из районов и обследований учреждений в целях выявления материалов, подлежащих сдаче в архив. В 1943 г. инспекторами проверено 94 ведомственных архива. В результате обследований составлен план приема дел в Республиканский архив, а работников, ответственных за обработку материалов, выделенных приказами руководителей, приглашали в архив и давали консультации [19. Л. 1-7].
За период с августа 1943 г. до 1 января 1944 г. архив принял из районов Коми АССР 90 фондов 22395 ед.хр. Среди них, как указывали сами архивные работники, «наиболее ценными фондами, сконцентрированными нами из райархивов, являются: фонды районных отделов народного образования, сданные всеми райархивами, характеризующие культурное развитие коми народа за годы советской власти и заботу партии и правительства по поднятию народного образования в Коми республике» [23]. Наиболее ценными из принятых фондов были признаны - документы районных исполнительных комитетов, «материалы которых характеризуют экономическое развитие районов Коми АССР, а также материалы, представляющие интерес для оперативных органов государственной безопасности и НКВД, как например, списки и личные дела на кулаков, лиц, лишенных избирательных прав и др. антисоветский элемент» [23. Л. 5 об].
Из ведомственных архивов документы на хранение сдали такие учреждения, как Наркомат земледелия Коми АССР, Коми контора Госбанка, Сыктывкарская пристань, Пединститут, Наркомат
лесной промышленности Коми АССР. Принято из 14 городских республиканских государственных учреждений 1614 ед.хр., в том числе из Прокуратуры Коми АССР (за 1924 -1925 гг.) - 231; Сыктывкарского горсовета (1931-1941 гг.) - 565; Конторы Заготживсырье (1927-1935 гг.) - 143; Сыктывкарского городского карточного бюро (за 1941-1943 гг.) -188 ед.хр.; Наркомата торговли Коми АССР (за 1935-1941гг.) - 61 ед.хр. [24].
Свою работу Отдел государственных архивов проводил совместно с органами противопожарной безопасности. Для налаживания работы в ведомственных архивах Отдел государственных архивов считал необходимым принять решительные меры к наиболее злостным нарушителям и отдал под суд руководителей некоторых предприятий и об этих фактах поставил в известность всех руководителей учреждений. В частности, были оштрафованы заведующий Горкомхозом и управляющий Управления связи [25].
На начало 1945 г. общее состояние архивной службы можно охарактеризовать следующим образом. В республике действовал Центральный государственный архив Коми АССР, 16 районных архивов, «в каждом районе по одному архиву». Как указано в отчете Отдела государственных архивов за 1944 г., «общеобразовательный уровень заведующих райархивами - от 7 до 10 классов. Зав. райархивами на должность назначаются приказом народного комиссара [...]. Несмотря на общее улучшение работы в райархивах республики, некоторые начальники райотделов недостаточно уделяют внимания архивной работе. В Коми АССР имеем 116 учреждений, из которых штатные должности зав. архивами имеются в СНК Коми АССР и Наркомате финансов Коми АССР. В остальных учреждениях зав. архивами назначаются приказами руководителей по совместительству» [24. Л.27-28]. За годы войны количество дел, приведенных в порядок, составило 126 тыс. Количество выданных дел в читальном зале увеличилось с 140 на 1 января 1942 г. до 844 на 1 января 1945 г. [26].
Заключение
Таким образом, архивное дело в Коми АССР в предвоенный период и во время войны продолжало развиваться. Обеспечивалась сохранность документов, Государственный архив пополнялся новыми фондами и новыми документами, в том числе созданными в период войны, была организована сеть районных архивов. Во многом это произошло благодаря переводу архивов в подчинение органов внутренних дел. Вместе с тем только с началом Великой Отечественной войны произошла мобилизация архивной работы, был сформирован отлаженный механизм архивной службы. Фактические данные свидетельствуют, что мощнейшая государственная структура со строгой внутренней дисциплиной попыталась навести порядок в такой специфической отрасли, как архивное дело с его задачами систематизации и хранения огромного количества документов. Хотя это достигалось не экономическими, а административными мерами, но
объективно необходимый результат невозможно было достичь при существовавшем уровне экономического и социокультурного развития региона.
Другой особенностью архивной работы в военные годы стало ужесточение доступа исследователей к архивным материалам, а также приоритет на сохранение документов, несмотря на все сложности военного времени. Таким образом, очевидно, что даже в тяжелейшие годы войны состояние архивной отрасли не просто оставалось стабильным, но и продвигалось по пути улучшения.
Литература
1. Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы: 1917-1980 гг. М.,1994. 357 с.
2. Савин ВА. Хранить нельзя уничтожить. Фор-
мирование и организация Государственного архивного фонда РСФСР-СССР.1918-1950-е гг. М., 2000. 224 с.
3. Маяковкий И.Л. Очерки истории архивного дела в СССР. Изд. испр. и доп. М., 1960. С.307.
4. Максаков В.В. Архивы и архивное дело в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы архивоведения. 1961. № 2. С.6.
5. Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980. 176 с.
6. Чупрова Э.Г. Архивы Коми АССР: 19221991 гг. Сыктывкар, 2007. 193 с.
7. Гагиева АК. Очерки истории становления и формирования архивного дела в России (IX -конец XX вв.). Сыктывкар, 2010.
8. О передаче республиканского и районного архива в ведение НКВД Коми АССР: постановление Совета Народных Комиссаров Коми АССР от 08.04.1939 г. № 363 // ГУ РК «Национальный архив РК». Ф. Р-605. Оп. 1.Д. 37.Л. 135-137.
9. ГУ РК «Национальный архив РК». ГУ РК «Национальный архив РК». Ф. Р-3. Оп. 1.Д. 489.Л. 146.
10. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф. Р-605. Оп. 1.Д. 17.Л. 32.
11. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф. Р-605. Оп. 4.Д. 24.Л.128-128 об.
12. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф.Р-488.Оп.1.Д.33.Л.3-8.
13. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р- 3. Оп. 1. Д. 118. Л. 50-54. Приказом народного комиссара внутренних дел Коми АССР от 5 декабря 1941г. во исполнение приказа НКВД СССР от 31.07.1941 г. Архивное отделение НКВД Коми АССР стало именоваться Отделением государственных архивов НКВД Коми АССР. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р- 488.Оп.1.Д.31.Л.77.
14. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф.Р-488.Оп.1.Д.120.Л.12.
15. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф.Р-488.Оп.1.Д. 31.Л.14-15.
16. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф. Р-488. Оп.1.Д. 34. Л. 24-25.
17. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф.Р-488.Оп.1. Д.55. Л.4-5.
18. ГУ РК «(Национальный архив РК». Ф.Р- 488. Оп. 1.Д. 41. Л.5, 9.
19. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р -488. Оп. 1 . Д. 65 .Л .6 об.
20. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р-488. Оп. 1. Д. 54. Л. 11.
21. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р-488. Оп.1. Д.835. Л. 98.
22. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р-488. Оп.1. Д. 834. Л. 34.
23. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р-488. Оп.1.Д.63.Л. 5.
24. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р-488. Оп. 1. Д.69. Л. 35 об.-36.
25. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р-488. Оп. 1. Д. 63. Л.13 об.
26. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф.Р-488.Оп.1.Д. 836. Л.1-4.
References
1. Khorkhordina T.I. Istorija otechestva i arhivy: 1917-1980 gg. [History of the motherland and archives: 1917-1980] - Moscow, 1994. P. 357.
2. Savin VA. Hranit' nel'zja unichtozhit'. Formi-
rovanie i organizacija Gosudarstvennogo arhiv-nogo fonda RSFSR-SSSR. 1918-1950-e gody [To keep not to destroy. Formation and organization of the RSFSR - the USSR State Archive Fund. 1918-1950] - Moscow, 2000.
3. Mayakovky I.L. Ocherki istorii arhivnogo dela v SSSR [Historical sketches on archival sphere in the USSR] - Edition revised and supplemented. Moscow, 1960. P.307.
4. Maksakov V.V. Arhivy i arhivnoe delo v SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Archives and archival sphere in the USSR during the Great Patriotic War] // Voprosy arhivovedenija [Archival science questions] - 1961.№ 2. P. 6.
5. Kraiskaya Z.V. Organizacija arhivnogo dela v
SSSR [Organization of archival sphere in the USSR] - Moscow, 1980. P.174.
6. Chuprova E.G. Arhivy Komi ASSR: 1922-1991 gg. [Archives in the Komi Autonomous Soviet Socialist Republic: 1922-1991]. Syktyvkar, 2007. 196 p.
7. Gagieva A.K. Ocherki istorii stanovlenija I for-mirovanija arhivnogo dela v Rossii (IX - konec XX vv.) [Historical sketches on beginning and formation of archival sphere in Russia (IX- end of the XX centuries)]. Syktyvkar, 2010.
8. O peredache respublikanskogo i rajonnogo ar-hiva v vedenie NKVD Komi ASSR: postanovle-nie Soveta Narodnyh Komissarov Komi ASSR ot 08.04.1939 g.№ 363 [On transfer of the Republican and regional archives to the jurisdiction of the People's Commissariat of Internal Affairs of the Komi ASSR: resolution of the Soviet of People's Commissars of the Komi ASSR of April 8, 1939 No. 363] // GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[National Archive of the Komi Republic]. F. R-605. Op. 1.D. 37.L. 135-137.
9. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK». GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R-3. Op. 1.D. 489.L. 146.
10. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R-605. Op. 1.D. 17.L. 32.
11. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R-605. Op. 4.D. 24.L.128-128 ob.
12. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R-488.Op.1.D.33.L.3-8.
13. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R- 3. Op. 1. D. 118. L. 50-54.
14. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R-488.Op.1.D.120.L.12.
15. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R-488.Op.1.D.31.L.14-15.
16. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R.488. Op.1.D. 34. L. 24-25.
17. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F..R-488.Op.1. D.55. L.4-5.
18. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R -488. Op. 1.D. 41 .L .5, 9.
19. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R -488. Op. 1. D. 65 .L.6 ob.
20. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R-488. Op. 1. D. 54. L. 11.
21. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R-488. Op.1.D.835. L. 98.
22. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R-488. Op.1.D.834. L.34.
23. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R-488. Op.1.D.63.L. 5.
24. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R-488. Op. 1. D.69. L. 35 ob.-36.
25. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F. R-488. Op. 1. D. 63 L.13ob.
26. GU RK «Nacional'nyj arhiv RK»[Ibid.]. F.R-488. Op.1.D.836.L.1-4.
Статья поступила в редакцию 18.05.2015