ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ / HISTORY AND ARCHAEOLOGY
УДК: 94 (470)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРЫМА (1923-1924 гг.)
В. В. Прохоров1
В работе рассмотрены правовые основы организации и деятельности крымских архивов первой половины 1920-х гг. Раскрываются основные причины, повлиявшие на создание в Крыму государственных архивов. Определены основные задачи архивных учреждений, их роль и место в системе государственных органов автономии.
Ключевые слова: архивы, НКВД Крыма, Крымская АССР, постановление, КрымЦИК, РКМ, Крымцентрархив, инструкция.
Целью работы является создание комплексной, целостной и научной картины периода становления и развития архивных структур Крымской АССР и их правовых основ деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить такие исследовательские задачи:
- осветить процесс создания системы архивных учреждений Крыма;
- определить роль и место республиканского и местных архивов в системе государственных органов власти;
- проанализировать правовые основы деятельности крымских архивов;
- изучить этапы реорганизации архивных подразделений полуострова в 1923— 1924 гг.;
- показать основные направления деятельности архивных учреждений Крымской АССР.
Первые годы в Крыму для Советской власти были крайне неблагоприятны во всех отношениях. Вначале 1920-х гг. полуостров по-прежнему находился в состоянии глубокого экономического упадка. Целый ряд первоочередных народнохозяйственных задач требовал скорейшего и безотлагательного решения. Одной из острейших проблем того периода, так до конца и не решенной, оставалась проблема сохранения крымских архивов от уничтожения и расхищения [5, с. 114]. Годы гражданской войны и иностранной военной интервенции нанесли архивному
1 Прохоров Владимир Владимирович — кандидат исторических наук, доцент, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
делу полуострова непоправимый урон. Практически все бывшие государственные и общественные учреждения и организации оказались закрытыми, их персонал был уволен, а имеющиеся архивы брошены на произвол судьбы.
Сохранению архивных материалов новые крымские власти с самого начала уделяли повышенное внимание. Уже в ноябре 1920 г. Крымский революционный комитет принимает решение о восстановлении деятельности Центрального областного архива, вместе с этим, Крымревком разрабатывает и принимает несколько документов, содержание которых нацеливалось на сбережение сохранившихся архивов [4, с. 98-99].
Принятые местными органами власти меры, однако, заметного улучшения в этом вопросе ни в 1921 г., ни в 1922 г. не принесли. Непрекращающийся процесс порчи и разбазаривания архивных материалов, вынудил Президиум Совета Народных Комиссаров (СНК) Крымской АССР весной 1923 г. принять решение о включении обновленной структуры Центрального архивного управления Крыма, вместе со всем штатом сотрудников, в состав Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) автономии.
Усиливая работу в этом направлении НКВД Крыма, опираясь на совместное постановление КрымЦИК и СНК Крымской АССР от 30 января 1923 г. «О концентрации материалов в Крымархиве и об изъятии таковых из учреждений и у частных лиц», 22 марта 1923 г. принимает соответствующее постановление. В принятом постановлении наркомата внутренних дел Крыма говорилось о том, что все государственные и частные предприятия, организации и учреждения обязывались в двухнедельный срок предоставлять Крымархиву сведения о находящихся в их ведении или находящиеся в занимаемых ими помещениях разного рода архивов дореволюционного времени, ликвидированных, эвакуированных, оставленных прежними владельцами или ныне действующих учреждений.
Все частные лица и магазины, имевшие архивную бумагу для завертывания продаваемых товаров, лавки, торгующие бумагой, а, равно как и торговцы на базарах, так же обязывались в указанный срок сообщать в Крымархив сведения об имеющейся у них архивной бумаге, независимо от ее количества.
Далее в положении подчеркивалось, что лица, уличенные в хищении архивных фондов, как очень ценного для истории государства достояния, в их незаконной продаже и скупке, в уничтожении архивных материалов, а также не исполняющие данного постановления, будут привлекаться к административной (с наложением штрафа до 300 руб. золотом) или уголовной ответственности по статьям 92, 102, 118 и 139 УК РСФСР [1, л. 81].
Важное значение для дальнейшего укрепления правовых основ организации и деятельности архивного дела в Крымской АССР, имела разработанная наркоматом внутренних дел автономии Инструкция Центральному архивному управлению (Крымцентрархив), отделам управлений окружных исполкомов и Главному
управлению милиции Крыма. Инструкция устанавливала порядок совместного изъятия архивных материалов сотрудниками Крымцентрархива и рабоче-крестьянской милиции (РКМ).
В первую очередь, для предупреждения производимой без специального разрешения Крымцентрархива продажи, приобретения или использования различных архивных фондов и отдельных документов, на работников Крымцентрархива и сотрудников органов РКМ возлагались обязанности по наблюдению как за торговыми и промышленными предприятиями, так и за отдельными лицами.
В случае выявления сотрудниками РКМ фактов незаконного использования и хранения архивных материалов различными предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, или получения ими соответствующей информации, правоохранителям следовало немедленно сообщать обо всех выявленных случаях в Крымцентрархив для последующего совместного тщательного обследования обнаруженных архивных материалов. В исключительных случаях, сотрудникам милиции предоставлялось право, без работников архива, производить арест архивных материалов и задержание подозреваемых лиц, причастных к их незаконной покупке, продаже и хранению.
В виду невозможности составить исчерпывающий перечень всех категорий дел, подлежащих реквизиции, в Инструкции указывался примерный перечень архивных материалов, требующих немедленного изъятия и сохранения. В первую очередь подлежали конфискации все документы, датированные или составленные ранее 15 июня 1811 г. Кроме того, изымались дела и бумаги, отражающие или содержащие:
- данные о международных отношениях и международном положении Российского государства;
- законы или материалы по их разработке и проведению, официальные и частные юридические проекты;
- указы и повеления в порядке верховного управления страной, а также распоряжения и руководящие разъяснения должностных лиц, центральных и местных органов власти;
- данные о создании, реорганизации и ликвидации правительственных учреждений, органов местного самоуправления и общественных организаций;
- отчеты о состоянии и деятельности ведомственных учреждений;
- разного рода описания, сводные таблицы и статистические данные о различных сторонах государственной и народной жизни;
- данные о состоянии финансов и отдельных отраслей хозяйства, военных и морских сил государства;
- данные о состоянии путей сообщения, частной благотворительности, народного здравоохранения, общего благосостояния и безопасности;
- данные о сельскохозяйственном, промышленном, торговом и экономическом положении страны;
- данные о религиозных и политических движениях, а также о настроениях в обществе;
- данные о развитии науки и культуры;
- данные об обычаях и бытовых особенностях населения и отдельных социальных групп;
- данные о знаменательных исторических событиях из жизни выдающихся
лиц;
- судебные решения и определения;
- секретные дела и документы, имевшие или имеющие особое значение для государства;
- документы на недвижимость, как материал для истории социально -политических и экономических отношений;
- книги и бумаги, имеющие историко-культурное значение, такие как описи, реестры, алфавиты и др. [1, л. 80].
Введение данной Инструкции благоприятно отразилось на сохранности исторических материалов Крыма. Тут следует подчеркнуть, что только в период с апреля по ноябрь 1923 г. органы милиции изъяли у различных республиканских организаций и учреждений более 25 архивов, общим весом около 8 тыс. пудов.
18 апреля 1923 г. коллегия НКВД Крымской АССР поручила административно -организационному управлению комиссариата разработать новое Положение о Центральном архиве. Проект «Временного Положения о Крымском центральном управлении архивным делом» вскоре был утвержден.
В принятом положении определялось место Крымцентрархива в системе государственных органов. К главным задачам центрального управления, положение относило выявление, сбор, систематизацию и научную обработку архивного фонда Крыма, и его охрану. Кроме этого, в положении говорилось, что «являясь местным органом Центрархива РСФСР, Крымархив организует и ведет свою работу по директивам и указаниям Центра и отчитывается перед ним за надлежащую постановку и ведение архивного дела в Крыму» [3, л. 62].
Находясь в составе НКВД Крыма на правах его отдельного управления, Крымцентрархив не только пользовался его всесторонней поддержкой, но и отчитывался перед ним по всем вопросам касающимся архивной работы. Для ведения делопроизводства, бухгалтерской отчетности и работ по хозяйству архивное управление пользовалось техническим аппаратом комиссариата. Данное положение устанавливало и порядок назначения на должности всех сотрудников управления и их функциональные обязанности, а также структуру местных органов Крымцентрархива.
Для руководства архивным делом на местах, при окружных исполкомах Крыма учреждались должности окружных архивистов, права и обязанности, которых, регламентировались отдельным положением.
Проект «Временного положения об окружных архивистах» коллегия НКВД Крыма утвердила 30 мая 1923 г. В утвержденном положении говорилось о том, что для заведования окружными архивами, при каждом из окружных исполкомов, кроме Симферопольского, вводилась должность архивиста. В обязанности окружных архивистов входило: а) учет и регистрация архивного материала; б) работа по его сохранению и принятие к этому действенных мер; в) строгое соблюдение процедуры приема-передачи архивного материала в хранилище; г) научная обработка архивного материала с составлением описей и алфавитных указателей; д) регулярное предоставление в Крымцентрархив отчетов о своей работе и состоянии дел в подведомственных архивах.
Окружного архивиста назначал заведующий отделом управления окрисполкома совместно с заведующим окружного отдела народного образования, из числа лиц имеющих историческое или юридическое образование [2, л. 12].
В начале 1924 г. на местные органы власти возложили обязанность по организации, содержанию и охране районных и городских архивов. Основываясь на требованиях «Временного положения о губернских архивных бюро» от 22 сентября 1923 г. и циркуляре Центрархива РСФСР от 6 декабря 1923 г. № 6443, Центральное административное управление Крыма предписывало Керченскому, Феодосийскому, Ялтинскому, Севастопольскому и Евпаторийскому райисполкомам учредить при них, за счет местных средств, должность районного архивиста. Далее, райисполкомам следовало принять безотлагательные меры по выделению пригодных для длительного хранения архивных материалов помещений, с последующим размещением в них всех исторических документов, хранящихся при учреждениях и у частных лиц.
Литература
1. Государственный архив Республики Крым (далее ГАРК). Ф. 415. Оп. 1. Д. 9. Приказы НКВД Крыма (24 апреля 1923 г. — 24 октября 1924 г.).
2. ГАРК, Ф. 709. Оп. 1. Д. 350. Указания и переписка общего характера с наркоматами (1 января-30 июня 1923 г.).
3. ГАРК, Ф. 709. Оп. 1. Д. 430. Постановления и указания НКВД о распределении денежных знаков, проект Положения о НКВД (1923 г.).
4. Прохоров В.В. Административная деятельность крымской милиции по сохранению республиканских архивов (февраль — декабрь 1921 г.) // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 4 (95). — С. 98-100.
5. Прохоров В.В. Организационное становление рабоче-крестьянской милиции Крыма: монография / В.В. Прохоров, Вступ. слово В.Ю. Ганкевича. — Киев: ООО «Издательство «Телесик», 2007. — 240 с.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF THE CRIMEAN ARCHIVAL INSTITUTIONS' ACTIVITY (1923-1924)
Prokhorov V. V.
Prokhorov Vladimir Vladimirovich — PhD (history), associate Professor, The Crimean branch of the Krasnodar University of the MIA of Russia
Abstract. The paper discusses the legal basis of organization and activity of the Crimean archives in the first half of the 1920s. Reveals the basic causes that influenced the creation of state archives in Crimea. The main tasks of archival institutions, their role and place in the system of state bodies of the autonomy was defined.
Key words: archives, NKVD of the Crimea, the Crimean Autonomous Soviet socialist Republic, the resolution, the CEC of the Crimea, manual, Crimean archives.
References
1. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (dalee GARK). F. 415. Op. 1. D. 9. Prikazy NKVD Kryma (24 aprelja 1923 g. - 24 oktjabrja 1924 g.).
2. GARK, F. 709. Op. 1. D. 350. Ukazanija i perepiska obshhego haraktera s narkomatami (1 janvarja-30 ijunja 1923 g.).
3. GARK, F. 709. Op. 1. D. 430. Postanovlenija i ukazanija NKVD o raspredelenii denezhnyh znakov, proekt Polozhenija o NKVD (1923 g.).
4. Prohorov V.V. Administrativnaja dejatel'nost' krymskoj milicii po sohraneniju respublikanskih arhivov (fevral' — dekabr' 1921 g.) // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. — 2016. — № 4 (95). — S. 98-100.
5. Prohorov V.V. Organizacionnoe stanovlenie raboche-krest'janskoj milicii Kryma: monografija / V.V. Prohorov, Vstup. slovo V.Ju. Gankevicha. — Kiev: OOO «Izdatel'stvo «Telesik», 2007. — 240 s.