Научная статья на тему 'Общественно-педагогические воззрения М. Н. Скаткина и стратегические аспекты развития отечественного образования'

Общественно-педагогические воззрения М. Н. Скаткина и стратегические аспекты развития отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
945
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / PEDAGOGICAL SCIENCE / RUSSIAN EDUCATION / HISTORY OF EDUCATION / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / PRIORITIES AND PERSPECTIVES OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич

Статья посвящена исследованию общественных и педагогических воззрений выдающегося советского ученого и педагога М.Н. Скаткина. Также автором рассматривается вклад М.Н. Скаткина в развитие отечественной педагогической науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Pedagogical Views of Mikhail N. Skatkin and Strategic Aspects of the Development of Domestic Education

The article is devoted to the study of the social and pedagogical views of the outstanding Soviet scientist and pedagogue Mikhail N. Skatkin. Also the contribution of Mikhail N. Skatkin to the development of domestic pedagogical science and education is considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Общественно-педагогические воззрения М. Н. Скаткина и стратегические аспекты развития отечественного образования»

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н. СКАТКИНА

ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.Н. СКАТКИНА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена исследованию общественных и педагогических воззрений выдающегося советского ученого и педагога М.Н. Скаткина. Также автором рассматривается вклад М.Н. Скаткина в развитие отечественной педагогической науки и образования.

Начав свою педагогическую деятельность в качестве скромного учителя сельской школы в переломный и судьбоносный для страны 1919 год (пик противостояния в Гражданской войне), патриарх отечественной педагогики, академик Академии педагогических наук СССР Михаил Николаевич Скаткин (19001991 ) с честью пронес через всю свою долгую и плодотворную жизнь идеалы высокого общественного служения. Уже через год после начала своей педагогической работы в 1920 г. молодой учитель М.Н. Скаткин был принят на работу в Калужское отделение Первой Опытной станции по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР. Первой Опытной станцией руководил крупнейший отечественный педагог-гуманист и реформатор образования С.Т. Шацкий, яркий продолжатель дела дореволюционной и зарубежной демократической педагогики.

20-е гг. ХХ столетия в истории отечествен-

К.Ю. Милованов

Ключевые слова:

педагогическая наука, российское образование, история образования, педагогическое знание, приоритеты и перспективы педагогических исследований.

45

Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I

ного образования - эпоха широчайшего педагогического эксперимента общегосударственного масштаба, время великих надежд и свершений. Молодые педагоги были свидетелями и участниками крупнейшего социального переворота за всю историю российской государственности. Они находились под влиянием преобразовательных идей «новой педагогики» и работали для созидания советской «новой школы» [12, с. 34], живым олицетворением которой и был на тот момент руководитель Первой Опытной станции Наркомпроса РСФСР С.Т. Шацкий.

Главной особенностью наставнического подхода С.Т. Шацкого к молодым педагогическим кадрам, работающим на Опытной станции, было то, что он поручал начинающим педагогам-исследователям ответственную работу в школе, параллельно вел активную просветительскую и образовательную деятельность, распространяя среди учительской молодежи передовые педагогические идеи. Согласно С.Т. Шацкому коренная реформа отечественной школы не могла быть осуществлена без создания передовой системы профессиональной подготовки научно-педагогических и учительских кадров. Это мнение выдающегося реформатора школы не потеряло своего актуального значения и в наши дни [11].

В настоящий момент, в условиях формирования кадрового сегмента креативного образования, делается ставка на «творческий поиск, развитие мотивации к работе по созданию нового интеллектуального продукта, выработку и накопление научно-творческого капитала, готового для его успешного применения в практической деятельности» [5, с. 48-49]. Различного рода достижения в рамках деятельности Первой Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР во многом объясняются созданием оптимальной системы по подготовке педагогических кадров.

Прогрессивные педагогические принципы организации школьного дела и учебного процесса, подготовки кадров, сформулированные С.Т. Шацким, глубоко запали в душу молодого ученого-педагога М.Н. Скаткина. Эти передовые вневременные идеи, такие как представления о школе как о деятельностной среде, которая развивает учащихся и организует их жизнедеятельность, подлинный демократизм, педагогический гуманизм и творчество, мастерство, приходящее с годами, открытость, присущая учительской профессии, заложили крепкие основы его дальнейшей научно-педагогический деятельности. Авторы «Очерков по истории советской школы и педагогики. 1921-1931», вышедших в свет в 1961 г., особо выделяют М.Н. Скаткина в яркой плеяде деятелей коммунистического воспитания Первой Опытной

46

I К.Ю. Милованов

станции Наркомпроса РСФСР, которые «под руководством С.Т. Шацкого и вместе с ним внесли свой вклад в теорию и практику советской педагогики» [8, с. 474].

Первые исследовательские работы М.Н. Скаткина носили явный практикоориентированный характер и были посвящены описанию и обобщению опыта работы в сельской школе по комплексным программам ГУСа, созданным под руководством Н.К. Крупской, при активном участии С.Т. Шацкого, который фактически и разрабатывал эти программы. К концу 20-х гг. в связи с окончанием процесса оформления советской модели административно-командной и мобилизационной системы (связанной с именем И.В. Сталина) данное поисковое направление в педагогике было фактически заморожено. А в первой половине 30-х гг. программы ГУСа были и вовсе отменены, и советская школа вернулась к дореволюционной практике - приступила к работе по программам и учебникам по отдельным учебным предметам.

Особого внимания заслуживает деятельность М.Н. Скаткина по развитию теории обучения и образования. Так в 50-х гг. ХХ в. им был сформулирован фундаментальный принцип научности в дидактике, который включал в себя следующие положения: научная достоверность сообщаемых ученикам сведений; раскрытие сущности описываемых явлений, отображение явлений в их взаимосвязи и скачкообразного характера развития; ознакомление школьников с важнейшими научными теориями, ведущими методами, способами и средствами научного познания; формирование у учеников представлений о познаваемости мира, об абсолютной и относительной истине.

Дидактическое знание для М.Н. Скаткина - это не догматическая и незыблемая данность, а исторически содержательная, обновляющаяся и совершенствующаяся система дидактических идей, построенная на основе развития отечественной и зарубежной педагогики, философских и психологических наук, различных исследований в области общей дидактики и проблемном поле частных методик, а также передового опыта педаго-гов-новаторов. Как справедливо и точно заметил В.И. Загвязинский, «дидактические подходы и проблемы Михаил Николаевич всегда анализировал с общепедагогических и общегуманистических позиций в единстве многих аспектов, в тесной связи с проблемами воспитания и развития личности, и приобщения ее к культуре, и в целом развития общества» [6, с. 5].

Основания, на которых базировалась дидактическая концепция М.Н. Скаткина и которые он отстаивал в своих научных публикациях и

47

Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I

выступлениях, в самом общем виде можно свести к тому, что процесс обучения не является только лишь сообщением некоей учебной информации учителем учащимся. Процесс обучения следует рассматривать как активную деятельность школьников в творческом содружестве и под руководством педагога. Таким образом, по глубокому убеждению М.Н. Скаткина, ученик отнюдь не объект воздействия со стороны учителя, а активный субъект педагогического процесса. Безусловно, «дидактическая концепция М.Н. Скаткина относится к ведущим парадигмам, вполне согласующимся со стратегической линией гуманистической педагогики» [1, с. 107].

Ключевыми педагогическими приоритетами для М.Н. Скаткина являлись: создание гармонической системы рационально-логических и чувственно-эмоциональных компонентов в учебно-воспитательном процессе (для того, чтобы детям было интересно учиться), внедрение демократического стиля в сферу взаимоотношений между педагогом и учащимися, формирование взаимоуважения и внимания к личности другого. Необходимо отметить, что «выбор в качестве ведущего основания организации образования творческой деятельности учителя, основанной на гуманистической личностно-ориентированной системе ценностей, может обеспечить адекватную этой системе реализацию дидактической концепции образования выдающегося педагога ХХ века М.Н. Скаткина» [1, с. 111].

Сущность культурологической концепции содержания общего среднего образования, созданной М.Н. Скаткиным в соавторстве с В.В. Краевским и И.Я. Лернером, заключается в том, что содержание образования раскрывается как адаптированный педагогический опыт всего человечества, изоморфный культуре во всей ее структурной полноте. Следовательно, оно должно включать в себя, помимо «готовых» знаний, также опыт осуществления деятельности и ценностно-эмоциональных отношений. Таким образом, М.Н. Скаткин шел по культурно-антропологической стезе, проторенной великим русским педагогом, ученым и мыслителем К.Д. Ушинским, который еще в 60-е гг. XIX в. «творчески обосновал психологическую сущность интереса к знаниям, показав, что в основе интереса к учению лежит естественное стремление человека к деятельности» [10, с. 27].

Так как М.Н. Скаткин придавал огромное значение повышению удельного веса творческой и поисковой активности в педагогической деятельности, он активно боролся против «зубрежки», понимая под этим словом бездумное механическое заучивание учебных текстов, которое служило питательной средой для развития такого негативного явления, как формализм в знаниях учащихся. По мнению В.В. Давыдова, «М.Н. Скаткин полагал, что

48

I К.Ю. Милованов

неправильно понимать усвоение знаний детьми только как пассивное восприятие и заучивание сообщаемых в готовом виде истин» [4, с. 326]. Борьбе с этой тенденцией был посвящен целый ряд книг, научных статей и публицистических работ, написанных выдающимся ученым-педагогом. По мнению М.Н. Скаткина, настоятельно необходимо было предпринять все меры для активизации потребности в знаниях и четкого определения мотивов учения у школьников.

В деле преодоления знаниевого формализма значительную роль играл школьный учебник. Для М.Н. Скаткина учебник являлся не только печатным носителем информации, но и специфическим сценарием учебной и образовательной деятельности, который ставил как для учащихся, так и для учителей определенную планку личностного развития. Передовые дидактические идеи выдающегося ученого-педагога заставили искать новые подходы к исследованию структурных элементов и сущностных компонентов процесса обучения, а именно его ведущих целей, содержания, методов, способов и форм организации. Как отмечал В.В. Давыдов, теоретические постулаты М.Н. Скаткина имели также фундаментальное значение для исследования феномена Детства, проблематики возрастной и педагогической психологии и были призваны «вместе эффективно решать вопросы развивающего начального обучения» [4, с. 327].

В СССР новые теоретические подходы в области дидактики нашли свое отражение во многих научных работах, в учебно-методических пособиях и рекомендациях для учителей, учебниках для средней школы, а также в изданиях словарно-справочного и энциклопедического типа как образовательно-педагогического, так и общенаучного характера. Многие произведения отечественных ученых-педагогов в области теории обучения и образования были переведены и изданы за рубежом.

Еще одно значительное направление научной работы М.Н. Скаткина -это его плодотворная деятельность по исследованию проблем политехнического обучения в средней школе и трудового воспитания. Как и великий русский педагог К.Д. Ушинский, но уже в новых исторических и идейно-политических условиях М.Н. Скаткин «поставил педагогическую теорию на службу систематизированного человековедения» [3, с. 16]. Советский ученый творчески развил известную идею К.Д. Ушинского о трудовом воспитании и обучении в рамках своей деятельности по теоретико-методическому сопровождению советской системы политехнического образования. М.Н. Скаткин утверждал, что политехническое обучение, погружаясь в состояние искусственной оторванности от производительного труда, неми-

49

Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I

нуемо приобретает абстрактный характер, а в самом «процессе производительного труда учащиеся должны учиться применять политехнические знания и умения» [7, с. 42].

По сути, в сложных историко-политических реалиях периода позднего сталинизма (со второй половины 40-х гг. по 1953 г.) М.Н. Скаткин постепенно подготавливал реабилитацию советской школы политехнизма, возвратив из небытия термин «политехническое обучение», который к этому времени уже давно выбыл из стратегических документов и педагогического официоза. Методично возрождая традиции запрещенной и ошельмованной педагогики 20-х гг., М.Н. Скаткин и его единомышленники разрабатывали современную теорию политехнического образования, его содержание, средства, методы и формы организации в новых исторических условиях.

Также трудно переоценить ту роль, которую сыграл М.Н. Скаткин в области методологии педагогического исследования. Преодолевая косность официальной идеологии, выдающийся ученый ставил своей целью научить педагога-исследователя пользоваться богатым инструментарием теории и методологии педагогической науки. Активное участие М.Н. Скаткина в работе Всесоюзного семинара по методологии педагогики, безусловно, способствовало значительному повышению теоретического уровня отечественных научно-педагогических исследований.

Следует отметить, что научные изыскания М.Н. Скаткина по важнейшим теоретическим и практическим проблемам педагогического знания, таким как принципы и методы обучения, политехническое обучение, прочно легли в основу ряда исследовательских работ в сфере образования, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом. Выдающийся ученый одним из первых в отечественной педагогике высказал мысль о разработке ведущей теории конструирования учебных программ. По мнению М.Н. Скаткина, предметная структура учебного плана таит в себе опасность того, что целое будет заслонено отдельными структурными элементами и, чтобы избежать данной опасности, в содержании образования следует обеспечить синтез, интеграцию, соединение различных частей в единое целое.

М.Н. Скаткин широко известен как исследователь, сформулировавший ряд важнейших теоретических принципов дидактики (в том числе, им был сформулирован принцип научности обучения), а также он является соавтором прогрессивных концепций методов обучения и содержания образования. Немаловажная роль принадлежит выдающемуся педагогу в выявлении путей совершенствования процесса обучения. Научные работы, вышедшие из-под пера М.Н. Скаткина, отличались высоким уровнем

50

I К.Ю. Милованов

мастерства, которое было точечно направлено на систематизацию дидактического знания, разработку его сущностно содержательных и структурных проблем, что всегда придавало научным трудам выдающегося ученого-пе-дагога концептуальную целостность.

Академик АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор М.Н. Скаткин - крупнейший отечественный педагог ХХ века, создатель более 300 научных работ, среди которых - монографии, статьи, учебные пособия и методические рекомендации для учителей, учебники для средней школы. Автору данных строк М.Н. Скаткин запомнился, прежде всего, как создатель замечательного учебника по природоведению для 3-х, 5-х классов средней школы (в соавторстве с Л.Ф. Мельчаковым) [9]. Эта прекрасная учебная книга к 1991 г. выдержала семь изданий. На страницах учебника М.Н. Скаткин вдохновенно рассказывал младшим школьникам о природе родного края и всей нашей Родины, об ученых - пламенных борцах за науку, о планетах солнечной системы и о многом другом.

М.Н. Скаткину были присущи государственно-патриотическое мышление, принципиальность, щепетильность в научных и повседневных вопросах, а также удивительная скромность, природный такт и врожденная интеллигентность. Так Д.И. Фельдштейн в книге своих воспоминаний охарактеризовал М.Н. Скаткина (научного руководителя по своей кандидатской диссертации) как «изумительного человека» [13, с. 49]. Для отечественной психолого-педагогической науки он являлся олицетворением живой и нерасторжимой связи в цепи преемственности поколений, гуманистической педагогической традиции и духовно-нравственной силы нашего общества.

Академик М.Н. Скаткин, «с большой открытостью и заинтересованностью откликающийся на перспективные исследования, с удовольствием открывающий новые имена в педагогической науке» [2, с. 87], внес значительный вклад в развитие сферы научно-педагогического прогнозирования. Обладая даром стратегического предвидения в области научно-педагогического прогнозирования и футурологии образования, М.Н. Скаткин сформировал теоретическую базу для создания адекватных ответов многим вызовам, которые на сегодняшний день периодически возникают в системе отечественного образования и от решения которых во многом зависит судьба нашей страны. М.Н. Скаткин сумел проницательно заглянуть в будущее отечественной школы и педагогической науки, а его фундаментальные труды надолго обозначили пути, сформулировали теоретические и практические принципы и определили стимулы развития национальной системы образования.

51

Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I

Имя М.Н. Скаткина всегда служило неким нравственным маяком для всех представителей педагогической науки, ибо он был подлинным воплощением научного этоса. Вполне закономерно, что вопросы об увековечении памяти выдающегося ученого, а также знаменательные и юбилейные даты, связанные с жизнью и творчеством патриарха отечественной педагогики, всегда вызывали живейший и неподдельный интерес со стороны научно-педагогического сообщества. Тому подтверждение две проведенные масштабные всероссийские научно-практические конференции в 2000 и 2010 гг., а также запланированная на октябрь 2015 г. беспрецедентная по своей значимости юбилейная международная научная конференция.

В этой связи нам представляется интересной многолетняя эпопея, посвященная проблеме достойного увековечения памяти М.Н. Скаткина. Так еще с конца 90-х гг. прошлого века в Российской академии образования (РАО) обсуждался вопрос об учреждении трех именных ведомственных премий: одной - действительного члена АПН СССР М.Н. Скаткина (в области методологии педагогической науки и теории обучения), двух других -К.Д. Ушинского (в области теории и истории образования и педагогической науки) и члена-корреспондента АПН СССР В.А. Сухомлинского (в области теории и методики государственного, общественного и семейного воспитания). Лауреату - ученому, награжденному одной из этих премий, полагалась денежная выплата из средств бюджетного финансирования Президиума РАО, вручение диплома и почетного нагрудного знака. Показательно, что, хотя проекты положений о трех ведомственных именных премиях были полностью разработаны и готовы для утверждения на Президиуме РАО, ни одна из них так и не была учреждена.

Однако несколько лет тому назад вопрос об увековечении памяти патриарха отечественной педагогики был поднят вновь. И в 2012 году на базе ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования (ныне - ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования») была начата сложнейшая и трудоемкая работа по созданию не имеющего аналогов в нашей стране Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики имени М.Н. Скаткина. Знаменательно, что в том же году Президиум Российской академии образования принимает давно ожидаемое решение об учреждении медали имени М.Н. Скаткина. Официальное открытие Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики имени М.Н. Скаткина приурочено к торжествам по случаю празднования 115-летия со дня рождения выдающегося отечественного ученого-педагога и просветителя.

52

I К.Ю. Милованов

Литература

1. Асташова Н.А. Развитие творчества учителя как основа реализации дидактической концепции М.Н. Скаткина // М.Н. Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции в двух томах / Под ред. В.А. Мясникова; сост. Л.Б. Прокофьева. М.: ИТОП РАО, 2000. - Том

II. - С. 107-111.

2. Богуславский М.В. Педагогика длиною в жизнь: к 110-летию со дня рождения М.Н. Скаткина // Проблемы современного образования. - 2010. - №4. - С. 85-89.

3. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 6-18.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

5. Дрига В.И., Милованов К.Ю. Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условиях креативного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4. - С. 48-51.

6. Загвязинский В.И. Дар предвидения: М.Н. Скаткин - выдающийся дидакт и методолог // М.Н. Скаткин и перспективы развития отечественной педагогики: Материалы Всерос. научно - практ. конф., посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося отечественного ученого-педаго-га Михаила Николаевича Скаткина (27-28 сентября 2010г.) / Под ред. Е.Н. Пузанковой, А.И. Умана, М.А. Федоровой. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. - С. 5-8.

7. Занаев С.З. Идеи трудового воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского и их развитие в деятельности М.Н. Скаткина // Проблемы современного образования. - 2014. - №3. - С. 37-44.

8. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931 / Под ред. Ф.Ф. Королева и В.З. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 508 с.

9. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение: Учебник для 3,5 кл. средн. школы. - 7-е изд., испр. М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

10. Милованов К.Ю. К.Д. Ушинский и эпоха Великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Проблемы современного образования. - 2014. - № 3. - С. 22-28.

11. Милованов К.Ю. Проблемные аспекты развития профессиональной карьеры педагога новейшего времени в контексте креативного образования // Ценности и смыслы. - 2014. - № 3. - С. 71-76.

12. Милованов К.Ю. Теоретико-методологические подходы к изучению

53

Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I

стратегии модернизации государственной образовательной политики в начале ХХ века // Проблемы современного образования. - 2015. - № 2. - С. 19-37.

13. Фельдштейн Д.И. События. Люди. Жизнь. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 304 с.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.