МАРКАРОВА Тамара Сергеевна директор ФГНУ «Научная педагогическая библиотека
им. К.Д. Ушинского» РАО, канд. филол. наук & [email protected]
РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ и БИБЛИОТЕК в РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ
В современном научном сообществе большую роль играют степень и качество информационного сопровождения и обеспечения деятельности ученых. Уровень профессиональных достижений отечественной педагогики и модернизация системы российского образования диктуют необходимость создания научно-образовательного пространства, отвечающего современным требованиям и способствующего развитию и оптимизации педагогической науки. Однако инновационные процессы должны происходить с учетом законов традиционной науки и с соблюдением принципа преемственности.
Сегодня «модернизация» - ключевое слово в современном российском лексиконе. Особую значимость модернизация приобретает в науке. При этом толкование этого термина имеет достаточно широкий диапазон. В узком смысле под модернизацией понимается прежде всего придание научно-практическим процессам инновационного характера. В широком понимании и, на наш взгляд, более корректном, речь идет о необходимости достаточно серьезных системных изменений во всех фундаментальных и отраслевых сферах научной жизни общества с соблюдением принципа преемственности традиций. Еще одной характерной особенностью современной науки является усиление интеграционных процессов.
В процессе модернизации педагогической науки и образования происходит
совершенствование научной деятельности и образовательного процесса как на основе гармоничной интеграции педагогических традиционных и инновационных технологий, так и в не меньшей мере на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий в создании и распространении научно-образовательной информации.
В эпоху развития информационного общества в России совершенно правомерно говорить о существовании инфосферы и о разработке информационно-коммуникативного взаимодействия как актуальнейшей из задач государства. Накопленные обществом массивы информации превосходят необходимые для ее обработки индивидуальные возможности человека. Это явление, получившее название «информационного кризиса», заключается в том, что
актуальным становится реализация новых моделей учебного процесса, ориентация на самостоятельную работу потребителей образовательных услуг
пользователь в состоянии ознакомиться с ничтожно малым количеством источников, вышедших в последнее время и отражающих актуальные проблемы определенной научной отрасли. Понятие «наука» в настоящее время определяется как сфера исследовательской деятельности человека, функцией которой является выработка и систематизация информации об объектах самого разнообразного характера. С середины 20-го столетия наблюдается интенсификация исследований, происходящих на стыке наук. Увеличение направлений исследований привело к лавинообразному росту получаемой информации, динамика которой изменяется по экспоненте. Специалистам различных профессий приходится решать многочисленные задачи, отличающиеся большой интеграционной (междисциплинарной) направленностью и слабой информационной структурированностью. Перспективы в разрешении «информационного кризиса» связаны, прежде всего, с возможностями обработки информации с учетом информационно-коммуникационных технологий и предоставлением оперативного доступа к ней в различных режимах с набором универсальных и специфических сервисных решений.
Если раньше (80-е годы прошлого столетия) ученые, особенно западные, уделяли особое внимание экономической и социальной сферам информационного общества, проблемам власти и управления, то теперь (и это в большей степени характерно для российской науки) концепция информационного общества разрабатывается с акцентом на проблемы образования. При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, без которых невозможно существование информационного общества. По нашему мнению, в содержание понятия «педагогическая информация» входят как культурно-истори-
ческий научный пласт, так и становление и развитие современной образовательной системы с новейшими педагогическими концепциями, проблемами и разработками. Научно-информационные процессы, с точки зрения философской методологии, взаимообусловлены и многофакторны, и такое раскрытие понятия «педагогическая информация» позволяет учитывать все научные факторы и достижения и построить четкую причинно-следственную связь между историей педагогики и современным состоянием педагогической науки. И если ученые-педагоги разрабатывают научные методологии и концепции (т.е., создают и потребляют научную информацию), то библиотеки призваны обеспечивать и поддерживать информационную составляющую научной деятельности. Актуальным становится реализация новых моделей учебного процесса, ориентация на самостоятельную работу потребителей образовательных услуг, коллективные формы обучения, формирование образовательных потребностей и компетентностей [1]. В современной прак-тико-ориентированной теории информации условно можно выделить три уровня существования и функционирования информационных процессов:
• уровень накопления информации (сбор, хранение и сохранность);
• уровень обработки информации (систематизация, кодирование);
• уровень моделирования информации (структурирование, семантико-синтаксическое сопровождение информационных блоков);
• уровень сервисных технологий (предоставление оперативного доступа к информации, набор поисковых функционалов).
В современную эпоху кибертехноло-гии (информационно-коммуникационные технологии) активно применяются не только в сфере информационных услуг, но и в информационном обеспечении науки, образования и почти всех отраслей производства [2]. Это значительно облегчает обработку, сортировку, хранение информации и способствует эффективному обмену информационными ресурсами между различными организациями, странами и пользователями. Данная технологическая задача решена путем:
• разработки универсального конвертера, позволяющего преобразовывать
Роль информации и библиотек в развитии педагогической науки и образования
исходные тексты наиболее популярных форматов в обычный плоский текст;
• разработки автоматизированного алгоритма формирования логико-лингвистического портрета (ЛЛП) текстового фрагмента;
• разработки адаптивного рубрикатора библиографии (АРБ) и программного обеспечения для его сопровождения и использования;
• увязки указанных новых элементов в единый технологический процесс.
Это существенно повышает производительность труда как на этапе ввода данных, так и в процессе анализа найденных текстовых фрагментов и является подготовительным, но необходимым этапом семантической обработки текста. Семантическая обработка означает:
• обработку неструктурированной информации из различных источников;
• единый визуальный интерфейс пользователя и унифицированная технология создания и ведения документов;
• многофункциональность доступных видов аналитической обработки текста;
• автоматическое аннотирование статей;
• автоматическое рубрицирование источников;
• динамический анализ тематической структуры текстов (кластерный анализ);
• создание семантических карт связей объектов;
• частотный анализ информационных материалов.
В этих условиях задачей научной педагогической академической библиотеки, такой как ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, является комплексная поддержка новых информационных технологий и телекоммуникаций в сфере образования и педагогической науки России, информационное обеспечение инновационного цикла создания наукоемкой продукции и технологий, системы его (цикла) поддержки управления. Цель данной задачи - построение единого информационно-образовательного пространства путем межведомственной, межкорпоративной, междисциплинарной координации и интеграции как ресурсов, так и специалистов (создателей и пользователей) [3].
Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) понимается нами как интегрированное средство накопления, хранения, обработки и рас-
пространения информации, педагогически целесообразно организованное. Единство системы научно-педагогической информации достигается путем соблюдения следующих условий:
• выделение информационного объекта, создание его имиджа;
• проведение лингвистического анализа, создание базы метаданных;
• классификация информационных объектов;
• описание информационных объектов;
• определение параметрических характеристик объекта;
• создание базы данных информационных объектов с учетом системных спецификаций.
Следовательно, современные тенденции развития российского образования ставят перед создателями и распространителями образовательно-информационных ресурсов, в частности, перед отраслевыми (педагогическими) библиотеками, задачу формирования такого единого образовательного научно-информационного потенциала, который был бы адекватен современным возможностям мирового информационного развития, включая вопросы, связанные с расширением национального информационно-образовательного пространства, повышением эффективности использования научно-образовательных информационных ресурсов и активизации информационного сотрудничества в научно-педагогической деятельности.
Контентно-ресурсное наполнение ЕИОП должно ориентироваться на основные приоритетные направления современной педагогической науки и развитие образования. Например, такие как:
• прогнозирование и проектирование инновационных процессов в образовании;
• оценка эффективности работы научно-педагогических и образовательных учреждений;
Ключевые слова:
модернизация образования, новые информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникативное взаимодействие, инфосфера, семантическая обработка, кластерный анализ, теория информации, педагогическая информация, интеграционные процессы,единое информационно-образовательное пространство
Keywords:
modernization of education, new information and communication technology, information-communicative interaction, infosphere, semantic processing, cluster analysis, information theory, pedagogical information, integration processes, a single information-educational environment
дной из целей деятельности академической библиотеки становится обеспечение дружественной, комфортной ком-ьуникационной среды
• выявление инновационного научно-педагогического потенциала;
• разработка концептуальной и методологической основы для учебных программ;
• мониторинг научной динамики и практико-ориентированных проблем современной педагогики;
• определение рыночного сегмента -групп реальных и потенциальных пользователей по конкретным признакам в соотношении с ресурсным объемом ЕИОП, конкретными потребностями пользователей и формой обслуживания.
Как и всякая система, система образования имеет инфраструктуру, включающую, как правило, объективно складывающуюся совокупность образовательных учреждений, органов управления образованием, академических учреждений, ресурсных центров и других образовательных организаций, находящихся во взаимодействии друг с другом, поддерживаемым информационно-коммуникационной структурой, которой, на наш взгляд, может стать единое информационно-образовательное пространство.
Базовыми критериями библиотечно-информационного сервиса в условиях единого информационно-образовательного пространства, на наш взгляд, являются:
• ситуационная полезность для пользователя;
• комфортность (удобство получения/ пользования информацией);
• избирательность (адресность, индивидуализация вплоть до персонификации, приобретает особую актуальность в условиях академических библиотек);
• стабильность (постоянный характер информационного обслуживания);
• особый уровень качества;
• оперативность предоставления информации;
• гибкость (приспособляемость) номенклатуры в соответствии с динамикой потребительского спроса;
• исчерпывающая полнота запрашиваемой информации;
• объективная социальная и/или экономическая выгода для библиотеки [4].
Итак, одной из сущностных целей деятельности специализированной академической библиотеки, такой как ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, становится обеспечение дружественной, комфортной коммуникационной среды, способствующей оптимизации научно-педагогической и образовательной деятельности; корректному научному общению как внутри одной коллаборации, так и в межотраслевом сообществе. Наиболее эффективно и оперативно эта цель достигается благодаря объединению доступных интеллектуальных и материально-технических ресурсов, а также вследствие особой настроенности на позитивные результаты.
Источники
1. Баврин П.А Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс]. - URL: http://humanities.edu.ru.
2. Винер Н. Информатика, язык и общество. - М.: Наука, 1983. - С. 238-248.
3. Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры: материалы Всероссийской Интернет-конференции, Региональной научно-практической конференции, 14-15 октября 2008 г. - Орел, 2008. - 168 с.
4. Клюев В.К. Управленческая экономика российской библиотеки. - М., 2007. - 384 с.
Tamara S. MARKAROVA
Director of State Scientific Pedagogical Library named after K.D. Ushinsky, Cand. of Filol. Sci.
The Role of Information and Library in Development of Pedagogy and Education
In the modern scientific community plays an important role extent and quality of information maintenance and operation of the scientific. Occupational achievements of Russian pedagogy and modernization of Russian education dictate the need for a scientific and educational space that meets modern requirements and to aid the development and optimization of teaching science. However, innovation must be subject to the science and the traditional with the principle of continuity.