I УДК 004 ББК 73
РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Т. С. Маркарова
В современном научном сообществе большую роль играет степень и качество информационного сопровождения и обеспечения деятельности ученых. Уровень профессиональных достижений отечественной педагогики и модернизация системы российского образования диктуют необходимость создания научно-образовательного пространства, отвечающего современным требованиям и способствующего развитию и оптимизации педагогической науки. Однако инновационные процессы должны происходить с учетом законов традиционной науки и с соблюдением принципа преемственности.
Ключевые слова: модернизация образования, новые информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникативное взаимодействие, инфосфера, семантическая обработка, кластерный анализ, теория информации, педагогическая информация, интеграционные процессы, единое информационно-образовательное пространство.
THE ROLE OF INFORMATION AND PEDAGOGICAL LIBRARIES IN THE DEVELOPMENT OF SCIENCE AND EDUCATION
T. S. Markarova
The extent and quality of information support of scientists' activity play an important role in the modern scientific community. The level of professional achievements of Russian pedagogy and modernization of Russian education dictate the need for creation of a scientific and educational space that meets modern requirements and contributes to the development and optimization of pedagogical science. However, innovations should be carried out with regard to the laws of science and the principle of continuity.
Keywords: modernization of education, new information and communication technologies, information and communicative interaction, information sphere, semantic processing, cluster analysis, information theory, pedagogical information, integration processes, united information and educational space.
Сегодня модернизация - ключевое слово в современном российском лексиконе. Особую значимость модернизация приобретает в науке и образовании. При этом толкование этого термина имеет достаточно широкий диапазон. В узком смысле под модернизацией понимается прежде всего придание научно-практическим процессам инновационного характера. В широком понимании, и, на наш взгляд, более корректном, речь идет о необходимости достаточно серьезных системных изменений во всех фундаментальных и отраслевых сферах научной жизни общества с соблюдением принципа преемственности традиций. Еще одной характерной особенностью совре-
менной науки является усиление интеграционных процессов.
В процессе модернизации науки и образования происходит совершенствование научной деятельности и образовательного процесса на основе гармоничной интеграции традиционных и инновационных технологий, использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что немаловажно в создании и распространении научно-образовательной информации нового поколения.
В эпоху развития информационного общества в России совершенно правомерно говорить о существовании инфосферы и о разра-
ботке информационно-коммуникативного взаимодействия как актуальнейшей из задач государства. Накопленные обществом массивы информации превосходят необходимые для ее обработки индивидуальные возможности человека. Это явление, получившее название «информационного кризиса», заключается в том, что пользователь в состоянии ознакомиться с ничтожно малым количеством источников, вышедших в последнее время и отражающих актуальные проблемы определенной научной отрасли. Понятие «наука» в настоящее время определяется как сфера исследовательской деятельности человека, функцией которой является выработка и систематизация информации об объектах самого разнообразного характера. С середины XX в. наблюдается интенсификация исследований, происходящих на стыке наук. Увеличение направлений исследований привело к лавинообразному росту получаемой информации, динамика которой изменяется по экспоненте. Специалистам различных профессий приходится решать многочисленные задачи, отличающиеся большой интеграционной (междисциплинарной) направленностью и слабой информационной структурированностью. Перспективы в разрешении «информационного кризиса» связаны прежде всего с возможностями обработки информации с учетом ИКТ и предоставлением оперативного доступа к ней в различных режимах с набором универсальных и специфических сервисных решений.
Если раньше (1980-е гг.) ученые, особенно западные, уделяли особое внимание экономической и социальной сфере информационного общества, проблемам власти и управления, то теперь (и это в большей степени характерно для российской науки) концепция информационного общества разрабатывается с акцентом на проблемы образования. При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, без которых невозможно существование информационного общества. По нашему мнению, в содержание понятия «педагогическая информация» входит
как культурно-исторический научный пласт, так и становление и развитие современной образовательной системы с новейшими педагогическими концепциями, проблемами и разработками. Научно-информационные процессы с точки зрения философской методологии взаимообусловлены и многофакторны, и такое раскрытие понятия «педагогическая информация» позволяет учитывать все научные факторы и достижения и построить четкую причинно-следственную связь между историей педагогики и современным состоянием педагогической науки. И если ученые-педагоги разрабатывают научные методологии и концепции (то есть создают и потребляют научную информацию), то библиотеки призваны обеспечивать и поддерживать информационную составляющую научной деятельности. Актуальным становится реализация новых моделей учебного процесса, ориентация на самостоятельную работу потребителей образовательных услуг, коллективные формы обучения, формирование образовательных потребностей и компетентностей [1].
В современной практико-ориентированной теории информации условно можно выделить три уровня существования и функционирования информационных процессов:
• уровень накопления информации (сбор, хранение и сохранность);
• уровень обработки информации (систематизация, кодирование);
• уровень моделирования информации (структурирование, семантико-синтаксическое сопровождение информационных блоков);
• уровень сервисных технологий (предоставление оперативного доступа к информации, набор поисковых функционалов).
В современную эпоху кибертехнологии (ИКТ) активно применяются не только в сфере информационных услуг, но и в информационном обеспечении науки, образования и почти всех отраслей производства [2]. Это значительно облегчает обработку, сортировку, хранение информации и способствует эффективному обмену информационными ресурсами между различными организациями, странами и пользователями. Данная технологическая задача решена путем:
• разработки универсального конвертора, позволяющего преобразовывать исходные тек-
сты наиболее популярных форматов в обычный плоский текст;
• разработки автоматизированного алгоритма формирования логико-лингвистического портрета (ЛЛП) текстового фрагмента;
• разработки адаптивного рубрикатора библиографии (АРБ) и программного обеспечения для его сопровождения и использования;
• увязки указанных новых элементов в единый технологический процесс.
Это существенно повышает производительность труда как на этапе ввода данных, так и в процессе анализа найденных текстовых фрагментов и является подготовительным, но необходимым этапом семантической обработки текста. Семантическая обработка означает:
• обработку неструктурированной информации из различных источников;
• единый визуальный интерфейс пользователя и унифицированная технология создания и ведения документов;
• многофункциональность доступных видов аналитической обработки текста;
• автоматическое аннотирование статей;
• автоматическое рубрицирование источников;
• динамический анализ тематической структуры текстов (кластерный анализ);
• создание семантических карт связей объектов;
• частотный анализ информационных материалов.
В этих условиях задачей научной педагогической федеральной библиотеки, такой как ФГБНУ НПБ им. К. Д. Ушинского является комплексная поддержка новых информационных технологий и телекоммуникаций в сфере образования и педагогической науки России, информационное обеспечение инновационного цикла создания наукоемкой продукции и технологий, системы его (цикла) поддержки управления. Цель данной задачи - построение единого информационно-образовательного пространства путем межведомственной, межкорпоративной, междисциплинарной координации и интеграции как ресурсов, так и специалистов (создателей и пользователей) [3].
Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) понимается нами как ин-
тегрированное средство накопления, хранения, обработки и распространения информации, педагогически целесообразно организованное. Единство системы научно-педагогической информации достигается путем соблюдения следующих условий:
• выделение информационного объекта, создание его имиджа;
• проведение лингвистического анализа, создание базы метаданных;
• классификация информационных объектов;
• описание информационных объектов;
• определение параметрических характеристик объекта;
• создание базы данных информационных объектов с учетом системных спецификаций.
Следовательно, современные тенденции развития российского образования ставят перед создателями и распространителями образовательно-информационных ресурсов, в частности, перед отраслевыми педагогическими библиотеками, задачу формирования такого единого образовательного научно-информационного потенциала, который был бы адекватен современным возможностям мирового информационного развития, включая вопросы, связанные с расширением национального информационно-образовательного пространства, повышением эффективности использования научно-образовательных информационных ресурсов в обучении и активизации информационного сотрудничества в научно-педагогической деятельности.
Особый смысл приобретают организационные возможности Интернет, например в кластеризации потоков работ по определенным дисциплинам, проблемам и т. д. Сегодня, в частности, уже появилась необходимость упорядочения информации, связанной с проведением диссертационных исследований по педагогике, упорядочения, имеющего важное значение для повышения качества экспертизы и смысл для соискателей и соответствующих структур, определяющих, прогнозирующих и обеспечивающих направления и проблемы исследований, позволяя планировать работы в системе наиболее актуальных задач с учетом общей ситуации разработки тех или иных тем и способы управления развитием научных образовательно-информационных потоков.
Принято выделять некоторые принципы кластеризации информационных потоков научных исследований по педагогике:
• принцип учета и индивидуальных потребностей исследователей в области педагогики;
• принцип адекватности информационно-образовательных ресурсов и услуг потребностям пользователей;
• принцип доступности педагогической информации;
• принцип легитимности доступа к педагогической информации;
• принцип взаимосвязи теории с практикой в педагогике;
• принцип открытости педагогическим инновациям;
• принцип наглядности и моделирования педагогической информации.
В этих условиях отраслевые (педагогические) библиотеки становятся активными проводниками внедрения информационных технологий в профессиональные сферы, частично беря на себя задачу по созданию информационных ресурсов и мультимедиапродуктов. Деятельность библиотек оценивается в большей степени, чем раньше, по их способности выполнять свою коммуникативно-образовательную функцию, то есть осуществлять целевую информационную поддержку научно-образовательной деятельности и удовлетворять информационные потребности специалистов в области педагогической и психолого-педагогической науки.
По нашему мнению, в содержание понятия «педагогическая информация» входит как культурно-исторический научный пласт, так и становление и развитие современной образовательной системы с новейшими педагогическими концепциями, проблемами и разработками. Научно-информационные процессы с точки зрения философской методологии взаимообусловлены и многофакторны, и такое раскрытие понятия «педагогическая информация» позволяет учитывать все научные факторы и достижения и построить четкую причинно-следственную связь между историей педагогики и современным состоянием педагогической науки. И если ученые-педагоги разрабатывают научные методологии и концепции (то еесть соз-
дают и потребляют научную информацию), то библиотеки призваны обеспечивать и поддерживать информационную составляющую научно-педагогической деятельности, которую условно можно подразделить на 4 этапа:
1. Формулирование проблемы.
2. Поиск источников информации, релевантных проблеме.
3. Научная, аналитико-синтетическая обработка информационных источников.
4. Создание массива документов, наиболее полно и репрезентативно отражающих конкретную проблему.
Таким образом, задачами библиотек становятся:
• осуществление и совершенствование информационной поддержки фундаментальных научных исследований и практической деятельности в области педагогики и педагогической психологии на базе ИКТ;
• реализацию возможностей информационного взаимодействия и потенциала распределенных научных информационно-образовательных ресурсов локальных и глобальных сетей как основы функционирования ЕИОП;
• обеспечение легитимного доступа пользователям к документам из фондов традиционных библиотек, предоставление которых затруднено в силу ряда причин: отдаленности пользователя от библиотеки, малой экземпляр-ности документа и т. д.;
• обеспечение легитимного доступа к информации, существующей исключительно в электронной форме;
• целенаправленное информационное обеспечение работников образования путем формирования полнотекстовых баз данных, снабженных аннотированным электронным каталогом со стандартным набором поисковых полей, и предоставления легитимного доступа к ним;
• информационное сопровождение всех уровней и форм образования и самообразования.
Контентно-ресурсное наполнение ЕИОП должно ориентироваться на основные приоритетные направления современной педагогической науки и развития образования. Например, такие как:
• прогнозирование и проектирование инновационных процессов в образовании;
• оценка эффективности работы научно-педагогических и образовательных учреждений;
• выявление инновационного научно-педагогического потенциала.
• разработка концептуальной и методологической основы для учебных программ;
• мониторинг научной динамики и практи-ко-ориентированных проблем современной педагогики;
• определение рыночного сегмента - групп реальных и потенциальных пользователей по конкретным признакам в соотношении с ресурсным объемом ЕИОП, конкретными потребностями пользователей и формой обслуживания.
Как и всякая система, система образования имеет инфраструктуру, включающую, как правило, объективно складывающуюся совокупность образовательных учреждений, органов управления образованием, научных учреждений, ресурсных центров и других образовательных организаций, находящихся во взаимодействии друг с другом, поддерживаемом информационно-коммуникационной структурой, которой, на наш взгляд, может стать ЕИОП.
Итак, одной из сущностных целей деятельности специализированной педагогичсекой библиотеки, такой как ФГБНУ НПБ им. К. Д. Ушинского, становится обеспечение дружественной, комфортной коммуникационной среды, способствующей оптимизации научно-педагогической и образовательной деятельности; корректному научному общению как внутри одной коллаборации, так и в межотраслевом сообществе. Наиболее эффективно и оперативно эта цель достигается благодаря объединению доступных интеллектуальных и материально-технических ресурсов, а также вследствие особой настроенности на позитивные результаты. В частности, с 2013 г. в НПБ им. К. Д. Ушинского достаточно эффективно функционирует Научно-педагогическая электронная библиотека (НПЭБ). НПЭБ представляет собой крупномасштабную сетевую библиотеку академического типа по педагогике и психологии. Это сетевая многофункциональная полнотекстовая информационно-поисковая система, обеспечивающая сбор, хранение и распространение необходимой информации по педагогике, образованию. В ближайшей перспективе НПЭБ должна стать информационной систе-
мой, способной обеспечить процесс обучения в вузе, преимущественно в педагогическом.
Основными пользователями (читателями) НПЭБ являются ученые, преподаватели, учителя и студенты, учащиеся средних образовательных учреждений. Кроме того, думается, что электронная библиотека должна представлять несомненный интерес для специалистов, занятых организацией педагогической науки и образования в нашей стране. Учитывая взаимосвязь научных и образовательных процессов в мире, информация, содержащаяся в электронной библиотеке, достаточно широко востребована и зарубежными специалистами данного профиля. (Например, мы связаны партнерскими отношениями с Мичиганским и Стэнфорд-ским университетами; Институтом изучения учебной литературы в Брауншвейге и т. д.)
Научно-педагогическая электронная библиотека обеспечивает:
• свободный сетевой доступ к информационному фонду по педагогике и психологии для всех заинтересованных лиц;
• высокое качество подготовки информации, предоставляемой конечным пользователям (читателям);
• решение широкого круга пользовательских функциональных задач, в числе которых:
- разнообразные виды навигации во всем информационном пространстве электронной библиотеки;
- последовательный, параллельный и выборочный просмотр полных текстов;
- полнотекстовый информационный поиск;
- атрибутный поиск информационных объектов;
- разнообразные переходы между информационными объектами с использованием развитой системы гипертекстовых и гипермедийных связей;
- экспорт информационных объектов или их фрагментов;
- ведение каталога сетевых информационных ресурсов по тематике электронной библиотеки.
Электронная библиотека включает в себя:
• информационный фонд;
• программно-технологический комплекс подготовки информации (ПТК);
• средства распространения информации и пользовательские сервисы;
• средства хранения данных;
• подсистему управления и ведения электронной библиотеки.
Информационный фонд НПЭБ является структурированной совокупностью информационных объектов, каждый из которых представляет в электронной форме определенный материал (печатное издание, архивный документ, указатель и др.). Информационные объекты представляют информацию различных видов: на первом этапе создания электронной библиотеки - тексты и изображения, в дальнейшем - аудио- и видеоинформацию. Для удобства идентификации и организации атрибутных поисков каждый информационный объект содержит необходимую метаинформа-цию. Информационный фонд должен содержать основную информацию, строго соответствующую установленным тематическим направлениям, а также сопроводительную информацию, полезную при работе с основной информацией и облегчающую взаимодействие читателей с электронной библиотекой.
Программно-технологический комплекс подготовки информации (ПТК) представляет собой сеть автоматизированных рабочих мест, на которых осуществляется полный технологический процесс обработки информации, а также контроль и управление этим процессом. ПТК рассчитан на поточную (массовую) обработку информации и предполагает высокую степень автоматизации всех операций, включая операции контроля и управления. ПТК должен быть масштабируемым и обеспечивать высокий уровень качества электронной информации, представляемой в НПЭБ.
Средства распространения информации и пользовательские сервисы реализуются на базе шеЬ-сайта электронной библиотеки. При проектировании и реализации сайта планируется обеспечивается достаточная функциональность, малое время реакции, и удобство работы пользователей, четкая логическая структура, развитые средства навигации и информационного поиска.
Система хранения данных (СХД) предназначена для надежного сохранения как конечной информации, получаемой в результате техно-
логического процесса и загружаемой в электронную библиотеку, так и для промежуточных данных, получаемых по завершению ряда технологических операций. СХД реализуется в виде трех модулей: оперативного, версионного и долговременного хранения данных.
Подсистема управления и ведения электронной библиотеки включает комплекс программно-технологических средств, обеспечивающий удаленную (с использованием шеЬ-интерфейса) загрузку, корректировку и индексирование всех содержащихся на сайте данных.
Современная библиотека, и педагогическая в первую очередь, интегрирует в своей деятельности взаимодействие четырех необходимых элементов:
• кумуляцию информационного потенциала;
• интеллектуальную, семантическую обработку информации;
• производство интегрированной и синтезированной информации;
• обеспечение коммуникационного процесса;
• разработку разветвленной информационно-поисковой системы.
Основным результатом кумуляции информационного потенциала является формирование информационной модели внешней среды (науки, отрасли, культуры и т. д.). Ее многоаспектный анализ позволит установить соответствие между реальными ресурсами библиотеки и информационными потребностями ее пользователей; реконструировать в истори-ко-географическом, предметно-содержательном и иных аспектах современное состояние и определить перспективы развития внешней среды. Следовательно, целесообразность координации институций (библиотек, учебных и научных организаций, музеев и архивов), так или иначе кумулирующих в себе информацию, знания, накопленный культурный, научный и исторический опыт, бесспорна. Тем не менее, на сегодняшний день пока только библиотеки инициируют тенденции к взаимодействию с архивами и музеями, не встречая должного стремления с их стороны. Безусловно, такое положение вещей объясняется вполне объективными причинами: разноведомственная подчиненность, различные способы хранения обработки, хранения и предоставления досту-
па к информационным массивам, различие терминологического аппарата и т. д. Но очевидно, что развивающаяся информационно-научная и информационно-образовательная инфраструктура современного общества рано или поздно приведет к созданию интегрированной информационной системы, включающей в себя контент библиотек, архивов и музеев, учебных и научных организаций. И наша задача - подготовить к такой интеграции идеологическую, технологическую и экономическую базу.
Итак, информатизация общества кардинально изменила направления развития библиотек и магистральным направлением развития библиотечного фонда в условиях информатизации является формирование его электронной части - библиографических, реферативных и полнотекстовых баз данных. Для этого необходимо:
• кардинально изменить стратегию комплектования фонда: пополнять его электронными документами;
• обеспечить перевод в электронную форму наиболее значимой и актуальной части собственного фонда;
• создавать на основе собственных и внешних ресурсов качественно новые гипердокументы;
• разрабатывать отраслевые информационные системы с поисково-навигационным аппаратом;
• максимально использовать для комплектования фондов легитимные возможности Интернета.
Отметим, что наличие массива электронных документов дает возможность создания качественно новых коллекций, которые объединят в точных копиях документы, рассеянные сегодня в различных библиотеках, информационных системах, порталах и т. д. Такие электронные коллекции будут иметь особую научно-педагогическую значимость и культурную ценность.
Для интеллектуальной обработки информации документ предстоит анализировать на трех уровнях - формальном, содержательном и коммуникативном. Эта работа проводится при каталогизации, производстве собственной информационной продукции, формировании ресур-
сов для информационно-аналитической деятельности. Необходим, на наш взгляд, переход к дифференцированной каталогизации в зависимости от общественной значимости и научной ценности документа. При таком подходе интеллектуальную обработку документа предполагается осуществлять по следующей принципиальной схеме: библиографическое описание - анализ - синтез - углубленная индексация - интеграция в новой форме (электронный каталог и (или) база данных; информационно-библиографическая продукция; включение в информационно-аналитические системы).
Каждая библиотека должна сформировать долгосрочные приоритеты в создании интегрированной и синтезированной информации. Эти приоритеты определяются перспективными тенденциями развития науки, образования, культуры, экономики и т. д.; структурой и содержанием информационных потребностей пользователей, информационным потенциалом конкретной библиотеки, ее отраслевой направленностью и ведомственной принадлежностью. Среди этих приоритетов целесообразно выделить: создание фундаментальной библиографии; формирование системы проблемно-ориентированных баз данных; реферативной и прогнозно-аналитической информации. Магистральным направлением производства информации должно стать создание и многоаспектное использование информационно-аналитических систем когнитивного типа. Например, давно возникла необходимость создания отечественных отраслевых баз данных (по гуманитарным и социальным наукам), с корректным алгоритмом подсчета публикационной активности ученых-гуманитариев. Однако при этом следует принимать во внимание, что интегрированная информация обладает такими свойствами, как:
• разнородность: информация может иметь различный формат: числовые данные, лингвистические описания и т. д.;
• разнотипность: может быть информация библиотечная, архивная, музейная и т. д.;
• фрагментарность: информация чаще всего относится к какому-либо фрагменту проблемы, причем разные фрагменты могут быть по-разному «покрыты» информацией;
• разноуровневость: информация может относиться ко всей проблеме в целом, к не-
которой ее части, к конкретному элементу проблемы;
• различная степень надежности: информация может содержать конкретные данные различной степени надежности, косвенные данные, результаты выводов на основе надежной информации или косвенные выводы;
• возможная противоречивость: данные из различных источников могут совпадать, слегка различаться или вообще противоречить друг другу;
• изменяемость во времени: проблема/ процесс развивается во времени, поэтому и информация в разные моменты времени об одном и том же элементе проблемы может и должна различаться;
• возможная тенденциозность: информация отражает определенные интересы источника информации, поэтому может носить тенденциозный характер. В частном случае она может являться намеренной дезинформацией.
Учитывая такие особенности информации и специфику ее научной обработки, полезно применять технологию информационного мониторинга. Эта технология базируется на использовании ряда приемов, позволяющих максимально корректную и исчерпывающую обработку информации. В частности:
• для реализации возможности обработки информации из разнородных источников в базе данных системы хранятся как документы, так и ссылки на экспертную оценку;
• для возможности обработки фрагментарной информации можно использовать модель проблемы/процесса в виде дерева;
• обработка разноуровневой информации достигается за счет предоставления пользователю возможности отнести оценку конкретного информационного материала к разным вершинам дерева-модели;
• обработка информации различной степени надежности и обладающей возможной противоречивостью или тенденциозностью достигается за счет использования лингвистических экспертных оценок;
• изменяемость во времени учитывается фиксацией даты поступления информации при оценке конкретного материала, то есть время является одним из элементов описания объектов системы.
Таким образом, системы, построенные на базе этой технологии, позволяют иметь развивающуюся во времени модель проблемы/процесса на основе оценок аналитиков, подкрепленную ссылками на все информационные материалы, выбранные ими, с общими и частными оценками состояния проблемы/процесса, или их аспектов. Использование времени как параметра системы позволяет проводить ретроспективный анализ и строить прогноз развития проблемы/процесса. Собственно технология информационного мониторинга позволяет:
• единообразно обрабатывать разнородную, разноуровневую, фрагментарную, меняющуюся во времени информацию в соответствии с международными стандартами;
• формировать контент в определенной идеологии, релевантной профилю и научной направленности информационной системы/ библиотеки;
• получать оценки состояния проблемы/ процесса, отдельных их аспектов;
• моделировать различные ситуации в предметной области информационного мониторинга;
• выявлять «критические пути» развития проблемы/процесса, то есть выявлять те элементы, малое изменение состояния которых может качественно изменить состояние проблемы/процесса в целом;
• выполнять технологические требования: программно-техническая среда, формат представления информации, зеркалирование и архивирование баз данных.
На сегодняшний день реформа и модернизация образования и науки переживают, на наш взгляд, все еще начальную стадию разработки и далеко не всегда корректного частичного внедрения. Зачастую не принимается во внимание накопленный опыт, отсутствует системный подход к осуществлению процесса. Мы считаем, что информационный компонент, на котором зиждется как наука, так и образование (кстати, абсолютно игнорируемая во всех законодательных документах), должен стать если не самым главным, то, несомненно, находиться в числе важных и основных составляющих в реструктуризации науки и системы образования. В этой связи перспективными направ-
лениями деятельности современной научной педагогической библиотеки видятся такие, как:
• научно-информационное обеспечение всех форм и уровней учебного и образовательного процессов и педагогической науки;
• информатизация научной, научно-производственной и административной деятельности образовательных и научно-образовательных учреждений;
• создание и развитие единой телекоммуникационной и информационной среды системы образования и науки;
• разработка единых принципов формирования, классификации и поддержки информационно-научных образовательных ресурсов;
• создание информационной инфраструктуры системы управления науки и образования;
• информационная интеграция системы науки и образования России в мировое информационно-образовательное пространство;
• создание отечественных отраслевых баз данных научно-педагогической и психолого-педагогической периодики, интегрируемых в мировое научно-педагогическое и информационно-образовательное пространство.
В новых условиях обеспечение коммуникативного процесса будет осуществляться на основе перехода от традиционной парадигмы обслуживания, которая базируется на представлении документов на бумажных носителях, к парадигме информационного направления. Новая парадигма базируется на цифровом представлении разнообразной информации для широкого круга пользователей как в библиотеке, так и за ее пределами.
Библиотека в заданных параметрах организует процесс коммуникации как в реальном, так и виртуальном пространстве, прежде всего в сетевом коллаборативном информационном
пространстве. При этом она способствует освоению этого пространства, оценке и включению его объектов в научную, образовательную и культурную практику, обеспечивает их сохранение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баврин, П. А. Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс] / П. А. Баврин. - Режим доступа: http://humani ties.edu.ru (дата обращения: 10.12.2014).
2. Винер Н. Информатика, язык и общество [Текст] / Н. Винер. - М.: Наука, 1983. -С.238-248.
3. Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры [Текст]: материалы Всерос. интернет-конференции, Регион. науч.-практ. конф., 14-15 октября 2008 г. - Орел, 2008. - 168 с.
REFERENCES
1. Bavrin P. A. Metodika otsenki effektivnosti primeneniya informatsionnykh resursov v uchebnom protsesse (Methods of assessing the effectiveness of use of information resources in the learning process). Available at: http://hu-manities.edu.ru (accessed 10.12.2014).
2. Viner N. Informatika, yazyk i obshchestvo (Computer science, language and society). Moscow: Nauka, 1983, pp. 238-248.
3. Elektronnoe informatsionnoe prostranstvo dlya nauki, obrazovaniya, kultury: materialy Vseros. internet-konferentsii, Region. nauch.-prakt. konf. (Electronic information space for science, education and culture: Proceedings of All-Russian Internet Conference, Regional research and practical conference). October 14-15, 2008. Orel, 2008. 168 p.
Маркарова Тамара Сергеевна, кандидат филологических наук, директор ФГБНУ НПБ им. К. Д. Ушинского e-mail: [email protected]
Markarova Tamara S., PhD in Philology, Director of Scientific Pedagogical Library n.a. K. D. Ushinsky e-mail: [email protected]