Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО / РЕЗУЛЬТАТ / ЭФФЕКТ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / ЦЕЛЬ / ПРИЗНАК / НЕОБХОДИМОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Зокир Тоштемирович

В статье показано, что успешность педагогической деятельности в результате положительного решения данной задачи и поставленных в образовательном процессе целей зависит прежде всего от содержания образования по общедидактическому принципу, на основе которого каждый обучающийся обладает индивидуальными и возрастными особенностями, педагогической активностью, профессиональным умением находить решения поставленных задач, кроме того, указывается, что необходимо правильно ставить цели при применении инновационных образовательных технологий, формулировать свои профессиональные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL SKILLS AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION

In the article, the success of pedagogical activity as a result of the positive solution of this task and the goals set out in the educational process depends primarily on the content of the education of the general didactic principle, on the basis of which each student has individual and age characteristics, pedagogical activity, the professional skill in finding solutions to the problems, in addition, it is stated that it is necessary to correctly set the goal in the application of innovative educational technologies, to formulate their professional skills.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Рахимов З.Т. Email: Rakhimov6109@scientifictext.ru

Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам,

и. о. профессора, кафедра социальных наук, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показано, что успешность педагогической деятельности в результате положительного решения данной задачи и поставленных в образовательном процессе целей зависит прежде всего от содержания образования по общедидактическому принципу, на основе которого каждый обучающийся обладает индивидуальными и возрастными особенностями, педагогической активностью, профессиональным умением находить решения поставленных задач, кроме того, указывается, что необходимо правильно ставить цели при применении инновационных образовательных технологий, формулировать свои профессиональные умения.

Ключевые слова: образование, процесс, качество, результат, эффект, технология, инновация, цель, признак, необходимость, формирование.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL SKILLS AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS

OF EDUCATION Rakhimov Z.T.

Rakhimov Zokir Toshtemirovich - Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences, Acting Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, KARSHI INSTITUTE OF ENGINEERING AND ECONOMICS, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article, the success of pedagogical activity as a result of the positive solution of this task and the goals set out in the educational process depends primarily on the content of the education of the general didactic principle, on the basis of which each student has individual and age characteristics, pedagogical activity, the professional skill in finding solutions to the problems, in addition, it is stated that it is necessary to correctly set the goal in the application of innovative educational technologies, to formulate their professional skills.

Keywords: education, process, quality, result, effect, technology, innovation, goal, attribute, necessity, formation.

УДК 377;037;(077) DOI: 10.24411/2312-8089-2021-10609

Одна из существующих в нашей жизни проблем - это социальные отношения. В результате общественных отношений формируется человек, то есть он социализируется. Поэтому общество, существующее в каждую эпоху, воспитывает свой народ. Воспитание является ключевым фактором развития каждого общества. Здесь педагогическая психология изучает психологические закономерности

формирования качеств личности в процессе воспитания, направленного на достижение определенной цели.

Формирование личности в целостном педагогическом процессе, проблемы, возникающие в образовательном процессе в процессе развития молодежи как рационально-нравственного, духовного совершенствования, так и решения проблемных ситуаций непосредственно связаны с деятельностью педагога, его профессиональным мастерством. В современной образовательной системе деятельность по повышению качества образовательного процесса, эффективному управлению и организации урока базируется на возможностях учителя творчески использовать образовательные технологии.

Особое внимание было уделено тому, что отношение, присущее профессии педагога-это социально-гуманитарное отношение, своевременное осознание необходимости достижения этого уровня и внимание к проблеме постановки цели (постановка цели правильно), может служить фактором достижения больших творческих достижений в будущем, то есть самостоятельная профессиональная деятельность каждого студента, осознавшего, что правильная постановка цели, особенно при применении инновационных технологий, является фактором достижения гарантированного результата [1, 2, 3, 4].

Для успешной работы необходимо, чтобы каждый учитель обладал педагогическими навыками. Обладатель педагогического мастерства достигает больших результатов, затрачивая мало труда. Творчество всегда будет его партнером. Педагогическая деятельность по своей сути носит творческий характер. Воспитатель формирует личность читателя, принимает самостоятельные решения в неожиданной ситуации, решает педагогические задачи, самостоятельно управляет учебным процессом. Также педагог имеет педагогико -психологическую подготовку, в педагогическом процессе необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ученика, в совершенстве владея методами психологического воздействия.

В настоящее время в развитии педагогической деятельности в нашей стране педагогические взгляды и учения мировых мыслителей имеют позитивное значение. В современных условиях требования общества к образовательным учреждениям растут день ото дня, и задача правильного решения этих требований на практике привязана к учителю. Учитель современной школы выполняет ряд задач. Учитель является организатором учебного процесса в классе. Основными требованиями, которые общество предъявляет к учителю, являются:

- знать сущность духовно-воспитательного воспитания личности, идеологию национального пробуждения и общечеловеческого богатства;

- верность нашим национальным ценностям и традициям;

- любовь учащихся к природе своей родины и семьи;

- иметь обширные знания, осознавать различные знания;

- иметь самостоятельное знание предмета, который он преподает, и быть в курсе новых достижений и недостатков мировой науки в своей профессии;

- овладение методикой обучения и воспитания;

- творческий подход к своей работе;

- владеть педагогическими приемами (логикой, выразительными средствами речевого воспитания и педагогической тактикой);

- необходимо стремиться в полной мере соответствовать таким требованиям, как постоянное повышение своих знаний и педагогического мастерства [5, 6, 7, 8, 9, 10].

Успешность педагогической деятельности в результате положительного решения этой задачи и поставленных целей зависит прежде всего от того, насколько правильно осуществляется общедидактический принцип в содержании, методах и организационных формах обучения.

Поэтому современное развитие науки и техники требует от учителя творческого подхода, умения свободно размышлять над важными проблемами науки, донести до учащихся достижения науки и научить студентов самостоятельному и творческому мышлению, исследовательской работе. Поэтому учителю необходимо постоянно работать над собой, самостоятельно приобретать знания, совершенствовать свои профессиональные навыки, совершенствовать свое мастерство, повышать эффективность своей педагогической деятельности.

В этом контексте воспитание студентов, обучающихся в высших учебных заведениях на основе инновационных образовательных технологий, без преувеличения является одной из главных задач наших преподавателей. В целях развития системы образования внедрение инноваций в образовательный процесс служит движущей силой для перспектив развития образовательных учреждений инновационной технологии [11, 12, 13, 14, 15].

Организация занятий с использованием образовательных технологий является актуальным вопросом и очень вероятно, что уроки будут проходить интересно. Потому что основная цель образовательной технологии-активизировать образовательный процесс, добиться высокого уровня усвоения учебного материала учащимися и научить их самостоятельно мыслить, а также уметь выражать свое мнение.

Сегодня основным способом понимания педагогической технологии является ориентация на четко определенные цели, установление регулярного взаимодействия с воспитателем, обучение через действия воспитателя, что считается философской основой педагогической технологии. Взаимодействие должно составлять основу инновационной технологии и полностью охватывать процесс обучения. Одним из важных требований при применении образовательных технологий является достижение высоких результатов в короткие сроки, без чрезмерных умственных и физических нагрузок. Доставка студентам определенных теоретических знаний за короткий промежуток времени, формирование у них умений и навыков определенной деятельности, а также контроль за деятельностью студентов, оценка уровня приобретенных ими знаний, умений и навыков требуют от преподавателя высокого педагогического мастерства и нового подхода к образовательному процессу [16, 17, 18, 19, 20].

Цель не может быть достигнута принудительным применением образовательных технологий. Наоборот, желательно развивать их творчески, вместе с использованием передовых технологий, которые базируются или используются опытными педагогами.

На сегодняшний день в ряде развитых стран накоплен большой опыт применения образовательных технологий, повышающих образовательную и творческую активность и гарантирующих эффективность образовательного процесса, а методы, лежащие в основе этого опыта, называются интерактивными методами.

Умение применять интерактивные методики, основанные на инновационных технологиях обучения, обучении студентов обучению в сотрудничестве, организации совместной работы и изучении передового педагогического опыта в своей деятельности обеспечивает эффективность каждой педагогической деятельности.

Основная цель интерактивного обучения направлена на повышение эффективности образовательного процесса за счет обеспечения не только слушания слушателей, но и их непосредственного участия в усвоении знаний. В этом процессе учитель взаимодействует не только с учениками, но и со студентами. В процессе выполнения заданий учащиеся самостоятельно делают выводы, закрепляют пройденный материал за собой. В то же время они сами усваивают новый материал.

Совершенствование современного образования, организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе педагогических технологий, необходимость использования интерактивных методов в обучении является одним из важных и приоритетных направлений современного образования,

обмена передовым педагогическим опытом педагогов и одной из задач в области обучения. Изучение, обмен передовым педагогическим опытом (в том числе зарубежным) в системе образования служит осознанию того, что использование педагогических технологий в образовательном процессе каждого педагога-воспитателя является необходимостью, внедрение, внедрение инноваций в образование является одним из основных факторов развития современного образования [21, 22, 23, 24, 25].

Для того чтобы организовать учебный процесс нетрадиционным способом, учитель усваивает передовой педагогический опыт и создает возможности для применения инновационных технологий, неустанно ищет и проводит урок творчески. Она направлена и предусматривает повышение эффективности образовательного процесса. Поэтому, поскольку основной целью и задачей образовательного процесса является воспитание зрелых и компетентных личностей, организация образовательного процесса на основе передовых педагогических технологий, это эффективно оправдывает его деятельность и обеспечивает достижение важнейших достижений в подготовке конкурентоспособных кадров.

Список литературы /References

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М.,Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.

2. Базаров О.Ш., Рахимов З.Т. Модульная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». № 21(99). Часть 2, 2020. С. 26.

3. Raximov Zokir. Using Educational Innovations in Developing Students' Learning Activeness Eastern European Scientific Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 30.03.2021). DOI 10.12851/EESJ201706. P. 118-122.

4. Raximov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces Eastern European Scientific Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 30.03.2021). DOI 10.12851/EESJ201901. P. 385-390.

5. Raximov Zokir Toshtemirovich. The development of higher educational institutions and health care training process. Proceedings of the 2019 International Conference on International scientific and practical conference "Innovative ideas of modern youth in science and education" 27-28 February, 2019 JL. Monopahit 666B, Sidoaijo, Jawa Timur 61215, Indonesia P. 159-162.

6. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

7. Muslimov N.A., Rakhimov Z. T. Motivation of students in the educational process in order to develop students ' educational and cognitive activities. Proceedings of the ICECRS "Generating knowladge through research". 4 Aprel, 2019. JL.Monopahit 666B, Sidoaijo, Jawa Timur 61215, Indonesia. P. 331-336.

8. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. Development of professional competence of Educator. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. № 10, 2019. P. 99-106.

9. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки»,

2019. № 3 (136). С. 42.

10. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 87-88.

11. РахимовЗ.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал - «Молодой учёный». Май, 2012 г. № 5 (40). С. 486.

12. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

13. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.

14. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал «Проблемы педагогики», 2020. № 2 (47). С. 90.

15. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53), С. 60.

16. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.

17. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. - Научно-методический журнал "Academy" Издательство «Проблемы науки» № 3 (42), 2019. С. 58.

18. Рахимов З.Т.Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал/ Вестник науки и образования Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

19. Рахимов З.Т.,Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки». журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 10 (88). Часть 1. С. 70.

20. РахимовЗ.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.

21. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 45.

22. Турдиев Ш.Р., Келдиёрова М.Г. Личные и профессиональные особенности учителя научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования»,

2020. № 6 (151). Часть 1. С. 69. DOI 10.24411/2304-2338-2020-10602.

23. Шадиев Р.Д., Келдиёрова М.Г. Системный подход как важный фактор организации образовательного процесса. Научно-методический журнал «Проблемы Педагогики». № 6 (51), 2020. C. 6-9. DOI: 10.24411/2410-2881-202010601.

24. Рахимов З.Т. Учет индивидуальных психологических особенностей студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 1 (64), 2021. С. 71-75. DOI: 10.24411/2412-8236-2021-10102.

25. Рахимов З.Т, Шоназаров З.У. Инновационная деятельность будущих преподавателей и факторы ее формирования. Международный научный журнал «Вестник науки». № 1 (3 4). Том 1, 2021. C. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.